Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ'

СОВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / MEDICAL ORGANIZATION / PROCESS APPROACH / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чолоян С.Б., Екимов А.К., Павловская О.Г., Шеенкова М.В., Дмитриева И.В.

Оценена интенсивность и направления развития процессного подхода в управлении медицинскими организациями от момента первых публикаций в российской литературе до настоящего времени. Изучено 282 литературных источника, из которых 235 - по управлению медицинской организацией и 47 работ, в которых анализировалось построение бизнес-процессов на предприятиях немедицинского профиля. Установлено, что для ускорения темпов построения бизнес-процессов в медицинских организациях необходимо использовать компьютерные программы построения процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чолоян С.Б., Екимов А.К., Павловская О.Г., Шеенкова М.В., Дмитриева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern management of medical organization basedon the process approach in russian scientific publications

The intensity and direction of development of the process approach in the management of medical organizations from the time of the first publications in the Russian literature to the present has been evaluated. 282 literary sources were studied, of which 235 were for managing a medical organization and 47 were papers that analyzed the construction of business processes in non-medical enterprises. It was found that to accelerate the pace of building business processes in medical organizations, it is necessary to use computer programs for building processes.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ»



С.Б. Чолоян,

д.м.н., главный врач, ГАУЗ «Детская городская клиническая больница», г. Оренбург, Россия, e-mail: sb433@mail.ru А.К. Екимов,

экономист, ГАУЗ «Детская городская клиническая больница», г. Оренбург, Россия, e-mail: ekimov_ak@mail.ru О.Г. Павловская,

к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург, Россия, e-mail: pavlovskaya-o@mail.ru М.В. Шеенкова,

к.м.н., генеральный директор, главный врач Общества с ограниченной ответственностью «Медгард-Оренбург», г. Оренбург, Россия, e-mail: ms_1301@mail.ru И.В. Дмитриева,

начальник отдела, АСУ ГАУЗ «Детская городская клиническая больница», г. Оренбург, Россия, e-mail: dmitrieva_70@mail.ru Е.Н. Байгазина,

программист отдела, АСУ ГАУЗ «Детская городская клиническая больница», г. Оренбург, Россия, e-mail: elena311075@mail.ru Л.В. Данилова,

врач, ГАУЗ «Детская городская клиническая больница», г. Оренбург, Россия, e-mail: lyryndina@yandex.ru

СОВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ

УДК 614.2+001.6

Чолоян С.Б., Екимов А.К, Павловская О.Г, Шеенкова М.В, Дмитриева И.В., Байгазина Е. Н, Данилова Л.В. Современное управление медицинской организацией на основе процессного подхода в российских научных публикациях (ГАУЗ «Детская городская клиническая больница»; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург, Россия)

Аннотация. Оценена интенсивность и направления развития процессного подхода в управлении медицинскими организациями от момента первых публикаций в российской литературе до настоящего времени. Изучено 282 литературных источника, из которых 235 — по управлению медицинской организацией и 47 работ, в которых анализировалось построение бизнес-процессов на предприятиях немедицинского профиля. Установлено, что для ускорения темпов построения бизнес-процессов в медицинских организациях необходимо использовать компьютерные программы построения процессов. Ключевые слова: медицинская организация, процессный подход, система менеджмента качества.

Процессный подход - метод организации эффективной работы организации, внедряемый с конца 70-х прошлого века. Суть процессного подхода - представление деятельности организации как набора взаимосвязанных бизнес-процессов, которые являются последовательностью действий, направленных на получение заданного результата, ценного для данной медицинской организации (МО).

Принципиальным отличием процессного подхода от других является концен-трированность на результате и оптимальном способе его достижения. Выделение бизнес-процесса дает возможность управлять этим объектом: проектировать, регламентировать, оптимизировать, планировать и контролировать показатели

© С.Б. Чолоян, А.К. Екимов, О.Г. Павловская, М.В. Шеенкова, И.В. Дмитриева, Е.Н. Байгазина, Л.В. Данилова, 2019 г.

результативности и эффективности процесса. Таким образом, управляя всеми бизнес-процессами, мы управляем деятельностью всей МО как системой бизнес-процессов.

МО выстраивает систему эффективных горизонтальных связей. В фокусе внимания главного врача находится внутренняя среда организации - процессная система. Управление подразделениями происходит по «входу» и «выходу». Основной задачей управления является повышение эффективности и прозрачности. Стиль управления - делегирование полномочий и наделение ответственностью.

Неизбежными следствиями внедрения процессного управления в здравоохранении становятся:

■ Регламентация бизнес-процессов. Описывается нормальный ход процесса, возможные точки принятия решений.

■ Изменение принципов формирования подразделений. Удобнее становится иметь в одном подразделении специалистов разных функциональных областей. В случае, когда создание таких подразделений обойдется слишком дорого и не приведет к значительному росту эффективности, можно использовать выделение так называемых «сервисных подразделений» -подразделений, оказывающих услуги другим подразделениям в рамках выполнения ими процессов. При этом взаимодействие с сервисным подразделением регламентируется, устанавливаются нормативы времени и качества обслуживания.

■ Устранение большого количества избыточных уровней иерархии: процессные оргструктуры являются горизонтальными, с небольшим количеством уровней управления (4-5), соответствующих иерархии процессов.

Плюсами процессной схемы управления МО являются:

■ Ориентированность исполнителей и руководителей на получение результата, нужного МО. Мотивационные схемы персонала привязаны именно к результатам.

■ Четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата.

■ Разгрузка руководителей. Они вмешиваются в оперативное управление только в случае значительных отклонений.

•/ Руководители занимаются своими прямыми обязанностями - организацией эффективного управления и стратегией развития.

• Некритичность для МО смены работников, поскольку есть механизм передачи знаний новым сотрудникам (регламенты бизнес-процессов).

Минусы процессного подхода:

• В случае формирования многофункциональных подразделений требуются отдельные процедуры для обеспечения профессионального роста сотрудников (обучение).

• Применение процессного подхода на практике сталкивается с необходимостью обработки большого массива информации, т.к. идет создание масштабной бизнес-модели всей МО.

Для решения последней проблемы предназначены специализированные программные комплексы класса EA (Enterprise Architecture), позволяющие не только описывать бизнес-процессы и организационную структуру, автоматически формировать регламентирующую документацию компании (регламенты процессов, положения о подразделениях, должностные инструкции), но и предоставляющие важные аналитические возможности (имитационное моделирование, функционально-стоимостной анализ) для совершенствования системы управления.

Цель статьи - оценить интенсивность и направления развития процессного подхода и его реализации в управлении МО от момента первых публикаций в российской литературе до настоящего времени.

Материалы и методы. При решении задач, связанных с достижением поставленной цели, были проанализированы все публикации (книги и статьи) о процессном подходе в управлении МО, информация о которых была на сайтах Интернета. Также был проанализирован ряд публикаций о разработке и внедрении бизнес-процессов на предприятиях, не связанных со здравоохранением. Основанием для выбора публикации о процессном подходе на предприятиях являлось то, что там содержались процессы, которые пока не нашли своего отражения в публикациях о процессном подходе в управлении здравоохранением.

Процессная модель управления возникла тогда, когда существовали и были доминирующими другие модели управления. Поэтому в ряде случаев достаточно сложно отделить научные работы, в которых исследуются вопросы эффективности управления МО и работы, в которых вопросы управления рассматриваются с позиций процессного подхода. В анализ включались научные работы, в которых

с

#хс

->

Менедже,

основное внимание уделялось процессному подходу в управлении МО, особенностям его применения и результатам, полученным на его основе.

При анализе тенденций авторы оценивали динамику использования тех или иных особенностей процессного подхода в управлении МО.

Результаты исследования. Для решения задач, поставленных авторами, было изучено 282 литературных источника, которые были найдены по сайтам в Интернете, из которых в 235 источниках рассматривались вопросы применения процессного подхода в управлении МО. Также были рассмотрены 47 работ, в которых анализировалось построение бизнес-процессов на предприятиях немедицинского профиля. Столь значительное число проанализированных работ по описанию процессного подхода не в здравоохранении объяснялось тем, что в указанных работах оценивались особенности построения бизнес-процесса, которые еще не нашли реализации при построении процессной модели управления в здравоохранении или медицине, или оценивались новые аспекты применения бизнес-процессов в сочетании с другими инструментами управления. При подготовке статьи не анализировались работы (лекции, статьи) обучающего характера, в которых в стиле учебной подачи материала рассматривалась процессная модель управления, принципы и этапы построения процесса. В качестве примера статьи,

описывающей применение процессного подхода не в медицине или здравоохранении, можно указать статью Катаева М.Ю. и соавт., 2014 [13], в которой рассматривались возможности сочетания таких инструментов управления как система поддержки принятия решения (СППР) в сочетании с процессно-ориентированной моделью управления.

Безусловно, для реализации цели статьи использовались классические работы, на основе которых формировались критерии оценки научных статей [4, 5].

Управление на основе процессной модели является достаточно молодым направлением эффективного управления организацией. В 1993 году вышла книга М. Хаммера и Дж. Чампи «Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе», в которой авторы четко сформулировали проблему, вставшую перед организацией, стремящейся к эффективному управлению. В 1994 году был создан эффективный инструмент построения бизнес-процесса (компьютерная среда ARIS (Шеер А.В., 1999) [33]. Первыми работами, в которых с достаточной определенностью были обозначены основные положения применения процессного подхода в МО, можно считать публикации И.В. Ушакова и Н.Ф. Князюк [27, 28]. В отмеченных работах авторы рассматривали процессный подход как инструмент управления качеством. Термин «бизнес-процесс» указанными авторами был использован в 2004 году [29]. В кандидатской диссертации

Рис. 1. Распределение числа публикаций о процессном подходе в управлении МО

Н.Ф. Князюк было дано обобщение разработанных механизмов процессного подхода в управлении МО: «Деятельность медицинской организации рассмотрена с позиции процессного подхода, разработана карта процессов системы менеджмента качества, в числе основных подпроцессов которой выделены ответственность руководства, управление ресурсами, процессы жизненного цикла медицинской услуги, измерение, анализ и улучшение» [15]. Таким образом, временной промежуток анализа публикаций о процессном подходе в медицине или здравоохранении составил с 2002 по 2018 год. Обработка материала для статьи проводилась в программных средах STATISTICA 10.0, VISUAL FOXPRO 9.0 и EXCEL.

На рис. 1 приведены данные о частоте публикаций, посвященных бизнес-процессам, в медицине или здравоохранении по годам.

Из рис 1 можно установить, что в 2011 году число публикаций о процессном подходе в управлении МО было наибольшим.

При оценке тенденций, связанных с особенностями разработки и применения процессного подхода в управлении МО, использовался метод шкалирования, при котором в качестве шкалы измерений использовались качественные (номинальные) шкалы (Пфанцагль И., 1976) [19]. Метод шкалирования это метод количественной оценки качественных явлений. В роли качественного явления выступали публикации, посвященные применению процессного подхода в управлении МО. Измерением публикации в построенной номинальной шкале является установление наличия у измеряемого объекта (научной публикации) некоторого свойства, которое зафиксировано в виде градации построенной номинальной шкалы. Например, если в некоторой статье описание работ, включаемых в бизнес-процесс, дано в виде таблицы, с перечнем работ, последовательное выполнение которых составляет основу бизнес-процесса, то по шкале «Визуальное отображение процесса», имеющей градацию «Отображение бизнес-процесса в виде таблицы» анализируемая статья имеет значение единица. Если в некоторой другой научной статье описываемый бизнес-процесс не имеет табличного изображения, то по шкале «Визуальное отображение процесса» имеющей градацию «Отображение бизнес-процесса в виде таблицы» анализируемая статья имеет значение ноль. Таким образом, каждая проанализированная публикация по выделенным градациям номинальных шкал имеет одно из двух значений: либо значение 0 (свойство в статье отсутствует), либо значение 1 (в статье имеется указанное свойство). Измерения всех

научных работ в выделенных номинальных шкалах располагаются в таблице типа «объект-свойство», чаще называемой таблицей типа «объект-признак», которая в первом столбце содержит названия анализируемых статей, а в остальных столбцах, имеющих названия градаций номинальных шкал, будут стоять значения ноль или единица. Важно отметить, что значения признаков в номинальной шкале могут иметь пересечения. В таких случаях некоторая публикация могла иметь более, чем одно значение в выбранной шкале. Например, в шкале «Визуальная форма представления процесса», в которой оценивались визуальные объекты, при помощи которых описывался бизнес-процесс, публикация могла иметь такие градации признака, как «Таблица с последовательностью работ», «Схема цикла PDCA к управлению процессом» и «Матрица ответственности процесса».

Использованные для измерения статей номинальные шкалы были построены на основе материалов ГОСТ Р ИСО 9001-2008 [8], классификаций из книги Репина В.В. и Елиферова В.Г. [20], а также из статьи Гулиева Я.И. и соавт. [10]. Часть шкал были построены авторами на основе логики построения бизнес-процесса. Измерение каждой публикации проводилось на основе 9 номинальных шкал и одной количественной шкалы. В качестве количественной шкалы использовалось шкала, оценивающая публикацию по количеству цитирований в базе «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ). Содержание номинальных шкал и результаты их использования даются далее по тексту.

Анализ 235 публикаций о разработке и применении процессного подхода в управлении МО показал, что в их подготовке участвовало 530 авторов. В таблице 1 приведены фамилии авторов, которые были авторами (соавторами) 10 и более статей.

Таблица 1

Фамилии авторов, которые были авторами (соавторами) 10 и более статей

Автор Число публикаций с участием автора

Князюк Н.Ф. 90

Бедорева И.Ю. 48

Ермакова С.Э. 34

Кицул И.С. 33

Садовой М.А. 32

Ушаков И.В. 31

Стрыгин А.В. 11

Долгова И.Г. 10

Самарина В.Ю. 10

с

#хс

Менедже,

Таблица 2

Автор и год издания публикации, имевших двадцать и более ссылок на указанную публикацию

Автор публикации Год издания Количество ссылок

Князюк Н.Ф., Кицул И.С. 2013 38

Садовой М.А., Бедорева И.Ю. 2007 38

Садовой М.А., Бедорева И.Ю. 2008 22

Бедорева И.Ю., Фомичев Г.Н., Садовой М.А., Самарина В.Ю. 2006 21

Садовой М.А., Бедорева И.Ю. 2010 21

Фомичев Н.Г., Садовой М.А., Бедорева И.Ю., Самарина В.Ю. 2005 20

Степень значимости научной статьи, которую видят современники, в определенной степени можно оценить по количеству ссылок на опубликованную статью. В таблице 2 приведены публикации, которые имели 20 и более ссылок.

Опишем построение шкалы по группам процессов, которые приведены в «ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования» (таблица 3). Оценивая суммы по строке «Итоговые суммы по шкале 1», можно установить, что сумма частот встречаемости градации по шкале 1 превышает количество анализируемых статей. Объяснением является то, что в одной публикации могли описываться несколько бизнес-процессов. Например, в докторской диссертации И.Ю. Бедоревой [1] содержится информация о практически всех группах процессов, которые имеются в таблице 3. Из таблицы 3 можно установить, что в 43,6% публикаций рассматривался вопрос «Процессы проведения измерений, анализа, улучшений». В меньшем числе публикаций (9,7%) анализировался вопрос «Процессы обеспечения ресурсами». Чаще всего при обеспечении ресурсами описывались процессы лекарственного обеспечения. Примерами могут служить публикации Садовой М.А. и Бедоревой И.Ю. [3, 21, 22, 24, 25], Рыжовой О.А. и Мороз Т.Л. [21]. Важной оценкой развития некоторого направления бизнес-процесса является оценка количества публикаций по выбранной градации шкалы на протяжении двух отрезков времени. Анализируя число публикаций по каждой градации шкалы 1 за два промежутка: 2002-2010 и 2011-2018 годы, можно отметить, что в группах процессов 1.1., 1.4. имелись незначительные изменения в числе публикаций по указанным градациям шкалы. Несмотря на то, что количество статей, в которых рассматривались группы процессов, отнесенные к «1.2. Процессы обеспечения ресурсами», за анализируемые промежутки времени было практически

неизменным (12 публикаций за период 2002-2010 годы и 13 публикаций за период 2011-2018 годы); доля публикаций от всех опубликованных работ за анализируемый период возросла практически в два раза (с 7,5% за период 2002-2010 годы и 13,1% за период 2011-2018 годы). Доля публикаций, отнесенных к градации шкалы «1.3 Процессы жизненного цикла продукции», сократилась с 18,1% до 11,1%.

Описание итогов измерения явления в шкале 1 показывает, что для оценки любой градации анализируемой шкалы можно выделить три информационных аспекта. По сумме частот в столбцах «Частоты встречаемости градации» можно оценить интенсивность изучения той особенности процесса, которая выражена семантикой анализируемой градации шкалы. Рост или снижение доли статей анализируемой градации от численности публикаций по анализируемой шкале дает результат сравнения процентов, характеризующих долю публикаций по выбранной градации шкалы за два отрезка времени (2002-2010 годы и 2011-2018 годы). Третий информационный аспект дает литературная ссылка на публикацию, характеризующую данную градацию анализируемой шкалы. Литературные ссылки даются для наиболее важных градаций анализируемой шкалы. Шкалой 2 «Раздел здравоохранения или медицины, для которой разрабатывается процессный подход» оценивались разделы здравоохранения или медицины, для которых разрабатывается процессный подход, описываемый в публикации. Были выделены шесть градаций шкалы (таблица 3), по которым оценивались все публикации. В публикациях чаще всего описывались общие принципы разработки процессов в медицине или здравоохранении (37,2%), причем доля публикаций по указанной теме незначительно растет с 35,8% за период 2002-2010 годы до 39,0% в 2011-2018 годы. Примером публикации, в которой обосновываются общие принципы разработки процессов в МО, может

Таблица 3

Частоты и доля встречаемости (в %) публикаций по разработанным шкалам

Шкалы для оценки интенсивности и направления развития процессного подхода в управлении МО Частоты встречаемости градации Проценты встречаемости градации

20022010 20112018 20022010 20112018

Шкала 1. «Группы процессов по ГОСТ Р ИСО 9001-2008»

1.1. Процессы управленческой деятельности руководства 50 31 31,3 31,3

1.2. Процессы обеспечения ресурсами 12 13 7,5 13,1

1.3. Процессы жизненного цикла продукции 29 11 18,1 11,1

1.4. Процессы проведения измерений, анализа, улучшений 69 44 43,1 44,4

Итого 160 99 100,0 100,0

Шкала 2. «Раздел здравоохранения, для которого разрабатывается процессный подход»

2.1. Рассматриваются общие принципы разработки процессов в управлении МО 67 60 35,8 39,0

2.2. Разработка процесса, касающегося в целом больницы 39 29 20,9 18,8

2.3. Разработка процесса для аптеки или управления запасами лекарств 4 3 2,1 1,9

2.4. Разработка процесса для конкретных структурных подразделений больницы (поликлиника, стационар, стоматология, лаборатория) 12 12 6,4 78

2.5. Общие вопросы процесса. Особенности внедрения и замечания по внедрению процессного подхода 55 45 29,4 29,2

2.6. Мониторинг эффективности внедренного процесса. Внедрение. Результаты 10 5 5,3 3,2

Итого 187 154 100,0 100,0

Шкала 3. «Американский центр производительности и качества»

3.1. Процессы оценки внешней среды и стратегии МО 3 1 2,4 0,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2. Процессы разработки медицинской услуги и условий ее продажи 23 4 18,1 3,4

3.3. Разработка процессов управления ресурсами 16 12 12,6 10,2

3.4. Процесс вне типовой структуры 85 101 66,9 85,6

Итого 127 118 100,0 100,0

Шкала 4. «Цель разрабатываемого процесса»

4.1. Учебный и общетеоретический. Нормативные документы 36 33 20,1 20,6

4.2. Процесс как последовательность работ 11 4 6,1 2,5

4.3. Решение общих задач управления МО 29 39 16,2 24,4

4.4. Управление качеством и системой менеджмента качества 76 44 42,5 27,5

4.5. Разработка процесса для конкретного подразделения МО 24 29 13,4 18,1

4.6. Процессы управления информационными потоками 3 11 1,7 6,9

Итого 179 160 100,0% 100,0%

с

#хс

№ В Менеджер

2019 здравоохранения

О

змо

а

Продолжение таблицы 3

О

Шкала 5. «Технологический уровень разрабатываемого процесса»

5.1. Нет указания на реализацию процесса 80 108 67,8 93,1

5.2. Вручную на основе разработанной схемы процесса 20 4 16,9 3,4

5.3. Построение процесса с помощью программ построения процессов. 18 4 15,3 3,4

Сумма частот по столбцу 118 116 100,0 100,0

Шкала 6. «Визуальная форма представления процесса»

6.1. Нет визуальной формы процесса 99 95 61,5 71,4

6.2. Таблицы с описанием последовательности работ, включенных в процесс 1 7 0,6 5,3

6.3. Блок-схемы процесса 21 12 13,0 9,0

6.4. Схемы цикла PDCA процесса принятия решения 19 10 11,8 7,5

6.5. Матрица ответственности процесса 3 4 1,9 3,0

6.6. Описание процесса в нотации ARIS или IDEF 18 5 11,2 3,8

Итого 161 133 100,0 100,0

Шкала 7. «Базовый функционал МИС МО»

7.1. Бизнес-процессы подсистемы «Регистратура амбулаторно-поликлинической организации» 1 1 5,0 4,3

7.2. Бизнес-процессы подсистемы «Приемное отделение» 0 1 0,0 4,3

7.3 Бизнес-процессы подсистемы «Клинико-диагностическая лаборатория» 5 1 25,0 4,3

7.4 Бизнес-процессы подсистемы «Аптека» 3 3 15,0 13,0

7.5 Бизнес-процессы подсистемы «Статистика» 7 13 35,0 56,5

7.6. Бизнес-процесс «Управление кадрами» 4 4 20,0 17,4

Итого 20 23 20,0 17,4

Шкала 8. «Расширенный функционал МИС МО»

8.1 Бизнес-процессы подсистемы «Клинико-экспертная работа» 8 1 88,9 33,3

8.2 Бизнес-процессы подсистемы «Запись пациентов на прием» 1 0 11,1 0,0

8.3 Бизнес-процессы подсистемы «Диспансерное наблюдение» 0 1 0,0 33,3

8.4 Бизнес-процессы подсистемы «Периодические медицинские осмотры» 0 1 0,0 33,3

Итого 9 3 100,0 100,0

Шкала 9. «Другие статьи»

9.1. Публикацию невозможно отнести к градациям 9.2, 9.3 или 9.4. 51 56 41,8 64,2

9.2. Описание процесса 35 18 24,0 15,0

9.3. Внедрение процесса 28 10 19,2 8,3

9.4. Оценка эффективности внедрения процессного подхода 22 15 15,1 12,5

Итого 136 99 100,0 100,0

служить работа Бедоревой И.Ю. и др., 2008 [2]. К сожалению, вопросы разработки процессов для конкретных структурных подразделений больницы или аптеки (градации 2.3 и 2.4) за весь анализируемый период рассматривались лишь в 8,5% публикаций. Из таблицы 3 можно установить, что доля публикаций по градациям 2.3 и 2.4 незначительно растет. Примером разработки, в которой описывался процессный подход к организации оказания стационарозамещающих видов медицинской помощи, может служить работа Гороховой И.В., 2015 [6]. В качестве оценки бизнес-процессов, разрабатываемых для управления МО, была использована классификация бизнес-процессов Американского центра производительности и качества, которая приводится в книге Репина В.В. и Елиферова В.Г., 2004 [20]. Предварительная оценка публикаций с использованием шкалы Американского центра производительности и качества показала, что стандартную классификацию Американского центра производительности и качества невозможно применить к отечественным разработкам процессного подхода в управлении МО. Из 13 градаций классификации Американского центра производительности и качества можно применить к оценке бизнес-процессов в управлении МО с определенными изменениями лишь три градации, отмеченные в таблице 3. Лишь 24,1% разработок можно оценить в терминах классификации Американского центра производительности, при этом сравнение градаций 3.1-3.3 в начале и в конце анализируемого периода показывает, что доля указанных градаций снижается. Возможным объяснением неспособности классификации Американского центра производительности и качества классифицировать бизнес-процессы в управлении МО может служить предположение, что развитие рынка медицинских услуг и управление им на основе процессного подхода в России идет несколько иным путем, чем классический рынок.

Результаты разбиения анализируемых публикаций по цели разрабатываемого процесса приведены в шкале 4 таблицы 3. Практически пятая часть публикаций (20,4%) была посвящена описанию процессного подхода с общетеоретических позиций (градация шкалы 4.1.). Примером публикации, отнесенной к градации 4.1 можно привести статью Непейвода Н.Н. и др., 2015 [18], в которой авторы рассматривают бизнес-процессы МО на основе теории ориентированных нагруженных графов. Примером публикации, отнесенной к градации «4.2 Процесс как последовательность работ», является статья Садового М.А. и др., 2007 [23], в которой с классических позиций

процессного подхода описывается построение процесса разработки документации по внедрению системы менеджмента качества. Публикации, отнесенные к градациям 4.3 и 4.4, достаточно близки (или совпадающие) по целям разрабатываемого бизнес-процесса, поскольку направлены на решение задач управления МО. Следует отметить, что термин «управление качеством» - не просто отдельная функция в деятельности организации, а подход к управлению всей организации, направленный на качество, и что свой вклад в обеспечение качества продукции и услуг вносит каждый ее сотрудник. «Всеобщее управление качеством - это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха, предусматривающий удовлетворение требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом» [16]. Разделение публикаций по градациям 4.3 и 4.4 основано лишь на том, что публикации, отнесенные к градации 4.3 рассматривают процессный подход к управлению организацией на основе технологии реинжиниринга бизнес-процессов [12]. Группа публикаций, отнесенных к градации 4.5, характеризуется тем, что в них с разной степенью полноты описания дается описание бизнес-процесса для конкретного подразделения МО. Примером статьи на указанную тему может служить статья Шайдурова Н.В. и др., 2010 [32]. Ценность публикаций отнесенных к градации 4.5 состоит в том, что на их основе можно приобрести конкретные знания для построения систем управления в МО на основе процессного подхода. Группа публикаций, отнесенных к градации 4.6, близки по сути к публикациям, отнесенным к градации 4.5, однако построение процессов управления информационными потоками имеет свои специфические особенности. Примером статьи по построению бизнес-процесса управления информационными потоками можно указать публикацию Князюк Н.Ф. и Кицул И.С., 2015 [17].

Анализ публикаций по шкале 5 «Технологический уровень разрабатываемого процесса» проводился для того, чтобы установить уровень реализации описываемого в публикации бизнес-процесса. Предполагалось, что построение бизнес-процесса как «совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы, представляющие ценность для клиента» (ГОСТ ISO 9000-2011 [7]), возможно либо вручную, либо с помощью некоторой программы построения процессов.

с

#хс

Менедже,

В 80,3% публикаций не был указан способ построения бизнес-процесса. В 10,3% публикаций можно было установить, что описываемый в работе процесс строился вручную. В 9,4% публикаций можно было установить, что описываемый в публикации бизнес-процесс строился с использованием программных средств моделирования бизнес-процесса. Программные средства моделирования бизнес-процесса дают возможность автоматизировать практически все этапы построения процесса и, в частности, самый трудный этап построения процесса: построение графического изображения разрабатываемого бизнес-процесса. В книге Князюк Н. Ф. и Кицул И. С., 2013 [16] указано, что авторы использовали программный продукт AllFusion Process Modeler 4.1.4. В статьях Ушакова И.В. и др., 2005 [16], Кицул И.С. и др., 2007 [14] показано применение программного средства моделирования для декомпозиции процесса с пошаговой детализацией по уровням описываемого бизнес-процесса без указания на программный продукт, который был использован. Понимание описываемого в публикации бизнес-процесса упрощается, если авторы использовали визуальные формы представления процесса (шкала 6 «Визуальная форма представления процесса»). Из всех визуальных форм представления процесса в публикациях оценивалось наличие пяти визуальных форм: 1) таблицы с описанием последовательности работ, включенных в процесс; 2) блок-схемы процесса; 3) схемы цикла PDCA процесса принятия решения; 4) матрицы ответственности процесса и 5) описание процесса в нотации ARIS или IDEF. Следует отметить, что цикл PDCA явно не входит в процесс, выражающий взаимосвязанную последовательность работ, однако неявно он является основой разработки любого процесса, поскольку выражает алгоритм действий по управлению бизнес-процессом. Из таблицы 3 можно установить, что более половины публикаций не имеют визуальной формы представления процесса. В публикациях описание процесса в виде таблицы работ использовалось в 2,7% публикаций. К недостаткам изображения процесса в виде таблицы можно отнести отсутствие наглядности представления процесса, в котором многие работы могут выполняться параллельно. В 11,2% публикаций использовалась блок-схема процесса, которая позволяет быстро и наглядно показать бизнес-процесс. В 9,9% публикаций использовался цикл PDCA процесса принятия решения. В 7,8% публикаций использовалась (иногда лишь с указанием на использование) нотация IDEF

или (При оценке публикации не производилась

детализация стандарта, который был использован авторами для описания процесса, поэтому использование стандартов графического описания ЮЕР0, ЮЕР3 и др. оценивались как нотация ЮЕР). В 2,4% публикаций были использованы матрицы ответственности процесса. В статье Гулиева Я.И. и др., 2015 [10] были предложены две шкалы классификации бизнес-процессов, названные «Базовый функционал МИС МО», которая включает 14 групп процессов и шкала «Расширенный функционал МИС МО», которая включает 9 групп процессов. Предварительный анализ публикаций в предложенных шкалах показал, что лишь 18,3% (43 публикации) из 235 можно отнести к определенной градации шкалы 7 «Базовый функционал МИС МО» и 12 публикаций (5,1% от всего числа публикаций) можно отнести к определенной градации шкалы 8 «Расширенный функционал МИС МО». Поэтому в таблице 3 приведены лишь те градации шкал 7 и 8, которые имели ненулевые частоты встречаемости публикаций по анализируемой градации шкалы. К градации «7.5 Бизнес-процессы подсистемы «Статистика»» было отнесено 46,5% публикаций, 18,6% от всех классифицированных публикаций описывают бизнес-процессы по группе процессов «7.6 Бизнес-процесс Управление кадрами». К градации «7.3 Бизнес-процессы подсистемы «Клинико-диагностическая лаборатория» и «7.4 Бизнес-процессы подсистемы «Аптека» было отнесено 14,0% публикации. В шкале 8 «Расширенный функционал МИС МО» 75,0% публикаций были отнесены к градации шкалы «Клинико-экспертная работа». Возможными причинами малого числа публикаций, которые можно было идентифицировать по шкалам 7 и 8 является то, что предложенные шкалы 7 и 8 основывались на функциональной модели управления, в то время как внедряемые в практику управления МО бизнес-процессы в большинстве случаев включают работы, которые выполняются сотрудниками нескольких структурных подразделений МО. Последней шкалой, в которой измерялась каждая из анализируемых публикаций, была шкала 9 «Итоговый результат статьи». Возможными целями публикации могли быть варианты - «описание некоторого бизнес-процесса», «внедрение описанного бизнес-процесса» либо «описание изменений, которые произошли после внедрения бизнес-процесса». Практически половина публикаций (45,5%) рассматривали общие вопросы, связанные с бизнес-процессами. В силу указанной причины 107 публикаций невозможно было отнести к ранее описанным

енеджер № 8

здравоохранения 2019

градациям шкалы 9. Следует отметить, что доля публикаций, в которых бизнес-процесс описывался без указания внедрения, составила 22,6%. Доля публикаций отнесенных к градации 9.2, со временем сокращается с 24,0% в период 2000-2010 годы до 15,0% в период с 2011-2018 годы. Доля публикаций, в которых дается описание и внедрение бизнес-процесса, сократилось с 19,2% в период 2002-2010 годы до 8,3% в период 2011-2018 годы. Примером публикации с описанием и внедрением бизнес-процесса является статья Фомичева Н. Г. и др., 2005 [30]. Также сократилась доля публикаций, в которых давалась оценка работы МО после внедрения конкретных бизнес-процессов, с 15,1% в период 2002-2010 годы до 12,5% в период 2011-2018 годы. Материал, представленный выше, характеризует тенденции разработки и внедрения процессного подхода в управлении МО. Анализ публикаций о процессном подходе, разрабатываемом в отраслях, не связанных со здравоохранением, позволяет отметить некоторые аспекты разработки и внедрения бизнес-процессов, которые не нашли своего отражения в бизнес-процессах, разрабатываемых для управления медицинской организации. Можно выделить два аспекта разработки и использования процессного подхода, описанного для других отраслей экономики, которые не нашли своего отражения в публикациях о процессном подходе в управлении МО. В ряде публикаций анализируется тема совместного использования ранее разработанных методов управления с управлением на основе построения бизнес-процессов. В публикации Емельяненко В.А. и др., 2010 [11] анализировались эффекты управления при использовании сетевого планирования и процессного подхода. Использование системы поддержки принятия решений (СППР) в организациях, которые используют процессно-ориентированную модель управления, анализируется в публикации Катаева М.Ю. и др., 2014 [13]. Второе направление публикаций - анализ построения, функционирования и корпоративных информационных систем. Корпоративная информационная система (КИС) - это

комплексная автоматизированная система управле ния финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечивающая принятие обоснованных управленческих решений на основе качественной и достоверной информации [9]. КИС, разработанная для организаций, в которых управление основано на процессно-ориентированной модели, имеет значительные отличия от КИС функционирующих в организациях с функциональной моделью управления. КИС, разрабатываемые для организаций, в которых управление основано на процессно-ориентированной модели, функционируют как системы управления бизнес-процессами (СУБП), основанные на новой методологии описания бизнес-процессов, в которой при построении бизнес-процесса используется не аналитическое моделирование, а основано на создании исполняемых моделей [30].

Выводы

1. Начало разработок по использованию процессного подхода в управлении медицинской организации было положено работами И.В. Ушакова и Н.Ф. Князюк.

2. Значительная часть описания бизнес-процессов ведется в терминах всеобщего менеджмента качества (в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

3. Большая часть бизнес-процессов строится вручную без применения программ построения процессов.

4. Для ускорения темпов построения бизнес-процессов в МО необходимо использовать компьютерные программы построения процессов.

Таким образом, процессный подход может быть использован в четко заданный промежуток времени в любой МО. Его может использовать МО, желающая упрочить свое положение на рынке медицинских услуг. Процессный подход можно применять в широком диапазоне прикладных задач: от проектирования деятельности медицинской организации «с нуля» и до оптимизации её работы в отдельно взятом подразделении.

с

#мс

1. Бедорева И.Ю. Научное обоснование системы менеджмента качества медицинской организации. Автореферат дис. ... доктора медицинских наук. Новокузнецк, 2009.

2. Бедорева И.Ю, Садовой М.А., Стрыгин А.В., Добров П.С., Садовая Т.Н. Создание эффективного механизма управления учреждением здравоохранения на основе системы менеджмента качества//Проблемы управления здравоохранением. - 2008. - № 5. - С. 26-32.

3. Бедорева И.Ю, Фомичев Г.Н, Садовой М.А, Самарина В.Ю. Роль принципов всеобщего менеджмента качества в управлении федеральным учреждением здравоохранения//Хирургия позвоночника. - 2006. -№ 4. - С. 75-83.

Менедже,

4. Беккер Й, Вилков Л., Таратухина В., Кугелера М., Роземанна М. Менеджмент процессов. М.: Эксмо, 2007. -384 с.

5. Бьерн А. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М.: РИА «Стандартны и качество», 2003. - 272 с.

6. Горохова И.В. Процессный подход к организации стационарозамещающих видов медицинской помощи//Элек-тронный научный журнал. Социальные аспекты здорового населения, 2015.

7. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

8. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. М., 2008.

9. Градусов Д.А., Шутов А.В., Градусов А.Д. Корпоративные информационные системы. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 96 с.

10. Гулиев Я.И., Белышев Д.В., Михеев А.Е. Моделирование бизнес-процессов медицинской организации: классификация процессов//Медицинские информационные системы. - 2015. - № 4. - С. 6-13.

11. Емельяненко В.А., Емельяненко А.А., Бородин А.В., Катаев М.Ю. Взаимосвязь сетевого планирования и процессного подхода к управлению предприятием//Научная сессия ТУСУР. Томск, 2010. - С. 11-12.

12. Ермакова С.Э. Формирование и развитие процессно-ориентированного управления в медицинских организациях: автореферат дис. ... доктора экономических наук. Москва, 2011. - 34 с.

13. Катаев М.Ю, Емельяненко В.А., Емельяненко А.А. Система поддержки принятия решения при планировании деятельности предприятия, использующего процессно-ориентированную модель управления//Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - № 6. - С. 125.

14. Кицул И.С., Князюк Н.Ф, Скворцова Р.Г., Замоева О.А. Опыт применения процессного подхода в деятельности клинико-диагностической лаборатории на преаналитическом этапе//Справочник заведующего КДЛ. - 2007. -№ 6. - С. 5-10.

15. Князюк Н.Ф. Совершенствование системы управления качеством медицинской помощи с использованием инновационных технологий. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Иркутск, 2006.

16. Князюк Н.Ф., Кицул И.С. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций. Москва, 2013. - 312 с.

17. Князюк Н.Ф, Кицул И.С. Моделирование системы менеджмента информационной безопасности медицинской организации//Врач и информационные технологии. - 2015. - № 1. - С. 62-70.

18. Непейвода Н.Н, Гулиев Я.И., Цветков А.А. Методика анализа и синтеза моделей бизнес-процессов в медицинской организации//Медицинские информационные системы. - 2015. - № 4. - С. 14-23.

19. Пфанцагль И. Теория измерений. - М.: Мир, 1976. - 248 с.

20. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. - 408 с.

21. Рыжова О.А, Мороз Т.Л. Бизнес-планирование в аптечных организациях//Новая аптека. - 2012. - № 1-1. -С. 39-44.

22. Садовой М.А., Бедорева И.Ю. Система менеджмента качества в учреждении здравоохранения. Новосибирск, 2007. - 320 с.

23. Садовой М.А., Бедорева И.Ю. Применение идеологии международных стандартов ИСО серии 9000 в создании системы управления качеством медицинской помощи//Медицинское право. - 2008 - № 1. - С. 34-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Садовой М.А., Бедорева И.Ю. Применение идеологии международных стандартов ИСО серии 9000 в создании системы управления качеством медицинской помощи//Бухучет в здравоохранении. - 2010. - № 9. - С. 8-10

25. Садовой М.А., Бедорева И.Ю. Современные подходы к управлению качеством медицинской помощи. Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2007. - 88 с.

26. Ушаков И.В., Кицул И.С., Князюк Н.Ф. Опыт применения процессного подхода в управлении медицинской орга-низацией//Материалы ежегод. конф. ДиаМа. Тула, 2005. - С. 30-34.

27. Ушаков И.В., Князюк Н.Ф. Использование инструментов всеобщего управления качеством в экспертной деятельности диагностического центра//Материалы ежегод. конф. ДиаМА. Екатеринбург, 2002. - Вып. 3. - С. 9-18 (2002а).

28. Ушаков И.В., Князюк Н.Ф. Процессный подход в стандартизации медицинских услуг диагностического цен-тра//Материалы ежегод. конф. ДиаМА. - Екатеринбург, 2002. - Вып. 3. - С. 20-24 (2002б).

29. Ушаков И.В., Князюк Н.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов в здравоохранении. //Менеджер здравоохранения. - 2004. - № 7. - С. 14-22.

30. Федоров И.Г. Системы управления бизнес-процессами как новая парадигма создания корпоративных ИС//Эко-номика, статистика и информатика. - 2015. - № 6 - С. 133-139.

31. Фомичев Н.Г., Садовой М.А., Бедорева И.Ю., Самарина В.Ю. Опыт разработки системы менеджмента качества в специализированном лечебном учреждении//Хирургия позвоночника. - 2005. - № 2. - С. 84-88.

32. Шайдурова Н.В., Бедорева И.Ю. Внедрение системы управления качеством лабораторных исследований в медицинском научно-исследовательском учреждении//Хирургия позвоночника. - 2010. - № 2. - С. 71-76.

33. Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. Весть-МетаТехнология, 1999. - 182 с.

UDC 614.2+001.6

Choloyan S.B., Ekimov A.K., Pavlovskaya O.G., Sheenkova M.V., Dmitrieva I.V., Baygazina E.N., Danilova L.V. Modern management of medical organization based on the process approach in russian scientific publications (SAIH "Children's city clinical hospital" of Orenburg; FSBEI HE "Orenburg state medical University" of the Ministry of health of the Russian Federation, Orenburg, Russia) Abstract. The intensity and direction of development of the process approach in the management of medical organizations from the time of the first publications in the Russian literature to the present has been evaluated. 282 literary sources were studied, of which 235 were for managing a medical organization and 47 were papers that analyzed the construction of business processes in non-medical enterprises. It was found that to accelerate the pace of building business processes in medical organizations, it is necessary to use computer programs for building processes.

Keywords: medical organization, process approach, quality management system.

енеджер № 8

здравоохранения 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.