УДК 343.326
Юридические науки
Асеев Игорь Анатольевич, доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимский юридический институт МВД России, кандидат исторических
наук, доцент
Каримов Рим Римович, начальник кафедры истории и теории государства и права Уфимский юридический институт МВД России, кандидат юридических
наук, доцент
Каримова Гузель Юрисовна, доцент кафедры экологического и трудового права Института права Уфимский университет науки и технологий,
кандидат юридических наук
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕРРОРИЗМА В УСЛОВИЯХ НАРАСТАЮЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы деятельности террористических группировок в условиях дестабилизации политических процессов. Определяются факторы, которые могут способствовать распространению террористических угроз на современном этапе. Отдельное внимание уделяется проблемным вопросам контртеррористической деятельности.
Ключевые слова: терроризм, глобальные угрозы современности, государство.
Abstract: The article deals with the issues of the activities of terrorist groups in the conditions of destabilization of political processes. The factors that can contribute to the spread of terrorist threats at the present stage are determined. Special attention is paid to problematic issues of counter-terrorism activities.
Keywords: terrorism, global threats of modernity, the state.
В настоящее время террористические организации и их новые структуры сохраняют и развивают способность наносить удары, особенно в условиях нарастающей мировой экономической и политической нестабильности. Более того, в среднесрочной перспективе могут быть предприняты масштабные террористические акции, которые могут стать угрозой экономической безопасности страны [1], а также нанести серьезный ущерб инфраструктуре государства.
В настоящее время угрозы глобального распространения терроризма сопровождаются сложной международной обстановкой. Бесконтрольные поставки вооружений США на территорию Европы угрожают распространением различного типа оружия на всем евразийском континенте. Соответственно это вооружение может попасть в руки различных террористических организаций и группировок, что безусловно несет угрозу мировому порядку в целом.
В условиях дестабилизации и формирования нового мирового устройства особую озабоченность вызывает проблема глобального распространения терроризма. Сегодня крупнейшие города и страны планеты стали местом сосредоточения различных террористических организаций и групп. Они используются и в качестве укрытия для тех, кто находится в бегах и как место для тех, кто обучается террору, и как духовный и коммуникационный центр [2].
Методы и модель действий террористов включают организацию террористических атак как против отдельных лиц, так и против государств, путем нагнетания страха среди населения, дестабилизации обстановки и т.д. Характерной чертой современного терроризма является создание условий социально-политической напряженности в обществе с целью реализации политических и иных деструктивных замыслов.
Сегодня мы можем наблюдать значительную активизацию террористических групп повсеместно. Поэтому сфера внимания к оружию массового поражения должна быть расширена за рамки вероятного применения террористами одного или двух ядерных, химических или биологических
устройств. Возможны террористические атаки против целей являющихся источником так называемой «мягкой энергии», к которым относятся нефтеперегонные заводы и хранилища нефти, бензина и газа. Масштабы такой агрессии могут иметь катастрофические последствия.
Вода, еще один важный объект, который может быть превращен в стратегическое оружие, способное принести большой сельскохозяйственный и экологический урон путем взрыва дамбы или путем несанкционированного открытия задвижек на плотине в результате проникновения на объект или в компьютерную систему управления.
Наличие огромного количества беспилотных аппаратов, которые идеально подходят для доставки химического и биологического оружия, так как они могут распылить аэрозоль на заданной высоте и в нужном месте, безусловно могут быть использованы террористами при совершении тех или иных акций.
Здоровье нации также может подвергаться террористическим атакам. Террористы могут, например, синхронизировать инкубационный период опасного биологического реагента с моментом разрушения с помощью взрыва или поджога складов лекарств и вакцин.
Как правило, террористические организации обладают сетью с небольшим и компактным внутренним ядром, которые действуют путем формирования альянсов и инфильтрации в существующие радикальные группы во всем мире. Их сфера действий простирается от гуманитарно-благотворительных организаций до террористических группировок. Такие организации в значительной степени децентрализованы и имеют очень небольшое число ячеек в любой стране. Во многих случаях отдельные лица на рядовом уровне или на более высоком уровне лидеров могут легко опровергнуть на законных основаниях обвинение в том, что они являются членами, активистами или вербовщиками той или иной террористической группировки, и заявить о том, что являются представителями вполне официально признанной организации занимающейся гуманитарными
проблемами. В частности, на самом низком уровне имеется широкий круг добровольцев, часто ориентированных на специфических направлениях, которые могут войти в контакт с лидерами той или иной террористической организации. Как это, например, было в Чечне или Боснии. Они не в полном смысле члены группировки, а скорее сочувствующие. Вместе с тем, имеются такие радикальные группы, которые присоединяются к крупной террористической организации и осуществляют собственные операции, выбирая свои цели, пройдя подготовку в этой организации. Также имеются отдельные личности, зачастую одинокие люди, которые завербованы и работают на крупную террористическую организацию и получают инструкции от более высоких ее руководителей. На самом верху находятся вербовщики, старшие командиры, являющиеся полноправными членами террористической организации и входящими в ее центральное ядро.
В террористических организациях, наряду с боевиками, организованными в ячейки, существуют такие ее члены, которые можно назвать одиночками, их также готовят в качестве боевиков. Это могут быть представители какой-либо этнической группы, особого воспитания и будучи продуктом современной глобализации, эти люди вербуются через глобальные сети. Как отметил директор ФСБ России Александр Бортников террористы занимаются вербовкой молодежи в чатах сетевых компьютерных игр, а также намеренно создают клоны игр с имитацией терактов. В особой группе риска в настоящее время находится молодежь, психологическая обработка которой ведется в социальных сетях и игровых чатах популярных многопользовательских компьютерных игр [3]. Такие одиночки часто наиболее уязвимы, поскольку у них отсутствует сдерживающее влияние семьи или коллектива, они лишены широты взглядов или глубоких познаний и поэтому могут более просто эксплуатироваться. Зачастую, это молодые люди от 16 до 30 лет, которые наиболее подвержены пропаганде, которые по разным причинам являются обиженными, с которыми проводятся беседы, которым передается литература радикального характера и которые проявляют больше недовольства
существующим порядком, в силу особенностей своего возраста.
Вербуют добровольцев для обучения и боевых действий скрытно и часто окольными путями, направляя добровольцев к посредникам, которые могут организовать поставку их в подготовительные лагеря скрытными маршрутами с целью исключения возможностей обнаружения. Такие подготовительные центры могут существовать под видом компаний, предлагающих услуги по обеспечению безопасности или тренировки по выживанию. Таким образом, их сначала проверяют, испытывают, потом наиболее способных направляют для более тщательной подготовки. При этом особое воздействие на них оказывают с помощью демонстрации псевдо документальных фильмов различного характера, пропагандирующих идеи радикализма и показывающих ужасы, творимые теми, против кого их готовят.
Контртеррористическая деятельность в большинстве государств, в том числе и Российской Федерации, имеет тенденцию воплощаться в ответное реагирование, тем не менее, наблюдается сдвиг в сторону превентивных стратегий, поскольку угроза со стороны террористов-смертников и атак с массовыми жертвами возрастает. Одной из главных стратегий в войне против терроризма является приведение антитеррористических действий в соответствие с тактикой противоборствующей стороны. Для борьбы с терроризмом вообще и террористами-смертниками, в частности, необходимо отказаться от атакующих действий и сконцентрировать внимание на закулисной стороне деятельности террористов. В качестве положительного примера такой работы можно привести пресечение ФСБ террористического акта на территории Ставропольского края в октябре 2022 года. Теракт был предотвращен на одном из объектов органов правопорядка. В результате проведенных мероприятий в г. Пятигорске вскрыта и пресечена преступная деятельность законспирированной ячейки сторонников запрещенной в России международной террористической организации (МТО) «ИГИЛ». Входившие в ячейку граждане республик центрально-азиатского региона планировали по указанию зарубежных эмиссаров МТО совершение диверсионно-
террористической акции в здании городского отдела полиции [4].
Возможно также использовать специальные подразделения в тайных превентивных ударах против террористической инфраструктуры и террористических лидеров во всем мире. Таким образом, контртеррористические мероприятия могут классифицироваться, как наступательные, оборонительные и карательные. Вместе с тем, каждую антитеррористическую операцию нельзя четко охарактеризовать согласно этим категориям, но это может помочь в оценке эффективности различных стратегий.
Наступательные действия против террористов призваны превентивно сорвать террористические атаки на стадии их планирования. Оборонительные действия имеют целью создать препятствия для террористических элементов, уже находящихся на пути к своим целям. Они являются последним средством недопущения террористических атак активного и пассивного характера на их финальной стадии. Карательные действия не направлены против конкретных атак, их задача состоит в сдерживании от террористической активности будущих исполнителей атак и тех, кто планирует подобные атаки, путем принятия мер против террористов, их сторонников и идеологических вдохновителей.
Безусловно, одной из серьезных угроз глобального распространения терроризма является страх населения, находящегося под угрозой террористических атак. Разумный страх является нормальной тревожной реакцией на события, такие как, например, атаки с большим количеством жертв, неразумная или иррациональная тревога является значительно более коварным элементом, который может использоваться преступниками с целью усиления реального чувства личной опасности.
Для противодействия этой угрозе, важно избегать частого повторения предупреждений правоохранительных органов о возможных атаках, поскольку в случае их не совершения они вносят только замешательство в общество, а также усиливают склонность к паническим настроениям.
Правоохранительные органы, перед которыми поставлена задача борьбы с терроризмом, должны концентрировать свои усилия не только на физическом предотвращении террористических атак, что является их главной задачей, но и на изучении сложных методов, с помощью которых террористы манипулируют психологическими состояниями для достижения своих политических целей.
Еще одна террористическая угроза, это постоянное пополнение современным оружием террористических организаций и совершенствование их обучения. Виды подготовки современных террористов включают в себя освоение взрывчатых веществ, в том числе наиболее современных, стрелкового оружия, способов убийств, в том числе с использованием химикатов, отравляющих веществ и токсинов. Отдельные террористы направляются в специальные школы для обучения в области электроники и летного дела. В частности, активно проводится обучение боевиков электронике, использованию продаваемых на рынке компонентов для изготовления дистанционных и других типов детонаторов. Взрывчатые вещества являются самым безопасным оружием, поскольку они позволяют террористам не попадаться в руки правоохранительных органов и избегать ареста.
Международное сообщество должно наращивать контртеррористические меры, такие же сложные, такие же разнообразные по масштабам и силе, которые характерны для террористической угрозы. Ни одна страна не может позволить себе оставаться в стороне от борьбы, поскольку это касается всего мирового сообщества. Террористы не придерживаются каких-либо ограничений, ни географических, ни моральных. Линии фронта проходят повсюду [5].
Подводя итог, следует отметить, что безусловно, необходимо вести бескомпромиссную борьбу с угрозами глобального распространения терроризма, но только при соблюдении норм и принципов международного права. В этой связи можно выделить несколько направлений контртеррористической политики: противодействие объединению международных террористических организаций и транснациональной
организованной преступности; консолидация усилий компетентных органов по противодействию всем формам финансирования [6] и материально-технической поддержки терроризма; противодействие распространению идеологии терроризма среди молодежи и социально неблагополучных групп населения. В настоящее время Россия вместе с другими странами, которые придерживаются такой политики, усиливает поиск путей борьбы с терроризмом.
Библиографический список:
1. Арутюнян М.С. Хисматуллин О.Ю. Некоторые аспекты преодоления угроз и вызовов экономической безопасности в условиях цифровизации экономики России / М. С. Арутюнян, О. Ю. Хисматуллин // Державинские чтения: Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Казань, 23-26 мая 2021 года. - Москва: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2021. - С. 2125.
2. Каримов Р.Р., Асеев И.А. Некоторые проблемы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина». 2021. № 1. С. 152156.
3. Интернет-портал «Российская газета» //https://rg.ru/2021/06/23/fsb-terroristy-verbuiut-molodezh-cherez-sozdavaemye-klony-kompiuternyh-igr.html.
4. Официальный сайт ФСБ России http://www.fsb.ru/fsb/press/message/smgle.htm%21 id%3D10439610%40fsbMessage .html.
5. Каримов Р.Р. Теоретико-правовые основы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом // Правовое государство: теория и практика. 2009. № 1 (15). С. 37-40.
6. Каримов Р.Р., Асеев И.А. Деятельность ФАТФ по противодействию финансирования терроризма // Евразийский юридический журнал. 2018. № 12
(127). С. 394-396.