Современное состояние защиты прав интеллектуальной собственности в ЕС
В А.Лихачев
УДК 341.217(4) : 347.77 + 061.1 ЕС ББК 67.404.3 Л-651
В экономической политике Евросоюза растущее значение приобретает защита прав интеллектуальной собственности, поскольку эта защита, распространяющаяся прежде всего на авторские права, включая права на результаты научных исследований и разработок, патенты, лицензии, промышленные образцы и товарные знаки, становится все более важным фактором в современном развитии - наукоемком и технологически интенсивным. Значение усиления активности Евросоюза в области защиты прав интеллектуальной собственности можно оценить лишь в контексте проявившихся в начале ХХ1 в. в этом объединении внутриэкономических и внешнеэкономических проблем, требовавших поиска решений в расчете на долгосрочную перспективу.
Увеличение числа участников Евросоюза, особенно в 2004 г., когда одновременно были приняты 10 новых членов из стран Центральной и Восточной Европы, менее интегрированных и существенно отличавшихся в социально-экономическом отношении от ранее присоединявшихся государств, вызвало необходимость в укреплении регионального объединения, в частности, посредством совершенствования и расширения единого регулирования предпринимательской деятельности.
Наметившееся отставание Евросоюза от США и некоторых других развитых стран в области производительности труда и, соответственно, конкурентоспособности на глобализирующемся мировом рынке в условиях повышения роли научно-технического прогресса (прежде всего Греции, Португалии, Испании, Италии и даже Франции, хотя и в меньшей степени) вызвало потребность в ускорении развития наукоемких отраслей промышленности на инновационной основе. Напомним, что уровень ВВП в Евросоюзе в расчете на одного занятого в конце 2000-х годов был примерно в 1,4 раза ниже, чем в США1.
1 European Commission. "European Competitiveness Report" Luxembourg, 2008, p.8.
^ 80
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2014
Шестая рамочная программа научных исследований и технологических разработок на 2000-2006 гг., финансируемых за счет бюджета ЕС, предусматривала формирование единого исследовательского пространства ЕС (путем расширения кооперации предприятий, институтов и университетов стран-членов), чтобы превратить Евросоюз в 2010 г. в регион с самым наукоемким хозяйством в мире и повысить международную конкурентоспособность Европы. Для укрепления связей промышленности и науки в 2008 г. создается Европейский институт инноваций и технологий.
Объемы финансирования НИОКР из единого бюджета ЕС на 2007-2013 гг. достигли 96,7 млрд евро, что более чем втрое превосходит уровень 2000-2006 гг. (29,1 млрд евро)2. В финансировании НИОКР в 2007-2013 гг. появилась новая, сугубо практически ориентированная статья «программы повышения конкурентоспособности и инноваций» (ассигнования по данной статье составили 3,6 млрд евро).
С 1 января 2014 г. Евросоюз начал реализацию новой программы с ориентацией также на семилетнюю перспективу под амбициозным названием: «Горизонт 2020»3. Приоритетными в программе «Горизонт 2020» определены высокоэффективные технологии по сравнительно широкому кругу направлений: эко-, нано-, био- и инфотехнологии, которые, как ожидают ее разработчики, принесут положительные результаты в экономической и социальной областях. Благодаря осуществлению указанной программы доля расходов на научные исследования и инновации в общих расходах бюджета ЕС возрастет с 6,7% в 2013 г. до 8,5% в 2020 г.
Десятилетняя Европейская стратегия развития экономики до 2020 г. (Стратегия «Европа 2020») содержит комплекс практических мероприятий по формированию «инновационного союза», включающий три десятка пунктов. Среди этих мероприятий в качестве важнейших определены следующие: (1) наращивание научно-технического потенциала посредством увеличения общего объема финансирования НИОКР, (2) ускорение коммерциализации достигнутых членами объединенной Европы результатов исследований, особенно в сферах, наиболее восприимчивых к нововведениям, путем укрепления связей промышленности и науки, (3) расширение партнерства в инновационной политике на национальном, общеевропейском и международном уровнях, (4) ликвидация барьеров, препятствующих развитию и интернационализации инновационной деятельности, и др.
В Стратегии подчеркивается, что охрана интеллектуальной собственности, являясь ключевым фактором дальнейшего научно-технического прогресса и инноваций, имеет решающее значение для усиления конкурентных позиций Евросоюза в
2 European Commission. "A more research-intensive and integrated European Research Area. Science, Technology and Competitiveness key figures report 2008/2009". - Luxembourg, 2008, p.105.
3 Horizon 2020 - the Framework Programme for Research and Innovation. European Commission. URL: http://ec.europa.eu/research/csfri/index_en.cfm3
5 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
81 Q
глобальной экономике4.
Таким образом в Евросоюзе выявилась острая потребность в ускорении научно-технического прогресса, и были приняты программы, направленные на обеспечение оптимального использования возможностей наукоемкого производства стран - членов объединения (и привлечения ресурсов за его пределами) для повышения международной конкурентоспособности европейской промышленной продукции. Исходным пунктом этой инновационно-ориентированной промышленной политики стала более эффективная защита интеллектуальной собственности, дававшая импульс последующему обновлению и развитию всей цепочки экономических отношений.
Совершенствование защиты прав интеллектуальной собственности в Евросоюзе осуществляется по нескольким разноплановым, но взаимосвязанным направлениям в зависимости от действующих объективных и субъективных экономических и политических факторов. Практикуется сочетание принятия документов для защиты этих прав в целом с документами, предусматривающими защиту прав в приоритетных областях, требующих наибольшего внимания.
Одним из важных средств защиты прав интеллектуальной собственности, продиктованных интересами укрепления расширившегося регионального объединения, является сближение национальных норм защиты для достижения более высокого и одновременно равноценного и единообразного ее уровня. Такой подход стимулирует деятельность предпринимателей в области повышения качества товаров и снижения издержек производства, обновления и обеспечения их безопасности для человека и окружающей среды, т.е. в области совершенствования традиционных и современных добросовестных методов конкуренции, облегчающих доступ на мировой рынок.
Основным документом по сближению национальных норм защиты прав интеллектуальной собственности, способствующим распространению передовых знаний, технологий и ноу-хау на пространстве всего региона, служит Директива 2004/48/ЕС Европейского парламента и Европейского Совета от 29 апреля 2009 г.
Директива создает равные условия охраны для правообладателя на внутреннем рынке Евросоюза и обязывает правительства стран-членов принимать необходимые корректирующие меры пресечения попыток преднамеренного нарушения прав интеллектуальной собственности. Для этого все страны-участницы располагают единообразным набором мер, процедур и средств для защиты прав. Особо оговорено, что санкции против нарушителей прав должны быть справедливыми и достаточно эффективными для предотвращения случаев повторного нарушения прав; санкции также не должны создавать препятствий легальной торговле и пред-
4 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economie and Social Committee, Committee of Regions. Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union. SEC(2010)1161, Brussels, 06.10.2010. URL: http://ec.europa.eu/research/ innovationunion/pdf/innovation-union-communication_en.pdf#view=fit&pagemode=none
^ 82
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2014
усматривать ограждение ответчика от злоупотреблений со стороны судебных органов.
В преамбуле к Директиве говорится о возможности применения в некоторых случаях нарушения установленных норм мер уголовного права, но в тексте Директивы о таких мерах не говорится. В итоге решения о конкретных санкциях, включая меры уголовного характера, за нарушения прав владельцев интеллектуальной собственности оставлены на усмотрение национальных судов стран-участниц Евросоюза.
Необходимо отметить, что Комиссия ЕС, по поступающей информации, прорабатывает вопрос об ужесточении санкций за причинение коммерческого ущерба владельцу интеллектуальной собственности. Имеется в виду применение уголовной ответственности на всей территории Евросоюза, закрытие предприятий, выпускавших контрафактные товары или продукцию с нарушением авторских прав, лишение нарушителя прав государственной поддержки и возможности заниматься коммерческой деятельностью, установление над ним юридического надзора и т.д.
Важную роль играют нормативные акты, регулирующие правовой режим в отношении отдельных видов интеллектуальной собственности. Например, в Правилах ЕС №207/2009 - «О товарных знаках Сообщества» более детально представлены процедуры и меры по защите их владельцев. Уточнено, что прием заявок и регистрация товарных знаков поручены Бюро по гармонизации на внутреннем рынке, а регистрация дает владельцу исключительное право на владение таким знаком и обеспечивает его защиту во всех странах-участницах (в настоящее время в 28) в течение десяти лет (с возможностью многократного продления). Рассмотрением споров занимается Апелляционная палата, решения которой могут быть обжалованы в Суде ЕС.
Другим важным средством защиты прав интеллектуальной собственности в современных условиях является модернизация ключевой экономической составляющей этой защиты - системы патентования, играющей центральную роль в функционировании рынка наукоемкой продукции. В декабре 2011 г. страны-члены Евросоюза подписали соглашение о создании Единой европейской патентной системы; спустя год, в декабре 2012 г., это соглашение было одобрено Европейским парламентом и с 1 января 2014 г. оно вступило в силу.
В Единой европейской патентной системе приняли участие почти все страны объединения. Исключением стали Италия и Испания вследствие их языковой дискриминации: было принято решение, что вся патентная документация будет составляться лишь на трех официальных языках ЕС - английском, немецком и французском.
Новая система патентования в Евросоюзе обеспечивает централизованную регистрацию и выдачу требуемых документов, действующих во всех странах-участницах, а также единообразную правовую защиту патентов на всей территории
5 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
83 ^
объединения. Споры решаются исключительно Единым патентным судом (центральное его учреждение размещается в Париже, а два отделения - в Лондоне и Мюнхене). Решение Суда, подтверждающее европейский патент, имеет юридическую силу на всей территории ЕС.
Единая европейская система патентования упрощает его процедуру, сокращает сроки оформления и снижает затраты на получение патента по сравнению с ранее действовавшим национальным порядком патентования и необходимостью перевода на официальные языки ЕС (однако стоимость европейского патента с учетом расходов на его поддержание в территориально большем пространстве остается сравнительно высокой: оценивается до 30 тыс. евро, тогда как в США в среднем патент обходится правообладателю в 1850 евро). Уменьшение прежних издержек по патентованию и усиление защищенности изобретений призваны стимулировать внедрение новых промышленных технологий и способствовать экспорту наукоемких товаров из стран-членов Евросоюза в третьи страны.
Регулирование лицензионной торговли объектами промышленной собственности в Евросоюзе также осуществляется на наднациональном уровне. Соответствующие регламенты - о соглашениях по передаче технологии, по совместной ее разработке и внедрению, о договоре франчайзинга и др. - содержат перечень разрешенных и запрещенных условий такой деятельности (запрещение распространяется, например, на применение фиксированных цен и ограничение объема производства лицензируемых товаров). Регламент №816/2006 предусматривает обязательное лицензирование патентов, относящихся к выпуску фармацевтических товаров для последующего экспорта их в третьи страны.
Большое внимание органы Евросоюза уделяют в последнее время противодействию нарушениям прав владельцев интеллектуальной собственности путем поставки контрафактной продукции (часто именуется «торговым пиратством»; включает производство и сбыт продукции без согласия ее создателя или включение в свой товарный знак элементов товарного знака известных фирм и выпуск подделок, внешне похожих на оригинал) из других стран в связи с быстрым ростом отмеченных правонарушений, в том числе под воздействием научно-технического прогресса, облегчающего и удешевляющего изготовление подобной продукции.
Экспортируют контрафакт, по оценкам зарубежных экспертов, свыше 50 стран. Масштабы его оценивается в 4-5% международной торговли; по стоимости приближаются к 900 млрд долл. Это негативно влияет на инновационные процессы и развитие экономики, а порой создает угрозу для здоровья и жизни людей. Наиболее фальсифицируемыми товарами считаются программное обеспечение, лекарства, медицинские приборы, детали машин, одежда и обувь.
Противодействие контрафакту в Евросоюзе оказывается как общими мерами, так и отдельными мерами в отношении лидирующих стран-поставщиков.
^ 84
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2014
Основные функции в борьбе против поступления контрафакта на территорию Евросоюза возложены на таможенные органы стран-членов. Первоначальной правовой базой их деятельности в этом направлении был Регламент Совета №1383/2003/ЕС от 22 июля 2003 г. Регламент упростил технологию проверки и снизил ее стоимость, но главное - предоставил право таможенным органам уничтожать нелегальные товары без излишней бюрократической процедуры и выплаты какой-либо компенсации их владельцам. В некоторых случаях к последним применяются и штрафные санкции5.
В 2008 г. для усиления противодействия поступлению в страны ЕС поддельных товаров создана специализированная организация - Европейская обсерватория по борьбе с контрафакцией и пиратством, деятельность которой координирует Европейская Комиссия. Новая организация объединила представителей администрации Евросоюза, частного сектора и союзов потребителей стран-членов. Ее задачей является сбор данных о нарушениях таких прав, обмен опытом противодействия на разных уровнях и информирование общественности.
Для претворения в жизнь резолюции Совета ЕС от 25 сентября 2008 г. об усилении борьбы с контрафактом и другими формами нарушений прав интеллектуальной собственности в июне 2013 г. издана новая обстоятельная инструкция для таможенной службы в рассматриваемой области (вместо регламента 2003 г.). Инструкция содержит 6 разделов и 40 статей с подробным описанием действий и ответственности таможенных органов стран-членов ЕС, процедуры сбора и обмена информацией, применения санкций и т.д.6
В связи с тем, что поступление контрафактной продукции в Евросоюз, особенно на рынки Великобритании и Германии, достигло крупных масштабов (розничная стоимость ее оценивалась в 2012 г. в 1,3 млрд евро) Комиссия ЕС внесла ряд предложений по ужесточению мер противодействия.
В частности, предусматривается перенесение на нарушителя прав основных издержек, связанных с проверкой и обнаружением контрафакта таможенными органами; расширение их участия в расследованиях, проводимых с целью выявления сетей производства и сбыта контрафакта; налаживание сотрудничества с деловыми кругами, а также с административными и правоохранительными органами третьих стран.
В целях повышения эффективности защиты прав интеллектуальной собственности органы ЕС тесно взаимодействуют с другими странами в рамках ВТО и с ее Секретариатом.
Основными странами - поставщиками контрафактной продукции на мировом рынке являются - Китай, на который приходится около 50%, Республика Корея,
5 Council Regulation (EC) №1383/2003 of 22 July 2003. Official Journal. L196. 2003, p.7.
6 Regulations (EU) № 6608/13 of the European Parliament and the Council of 12 June 2013 concerning customs enforcement of intellectual property rights and repealing Council Regulations (EC) No 1383/2003.
5 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
85 Q
Мексика, Аргентина, Италия и Польша. На Китай приходится еще большая доля поставок контрафактной продукции в Евросоюз (около 2/3). Очевидно поэтому в 2009 г. его руководство подписало специальный План действий с Китаем, особое внимание уделяющий сотрудничеству таможенных органов стран-партнеров в противодействии поставкам контрафакта.
План действий, видимо, способствует борьбе с китайским контрафактом, но пока еще недостаточно эффективно. По данным таможенных органов ЕС, в 2012 г. количество нарушений прав интеллектуальной собственности иностранными поставщиками фактически впервые сократилось до 90,5 тыс. случаев против 91,2 тыс. в 2011 г. (формально во второй раз, но первый раз сокращение произошло в 2009 г. вследствие экономического кризиса и уменьшения масштабов международной торговли; тогда сокращение количества нарушений прав составило с 49 тыс. в 2008 г. до 43 тыс. в 2009 г., но в 2010 г. оно вновь увеличилось до 79 тыс. случаев)7.
Проблема борьбы с контрафактом по-прежнему считается Комиссией ЕС приоритетной, особенно учитывая, что поступление зарубежного контрафакта, опасного для здоровья человека, остается в ЕС сравнительно высоким и достигает 12,7%.
В декабре 2013 г. Комиссия ЕС издала новый документ по борьбе с поступлением на территорию объединения зарубежной контрафактной продукции, унифицирующий в странах-членах таможенные процедуры в этой области по просьбам владельцев прав интеллектуальной собственности (вступил в силу с 1 января 2014 г.)8.
Развитие системы защиты прав интеллектуальной собственности в сочетании с государственной финансовой поддержкой инновационной деятельности в Евросоюзе во многом ориентируется на положения статей Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), заключенного в итоге Уругвайского раунда многосторонних переговоров в 1994 г. при участии представителей этого объединения. Подтверждением такой ориентации является общность целей, направленность документов, сходство инструментов защиты прав и санкций за их нарушение, а иногда также почти дословное совпадение формулировок.
В Соглашении ТРИПС, статье 7 - «Цели» поясняется, что «охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию...». Рассмотренные выше документы Евросоюза направлены на достижение тех же целей.
7 Report on EU customs enforcement of intellectual property rights. Results at the EU border
2012. - Luxembourg, 2013, pp.7-18.
8 Regulations. Commission implementing regulation (EU) No 1352/2013 of 4 December
2013. Official Journal of the European Union. 18.12.2013.
^ 86
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2014
В том же Соглашении статья 41 - «Общие обязательства» требует от стран-членов принятия законодательства, обеспечивающего соблюдение прав интеллектуальной собственности и позволяющего прибегать к эффективным действиям, направленным против любого нарушения прав, но избегать при этом создания барьеров в законной торговле. Примерно то же самое записано в принятых директивах ЕС.
Большое внимание в Соглашении уделено противодействию поступлению на рынок контрафакта, в частности, в статьях 46 - «Другие меры судебной защиты» и 51 - «Приостановление выпуска товаров в обращение таможенными органами»; в первом случае речь идет об изъятии контрафактных товаров из торговой сети и об уничтожении их (и орудий производства) без компенсации, а во втором - о предоставлении права таможенным органам прекращать впуск в страну и выпуск с ее территории товаров, произведенных с нарушением авторских прав, или с неправомерно используемыми товарными знаками. Аналогичные требования, как отмечалось, предъявляются и в документах Евросоюза по борьбе с контрафактом.
Строгие санкции предусмотрены в Соглашении против нарушителей прав, в разделе 5 - «Уголовные процедуры», в статье 61, не имеющей названия: (1) «денежные штрафы, достаточные для того, чтобы служить средством удержания, соразмерным со степенью наказания, применяемого в связи с другими преступлениями соответствующей тяжести» и (2) «уголовные процедуры.., которые применяются, по крайней мере, в случаях умышленного неправомерного использования товарных знаков и нарушения авторских прав, совершенных в коммерческих масштабах». Тенденция к ужесточению санкций против нарушителей прав просматривается и в документах Евросоюза, в которых утверждается, что штрафы должны быть достаточными для предотвращения нарушения прав, а в определенных случаях могут применяться и меры уголовного характера.
Таким образом Евросоюз, с одной стороны, формируя для всех стран-членов объединения общую систему защиты прав интеллектуальной собственности в целях укрепления единой конкурентной среды и повышения международной конкурентоспособности предпринимателей стран-членов, стремится максимально использовать накопленный в мире опыт в данной области, а с другой - применение Евросоюзом этого опыта позволяет ему быстрее повышать уровень защиты интеллектуальной собственности, ускорять научно-технический прогресс и сокращать путь к достижению поставленной цели.
Россия, став членом ВТО, как представляется, должна рассматривать, подобно Евросоюзу, свои права и обязательства в рамках ТРИПС по созданию международно-унифицированной системы защиты прав интеллектуальной собственности, которая содержит инструменты и процедуры, необходимые для исполнения установленных правил, в качестве инструмента повышения эффективности национальной
5 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
87 Q
инновационной системы в интересах содействия изобретательской деятельности в стране, дальнейшего научно-технического прогресса и широкого внедрения его результатов в производство.
Вместе с тем актуальны и другие аспекты опыта Евросоюза по усилению защиты интеллектуальной собственности. В частности, заключение двустороннего соглашения с Китаем о сотрудничестве таможенных органов в борьбе с контра-фактом, особенно учитывая возросшие его поставки через Казахстан в Россию в последние годы в условиях либерализации регулирования торговли в рамках Таможенного союза (аналогичная проблема, хотя и в меньших масштабах, отмечается в поставках контрафакта из Польши и стран Балтии через Белоруссию).
БИБЛИОГРАФИЯ:
Европа от А до Я. Справочник европейской интеграции. В.Вайденфельд, В.Вессельс / Пер. с немецкого. - Латвия, Рига: Alberts XII, 2002. - 544 с. (Evropa ot A do Ja. Spravochnik evropejskoj integracii. V.Vajdenfel'd, V.Vessel's / Per. s nemeckogo. - Latvija, Riga: Alberts XII, 2002. - 544 s.)
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. 3-е издание, дополненное. - М.: ВАВТ Минэкономразвития России (серия: Экономист-международник), 2012. - 360 с. (Djumulen I.I. Vsemirnaja torgovaja organizacija. Jekonomika, politika, pravo. 3-e izdanie, dopolnennoe. - M.: VAVT Minjekonomrazvitija Rossii (serija: Jekonomist-mezhdunarodnik), 2012. - 360 s.)
Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В. Буториной. - М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. - 720 с. (Evropejskaja integracija: uchebnik / pod red. O.V Butorinoj. - M.: Izdatel'skij Dom «Delovaja literatura», 2011. - 720 s.)
Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. - М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2002. - 486 с. (Rezul'taty Urugvajskogo raunda mnogostoronnih torgovyh peregovorov. Pravovye teksty. - M.: MAIK «Nauka/Interperiodika», 2002. - 486 s.)
Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, Committee of Regions. Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union. SEC(2010)1161, Brussels, 06.10.2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/research/innovationunion/pdf/innovation-union-communication_ en.pdf#view=fit&pagemode=none
Horizon 2020 - the Framework Programme for Research and Innovation. European Commission. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/research/csfri/index_ en.cfm3
Regulation (EU) No 608/2013 of the European Parliament and the Council of 12 June 2013. - Strasbourg, 12 June 2013. - 20 р.
Report on EU customs enforcement of intellectual property rights. Results at the EU border 2012. - Luxemвourg, 2013. - 40 р.
Ю
^ 88
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2014