Научная статья на тему 'Современное состояние системы медицинского образования в Российской Федерации'

Современное состояние системы медицинского образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1276
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ДИАГНОСТИКИ / САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ / РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маллаев Джафар Михайлович, Гванзилаев Магомед Гаджиевич

В статье анализируется система медицинского образования России как совокупность исторически сложившихся и связанных между собой всех типов медико-учебно-воспитательных учреждений, осуществляющих формирование и подготовку квалифицированных специалистов, обеспечивающих результативность и эффективность организации здравоохранения. При этом отмечается, что медицинское образование имеет целью подготовить квалифицированного специалиста-медика, который является гражданином и общественным деятелем, что требует от него не только широкой профессиональной образованности, но и познаний в области социально-экономической, идеологической, политической жизни страны, высокой личной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маллаев Джафар Михайлович, Гванзилаев Магомед Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние системы медицинского образования в Российской Федерации»

Психолого-педагогические науки

• • •

65

УДК 61-37.0

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

©гою маллаев Д.М., Гванзилаев М.Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируется система медицинского образования России как совокупность исторически сложившихся и связанных между собой всех типов медико-учебно-воспитательных учреждений, осуществляющих формирование и подготовку квалифицированных специалистов, обеспечивающих результативность и эффективность организации здравоохранения. При этом отмечается, что медицинское образование имеет целью подготовить квалифицированного специалиста-медика, который является гражданином и общественным деятелем, что требует от него не только широкой профессиональной образованности, но и познаний в области социально-экономической, идеологической, политической жизни страны, высокой личной культуры.

The author of the article states that the medical education system is a complex of traditionally connected types of medical educational institutions aimed at parenting, training and education of health professionals and skilled specialists in this sphere, hence providing performance and efficiency of the social medical system and public health service. A medical trainee must have a wide outlook not only in the professional area, but also be learnt in socio-economical and ideological fields, must understand the political issues of the country and have a high cultural level.

Ключевые слова: система медицинского образования, качество диагностики, санитарно-бытовые условия, ресурсы здравоохранения, медицинские кадры.

Keywords: medical education system, diagnosing quality, sanitary conditions, health resources, healthcare personnel.

На современном этапе развития общества состояние здоровья населения ухудшается, чему свидетельство рост заболеваемости, инвалидности, смертности, сокращение продолжительности жизни, падение рождаемости, увеличение числа случаев рост производственного, дорожного и бытового травматизма, распространение алкоголизма, наркомании, нервно-психических заболеваний и т.д. Особенно ухудшились показатели здоровья детей и подростков, а сложная демографическая ситуация, миграция населения, слабая матери-

ально-техническая база учреждений здравоохранения, низкое удовлетворение потребностей в лекарствах и медицинской технике резко усугубляют положение медицины.

В этих условиях требуется не разделение, а объединение усилий всех структур системы здравоохранения с целью их оптимального функционирования в новых социально-экономичес-ких условиях, где на основе экономических, правовых и организационных мер необходимо создать эффективно действующее здравоохранение, обеспечивая инте-

66

Известия ДГПУ, №1, 2010

грацию медицины в условиях рыночной экономики и направленность ее на личность человека.

Систему медицинского образования следует рассматривать как совокупность медико-учебно-

воспитательных учреждений, осуществляющих целенаправленную медицинскую подготовку, призванную через образовательный процесс удовлетворить потребность здравоохранения в специалистах высокого уровня, отвечающих требованиям современной медицинской науки и практики.

С этих позиций система медицинского образования представляет собой совокупность исторически сложившихся и связанных между собой учебно-воспитательных медицинских учреждений, объединенных общей целью, предметом, организацией, формами, методами, складывающимися в конкретных социальных условиях.

В системе медицинского образования на основе преемственности обеспечивается реализация образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. В настоящее время в центре внимания ученых и медицинских работников практического здравоохранения находятся проблемы перестройки системы здравоохранения и высшего медицинского образования.

Стратегической целью системы здравоохранения следует считать обеспечение населения высококачественной общедоступной медицинской помощью, сохранение и укрепление его здоровья, увеличение средней продолжительности активной жизни. Важное значение имеет сокращение различий в показателях заболеваемости, инвалидности, смертности между разными территориями. При этом основным критерием эффективности здравоохранения и медицинского обслуживания населения выступает реальный вклад в обеспечение и ускорение социальной реа-

билитации и интенсификации медицинских услуг, включая соблюдение в медицинских учреждениях государственных стандартов качества диагностики и лечения больных; создание благоприятных санитарно-бытовых условий пребывания пациентов в медицинских учреждениях; работу медицинских учреждений, оказывающих общедоступную лечебно-

профилактическую помощь.

По мнению Р. Гаджиева и других, общедоступность медицинской помощи означает соответствие мощностей учреждений здравоохранения существующим объемам; обеспечение медицинских учреждений квалифицированными специалистами, лекарствами, медицинской техникой и другими материальными ресурсами; организацию работы медицинских учреждений в удобное для населения время и т.д. [1].

Следует отметить, что в связи с новыми социально-экономическими, технологическими условиями в лечебно-профилактических учреждениях и здравоохранении с целью повышения качества и эффективности медицинской помощи повышается значимость подготовки медицинских работников и специалистов, совершенствования их профессионального мастерства и качеств, которые во многом предопределяются уровнем обучения и воспитания. Следовательно, медицинское образование ориентировано на подготовку квалифицированного специалиста-медика, обладающего высоким уровнем образованности, высокой личной культурой, обеспечивающей результативность и эффективность всей системы здравоохранения и каждого структурного подразделения отдельного лечебно-профилактического учреждения.

С учетом того, что к медицинским специалистам относятся врачи, провизоры, зубные техники, медицинские сестры с высшим медицинским образованием, сестринский и младший медицинский персонал, вклю-

Психолого-педагогические науки • • •

чающий фельдшеров, акушеров, сестер, помощников санитарных врачей и эпидемиологов, лаборантов, рентгенолаборантов, рентгенотехников и т.д., важное значение приобретает их профессиональный отбор, где большое значение имеют показатели пригодности человека к деятельности врача. В здравоохранении, кроме лиц с медицинским образованием, работают специалисты немедицинского профиля - социальные работники, биологи, физики, химики, инженеры и техники, юристы, экономисты и др., - составляющие кадровый потенциал медицинского учреждения [5]. В то же время врач выбирает себе узкую или более широкую специальность в клинических разделах, в лабораторном, аптечном деле, клинической физиологии, бактериологии, вирусологии, гигиене и др. [7], поэтому в современной системе медицинского образования действуют:

- учреждения, в которых получают начальное медицинское образование;

- учебные заведения, обеспечивающие молодежи среднее медицинское образование;

- учебные заведения, обеспечивающие высшее медицинское образование;

- учреждения, ориентированные на послевузовское медицинское образование, призванные повышать качество подготовки врача и уровень его образованности;

- учреждения, обеспечивающие послевузовское медицинское образование, призванные повышать научную квалификацию медиков.

Таким образом, медицинское образование обеспечивает становление медика-специалиста разного уровня квалификации, что достигается овладением соответствующими программами, реализуемыми на пяти основных уровнях - начальное медицинское образование (медикобиологический лицей), среднее медицинское образование (медицинское училище, медицинский кол-

67

ледж), высшее медицинское образование (медицинская академия, медицинский институт, медицинский университет), послевузовское или последипломное образование (интернатура, ординатура, ФПКП, ФУВ, УПК), повышение научной квалификации (аспирантура, докторантура).

Следовательно, медицинское образование нужно рассматривать как сложную многоуровневую целостную систему, включающую начальный медицинский, средний медицинский, додипломный и последипломный медицинские уровни образования. При этом внутренние связи между элементами системы медицинского образования характеризуются единством, преемственностью, всеобщностью и взаимосвязанностью общенаучной подготовки с глубокими знаниями специальных медицинских дисциплин, учитывающих особенности в получении медицинского образования.

Отметим, что система медицинского образования имеет общие интегративные качества, определяющиеся уровнем культурной, социальной, экономической, политической сознательности и профессиональной готовности медицинских работников, что во многом зависит от медикопедагогических процессов, составляющих основные функции медицинского образования, в рамках которого складываются особенности медика, обеспечивается его развитие и формирование медицинского мировоззрения.

Интегративные качества системы медицинского образования предопределяют ее основные функции, которые, в свою очередь, направлены на достижение стратегической цели, связанной с формированием всесторонне развитой личности медика, при этом каждый из элементов медицинского образования вносит свой вклад в реализацию и достижение высокого уровня подготовки. Медицинские работники, являясь основной частью ресурсов здравоохранения, в конеч-

68

Известия ДГПУ, №1, 2010

ном счете обеспечивают результативность и эффективность медицинской деятельности, характерной чертой которой является то, что для каждого человека, да и для общества нет большей ценности, чем здоровье, которое, по определению Всемирной организации здравоохранения, рассматривается как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических недостатков.

Более удачным представляется определение, согласно которому под здоровьем индивида понимается процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни [6].

Для того чтобы усилить динамизм и социальную ценность здоровья человека, разработана программа перестройки здравоохранения, успех которой определяется деятельностью работников системы здравоохранения в четырех сферах:

- в системе организации и планирования;

- в укреплении и развитии материально-технической базы;

- в совершенствовании кадровой политики и, прежде всего, медицинского образования;

- в развитии научных исследований и быстрейшем внедрении в практику достижений медицинской науки [4].

Следует отметить, что в течение последних десятилетий во всем цивилизованном мире медицина перешла в новое состояние, приобрела новую идеологию и направление развития, чему свидетельством - появление новых методов диагностики и лечения, пополнение арсенала

доступных лекарственных средств, увеличение потока медицинской информации (даже по узким специальностям), внедрение в повседневную практику высоких технологий, требующих эффективного использования новых знаний, применение компьютеров и Интернета, которые стали в руках врача инструментами не менее важными, чем стетоскоп и т.д.

Врач нашего времени в своей деятельности оперирует уже не только медицинскими знаниями, но и понятиями из области экономики, юриспруденции, страхового дела; медицинский мир повсеместно использует язык и принципы доказательной медицины (медицины, основанной на доказательствах - Evidence-Based-Medicine).

В подобных условиях работа врача становится совершенно другой, вследствие чего ему недостаточно усвоенных на студенческой скамье знаний и полученных в интернатуре и ординатуре навыков: появляется потребность не просто в новых знаниях, а в переходе на новый уровень всей системы непрерывного профессионального образования медицинских кадров, где подготовка врача должна соответствовать запросам здравоохранения, а если шире, то и запросам общества в целом.

Анализ статистических данных Минздравсоцразвития России по территориальным органам управления здравоохранением показывает, что подготовка и выпуск специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в РФ осуществляется в 47 медицинских вузах, а также на медицинских факультетах государственных университетов, где общий выпуск составляет около 25 000 человек в год (рис. 1,

2).

Психолого-педагогические науки

• • •

69

Рис. 1. Показатели приема в образовательные учреждения Росздрава

Рис. 2. Показатели выпуска специалистов

Система повышения квалификации врачей (рис. 3) представлена семью учреждениями последипломного образования, факультетами усовершенствования врачей при медицинских вузах, а также курсами стажировки на базе научноисследовательских институтов и крупных учреждений практического здравоохранения.

Рис. 3. Последипломное образование

Работу по специализации и усовершенствованию врачей регулирует Министерство здравоохранения и социального развития РФ через Российскую медицинскую академию по-

70

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2010

следипломного образования (РМА-ПО). При этом установлены единые требования к организации всех видов последипломного образования, единые сроки периодичности и продолжительности обучения и используются единые (типовые) образовательные программы, утверждены единые порядок проверки знаний и образец документов о прохождении квалификации и усовершенствовании врачей.

Отметим следующие этапы последипломной подготовки врачей (организованные формы обучения);

- специализация, предполагающая прохождение интернатуры или ординатуры по специальности широкого профиля (первичная специализация), а затем по более узкой специальности (вторичная специализация);

- усовершенствование, направленное на дальнейшие рост профессиональных знаний и развитие навыков:

- общее усовершенствование - повышение квалификации по всем разделам специальности (согласно существующей законодательной базе, повышение квалификации специалистов должно осуществляться не реже одного раза в 5 лет);

- тематическое усовершенствование, направленное на изучение отдельных избранных разделов специальности или актуальных вопросов;

- курсы стажировки на базе НИИ и крупных учреждений практического здравоохранения и т.д.

Анализ показывает, что в системе Минздравсоцразвития России работают 607,7 тыс. врачей, из которых более 180 тыс. ежегодно имеют возможность бесплатно повысить свою квалификацию, получить новую спе-

циальность, предусмотренную номенклатурой, утвержденной Минздравсоцразвития России, для чего необходимо пройти профессиональную переподготовку в установленном порядке.

Поскольку социально-экономические, политические, культурные изменения современного российского общества напрямую касаются системы образования, то следует сказать и о Болонской декларации и достижении преемственности с европейским образованием, согласно которому предусматривается создание к 2010 г. гармонизированного общеевропейского пространства высшего образования.

На конференции министров высшего образования европейских стран, проходившей в сентябре 2002 г. в Берлине, было принято решение о присоединении России к Болонской декларации, а с 2003 г. наша страна вошла в Болонский процесс официально, что означает необходимость решения нескольких основных задач, среди которых:

- формирование системы зачетных единиц (кредитов);

- создание единой системы, контролирующей качество образования (международная система аккредитации вузов), образовательных стандартов;

- введение единого общеевропейского приложения к диплому;

- создание условий для свободного перемещения студентов и специалистов внутри Европы;

- возможность перехода на двухступенчатую модель обучения - бака-лавриат/магистратура.

ш

о

о.

>

о

о

о

*

о

о ?

2

2

ф

н

о

СГ

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

о

о

03

ф

х с; со ю ой о

со 2 о. ЁЕ ю £

S СЕ О CD

с; о.

CD Q 2 CD

ой со £ со

cd g:

S s X CD a CD CO Q_ s “ x 3- : :

5 >C 2

о

2 : >■. :

4

§

I

0

3

3"

1

о

3

0.

о

CD

X н

о

3=1

X

3=i О X

* X (Г

ГО Ш

т; 3=i s ш х

т; Н Ш S 3=i тз тз о о ГО го ш

тз о Ш 3=1 3=1 го

X

.1= Го S ^ vr Сл)

Н X CD X

TI

о

о

о

го

_ О CD Го

ГО о

■§ * X CD

:< о

ГО -

$ о

i о

О -D

3 »

_ я

О я

от

тз х ш чс

Сл) X

° Е го го

ш S

■ CD

ГО

О CD О от

ГО X X Сл)

О X

"г*

S X CD X

от X

X ГО S CD *

ш о

S< ОТ

Е *

1— г.\

СП

0

1" I!

1 °

Ш 2 тз ^

“ Н

-Го гг

CD

TIP

0

1 о

■D О

? S

CD Сл) -§ Ш

§ I

CD Я S<

Q О $ н v Я> * X

9 q

Is

Ш I

X го X

=1

тз 3=1 s S

X

ГО X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

°i

^ о го о

О m

X CD О 3=1 CD S X

о

CD

Е 73

го g

т го

CD Ш

CD

ГО

ТЗ

О

_ от О ТЗ X ш CD Сл) S< О О 3 т; -О

т; _ Ш -х CD О

X

CD

О

от

01-5 ш

Го Ы

о

TI

о

о

о

X

X

го

о

о

т;

о

тз

ш

Сл)

го

X ГО ГО О ГО

° 55 го ш

X О CD X

X тз Ш CD ^ тз

т;

о

ГО ^

н ^ Ф го

Т го

X сг

о

Го о го от

Первое звено Второе звено Третье звено Четвертое звено

Среднее общее образование (начальное медицинское образование) Среднее медицинское образование Высшее медицинское образование После вузовское или последипломное образование

1 i i i

1-й уровень 2-й уровень З-й уровень 4-й уровень

1 1 1 1

Медико-биологический лицей Медицинское училище; Медицинский колледж Медицинский университет; Медицинская академия; Медицинский институт. Интернатура; Ординатура; Факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП) Факультет усовершенствование врачей (ФУВ); Учреждения повышения квалификации (УПК)

1 1 1 1

Документ об образовании Документ об образовании Документ об образовании Документ об образовании

Аттестат о среднем образовании Диплом присуждения квалификации среднего специального образования Диплом присуждения квалификации по избранным специальностям Свидетельство, удостоверение; Сертификат специалиста

i 1 1 i

■N

и

Психолого-педагогические науки

72

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2010

новными направлениями реформы и создание следующей структуры ме-реализации многоуровневой системы дицинского образования (рис. 4). медицинского образования является

Примечания

1. Гаджиев Р. С. Концепция реформы здравоохранения и высшего медицинского образования Республики Дагестан в условиях перехода к рыночной экономике. Махачкала, 1995. С. 3-4. 2. Гванзилаев М. Г. Теория и практика медицинской педагогики. Махачкала, 2005. 3. Закон РФ об образовании. Раздел 2. От. 8. М., 1992. 4. Лисицын Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека - социальная ценность. М. : Мысль, 1988. С. 28. 5. Лисицын Ю. П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Казань, 1998. С. 448. 6. Панкратьева Н. В., Попов В. Ф., Шилен-ко Ю. В. Здоровье - социальная ценность. М. : Мысль, 1989. С. 66. 7. Петровский Б. В. Деонтология медицины. T. 1. М., 1988. С. 45. 8. Приоритетный национальный проект «Здоровье». М., 2006.

Статья поступила в редакцию 19.02.2010 г.

УДК 373.2.02

РОЛЬ ВАЙНАХСК0Й СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

©гою мукаева А.Ш.

Чеченский государственный педагогический институт

Сказка, фольклорный жанр, рассматривается как одно из наиболее эффективных средств воспитания толерантных качеств у младшего школьника. Статья содержит практический материал для учителей начальных классов.

Fairy tales, folklore genre, are regarded as one of the most effective means of the development of junior pupils’ tolerant qualities. This article contains practical material for primary school teachers.

Ключевые слова: толерантность, устное народное творчество, сказка, фольклор, младший школьник.

Keywords: tolerance, oral folklore, fairy tale, folklore, junior pupils.

В сокровищнице мировой культуры почетное место занимает устное народное творчество, которое является национальным достоянием каждого народа. Один из обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми - сказки. У вайнах-ского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Сказки обладают огромным потенциалом в воспитании таких черт толерантной

личности, как терпение и снисходительность, доброжелательность и умение владеть собой, доверие и способность к сопереживанию и т.д.

Из практики известно, что знакомство с произведениями устного народного творчества является более эффективным методом воспитания, чем другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, ука-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.