I. ПРАВО 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
1.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
Черных Александр Евгеньевич, аспирант Пензенского государственного университета.
Аннотация: При существенных изменениях законодательства происходит обновление регулятора правоотношений. Необходимо, чтобы их отжившая часть заменялась более эффективными общественными отношениями, но уже в другом статусе. Поддержание этой практики очень важно для любого правового государства, особенно когда дело касается прав человека. Поэтому вступление в силу нового главного закона в сфере охраны здоровья считается очень актуальным событием для юристов и требует детального анализа всех его сторон.
Ключевые слова: право на охрану здоровья, права в сфере охраны здоровья, закон об охране здоровья, новый закон.
THE CURRENT STATE OF LEGISLATIVE PROVISION OF THE REALIZATION OF CITIZENS RIGHT TO HEALTH PROTECTION
Chernykh Alexander Evgenievich, post-graduate student of Penza State University.
Annotation: With the essential changes of the legislation occurs a renewal of a regulator of legal relationship. It is necessary, that their obsolete part is replaced with more effective public relations, but already in some other status. The maintenance of this practice is very important for any constitutional state, especially when the point concerns human rights. Therefore coming into effect of the new main law in the sphere of health protection is considered to be topical event for the lawyers. It demands the detailed analysis of all its sides.
Keywords: The right to health protection, the rights in health protection sphere, the law on health protection, the new law.
На сегодняшний день огромный вклад в правовое обеспечение реализации конституционного права граждан на охрану здоровья в России внесен принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Феде-рации»1 (далее - Закон), вступившим в силу своей основной частью с 01.01.2012г. Поэтому считаем уместным некоторую характеризацию его наиболее важных положительных сторон, а также пробелов и упущений.
Предметом регулирования Закона являются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Другие, принимаемые в соответствии с ним, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
1 Российская газета. № 263. 23.11.2011
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны ему противоречить. В случае несоответствия норм об охране здоровья каким либо нормативным правовым актам, за исключением положений международных договоров Российской Федерации, применяются нормы Закона. Таким образом, данный Закон занимает ключевое место при реализации права граждан на охрану здоровья и в сфере охраны здоровья в целом.
Впервые на законодательном уровне им закреплены основные дефиниции, связанные не только с оказанием медицинской помощи и определяющие ее отдельные компоненты («заболевание», «состояние», «лечение», «медицинское вмешательство», «медицинская услуга» и т.п.). Среди них особо выделяется такой важный компонент оказания скорой медицинской помощи, как «медицинская эвакуация». Большое значение предается определению четкого критерия принципа уже не бесплатности, а доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, статусу информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и право на отказ от него, определению критериев высокотехнологичной медицинской помощи.
В нормах названного закона замечается раскрытие механизма реализации многих прав в сфере охраны здоровья, в частности, права на выбор врача и медицинской организации, причем, как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в зависимости от вида и формы ее оказания, так и при оказании платной медицинской помощи. Кроме того, устанавливается порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее работниках, их квалификационных характеристиках.
Закрепляется содержание порядка оказания медицинской помощи и ее стандарта (статья 37 названного Закона). Оба понятия являются основными инструментами в расчете программы обязательного медицинского страхования и оценке качества оказания медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; компонентов крови; видов лечебного питания, включая
Бизнес в законе
2'2012
специализированные продукты лечебного питания; иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Конечно, не обходится и без спорных вопросов. Так, статья 47 Закона продолжает дискуссию по поводу уместности «презумпции согласия» на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки). В частности, ее пунктом 6 установлено, что совершеннолетний гражданин может устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии. С другой стороны, сегодня весьма актуально стоит поставленный Президентом РФ вопрос о неэффективности и замене института понятых в уголовном процессе2, а в сфере охраны здоровья начинается их внедрение. Неопределенным остается вопрос формы «испрошенного согласия одного из родителей» при изъятии органов и тканей из тела умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, для трансплантации (пересадки) (пункт 7 названной статьи Закона), толкования понятия «медицинская документация гражданина» (пункт 8 названной статьи Закона), которое, на наш взгляд, необходимо конкретизировать под определенный вид медицинского документа, где следует фиксировать указанную информацию.
В части защиты прав несовершеннолетних в сфере охраны здоровья частью 2 статьи 54 Закона установлено, что несовершеннолетние, больные наркоманией, в возврате старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информационное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него, за исключением следующих случаев:
- его недееспособности;
- болезни наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркологического либо иного токсического опьянения;
- если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показателям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
- в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
- в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
- в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
- при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
Это означает, что во всех остальных случаях несовершеннолетние, больные наркоманией, в возврате старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют полное право на информационное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него, то есть самостоятельно, без учета мнения родителей и лиц, их заменяющих распоряжаться своей судьбой. В этой массе остается и искусственное прерывание беременности, и иное возможное опасное для жизни ребенка заболевание.
Кроме того, согласно статье 13 Закона в этих оставшихся случаях сведения о факте обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. По
2 Козлова Н. Понятых не зовут. Кто заменит силовикам гражданских свидетелей. // http://www.rg.ru/2011/11/08/ponyatye-site.html
общему правилу их разглашение, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается.
С другой стороны, в соответствии со статьей 60 Конституции РФ3 гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. По пункту 1 статьи 64 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ4 родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Непосредственно самостоятельное, без согласия родителей, усыновителей и попечителя, осуществление права на охрану здоровья несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не входит в исчерпывающий перечень его непосредственных прав, установленного пунктом 2 статьи 26 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 .
Считаем, что подобное снижение уровня дееспособности может негативно сказаться на развитии несовершеннолетних, даже создать прямую угрозу их жизни и здоровью. Они не готовы полноценно оценивать последствия своих действий, тем более при таких тяжелых заболеваниях, как наркомания ввиду дополнительного влияния зависимости, сопровождающейся болевыми симптомами. Поэтому предлагаем привести в соответствие с Конституцией РФ и действующим законодательством РФ возраст приобретения непосредственной реализации права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него, установив его с 18 лет.
Не обошлось, конечно, и без упущений законодателя важных положений, порой даже по сравнению с ранее действующим нормативным правовым актом. Например, в Законе по-прежнему присутствует разграничение компетенции в сфере охраны здоровья между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а вот федеральных округов словно не существует. Представляется целесообразным не продолжение политики расширения компетенции органов местного самоуправления, а ее оптимального распределения среди Российской Федерации, федеральных округов и субъектов Российской Федерации.
Положительным моментом считается закрепление понятия «здоровья» в одном ряду с понятием «охрана здоровья». Тем не менее, заметим, что соответствующие меры культурного характера теперь не подпадают под категорию охраны здоровья. Два понятия стали несовпадающими по объему, поскольку охрана здоровья осуществляется лишь в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 части 1 статьи 2 Закона). Однако здоровье четко определено еще и социальным благополучием. Поэтому предлагаем определить это понятие следующим образом:
«2) Охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) -система мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти
3 Российская газета от 21 января 2009 г. №7.
4 Российская газета от 27 января 1996 г. №17.
5 Российская газета от 8 декабря 1994 г. №238-239.
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, социального благополучия каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;».
По смыслу определений понятий «медицинская организация» и «фармацевтическая организация» (пункты 11 и 12 части 1 статьи 2 Закона соответственно) медицинская деятельность осуществляется на основании лицензии, а фармацевтическая нет. Однако в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»6 и Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»7 данный вид деятельности подлежит лицензированию, осуществление которого без неё влечет привлечение к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. Поэтому необходимо привести каким-либо образом оба понятия к аналогии в части отражения обязательности лицензирования.
Немаловажной гарантией реализации права граждан на охрану здоровья считаем фиксацию исключенного в действующем Законе положения части 2 статьи 30 утративших силу Основ:
«В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.»8.
Весьма интересно право на получение платных медицинских услуг при оказании медицинской помощи и немедицинских (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи (часть 1 статьи 84 Закона). Таким образом, мы видим, что пока правовая наука решает вопросы об уместности платности и бесплатности медицинской помощи, гуманности и справедливости тех или иных нововведений, существующие общественные отношения беспрепятственно преобразуются в правоотношения. С одной стороны, уже отмечаемые конституционное провозглашение бесплатности, некоммерческий характер медицинских организаций, низкий уровень материальной обеспеченности большинства населения. С другой стороны, видимо сказывается большой разброс в социальной стратификации, наличие спроса на дополнительные, в том числе и немедицинские услуги, который неизбежно порождает предложение.
Итак, правовое обеспечение реализации конституционного права граждан на охрану здоровья в Российской Федерации, как правило, направлено на предоставление медицинской помощи в случае утраты физического здоровья. Заметим, что и данное направление является весьма проблемным. Поскольку понятием охрана здоровья помимо физического здоровья охватывается еще и психическое, а также социальное благополучие, практически не изученные с точки зрения конституционного права и на сегодняшний день оставляемые без должного внимания законодателем, то необходимо полноценное исследование и конституционно-правовое регулирование именно таких составляющих охраны здоровья, как психическое и социальное благополучие.
6 Российская газета, № 153-154, 10.08.2001
7 Российская газета, №297, 31.12.2011
8 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (утратили силу) // Российские вести от 9 сентября 1993 г. № 174.
Право на психическое благополучие (здоровье) и право на социальное благополучие по своей сути являются естественными правами человека. Поэтому отмечается необходимость обновления их законодательного закрепления, гарантирования реализации и защиты. Предлагаем выделять при этом все три составляющие права на охрану здоровья в отдельные категории, а в перспективе, после их детального конституционно-правового исследования, закрепление и общую регламентацию на уровне основного закона государства.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 263. 23.11.2011.
2. Козлова Н. Понятых не зовут. Кто заменит силовикам гражданских свидетелей. // http://www.rg.ru/2011/11/08/ponyatye-site.html.
3. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 21 января 2009 г. №7.
4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Российская газета от 27 января 1996 г. №17.
5. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 // Российская газета от 8 декабря 1994 г. №238-239.
6. Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, № 153-154, 10.08.2001.
7. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» // Российская газета, №297, 31.12.2011.
8. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (утратили силу) // Российские вести от 9 сентября 1993 г. № 174.
Reference list:
1. The federal law No. 323-FZ, dated November 21, 2011 «About the bases of citizens' health protection in the Russian Federation» // Тю Russian newspaper No. 263, dated 23.11.2011.
2. Kozlova N. The witnesses are not invited. Who will take the place of the civil witnesses for the law enforcement agencies.
3. The constitution of the Russian Federation // ТЬю Russian newspaper No. 7, dated January 21, 2009.
4. The family code of the Russian Federation No. 223-FZ, dated December 29, 1995 // ТЬю Russian newspaper No. 17, dated January 27, 1996.
5. The civil code of the Russian Federation No. 51-F3, dated November 30, 1994 // ТЬю Russian newspaper No. 238-239, dated December 8, 1994.
6. The federal law No. 128-FZ, dated 08.08.2001 «About licensing of certain kinds of activity» // ТЬю Russian newspaper No. 153-154, dated 10.08.2001.
7. The resolution of the government of the Russian Federation No. 1081, dated December 22, 2011 «About licensing of pharmaceutical activity» // ТЬю Russian newspaper No. 297, dated 31.12.2011.
8. The bases of the legislation of the Russian Federation concerning health protection of citizens No. 5487-I , dated July 22, 1993 (expired) // ТЬю Russian News No. 174, dated September 9, 1993.
РЕЦЕНЗИЯ
В статье освещаются отдельные нормы и институты Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Основным критерием их отбора являлось возникновение вопросов с точки зрения конституционного права и непосредственное отношение к реализации права граждан на охрану здоровья. Автором также проанализирован и комплекс других нормативных правовых актов, научной и иной литературы. Это обусловило исследование путей разрешения указанных вопросов с вынесением соответствующих обоснованных предложений. Кроме того, обозначены некоторые перспективы развития названного субъективного права в законодательстве об охране здоровья.
Статья рекомендована к публикации.
д.ю.н., доцент,
зав. кафедрой «Частное и публичное право»
Пензенского Государственного Университета
Г. В. Синцов