Научная статья на тему 'Современное театральное искусство как феномен виртуальной реальности'

Современное театральное искусство как феномен виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1432
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНОСТЬ / АКТУАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛИСТИКА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИА / ПОРОЖДЕННОСТЬ / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / VIRTUALITY / THEATRICAL ART / MULTIMEDIA / A VIRTUAL REALITY / GENERATION / AN URGENCY / AUTONOMY / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кривоспицкая Яна Вадимовна

В статье анализируется роль виртуальной реальности в развитии театрального искусства и как следствие, ее влияние на восприятие человеком реальности сценического пространства. Автор предлагает рассмотреть новые позиции виртуальной реальности как виртуальности сценического действа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное театральное искусство как феномен виртуальной реальности»

Я. В. Кривоспицкая

СОВРЕМЕННОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В статье анализируется роль виртуальной реальности в развитии театрального искусства и как следствие, ее влияние на восприятие человеком реальности сценического пространства. Автор предлагает рассмотреть новые позиции виртуальной реальности как виртуальности сценического действа.

Ключевые слова: автономность, актуальность, виртуалистика, виртуальная реальность, интерактивность, мультимедиа, порожденность, театральное искусство

In article the role virtual reality in development of theatrical art and as consequence, its influence on perception the person of a reality of scenic space is analyzed. The author proposes to consider of new positions of a virtual reality as is offered to virtuality of scenic action.

Keywords: virtuality, theatrical art, multimedia, a virtual reality, generation, an urgency, autonomy, interactivity

Знакомая многим метафора «театр - зеркало жизни» показывает человеку возможность, приблизившись к нему, увидеть себя со всеми своими проблемами и вопросами. В нем отражается образ его собственной, сугубо личной, движущейся, изменяющейся жизни. В какой же степени то, что человек видит в этом зеркале, есть жизнь? Что позволяет нам считать жизнью увиденное в зеркале? «Аналогия между театром и зеркалом основана на том, что оба они являются по сути дела вариантами отображения действительности. Театр, с этой точки зрения, познает жизнь, отображая ее. Процесс отображения жизни в театре, очевидно, осуществляется при помощи средств чисто театрального характера» [1, с. 19]. Здесь встает вопрос об использовании театральных средств и возможностей (свет, звук, декорации, стилевые решения, технические возможности и т. д.). На современном этапе развития театрального искусства язык мультимедиа позволяет сделать заметный шаг вперед на пути к совершенствованию творческого и технического потенциала театра, соответствующего духу времени и влияющего на гармонизацию зрительского восприятия. Такой современный язык не только обеспечивает более полную передачу информации, но и формирует новое мировоззрение общества, осознавшего, что вселенная - это самообновляющийся и изменяющийся организм, а жизнь -постоянно преобразующийся сценарий.

«Мозаичное мировоззрение, фрагментарное мышление, фрактальность как принцип строения жизни - это понятия, характеризующие наше время. Человек, углубившийся в узкие области знания, осознал необходимость возврата к целостности и стремится преодолеть дробность мира, свести его воедино, собирать все фрагменты в одно целое. Результатом этих усилий становится новое, базирующееся на философской рефлексии и технических достижениях, искусство» [2, с. 70].

Эпоха индустриализации дает творчеству возможность развиваться стремительно, вбирать в себя все научно-технические инновации. Первыми реагируют, проявляясь особенно ярко, визуальные виды искусства - фотография и кино. Театральное искусство реаги-

рует осторожно, выборочно, постепенно применяя и впуская в святая святых достижения технического прогресса. Этапом такой эволюции стало соединение художественной деятельности и компьютерных технологий, что обусловило колоссальный скачок возможностей человека, переводя искусство в качественно новую фазу. «Мы смело можем констатировать переход от классического статичного модерна к “жидкой современности”, в которой все прошлые понятия растаяли в потоке хаоса» [3, с. 106]. Использование инновационного технического потенциала активизирует становление новой эстетики театрального искусства. Его объектом становится то, что ранее было недоступно, то, что невозможно было выразить, то, что размыло границы между реальным, обыденным и сюрреальным, мистическим. Активным творческим началом выступает феномен сознания, интуиция, экзистенция. Цифровая техника позволила визуализировать мир воображения, желаний и фантазий, создавать образы, порождаемые механизмом бессознательного, фиксировать не изображение, а момент уходящего времени, видимые и невидимые его характеристики. Дала возможность связать две стороны сознания, отразила физическую и психическую жизнь человека, бинарность внешнего и внутреннего мира. Возможно, здесь возникнет правомерный вопрос, считать ли искусством художественную визуализацию, используемую ныне театром в виде широкоформатных и плазменных экранов, всевозможного вида проекций и других технических средств, которые обходятся зачастую без актера, без декораторов и художников? Да, но только в сочетании с живой игрой актеров, замыслом драматурга и режиссера. Плюс все те функции, дающие возможность блестяще имитировать, а точнее, реализовывать жизнь - компьютерная графика, с ее неисчерпаемыми возможностями в техническом и творческом потенциале, многоканальные системы передачи звука, позволяющие максимально погрузить зрителя в происходящее на экране и сцене. Мультимедийные и интерактивные технологии открывают реальную перспективу возникновения нового визуального искусства, стирающего грани между созданным на экране компьютера

79

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011 / 2 (26)

Я. В. Кривоспицкая

Современное театральное искусство как феномен виртуальной реальности

графическим изображением и подлинной жизнью. Здесь мы можем провести параллель с основным постулатом театрального искусства, призывающего «жить на сцене», «давать правду жизни человеческого духа», стирать границы между сценой и жизнью, не играть, а проживать. Будущее - за основанным на новейших технологиях новым театральным языком, говорящим с молодым поколением зрителя, увлеченного и растущего на Интернете. «По мнению Питера Гринуэя, информационные мультимедийные технологии перестают быть исключительно носителями информации, становятся эстетическим и творческим явлением. Будущее за киберак-тивным кино» [4, с. 238]. Здесь мы можем перефразировать Гринуэя - будущее за киберактивным театром. Именно использование всех этих технологий в театре позволило по-новому взглянуть на него с позиций вир-туалистики. Идея того, что искусство в основе своей представляет (воображаемую, вероятную, возможную, т. е. виртуальную) реальность не нова. Но сегодня вопрос о наличии в искусстве виртуальной реальности должен ставиться и решаться совсем иначе. Искусство сейчас должно учитывать изменения общественного сознания и привлекать в свои арсеналы все те возможности, которые дает виртуалистика.

Мир театра виртуален, наполнен различными виртуальными реальностями. Базовой идеей, на которой строится виртуалистика, является идея виртуального существования (виртуальной реальности). Виртуальная реальность, независимо от ее природы (физическая, психологическая, социальная, биологическая, техническая и проч.), имеет следующие свойства: порожден-ность, актуальность, автономность, интерактивность.

Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Проведем параллель: в театральном искусстве продуцирующей реальностью является сама жизнь и драматургический материал.

Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность. В театре драматург первичен, а природа театрального действа такова - только «здесь и сейчас».

Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя природа). То же самое в спектакле, свое время, пространство, законы и способы существования на сцене, это и есть природа театра.

Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них. Все реальности в театре взаимодействуют. Реальность драматурга, режиссера, актеров, театральных цехов, пространства сцены и наполненного зрительного зала взаимодействуют постоянно.

Существует еще одно качество, связывающее воедино виртуальную реальность и реальность театра, -это энергия и события, которые не имеют длительности, протяженности. Что это значит? Событие имеет бесконечно малую длительность, т. е. является моментальным, совершается в миг. В свою очередь, бесконечная малость и бесконечная краткость означают несоизмеримость с обычной, конечной протяженностью, какой обладает любой интервал на оси времени. Этот миг по отношению к другим подобным событиям обладает особой индивидуальностью. Он принципиально единственен, не повторим и не воспроизводим, он не сливается ни с обычным длящимся временем, ни с другими «мигами», событиями (или, равносильно, их энергиями) и обнаруживает феномен недлящихся событий, характеризуемых лишь определенной энергией. Одним из важнейших постулатов театрального искусства является драматическое событие, точнее анализ целой цепочки событий, из которых строится спектакль. М. О. Кнебель писала: «Я считаю, что вопрос раскрытия события является кардинальным для современного искусства. От того, как мы будем относиться в дальнейшем к этому вопросу, зависит, куда будет развиваться искусство театра» [5, с. 59]. Специфическим признаком театрального события является его сиюминутность и зрелищность [6, с. 94].

Виртуалистика дает возможность иначе взглянуть на природу драматического театра, включающего в себя объективную, существующую вне человека реальность, дает возможность понимать театр и пространство спектакля как виртогенез, рождающий реальность, существующую в сознании человека. Театральное искусство, погружающее человека в другую среду - творческую, вымышленную, в мир возвышенный, идеальный, но способный быть соотнесенным с жизненно верным, правдивым настолько, насколько может вообразить себе это человек - выступает здесь как иммерсионная технология, создающаяся посредством театра, использующего новейшие технологии виртуальной реальности.

1. Боровик, О. Структурализм в театре / О. Боровик. - СПб.: Искусство, 1997. - 218 с.

2. Яцюк, О. Культурологический аспект компьютерной виртуальности: мультимедиа как современный этап генезиса техни-

ческих искусств / О. Яцюк // Вопр. культурологии. - 2008. - № 9. - С. 70-73.

3. Малявин, В. К философии корпоративного развития / В. Малявин. - М.: Европа, 2006. - 217 с.

4. Маньковская, Н. Б. Хронотипологические этапы развития неклассического эстетического сознания / Н. Б. Маньковская // Эстетика. Вчера. Сегодня. Всегда. - М.: ИФ РАН, 2005. - С. 238.

5. Кнебель, М. О. О том, что мне кажется особенно важным / М. О. Кнебель. - М.: Искусство, 1971. - 520 с.

6. Петров, В. А. Основы теории драматического искусства в терминах / В. А. Петров; Челяб. гос. акад. культуры и ис-

кусств. - Челябинск, 2002. - 111 с.

80

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011 / 2 (26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.