Научная статья на тему 'Современное состояние Российской банковской системы и нормативное правовое регулирование ее деятельности'

Современное состояние Российской банковской системы и нормативное правовое регулирование ее деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1072
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БАНКИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТ / ЛИЦЕНЗИЯ / CREDIT INSTITUTIONS / BANKS / BANKING SYSTEM / CREDIT LICENSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диканова Татьяна Александровна, Бажанов Станислав Васильевич, Александрова Людмила Ивановна

Анализируется современное состояние банковской системы Российской Федерации, ее структура, а также нормативное правовое регулирование деятельности ее субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Диканова Татьяна Александровна, Бажанов Станислав Васильевич, Александрова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of the Russian banking system and legal regulation of its activity

This article analyzes the current state of the Russian banking system, its structure, as well as normative and legal regulation of the activities of its subjects.

Текст научной работы на тему «Современное состояние Российской банковской системы и нормативное правовое регулирование ее деятельности»

УДК 34 ББК 67

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ДИКАНОВА,

заведующий отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, старший советник юстиции,

Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право;

СТАНИСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ БАЖАНОВ, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики

НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции, академик Петровской академии наук и искусств

E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс; ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА АЛЕКСАНДРОВА, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советник юстиции

E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется современное состояние банковской системы Российской Федерации, ее структура, а также нормативное правовое регулирование деятельности ее субъектов.

Ключевые слова: кредитные организации, банки, банковская система, кредит, лицензия.

Annotation. This article analyzes the current state of the Russian banking system, its structure, as well as normative and legal regulation of the activities of its subjects.

Keywords: credit institutions, banks, the banking system, credit license.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 29 декабря 2015 г.) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 9 февраля 2016)1 установил правовые основы функционирования банковской системы Российской Федерации, порядок лицензирования, регистрации и ликвидации кредитных организаций, обеспечения их стабильности, гарантий банковской тайны, прав и интересов вкладчиков и кредиторов, сберегательного дела, межбанковских отношений, бухгалтерского учета, а также ведомственного надзора.

По своему содержанию банковская деятельность включает в себя перечень допустимых банковских операций и сделок, несмотря на то, что термин «банковские операции» нормативно не определен. Упомянутым федеральным законом предусматривается лишь, что все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии — в иностранной валюте. Там же приводится исчерпывающий перечень банковских операций, которые вправе осуществлять кредитные организации (ст. 5). Помимо них последним предо-

ставляется право осуществления отдельных сделок, виды которых представлены в той же норме.

Кредитной организации запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью за исключением случаев, указанных в ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Ее уставной капитал формируется из сумм вкладов ее участников, который устанавливает минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов2.

Банком России жестко нормируется предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в его оплату. Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства, средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, а также другие средства, указанные в ст. 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Основным нормативным правовым актом, определяющим юридический статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России, является Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 9 февраля 2016 г.)3. Банк России является юридическим лицом, уставной капитал которого составляет 3 млрд руб.4; он обладает и иным имуществом, являющимся федеральной собственностью. Ликвидация Банка России может быть осуществлена на основании соответствующего закона о поправках к Конституции Российской Федерации.

Следует отметить, что организационно-правовая форма Банка России не предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации; он не относится ни к одной из ветвей власти. С одной стороны, Банк России — это орган государства, выполняющий специальные функции, а с другой — особая структура, осуществляющая деятельность, результатом которой является получение дохода. Двуединая природа Банка России постоянно порождает дискуссии о его правовой природе; на протя-

жении уже нескольких лет Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации предпринимаются попытки по изменению его статуса и ограничению независимости5.

Как институт, осуществляющий от имени государства функции по регулированию кредитно-денежной сферы, и как юридическое лицо, извлекающее доходы от своей деятельности, Банк России наделен широкими полномочиями; он:

• разрабатывает и проводит единую кредитно-денежную политику и политику по развитию и обеспечению стабильности финансового рынка;

• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

• является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;

• организует систему рефинансирования кредитных организаций;

• устанавливает правила расчетов и банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

• осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;

• выдает и отзывает лицензии у кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, а также валютное регулирование и валютный контроль, и др.

В ст. 46 Федерального закона «О Банке России» содержится исчерпывающий перечень банковских операций и сделок, которые Банк России может осуществлять как кредитная организация:

• предоставлять кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

• покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

• покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

• покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями, и проч. Представленное законом право осуществлять

банковские операции и сделки Банк России реали-

зует только с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации и Агентством по страхованию вкладов.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки, предоставляя им краткосрочные кредиты по соответствующей учетной ставке под залог различных активов.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, регулятор издает нормативные правовые акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для всех органов государственной власти, юридических и физических лиц. Положением Банка России от 18 июля 2000 г. № 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России» Банк России наделен правом дачи официальных разъяснений по вопросам применения федеральных законов и других нормативных правовых актов, не имеющих обратной силы и подлежащих регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Вместе с тем, в ст. 7 Федерального закона «О Банке России» указаны нормативные правовые акты, не подлежащие государственной регистрации и устанавливающие:

курсы иностранных валют по отношению к рублю;

• изменение процентных ставок;

• размер обязательных резервных требований (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов);

• прямые количественные ограничения и др.

В целях либерализации валютных отношений был принят действующий по ныне Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле»6, закрепивший правовые основы и принципы валютного регулирования и контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения российской валютой и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

Количественное и качественное развитие банковской системы, расширение рынка банковских услуг потребовало последовательной (адекват-

ной) эволюции отраслевого законодательства. Логическим следствием экономического коллапса 1998 года стало принятие целого пакета законодательных актов, направленных на регулирование банковской деятельности, в частности, Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ (ред. от 14 октября 2014 г.) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20 ноября 2014 г.)7.

Банкротства многих коммерческих банков, отсутствие системы реального гарантирования вкладов стало значимой социально-политической проблемой. В этой связи 23 декабря 2003 года был принят Федеральный закон № 177-ФЗ (ред. от 13 июля

2015 г.) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»8, определивший (среди прочего) порядок образования и деятельности Агентства по страхованию вкладов и выплаты по ним возмещений.

В продолжение этой стратегии был принят Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»9, которым урегулировались соответствующие общественные отношения.

Для укрепления финансовой стабильности банковской системы большое значение возымел принятый 7 августа 2001 года Федеральный закон № 115-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29 марта

2016 г.)10, направленный на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства. Его легализация с учетом международно-правовых принципов борьбы с «отмыванием» преступных доходов, стала важным этапом в становлении российской банковской системы, укреплении законности деятельности ее субъектов, а также действенным инструментом предупреждения незаконного вывода банковских активов за рубеж.

В целях повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет снижения кредитных рисков и повышения эффективности работы кредитных организаций был принят Федеральный закон от 30 де-

кабря 2004 г. № 218-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О кредитных историях»11.

Среди законодательных актов, непосредственно регламентирующих банковскую деятельность, нельзя не упомянуть и Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», разработка которого была обусловлена мировым финансовым кризисом, затронувшим и отечественную банковскую систему12.

Характеризуя нормативное правовое регулирование банковской деятельности, необходимо учитывать также Гражданский кодекс Российской Федерации, регламентирующий договорные аспекты банковского кредитования и вкладов. Отдельные положения, касающиеся рассматриваемой сферы, содержатся в Налоговом и Бюджетном кодексах Российской Федерации, Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, нормы которых образуют (соответственно) налоговое, бюджетное и административное законодательство, не являющиеся, однако, предметом настоящего исследования.

Ряд нормативных правовых актов косвенно затрагивает вопросы, касающиеся банковских правоотношений: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г.) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 января 2016 г.)13, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 января 2016 г.)14, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2015 г.)15 и т.д.

Важнейшим актом саморегулирования деятельности банковского сообщества является Кодекс этических принципов банковского дела, одобренный Ассоциацией российских банков 2 апреля 2008 года на XIX съезде.

С переходом Российской Федерации на инновационный путь развития нормативное правовое регулирование банковской деятельности потребовало дальнейшего совершенствования, особенно в контексте трансграничных аспектов осуществления банковских операций и сделок.

В юридической литературе мнения о значимости нормотворческой деятельности Банка России разнятся. В работах подавляющего большинства ученых16 отмечается, что издаваемые им нормативные и иные акты в целом высокого качества, однако они не всегда адекватно воспринимаются субъектами банковского сектора. Это, однако, не дает оснований для умаления значимости нормотворческой активности регулятора. Вопрос состоит не в нивелировании (ограничении) проводимого им подзаконного регулирования как такового, а в изменении (максимальном насыщении) соответствующими установлениями действующего федерального законодательства. Очевидно, что ведомственные директивные указания, инструкции, приказы и письма всегда ближе к социальной практике, локализуясь в профессиональной, региональной или иной специфической сфере. Их известное запаздывание объективно обусловливается становлением новых экономических отношений, немыслимых без активного банковского присутствия. Вместе с тем, в юридической литературе подчас обращается внимание на некоторую долю неопределенности банковского права, отчасти объясняемую неясностью его отраслевой принадлежности. Дискутируется также вопрос о ключевых понятиях «банковская деятельность» и «банковская система». Многие авторы выступают, в частности, за принципиально иной подход к дефиниции банковской деятельности, к числу публично-правовых функций которой они относят:

• противодействие «отмыванию» денег;

• противодействие уклонению от уплаты налогов;

• валютный контроль;

• соблюдение порядка кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Отдельные ученые (Л.Г. Ефимова) полагают, что определение термина «банковская система», наблюдаемое в ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» нельзя признать удовлетворительным, поскольку оно оставляет без внимания различных юридических лиц, которые либо обслуживают банковскую деятельность, либо сами ею занимаются17. К ней присоединяются и другие авторы (С.А. Голубев18), полагающие, что субъектный состав банковской системы значительно шире, нежели закрепленный легально; по его мнению, банковскую систему Российской Федерации состав-

ляют Банк России, кредитные организации — резиденты, филиалы и представительства иностранных банков, союзы и ассоциации кредитных организаций — резидентов, банковские группы, банковская инфраструктура, банковский рынок19. При этом выделяются три основных вида деятельности, которыми могут заниматься организации, являющиеся компонентами банковской системы. Во-первых, это основные ее участники, занимающиеся, главным образом, банковской деятельностью (кредитные организации). Во-вторых, органы управления банковской системой. И, наконец, в-третьих, вспомогательные участники — организации, обслуживающие основных участников банковской деятельности (банковская инфраструктура), в состав которых входят: бюро кредитных историй, банковские ассоциации и союзы, банковские холдинги, другие объединения и т.п.

Нет единства среди ученых и относительно структуры банковской системы Российской Федерации. Одни авторы считают, что банковская система является двухуровневой, где первый уровень занимает Банк России, а второй — все остальные ее элементы (в первую очередь, банки). В основу указанной концепции положен тип связи, существующий между элементами разных уровней. Другие авторы в основу своей концепции кладут функциональный подход, который, однако, не может быть использован для структурирования современной банковской системы, так как не всегда просто отделить основных ее участников от обслуживающих их организаций банковской инфраструктуры, а последних — от органов ведомственного управления.

На сегодняшний день появились основания для вывода о том, что на первом уровне банковской системы Российской Федерации наравне с Банком России находятся и другие органы: Федеральная служба по финансовым рынкам и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Банк России, являясь основным звеном управления банковской системой, не относится к органам исполнительной власти. Федеральная служба по финансовым рынкам является органом исполнительной власти, одним из направлений деятельности которого является осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью бюро кредитных историй и кредитных организаций как про-

фессиональных участников рынка ценных бумаг. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» не является органом исполнительной власти и на сегодняшний день не располагает достаточным объемом административных полномочий для отнесения ее к числу органов управления банковской системой. Однако это агентство является проводником государственного влияния на деятельность кредитных организаций.

Таким образом, современная банковская система России — это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры. Она входит в другую, более крупную (финансовую) систему Российской Федерации. С другой стороны, банковская система, в свою очередь, состоит из подсистем, в число которых входит, например, бюро кредитных историй.

В юридической литературе подчеркивается значимость международного права для дальнейшего развития банковской системы Российской Федерации, ее взаимодействия с такими объединениями и органами, как, например, «Группа 20» ^20), МВФ и группа Всемирного банка, Совет по финансовой стабильности. Международные финансовые кризисы привели к созданию специализированных международных организаций, нацеленных на выработку стандартов банковского надзора и банковской деятельности во всем мире. К ним относится, прежде всего, Базельский комитет по банковскому надзору, учрежденный центральными банками так называемой «Группы-10» ^-10) в 1974 году после банкротства одного из крупнейших немецких международных банков (Вап^ашНеп^ай), оказавшим негативное влияние на международные расчеты и банковский рынок. Целью Комитета является распространение наилучшей надзорной практики, обеспечение кооперации между органами банковского надзора различных государств, создание условий для обмена надзорной информацией как между органами банковского надзора, так и между органами надзора на иных финансовых рынках (прежде всего — рынке ценных бумаг и страховом рынке).

Базельский комитет не является наднациональным органом, он дает рекомендации, которые же-

лательно учитывать как в повседневной практике национальных органов банковского надзора, так и при формировании национального банковского законодательства. Важнейшим документом Базель-ского комитета являются: «Основные принципы эффективного банковского надзора» — документ, не регламентирующий порядка осуществления банковского надзора национальными надзорными структурами, а представляющий собой минимальный набор требований и стандартов, целью которых является их внедрение в национальное банковское законодательство и дальнейшее «расширение» на основе специально разработанной «Методологии». Другой документ Базельского комитета — «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» («Базель II») более детально освещает вопросы банковского надзора в трех направлениях: минимальные требования к капиталу кредитных организаций, надзорный процесс и рыночная дисциплина.

Внедряются и «продвинутые» регулятивные стандарты «Базель III», предусматривающие повышенные требования к качеству и достаточности капитала банков и ликвидности, которые планируется завершить в 2018 г.

Перечисленные обстоятельства при их адаптации к условиям отечественного банковского сектора экономики в состоянии заложить прочный фундамент в обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, одной из доминирующих проблем которой является незаконный вывод банковских активов за рубеж.

Литература

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 29 декабря 2015 г.) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 9 февраля 2016 г.) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О валютном

регулировании и валютном контроле» // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

4. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ (ред. от 14. октября 2014 г.) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20 ноября 2014 г. // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

5. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 432-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 29 сентября 2015 г.) // Справоч-но-информационная система «Консультант Плюс».

6. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

7. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

8. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29 марта 2016 г.) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

9. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) «О кредитных историях» // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

10. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 г.) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

11. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г.) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 янва-

ря 2016 г.) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

12. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 января 2016 г.) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

13. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2015 г.) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

14. Положение Банка России от 18 июля 2000 г. № 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России».

15. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М., 2003.

16. Братко А.Г. Банковское право России: учебное пособие. М., 2003.

17. Голикова Ю.С., Хозленкова М.А. Организация деятельности Центрального банка: учебник 2-изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012.

18. Голубев С.А. Правовое регулирование государственного управления банковской системой в Российской Федерации и в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. М., 2004.

19. Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: Статус, 2010. Т. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Federal law dated 2 December 1990. No. 395-1 (ed. from 29 December 2015) «On banks and banking activities» (as amended. and EXT., joined. in force 09.02.2016) // reference information system «Consultant Plus».

2. Federal law of July 10 2002 № 86-FZ (as amended on 30 December 2015) «On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» (Rev. and EXT., joined. in force 09.02.2016) // reference information system «Consultant Plus».

3. Federal law dated 10 December 2003 No. 173-FZ (as amended on 30 December 2015) «On currency regulation and currency control» // reference information system «Consultant Plus».

4. Federal law of 25 February 1999 no 40-FZ (as amended on 14. October 2014) «On insolvency

(bankruptcy) of credit organisations» (as amended. and EXT., joined. effective from November 20, 2014 // reference information system «Consultant Plus».

5. Federal law dated 22 December 2014 No. 432-FZ (ed. from 29 June 2015) «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation and the annulment of certain legislative acts (provisions of legislative acts) of the Russian Federation (Rev. and EXT., joined. in force from 29 September 2015) // reference information system «Consultant Plus».

6. Federal law of 23 December 2003 No. 177-FZ (as amended on July 13, 2015) «On insurance of deposits of individuals in banks of the Russian Federation» // reference information system «Consultant Plus».

7. The Federal law from July 29, 2004 No. 96-FZ (as amended on December 22, 2014) «About payments of Bank of Russia on deposits of natural persons in bankrupt banks not participating in system of obligatory insurance of contributions of physical persons in banks of the Russian Federation» // reference information system «Consultant Plus».

8. Federal law of 7 August 2001 № 115-FZ (as amended on 30 December 2015) «About counteraction to legalization (laundering) of incomes obtained in a criminal way and financing of terrorism» (Rev. and EXT., joined. in force from 29 March 2016) // reference information system «Consultant Plus».

9. Federal law dated 30 December 2004 No. 218-FZ (as amended on 30 December 2015) «On credit histories» // reference information system «Consultant Plus».

10. Federal law of October 13, 2008 № 173-FZ (ed. from 29 December 2015) «On additional measures for supporting the financial system of the Russian Federation» // reference information system «Consultant Plus».

11. Federal law of 26 July 2006 No. 135-FZ (as amended on October 5, 2015) «On protection of competition» (Rev. and EXT., joined. valid from 10 Jan 2016) // reference information system «Consultant Plus».

12. Federal law of July 27, 2006 № 149-FZ (as amended on July 13, 2015) «On information, information technologies and protection of information» (Rev. and EXT., joined. valid from 10 Jan 2016) // reference information system «Consultant Plus».

13. Federal law of July 27, 2006 № 152-FZ (as amended on July 21, 2014) «On personal data» (Rev.

and EXT., joined. with effect from 1 September 2015) // reference information system «Consultant Plus».

14. The Bank of Russia regulation of July 18, 2000 № 115-P «On procedure for preparation and entry into force of the official explanation of Bank of Russia».

15. Banking law of the Russian Federation. The common part. M., 2003.

16. Bratko A.G. Banking law of Russia: textbook. M., 2003.

17. Golikova Yu.S., Kozlenkova M.A. organization of the activities of the Central Bank: a textbook 2nd ed., Rev. M.: INFRA-M, 2012.

18. Golubev S.A. Legal regulation of state management of the banking system in the Russian Federation and foreign countries: comparative legal analysis. M., 2004.

19. Yefimov L.G. Banking law. M.: Status 2010. Vol.1.

1 Далее — федеральный закон «О банках и банковской деятельности» // Справочно-информационная систем а «Консультант Плюс».

2 В настоящее время минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций составляет 300 млн руб., небанковской кредитной организации — не менее 90 млн руб. — прим. авт.

3 Далее — Федеральный закон «О Банке России» // Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

4 См.: ст. 10 Федерального закона «О Банке России».

5 Подробнее см.: ГоликоваЮ.С., ХозленковаМ.А. Организация деятельности Центрального банка: учебник 2-изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 35—38.

6 Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

7 С принятием Федерального закона от 22 декабря 2014 г.

№ 432-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2015) утратил силу // Справоч-но-информационная система «Консультант Плюс».

8 Справочно-информационная систем а «Консультант Плюс».

9 Справочно-информационная систем а «Консультант Плюс».

10 Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

11 Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

12 Законом государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» была предоставлена возможность кредитования в иностранной валюте организаций, удовлетворяющих определенным требованиям, за счет депозитов, размещенным Банком России во Внешэкономбанке. — прим. авт.

13 Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

14 Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

15 Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

16 Например, Л.Г. Ефимовой, А.Г. Братко, Г.А. Тосуняна, А.Ю. Викулина, А.М. Экмаляна, О.М. Олейника, Д.Г. Алексеевой, Н.А. Васецкого, Ю.К. Краснова, Л.С. Явича и др.

17 См.: Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: Статус, 2010. Т. 1. С. 23, 24, 33.

18 См.: Голубев С.А. Правовое регулирование государственного управления банковской системой в Российской Федерации и в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. М., 2004. С. 8.

19 Братко А.Г. включает в банковскую систему Российской Федерации только те ее элементы, которые прямо перечислены в ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». По мнению Г.А. Тосуняна, А.Ю. Викулина и А.М. Экмаля-на, в банковскую систему следует включить союзы и ассоциации кредитных организаций, а также любые другие элементы банковской инфраструктуры, которые могут появиться в будущем. Олейник О.М. отнесла к числу элементов банковской системы союзы и ассоциации кредитных организаций, группы кредитных организаций, холдинги и неформальные образования банкиров. Алексеева Д.Г. относит к ним любого субъекта, который либо осуществляет банковские операции, либо обеспечивает основные функции банковской системы. Об этом подробнее см. например: Братко А.Г. Банковское право России: учебное пособие. М., 2003. С. 134; Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М., 2003 и др.

Актуальные проблемы конституционного права России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Magister»). / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 479 с.

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.