Научная статья на тему 'Современное состояние защиты прав интеллектуальной собственности в ЕС'

Современное состояние защиты прав интеллектуальной собственности в ЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3514
697
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЫСОКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИРЕКТИВА / ЗАЩИТА ПРАВ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОНТРАФАКТ / ПАТЕНТОВАНИЕ / САНКЦИИ / СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЫМ АСПЕКТАМ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / WORLD TRADE ORGANIZATION / HIGH TECHNOLOGY / DIRECTIVE / PROTECTION OF THE RIGHTS / INNOVATIONS / INTELLECTUAL PROPERTY / COUNTERFEIT / PATENTING / PENALTIES / AGREEMENT ON TRADE RELATED ASPECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лихачев Владимир Алексеевич

Статья посвящена анализу мероприятий Европейского союза по улучшению защиты прав интеллектуальной собственности в целях более активного использования результатов научно-технического прогресса в странах-членах для усиления их международной конкурентоспособности. Рассматриваются причины возросшего внимания Евросоюза к защите прав интеллектуальной собственности и основные направления его деятельности, в частности, сближение национальных норм защиты, модернизация системы патентования и противодействие поставке контрафакта из других стран, в том числе из Китая. Отмечается связь защиты этих прав в Евросоюзе с требованиями Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, и делаются выводы, имеющие практическое значение для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of intellectual property rights protection in the EU

The article is devoted to the analysis of the measures of the European Union aimed at improvingthe protection of intellectual property rights with the purpose of achieving better results in thesphere of scientific and technical progress in member-countries to strengthen their internationalcompetitiveness. The article examines the reasons for the increasing attention in the EuropeanUnion to the protection of these rights and main directions of respective activities in the EU:unifying national norms of protection, modernizing patenting system and preventing delivery ofcounterfeit goods from third countries, especially from China. In conclusion, special emphasis ismade on compliance of intellectual property rights protection in the European Union with therequirements of WTO Agreement on trade related aspects of intellectual property rights and oncertain practical issues in this respect for Russia.

Текст научной работы на тему «Современное состояние защиты прав интеллектуальной собственности в ЕС»

Современное состояние защиты прав интеллектуальной собственности в ЕС

В А.Лихачев

УДК 341.217(4) : 347.77 + 061.1 ЕС ББК 67.404.3 Л-651

В экономической политике Евросоюза растущее значение приобретает защита прав интеллектуальной собственности, поскольку эта защита, распространяющаяся прежде всего на авторские права, включая права на результаты научных исследований и разработок, патенты, лицензии, промышленные образцы и товарные знаки, становится все более важным фактором в современном развитии - наукоемком и технологически интенсивным. Значение усиления активности Евросоюза в области защиты прав интеллектуальной собственности можно оценить лишь в контексте проявившихся в начале ХХ1 в. в этом объединении внутриэкономических и внешнеэкономических проблем, требовавших поиска решений в расчете на долгосрочную перспективу.

Увеличение числа участников Евросоюза, особенно в 2004 г., когда одновременно были приняты 10 новых членов из стран Центральной и Восточной Европы, менее интегрированных и существенно отличавшихся в социально-экономическом отношении от ранее присоединявшихся государств, вызвало необходимость в укреплении регионального объединения, в частности, посредством совершенствования и расширения единого регулирования предпринимательской деятельности.

Наметившееся отставание Евросоюза от США и некоторых других развитых стран в области производительности труда и, соответственно, конкурентоспособности на глобализирующемся мировом рынке в условиях повышения роли научно-технического прогресса (прежде всего Греции, Португалии, Испании, Италии и даже Франции, хотя и в меньшей степени) вызвало потребность в ускорении развития наукоемких отраслей промышленности на инновационной основе. Напомним, что уровень ВВП в Евросоюзе в расчете на одного занятого в конце 2000-х годов был примерно в 1,4 раза ниже, чем в США1.

1 European Commission. "European Competitiveness Report" Luxembourg, 2008, p.8.

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2014

Шестая рамочная программа научных исследований и технологических разработок на 2000-2006 гг., финансируемых за счет бюджета ЕС, предусматривала формирование единого исследовательского пространства ЕС (путем расширения кооперации предприятий, институтов и университетов стран-членов), чтобы превратить Евросоюз в 2010 г. в регион с самым наукоемким хозяйством в мире и повысить международную конкурентоспособность Европы. Для укрепления связей промышленности и науки в 2008 г. создается Европейский институт инноваций и технологий.

Объемы финансирования НИОКР из единого бюджета ЕС на 2007-2013 гг. достигли 96,7 млрд евро, что более чем втрое превосходит уровень 2000-2006 гг. (29,1 млрд евро)2. В финансировании НИОКР в 2007-2013 гг. появилась новая, сугубо практически ориентированная статья «программы повышения конкурентоспособности и инноваций» (ассигнования по данной статье составили 3,6 млрд евро).

С 1 января 2014 г. Евросоюз начал реализацию новой программы с ориентацией также на семилетнюю перспективу под амбициозным названием: «Горизонт 2020»3. Приоритетными в программе «Горизонт 2020» определены высокоэффективные технологии по сравнительно широкому кругу направлений: эко-, нано-, био- и инфотехнологии, которые, как ожидают ее разработчики, принесут положительные результаты в экономической и социальной областях. Благодаря осуществлению указанной программы доля расходов на научные исследования и инновации в общих расходах бюджета ЕС возрастет с 6,7% в 2013 г. до 8,5% в 2020 г.

Десятилетняя Европейская стратегия развития экономики до 2020 г. (Стратегия «Европа 2020») содержит комплекс практических мероприятий по формированию «инновационного союза», включающий три десятка пунктов. Среди этих мероприятий в качестве важнейших определены следующие: (1) наращивание научно-технического потенциала посредством увеличения общего объема финансирования НИОКР, (2) ускорение коммерциализации достигнутых членами объединенной Европы результатов исследований, особенно в сферах, наиболее восприимчивых к нововведениям, путем укрепления связей промышленности и науки, (3) расширение партнерства в инновационной политике на национальном, общеевропейском и международном уровнях, (4) ликвидация барьеров, препятствующих развитию и интернационализации инновационной деятельности, и др.

В Стратегии подчеркивается, что охрана интеллектуальной собственности, являясь ключевым фактором дальнейшего научно-технического прогресса и инноваций, имеет решающее значение для усиления конкурентных позиций Евросоюза в

2 European Commission. "A more research-intensive and integrated European Research Area. Science, Technology and Competitiveness key figures report 2008/2009". - Luxembourg, 2008, p.105.

3 Horizon 2020 - the Framework Programme for Research and Innovation. European Commission. URL: http://ec.europa.eu/research/csfri/index_en.cfm3

5 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

81 Q

глобальной экономике4.

Таким образом в Евросоюзе выявилась острая потребность в ускорении научно-технического прогресса, и были приняты программы, направленные на обеспечение оптимального использования возможностей наукоемкого производства стран - членов объединения (и привлечения ресурсов за его пределами) для повышения международной конкурентоспособности европейской промышленной продукции. Исходным пунктом этой инновационно-ориентированной промышленной политики стала более эффективная защита интеллектуальной собственности, дававшая импульс последующему обновлению и развитию всей цепочки экономических отношений.

Совершенствование защиты прав интеллектуальной собственности в Евросоюзе осуществляется по нескольким разноплановым, но взаимосвязанным направлениям в зависимости от действующих объективных и субъективных экономических и политических факторов. Практикуется сочетание принятия документов для защиты этих прав в целом с документами, предусматривающими защиту прав в приоритетных областях, требующих наибольшего внимания.

Одним из важных средств защиты прав интеллектуальной собственности, продиктованных интересами укрепления расширившегося регионального объединения, является сближение национальных норм защиты для достижения более высокого и одновременно равноценного и единообразного ее уровня. Такой подход стимулирует деятельность предпринимателей в области повышения качества товаров и снижения издержек производства, обновления и обеспечения их безопасности для человека и окружающей среды, т.е. в области совершенствования традиционных и современных добросовестных методов конкуренции, облегчающих доступ на мировой рынок.

Основным документом по сближению национальных норм защиты прав интеллектуальной собственности, способствующим распространению передовых знаний, технологий и ноу-хау на пространстве всего региона, служит Директива 2004/48/ЕС Европейского парламента и Европейского Совета от 29 апреля 2009 г.

Директива создает равные условия охраны для правообладателя на внутреннем рынке Евросоюза и обязывает правительства стран-членов принимать необходимые корректирующие меры пресечения попыток преднамеренного нарушения прав интеллектуальной собственности. Для этого все страны-участницы располагают единообразным набором мер, процедур и средств для защиты прав. Особо оговорено, что санкции против нарушителей прав должны быть справедливыми и достаточно эффективными для предотвращения случаев повторного нарушения прав; санкции также не должны создавать препятствий легальной торговле и пред-

4 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economie and Social Committee, Committee of Regions. Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union. SEC(2010)1161, Brussels, 06.10.2010. URL: http://ec.europa.eu/research/ innovationunion/pdf/innovation-union-communication_en.pdf#view=fit&pagemode=none

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2014

усматривать ограждение ответчика от злоупотреблений со стороны судебных органов.

В преамбуле к Директиве говорится о возможности применения в некоторых случаях нарушения установленных норм мер уголовного права, но в тексте Директивы о таких мерах не говорится. В итоге решения о конкретных санкциях, включая меры уголовного характера, за нарушения прав владельцев интеллектуальной собственности оставлены на усмотрение национальных судов стран-участниц Евросоюза.

Необходимо отметить, что Комиссия ЕС, по поступающей информации, прорабатывает вопрос об ужесточении санкций за причинение коммерческого ущерба владельцу интеллектуальной собственности. Имеется в виду применение уголовной ответственности на всей территории Евросоюза, закрытие предприятий, выпускавших контрафактные товары или продукцию с нарушением авторских прав, лишение нарушителя прав государственной поддержки и возможности заниматься коммерческой деятельностью, установление над ним юридического надзора и т.д.

Важную роль играют нормативные акты, регулирующие правовой режим в отношении отдельных видов интеллектуальной собственности. Например, в Правилах ЕС №207/2009 - «О товарных знаках Сообщества» более детально представлены процедуры и меры по защите их владельцев. Уточнено, что прием заявок и регистрация товарных знаков поручены Бюро по гармонизации на внутреннем рынке, а регистрация дает владельцу исключительное право на владение таким знаком и обеспечивает его защиту во всех странах-участницах (в настоящее время в 28) в течение десяти лет (с возможностью многократного продления). Рассмотрением споров занимается Апелляционная палата, решения которой могут быть обжалованы в Суде ЕС.

Другим важным средством защиты прав интеллектуальной собственности в современных условиях является модернизация ключевой экономической составляющей этой защиты - системы патентования, играющей центральную роль в функционировании рынка наукоемкой продукции. В декабре 2011 г. страны-члены Евросоюза подписали соглашение о создании Единой европейской патентной системы; спустя год, в декабре 2012 г., это соглашение было одобрено Европейским парламентом и с 1 января 2014 г. оно вступило в силу.

В Единой европейской патентной системе приняли участие почти все страны объединения. Исключением стали Италия и Испания вследствие их языковой дискриминации: было принято решение, что вся патентная документация будет составляться лишь на трех официальных языках ЕС - английском, немецком и французском.

Новая система патентования в Евросоюзе обеспечивает централизованную регистрацию и выдачу требуемых документов, действующих во всех странах-участницах, а также единообразную правовую защиту патентов на всей территории

5 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

83 ^

объединения. Споры решаются исключительно Единым патентным судом (центральное его учреждение размещается в Париже, а два отделения - в Лондоне и Мюнхене). Решение Суда, подтверждающее европейский патент, имеет юридическую силу на всей территории ЕС.

Единая европейская система патентования упрощает его процедуру, сокращает сроки оформления и снижает затраты на получение патента по сравнению с ранее действовавшим национальным порядком патентования и необходимостью перевода на официальные языки ЕС (однако стоимость европейского патента с учетом расходов на его поддержание в территориально большем пространстве остается сравнительно высокой: оценивается до 30 тыс. евро, тогда как в США в среднем патент обходится правообладателю в 1850 евро). Уменьшение прежних издержек по патентованию и усиление защищенности изобретений призваны стимулировать внедрение новых промышленных технологий и способствовать экспорту наукоемких товаров из стран-членов Евросоюза в третьи страны.

Регулирование лицензионной торговли объектами промышленной собственности в Евросоюзе также осуществляется на наднациональном уровне. Соответствующие регламенты - о соглашениях по передаче технологии, по совместной ее разработке и внедрению, о договоре франчайзинга и др. - содержат перечень разрешенных и запрещенных условий такой деятельности (запрещение распространяется, например, на применение фиксированных цен и ограничение объема производства лицензируемых товаров). Регламент №816/2006 предусматривает обязательное лицензирование патентов, относящихся к выпуску фармацевтических товаров для последующего экспорта их в третьи страны.

Большое внимание органы Евросоюза уделяют в последнее время противодействию нарушениям прав владельцев интеллектуальной собственности путем поставки контрафактной продукции (часто именуется «торговым пиратством»; включает производство и сбыт продукции без согласия ее создателя или включение в свой товарный знак элементов товарного знака известных фирм и выпуск подделок, внешне похожих на оригинал) из других стран в связи с быстрым ростом отмеченных правонарушений, в том числе под воздействием научно-технического прогресса, облегчающего и удешевляющего изготовление подобной продукции.

Экспортируют контрафакт, по оценкам зарубежных экспертов, свыше 50 стран. Масштабы его оценивается в 4-5% международной торговли; по стоимости приближаются к 900 млрд долл. Это негативно влияет на инновационные процессы и развитие экономики, а порой создает угрозу для здоровья и жизни людей. Наиболее фальсифицируемыми товарами считаются программное обеспечение, лекарства, медицинские приборы, детали машин, одежда и обувь.

Противодействие контрафакту в Евросоюзе оказывается как общими мерами, так и отдельными мерами в отношении лидирующих стран-поставщиков.

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2014

Основные функции в борьбе против поступления контрафакта на территорию Евросоюза возложены на таможенные органы стран-членов. Первоначальной правовой базой их деятельности в этом направлении был Регламент Совета №1383/2003/ЕС от 22 июля 2003 г. Регламент упростил технологию проверки и снизил ее стоимость, но главное - предоставил право таможенным органам уничтожать нелегальные товары без излишней бюрократической процедуры и выплаты какой-либо компенсации их владельцам. В некоторых случаях к последним применяются и штрафные санкции5.

В 2008 г. для усиления противодействия поступлению в страны ЕС поддельных товаров создана специализированная организация - Европейская обсерватория по борьбе с контрафакцией и пиратством, деятельность которой координирует Европейская Комиссия. Новая организация объединила представителей администрации Евросоюза, частного сектора и союзов потребителей стран-членов. Ее задачей является сбор данных о нарушениях таких прав, обмен опытом противодействия на разных уровнях и информирование общественности.

Для претворения в жизнь резолюции Совета ЕС от 25 сентября 2008 г. об усилении борьбы с контрафактом и другими формами нарушений прав интеллектуальной собственности в июне 2013 г. издана новая обстоятельная инструкция для таможенной службы в рассматриваемой области (вместо регламента 2003 г.). Инструкция содержит 6 разделов и 40 статей с подробным описанием действий и ответственности таможенных органов стран-членов ЕС, процедуры сбора и обмена информацией, применения санкций и т.д.6

В связи с тем, что поступление контрафактной продукции в Евросоюз, особенно на рынки Великобритании и Германии, достигло крупных масштабов (розничная стоимость ее оценивалась в 2012 г. в 1,3 млрд евро) Комиссия ЕС внесла ряд предложений по ужесточению мер противодействия.

В частности, предусматривается перенесение на нарушителя прав основных издержек, связанных с проверкой и обнаружением контрафакта таможенными органами; расширение их участия в расследованиях, проводимых с целью выявления сетей производства и сбыта контрафакта; налаживание сотрудничества с деловыми кругами, а также с административными и правоохранительными органами третьих стран.

В целях повышения эффективности защиты прав интеллектуальной собственности органы ЕС тесно взаимодействуют с другими странами в рамках ВТО и с ее Секретариатом.

Основными странами - поставщиками контрафактной продукции на мировом рынке являются - Китай, на который приходится около 50%, Республика Корея,

5 Council Regulation (EC) №1383/2003 of 22 July 2003. Official Journal. L196. 2003, p.7.

6 Regulations (EU) № 6608/13 of the European Parliament and the Council of 12 June 2013 concerning customs enforcement of intellectual property rights and repealing Council Regulations (EC) No 1383/2003.

5 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

85 Q

Мексика, Аргентина, Италия и Польша. На Китай приходится еще большая доля поставок контрафактной продукции в Евросоюз (около 2/3). Очевидно поэтому в 2009 г. его руководство подписало специальный План действий с Китаем, особое внимание уделяющий сотрудничеству таможенных органов стран-партнеров в противодействии поставкам контрафакта.

План действий, видимо, способствует борьбе с китайским контрафактом, но пока еще недостаточно эффективно. По данным таможенных органов ЕС, в 2012 г. количество нарушений прав интеллектуальной собственности иностранными поставщиками фактически впервые сократилось до 90,5 тыс. случаев против 91,2 тыс. в 2011 г. (формально во второй раз, но первый раз сокращение произошло в 2009 г. вследствие экономического кризиса и уменьшения масштабов международной торговли; тогда сокращение количества нарушений прав составило с 49 тыс. в 2008 г. до 43 тыс. в 2009 г., но в 2010 г. оно вновь увеличилось до 79 тыс. случаев)7.

Проблема борьбы с контрафактом по-прежнему считается Комиссией ЕС приоритетной, особенно учитывая, что поступление зарубежного контрафакта, опасного для здоровья человека, остается в ЕС сравнительно высоким и достигает 12,7%.

В декабре 2013 г. Комиссия ЕС издала новый документ по борьбе с поступлением на территорию объединения зарубежной контрафактной продукции, унифицирующий в странах-членах таможенные процедуры в этой области по просьбам владельцев прав интеллектуальной собственности (вступил в силу с 1 января 2014 г.)8.

Развитие системы защиты прав интеллектуальной собственности в сочетании с государственной финансовой поддержкой инновационной деятельности в Евросоюзе во многом ориентируется на положения статей Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), заключенного в итоге Уругвайского раунда многосторонних переговоров в 1994 г. при участии представителей этого объединения. Подтверждением такой ориентации является общность целей, направленность документов, сходство инструментов защиты прав и санкций за их нарушение, а иногда также почти дословное совпадение формулировок.

В Соглашении ТРИПС, статье 7 - «Цели» поясняется, что «охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию...». Рассмотренные выше документы Евросоюза направлены на достижение тех же целей.

7 Report on EU customs enforcement of intellectual property rights. Results at the EU border

2012. - Luxembourg, 2013, pp.7-18.

8 Regulations. Commission implementing regulation (EU) No 1352/2013 of 4 December

2013. Official Journal of the European Union. 18.12.2013.

^ 86

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2014

В том же Соглашении статья 41 - «Общие обязательства» требует от стран-членов принятия законодательства, обеспечивающего соблюдение прав интеллектуальной собственности и позволяющего прибегать к эффективным действиям, направленным против любого нарушения прав, но избегать при этом создания барьеров в законной торговле. Примерно то же самое записано в принятых директивах ЕС.

Большое внимание в Соглашении уделено противодействию поступлению на рынок контрафакта, в частности, в статьях 46 - «Другие меры судебной защиты» и 51 - «Приостановление выпуска товаров в обращение таможенными органами»; в первом случае речь идет об изъятии контрафактных товаров из торговой сети и об уничтожении их (и орудий производства) без компенсации, а во втором - о предоставлении права таможенным органам прекращать впуск в страну и выпуск с ее территории товаров, произведенных с нарушением авторских прав, или с неправомерно используемыми товарными знаками. Аналогичные требования, как отмечалось, предъявляются и в документах Евросоюза по борьбе с контрафактом.

Строгие санкции предусмотрены в Соглашении против нарушителей прав, в разделе 5 - «Уголовные процедуры», в статье 61, не имеющей названия: (1) «денежные штрафы, достаточные для того, чтобы служить средством удержания, соразмерным со степенью наказания, применяемого в связи с другими преступлениями соответствующей тяжести» и (2) «уголовные процедуры.., которые применяются, по крайней мере, в случаях умышленного неправомерного использования товарных знаков и нарушения авторских прав, совершенных в коммерческих масштабах». Тенденция к ужесточению санкций против нарушителей прав просматривается и в документах Евросоюза, в которых утверждается, что штрафы должны быть достаточными для предотвращения нарушения прав, а в определенных случаях могут применяться и меры уголовного характера.

Таким образом Евросоюз, с одной стороны, формируя для всех стран-членов объединения общую систему защиты прав интеллектуальной собственности в целях укрепления единой конкурентной среды и повышения международной конкурентоспособности предпринимателей стран-членов, стремится максимально использовать накопленный в мире опыт в данной области, а с другой - применение Евросоюзом этого опыта позволяет ему быстрее повышать уровень защиты интеллектуальной собственности, ускорять научно-технический прогресс и сокращать путь к достижению поставленной цели.

Россия, став членом ВТО, как представляется, должна рассматривать, подобно Евросоюзу, свои права и обязательства в рамках ТРИПС по созданию международно-унифицированной системы защиты прав интеллектуальной собственности, которая содержит инструменты и процедуры, необходимые для исполнения установленных правил, в качестве инструмента повышения эффективности национальной

5 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

87 Q

инновационной системы в интересах содействия изобретательской деятельности в стране, дальнейшего научно-технического прогресса и широкого внедрения его результатов в производство.

Вместе с тем актуальны и другие аспекты опыта Евросоюза по усилению защиты интеллектуальной собственности. В частности, заключение двустороннего соглашения с Китаем о сотрудничестве таможенных органов в борьбе с контра-фактом, особенно учитывая возросшие его поставки через Казахстан в Россию в последние годы в условиях либерализации регулирования торговли в рамках Таможенного союза (аналогичная проблема, хотя и в меньших масштабах, отмечается в поставках контрафакта из Польши и стран Балтии через Белоруссию).

БИБЛИОГРАФИЯ:

Европа от А до Я. Справочник европейской интеграции. В.Вайденфельд, В.Вессельс / Пер. с немецкого. - Латвия, Рига: Alberts XII, 2002. - 544 с. (Evropa ot A do Ja. Spravochnik evropejskoj integracii. V.Vajdenfel'd, V.Vessel's / Per. s nemeckogo. - Latvija, Riga: Alberts XII, 2002. - 544 s.)

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. 3-е издание, дополненное. - М.: ВАВТ Минэкономразвития России (серия: Экономист-международник), 2012. - 360 с. (Djumulen I.I. Vsemirnaja torgovaja organizacija. Jekonomika, politika, pravo. 3-e izdanie, dopolnennoe. - M.: VAVT Minjekonomrazvitija Rossii (serija: Jekonomist-mezhdunarodnik), 2012. - 360 s.)

Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В. Буториной. - М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. - 720 с. (Evropejskaja integracija: uchebnik / pod red. O.V Butorinoj. - M.: Izdatel'skij Dom «Delovaja literatura», 2011. - 720 s.)

Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. - М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2002. - 486 с. (Rezul'taty Urugvajskogo raunda mnogostoronnih torgovyh peregovorov. Pravovye teksty. - M.: MAIK «Nauka/Interperiodika», 2002. - 486 s.)

Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, Committee of Regions. Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union. SEC(2010)1161, Brussels, 06.10.2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/research/innovationunion/pdf/innovation-union-communication_ en.pdf#view=fit&pagemode=none

Horizon 2020 - the Framework Programme for Research and Innovation. European Commission. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/research/csfri/index_ en.cfm3

Regulation (EU) No 608/2013 of the European Parliament and the Council of 12 June 2013. - Strasbourg, 12 June 2013. - 20 р.

Report on EU customs enforcement of intellectual property rights. Results at the EU border 2012. - Luxemвourg, 2013. - 40 р.

Ю

^ 88

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.