Научная статья на тему 'Современное состояние содержания обучения мастерству в ювелирном искусстве'

Современное состояние содержания обучения мастерству в ювелирном искусстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ювелирное искусство / обучение / образовательные программы / структурно-функциональная модель / учебные дисциплины / современные технологии / художник-ювелир / jewelry art / training / educational programs / structural and functional model / academic disciplines / modern technologies / jeweler artist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремов Е.В.

Данная статья представляет обзор современного состояния содержания обучения мастерству в высшем образовании в ювелирном искусстве. Особое внимание уделяется изменениям в технологиях и методах производства в ювелирной отрасли, а также динамичности самой отрасли, требующей постоянного расширения профессиональных знаний выпускников ювелиров, обновления содержания образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of the teaching mastery content in the jewelry art

This article provides an overview of the current state of craftsmanship teaching content in higher education in the jewelry art. Special attention is paid to changes in technologies and production methods in the jewelry industry, as well as the dynamism of the industry itself which requires constant expansion of professional knowledge of graduates of jewelers updating the content of education

Текст научной работы на тему «Современное состояние содержания обучения мастерству в ювелирном искусстве»

УДК 37.02+739.2

Ефремов Е.В., преподаватель кафедры ювелирного искусства Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, г. Москва, ул. Мусы Джалиля, д. 14, корп. 2, e-mail: ewg.efremov2014@yandex.ru

Efremov E.V., teacher of the department of jewelry art of the Institute of traditional applied arts - Moscow branch of the «Higher school of folk arts (academy)», 115573, Moscow, 14 Musa Dzhalil str., corp. 2 e-mail: ewg. efremov2014@yandex. ru

Современное состояние содержания обучения мастерству

в ювелирном искусстве

The current state of the teaching mastery content in the jewelry art

Аннотация. Данная статья представляет обзор современного состояния содержания обучения мастерству в высшем образовании в ювелирном искусстве. Особое внимание уделяется изменениям в технологиях и методах производства в ювелирной отрасли, а также динамичности самой отрасли, требующей постоянного расширения профессиональных знаний выпускников ювелиров, обновления содержания образования.

Ключевые слова: ювелирное искусство, обучение, образовательные программы, структурно-функциональная модель, учебные дисциплины, современные технологии, художник-ювелир.

Abstract. This article provides an overview of the current state of craftsmanship teaching content in higher education in the jewelry art. Special attention is paid to changes in technologies and production methods in the jewelry industry, as well as the dynamism of the industry itself which requires constant expansion of professional knowledge of graduates of jewelers updating the content of education.

Keywords: jewelry art, training, educational programs, structural and functional model, academic disciplines, modern technologies, jeweler artist.

Ускорение темпа жизни, внедрение образовательных инноваций в профессиональное образование определяют направления корректировки стратегии развития образования России. «Стремительные изменения системы образования в Российской Федерации по-особому коснулись высшего образования. В центр внимания исследователей перемещаются актуально значимые проблемы разработки и реализации содержания обучения студентов, обновляются формы, методы и средства их обучения и воспитания. При этом, что по-особому важно, создаются и развиваются новые типы профессиональных образовательных учреждений...» [8, с. 5].

В 2003 г. в Санкт-Петербурге была открыта Высшая школа народных искусств (институт) - новый тип учреждения профессионального художественного образования. В структуре вуза филиалы (институты),

расположенные в нсторико-регнональных центрах зарождения и бытования конкретных видов традиционного прикладного искусства (Москва и Московская область, Рязань, Омск, Владимирская и Ивановская области). Взаимодействие филиалов с головным вузом по основным направлениям подготовки высококвалифицированных художников традиционных художественных промыслов является потенциально ресурсным для решения задачи возрождения, сохранения и процветания великолепия художественного наследия России. В условиях такого взаимодействия и сотрудничества укрепляется базовая основа обучения будущих художников традиционных художественных промыслов в области художественной вышивки, декоративной росписи металла, художественного кружевоплетения, косторезного искусства и др. [6, 7].

Профессиональное обучение будущих художников традиционных художественных промыслов в области ювелирного искусства осуществляется на базе Высшей школы народных искусств (академии) в Санкт-Петербурге и ее структурного подразделения - Института традиционного прикладного искусства (Московский филиал). Подготовка будущих художников-ювелиров в образовательной среде вуза, ориентированного на традиционные художественные промыслы, до 2003 г. не осуществлялась. Это объясняет, почему в центре внимания современных исследователей оказалась проблема разработки и реализации содержания обучения художников в области ювелирного искусства.

В процессе разработки уникальных технологий профессионального обучения будущих художников традиционных художественных промыслов в области ювелирного искусства М.В. Чуракова [10], Д.С. Дронов [2], Н.В. Севрюкова [9], Е.В. Ефремов [4] и др. в источниковую базу своих исследований включали научные труды, посвященные вопросам подготовки будущих художников-ювелиров в вузах России. С учетом того, что Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Костромской государственный университет, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина исторически не имели и не имеют опыта подготовки будущих художников традиционных художественных промыслов, ученые впервые обратились к поиску решения проблемы развития профессионального образования в данной области по направлению декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественный металл - ювелирное искусство). Следовательно, с 2003 г. в истории профессионального образования Российской Федерации начался этап разработки и реализации содержания обучения художников-ювелиров в области традиционных художественных промыслов что соответствует направлениям стратегического развития Высшей школы народных искусств

[6,7].

Обширность и многообразие сетевого взаимодействия Института традиционного прикладного искусства и Высшей школы народного искусства (академии) создает необходимые условия для сотрудничества субъектов образовательного процесса, участвующих в совместной деятельности: научно-

исследовательской, профессиональной, учебной. Например, для студентов ювелиров созданы пособие «Специальные технологии в ювелирном искусстве» и учебник «Исполнительское мастерство в ювелирном искусстве» [4,11].

На данном этапе инновационного развития ювелирного искусства усилилась необходимость совершенствования технологий обучения художников традиционных художественных промыслов в области ювелирного искусства. Актуализировался интерес к исследованию ресурсного потенциала владения студентами мастерством в ювелирном искусстве, что проявляется в современных процессах:

- изменения в технологиях и методах производства: компьютерное моделирование, 30-печать. Автоматизированные процессы изменили способы работы в ювелирном производстве. Это определяет потребность в обновлении учебных программ с учетом современных требований и реалий внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс;

- динамичность отрасли. Новые технологии, материалы, современные требования рынка создают постоянную потребность в обновлении и модернизации содержания образования в этой области.

Владение мастерством будущими художниками традиционных художественных промыслов в области ювелирного искусства является важным показателем успешного освоения ими профильных дисциплин: исполнительское мастерство, совершенствование мастерства и др. Для повышения эффективности формирования мастерства будущих художников-ювелиров возникла необходимость укрепления базовой основы их профессиональной деятельности. Базовая основа, в русле исследований академика РАО В.Ф. Максимович, рассматривается как «практическая, включающая исходный материал, соответствующий конкретному виду традиционного прикладного искусства» и «теоретическая, включающая художественно-технологические традиции, колористические и конструктивные особенности» [5, с. 390].

Исследование проблемы укрепления базовой основы профессиональной деятельности художника-ювелира, как показывает анализ трудов последователей научно-педагогической школы В.Ф. Максимович, ориентированы на совершенствование содержания обучения мастерству. Определенный вклад в решение этой проблемы вносят труды, направленные на создание методик и технологий обучения студентов с учетом уровня владения ими начальными навыками. Так была создана и апробирована «Структурно-функциональная модель совершенствования мастерства» [4].

Практическая значимость этой модели проявляется в повышении качества образования студентов, не имеющих достаточного опыта работы с инструментами, понимания технологии и построения композиции будущих ювелирных изделий (рис. 1). Представим более подробное описание характеристик структурных компонентов модели, которое включает содержание, организацию, критерии оценки обучения. Структурно-функциональная модель совершенствования мастерства основана на

личностно-ориентированном, системно-деятельностном и интегративном подходах. Модель ориентирована на различные уровни подготовки обучающихся - базовый и углубленный. Сложность и специализация содержания образования рассчитаны на начальные знания и навыки поступающих в вуз. Содержательные характеристики компонентов модели отражают базовый и углубленный уровни обучения ювелирному искусству.

Цель: совершенствование содержания обучение мастерству художников-ювелиров в высшем образовании. Подходы к отбору содержания: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, интегративный

базовый уровень (после

углубленный уровень (после СПО)

й 2 X

ю у

>,

К 5 О-

О н и к

ей О-

н к

к и о к ЕГ К н и

ей «

К

Принципы отбора содержания обучения

Последовательность Технологичность Интенсивность Междисциплинарная ресурсность

Выполнение элементарных заданий по образцу. Интенсив за счет увеличения часов на исполнительское _________лшатршва________

Выполневще .заданий средней сложности по образцу. Интенсив Проектирование. " "Исполнение" сложного ювелирного изделия по собственному проекту

Проектирование, построение ЗВ модели. Изготовление

Критерии оценки

(знание, деятельность, мотивация):

С амостоятел ьность Вариативность Креативность Функциональная меж дисциплина п ноет

тг

Проектирование. Исполнение сложного изделия по собственному ---------проекту:---------

Проектирование, построение ЗБ модели. Исполнение сложного " йзде"лйя"по"сббсЖе"нному" проекту.

----Проектирование,-—

построение ЗВ модели. Реновация сложного ювелирного изделия

I

л

3

а

¡3

Критерии оценки

(знание, деятельность мотивация):

■ и

Знание: технологии, материалы, оборудование. Проф. деятельность: треоования технической эстетики. Мотивация: тоулоустоойство. участие в

Знание: технологии, оборудование, материалы, эргономика. Проф. опыт: высокохудожественные изделия. Мотивация: трудоустройство, участие в

Результат: оптимальный уровень формирования профессионализма художника ювелира

Результат: максимальный уровень формирования профессионализма художника ювелира

Рис. 1. Структурно-функциональная модель совершенствования мастерства

Достижение базового уровня обучения поддерживается ориентацией на технический прогресс и соблюдение дидактических принципов последовательности, интенсивности, междисциплинарной интеграцией, а также реализацией внутрипредметных и межпредметных связей исполнительского мастерства, технического рисунка, материаловедения. На данном уровне допускается увеличение академических часов, что является одним из условий повышения уровня мастерства и развития практических навыков. Все это отражается на корректировке учебного плана, способах интеграции дисциплин технического рисунка и основ композиции. В таких условиях создается прецедент разработки нового курса технический рисунок в ювелирном искусстве.

Образцы выполненных практических работ студентами базового уровня в первом семестре представлены на рисунках 2-6 '

Рис. 2. Гладкое обручальное кольцо плоского профиля

Рис. 3. Два обручальных кольца полукруглого профиля

Рис. 4. Кольцо с кованной шинкой и глухим кастом

На углубленном уровне обучения бакалавров реализуется личностно-ориентированный подход, основанный на принципах индивидуализации, дифференциации, вариативности, развития критического мышления, использования междисциплинарных связей. Структурно-функциональная модель совершенствования мастерства получает реализацию через разработанные учебные программы дисциплин исполнительское мастерство, совершенствование мастерства. Целеполагание и целевыполние данных программ связаны с раскрытием творческого потенциала студентов. Этому способствует достижение высокого уровня владения знаниями, умениями, навыками, воплощения авторских идей в материале. На рисунке 7 представлены серьги, выполненные в процессе практической работы студентами углубленного уровня.

Обучение художников-ювелиров в Высшей школе народных искусств (академии) находится в постоянном динамическом процессе, соответствующем быстро меняющейся ювелирной индустрией. В таких реалиях обнаруживаются проблемы, требующие особого внимания для их решения. Одна из проблем связана с недостаточной информацией о современных материалах и инновационных технологиях, применяемых в

30 Рис. 2-7 - фото автора статьи.

производстве ювелирных изделий [4, 11]. Так, требуется понимание студентами не только характеристик различных материалов, но причин предпочтения при выборе технологий изготовления ювелирных изделий с учетом преимуществ или возможных ограничений, необходимых в профессиональной деятельности художника-ювелира. В этих условиях усиливается необходимость владения будущими художниками-ювелирами методами обработки и отделки, а также знаниями о сочетаемости различных металлов с драгоценными камнями. Подготовка студентов к решению обозначенных проблем играет ключевую роль в создании высококачественных ювелирных изделий. Это особенно актуально сегодня, когда новые методы, например, трехмерное компьютерное моделирование, предоставляют студентам современные возможности для совершенствования процессов творческого проектирования ювелирных изделий.

Рис. 5. Серьги с замками «крючок», глухими кастами овальной формы

Рис. 6. Сереги с ажурными кастами и швензовыми замками

Рис. 7. Сереги со сложной монтировкой и швензовыми замками

Предложенные и разработанные методики реализации структурно-функциональной модели совершенствования мастерства становились предметом дискуссий на конференциях и форумах (II Международный Форум студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»; III Международный Форум студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Санкт-Петербург, 2022 г., 2023 г.); Всероссийских научно-практических конференциях: «Формирование нравственной культуры обучающихся посредством народных традиций и декоративно-прикладного искусства» (Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования - Москва, 2022 г.); «Традиционные художественные промыслы и образование: сохранение, развитие, инновации» (Омск, 2022 г.);. В настоящее время апробированная модель получила применение в высшем образовании в области ювелирного искусства [2, 3, 9, 10].

В современном мире, когда стандарты и тенденции обучения постоянно меняются, образование в области ювелирного искусства должно быть гибким, инновационным, ориентированным на будущее. В таких условиях формируются возможности качественной подготовки следующих поколений

художников-ювелиров, способных к сохранению и процветанию великолепия художественного наследия России.

Литература

1. Безденежных А. Г. Особенности преподавания программ 3D-моделирования при подготовке бакалавров по направлению 261400 и 072600 /

A. Г. Безденежных. - Текст : электронный // Дизайн. Теория и практика. -Санкт-Петербург, 2010. - № 3. - С. 38-42. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-russkoy-natsionalnoy-yuvelirnoy-shkoly-i-sovremennye-additivnye-tehnologii-v-obuchenii-buduschih-yuvelirov?ysclid=lsszhr0453180894567 (дата обращения: 19.02.2024). - EDN: MQIPMB.

2. Дронов Д. С. Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дронов Дмитрий Сергеевич; Высшая школа народных искусств. - Москва, 2009. - 220 с.

3. Ефремов Е. В. Совершенствование содержания обучения мастерству будущих художников-ювелиров в высшем образовании : специальность 5.8.7. «Методология и технология профессионального образования» : автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук / Ефремов Евгений Владимирович; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург, 2023. - 25 с. - Место защиты : ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».

4. Ефремов Е. В. Специальная технология в ювелирном искусстве: учебное пособие / Е. В. Ефремов ; Высшая школа народных искусств, Институт традиционного прикладного искусства. - Москва : ИТПИ, 2021 - 61 с. - ISBN 978-5-907542-87-7.

5. Максимович В. Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства / В. Ф. Максимович // Научный диалог. - Екатеринбург, 2016. - № 12 (60). - С. 387-400.

6. Максимович В. Ф. Основные направления стратегического развития Высшей школы народных искусств (академии) - 2030 / В. Ф. Максимович, JI. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2021. - № 4 (38). - С. 41-74. - DOI 10.24412/2619-1504-2021-4-40-74. - URL: https://dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-l 1.pdf (дата обращения: 28.04.2024).

7. Максимович В. Ф. Целевая модель стратегического развития Высшей школы народных искусств (академии) - 2030: качественные характеристики /

B. Ф. Максимович, JI. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - 2022. - № 2 (40). - С. 26-37. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-25-37. - URL: https: dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-08.pdf (дата обращения 28.04.2024).

8. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под редакцией С. Я. Батышева, А. М. Новикова. - Издание 3-е, переработанное. - Москва: ЭГВЕС, 2009. - 456 с. - ISBN 5-85449-092-7.

9. Севрюкова Н. В. Художественно-творческое развитие студентов ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Севрюкова Надежда Владимировна. -Москва, 2009. - 24 с. - Место защиты : Институт художественного образования Российской академии образования.

10. Чуракова М. В. Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров / М. В. Чуракова// Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2018. -№ 1 (23). - С. 69-74. -URL: https://www.dpio.ru/stat/2018_l/10.Churakova.pdf (дата обращения: 20.10.2023)

11. Чуракова М. В. Исполнительское мастерство и совершенствование мастерства по ювелирному искусству : учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль - художественный металл (ювелирное искусство) / М. В. Чуракова, Е. В. Ефремов ; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург : ВШНИ, 2023. - 119 с. - ISBN 978-5-907569-36-2.

References

1. Bezdenezhny'x A. G. Osobennosti prepodavaniya programm 3D-modelirovaniya pri podgotovke bakalavrov po napravleniyu 261400 i 072600 / A. G. Bezdenezhnyx. - Tekst : eTektronny'j // Dizajn. Teoriya i praktika. - Sankt-Peterburg, 2010. - № 3. - S. 38-42. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/opyt-msskoy-natsionalnoy-yuvelirnoy-shkoly-i-sovremennye-additivnye-tehnologii-v-obuchenii-buduschih-yuvelirov?ysclid=lsszhr0453180894567 (data obrashheniya: 19.02.2024). -EDN: MQIPMB.

2. DronovD. S. Sovremennaya pedagogicheskaya modef professional'nogo obrazovaniya studentov v oblasti yuvelirnogo iskusstva : special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Dronov Dmitrij Sergeevich ; Vysshaya shkola narodnyx iskusstv. - Moskva, 2009. - 220 s.

3. Efremov E. V. Sovershenstvovanie soderzhaniya obucheniya masterstvu budushhix xudozhnikov-yuvelirov v vy' sshem obrazovanii : special'nosf 5.8.7. «Metodologiya i texnologiya professional'nogo obrazovaniya» : avtoreferat dissertacii na soiskanie nauchnoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Efremov Evgenij Vladimirevich; Vy' sshaya shkola narodnyx iskusstv. - Sankt-Peterburg, 2023. - 25 s. - Mesto zasl^My' : FGBOU VO «Vy' sshaya shkola narodny'x iskusstv (akademiya)».

4. EfremovE. V. SpeciaTnayatexnologiya vyuvelirnomiskusstve: uchebnoe posobie / E. V. Efremov ; Vy'sshaya shkola narodny'x iskusstv, Institut tradicionnogo prikladnogo iskusstva. - Moskva : ITPI, 2021 - 61 s. - ISBN 978-5-907542-87-7.

5. Maksimovich V. F. Teoretiko-metodologicheskie osnovy' podgotovki specialistov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva / V. F. Maksimovich // Nauchny j dialog. - Ekaterinburg, 2016. -№ 12 (60). - S. 387-400.

6. Maksimovich V. F. Osnovny'e napravleniya strategicheskogo razvitiya Vy sshej sliko^ narodnyx iskusstv (akademii) - 2030 / V. F. Maksimovich, L. M. Vanyushkina, S. A. Tixomirov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : eTektronny j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2021. - № 4 (38). - S. 41-74. - DOI 10.24412/2619-1504-2021-4-40-74. - URL: https://dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-ll.pdf (data obrashheniya: 28.04.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Maksimovich V. F. Celevaya model' strategicheskogo razvitiya Vy'sshej shkoly' narodny' x iskusstv (akademii) - 2030: kachestvenny' e xarakteristiki / V. F. Maksimovich, L. M. Vanyushkina, S. A. Tixomirov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : eTektronny'j zhurnal. - 2022. - № 2 (40). - S. 26-37. -DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-25-37. - URL: https: dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-08.pdf (data obrashheniya 28.04.2024).

8. Professional'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayushhixsya po pedagogicheskim special'no sty am i napravleniyam / pod redakciej S. Ya. Baty' sheva, A. M. Novikova. - Izdanie 3-e, pererabotannoe. -Moskva: FGVES, 2009. - 456 s. - ISBN 5-85449-092-7.

9. Sevryukova N. V. Xudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie studentov yuvelirov na zanyatiyax po kompozicii v srednem professional'nom obrazovanii : special'nosf 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Sevryukova Nadezhda Vladimirovna. - Moskva, 2009. - 24 s. - Mesto zashhity' : Institut xudozhestvennogo obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya.

10. Churakova M. V. Formirovanie professional'nogo masterstva budushhix xudozhnikov-yuvelirov / M. V. Churakova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e'lektronny'j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2018. - № 1 (23). - S. 69-74. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2018_l/10.Churakova.pdf (data obrashheniya: 20.10.2023)

11. Churakova M. V. Ispolnitef skoe masterstvo i sovershenstvovanie masterstva po yuvelirnomu iskusstvu : uchebnik dlya studentov, obuchayushhixsya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny'e promy'sly', pro fir - xudozhestvenny'j metall (yuvelirnoe iskusstvo) / M. V. Churakova, E. V. Efremov ; Vy'sshaya shkola narodny'x iskusstv. - Sankt-Peterburg : VShNI, 2023. -119s.- ISBN 978-5-907569-36-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.