Инвестирование в стратегические активы. Этот вид инвестиций представлен международными компаниями, осуществляющими приобретения или партнерские операции для достижения своих стратегических целей. Этот вид инвестиций оказывает расширяющее влияние на торговлю с точки зрения производства и потребления. Эти инвестиции также рассматриваются как экспорт квалифицированной рабочей силы развивающимися странами. и увеличивают экспорт услуг и оборудования из страны происхождения инвестиций.
Совместные инвестиции. Это инвестиции, в которых участвуют две или более сторон, иностранная сторона и национальная сторона (местное правительство). Участие не ограничивается внесением капитала, а распространяется на принятие решений, управление, опыт, патенты и товарные знаки. Эта форма инвестиций способствует укреплению национальной собственности путем снижения степени контроля иностранной стороны в плане контроля над проектом. Местная сторона обладает полным знанием законов и процедур и пониманием местных рынков труда, в то время как другая сторона обладает технологиями, административным опытом и передовым производством. Эта форма инвестиций, которая считается одним из наиболее широко распространенных видов прямых иностранных инвестиций.
Инвестиции, полностью принадлежащие иностранному инвестору. Из названия этого типа инвестиций ясно, что здесь нет национального партнера, то есть проекты полностью принадлежат иностранным компаниям, так как роль принимающей страны ограничивается размещением и предоставлением удобств или дешевой рабочей силы, а иностранные компании предпочитают этот тип инвестиций, так как они создают дочерние компании, полностью принадлежащие материнской компании.
Проекты или сборочные операции. Эти проекты формулируются в виде соглашения между иностранной и национальной сторонами, в соответствии с которым иностранная сторона поставляет национальной стороне компоненты конкретного продукта для его сборки до конечной формы. Это в дополнение к предоставлению опыта и знаний, необходимых для внутреннего дизайна завода, на котором происходит процесс сборки, а также технологических операций. Таким образом, этот вид инвестиций принимает форму косвенных инвестиций в области производства.
Инвестиции в свободных зонах. Это тип направлен на создание производств экспортного характера, где иностранные инвестиции находятся в стороне от законов и правил, ограничивающих движение товаров в принимающих странах, и рассматривается, в частности, с точки зрения таможенных, импортных, кассовых, налоговых и других аспектов от коммерческих операций, с целью разрешения большего количества операций.
Косвенные иностранные инвестиции Этот тип является краткосрочными инвестициями, которые продолжаются в течение нескольких недель или месяцев, которые включают в себя спекуляции на частных или государственных акциях и облигациях, и национальной валюте в принимающей стране, и получение прибыли, используя разницу в ценах, что осуществляется через институты финансирования, такие как банки, инвестиционные фонды, или институциональных инвесторов (таких как пенсионные фонды.
В Ираке возможна реализация всех видов инвестиций, но для этого необходимо на уровне соответствующих министерств создание стратегических планов развития и определения выбора типа инвестиций согласно национальным планам развития. К, сожалению, этого в настоящее время этого нет.
Источники:
1. 2018 53th edition OPEC Annual Statistical Bulletin // Organization of the Petroleum Exporting Countries Helferstorferstrasse 17, A-1010 Vienna, Austria. Website: www.opec.org.
2. 2019 54th edition OPEC Annual Statistical Bulletin // Organization of the Petroleum Exporting Countries Helferstorferstrasse 17, A-1010 Vienna, Austria. Website: www.opec.org.
3. 2020 60th edition OPEC Annual Statistical Bulletin // Organization of the Petroleum Exporting Countries Helferstorferstrasse 17, A-1010 Vienna, Austria. Website: www.opec.org.
4. 2021 56th edition OPEC Annual Statistical Bulletin // Organization of the Petroleum Exporting Countries Helferstorferstrasse 17, A-1010 Vienna, Austria. Website: www.opec.org.
5. Oil 2021 Analysis and forecast to 2026: IEA. All rights reserved. International Energy Agency EASO Country of Origin Information Report Iraq Key socio-economic indicators. Website: www.iea.org.
6. Motta, R., Caloba, G., Almeida, L., Moreira, A., Nogueira, M., Cardoso, L., & Berlink, L. (2000). Investment and risk analysis applied to the petroleum industry (SPE 64528). Society of Petroleum Engineers Inc.
7. Chen, L., Li, B., Dong, S., & Pan, H. (2013). A combined CFAHP-FTOPSIS approach for portfolio selection. China Finance Review International, 3(4), 381-395. doi:10.1108/CFRI-12-2012-0113.
8. EIA. (2013). Iraq report. Retrieved from U.S. Energy Information Administration website: http://www.eia.gov/beta/international/ analy-sis_includes/countries_long/Iraq/iraq. Pdf.
EDN: EUWRAY
А.Д. Мальсагов - соискатель, Национальный исследовательский технологический университет «МИ-СИС», Москва, Россия,
A.D. Malsagov - applicant, National Research Technological University "MISIS", Moscow, Russia.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ THE CURRENT STATE OF THE RUSSIAN CHEMICAL INDUSTRY
Аннотация. Стабильное развитие химической промышленности в российской индустрии играет фундаментальную роль в экономике. Статья посвящена исследованию развития российской химической промышленности в современных условиях. Цель исследования заключается в проведение оценки развития российской химической промышленности в сложных условиях переоснащения и перенастройки производственных процессов на импортозамещение. Рассмотрена динамика промышленных производств химической промышленности по различным направлениям производства в стране.
Выявлены положительные и отрицательные факторы оказывающих на эффективное развитие химической промышленности. На основании проведенного исследования сформулирован общий вывод, что для страны выступает целесообразным эффективное развитие промышленности.
Abstract. The stable development of the chemical industry in the Russian industry plays a fundamental role in the economy. The article is devoted to the study of the development of the Russian chemical industry in modern conditions. The purpose of the study is to assess the development of the Russian chemical industry in difficult conditions of re-equipment and reconfiguration of production processes for import substitution. The dynamics of industrial production of the chemical industry in various areas of production in the country is considered.
Positive and negative factors affecting the effective development of the chemical industry have been identified. Based on the conducted research, a general conclusion is formulated that effective industrial development is expedient for the country.
Ключевые слова. Химическая промышленность, химическая индустрия, российская промышленность, новые технологии.
Keywords: Chemical industry, chemical industry, Russian industry, new technologies.
Введение
Развитие химической промышленности в любой стране выступает ключевым показателем развития промышленности государства , и Российское промышленное производство не выступает исключением.
Вопрос эффективного развития химической промышленности рассматривался в работах следующих иностранных и отечественных ученых как Бригхэм Ю., Эрхардт М., Беренс В., Хавранек П., Волков А.Ю., Бирман Г., Шмидт С., Бирюков А.Н., Асаул М.А., Лившиц В.Н., Воронцовский А.В., Остроухова В.А., Кузнецова С.В., Некрасовой Т.П., Макарова В.И., Костин А.В. Антонец В.Л., Куценко Е.А., Кувшинов М.С., Комаровой Н.С., Колесникова А.М., Родионова Д.Г., Джамай Е.В., Квасюка А.В., Бессарабов А.М., Грачева М.В., Ляпина C.B., Александров И.Г., Арбатов А., Гранберг А.Г., Дорогов Н.И., Карпухин Д.Н., Колосовский Н.Н., Кондратьев Н.Д., Лисичкин В.А., Морозова Т.Г., Некрасов Н.Н., Немчинов В.С., Новоселов А.С., Пробст А.Е., Проханов С.П., Шнипер Р.ИАлиева А.М., Исмайлова О.А., Кондрашовой Е.А., Коста Р., Матроса А.В., Мисбаховой Ч.А., Касслера Э., Моггриджа Г.Д., Дугласа Дж.М., Османовой И.И., Сарайва П.М., Сафарова А.Р., Старостенко Л.В., Фазлиевой Ю.Н., Хачатурова А.Е., М., Ченга Й.С., Сейдера В.Д., Флейшера, М., Греба, Р., Хёфса, Е., Рёл-лера, Л. Х., Шульца, И., Фавра Э., Гутьерреса Э. и др. [2].
В частности, это касается методов анализа факторов, существенно влияющих на формирование эффективного промышленного химического производства в различных экономических условиях [3].
Актуальность темы исследования определяется в выше сказанном, а также определяет ее цель и задачи.
Целью проведенного исследования выступает в изучении уровня развития химической промышленности российских предприятий в условиях в современных условиях санкций.
В соответствии с указанной целью в проведенном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
- проведена оценка уровня развития современных химических промышленных предприятий в российских регионах в сложившихся экономических условиях;
- предложены мероприятия по перспективам развития химической промышленности в сложившихся условиях.
Предметом исследования является организационно-экономические отношения и процессы организации производственных процессов в химической промышленности.
Объектом исследования являются предприятия химической промышленности российских регионах как основа национальной промышленности.
Основная часть
Историческое становление российской химической промышленности происходило на рубеже 19 и 20-ых веков, именно в тот период возникали первые иногда кустарные промыслы, и за рубежный капитал начинал освоение насыщенной сырьевой базы и конечно же потенциального масштабного рынка сбыта. На рисунке 1 представлено производство химической продукции в Российской Империи в 1913 году [4].
Рисунок 1 - Производство химической продукции на территории Российской Империи в 1913 году, тыс. т
Как видно ,перечень химической продукции в начале 20 века не столь велик , как в современных условиях. До начала второй мировой войны Советский Союз занимал в мире пятое место по выпуску химической и нефтехимической промышленности, однозначно дальнейшее развитие химической промышленности было приостановлено в связи с определенными историческими событиями, также негативное влияние на развитие российской химической промышленности оказал и распад Советского Союза [5]. Современная российская химическая промышленность насчитывает более 20 подотраслей и 7,6 тыс. предприятий, которые производят более 16000 различных видов продукции химической промышленности, производство химической промышленности представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Производства химической продукции российской промышленностью в 2021 году, млн т
Наибольший объем в производстве химической промышленности приходится на минеральные удобрения, аммиак, серную кислоту, на элементарную серу приходиться 6,816 млн. тонн, на каустическую соду, химические волокна, лакокрасочные материалы, моющие средства приходится менее 2 млн. тонн.
На рисунке 3 представлен объем и состав произведенных минеральных удобрений, в разрезе их видов так же за 2021 год, как и на предыдущем рисунке2 представлен объем произведенной химической прдукции.
Рисунок 3 - Объем произведенных минеральных удобрений, млн т
Среди минеральных удобрений наибольший объем производства приходиться на азотные удобрения, второе место занимают калийные и третье фосфорные.
Не смотря на положительную динамику развития химического производства в России, необходимо выделить ряд проблем, которые выступают сдерживающим фактором дальнейшего эффективного развития химической промышленности [6]. Основополагающим фактором сдерживающим положительную динамику в химической промышленности является высокая степень износа оборудования, существенная зависимость от поставок из за рубежа, не привлекательность данного сектора промышленности для инвесторов и существует еще ряд общеизвестных проблем, которые встречаются и в других промышленных производствах.
Эффективное развитие химической промышленности обеспечивает стабильное производство тяжелой и легкой индустрии, агропромышленного сектора, транспорта и ряд других направлений народного хозяйства [7].
Для эффективного развития химической промышленности не маловажную составляющую играют запасы сырья, по примерным оценкам в странах СНГ сосредоточено около 60 % запасов торфа в мире, 60 % калийных солей, и 33 % фосфора. Но при этом наблюдается зависимости от поставок сырья из за рубежа для химической промышленности. Но не смотря на рассмотренные экономические проблемы, есть и другие проблемы - это проблемы экологичного производства, экологические проблемы нанесение ущерба естественному природному ландшафту и прочие. Для решения этих проблем необходимо осуществлять контроль за соблюдением норм и правил не только со стороны экологических служб предприятий, но и государства, а самое главное внедрять эффективные экологические чистые и безопасные технологии химического производства.
Заключение
В целом исходя из проведенного исследования можно однозначно сделать вывод, что химическая промышленность осуществляет свою деятельность с государственной поддержкой, имеет прекрасные перспективы для развития и выступить флагманом российской индустрии.
Необходимо отметить что российская химическая промышленность имеет высокую инвестиционную привлекательность, для этого отрасли необходимо достигнуть более высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличения экспорта на восток.
Источники:
1. Грачев С.А. Анализ взаимосвязи отдельных параметров цифровизации и устойчивого развития национальных особенностей
//Вопросы инновационной экономики.т.12, 2022. №1.С.45-56.
2. Нормова Ю.В. Неоднородность регионального технологического пространства Российской Федерации //Вопросы инновационной
экономики.т.12, 2022. №1.С.463-478.
3. Логачева Н.А. Модель оценки уровня цифровой трансформации региона //Региональная экономика: теория и практика. 2022. №1(496). С. 88-110.
4. Мельников Р.М. Влияние экономических, социальных и экологических факторов на удовлетворенность жизнью в российских регионах // Региональная экономика: теория и практика. Т.20. вып. 3. 2022. №3. С. 424-450.
5. Горовой А.А., Шлафман А.И. Концепция развития интегрированных предпринимательских инноваций/ Перспективы науки. - 2014. - № 6 (57). - С. 21-24.
6. Заборовская, О.В. Развитие региональной экономики: потенциал активизации туристской деятельности // Медиа, демократия, рынок в современном обществе., СПб, Астерион. - 2012 г. - С.75-83.
7. Огородникова Е.П., Андреева Н.В., Политкова Е.С. Противодействие финансовому терроризму В сборнике: Совершенствование инженерно-технического обеспечения производственных процессов и технологических систем. Материалы национальной научно-практической конференции с международным участием. Оренбургский государственный аграрный университет. 2022. С. 197-200.
EDN: DZYDLF
Н.Н. Масюк - д.э.н., профессор кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет, Владивосток, Россия, [email protected],
N.N. Masyuk - doctor of economics, professor, department of economics and management, Vladivostok state university, Vladivostok, Russia;
А.Р. Блюдик - аспирант кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет, Владивосток, Россия, [email protected],
A.R. Bliudik - phd student, department of economics and management, Vladivostok state university, Vladivostok,
Russia.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В МОРСКОЙ ОТРАСЛИ MODERN TRENDS OF DIGITAL TRANSFORMATION IN THE MARINE INDUSTRY
Аннотация. Современные морские перевозки характеризуются повышением требований грузоотправителей, растущей конкуренцией, стремлением к оптимизации затрат. Для преобразования деятельности морских логистических операторов крайне важно использовать цифровые технологии, оптимизирующие управление перевозками и рационализирующие планирование стратегии морского пространства. В статье исследуются ключевые преимущества цифровой трансформации в морской транспортной отрасли. Потенциал заключается в умной эксплуатации флота и автономных судов. Описаны цифровые технологии, определяющие развитие морского транспорта в ближайшие годы: искусственный интеллект, сенсорные технологии, робототехника и SD-печать, большие данные, Интернет вещей, автономное управление, дополненная реальность. Показаны причины, по которым Международная морская организация (ММО) выступает за повсеместную цифрови-зацию. Показана эффективность системы INMARSAT (Инмарсат) и ее значимость для развития морского транспорта. Поскольку технологии определяют не только тенденции, но и вызовы в области морского управления, в статье были выявлены основные барьеры для трансформации в ближайшие 5-10 лет. Понимание точек роста и факторов успеха цифровизации является ключом к решению проблем процесса цифровой трансформации в морской транспортной отрасли.
Abstract. Modern maritime transportation is characterized by increasing requirements of shippers, growing competition, and the desire to optimize costs. To transform the activities of maritime logistics operators, it is essential to use digital technologies that optimize the management of transportation and rationalize the planning of maritime space strategies. The article explores the key benefits of digital transformation in the maritime transport industry. The potential lies in the smart operation of the fleet and autonomous ships. The digital technologies that determine the development of maritime transport in the coming years are described: artificial intelligence, sensor technologies, robotics and 3D printing, big data, Internet of things, autonomous control, augmented reality. The reasons why the International Maritime Organization (IMO) advocates widespread digitalization are shown. The effectiveness of the INMARSAT system and its importance for the development of maritime transport are shown. Since technology determines not only trends but also challenges in the field of maritime management, the article identified the main barriers of transformation in the next 5-10 years. Understanding the growth points and success factors of digitalization is the key to solving the challenges of the digital transformation process in the maritime transport industry.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, цифровой порт, цифровой двойник, автоматизация, морская отрасль, морской порт, морской транспорт, Инмарсат.
Keywords: digital transformation, digitalization, digital port, digital twin, automation, maritime industry, sea port, maritime transport, Inmarsat.
Введение
Тема цифровой трансформации, как глубокой перестройки системы управления, и цифровизации, как частного инструмента оптимизации бизнес-процессов, продолжает сохранять актуальность в отечественном и зарубежном научном сообществе. Умный корабль и автономные технологии - примеры перспективных разработок, которые имеют огромные перспективы развития в современном морском секторе. Усовершенствования в судостроении (мегакорабли), передовые материалы, умное судоходство, двигательная установка, робототехника, большие данные и датчики облегчают работу в водах Земли. Компании и судовые инженеры должны знать об этих технологиях, уметь их использовать и при необходимости повысить свою квалификацию и приобрести недостающие цифровые компетенции [1]. Такие технологии, как Интернет вещей (IoT), большие данные, искусственный интеллект (ИИ), программируемые интерфейсы приложений (API) и датчики, а также огромный объём данных, которые сейчас доступны, используются компаниями для оптимизации операций и увеличения времени безотказной работы судов. Внедрение этих инноваций потребует изменений в операционных моделях, аналитики полученных данных, обеспечения кибербезопасности, а также повышения роли судов в создании ценности.
Выявление проблем на пути отраслевой трансформации цифровых данных содержится в трудах О.Н. Панамаревой, Т.Б. Мордвиновой, Э.П. Кечагиас, Г. Хатзистелиос, Г.А. Пападопулос и П. Апостолу - учёные подчёркивают значимость кибербезопасности наравне с расширением применения информационных систем в морской отрасли, которая исторически является сектором соблюдения нормативных требований и обеспечения безопасности на международном уровне [2; 3; 4]. Также, проблемы безопасности, отсутствия стандартизации, неопределённости в выборе типа технологий, недостаточности ресурсов ис-