Секция «АКТУАЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»
УДК 656
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТА В РОССИИ
А. О. Осипова Научный руководитель - М. В. Пименова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию современного состояния различных видов транспорта в России. Рассмотрены основные особенности каждого вида. Оценена роль каждого транспорта в общем количестве грузоперевозок и тонно-километровой деятельности. Приведена динамика грузоперевозок по видам транспорта. Отмечено место России на мировой транспортной арене.
Ключевые слова: транспорт, грузооборот, грузоперевозки, виды транспорта, груз.
MODERN STATUS OF TRANSPORT IN RUSSIA
A. O. Osipova Scientific supervisor - M. V. Pimenova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article is devoted to the study of the current state of various types of transport in Russia. The main features of each species are considered. The role of each transport in the total amount of freight traffic and tonne-kilometer activity is estimated. Dynamics of cargo transportation by types of transport is given. The place of Russia on the world transport arena has been noted.
Keywords: transport, turnover of goods, cargo transportation, modes of transport, cargo.
Транспорт является, несомненно, одной из важнейших составляющих нормального функционирования российской экономики в нынешних рыночных условиях. В крупнейшую транспортную систему нашей страны входят такие виды транспорта как: автомобильный, железнодорожный, воздушный, речной, морской и трубопроводный. Вкупе это являет собой мощный механизм, который позволяет обеспечивать эффективную работу множества отраслей народного хозяйства [1]. Транспорт позволяет экономическому субъекту занимать высокую нишу в мировой экономике, а также благополучно добиваться внешнеполитических целей.
На начало третьего тысячелетия преобладающим видом транспорта в общем объеме мировых грузоперевозок являлся морской транспорт, чей удельный вес составлял 62%. В остальном процентное соотношение было следующим: железнодорожный транспорт - 16%, трубопроводный - 11%, автомобильный - 8%, речной - 3%.
В сегодняшней глобальной экономике прочно установилась склонность к рекомбинации всего объема грузооборота на автомобильный транспорт. Однако, для нашей страны, актуальным остается использование пригодных к использованию и отличающихся низкими издержками, наземных видов транспорта [2]. Это связано с ее огромными площадями, жесткими климатическими условиями и большим количеством перевозок тяжелых грузов на большие расстояния. К таким видам транспорта следует отнести железнодорожный и трубопроводный транспорт.
По данным Росстата грузооборот транспорта в России в январе 2017 года вырос на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 463,4 млрд. т-км. В частности, грузо-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
оборот железнодорожного транспорта увеличился на 11,1% - до 203,3 млрд. т-км, автомобильного транспорта - на 11,2%, до 15,9 млрд. т-км. Грузооборот трубопроводного транспорта возрос на 6,2% и составил 238,5 млрд. т-км. Лидирующие позиции трубопроводного транспорта можно объяснить углеводородной направленностью российского экспорта при большой удаленности от границ страны ключевых месторождений нефти и газа. Грузооборот морского транспорта в январе упал на 16,3% - до 3,5 млрд. т-км, внутреннего водного транспорта - на 13,6%, до 1,6 млрд. т-км. Грузооборот воздушного транспорта увеличился на 25,7% и составил 0,6 млрд. т-км.
Исходя из статистики, можно так же видеть, что роль автомобильного и водного транспорта в России существенно ниже. Водный транспорт не пользуется большой популярностью из-за их относительно короткого эксплуатационного периода и замерзаемости большого числа рек и морей. Что касается автомобильного транспорта, то здесь сыграла свою роль более поздняя моторизация России, а так же высокие средние затраты на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в сложных климатических условиях [3]. Но, стоит отметить тот факт, что в отличие от грузооборота, по тоннажу перевезенных грузов, автомобильный транспорт, лидирует с большим отрывом, на его долю приходится 68% всего перевозимого груза. Поэтому автомобильный транспорт остается преимущественно транспортом ближнего действия с невысоким грузооборотом.
По общему количеству и объему грузоперевозок Россия входит в число лидирующих стран на мировой транспортной арене. Россию выделяют так же как одну из мощнейших воздушных держав мира, а протяженность ее железнодорожных и автомобильных путей составляет значимую долю в мировой протяженности сухопутных дорог. Стоит отметить, что наша страна так же занимает одну из лидирующих позиций по грузообороту внутренних водных путей.
Но, несмотря на устойчивую позицию нашей страны в данной сфере, в скором будущем все же могут появиться достаточно крупные сдерживания инфраструктуры транспортной досягаемости отдельных регионов и движения в международных и внутренних перевозках. Так же существует вероятность утраты Россией некоторых отдельных перспективных мировых товарных рынков. Все это может послужить причиной сдерживания экономического развития. На сегодняшний день, удельный вес грузов, транспортируемых морским транспортом, составляет в грузообороте страны меньше 1 %, тогда как именно морской транспорт представляет собой важнейшее транспортное средство всемирной торговли.
Д. И. Менделеев говорил, что транспорт - это центр гравитации страны, именно поэтому государство занимает активную позицию по формированию условий для успешного социально-экономического развития России, что, несомненно, включает в себя постоянное усовершенствование транспортной системы страны. Ведь это оказывает положительное влияние на ее стремление стать одним из лидеров мирового хозяйства. Для этого необходимо повышать качество оказываемых транспортных услуг, а так же стараться снижать совокупные издержки, которые зависят от вида транспорта, увеличивать конкурентоспособность транспортной системы страны, улучшать качество жизни населения посредством качественных и безопасных транспортных услуг.
Библиографические ссылки
1. Грищенков А. И., Панина И. С. Логистический менеджмент и инновационные процессы в экономике: монография. Брянск: Изд-во ООО «Ладомир», 2009. - 216с.
2. Федотенков Д. Г. Основные проблемы и пути развития транспортной логистики // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь, 2013 г.). - Челябинск: - Два комсомольца, 2013. - С. 168-171.
3. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для студентов высших учебных заведений - 10-е изд., перераб. и доп. / А.М. Гаджинский. - М.: «Дашков и Ко», 2010. - 408с.
© Осипова А. О., 2017