Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СПОРТА'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО УЧЕТУ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО УСЛУГ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / AUTONOMOUS INSTITUTIONS / MULTI-SPORTS ORGANIZATIONS / NORMATIVE DOCUMENTS ON ACCOUNTING OF COSTS FOR THE PRODUCTION OF SERVICES OF A BUDGET INSTITUTION / PAID SERVICES / DIRECT COSTS / DISTRIBUTION OF INDIRECT COSTS / COST / MANAGEMENT REPORTING SYSTEM / MANAGEMENT ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна, Нечаева Марина Леонидовна, Китаева Елена Николаевна

Статья посвящена обзору современных проблем учета затрат и калькулирования себестоимости услуг муниципальных автономных учреждений спорта, в том числе рассматриваются методы и способы распределения косвенных расходов и отнесения их на себестоимость оказываемых услуг, а также предлагается порядок расчета цены платной услуги. Рассматриваются существующие методы и способы распределения косвенных затрат при определении себестоимости услуг учреждений спорта. Предложен способ распределения косвенных расходов, который осуществляется пропорционально занимаемой площади залов спортивного учреждения, наглядно продемонстрирована последовательность формирования стоимости платной услуги. Обозначена проблема классификации затрат, учета затрат и калькулирования себестоимости в государственном секторе экономики с учетом специфики муниципальных спортивных организаций, а также недостаточность освещения данной темы в научной литературе. Предложен способ калькулирования себестоимости одной из услуг физкультурно-оздоровительного комплекса, представлен макет расчета стоимости реализации одной из услуг. Рекомендовано внесение изменений в учетную политику учреждения для организации управленческого учета. Имеющиеся научные разработки аспектов учета затрат и калькулирования себестоимости невозможно в полной мере применить на практике многопрофильными спортивными организациями, поскольку исследования не ориентированы на структуры с диверсифицированной деятельностью, не учитывают особенностей бухгалтерского (финансового) учета с наличием нескольких источников финансирования. На сегодняшний день недостаточно изучен вопрос методического обеспечения бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости многопрофильных физкультурно-спортивных организаций, прежде всего при формировании рабочего плана счетов. Практически нет исследований проблемы управленческого учета и раскрытия информации о затратах на производство физкультурно-оздоровительных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна, Нечаева Марина Леонидовна, Китаева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF THE PROBLEM OF COST ACCOUNTING AND COSTING OF SERVICES OF MUNICIPAL AUTONOMOUS INSTITUTIONS OF SPORT

The article is devoted to an overview of modern problems of cost accounting and calculation of cost of services of municipal autonomous sports institutions, including methods and methods of distribution of indirect costs and their allocation to the cost of provided services, as well as the procedure of calculation of price of paid service is proposed. The existing methods and methods of distribution of indirect costs in determination of cost of services of sports institutions are considered. Method of distribution of indirect expenses is proposed, which is carried out in proportion to occupied area of halls of sports institution, sequence of formation of cost of paid service is clearly demonstrated. The problem of cost classification, cost accounting and costing in the public sector of the economy taking into account the specifics of municipal sports organizations, as well as insufficient coverage of this topic in the scientific literature is identified. Disclosed is a method of calculating the cost of one of the services of a sports and health complex, a model of calculating the cost of selling one of the services is presented. Changes to the agency 's accounting policy for management accounting are recommended. Existing scientific developments of aspects of cost accounting and costing cannot be fully applied in practice by multidisciplinary sports organizations, as research does not focus on structures with diversified activities, does not take into account the peculiarities of accounting (financial) accounting with several sources of financing. To date, the issue of methodological provision of accounting of costs and calculation of cost of multidisciplinary sports organizations has not been sufficiently studied, first of all in the formation of the working chart of accounts. There are practically no studies on the problem of management accounting and disclosure of information on the costs of production of sports and health services.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СПОРТА»

экономические науки

Фролова Ольга Алексеевна, Нечаева Марина Леонидовна, Китаева Елена Николаевна СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ ...

УДК 338.512

DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0038

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ СПОРТА

© 2020

SPIN-код: 1729-9704

AuthorID: 463157

ORCID: 0000-0002-9813-2794

Фролова Ольга Алексеевна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

SPIN-код: 9160-6952

AuthorID: 757962

ORCID: 0000-0002-5422-3563

Нечаева Марина Леонидовна, кандидат экономических наук доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

ORCID: 0000-0002-7886-2853

Китаева Елена Николаевна, магистрантка 2-го курса экономического факультета

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, улица Октябрьская, дом 22, e-mail: kitaeva_72@inbox.ru)

Аннотация. Статья посвящена обзору современных проблем учета затрат и калькулирования себестоимости услуг муниципальных автономных учреждений спорта, в том числе рассматриваются методы и способы распределения косвенных расходов и отнесения их на себестоимость оказываемых услуг, а также предлагается порядок расчета цены платной услуги. Рассматриваются существующие методы и способы распределения косвенных затрат при определении себестоимости услуг учреждений спорта. Предложен способ распределения косвенных расходов, который осуществляется пропорционально занимаемой площади залов спортивного учреждения, наглядно продемонстрирована последовательность формирования стоимости платной услуги. Обозначена проблема классификации затрат, учета затрат и калькулирования себестоимости в государственном секторе экономики с учетом специфики муниципальных спортивных организаций, а также недостаточность освещения данной темы в научной литературе. Предложен способ калькулирования себестоимости одной из услуг физкультурно-оздоровительного комплекса, представлен макет расчета стоимости реализации одной из услуг. Рекомендовано внесение изменений в учетную политику учреждения для организации управленческого учета. Имеющиеся научные разработки аспектов учета затрат и калькулирования себестоимости невозможно в полной мере применить на практике многопрофильными спортивными организациями, поскольку исследования не ориентированы на структуры с диверсифицированной деятельностью, не учитывают особенностей бухгалтерского (финансового) учета с наличием нескольких источников финансирования. На сегодняшний день недостаточно изучен вопрос методического обеспечения бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости многопрофильных физкультурно-спортивных организаций, прежде всего при формировании рабочего плана счетов. Практически нет исследований проблемы управленческого учета и раскрытия информации о затратах на производство физкультурно-оздоровительных услуг.

Ключевые слова: автономные учреждения, многопрофильные спортивные организации, нормативные документы по учету затрат на производство услуг бюджетного учреждения, платные услуги, прямые затраты, распределение косвенных затрат, себестоимость, система управленческой отчетности, управленческий учет.

THE CURRENT STATE OF THE PROBLEM OF COST ACCOUNTING AND COSTING OF SERVICES OF MUNICIPAL AUTONOMOUS INSTITUTIONS OF SPORT

© 2020

Frolova Olga Alekseevna, doctor of Economics, Professor of the Department "Accounting, analysis and audit" Nechaeva Marina Leonidovna, candidate of economic Sciences associate Professor of the Department "Accounting, analysis and audit" Kitaeva Elena Nikolaevna, 2nd year undergraduate student of the faculty of Economics Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics (606340, Russia, Knyaginino. Oktyabrskaya street, house 22, e-mail: kitaeva_72@inbox.ru)

Abstract.The article is devoted to an overview of modern problems of cost accounting and calculation of cost of services of municipal autonomous sports institutions, including methods and methods of distribution of indirect costs and their allocation to the cost of provided services, as well as the procedure of calculation of price of paid service is proposed. The existing methods and methods of distribution of indirect costs in determination of cost of services of sports institutions are considered. Method of distribution of indirect expenses is proposed, which is carried out in proportion to occupied area of halls of sports institution, sequence of formation of cost of paid service is clearly demonstrated. The problem of cost classification, cost accounting and costing in the public sector of the economy taking into account the specifics of municipal sports organizations, as well as insufficient coverage of this topic in the scientific literature is identified. Disclosed is a method of calculating the cost of one of the services of a sports and health complex, a model of calculating the cost of selling one of the services is presented. Changes to the agency 's accounting policy for management accounting are recommended. Existing scientific developments of aspects of cost accounting and costing cannot be fully applied in practice by multidisciplinary sports organizations, as research does not focus on structures with diversified activities, does not take into account the peculiarities of accounting (financial) accounting with several sources of financing. To date, the issue of methodological provision of accounting of costs and calculation of cost of multidisciplinary sports organizations has not been sufficiently studied, first of all in the formation of the working chart of accounts. There are practically no studies on the problem of management accounting and disclosure of information on the costs of production of sports and health services.

Keywords: Autonomous institutions, multi-sports organizations, normative documents on accounting of costs for the production of services of a budget institution, paid services, direct costs, distribution of indirect costs, cost, management reporting system, management accounting.

ВВЕДЕНИЕ Большую роль в приобщении населения к здоровому

Frolova Olga Alekseevna, Nechaeva Marina Leonidovna, Kitaeva Elena Nikolaevna economic

THE CURRENT STATE OF THE PROBLEM OF COST ACCOUNTING ... sceinces

образу жизни на местном (муниципальном) уровне играют физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), которые являются многопрофильными спортивными организациями. Большинство из них стали отличными базами для проведения спортивных мероприятий, тренировочных сборов детских, юношеских, а также профессиональных спортивных команд. ФОК в современных условиях является по сути крупной коммерческой структурой, оказывающей услуги населению в области физкультуры и спорта. Деятельность ФОКа обусловлена несколькими источниками финансирования: за счет бюджетных средств и средств от предпринимательской деятельности. Существует проблема организации бухгалтерского (финансового) учета подобных многопрофильных учреждений, а проблема учета затрат и калькулирования себестоимости физкультурно-спортивных услуг требует самого тщательного изучения, поскольку именно себестоимость имеет наибольшее влияние при формировании финансового результата деятельности организации. Все вышесказанное обуславливает необходимость разработать целостную концепцию учета затрат и калькулирования себестоимости услуг в муниципальных автономных учреждениях физкультурно-оздоровительных комплексах.

Тема учета затрат и калькулирования себестоимости подробно изучена в коммерческом секторе экономики, вместе с тем, в государственном секторе формирование затрат и учет себестоимости продукции и услуг недостаточно освещен в научной литературе. В связи с этим, сформировался ряд проблем, которые можно сформулировать следующим образом: 1. Проблема повышения эффективности функционирования организаций государственного сектора экономики является одной из ключевых. В поисках решения увеличения рентабельности всегда нужно исследовать новые методы. На повестке дня стоит вопрос эффективного управления объектами спорта так, чтобы показатели эффективности объектов соответствовали проектным нормативам. Эффективное управление - это принятие верных, своевременных решений, осуществление которых невозможно без четкого управленческого учета затрат и анализа себестоимости услуг. 2.

Федеральное и региональное законодательство в области регулирования государственного сектора экономики постоянно обновляется. Поэтому необходимо четко реагировать на все изменения, совершенствовать бухгалтерский учет в муниципальных автономных учреждениях в части учета затрат на производство услуг учреждений спорта. 3. Отсутствие целостности в методологии калькулирования себестоимости услуг государственных предприятий, фрагментарность имеющихся инструментов учета, анализа, мониторинга и их неадаптированность к специфике функционирования физкультурно-оздоровительных комплексов делают необходимой разработку нового подхода к методологии калькуляции себестоимости.

МЕТОДОЛОГИЯ

Затраты, себестоимость продукции (работ, услуг) более всего влияют на экономическую эффективность работы организации (то есть рентабельность), определяя прибыль или убыток. Затраты, себестоимость продукции (работ, услуг) организации является предметом исследования многих авторов. Их понимание сущности этого понятия далеко неоднозначно (таблица 1).

Проблему группировки затрат и их классификацию в коммерческом секторе экономики изучают многие авторы: Домащенко Г.А., Николаева С.А., Стрельникова [1] [2] [3] [4].

На наш взгляд, главной проблемой учета затрат в учете бюджетного сектора экономики стала технология распределения косвенных расходов, а также база их распределения. Проанализировав нормативные документы по учету затрат на производство услуг бюджетного учреждения, технологические особенности 158

оздоровительных комплексов, мы считаем, что косвенные расходы целесообразно распределять: на начальном этапе - по местам возникновения затрат, а далее перераспределять по носителям затрат (оказываемым услугам).

Таблица 1 - Систематизация подходов к определению понятия «классификация затрат»

Авторы Подход к классификации

Петрухина Е.Н. В частности, отмечает, что «по месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим значимым структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг). [5, с.70].

Курочкина Л.П. В силу специфики хозяйственной деятельности бюджетные учреждения имеют свой подход к классификации и составу затрат [6] [7].

Шиндер И.В. «исходя из положений п. 134 Инструкции № 157н при формировании себестоимости все расходы надо подразделять по способу их отнесения на себестоимость на прямые, накладные и общехозяйственные. Прямые расходы. Они напрямую относятся на себестоимость услуг. Это затраты, сопровождающие процесс оказания услуги, но не связанные с ним напрямую. То есть они косвенным путем участвуют в формировании себестоимости [8].

Кравченко Е.Н. делает вывод, «что никаких прямых указаний, какие затраты следует распределять, а какие - относить на финансовый результат, инструкции по учету не содержат. Этот вопрос учреждения решают самостоятельно и закрепляют выбранное решение в своей учетной политике. Полагаем, что предложенный принцип - одно-моментность расходов - вполне удобен в использовании» [9, с.48].

ФОКи оказывают платные физкультурно-оздоровительные услуги в целях всестороннего удовлетворения спортивных и физкультурно-оздоровительных потребностей населения. Бюджетные (автономные) учреждения спорта могут оказывать гражданам платные услуги в рамках как основных видов деятельности, так и иных видов деятельности, предусмотренных учредительными документами. Плата за основные платные услуги учреждения определяется в порядке, установленном его учредителем. Если этот порядок не определен, учреждение самостоятельно утверждает тарифы на основные платные услуги. Причем необходимо учитывать, что основные платные услуги бюджетное или автономное учреждение должно оказывать на тех же условиях (в том числе в отношении их стоимости), что и государственные (муниципальные) услуги, финансовое обеспечение предоставления которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. При этом, по мнению Минфина, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (Письмо № 12-08-06/44036).

При определении тарифа на платную услугу следует помнить о том, что цена должна быть экономически обоснованной, а себестоимость платных услуг - рассчитана с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также с учетом развития материальной базы учреждений. Затраты ФОКов в целом являются однотипными, но могут различаться в зависимости от количества оказываемых услуг и от структуры самой организации. Для целей управления расходы группируются по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно. Для ФОКов не разработана типовая номенклатура затрат. Распределение косвенных затрат до сих пор остается нерешенной проблемой учета. Методологические подходы к решению этой проблемы практически полностью отсутствуют в нормативных документах. Косвенные расходы ФОКа целесообразно распределять по носителям затрат методом двухступенчатого распределения. Сначала распределить затраты по местам возникновения затрат, а затем перераспределять

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)

экономические науки

Фролова Ольга Алексеевна, Нечаева Марина Леонидовна, Китаева Елена Николаевна СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ ...

по объектам калькулирования (оказываемым услугам).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для расчета цены на оказание платной услуги предприятия государственного сектора экономики руководствуются: 1. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.20l0 № 157н [10]. 2. Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» [11]. 3. Государственные учреждения спорта обязаны использовать инструкцию, изложенную в Приказе Минспорта России от 12.10.2015 г. № 933 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (Зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2015 № 39676)» [12].

Кроме того, каждый муниципалитет разрабатывает свои нормативные акты в данной сфере. Однако каждый муниципалитет любого региона Российской Федерации имеет ряд своих особенностей. Сложность определения калькуляционных статей в процессе предоставления услуг автономными учреждениями физкультуры и спорта заключается в многопрофильности деятельности указанных субъектов. Следствием этого становится сложность выбора метода распределения затрат и калькулирования себестоимости по каждой конкретной услуге. Нами была разработан способ расчета себестоимости услуг МАУ «ФОК «Олимп» Лысковского района с учетом специфики муниципалитетов Нижегородской области на основе расчетно-аналитического метода. Суть данной методики сводится к следующему: все затраты на производство услуг делятся на прямые и косвенные. К прямым затратам на производство конкретной услуги относится заработная плата основного персонала, оказывающего данную услугу (это тренеры, тренеры-преподаватели и инструкторы). К косвенным затратам мы отнесли расходы на заработную плату прочего персонала (это обслуживающий и административно-управленческий персонал), расходы на коммунальные услуги, содержание имущества и прочие услуги. Распределение косвенных затрат осуществляется пропорционально площади залов ФОКа.

Таблица 2 - Распределение косвенных затрат по залам физкультурно-оздоровительного комплекса

Показатель Сумма расходов по ФОКу (руб) в % от общей площади залов комплекса

Бассейн Ледовая арена Спортивны Тренажерный Фнтнес зал Зал Тнр Хореографич

17,89% 41,09% 22.31% 6,19% 2,03% 2,52% 4.75'-о 2,75%

Зарплата прочего персонала 8909751 1593954 3661017 2032314 551514 180868 224526 421431 383119

2690745 481374 1105627 613759 166557 54622 67807 127272 115702

Услуги СВЯЗИ 95453 17078 39226 21775 5909 1938 2406 4515 4105

Транспортные услуги 5179 927 2128 1181 321 105 131 245 222

Эл.снабжение 1037489 185607 426304 236651 64221 21061 26145 49073 44612

'. азосиаоженне 2191394 392040 900444 499857 135647 44485 55223 103653 94230

Водоснабжение 234477 41948 96347 53484 14514 4760 5909 11091 10083

Зодоотведенне 30811$ 55122 126606 70282 19073 6255 7765 14574 13249

Работы, услуги по содержанию имущества 467117 «3567 191938 106549 28915 9482 11771 22095 20086

Прочие работы, услуги 1019429 182376 418883 232532 63103 20694 25690 48219 43835

Амортизация ОС 13417031 2400307 5513058 3060425 830514 272366 338109 634626 576932

'асходов анне МЗ 1994479 356812 819531 454941 123458 40488 50261 94339 85763

ВСЕГО 3237067? 5791113 13301110 7383751 2003745 657125 815741 1531133 1391938

арена, футбольное поле, зал групповых занятий, стрелковый тир. Объекты калькулирования: услуги плавательного бассейна, услуги спортивного зала, услуги тренажерного зала, услуги ледовой арены и. т. д. В таблице 2 мы видим распределение косвенных затрат согласно данной концепции.

Далее рассчитаем стоимость одной из услуг, например, стоимость услуг бассейна. Распределение затрат по услуге «Бассейн» приведено в таблице 3.

Таблица 3 - Составляющие показатели расходов на оказание платной услуги «Бассейн»

Показатель КОСГУ расходов Сумма прямых расходов по залу (руб.) Сумма косвенных расходов по залу (руб.) Общая сумма расходов по залу (руб.)

Зарплата основного персонала 211 (ФОТ) 1103784 1103784

213{отчнслення) 333343 333343

Зарплата административного н вспомогательного персонала 211 (ФОТ) 1593954 1593954

213(отгаслення) 481374 481374

Услуга связи 221 17078 17078

Транспортные услуги 222 927 927

Коммунальные услуги в т.ч. 223

Электроснабжение 1146071 185607 1331678

Газоснабжение 392040 392040

Водоснабжение 56272 41948 98220

Водоотведенне 73517 55122 128639

Работы, услуги по содержанию имущества 225 83567 83567

Прочие работы, услуги 226 270420 182376 452796

Амортизация ОС 272 2 400 307 2400307

Расходование МЗ 356 812 356812

Всего расходов 2983407 5791112 8774519

Для организации учета затраты можно распределить по местам возникновения затрат, центрам ответственности и объектам калькулирования. Места возникновения затрат: корпус плавательного бассейна, спортивный корпус, стадион. Центры ответственности: плавательный бассейн, спортивный зал, тренажерный зал, ледовая

Стоимость услуги рассчитывается путем деления всех затрат на пропускную способность (так называемую расчетную мощность каждого зала). Для зала «Бассейн» эта величина определяется, исходя из следующих параметров: 350 дней работы в год (365 дней - 1 января - 10 дней слив/чистка - 4 санитарных дня). Таким образом, при 10 часовом ежедневном режиме работа бассейна составляет 125000 чел./час в год. Для расчета пропускной способности по бассейну необходимо ориентироваться на СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качества воды. Контроль качества»[13].

Далее сумму затрат делим на пропускную способность, получаем стоимость 1 посещения. В нашем случае она составляет 70,20 рубля. Для формирования цены продажи услуги закладываем плановую прибыль 20%, таким образом цена услуги в прайс-листе учреждения становится 84 рубля. Подобным образом рассчитывается каждая услуга. В конечном итоге мы получаем стоимость услуг для клиента, то есть формируем прайс-лист. Важным условием успешной деятельности любой организации является грамотное ведение учета затрат, поскольку только в этом случае можно получить объективную калькуляцию себестоимости, анализировать их и принять верное управленческое решение. При разработке системы управленческой отчетности для физкультурно-оздоровительных комплексов необходимо обеспечить доступную форму внутреннего отчета.

ВЫВОДЫ

До сих пор не существует разработанных типовых форм управленческой отчетности, так как потребности каждого предприятия индивидуальны. Мы считаем, что основными формами отчетности для данных предприятий являются аналитические и комплексные отчеты текущего и сводного характера. По нашему мнению, необходимо формировать текущую отчетность по центрам ответственности, а также сводные отчеты по предприятию в целом в рамках финансовых результатов деятельности. Создание действенной системы управленческого учета на предприятиях физкультурно-оздоровительных комплексов предполагает проведение мероприятий по автоматизации управления. При этом дополнительно к уже перечисленным проблемам финансового и управленческого учета возникает проблема дополнения учетной политики организации элементами, определяющими порядок учета коммерческой деятельности: формирование себестоимости; определение цен за оказанные услуги; вопросы налогообложения и т. д.

Формирование учетной политики следует рассматривать как один из важнейших элементов оптимизации деятельности организации любой организационно-пра-

Frolova Olga Alekseevna, Nechaeva Marina Leonidovna, Kitaeva Elena Nikolaevna

THE CURRENT STATE OF THE PROBLEM OF COST ACCOUNTING ...

economic sceinces

вовой формы. Поэтому в рамках формирования учетной политики необходимо дополнить рабочий план счетов. Об этом говорит инструкция, приведенная в Письме Минфина РФ от 29 декабря 2010 г. № 02-06-07/5398 «Об использовании таблицы соответствия счетов Плана счетов бухгалтерского и бюджетного учета в целях единообразного подхода при формировании автономными учреждениями рабочего плана счетов на 2011г.» [14]. Стандартного набора вариантов элементов учетной политики, оптимального для каждого автономного учреждения не существует. Во многих случаях выбор метода, позволяющего разграничить учет затрат в бюджетной и коммерческой сфере по видам оказываемых услуг, влечет за собой усложнение ведения учета, но в тоже время для правильного расчета стоимости оказываемых услуг необходимо ведение такого раздельного бухгалтерского учета.

Введение аналитических счетов позволит упростить процесс формирование себестоимости, определения цен за оказанные услуги, а также будет способствовать правильному расчету налогов. Практическая значимость введения в муниципальном спортивном учреждении системы учета затрат и калькулирования себестоимости услуг направлена на значительное повышение эффективности бухгалтерского учета данных учреждений за счет повышения информативности и снижения трудоемкости расчетов. Предложенная многоуровневая система аналитических счетов учета в рабочем плане счетов отражает последние изменения законодательства в государственном секторе экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вольхина Ю. Учет платных услуг в сфере спорта: бюджетники и предприниматели [Электронный ресурс] // Контур. 2015. №8. URL: https://kontur.ru/articles/2503. (дата обращения: 15.08.2019)

2. Домащенко Г.А. Управление затратами: Формирование и учет затрат, калькулирование себестоимости //Издательский центр КАН. 2018. С. 122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости //Аналитика-Пресс. М. 1997. С. 144.

4. Стрельникова Л.М. Подходы экономистов к определению понятий «затраты», «издержки», «расходы» и «себестоимость продукции» // Оренбургский государственный университет. 2016. №5. С. 149-155.

5. Петрухина Е.Н. Основной подход при классификации затрат на производство продукции (работ, услуг) на предприятии //Вестник НГИЭУ. 2012. №5. С. 68-76.

6. Курочкина Л.П. Учет затрат и калькулирование себестоимости услуг в бюджетном учреждении // Костромской государственный технологический университет. 2007. №7. С. 17-23.

7. Мединская А. А. Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях // Молодой ученый. 2016. №13. С. 461-465.

8. Шиндер И. Формирование себестоимости платных услуг [Электронный ресурс] // Предпринимательство и право - информационно-аналитический портал. 2015. 24 ноября. URL: http:// lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6365 (дата обращения: 03.07.2019)

9. Кравченко Е.А. Управленческий учет себестоимости платных услуг // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. №11. С. 45-49

10. Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

11. Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»

12. Приказ Минспорта России от 12.10.2015 г. № 933 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (Зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2015 № 39676)»

13. 13.СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качества воды. Контроль качества»

14. Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2010 г. № 02-06-07/5398 «Об использовании таблицы соответствия счетов Плана счетов бухгалтерского и бюджетного учета в целях единообразного подхода

при формировании автономными учреждениями рабочего плана счетов на 2011г.»

15. Гришакова О. Учет доходов учреждений в свете последних изменений в КОСГУ [Электронный ресурс] // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. №4. URL: https://www.budgetnik.ru (дата обращения: 12.08.2019)

16. Гулдаев Г. А. Бухгалтерский учет в спортивных организациях //Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях. Сборник научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава по итогам Национальной научно-практической конференции. Под редакцией М.В. Петровской, В.З. Чаплюка, Л.Н. Сорокиной. 2018. С. 174-179.

17. Никишкин В.А. Эффективность физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности студентов вуза //Педагогика и психология образования. 2017. №4. С. 69 — 75.

18. Романова Д. А. Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений //Молодой ученый. 2014. №2. С. 544546.

19. Шаповал Ж. А. Многофункциональный спортивный комплекс как социальная система //Молодой ученый. 2017. №6. С. 217-219.

20. Юлчибаева К. Г. Особенности учета и налогообложения в бюджетных учреждениях // Экономическая наука и практика: материалы IVМеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Молодой ученый. 2016. 1 апреля. С. 81-84.

Статья поступила в редакцию 02.12.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

160

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.