Научная статья на тему 'Современное состояние отечественных цифровых экосистем как элемента потребительского рынка онлайн-торговли'

Современное состояние отечественных цифровых экосистем как элемента потребительского рынка онлайн-торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок / потребительский рынок / онлайн-торговля / цифровая экосистема / цифровая платформа / потребитель / риски / market / consumer market / online trading / digital ecosystem / digital platform / consumer / risks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мария Владимировна Шендо, Елена Викторовна Свиридова, Максим Валентинович Липаев, Александр Павлович Володин

Экосистемы в России находятся на стадии развития, но уже сегодня задают направление различным сегментам потребительских рынков, которые они обслуживают. Такого рода предприятиям необходимо учитывать не только рыночную конкуренцию, но и постоянно инвестировать в цифровые технологии, инновации, следить за тенденциями потребительского настроения и обеспечивать безопасность данных своих клиентов. Сценарий развития отечественных экосистем неоднозначен, т. к. они затрагивают множество отраслевых рынков, не связанных между собой, а также конкурируют с государственными цифровыми платформами. Исследованы сущность и значение цифровых экосистем и цифровых платформ, приведены их отличительные признаки, рассмотрена текущая ситуация на рынке экосистемных подписок, выявлены основные потребительские сегменты, обслуживаемые в рамках подписок. Приведены лидеры отечественных предприятий, функционирующих как экосистемы, их назначение и доли рынка, а также оценена денежная перспектива развития рассматриваемого сегмента рынка онлайн-торговли в ближайшие годы. Деятельность экосистем в России пока слабо регулируется, что представляет риски для развития конкуренции на потребительских рынках и для устойчивости экосистем. Рассмотрены особенности в рамках направлений: обработка данных, конкуренция, государственное управление и защита прав потребителей; описаны риски по указанным направлениям, а также ключевые задачи со стороны государства, которые стоят перед ним в аспекте снижения выделенных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of domestic digital ecosystems as an element of the online consumer market

Ecosystems in Russia are at the stage of development, but already today they set the direction for various segments of the consumer markets they serve. Such enterprises need to take into account not only market competition, but also constantly invest in digital technologies, innovations, monitor trends in consumer sentiment and ensure the security of their customers' data. The scenario for the development of domestic ecosystems is ambiguous, since they affect many industry markets that are not interconnected, and also compete with government digital platforms. The essence and significance of digital ecosystems and digital platforms are investigated, their distinctive features are given, the current situation in the ecosystem subscription market is considered, and the main consumer segments served by subscriptions are identified. The leaders of domestic enterprises functioning as ecosystems, their purpose and market shares are presented, as well as the monetary prospect of the development of the considered segment of the online trading market in the coming years is estimated. Ecosystem activity in Russia is still poorly regulated, which poses risks to the development of competition in consumer markets and to the sustainability of ecosystems. The features of the following areas are considered: data processing, competition, public administration and consumer protection; The risks in these areas are described, as well as the key tasks on the part of the state that it faces in terms of reducing the identified risks.

Текст научной работы на тему «Современное состояние отечественных цифровых экосистем как элемента потребительского рынка онлайн-торговли»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИИ, ЛОГИСТИКА, БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

DIGITAL TRANSFORMATION: ECONOMICS, ENTREPRENEURSHIP, TECHNOLOGIES, INNOVATIONS, LOGISTICS, BUSINESS PROCESSES

Научная статья

УДК [336.051]:[339.138]:[338.13.025] https://doi.org/10.24143/2073-5537-2024-1-43-51 EDN MLWLMM

Современное состояние отечественных цифровых экосистем как элемента потребительского рынка онлайн-торговли

Мария Владимировна Шендо, Елена Викторовна Свиридова Максим Валентинович Липаев, Александр Павлович Володин

Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия, sviridovalena85@yandex.ruш

Аннотация. Экосистемы в России находятся на стадии развития, но уже сегодня задают направление различным сегментам потребительских рынков, которые они обслуживают. Такого рода предприятиям необходимо учитывать не только рыночную конкуренцию, но и постоянно инвестировать в цифровые технологии, инновации, следить за тенденциями потребительского настроения и обеспечивать безопасность данных своих клиентов. Сценарий развития отечественных экосистем неоднозначен, т. к. они затрагивают множество отраслевых рынков, не связанных между собой, а также конкурируют с государственными цифровыми платформами. Исследованы сущность и значение цифровых экосистем и цифровых платформ, приведены их отличительные признаки, рассмотрена текущая ситуация на рынке экосистемных подписок, выявлены основные потребительские сегменты, обслуживаемые в рамках подписок. Приведены лидеры отечественных предприятий, функционирующих как экосистемы, их назначение и доли рынка, а также оценена денежная перспектива развития рассматриваемого сегмента рынка онлайн-торговли в ближайшие годы. Деятельность экосистем в России пока слабо регулируется, что представляет риски для развития конкуренции на потребительских рынках и для устойчивости экосистем. Рассмотрены особенности в рамках направлений: обработка данных, конкуренция, государственное управление и защита прав потребителей; описаны риски по указанным направлениям, а также ключевые задачи со стороны государства, которые стоят перед ним в аспекте снижения выделенных рисков.

Ключевые слова: рынок, потребительский рынок, онлайн-торговля, цифровая экосистема, цифровая платформа, потребитель, риски

Для цитирования: Шендо М. В., Свиридова Е. В., Липаев М. В., Володин А. П. Современное состояние отечественных цифровых экосистем как элемента потребительского рынка онлайн-торговли // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2024. № 1. С. 43-51. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2024-1-43-51. ЕБЫ МЬШЬММ.

© Шендо М. В., Свиридова Е. В., Липаев М. В., Володин А. П., 2024

я Original article

pa

0

CP

1 The current state of domestic digital ecosystems as an element i of the online consumer market

о _

rt -

Я

з Maria V. Shendo, Elena V. SviridovaM, Maxim V. Lipaev, Alexander P. Volodin

0

§ Astrakhan State Technical University,

еэ Astrakhan, Russia, sviridovalena85@yandex.ruM

1 -

ю

^ Abstract. Ecosystems in Russia are at the stage of development, but already today they set the direction for various

g segments of the consumer markets they serve. Such enterprises need to take into account not only market competition,

| but also constantly invest in digital technologies, innovations, monitor trends in consumer sentiment and ensure the

§ security of their customers' data. The scenario for the development of domestic ecosystems is ambiguous, since they

g affect many industry markets that are not interconnected, and also compete with government digital platforms. The es-

| sence and significance of digital ecosystems and digital platforms are investigated, their distinctive features are given,

s the current situation in the ecosystem subscription market is considered, and the main consumer segments served by

g subscriptions are identified. The leaders of domestic enterprises functioning as ecosystems, their purpose and market

g shares are presented, as well as the monetary prospect of the development of the considered segment of the online

£ trading market in the coming years is estimated. Ecosystem activity in Russia is still poorly regulated, which poses

g risks to the development of competition in consumer markets and to the sustainability of ecosystems. The features

,|ф of the following areas are considered: data processing, competition, public administration and consumer protection;

я The risks in these areas are described, as well as the key tasks on the part of the state that it faces in terms of reducing

g the identified risks. я

£ Keywords: market, consumer market, online trading, digital ecosystem, digital platform, consumer, risks

g For citation: Shendo M. V., Sviridova E. V., Lipaev M. V., Volodin A. P. The current state of domestic digital ecosys-

u tems as an element of the online consumer market. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics.

I 2024;1:43-51. (In Russ.). https://doi.org/10.24143/2073-5537-2024-1-43-51. EDN MLWLMM.

о о

g Введение чтениям пользователей, что обусловливает акту-

я Экосистема как понятие рассматривается отно- альность данной работы в условиях трансформации

§ сительно недавно, особенно применительно к оте- и цифровизации экономики России. Цель статьи -

§ чественному бизнесу и государственным услугам, исследовать организационно-экономические основы

д но развивается параллельно внедрению цифровых деятельности цифровых экосистем, рассмотреть

<! технологий в России. Отечественные экосистемы текущее положение дел на рынке, риски и тренды

g чаще развиваются по комплексному сценарию, его развития [1]. s

§ поэтому конкуренция происходит во множестве

отраслевых рынков, где частный бизнес может Понятийный аппарат

jj конкурировать с государственными цифровыми IT-экосистема, или бизнес-экосистема, пред-

g платформами. ставляет собой набор собственных или партнер-

я Следует отметить, что развитие цифровых эко- ских сервисов, которые объединяются вокруг од-

в систем вызывает вопросы в области регулирования ной компании. Как правило, она сосредоточена

и и защиты данных, а также может повлечь некото- вокруг одной сферы жизни клиента или проникает

§ рые негативные последствия для потребителей сразу в несколько из них. Например, «Яндекс»

я и рынка. Поэтому важно проводить исследования предлагает услуги доставки продуктов, такси, и разрабатывать регулирующие механизмы, чтобы каршеринга и т. д. Кроме того, существуют B2B-

pj обеспечить устойчивость и эффективность цифро- экосистемы, которые концентрируются на предо-

S вых экосистем. ставлении услуг и продуктов компаниям.

g В целом экосистемы в России продолжают раз- Экосистема может быть основана на закрытых

д виваться и оказывать значительное влияние на или открытых цифровых платформах и может быть рынок. Однако для достижения долгосрочного ориентирована на конкретные потребности клиен-успеха экосистемы должны учитывать конкурен- тов или базовые потребности [2, 3].

цию, инвестировать в инновации и технологии, Экспертами АНО «Цифровая экономика» вы-обеспечивать безопасность данных и адаптиро- деляется ряд различий между понятиями цифровой ваться к изменяющимся потребностям и предпо- экосистемы и цифровой платформы (табл. 1).

Таблица 1 Table 1

Отличительные признаки цифровых экосистем и платформ Distinctive features of digital ecosystems and platforms

Признаки экосистемы Признаки цифровой платформы

Тесная внутренняя интеграция и связанность сервисов, отличающихся от якорного бизнеса Наличие системы идентификации пользователей/ участников платформы на основании единого идентификатора

Перекрестное субсидирование сервисов, товаров и услуг Наличие единой базы данных и инструментов для агрегации и анализа потребительского поведения (рекомендательные и аналитические сервисы)

Сквозная навигация (сервис поиска) Использование мультискоринговой модели

Множественность рынков и видов экономической деятельности Наличие «суперсервисов» (пакетированных предложений)

Количество сервисов для потребителя Гибкая структура и динамичные команды внутри компании

Злоупотребления в деятельности (препятствия для новых игроков, ценовая дискриминация) Отдельные сервисы для бизнеса

Перераспределяемые финансы и ресурсы Создание новых практик взаимоотношений для участников, которые могут оказывать влияние на отраслевые стандарты и государственное регулирование

Система лояльности клиентов

Логистический сервис

Количество потребителей (уникальных пользователей и поставщиков)

< .

r

.,

V l i 5' .

p

Несмотря на ряд имеющихся различий между этими понятиями, часто авторами они интегрируются в одно определение, но со временем, скорее всего, цифровая платформа станет элементом цифровой экосистемы [4].

Таким образом, экосистема представляет собой сеть или набор взаимосвязанных сервисов, предоставляемых одной компанией или группой компаний. Цифровая экосистема, в свою очередь, является комплексным проектом, объединяющим участников, сервисы, бизнес-процессы и технические средства для реализации взаимодействия и предоставления услуг потребителю.

Цифровая экосистема может быть ориентирована на конкретную сферу жизни клиента или включать в себя широкий спектр продуктов и услуг. Она может объединять различные платформы и предлагать разнообразные сервисы, удовлетворяющие потребности пользователей. Примером такой экосистемы является «Яндекс», который предлагает широкий спектр услуг, таких как доставка продуктов, такси, каршеринг и др. Также существуют В2В-экосистемы, которые сосредоточены на предоставлении услуг и продуктов компаниям. Эти экосистемы могут объединять различные компании и партнеров, чтобы предоставить комплексные решения и удовлетворить потребности бизнес-клиентов.

Основная идея цифровой экосистемы заключается в том, чтобы предложить пользователям широкий круг продуктов и услуг в рамках единого

интегрированного процесса, который обеспечивает бесшовное взаимодействие и удовлетворение их потребностей [2, 3].

Преимущество экосистемного подхода заключается в ряде факторов:

1. Интеграция сервисов: экосистемный подход позволяет объединить различные сервисы и продукты в единую платформу или сеть, что упрощает доступ пользователей к различным услугам и создает удобную среду для взаимодействия.

2. Сбор и анализ данных: цифровые экосистемы могут собирать большие объемы данных от пользователей, которые могут быть использованы для анализа и получения ценной информации. Использование искусственного интеллекта и нейронных сетей позволяет анализировать эти данные и выявлять паттерны и тенденции, что может помочь в предсказании потребностей пользователей и улучшении предложений продуктов и услуг.

3. Увеличение релевантности предложений: благодаря анализу данных и пониманию потребностей пользователей экосистемные платформы могут предлагать более релевантные и персонализированные предложения продуктов и услуг. Например, если человек купил квартиру, система может предложить ему страховку или кредит на ремонт.

4. Рост объемов операций: благодаря интеграции различных сервисов и предложению широкого спектра услуг экосистемные платформы могут увеличивать объемы операций и транзакций, что способствует росту прибыльности бизнеса.

я 5. Конкурентоспособность и сотрудничество:

§ участники экосистемы могут сотрудничать и взаи-

£ модействовать, что позволяет создавать уникаль-

>| ные предложения и конкурировать с другими иг-

| роками на рынке. Это может привести к повыше-

§ нию конкурентоспособности и привлечению

ц большего числа пользователей [3].

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| Общая оценка российского рынка цифровых ^ экосистем

Российские компании, такие как «Сбер» и «Ян-^ декс», являются крупнейшими экосистемами в России, привлекая более 100 миллионов пользователей | каждая. Другие компании, такие как УК, МТС | и «Мегафон», также активно развивают свои экоси-| стемы и имеют значительное число пользователей. | Одним из факторов, способствующих развитию | экосистем, является изменение предпочтений по-| требителей, включая увеличение популярности | онлайн-покупок и использования цифровых сервису сов. Это создает возможности для компаний раз-"Ц личных отраслей, включая телекоммуникационные а компании, расширить свои экосистемы и стать | полноценными 1Т-игроками.

| На данном этапе российские экосистемы нахо-| дятся на стадии формирования и пока не оказыва-° ют значительного влияния на экономический рост. § Однако положительный эффект от развития экоси-Й стем уже заметен. В долгосрочной перспективе £ экосистемы могут стать существенным фактором развития экономики, увеличивая доходы компаний § и предоставляя широкий спектр продуктов и услуг § для пользователей.

Ч Важно отметить, что российские экосистемы <■ имеют свои особенности, включая нежелание соя трудничества с крупными международными игро-§ ками. Ритейлеры предпочитают развивать собственные финтех-решения, а банки активно разви-ш вают торговые площадки, образовательные плати формы, сервисы доставки продуктов и медицин-§ ские платформы. В целом экосистемы являются ^ важным направлением развития бизнеса, позволя-® ющим компаниям предлагать более широкий * спектр продуктов и услуг, улучшать опыт пользо-| вателей и создавать новые возможности для роста & и инноваций [3].

Ч Формирование российских экосистем происхо-т дит путем превращения крупных финансовых ор-о ганизаций в технологические компании, которые 5з создают масштабные экосистемы, предоставляю-^ щие разнообразные услуги и взаимодействующие с интернет-компаниями.

На российском рынке сейчас присутствует более 10 крупных цифровых экосистем, включая коммерческие и государственные. Конкуренция между ними происходит как на локальном, так и на глобальном уровне. Российские экосистемы часто

выбирают горизонтальную или комплексную модель развития, в то время как крупные глобальные экосистемы чаще развиваются вертикально. Это означает, что российские экосистемы конкурируют в большем количестве отраслей, чем глобальные.

Конкуренция между российскими экосистемами и глобальными платформами является значительной, несмотря на санкции и ограниченное присутствие глобальных игроков на некоторых рынках. Также следует отметить, что государственные экосистемы и платформы могут вмешиваться в развитие отраслевых рынков, что может создавать сложности для конкуренции и развития частных сервисов. В целом российские экосистемы находятся на начальной стадии развития.

К основным сегментам рынка, обслуживаемым отечественными экосистемами, можно отнести приведенные ниже на рисунке сегменты.

По данным аналитиков, общее количество эко-системных подписчиков за 2022 г. увеличилось на 36 %, до 42,45 млн россиян. Хотя бы одну такую подписку на март 2023 г. имеют 53,5 % жителей мегаполисов в возрасте 18-55 лет, при этом особой популярностью пользуются музыкальные сервисы и онлайн-кинотеатры, которые были отмечены почти половиной респондентов, у 40 % оформлен кешбэк за пользование экосистемными услугами. Более трети респондентов подписываются, в том числе, ради скидки в магазинах-партнерах. По прогнозам специалистов, рынок экосистемных подписок увеличится к 2027 г. на 70-80 % и составит 101,5 млрд руб. [2, 5].

К основным экосистемам, занимающим наибольшую долю рынка, в настоящее время относятся «Сбер», «Тинькофф», ВТБ, «Яндекс», МТС, «ВКонтакте» (Mail.ru Group). Следует отметить, что все они развиваются примерно в одинаковых направлениях и формируют похожий набор сервисов, несмотря на различия в ключевом бизнесе [6].

Согласно аналитическим данным, по итогам 2022 г. МТС заняла второе место, уступив «Яндексу», но обогнав «Сбер». В прошлом году рынок экосистемных подписок составил 58,1 млрд руб. «Яндекс» занял 38 % рынка, МТС - 21 %, «Сбер» -18 % [5].

В табл. 2 приведена сравнительная характеристика крупнейших экосистем в России.

Таким образом, наиболее крупные цифровые экосистемы представляют собой объединения организаций-партнеров в целях оказания клиентам максимально полного перечня потребительских услуг. При этом лидерами являются либо банковские экосистемы, т. к. они обладают финансовым ресурсом, либо сформированные на основе социальных сетей, которые имеют широкую сеть пользователей, а также популярные интернет-магазины России.

< r

V l

i 5

P

Сегменты рынка отечественных экосистем в 2023 г. Market segments of domestic ecosystems in 2023

Таблица 2 Table 2

Сравнительная характеристика отечественных цифровых экосистем* Comparative characteristics of domestic digital ecosystems

Экосистема Доля рынка по итогам 2022 г., % Цель платформы Потенциальные выгоды от экосистемы

«Яндекс» 38 Рекламная Широкая аудитория

МТС 21 Транзакционная Обширная клиентская база

«Сбер» 18 Финансовая Лидер по финансовым возможностям

VK до 23 Транзакционная Широкая молодая аудитория

«Мегафон» Транзакционная Обширная клиентская база

X5 Retail Group Поиск партнеров База партнеров, широкая клиентская база

Wildberries Поиск партнеров База партнеров, широкая клиентская база, быстрое налаживание связей с клиентами

«Озон» Поиск партнеров База партнеров, широкая клиентская база, быстрое налаживание связей с клиентами

«Тинькофф» Финансовая Широкие финансовые возможности

ВТБ Финансовая Широкие финансовые возможности

* Составлено по [7, 8].

Нормативное регулирование цифровых экосистем в России

На данный момент нормативно-правовая база, регулирующая деятельность цифровых экосистем в России, ограничена. Существующие документы,

такие как Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы», и аналитический доклад Банка России «Экосистемы: подходы к регулированию», которые

ср

£

I

Ю

£ о с

-ея я

представляют общие концепции и определения, но не описывают детальные нормы и правила для регулирования конкретных аспектов деятельности экосистем.

Нормативно-правовую основу деятельности экосистем составляют базовые законодательные и нормативные акты в области хозяйственной и финансовой деятельности, конкуренции, контрольно-надзорной деятельности. Поскольку многие экосистемы предлагают финансовые услуги, вопросы их регулирования относятся к компетенции Центрального Банка России.

Существует необходимость разработки специального законодательства, которое бы устанавливало четкие правила для функционирования цифровых экосистем и платформ. Это позволило бы создать предсказуемую и стабильную среду для

развития экосистем, а также обеспечило бы защиту прав потребителей и конкуренцию на рынке.

В исследовании «Регулирование цифровых экосистем и платформ», проведенном организацией «Цифровая экономика», указываются риски, связанные с развитием отечественных экосистем. Они анализируются в четырех основных направлениях: обработка данных, конкуренция, государственное управление и защита прав потребителей. Регулирование должно учитывать эти риски и способствовать росту рынка цифровых экосистем и платформ, в то же время обеспечивая защиту интересов всех участников экосистемы (табл. 3). Одним из перспективных направлений регулирования являются ограничения, связанные с конкуренцией на платформах, включая запрет приоритезации собственных товаров и услуг.

Таблица 3 Table 3

Направления регулирования отечественных цифровых экосистем Regulation areas of domestic digital ecosystems

Направления регулирования Риски

Обработка данных - наличие регуляторных барьеров в сфере персональных данных; - отсутствие возможности передачи обезличенных данных без согласия субъекта персональных данных; - риски, связанные с утечкой накопленных в экосистеме данных; - возможность совершения антиконкурентных действий (в частности, возможность манипулирования свободой и рациональным выбором субъекта)

Конкуренция - доминирование цифровых компаний; - влияние на выбор потребителя

Государственное управление - необходимость создания среды стимулирующего развития и продвижения отечественных цифровых сервисов на внешнем и внутреннем рынке

Защита прав потребителей - навязывание потребителю дополнительных услуг; - надлежащее информирование потребителей

о

e

<

я я

ч

8 о

га гаг

я я Ч

га'

w

о га'

Таким образом, на данный момент существует потребность в разработке более конкретного и специализированного законодательства, регулирующего деятельность цифровых экосистем в России и учитывающего риски и интересы всех сторон. Это поможет создать благоприятную среду для развития экосистем, содействуя их росту и инновационной активности в экономике.

Ниже подробнее рассмотрены риски развития отечественных экосистем.

1. Регуляторные барьеры в сфере персональных данных:

- законодательство о защите персональных данных устанавливает определенные требования к сбору, хранению и обработке персональных данных. Эти требования могут стать регуляторными барьерами для цифровых экосистем, особенно при несоблюдении правил обработки персональных данных;

- необходимость получения согласия субъекта персональных данных для передачи его обезличенных данных может создавать ограничения для обмена информацией между различными участниками экосистемы.

2. Риски, связанные с утечкой данных:

- цифровые экосистемы обрабатывают и хранят большие объемы данных, и утечка этих данных может привести к серьезным последствиям, таким как нарушение конфиденциальности, финансовые потери и потенциальное нанесение вреда субъектам персональных данных;

- утечка накопленных данных может привести к репутационным рискам и снижению доверия потребителей к цифровым экосистемам.

3. Антиконкурентные действия:

- доминирование цифровых компаний может создавать риск для конкуренции, поскольку они могут оказывать негативное влияние на свободу

выбора потребителей и манипулировать рыночными условиями в свою пользу;

- манипуляции и ограничения в выборе потребителей могут привести к сокращению конкуренции и ограничению инноваций в цифровых экосистемах.

4. Необходимость создания среды, стимулирующей развитие отечественных цифровых сервисов:

- для поддержки отечественных цифровых сервисов на внутреннем и внешнем рынках необходимо создать благоприятные условия, такие как налоговые льготы, инвестиционную поддержку и развитие инфраструктуры;

- продвижение отечественных цифровых сервисов требует создания конкурентных условий, снижения регуляторных барьеров и поддержки инноваций.

5. Навязывание дополнительных услуг и надлежащее информирование потребителей:

- цифровые экосистемы могут предлагать дополнительные услуги и продукты, которые потребитель может рассматривать как навязанные. Необходимо устанавливать механизмы контроля и регулирования таких практик, чтобы защитить интересы потребителей;

- надлежащее информирование потребителей о предоставляемых услугах, их стоимости, использовании данных и других важных аспектах является важным элементом защиты прав потребителей в цифровых экосистемах. Регуляторы должны обеспечивать прозрачность и доступность информации для потребителей [8].

В связи с вышесказанным ключевые задачи регулирования в контексте цифровых экосистем могут быть сформулированы следующим образом:

1. Создание условий для развития национальных экосистем: регуляторы должны способствовать развитию и конкурентоспособности отечественных цифровых экосистем, предоставляя им необходимую поддержку и стимулы. Это может включать налоговые льготы, инвестиционную поддержку, развитие инфраструктуры и другие меры, которые помогут национальным экосистемам конкурировать с иностранными платформами как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

2. Предотвращение монополизации рынка и избегание чрезмерного регулирования: регуляторы должны принимать меры для предотвращения монополистического поведения и ограничения конкуренции в цифровых экосистемах. При этом важно найти баланс, чтобы избегать введения излишнего и несоразмерного регулирования, которое может ограничить инновации и развитие экосистем.

3. Защита прав потребителей: регуляторы должны обеспечивать защиту прав потребителей в отношениях с цифровыми экосистемами. Это может включать требования к прозрачности услуг,

надлежащему информированию, защите персональ- « ных данных и механизмы разрешения споров. Регуляторы также должны контролировать навязывание М дополнительных услуг и защищать право потреби- V телей на свободный и рациональный выбор.

4. Снижение киберрисков и повышение инфор- 3:

мационной безопасности: регуляторы должны при- §

нимать меры для снижения киберрисков и обеспе- .

чения высокого уровня информационной безопас- ,

ности в цифровых экосистемах. Это может вклю- р.

чать установление стандартов безопасности, тре- §

бования к защите данных, механизмы мониторинга .

и принятие мер по предотвращению и реагирова- ,

нию на кибератаки и утечки данных. о

В целом регулирование цифровых экосистем с[

должно стремиться к созданию благоприятной А

и инновационной среды, в которой национальные р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экосистемы могут развиваться и конкурировать, ^

защищая при этом интересы потребителей и обес- С

печивая информационную безопасность [4]. з

£

л

Заключение |

Развитие экосистем сопровождается необходи- й,

мостью усиления регулирования. С появлением д

крупных участников экосистем, у которых значи- £

тельные доли рынка и значительное влияние, воз- ^ никает риск ограничения конкуренции. Крупные

экосистемные игроки могут использовать свою С

доминирующую позицию для вытеснения более У

мелких участников рынка и усиления своего влия- 3

ния на потребителей, что, в свою очередь, может »

а

привести к ухудшению условий конкуренции а

и ограничению выбора для потребителей. 1

Для смягчения этих рисков необходимо разра- з

ботать и применять соответствующие регулятор- £

ные меры. Регулирование может включать в себя 2

ограничения на концентрацию рынка, прозрач- О

ность взаимодействия экосистемных участников, п

обеспечение равных возможностей доступа к ре- С

сурсам и услугам экосистемы, а также защиту пер- и

сональных данных и контроль их использования. 3

Особое внимание следует уделять регулирова- д

нию использования персональных данных в экоси- 33 стемах. Поскольку экосистемы часто собирают и обрабатывают большие объемы данных, необходимо установить механизмы контроля за сбором, использованием и защитой персональных данных потребителей. Законодательство о защите данных и прозрачность в использовании персональных данных могут помочь предотвратить злоупотребления и обеспечить контроль за использованием данных в интересах экосистемы и потребителей.

Регулирование экосистем также может способствовать созданию более справедливой конкурентной среды, где мелкие и инновационные компании имеют возможность конкурировать на равных условиях с крупными игроками. Это может спо-

е

<

я я

ч

я я

ч

И'

W

собствовать инновациям, разнообразию и улучшению качества услуг в рамках экосистемы. Важно найти баланс между развитием экосистем и необходимостью регулирования, а задача регуляторов

поддерживать конкуренцию, инновации и защиту интересов потребителей, одновременно обеспечивая развитие и эффективное функционирование экосистем.

Список источников

-ея я

1. Шендо М. В., Свиридова Е. В., Карлина Е. П. Формирование денежных потоков рынка онлайн-торговли в современных условиях // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2022. № 4. С. 51-58.

2. Аналитики назвали самые популярные среди россиян сервисы экосистем / Вед. URL: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2023/06/02/978362 -analitiki-nazvali-populyarnie-servisi (дата обращения: 19.10.2023).

3. Интеллектуальное будущее экосистем / Вед. URL: https://www.vedomosti.ru/importsubstitution/new_ technologies/articles/2023/05/29/977404-intellektualnoe-bud uschee-ekosistem (дата обращения: 02.10.2023).

4. Российские цифровые экосистемы: перспективы развития / CDO2DAY. URL: https://cdo2day.ru/analytics/ cifrovye-jekosistemy-v-rossii-perspektivy-razvitija/ (дата обращения: 21.10.2023).

5. Эксперты назвали крупнейшие российские экосистемы. URL: https://iz.ru/1522669/2023-06-02/eksperty-nazvali-krupneishie-rossiiskie-ekosistemy (дата обращения: 07.10.2023).

6. Как российские компании развивают экосистемы -2022. URL: https://vc.ru/u/163530-nikolay-sedashov/34 9623-kak-rossiyskie-kompanii-razvivayut-ekosistemy-2022 (дата обращения: 11.10.2023).

7. «Яндекс», МТС и «Сбер» стали крупнейшими российскими экосистемами по итогам 2022 года. URL: https://retailer.ru/jandeks-mts-i-sber-stali-krupnejshimi-rossij skimi-jekosistemami-po-itogam-2022-goda/ (дата обращения: 21.10.2023).

8. Прокопьева Е. Л., Селигеев С. Ф. Цифровые экосистемы в России: конкурентоспособность, риски, перспективы // Проблемы соц.-экон. развития Сибири. 2023. № 2. С. 62-66.

References

1. Shendo M. V., Sviridova E. V., Karlina E. P. Formi-rovanie denezhnykh potokov rynka onlain-torgovli v so-vremennykh usloviiakh [Formation of cash flows of the online trading market in modern conditions]. Vestnik Astra-khanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Ekonomika, 2022, no. 4, pp. 51-58.

2. Analitiki nazvali samye populiarnye sredi rossiian servisy ekosistem [Analysts named the most popular ecosystem services among Russians]. Vedomosti. Available at: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2023/06/02/978362 -analitiki-nazvali-populyarnie-servisi (accessed: 19.10.2023).

3. Intellektual'noe budushchee ekosistem [The intellectual future of ecosystems]. Vedomosti. Available at: https://www.vedomosti.ru/importsubstitution/new_technolog ies/articles/2023/05/29/977404-intellektualnoe-buduschee-eko sistem (accessed: 02.10.2023).

4. Rossiiskie tsifrovye ekosistemy: perspektivy razvitiia [Russian digital ecosystems: development prospects]. CDO2DAY. Available at: https://cdo2day.ru/analytics/ cifrovye-jekosistemy-v-rossii-perspektivy-razvitija/ (accessed: 21.10.2023).

5. Eksperty nazvali krupneishie rossiiskie ekosistemy [Experts named the largest Russian ecosystems]. Available at: https://iz.ru/1522669/2023-06-02/eksperty-nazvali-krupnei shie-rossiiskie-ekosistemy (accessed: 07.10.2023).

6. Kak rossiiskie kompanii razvivaiut ekosistemy -2022 [How Russian companies develop ecosystems - 2022]. Available at: https://vc.ru/uZ163530-nikolay-sedashov/34 9623-kak-rossiyskie-kompanii-razvivayut-ekosistemy-2022 (accessed: 11.10.2023).

7. «Iandeks», MTS i «Sber» stali krupneishimi rossi-iskimi ekosistemami po itogam 2022 goda [Yandex, MTS and Sberbank have become the largest Russian ecosystems by the end of 2022]. Available at: https://retailer.ru/jandeks-mts-i-sber-stali-krupnejshimi-rossijskimi-jekosistemami-po-itogam-2022-goda/ (accessed: 21.10.2023).

8. Prokop'eva E. L., Seligeev S. F. Tsifrovye ekosistemy v Rossii: konkurentosposobnost', riski, perspektivy [Digital ecosystems in Russia: competitiveness, risks, prospects]. Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Sibiri, 2023, no. 2, pp. 62-66.

о rar

Статья поступила в редакцию 27.10.2023; одобрена после рецензирования 12.02.2024; принята к публикации 11.03.2024 The article was submitted 27.10.2023; approved after reviewing 12.02.2024; accepted for publication 11.03.2024

Информация об авторах I Information about the authors

Мария Владимировна Шендо - кандидат экономических наук, доцент; заведующий кафедрой производственного менеджмента; Астраханский государственный технический университет; m.shendo@astu.org

Maria V. Shendo — Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor; Head of the Department of Production Management; Astrakhan State Technical University; m.shendo@astu.org

Елена Викторовна Свиридова - кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры производственного менеджмента; Астраханский государственный технический университет; sviridovalena85@yandex.ru

Elena V. Sviridova - Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Production Management; Astrakhan State Technical University; sviridovalena85@yandex.ru

Максим Валентинович Липаев - аспирант кафедры производственного менеджмента; Астраханский государственный технический университет; sviridova1ena85@yandex.ru

Александр Павлович Володин - аспирант кафедры производственного менеджмента; Астраханский государственный технический университет; sviridova1ena85@yandex.ru

Maxim V. Lipaev - Postgraduate Student of the Department of Production Management; Astrakhan State Technical University; sviridovalena85@yandex.ru

Alexander P. Volodin - Postgraduate Student of the Department of Production Management; Astrakhan State Technical University; sviridovalena85@yandex.ru

в

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.