Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МОДУЛИ / МОДУЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ / МОДУЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / didactic modules / modular units / modular elements / design / vocational education / traditional applied art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Н.М.

В статье изложены основания интегративно-модульной теории как научной базы проектирования дидактических модулей в профессиональном образовании. Дана характеристика основных понятий модульной системы обучения. Раскрыты особенности проектирования информационно-познавательных и деятельностных модулей обучения в профессиональном образовании области традиционного прикладного искусства. Приведены этапы проектирования информационно-познавательных и деятельностных модулей и указаны критерии проектирования деятельностного модуля. Научная информация проиллюстрирована практическими примерами проектирования дидактических модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DESIGN OF DIDACTIC MODULES FOR PROVIDING PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF SPECIFIC TYPES OF TRADITIONAL APPLIED ART

The article outlines the foundations of integrative-modular theory as a scientific basis for designing of didactic modules in vocational education. The characteristic of the basic concepts of the modular learning system is given. The features of the design of information-cognitive and activity-based training modules in professional education in the field of traditional applied arts are revealed. The stages of designing information-cognitive and activity modules are given and the criteria for designing an activity module are specified. The scientific information is illustrated with the practical examples of the didactic modules design.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Актуальные проблемы педагогики традиционного прикладного искусства: традиции и новации

Проблемы методологии

Александрова Н.М., доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов Высшей школы народных искусств (академии), 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: profped@bk.ru

Aleksandrova N.M., doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Scientific-research institute of traditional artistic crafts, Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, emb. Griboedov Canal, 2, lit., e-mail: profped@bk.ru

Особенности проектирования дидактических модулей для обеспечения профессионального образования в области конкретных видов традиционного прикладного искусства Features of the design of didactic modules for providing professional education in the field of specific types of traditional applied art

Аннотация. В статье изложены основания интегративно-модульной теории как научной базы проектирования дидактических модулей в профессиональном образовании. Дана характеристика основных понятий модульной системы обучения. Раскрыты особенности проектирования информационно-познавательных и деятельностных модулей обучения в профессиональном образовании области традиционного прикладного искусства. Приведены этапы проектирования информационно-познавательных и деятельностных модулей и указаны критерии проектирования деятельностного модуля. Научная информация проиллюстрирована практическими примерами проектирования дидактических модулей.

Ключевые слова: дидактические модули, модульные единицы, модульные элементы, проектирование, профессиональное образование, традиционное прикладное искусство.

Abstract. The article outlines the foundations of integrative-modular theory as a scientific basis for designing of didactic modules in vocational education. The characteristic of the basic concepts of the modular learning system is given. The features of the design of information-cognitive and activity-based training modules in professional education in the field of traditional applied arts are revealed. The stages of designing information-cognitive and activity modules are given and the criteria for designing an activity module are specified. The scientific information is illustrated with the practical examples of the didactic modules design.

Key words: didactic modules, modular units, modular elements, design, vocational education, traditional applied art.

85

Интегративно-модульная дидактическая теория создана в конце XX столетия в профессиональной педагогике [1; 2; 5; 6; 11]. Ее появление обеспечило развитие модулей обучения и их массовое применение в практике профессионального образования не только в России, но и в Германии, Франции, Японии и других странах мира. Дидактические модули - модули обучения позволяли развивать самостоятельность и ответственность обучающихся в освоении профессиональной деятельности в условиях начального, среднего профессионального и высшего образования. При этом они используются в учебных заведениях различных отраслей экономики. Их широкое распространение объясняется возможностью применения индивидуального обучения, открывающего обучаемым удобный для них путь овладения запланированными в образовательной программе компетенциями.

Именно интегративно-модульная дидактическая теория доказывает взаимовлияние всех образовательных процессов, предлагает механизм стимулирования познания обучащимися новых дисциплин и мотивирования их на успешное решение учебно-профессиональных задач. Это обнаруживается в систематизировании содержания профессионального образования, его проектировании на междисциплинарном и внутридисциплинарном уровнях интеграции [9], а также в дифференциации. Теория раскрыла возможности уровневой интеграции в модульной системе обучения - системе обучения, когда «обучающийся ... самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей» [11, с. 10].

Остановимся на смысловых характеристиках основных понятий модульной системы обучения. Модульное обучение утверждено в профессиональной педагогике как обучение, основанное на обязательном соблюдении паритетных взаимоотношений между преподавателем и студентом в учебном процессе с помощью модулей, которые обеспечивают осознанное самостоятельное достижение обучаемыми определенного уровня знаний и умений. Под модулем обучения принято понимать законченный самостоятельный комплекс учебной информации и технологическое (методическое) руководство по его освоению [1, с. 119; 4, с. 82; 11, с. 57-58]. Модуль обучения в соответствии с интегративно-модульной теорией состоит из нескольких модульных единиц, а модульная единица (подмодуль) в свою очередь состоит из нескольких модульных элементов, представляющих собой детализированные части модульных единиц. Данная структура модуля обучения обеспечивает разложение процесса обучения на мелкие составляющие, например, практические работы или всевозможные операции при выполнении учебного задания.

Положения интегративно-модульной теории выдвигают требования, оказывающие основное влияние на проектирование дидактических модулей.

Эти требования применимы к созданию любых модулей обучения, то есть они должны учитываться в среднем профессиональном и высшем образования в области подготовки специалистов, бакалавров, магистров традиционного прикладного искусства. Перечислим их:

- для обеспечения теоретического обучения разрабатывают и используют информационно-познавательные модули, для обеспечения практического - деятельностные;

- структурные элементы любых модулей обучения и модульных единиц имеют обязательные элементы: цель, теоретическая учебная информация, практические упражнения (работы), проверка освоения дидактического материала;

- эффективность обучения с помощью модуля достигается посредством поэтапного (пошагового) освоения учебного материала и в темпе, необходимом для освоения учебной информации конкретным обучаемым;

обязательными технологическими характеристиками при проектировании модулей являются - законченность, замкнутость (замкнутый цикл) и возвратность, что обеспечивает студенту возможность завершить изучение конкретного модуля или вернуться в его содержание и повторить его полностью или его часть;

- качество обучения с применением модуля зависит от рациональности соединения в нем теоретической и практической учебной информации, заложенных в модуле простых и валидных заданий и вопросов для самоконтроля обучаемого, дидактических условий, в которых используются модуль.

Примером видоизменения информационно-познавательных модулей при подготовке бакалавров по видам традиционных художественных промыслов в настоящее время являются модули - дисциплины, зафиксированные в нескольких блоках в разработанных рабочих учебных планах. Так, в рабочем учебном плане Высшей школы народных искусств (академии) по программе бакалавриата (направление подготовки 54.03.05 Традиционное прикладное искусство по профилю «художественная вышивка») в блоке № 1 дисциплин обязательной части содержится двадцать восемь дисциплин.

Группы этих дисциплин или отдельные дисциплины могут быть модулями. Условно, модуль, состоящий из групп дисциплин, можно назвать мегамодулем, то есть модулем, созданным на мегауровне. Модуль, внутреннее содержание которого отражает учебный материал одной дисциплины, можно определить, как метамодуль, то есть модуль, созданный на метауровне.

Выбор групп или единичных модулей зависит от выбранных целей, взаимосвязи содержания дисциплин и процессных требований образования. Так, дисциплины: «Академический рисунок», «Академическая живопись», «Декоративный рисунок», «Декоративная живопись», «Академическая скульптура и пластическое моделирование», «Пластическая анатомия»,

«Перспектива» могут быть объединены в единый модуль ввиду того, что освоение этих дисциплин формирует художественно-изобразительные компетенции, связанные с рисунком, живописью и скульптурой. Овладение этими компетенциями является научно-профессиональной базой для освоения узкопрофильных художественно-профессиональных дисциплин, таких как «Технология и материаловедение», «Технический рисунок», «Общая композиция», «Конструирование и художественное моделирование одежды», «Проектирование». Перечисленные дисциплины также могут быть соединены в один модуль, отвечающий за формирование готовности будущих художников-бакалавров к разработке и выполнению высокохудожественных изделий с художественной вышивкой.

Однако (и это не противоречит интегративно-модульной теории) и отдельная учебная дисциплина может составлять модуль, например, дисциплина «Основы научно-исследовательской деятельности в традиционном прикладном искусстве», которая раскрывает в своем содержании не только общенаучные основания методологии, теории и практики исследования, но и специфические подходы, методы, технологии изучения области традиционных художественных промыслов.

Данные примеры подтверждают практическую возможность проектирования преподавателями модулей в виде только интеграции содержания образования. Подобные группы дисциплин или отдельные дисциплины - модули можно назвать содержательными в противовес деятельностным модулям. Содержательные модули, отражающие соединение нескольких дисциплин или внутреннюю интеграцию учебного материала одной из них, могут быть применимы в обучении студентов. Так, знакомство студентов с учебной программой дисциплины разъясняет студентам значение дисциплины в освоении профессиональных компетенций, путь овладения знаниями и умениями; раскрывает дидактические возможности информационного обеспечения учебной дисциплины, знакомит с оценочным контролем на промежуточной и итоговой аттестации.

Используем выше представленный пример дисциплины-модуля в дальнейшем изучении проектирования модулей. Проектирование содержательного модуля, например, учебной дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности в области традиционных художественных промыслов» начинается, прежде всего, с создания программы дисциплины и учебной литературы. И программа, и учебная литература проектируются в логике изложения разделов и тем.

В этом случае модульными единицами (подмодулями) являются разделы учебной дисциплины, а модульными элементами - темы конкретного раздела. Так, модульными единицами являются пять разделов, среди них: раздел первый - «Методология научного исследования в области традиционного прикладного искусства», раздел второй - «Методы научного исследования в области традиционного прикладного искусства», раздел третий - «Теоретические основания научного исследования в традиционном

прикладном искусстве» и т.д. Примером модульного элемента, который соответствует теме конкретного раздела, является вторая тема третьего раздела (третьей модульной единицы) - «Структура научно-исследовательской деятельности в традиционном прикладном искусстве». В содержание этого проектируемого элемента входит изучение общих компонентов структуры научно-исследовательской деятельности: поиск научной информации об объекте исследования, выделение темы исследования в области традиционного прикладного искусства, определение аппарата исследования, составление плана научной работы, написание методики научного исследования, выполнение хода исследования и его корректировка, обработка теоретических и экспериментальных данных исследования в конкретном виде традиционных художественных промыслов.

В исследовании было определено, что проектирование информационно-познавательных модулей в соответствии с их спецификой и особыми характеристиками видов традиционного прикладного искусства подчинено определенной последовательности:

- устанавливается цель и задачи введения в учебный план той или иной дисциплины - модуля, что зависит от формирования конкретных видов профессиональной деятельности и компетенций, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования «Традиционное прикладное искусство»;

- уточняются виды профессиональной деятельности и компетенции выпускника вуза в соответствии со спецификой образовательного профиля (например, художественная вышивка) и реальной востребованностью на рынке профессионального труда;

- на основе этих данных и в соответствии с принципами модульного обучения и дидактическими принципами отбора содержания выстраивается логическая структура содержания модуля с модульными единицами и модульными элементами;

- разрабатывается учебная программа как часть содержательного модуля, то есть наполняются модульные элементы и модульные единицы учебной теоретической и практической информацией, а также указываются условия реализации программы учебной дисциплины (образовательные технологии, способ контролирования и оценки результатов освоения учебной дисциплины);

- разрабатывается учебная литература - учебники, учебные пособия, практикумы, словари и другие дидактические материалы (в том числе электронные), раскрывающие содержание обучения определенному модулю.

Примером информационно-познавательного модуля,

спроектированного для обучения будущих художников-бакалавров области традиционных художественных промыслов, является модуль для теоретического обучения по дисциплине «Пластическая анатомия» то теме «Мышцы руки». Модуль был создан и внедрен в образовательный процесс преподавателем Высшей школы народных искусств (академии) А.Л.

Уткиным В логической последовательности информационно-познавательного модуля изложены следующие модульные единицы: тип занятия; перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения общекультурных и общепрофессиональных компетенций; структура последовательных действий для освоения теоретической информации по мышцам руки; собственно теоретическая информация разделенная на части - модульные элементы (двуглавая мышца плеча, плечевая мышца, клювовидно-плечевая мышца, трицепс (трехглавая мышца плеча), мышцы предплечья, группа мышц сгибателей, группа мышц разгибателей, плечелучевая мышца (длинный супинатор), внешняя форма руки, определяемая скелетом и мускулатурой); вопросы и задания по теме. Представленная в модуле информация теоретического назначения дополнена цветными иллюстрациями. Кроме этого содержание модуля демонстрирует и практическую профессиональную направленность обучения, а именно изображения внешней формы руки в различных ее положениях и движении, что наглядно показывает влияние на это мышц и мускулатуры.

По сути, современный информационно-познавательный модуль по своим характеристикам приближается к деятельностному модулю. Происходит сближение двух условно утвержденных типов модулей в интегративно-модульной теории. Однако, пока в модульном обучении конкретным видам традиционного прикладного искусства деятельностные модули имеют явную тенденцию к усилению своего влияния на учебный процесс.

Деятельностные модули активнейшим образом с 70-х годов XX века внедрились в профессиональное образование [3, с. 25-26; 10, с. 98-99; 11, с. 58] в том числе в области традиционного прикладного искусства.

Так, М.В. Чураковой в исследовании интегративно-модульной системы формирования профессионального мастерства художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании разработаны несколько деятельностных модулей, отражающих практическое обучение студентов и одновременно иллюстрирующих каждую их трех стадий формирования профессионального мастерства [9]. Важно отметить, что в данном случае деятельностные модули ориентированы на организацию и выполнение профессиональной деятельности преподавателя, а не студента. Например, модуль практического обучения первой технологической стадии формирования профессионального мастерства «Изготовление кольца с кованой шинкой, расколоченным кастом, под глухую закрепку круглого камня заданного размера» включает в себя: цель и задачи обучения; обязательные требования к освоению содержания; описание содержания практического задания, которое получено интеграцией шести тем учебной дисциплины «Материаловедение» и девяти тем учебной дисциплины «Технология изготовления ювелирных изделий»; перечисление этапов изготовления студентами кольца; подробные указания по использованию

методов, приемов, средств и форм обучения; раскрытие содержания упражнений в выполнении профессиональных приемов обучения и упражнений в выполнении технологических операций; описание хода практического обучения по теме с подробным представлением деятельности преподавателя и учебной работы студентов; указания об использовании самоконтроля обучающихся на этапах технологического процесса изготовления кольца; представление оценивания выполнения практической работы студентов посредством применения балльной системы.

Для проектирования деятельностных модулей хорошо зарекомендовал себя критериально-оценочный подход. В соответствии с ним разработаны два критерия: первый - отбора содержания, второй - технологической последовательности.

Показателями критерия отбора содержания являются: соответствие учебной информации современному уровню развития науки, технологии, возрастным особенностям; соответствие широте осваиваемого профиля (вида традиционного прикладного искусства); сложность профессиональной деятельности (художественно-технологических операций и действий); рациональность сочетания интегрированной и дифференцированной частей содержания модуля.

Научные основания и конкретные характеристики деятельностных модулей в подготовке художников по различным видам традиционного прикладного искусства спроектированы Д.Ю. Христолюбовой [8], М.В. Чураковой [10], А.Л. Уткиным [7] и другими преподавателями Высшей школы народных искусств (академии).

Так, для формирования профессионального мастерства в изготовлении ювелирных изделий в среднем профессиональном образовании М.В. Чураковой спроектированы маршрутно-операционные карты выполнения практических заданий, сопровожденные подробными методиками их осуществления и дополненные дидактическими наглядными средствами обучения, демонстрирующими приспособления для гибки и правки металла, измерительные инструменты, резьбовые соединения, процесс изготовления трубки, проведение механизированного полирования и др. [Ю].

Созданные маршрутно-операционные карты нельзя назвать в полной мере деятельностными модулями, так как это не полностью готовые для самостоятельного выполнения единицы обучения, однако они частично выполняют функции модулей. Все они были внедрены в учебный процесс и способствовали повышению уровня освоения учебных и профессиональных умений в области рисунка, живописи, композиции, проектирования, исполнительского и профессионального мастерства.

Технологически процесс проектирования информационно-познавательных и деятельностных модулей можно разделить на следующие этапы: первый этап - макроуровневый отбор содержания; второй этап-построение модульных единиц; третий этап - нахождение и уточнение

модульных элементов. Особенностью макроуровневого отбора содержания является то, что он формирует структуру и объем модуля, для этого необходимо изучить внутридисциплинарные и междисциплинарные связи проектируемого модуля, которые позволят определить не только его актуальность, но и более точно отобрать содержание обучения. Специфика двух последующих этапов состоит в уровневом распределении теоретического и практического содержания обучения, при этом на уровне модульных единиц содержание обучения и формируемые им знания и умения имеют более обобщенный, общий характер, чем на уровне модульных элементов.

Проведенные исследования показали, что для преподавателей проектирование модулей представляет собой сложный процесс, требующий высокого уровня самоорганизации, индивидуальной работы, больших временных затрат на подготовку модульных материалов. Возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного модуля.

Однако, оценивая «за» и «против» проектирования и использования дидактических модулей для обеспечения профессионального образования в области конкретных видов традиционного прикладного искусства необходимо отметить, что дидактические модули являются вполне приемлемыми в практике данного вида художественного образования ввиду их направленности на индивидуализацию обучения, возможности реализации внутримеждисциплинарных и междисциплинарных связей в содержании обучения, широкой применимости в теоретическом обучении, а также в условиях удаленного образования. Кроме этого модульное обучение хорошо согласующееся с поэтапным формированием умственных действий и рефлексивным методом обучения, способствует формированию самостоятельности в обучении и творчестве и тем самым неизбежно приводит к росту компетентности и преподавателя, и студентов.

Указанное выше, а также практикориентированный характер профессионального образования в конкретных видах традиционного прикладного искусства позволяет предположить перспективным проектирование разноуровневых законченных и замкнутых информационно-познавательных (несколько дисциплин, одна дисциплина, тема дисциплины, занятие теоретического обучения) и деятельностных (выполнение практического занятия или темы практического задания) дидактических модулей.

Литература

1. Александрова Н.М. Профессиональная педагогика. Методология и теория обучения: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и научно-педагогических работников профессионального образования / Н.М. Александрова. - Нижний Новгород: Волжский государственный инженерно-педагогический университет; Санкт-Петербург: Любавич, 2010.- 188 с.

2. Ведмич JI.В. Проектирование модульной технологии обучения учащихся с применением компьютера: монография / под научной редакцией Н.М. Александровой. - Санкт-Петербург: Ин-т проф.-техн. образования РАО, 2001. - 125 с.

3. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей. - URL: https://orensau.ru/ru/procliiedokumenty/doc_view/306 (дата обращения 19.05.2022).

4. Колесников Ю.В. Модуль / Ю.В. Колесников // Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. - Т. 2 / под редакцией С.Я. Батышева. - Москва: АПО, 1999. - С. 82.

5. Ломакин М.О. Содержание и методы преподавания декоративного рисунка в высшем профессиональном образовании / М.О. Ломакин // Научное мнение. - 2015. - № 9. - С. 165-171.

6. Маркова С.М. Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук; специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Маркова Светлана Михайловна. - Санкт-Петербург, 2002. - 489 с.

7. Уткин А.Л. Пластическая анатомия: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль «Лаковая миниатюрная живопись». - Часть I. / А.Л. Уткин - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2021. - 103 с.

8. Христолюбова Д.Ю. Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения рязанского региона: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Христолюбова Дарья Юрьевна. - Санкт-Петербург 2017. - 220 с.

9. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография / Н.К. Чапаев. - 3-е изд., доп. и перераб. -Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2019. - 372 с.

10. Чуракова М.В. Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Чуракова Марина Владимировна. - Санкт-Петербург, 2018. -237 с.

11. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения: монография / П. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 272 с.

References

1. Aleksandrova N.M. Professional'naya pedagogika. Metodologiya i teoriya obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij i nauchno-pedagogicheskih rabotnikov professional'nogo obrazovaniya / N.M. Aleksandrova. - Nizhnij Novgorod: Volzhskij gosudarstvennyj inzhenerno-pedagogicheskij universitet; Sankt-Peterburg: Lyubavich, 2010. - 188 s.

2. Vedmich L.V. Proektirovanie modul'noj tekhnologii obucheniya uchashchihsya s primeneniem komp'yutera: monografiya / pod nauchnoj redakciej N.M. Aleksandrovoj. - Sankt-Peterburg: In-t prof.-tekhn. obrazovaniya RAO, 2001. - 125 s.

3. Metodologicheskie osnovy sistemy modul'nogo formirovaniya soderzhaniya obrazovatel'nyh programm i sovmestimoj s mezhdunarodnoj sistemoj klassifikacii uchebnyh modulej. - URL: https://orensau.ru/ru/prochiedokumenty/doc_view/306 (data obrashcheniya 19.05.2022).

4. Kolesnikov YU.V. Modul' / YU.V. Kolesnikov // Enciklopediya professional'nogo obrazovaniya: v 3-h t. - T. 2 / pod redakciej S.YA. Batysheva. -Moskva: APO, 1999. - S. 82.

5. Lomakin M.O. Soderzhanie i metody prepodavaniya dekorativnogo risunka v vysshem professional'nom obrazovanii / M.O. Lomakin // Nauchnoe mnenie. -2015. -№9. - S. 165-171.

6. Markova S.M. Teoreticheskie osnovy proektirovaniya obrazovatel'nyh sistem v usloviyah mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk; special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» / Markova Svetlana Mihajlovna. - Sankt-Peterburg, 2002. - 489 s.

7. Utkin A.L. Plasticheskaya anatomiya: uchebnik dlya studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly, profil' «Lakovaya miniatyurnaya zhivopis'». -CHast' I. / A.L. Utkin - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2021. - 103 s.

8. Hristolyubova D.YU. Osobennosti soderzhaniya srednego professional'nogo obrazovaniya v oblasti hudozhestvennogo kruzhevopleteniya ryazanskogo regiona: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk; special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» / Hristolyubova Dar'ya YUr'evna. - Sankt-Peterburg 2017. - 220 s.

9. CHapaev N.K. Pedagogicheskaya integraciya: metodologiya, teoriya, tekhnologiya: monografiya / N.K. CHapaev. - 3-e izd., dop. i pererab. -Ekaterinburg: Izdatel'stvo Rossijskogo gosudarstvennogo professional'no-pedagogicheskogo universiteta, 2019. - 372 s.

10. CHurakova M.V. Formirovanie professional'nogo masterstva budushchih hudozhnikov-yuvelirov v srednem professional'nom obrazovanii: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk;

special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» / CHurakova Marina Vladimire»vna. - Sankt-Peterburg, 2018. - 237 s.

11. Yucyavichene P. Teoriya i praktika modul'nogo obucheniya: monografiya / P. YUcyavichene. - Kaunas: SHviesa, 1989. -272 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.