Научная статья на тему 'Алгоритм обучения будущих художников-ювелиров профессиональному мастерству'

Алгоритм обучения будущих художников-ювелиров профессиональному мастерству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алгоритм / ювелирное искусство / учебная дисциплина / интегративно-модульная теория / интеграция / художник-ювелир / содержание / algorithm / jewelry art / academic discipline / integrative-modular theory / integration / jewelry artist / content

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуракова М.В.

Статья посвящена анализу процесса обучения профессиональному мастерству будущих художников-ювелиров. На основе применения интегративно-модульной теории определены основные положения, выделены модули учебных заданий. В работе представлен алгоритм содержания обучения профессиональным умениям и навыкам в виде информационно-познавательного и деятельностного модулей, которые иллюстрированы учебными образцами ювелирных украшений, выполненных в логической последовательности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чуракова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm for training future jewelry artist’s professional skills

The article is devoted to the analysis of the process of teaching professional skills to future jewelry artists. Based on the application of integrative-modular knowledge the main provisions are determined, the modules are highlighted and the pattern of the sequence of educational instructions is determined. In the presented algorithm the content of training in professional skills and abilities is in the form of information, cognitive and activity modules which are illustrated with educational samples of jewelry made in a logical sequence

Текст научной работы на тему «Алгоритм обучения будущих художников-ювелиров профессиональному мастерству»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Методика обучения традиционному прикладному

искусству (по видам)

УДК 378.7:739

Чуракова М.В., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой ювелирного и косторезного искусства ФБГОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, литер A, e-mail: 2843@mail.ru

Churakova М. V., PhD in Pedagogy, head of the department of jewelry and bone carving art, of the «Higher school of folk arts (academy)», 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: 2843@mail.ru

Алгоритм обучения будущих художников-ювелиров профессиональному мастерству Algorithm for training future jewelry artist's professional skills

Аннотация. Статья посвящена анализу процесса обучения профессиональному мастерству будущих художников-ювелиров. На основе применения интегративно-модульной теории определены основные положения, выделены модули учебных заданий. В работе представлен алгоритм содержания обучения профессиональным умениям и навыкам в виде информационно-познавательного и деятельностного модулей, которые иллюстрированы учебными образцами ювелирных украшений, выполненных в логической последовательности.

Ключевые слова: алгоритм, ювелирное искусство, учебная дисциплина, интегративно-модульная теория, интеграция, художник-ювелир, содержание.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the process of teaching professional skills to future jewelry artists. Based on the application of integrative -modular knowledge the main provisions are determined, the modules are highlighted and the pattern of the sequence of educational instructions is determined. In the presented algorithm the content of training in professional skills and abilities is in the form of information, cognitive and activity modules which are illustrated with educational samples of jewelry made in a logical sequence.

Key words: algorithm, jewelry art, academic discipline, integrative-modular theory, integration, jewelry artist, content.

Дидактика высшего профессионального образования в обучении будущих художников-ювелиров является многоуровневым процессом освоения знаний, формирования и совершенствования навыков, постижения практического опыта исторических традиций ювелирного искусства.

Изучение и анализ содержания учебных программ по дисциплинам «Технология и материаловедение», «Исполнительское мастерство по художественному металлу (ювелирное искусство)», «Совершенствование мастерства по художественному металлу (ювелирное искусство)» определили цель - исследование процесса обучения студентов ювелирному мастерству, в рамках указанных дисциплин.

Процесс обучения ювелирному мастерству будем рассматривать как технологию обучения, которая имеет алгоритм логической последовательности. Главным элементом технологии обучения является содержание учебных заданий. В связи с этим возникла необходимость установления логической связи между знаниями, умениями и навыками, которые формируют профессиональное мастерство; отразить закономерности и принципы отбора содержания и структуру учебного материала, которые включают освоение учебной информации по теории материаловедения и технологии изготовления ювелирных украшений.

Научной теорией исследования послужила методика профессионального образования Н.М. Александровой, В.Ф. Максимович, A.B. Хуторского, интегративно-модульная система формирования профессионального образования в области ювелирного искусства.

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические, анализ и сравнение содержания учебных дисциплин «Технология и материаловедение», «Исполнительское мастерство по художественному металлу (ювелирное искусство)» и «Совершенствование мастерства по художественному металлу (ювелирное искусство)», системный анализ методики преподавания профильных дисциплин, критериальный анализ учебных образцов ювелирных украшений, выполненных студентами, обучающихся по направлению профиля художественный металл (ювелирное искусство).

Обзор тематического содержания вышеуказанных учебных дисциплин показал, что алгоритм обучения будущих художников-ювелиров профессиональному мастерству возможно структурировать, применив интегративно-модульную теорию, представленную Н.М. Александровой [1], конструирование индивидуальных программ обучения, предложенное A.B. Хуторским [4], а также проектирование модулей обучения в области ювелирного искусства, рассмотренное в диссертационном исследовании М.В. Чураковой [5].

Интегративно-модульная теория предъявляет особые требования к построению содержания процесса обучения. Представим ее основные понятия применительно к созданию алгоритма обучения будущих художников-ювелиров профессиональному мастерству - интеграция тематического содержания рабочих программ, педагогическая технология создания модуля обучения, модульная единица, личность обучающегося.

Педагогическая технология создания алгоритма обучения - система «пошагового формирования профессионального мастерства художников-ювелиров, основными компонентами которой являются системный и

интегративный подходы, компетентностный подход, принципы отбора содержания обучения, установленные модули - информационно-познавательный и деятельностный» [5]. Модульной единицей являются образцы ювелирных украшений, технология выполнения, в которых систематизированы в логической последовательности изучение - повторение - закрепление - проверка.

Дидактические условия реализации установленных модулей определены модульной методикой и результатами формирования профессионального мастерства при освоении каждого модуля, от информационно-познавательного - до деятельностного. В основу концепции «обучения художников-ювелиров мастерству исполнения ювелирных украшений ручным способом положен принцип преемственности, который означает подачу учебного материала в логической последовательности "от простого к сложному"» [6].

Теоретическое содержание учебного материала занятий лекционного типа нацелено на изучение и расширение потенциала применения теоретических знаний на практике таких как: изучение ювелирного оборудования и ручного инструмента и правил работы с ним; физические и механические свойства материалов; особенности изготовления ручным способом различного ассортимента ювелирных украшений; требований, применяемых к качеству изготовленных ювелирных украшений; ознакомления с правилами охраны труда и техникой безопасности работы в учебно-производственной мастерской.

Структура тематического содержания учебных занятий по ювелирному мастерству заключается, в первую очередь, в создании таких условий образовательной деятельности, когда обучающимся необходимо активно применять имеющиеся теоретические знания для решения практических задач.

Тематическое содержание практических заданий направлено на формирование профессиональных умений и навыков художника-ювелира, которые включают интеллектуальные, творческие, волевые и эмоциональные качества личности. Умения развиваются на основе освоенных в предшествующем опыте обучающегося знаний и навыков. Так, «усвоение учебного задания, проработка основных практических навыков по художественной обработке металла, повторение предыдущих технологических операций подготавливает следующую более сложную ступень практического задания. На основе изученных технологических операций формируются навыки по обработке материала ручным способом с последующим усложнением в новом практическом задании» [6, с. 18].

Технологический процесс изготовления ассортимента учебных ювелирных изделий строится на основе знаний, умений и формируемых навыков основам художественной обработки металлов, монтировочным операциям, способам изготовления ювелирных украшений по собственным художественно-творческим проектам и их декоративной отделке.

В соответствии с положениями интегративно-модульной теории установлен алгоритм обучения профессиональному мастерству художников-ювелиров, обучающихся по программе высшего образования. Образовательная структура алгоритма построена на взаимосвязи содержания учебных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции.

Алгоритм обучения будущих художников-ювелиров

профессиональному мастерству представлен на рисунке I27.

Первоначальный этап обучения художников-ювелиров обеспечивается содержанием информационно-познавательного модуля, с теоретическими и практическими заданиями учебных дисциплин «Материаловедение и технология» и «Исполнительское мастерство по художественному металлу (ювелирное искусство)» (I - III семестры).

На этом этапе обучающиеся получают начальные теоретические знания и умения практической работы со сплавами цветных металлов, по выполнению отдельных технологических операций различного характера: правка, гибка, пайка, резание металла различного вида инструментами, обработка металлической поверхности и декоративное оформление ювелирных украшений с применением орнаментальных накладок несложной формы, а также закрепление камней в глухие и ажурные оправы конусовидной и прямоугольной формы, методом глухой и крапановой закрепки.

Основной ассортимент учебных работ - типовые ювелирные украшения, выполненные ручным способом: обручальные кольца плоского и полукруглого профилей, кольца с закрепленными камнями, серьги с разным видом замков, запонки.

Завершающей темой практических занятий по исполнительскому мастерству является обучение основам гравирования. Навыки традиционной техники гравирования формируются посредством многократных повторений упражнений по резке линий разного вида (прямых, волнистых, зигзагообразных, глубоких, тонких и других) специальным режущим инструментом - «штихелем». Такие упражнения позволяют сформировать автоматизированные компоненты деятельности, которые впоследствии влияют на скорость и качество выполнения практических заданий: например, подготовка плоскости или декоративного элемента к формированию отверстий и корнеров при закрепке мелких камней.

Практические занятия информационно-познавательного модуля, занимают примерно 80% учебного времени, отведенного на освоение профессиональных дисциплин, трансформируют содержание знаний в профессиональные умения и навыки, развивая качества личности в элементы его профессионального мастерства.

27 Рис. 1. - фото из методического фонда кафедры косторезного и ювелирного искусства ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».

Модуль информационно-познавательный. Исполнительское мастерство

Ювелирные украшения простой группы - изделия, состоящие из металлических _элементов различной формы профиля с упрощенными деталями_

Ювелирные украшения сложной группы - состоящие из нескольких деталей и элементов, имеющие шарнирные заклепочные и штифтовые соединения с различными видами и способами закрепки камней; применение традиционных ювелирных техник

_Модуль деятельностноетный. Совершенствование мастерства_

Ювелирные украшения усложненной группы (увеличение сложности по структуре интеграции полученных знаний и навыков)

Ювелирные украшения по собственным художественно-творческим проектам

Реновация ювелирных украшений

Кольцо с кованой шинкой, глухой оправой камня

Серьги на крючках с петельным фиксатором

Кулон сложной монтировки

Кольцо с кованой шинкой и кармезиновой _верхушкой_

Брошь в технике горячего эмалирования

Кольцо с ажурной крапановой оправой

Запонки с замками «челночок», глухой оправой квадратной формы

Пластинка декоративная с растительной орнаментаций в традиционной технике плоскостного гравирования

Серьги с пружинным замком

Рис. 1. Алгоритм обучения художников-ювелиров мастерству

На данном этапе формируются профессионально важные качества личности обучающегося: логика технического мышления, умение чтения и составления технических рисунков ювелирных украшений, составление технологических карт, планирование технологических операций дисциплинированность, терпение, концентрация внимания, способность к самопознанию, эмоциональная уравновешенность, от которых зависит способность усвоения знаний эффективность и продуктивность профессиональных умений и навыков.

В соответствии с алгоритмом, представленным на рисунке 1, совершенствование мастерства художников-ювелиров, осуществляется при освоении деятельностного модуля (IV - VII семестры).

Деятелъностный модуль содержания обучения формирует у будущего художника-ювелира интегративные знания, умения, навыки и качества личности будущего профессионала в области ювелирного искусства.

С позиции основных операционных функций обучающегося можно выделить рациональную организацию технологического процесса изготовления ювелирного украшения ручным способом; правильную эксплуатацию ювелирного оборудования и личного инструмента; желание постоянно совершенствовать умения и навыки ювелирного дела; выполнение и рациональность использования конструкторско-технологических работ при выполнении ювелирных украшений ручным способом; технические требования к ювелирным изделиям, охрана труда и правила техники безопасности; культура выполнения ювелирной работы [2].

Таким образом, алгоритм обучения профессиональному мастерству будущих художников-ювелиров представляет собой интегративный процесс. Выявленные модули содержания исполнительского мастерства по художественному металлу (ювелирное искусство) и совершенствования мастерства по художественному металлу (ювелирное искусство) исполняют определяющую роль в формировании профессионального мастерства и учебном процессе реализации содержания.

Логическая последовательность тематического содержания теоретических лекций и практических заданий учебных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции, а также процесс их реализации отражают систему знаний, умений и качеств личности будущего художника-ювелира. Разработанный алгоритм обучения будущих художников-ювелиров профессиональному мастерству, определяет преемственность обучения методам и навыкам ювелирного искусства, освоение исторического опыта ювелиров для сохранения художественного наследия в ювелирном искусстве [7].

Литература

1. Александрова Н. М. Профессиональная педагогика : методология и теория обучения : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и научно-педагогических работников профессионального образования / Н. М. Александрова. - Нижний Новгород: Волжский

государственный инженерно-педагогический университет ; Санкт-Петербург : Любавич, 2010. - 188 с. - ISBN 978-5-86983-199-6.

2. Галанин С. И. Технология ювелирного производства : учебное издание / С. И. Галанин, H. М. Арнольди, Р. Б. Зезин ; под общей редакцией Ю. А. Василенко. - Москва : СПМ-Индустрия, 2017. - 511 с. - ISBN 978-5-906410-12-2.

3. Максимович В. Ф. Высшая школа народных искусств (академия) и наука в традиционных художественных промыслах / В. Ф. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. -Санкт-Петербург, 2019. - № 4 (30). - С. 10-17. - DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00062. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-03.pdf (дата обращения: 10.02.2024). - EDN GUNKXI.

4. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Хуторской. - Москва : Академия, 2008 - 256 с. - ISBN 978-57695-4672-3.

5. Чуракова М. В. Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук / Чуракова Марина Владимировна ; Высшая школа народных искусств. - Санкт-Петербург, 2018. - 237 с.

6. Чуракова М. В. Исполнительское мастерство и совершенствование мастерства по ювелирному искусству : учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль - художественный металл (ювелирное искусство) / М. В. Чуракова, Е. В. Ефремов ; Высшая школа народных искусств; технический редактор Ю. Е. Лапина. - Санкт-Петербург : ВШНИ, 2023. - 119 с. - ISBN 978-5-907569-36-2.

7. Эстетика: словарь / под общей редакцией А. А. Беляева и др. -Москва : Политиздат, 1989. - 445 с. - ISBN 5-250-00659-0.

References

1. Aleksandrova N. M. Professional'naya pedagogika : metodologiya i teoriya obucheniya : uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskix uchebny'x zavedenij i nauchno-pedagogicheskix rabotnikov professional'nogo obrazovaniya / N. M. Aleksandrova. - Nizhnij Novgorod : Volzhskij gosudarstvenny j inzhenerno-pedagogicheskij universitet ; Sankt-Peterburg : Lyubavich, 2010.-188 s. - ISBN 978-5-86983-199-6.

2. Galanin S. I. Texnologiya yuvelirnogo proizvodstva 6uchebnoe izdanie / S. I. Galanin, N. M. Arnofdi, R. B. Zezin / pod obshhej redakciej Yu. A. Vasilenko. - Moskva : SPM-Industriya, 2017. - 511 s. - ISBN 978-5-906410-12-2.

3. Maksimovich V. F. Vy sshaya shkola narodny' x iskusstv (akademiya) i nauka v tradicionny x xudozhestvenny x promy slax / V. F. Maksimovich // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e lektronny j zhurnal. - 2019. -

№ 4 (30). - S. 10-17. - DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00062. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-03.pdf (data obrashheniya: 10.02.2024). - EDN GUNKXI.

4. Xutorskoj A. V. Pedagogicheskaya innovatika : uchebnoe posobie dlya studentov vy'sshix uchebnyx zavedenij / A. V. Xutorskoj. - Moskva : Akademiya, 2008 - 256 s. - ISBN 978-57695-4672-3.

5. Churakova M. V. Formirovanie professional'nogo masterstva budushhix xudozhnikov-yuvelirov v srednem professional'nom obrazovanii : speciafnosf 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» : dissertaciya na soiskanie nauchnoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Churakova Marina Vladimirovna; Vy' sshaya shkola narodny'x iskusstv. - Sankt-Peterburg, 2018. -237 s.

6. Churakova M. V. Ispolnitef skoe masterstvo i sovershenstvovanie masterstva po yuvelirnomu iskusstvu : uchebnik dlya studentov, obuchayushhixsya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny' e promy'sly', profir - xudozhestvennyj metall (yuvelirnoe iskusstvo) / M. V. Churakova, E. V. Efremov; Vy' sshaya shkola narodny' x iskusstv; texnicheskij redaktor Yu. E. Lapina. - Sankt-Peterburg : VShNI, 2023. — 119 s. — ISBN 978-5-907569-36-2.

7. E'stetika: slovar / pod obshhej redakciej A. A. Belyaeva i dr. - Moskva : Politizdat, 1989.-445 s. - ISBN 5-250-00659-0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.