Я. В. Кривоспицкая
ст. преподаватель, кафедра театрального искусства, ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВИРТУАЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В статье рассматривается соотношение виртуальной реальности с пространством театра и его новыми формами. Современное театральное искусство как элемент общечеловеческой культуры, на данном этапе развития человечества поддается все большей и ускоряющейся трансформации. Отражая реальную жизнь, театр, столкнувшись с необходимостью учитывать изменения общественного сознания, начинает привлекать в свои арсеналы возможности, которые дает виртуалистика, включая множество технологических, мультимедийных, интерактивных, световых и звуковых систем и других средств, созданных человеком для расширения художественно-функциональных возможностей театра. Эти новации, несомненно, влияют на условия создания и восприятия зрителем пространства сценического искусства, заставляют обратить внимание на условия взаимодействия современного театра и зрителя с позиции культурологического понятия «виртуальности» театральной среды.
Ключевые слова: виртуальность, виртуалистика, виртуальная реальность, театральное искусство, мультимедиа.
Y.V. Krivospitskay, Chelyabinsk state academy of culture and arts
SOME ASPECTS OF VIRTUALITY OF THEATRICAL ART
Abstract. In article the parity of a virtual reality with space of theatre and its new forms is considered. The modern theatrical art as an element of universal culture, at the given stage of development of mankind gives in to the increasing and accelerated transformation. Reflecting real life, theatre, having faced necessity to consider change of public consciousness, starts to involve in the arsenals of possibility which gives virtualistics, including set of technological, multimedia, interactive, light and sound systems and other means created by the person for expansion of artly-functionality theatre. These innovations, undoubtedly, influence conditions of creation and perception the spectator of space of theatrics, force to pay attention to conditions of interaction of modern theatre and the spectator from a position of culturological concept of "virtuality" of the theatrical environment.
Keywords: virtuality, virtualistics, a virtual reality, theatrical art, multimedia.
Теоретическим осмыслением большого ряда виртуальных феноменов, различными видами реальностей и проблемами виртуализации современного общества, занимается группа исследователей «Виртуалистика» Института философии РАН. Виртуалистика уже давно имеет официальный статус и «манифест» провозглашающий ее как одну из новых мировоззренческих систем. В ее основе лежит представление о виртуальности мира, где любая реальность может быть названа виртуальной, в связи с тем, что действительный мир срастается с виртуальными реальностями человеческого сознания и реальностей этих бесконечное множество.
Театральную действительность так же можно назвать одной из виртуальных реальностей и при свойственном плюрализме восприятия реальностей, она может быть чуть ли не «первой среди равных». В театре пересекаются реальности всех видов искусств, реальности драматургии, режиссуры, актерской игры, зрительского восприятия и т.д. О разных видах реальности говорят, когда задаются вопросом, существует или нет некий мир (виртуальный, художественный, религиозный, эзотерический), каковы особенности этого мира и чем он отличается от других миров. Термин «виртуальная реальность» театрального искусства - порождение в большей степени эпохи
глобальной информатизации общества, предполагающий исторический и психологический аспект трактовки «виртуальности», универсального феномена культуры. «Виртуальность является одной из тех сфер культуры будущего, в которой активно реализуются многие наработки авангардно-модернистских направлений искусства XX в. Причины тому коренятся не только в несомненной бытовой и научно вспомогательной пользе дигитальной техники» [1, с.47].
Формулировка виртуальности как совокупности различных видов, форм, элементов реальностей плюс специфическая среда и атмосфера, созданная с применением компьютерной графики, видеопроекций и звуковых эффектов доказывает, что обоснование виртуальности театрального искусства дает новую концепцию понимания культуры. «Цифровая техника позволяет визуализировать мир воображения, желаний и фантазий, создавать образы, порожденные механизмом бессознательного, фиксировать момент уходящего времени» [2, с.70].
В. Л. Силаева отмечает одну очень важную характеристику виртуальной реальности - ее вторичность, производность от объективной реальности, она пишет: «Необходимо понимать, что виртуализации подвергаются прежде всего те области человеческой деятельности, которые априори феноменологически имеют виртуальную природу» [3, с.46] Театральное искусство тоже вторично, оно воспроизводит заново, «погружает» человека в другую среду - творческую, вымышленную, в мир возвышенный, идеальный, но способный быть соотнесенным с жизненно верным, правдивым настолько, насколько может вообразить это себе человек и выступает здесь как иммерсионная технология создающая посредством театра - «виртуальную реальность».
Важно помнить, что по существу весь образно-символический мир, создаваемый искусством, может быть охарактеризован как своеобразный космос виртуальных миров, который получает реальное воплощение благодаря восприятию искусства каждым конкретным реципиентом.
В театральном искусстве происходит модуляция действительности не в одной, а в великом множестве структур, получается это благодаря совместному сосуществованию различных видов искусств в театре, их синтезу. Поэтому и возникает необходимость одновременного моделирования действительности самыми различными способами. Театр, используя языки и технологии всевозможных видов искусств, порождает чрезвычайно сложные модели действительности и глубокие социально-психологические явления. Получается, что театральная модель действительности -крайне сложная суперструктура, создающаяся из огромного количества более мелких структур, находящихся в виртуальном пространстве.
Новыми художественными приемами монтажа, обусловленными цифровыми технологиями, стали совмещение рисованных, виртуальных героев, персонажей с живыми актерами и их взаимодействие, морфинг (превращение одних персонажей в другие, людей в животных или неодушевленные предметы). Специальные графические программы позволяют воссоздавать на экране фантастические ландшафты, ирреальных животных, в театре появилось понятие проекционных виртуальных декораций и т.д. Компьютерная графика помогает театру блестяще имитировать реальную жизнь, погружая в нее зрителей. «На волне прогрессирующего сращения киберпространства с обыденной жизнью миллионов масштабное производство виртуальных артефактов
№ 2 (6) - 2012
139
становится безусловным мейнстримом глобальной высокотехнологичной культуры по-стмодерности как в массовых, так и элитарных ее вариантах» [4, с.34].
В Национальном Театре Chaillot (Франция) спектакль Хосе Монтальво и Доминик Эрвие «Орфей» совмещает в себе всевозможные технические новации: мультимедиа, экраны, проекции, многоканальные звуковые системы. Реальные актеры в спектакле взаимодействую сами с собой в виртуальном пространстве, входят и выходят из него, и зритель уже не понимает где виртуальный персонаж, а где реальный, иллюзорный мир поглощает, погружает в иную реальность и делает ее живой реальностью, в которой оказывается зритель. Театр все больше и больше использует возможности виртуалистики, примерами тому служит огромное множество зарубежных и российских постановок.
Итак, театральная культура в различных своих проявлениях исторически подготовила и предвосхитила оформление теории виртуальности театрального искусства. Этому способствовала специфическая характеристика театрального искусства объединяющего в себе все виды искусств, в свою очередь тоже использующих новейшие технологии порождающие широчайшее поле возможностей воздействия на человека. Таким образом, взаимодействие зрителя и актера в условиях современного, технически оснащенного сценического пространства, расставило совершенно иные акценты не только в успешности этого взаимодействия, но и в самих процессах влияния искусства на человека.
Список литературы:
1. Бычков В.В., Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта [Текст] / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская // Вопросы философии. - 2006. - № 11. - С. 4759.
2. Яцюк О. Г. Культурологический аспект компьютерной виртуальности: мультимедиа как современный этап генезиса технических искусств // Вопросы культурологи. -2008. - № 9. - С. 70-72.
3. Силаева В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: дисс. канд. филос. наук. - М. 2004. - 115 с.
4. Савицкая Т.Е. Виртуальная реальность: опыт прояснения культурного статуса // Обсервация культуры. - 2009 - №1. - С. 34-41.
List of references:
1. Bichkov V.V., Mankovskay N.B. Virtual reality in space of aesthetic experience [Text] / V.V. Bychkov, N.B. Mankovsky // Questions of philosophy. - 2006. - Vol.11. - P. 4759.
2. Jatsjuk O.G. Culturological aspect of computer virtuality: multimedia as the present stage of genesis of technical arts // Questions culturologists. - 2008. - Vol.9. - P. 70-72.
3. Silaeva V.L. Reality substitution as the mechanism virtual societies: The master's thesis philosophical sciences. - М. - 2004. - 115 c.
4. Savitskay T.E. Virtual reality: experience of clearing of the cultural status. An observation of culture - 2009 - Vol.1. - P. 34-41.