Научная статья на тему 'Использование CALS-технологий в описании и информационной поддержке процессов жизненного цикла медицинской услуг'

Использование CALS-технологий в описании и информационной поддержке процессов жизненного цикла медицинской услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / CALS-ТЕХНОЛОГИИ / LIFE CYCLE OF MEDICAL SERVICES / CALS-TECHNOLOGY / FUNCTIONAL MODELING / QUALITY OF MEDICAL SERVICES / PROCESS APPROACH / INTERNATIONAL STANDARDS / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князюк Н. Ф., Кицул И. С.

Статья посвящена CALS-технологиям, которые могут быть использованы как универсальное средство поддержки жизненного цикла медицинских услуг. Представлен краткий обзор концепции CALS: единое информационное пространство, электронный обмен данными, описание и анализ процессов медицинской организации. Раскрываются основные преимущества технологии функционального моделирования процессов медицинской организации для повышения эффективности ее деятельности, уменьшения потерь, повышения качества медицинских услуг и, как следствие этого, повышения качества управления медицинской организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usage of CALS-technologies in description and informational support of medical services life cycle process

This article is devoted CALS-technologies, that can be used as a universal means of life cycle support of health services: common information space; electronic data interchange; description processes of the medical organization. Uncover the main advantages of technology functional simulation of the medical organization to improve its efficiency, reduce losses, improve the quality of medical services and, consequently, improve the management of medical organizations

Текст научной работы на тему «Использование CALS-технологий в описании и информационной поддержке процессов жизненного цикла медицинской услуг»

ИТ и менеджмент

www.idmz.ru

201 1,№4

■■ I

рчва

Н.Ф. князюк,

к.м.н., доцент, заведующая кафедрой менеджмента Байкальской международной бизнесшколы Иркутского государственного университета, заместитель главного врача Иркутского диагностического центра по качеству, [email protected] И.С. КИЦУЛ,

д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО «Иркутский государственный институт усовершенствования врачей Росздрава», [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ CALS-ТЕХНОЛОГИИ В ОПИСАНИИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ

УДК 61(094)

Князюк Н.Ф., Кицул И.С. Использование CALS-технологий в описании и информационной поддержке процессов жизненного цикла медицинской услуги (Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета; ГОУ ДПО «Иркутский государственный институт усовершенствования врачей Росздрава»)

Аннотация. Статья посвящена CALS-технологиям, которые могут быть использованы как универсальное средство поддержки жизненного цикла медицинских услуг. Представлен краткий обзор концепции CALS: единое информационное пространство, электронный обмен данными, описание и анализ процессов медицинской организации. Раскрываются основные преимущества технологии функционального моделирования процессов медицинской организации для повышения эффективности ее деятельности, уменьшения потерь, повышения качества медицинских услуг и, как следствие этого, повышения качества управления медицинской организацией. Ключевые слова: жизненный цикл медицинской услуги; CALS-технологии; функциональное моделирование процессов; качество медицинской услуги; процессный подход; международные стандарты/; система менеджмента качества.

UDC 61(094)

Kniaziouk N.F., Kitsul I.S. Usage of CALS-technologies in description and informational support of life cycle process of medical services (Management Department of Baykal International business-school of Irkutsk State University, Irkutsk Quality Diagnostic Center).

Abstract: This article is devoted CALS-technologies, that can be used as a universal means of life cycle support of health services: common information space; electronic data interchange; description processes of the medical organization. Uncover the main advantages of technology functional simulation of the medical organization to improve its efficiency, reduce losses, improve the quality of medical services and, consequently, improve the management of medical organizations

Keywords: life cycle of medical services; Cals-technology; functional modeling; quality of medical services; process approach; international standards; Quality Management System.

I

I

В настоящее время в здравоохранение активно внедряются эффективные инструменты управления, включающие в себя самые современные и передовые тенденции в мире по управлению качеством. Как показывает мировой и отечественный опыт, применение систем управления качеством дает медицинским организациям возможность существенно повышать эффективность их деятельности, обеспечивать потребителей продукцией и услугами, отвечающими как требованиям стандартов и законода-

© Н.Ф. Князюк, И.С. Кицул, 2011 г.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 37 ■

W4MM

I и информационные

технологии

ИТ и менеджмент

>тельства, так и требованиям потребителей. Наиболее популярным подходом являются разработка и внедрение систем менеджмента качества (далее СМК) в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000, которые признаны на международном уровне и являются одной из основополагающих ступеней к освоению концепции TQM (Total Quality Management — Всеобщее Управление Качеством). В соответствии с решением Международной организации по стандартизации с 2008 года вступила в силу новая версия международных стандартов ИСО серии 9000 года (ГОСТ Р ИСО серии 9000-2008 в Российской Федерации).

Рассматривая основные задачи, стоящие перед медицинскими организациями на пути разработки и внедрения СМК, следует отметить, что в первую очередь необходимо разрабатывать эффективные инструменты, позволяющие использовать стандарты для вывода организации на качественно новый перспективный путь развития. Традиционно консервативные медицинские организации вынуждены искать пути оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию, требующую перестройки микроэкономики предприятия, оптимизации процессов управления, что эффективно достигается на основе комплексной автоматизации управления — одним из главных практических применений информационных технологий. Стало ясно, что устоять в конкурентной борьбе смогут только те организации, которые будут применять в своей деятельности современные информационные технологии (ИТ). Наряду с прогрессивными технологиями материального производства, ИТ позволяют существенно повысить производительность труда и качество медицинских услуг при значительном сокращении времени на производство медицинских услуг, отвечающих требованиям. Задачи, возникающие перед медицинскими организациями при внедрении СМК, ориентированы на внедрение

принципов менеджмента качества, эффективное и результативное решение которых требует применения современных информационных технологий. В условиях реализации принципов СМК на основе системного подхода возрастают объемы информационных ресурсов и разветвленность потоков информации, поскольку они циркулируют не только в масштабе отдельных служб организации, но и в масштабе всей его организационной структуры. Очевидно, что возникает необходимость поиска новых, эффективных инструментов управления процессами СМК с четко закрепленной за ними функцией информационного обеспечения. Подход к построению и внедрению СМК в медицинской организации, как правило, состоит из следующих этапов работ:

• установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

• разработка политики и целей организации в области качества;

• установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

• установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

• разработка методов измерения результативности и эффективности каждого процесса;

• применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

• определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

• разработка и применение процессов для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

При этом встает вопрос перехода от интегрированных автоматизированных систем управления к системам, которые могли бы поддерживать все этапы жизненного цикла услуги от изучения рынка до хранения информации и управления несоответствующими

38 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

ИТ и менеджмент

медицинскими услугами. Эту проблему помогают решить CALS-технологии. Аббревиатура CALS расшифровывается как Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта. Инициатором создания CALS стало военное ведомство США в 80-х годах, когда возникла необходимость повышения эффективности управления и планирования в процессе заказа, разработки, организации производства, поставок и эксплуатации военной техники. Доказав свою эффективность, концепция CALS распространилась по всему миру и начала активно применяться во всех отраслях мировой экономики (3).

CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support) — совокупность базовых принципов, управленческих и информационных технологий, обеспечивающая поддержку жизненного цикла продукции или услуг на всех его стадиях. CALS базируется на использовании интегрированной информационной среды (единого информационного пространства), в которой посредством электронного обмена данными реализуется взаимодействие всех участников жизненного цикла: заказчиков услуг (включая государственные учреждения и ведомства), разработчиков, производителей (поставщиков), эксплуатационного и ремонтного персонала. Эти технологии реализуются в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными (3). Цель государственной стратегии CALS — сокращение времени выхода новой продукции (услуг) на рынок, повышение их конкурентоспособности и качества, минимизация затрат в ходе процессов жизненного цикла (2). По данным зарубежных аналитиков, применение CALS-технологий позволяет осуществить сокращение:

• затрат на проектирование продукции (услуг) — от 10 до 30%;

• времени разработки изделий (услуг) — от 40 до 60%;

www.idmz.ru 2011 , № 4

■■■■

РЧН

• времени вывода новых образцов продукции (услуг) на рынок — от 25 до 75%;

• доли брака и несоответствий — от 23 до 73%;

• затрат на подготовку технической документации — до 40%;

• затрат на разработку эксплуатационной документации — до 30% (4).

Особенность научного подхода к построению СМК определяется тем, что все решения по управлению должны основываться на анализе фактических, достоверных данных о качестве медицинских услуг и процессов СМК. В СМК отводится важная роль управлению информацией о качестве. В соответствии с требованиями ИСО высшее руководство должно обеспечивать разработку в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности СМК. Прежде всего это касается сбора и использования информации о процессах на постоянной основе, проведения анализа данных, способствующего эффективному анализу и результативному улучшению процессов СМК. Основными задачами применения ИТ в области СМК являются целенаправленное управление информационными процессами медицинской организации, повышение качества и результативности принимаемых управленческих решений в области повышения качества и его стабильности, интеграция разнородных информационных ресурсов о качестве из различных источников в информационную систему СМК, а также повышение эффективности информационного взаимодействия всех заинтересованных сторон в области обеспечения качества.

В настоящей статье авторами представляется концепция жизненного цикла услуги с позиции медицинской организации. В качестве примера представляется построение функциональной модели системы менеджмента качества, которое осуществлялось в рамках проекта внедрения СМК, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в орга-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 39 ■

ВраЧ ЕЗВВ ИТ и менеджмент

^ и информационные

технологии

Процессы управления

Политика в области качества

<® (® Стратегическое О планирование О f <|® Стратегическое <|® управление <1® 1° ^® Оперативное управление 1* Анализ ff® 1 со стороны L руководства Управление изменениями 4® Г Управление Я® 1 документацией Г СМК

Процессы жизненного цикла медицинской услуги

V

£

г

Анализ требований к услуге

Планирование ^Проектирование «jis Т* Экспертная

(|® процессов и разработка Медицинские ff® г <** 1 медицинской 1 оценка

жизненного цикла ^® медицинской услуги С® медицинской услуги ^5 закупки ff® 1 услуги та 1 качества

Управление устройствами ^9 для мониторинга у» и измерений

Г

га

Управление

человеческими

ресурсами

Обеспечивающие процессы

^® Управление инфраструктурой Т9 Управление ^ производственной средой V Обеспечение 1 информационными фЭ ресурсами ^® Правовое (|® обеспечение 4® f9 Управление ff® 1 записями та ^ по качеству

Процессы измерения, анализа и улучшения

Г

Г

f

Постоянное улучшение та а®

Т9 Корректирующие f® Предупреждающие ^ Внутренний аудит С®

СМК ^ действия действия Я®

Управление несоответствующей медицинской ______услугой______

Рис. 1. Модель системы менеджмента качества медицинской организации

низации, предоставляющей консультативные и диагностические услуги.

Модуль функциональной модели системы менеджмента качества предназначен для построения как структурной, так и функциональной модели системы. Главная задача создаваемой компьютерной модели отражает взаимодействия всех служб медицинской организации при реализации процессов жизненного цикла услуги, являющихся центральным звеном (основные процессы) в модели СМК (рис. 1).

Основой модели СМК является процессный подход, который иллюстрирует связи между процессами, приведенными в разделах 4-8 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Для более глубокого понимания ситуации все процессы разделены на четыре основные группы, рекомендованные стандартом: процессы

управленческой деятельности, основные процессы (относящиеся к выполняемым медицинским услугам), обеспечивающие и процессы проведения измерения, анализа и улучшений.

При этом при выделении, описании и анализе основных процессов рассматриваются все этапы «петли качества» (рис. 2), включающие в себя:

• маркетинговые исследования рынка медицинских услуг, выявляющие основные предпочтения потребителей и намечаемые к внедрению;

• обоснование технико-экономических параметров планируемых к внедрению медицинских услуг;

• проектирование и разработку новой медицинской услуги, включающей инициацию и планирование, разработку документации (протоколы рабочих совещаний; бланк «доб-

40 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

ИТ и менеджмент

ровольного информированного согласия»; медицинские технологические стандарты; стандарт протокола исследования;, карту экспертной оценки качества медицинской помощи I-го уровня; рассчитанный коэффициент сложности; нормы времени на проведение диагностических исследований, лечебных манипуляций и консультаций специалистов; калькуляция затрат; формуляр), принятие решения, верификацию, валидацию и управление изменениями;

• разработку технологических процессов, обеспечивающих производство медицинских услуг с заданными параметрами;

• разработку системы внесения изменений (актуализации) в документацию;

• подготовку производства, в том числе определение поставщиков расходных материалов и реагентов, а также организация взаимодействия с предприятиями-поставщиками;

• разработку системы заказа, получения и контроля услуг субпоставщиков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработку системы регистрации, накопления и анализа информации о результатах контроля качества услуг;

• разработку процессов анализа эффективности системы качества по результатам различных видов проверок, включая внутри- и вневедомственные экспертизы;

• разработку комплексной системы подготовки и обучения персонала;

• разработку методов управления обеспечивающими процессами;

• разработку методов защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

• разработку методов совершенствования системы качества и другие.

Первоначально все процессы медицинской организации должны быть описаны «как есть». Это позволяет увидеть лишние элементы системы, не имеющие выходов и результатов,

www.idmz.ru 2011 , № 4

■■■■

РЧН

лишние действия, потерю ресурсов. В последующем процессы описываются по принципу «как надо» (рис. 3-5). Регистрируются параметры процессов, производится их измеримая оценка, оценивается динамика изменения этих параметров. Система процессного управления в медицинской организации регламентирует взаимодействие между процессами и подразделениями, ответственность и полномочия должностных лиц, порядок работы и действий в нештатных ситуациях, порядок и формы отчетности перед высшим руководством, систему показателей, характеризующих результативность и эффективность деятельности в целом, порядок рассмотрения результатов деятельности и принятие управленческих решений по устранению отклонений и достижению плановых показателей.

Практическая реализация принципов CALS-технологий для информационной интеграции жизненного цикла медицинской услуги представлена созданием интегрированной медицинской информационной системы, состоящей из модулей, каждый из которых выполняет свою функцию и обеспечивает в совокупности с другими модулями автоматизацию процесса диагностики и лечения пациента (рис. 3).

Создание описанной выше функциональной модели позволяет определить структуру документированной системы качества, соответствующей требованиям стандартов ИСО серии 9000:2008. Модуль «Функциональная модель системы менеджмента качества» является обязательной составляющей компьютерной системы.

В медицинской организации в рамках данного модуля для описания структурных схем процессов жизненного цикла услуги, последовательности операций на всех уровнях могут быть использованы SADT-технологии моделирования, применение которых полностью автоматизировано. SADT-технология — Structured Analysis and Desing Technique — это графические обозначения и подход к описа-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ ■ !5 ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

E3SS ИТ и менеджмент

1 и информационные

технологии

&

>

Рис. 2. «Петля качества» медицинской организации

нию систем. Реализация этих функций поддерживается соответствующей нормативной документацией, информационной системой и обучением персонала и позволяет «раскрыть» функцию системы до самого нижнего уровня — конкретных исполнителей,

нормативных документов (форм) и т.д. Удобна и проста в применении одна из нотаций SADT-технологии, называемая IDEFO (2). Основным элементом в модели по SADT является диаграмма. Модель может объединять несколько диаграмм в одну иерархию. Чем

42

ИТ и менеджмент

www.idmz.ru 201 1,№4

■■ I

рчва

Карта

пациента

Электронная история болезни (ЭИБ)

Лабораторная система (ЛИС)

Управление

запасами

Медицинская статистика

Аналитика и отчетность

Управление

запасами

Рис. 3. Основные модули информационной системы (вариант)

глубже диаграмма находится в иерархии, тем более она детализована, то есть тем более подробно отображает состояние анализируемого объекта. Данная методология может быть использована для создания процессной модели медицинской организации с определением потоков информации и материальных объектов. Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания (моделирования) систем. Процессы СМК организации отображаются в виде блока, преобразующего входы в выходы под действием управляющих воздействий и необходимых ресурсов. Внутри каждого блока помещается название процесса и его идентификационный номер, который размещается в правом нижнем углу. Каждая сторона блока имеет стандартное назначение:

• левая сторона блока предназначена для входящих потоков;

• верхняя сторона блока предназначена для входящих управляющих (контролирующих) воздействий, необходимых процессу, чтобы произвести правильный выход;

• правая сторона блока предназначена для выходящих потоков;

• нижняя сторона блока предназначена для входящих ресурсов, то есть того, с помо-

щью чего осуществляется преобразование входов в выходы.

Нами была разработана и внедрена процедура определения и идентификации процессов системы менеджмента качества, которая состоит из следующих этапов:

1. Составление контекстной диаграммы.

2. Декомпозиция контекстной диаграммы с определением процессов уровня А (первого уровня).

3. Декомпозиция дочерних диаграмм процессов уровня А с определением процессов уровня В (второго уровня).

4. Декомпозиция дочерних диаграмм процессов уровня В с определением процессов.

Авторами использовался лицензионный программный продукт AllFusion Process Modeler 4.1.4. В качестве примера ниже приводится построенная диаграмма процесса выполнения услуги «Эхокардиография чреспищеводная». Контекстная диаграмма, приведенная на рис. 4, отражает основную суть процесса, включающую входы и выходы, управление и ресурсы.

Следующим этапом выполнена дефрагментация процесса с определением процессов уровня А (первого уровня) (рис. 5).

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 43 ■

E3SS ИТ и менеджмент

1 и информационные

технологии

а

>

AUTHOR: КнязюкН.Ф. PROJECT: Эхокардиография

NOTES: 123456789 10

DATE: 17.10.2005 REV: 19.10.2005

RECOMMENDED

PUBLICATION

CONTEXT:

TOP

Приказы М3 РФ №132,408

Электронная или амбулаторная карта пациента, история болезни, результаты предыдущих исследований

Технологические стандарты проведения исследований

Эхокардиография чрезпищеводная

L ■j ■ ■ L-

УЗ Сканер SSA 380, 140, 340, ALOKA 5500, Philips 5000 Врач УЗД, м/с УЗД Приложение №5

Заполненный утвержденный ДЦ бланк протокола

Удовлетворенный пациент, удовлетворенные врачи ЛПУ и ДЦ

Заведующий отделом УЗД

А-0

Эхокардиография чрезпищеводная

Рис. 4. Контекстная диаграмма процесса «Эхокардиография чреспищеводная»

USED АТ: AUTHOR: КнязюкН.Ф. DATE: 17.10.2005 WORKING READER DATE CONTEXT:

PROJECT: Эхокардиография REV: 19.10.2005 DRAFT

RECOMMENDED

NOTES: 123456789 10 PUBLICATION A-0

Электронная или амбулаторная карта пациента, история болезни, результаты предыдущих исследований

Технологические стандарты проведения исследований

&

Изучение документации (амбулаторной карты пациента, истории болезни)

7 Подготовка

пациента

Op. 2

Приложение №5

Врач УЗД

[]

Информация о предыдущих исследованиях

Наведение датчиков в необходимую область и УЗ сканирование

Данные'

сканера

Результат сканирования в устной форме

Оценка полученных результатов врачом УЗД

Заполнение протокола м/с УЗД 0р.________5

Заполненный утвержденный ДЦ бланк протокола

Устные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рекомендации

пациенту

Удовлетворенный

пациент,

удовлетворенные врачи ЛПУ и ДЦ

УЗ Сканер SSA 380, 140, 340, ALOKA 5500, Philips 5000

АО

Эхокардиография чрезпищеводная

Рис. 5. Диаграмма процесса 2 уровня с определением процессов уровня А

44

ИТ и менеджмент

www.idmz.ru 201 1,№4

■■■■

рчва

Рис 6. Описание процедуры «Оценка полученных результатов врачом УЗД»

Рекомендуемый подход к описанию процессов позволяет получить детальную информацию о ходе процесса, выявить основные разногласия при обсуждении, целью которых являются достижение консенсуса и принятие итоговой версии. С момента утверждения схемы описанные действия обязательны для выполнения всеми участниками процесса. Внедрение процессного подхода и построение системы менеджмента качества гарантируют четко определенный порядок и ответственность за разработку, согласование, утверждение и ведение документации, соответствие ее действующей нормативной базе РФ. Кроме этого, вновь принятый персонал легко осваивает технологию работы в соответствии с требованиями, принятыми в данной организации. В некоторых случаях разрабатываются уточняющие диаграммы, позволяющие расширить требования к формированию протокола (рис. 6).

В ходе описания необходимо указывать версию документа и автора данной точки зрения на процесс. Практика показывает, что обычно требуется несколько попыток, прежде чем будет составлен удовлетворительный вариант блок-схемы процесса. Но эта работа стоит потраченных на нее усилий. В результате получается наглядное и адекватное описание процесса, которое могут использовать:

• персонал процесса — для ознакомления с требованиями и осуществления процесса;

• руководители процессов — для проверки соответствия и всестороннего анализа процесса;

• внутренние и внешние аудиторы — для проверки и оценки соответствия установленным требованиям процессов СМК;

• проектные группы — для улучшения и реинжиниринга процессов, а также для внедрения различных информационных систем управления медицинской организацией.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 45 ■

W4MM

I и информационные

технологии

ИТ и менеджмент

> Таким образом, карта процесса объединяет в себе основные требования к описанию процесса, блок-схема содержит расшифровку этапов, указание ответственных, участников, входных и выходных документов на каждом этапе.

Следующим этапом выполняется оценка результативности процесса по специальной разработанной методике с последующей разработкой корректирующих и предупреждающих мероприятий и/или мероприятий, направленных на улучшение, которые ответственные за процесс предоставляют руководству один раз в квартал. Представленные материалы отражаются в отчете по анализу эффективности функционирования СМК и анализируются высшим руководством.

При обнаружении несоответствий в любом процессе СМК принимаются действия по выявлению и устранению их причин. Планомерное устранение причин несоответствий осуществляется после их идентификации: при появлении жалоб потребителя, по результатам внутренних и внешних аудитов, по результатам измерений и мониторинга, по результатам оценок поставщиков, по результатам оценок удовлетворенности потребителей, по результатам других проверок, имеющих отношение к СМК. Все зарегистрированные несоответствия анализируются на предмет причины их возникновения. Если обнаружено несколько причин одного несоответствия, то они должны быть ранжированы в соответствии со степенью важности. Коррекция состоит в устранении обнаруженного несоответствия. При необходимости проводится разработка, планирование корректирующих действий, осуществление корректирующих действий, регистрации результатов.

Заведующим отделом качества и клиникоэкспертной работы составляется и предоставляется на анализ руководству отчет о проведении корректирующих действий (КД) в структурных подразделениях. Оценка результативности КД проводится заместителем главного врача по результатам экспертной оценки вто-

рого уровня следующего месяца. Критерием результативности КД считается отсутствие повторения данного несоответствия. Если КД признано нерезультативным, то создается новый протокол несоответствия. Таким образом, процесс может повторяться циклически, пока несоответствие не будет устранено.

В целом применение методики функционального моделирования процессов позволяет предоставить в распоряжение руководства способ и средство описания процессов в организации для целей их эффективного планирования, обеспечения, управления и улучшения в соответствии с идеологией системы менеджмента качества, а также идентификации и документирования процессов. Методика в полной мере отвечает принципу реализации процессного подхода в рамках системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ИСО 9001, и зарекомендовала себя как эффективное средство формализованного описания, проектирования, анализа и улучшения деловых процессов сложной системы управления медицинской организацией, с учетом всех этапов жизненного цикла медицинской услуги.

Следует отметить, что сбор информации о качестве медицинских услуг в течение жизненного цикла должен предназначаться для отслеживания показателей качества и надежности каждой выполненной услуги, составляющих ее содержание как на этапе проектирования, входного котроля качества расходных материалов и медикаментов, так и на этапах непосредственного выполнения, контроля, хранения и защиты данных, а также учитывать качество подготовки оборудования, включая метрологический контроль (подпроцесс «управление устройствами для мониторинга и измерений»).

Кроме того, результаты анализа качества услуг на протяжении жизненного цикла необходимы для такого совершенствования технологии их выполнения и контроля, которое исключило бы повторение несоответ-

46 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

ИТ и менеджмент

ствий, дефектов и отказов, выявленных в процессе производства. В заключение необходимо отметить, что компьютерная CALS-система управления качеством является распределенной многофункциональной системой. Все ее автоматизированные модули должны быть снабжены соответствующими сервисными меню и справочными данными, облегчающими как ввод и кодирование информации, так и анализ результатов ее обработки. Компью-

www.idmz.ru 2011, № 4

■■ I

РЧН

терные системы управления качеством медицинских услуг могут эффективно использоваться как для целенаправленного решения проблемы повышения качества и конкурентоспособности медицинской организации, так и для подготовки и проведения сертификации систем качества на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000:2008, обеспечивающей устойчивое положение медицинской организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методология функционального моделирования ЮЕР0//Руководящий документ РД IDEF0 — 2000. — М.: Госстандарт России, 2000.

2. Концепция развития CALS-технологий в России/НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика»//Ред. Е.В.Судов, А.И.Левин. — М., 2002. http://www.cals.ru/ /policy/.

3. Евдонин Е.С. Реализация инвариантных принципов CALS-технологий для информационной интеграции жизненного цикла истории болезни/Журнал радиоэлектроники. — 2010. — № 12 (электронный журнал, ISSN 1684-1719).

4. Соколов А.О. Методика информационной поддержки процессов системы менеджмента качества на основе CALS-технологий//Дис. ... канд. техн. наук : 05.02.23. — Москва, 2004. — 179 с. РГБ ОД, 61:04-5/2873.

Актуальные нормативные документы

ОБ УЧЕТЕ ПРИ ОБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ ПЛАТЫ ЗА ЛИЦЕНЗИЮ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 июня 2011 г. № 03-03-06/1/330 «Об учете в целях налогообложения прибыли прав на использование программ для ЭВМ»

Организация купила неисключительную лицензию на использование программного обеспечения. В договоре о приобретении указан срок, в течение которого можно использовать соответствующие неисключительные права.

Разъяснено, что при налогообложении прибыли организация должна распределить расходы по договору в течение срока действия лицензии.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 47 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.