Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ: ВОЗМОЖНОСТИ, РИСКИ И УПРАВЛЕНИЕ '

РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ: ВОЗМОЖНОСТИ, РИСКИ И УПРАВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экосистема / бизнес / управление / цифровая платформа / цифровые технологии / digital ecosystem / business / management / digital platform / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Лариса Анатольевна, Троян Ирина Анатольевна

Активная фаза цифровизации общества обусловила необходимость глубокого анализа конкурентных условий развития бизнеса в новых цифровых реалиях. В статье рассмотрены концептуальные составляющие цифровой экосистемы, уточнено ее определение. Предлагается понимать цифровую экосистему в бизнесе как открытую адаптивную социотехническую систему, объединяющую потребителей, предприятия и других акторов, которые используют цифровые технологии и платформы для взаимодействия, и характеризующуюся самоорганизацией и устойчивостью. На основе методов анализа и синтеза в статье определены ключевые конкурентные преимущества развития бизнеса в рамках цифровой экосистемы, в том числе: снижение издержек производства; выход на новые сегменты рынков, отрасли, межотраслевое взаимодействие; расширение клиентской базы; дифференциация продукции, услуг, предпринимательской деятельности; усиление бренда и другие. Проанализированы потенциальные риски развития предпринимательства в цифровой экосистеме, а именно: взаимозависимость с отраслевыми конкурентами, наличие монополизированных структур на рынке; киберугрозы; недостаточный уровень информационно-компьютерной грамотности для обеспечения безопасности бизнеса; финансовые риски; риски координации и урегулирования споров между партнерами цифровой экосистемы и другие. Приведены и исследованы инструменты управления развитием бизнеса в цифровой экосистеме: инструменты управления проектами, техническими характеристиками платформы, программным обеспечением; работы с большими данными; взаимодействия между партнерами; инструменты для совместной работы и управления знаниями; инструменты урегулирования спорных вопросов, норм и правил, устанавливающие степень свободы партнеров и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS DEVELOPMENT IN A DIGITAL ECOSYSTEM: OPPORTUNITIES, RISKS AND MANAGEMENT

The active phase of the digitalization of society has necessitated a deep analysis of the competitive conditions for business development in the new digital realities. The article examined the conceptual components of the digital ecosystem. Its definition has been clarified. It is proposed to understand the digital ecosystem in business as an open adaptive socio-technical system that brings together consumers, businesses and other actors that use digital technologies and platforms for interaction, and is characterized by self-organization and sustainability. Based on the methods of analysis and synthesis, the key competitive advantages of business development within the digital ecosystem were identified in the article. These are the following: lower production costs; entering new market segments, industries, cross-sectoral interaction; the expansion of the customer base; differentiation of products, services, business activities; brand enhancement and others. The potential risks of entrepreneurship development in the digital ecosystem were analyzed. These are the following: interdependence with industry competitors, the presence of monopolized structures in the market; cyber threats, insufficient level of information and computer literacy to ensure business security; financial risks; risks of coordination and settlement of disputes between partners of the digital ecosystem and others. The tools for managing the digital ecosystem in business were presented and researched. These are such tools as project management, technical characteristics of the platform, software; work with big data; interactions between partners; collaboration and knowledge management tools; tools for resolving disputes, norms and rules that establish the degree of freedom of partners and others.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ: ВОЗМОЖНОСТИ, РИСКИ И УПРАВЛЕНИЕ »

УДК 65.011(045); 334.021(045)

Кравченко Лариса Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация. Троян Ирина Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация.

Kravchenko Larisa Anatolievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economic Theory,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

TToyan Irina Anatolievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economic Theory,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ: ВОЗМОЖНОСТИ, РИСКИ И УПРАВЛЕНИЕ

BUSINESS DEVELOPMENT INA DIGITAL ECOSYSTEM: OPPORTUNITIES, RISKSAND MANAGEMENT

Активная фаза цифровизации общества обусловила необходимость глубокого анализа конкурентных условий развития бизнеса в новых цифровых реалиях. В статье рассмотрены концептуальные составляющие цифровой экосистемы, уточнено ее определение. Предлагается понимать цифровую экосистему в бизнесе как открытую адаптивную социотех-ническую систему, объединяющую потребителей, предприятия и других акторов, которые используют цифровые технологии и платформы для взаимодействия, и характеризующуюся самоорганизацией и устойчивостью. На основе методов анализа и синтеза в статье определены ключевые конкурентные преимущества развития бизнеса в рамках цифровой экосистемы, в том числе: снижение издержек производства; выход на новые сегменты рынков, отрасли, межотраслевое взаимодействие; расширение клиентской базы; дифференциация продукции, услуг, предпринимательской деятельности; усиление бренда и другие. Проанализированы потенциальные риски развития предпринимательства в цифровой экосистеме, а именно: взаимозависимость с отраслевыми конкурентами, наличие монополизированных структур на рынке; киберугрозы; недостаточный уровень информационно-компьютерной грамотности для обеспечения безопасности бизнеса; финансовые риски; риски координации и урегулирования споров между партнерами цифровой экосистемы и другие. Приведены и исследованы инструменты управления развитием бизнеса в цифровой экосистеме: инструменты управления проектами, техническими характеристиками платформы, программным обеспечением; работы с большими данными; взаимодействия между партнерами; инструменты для совместной работы и управления знаниями; инструменты урегулирования спорных вопросов, норм и правил, устанавливающие степень свободы партнеров и другие. Ключевые слова цифровая экосистема, бизнес, управление, цифровая платформа, цифровые технологии.

The active phase of the digitalization of society has necessitated a deep analysis of the competitive conditions for business development in the new digital realities. The article examined the conceptual components of the digital ecosystem. Its definition has been clarified. It is proposed to understand the digital ecosystem in business as an open adaptive socio-technical system that brings together consumers, businesses and other actors that use digital technologies and platforms for interaction, and is characterized

161

by self-organization and sustainability. Based on the methods of analysis and synthesis, the key competitive advantages of business development within the digital ecosystem were identified in the article. These are the following: lower production costs; entering new market segments, industries, cross-sectoral interaction; the expansion of the customer base; differentiation of products, services, business activities; brand enhancement and others. The potential risks of entrepreneurship development in the digital ecosystem were analyzed. These are the following: interdependence with industry competitors, the presence of monopolized structures in the market; cyber threats, insufficient level of information and computer literacy to ensure business security; financial risks; risks of coordination and settlement of disputes between partners of the digital ecosystem and others. The tools for managing the digital ecosystem in business were presented and researched. These are such tools as project management, technical characteristics of the platform, software; work with big data; interactions between partners; collaboration and knowledge management tools; tools for resolving disputes, norms and rules that establish the degree of freedom of partners and others.

Keywords: digital ecosystem, business, management, digital platform, digital technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап цивилизационного развития характеризуется существенной ролью цифрови-зации всех сфер жизнедеятельности. На основе возможностей внедрения цифровых технологий появляются новые бизнес-модели, которые уже не просто ими поддерживаются, а имеют цифровые компоненты, интегрированные с деловыми процессами и ценностными предложениями. С активной фазой роста цифровизации формируются новые подходы к организации и ведению бизнеса, меняются бизнес-модели, которые повышено ориентированы на цифровые платформы. Рынки платформ составляют большую и быстро растущую долю мировой экономики, и по рыночной стоимости 60 из 100 крупнейших корпораций мира получают от них не менее половины своего дохода. Традиционные бизнес-модели претерпевают цифровую трансформацию, что формирует парадигму нового регулирования, основанного на приоритете цифровизации предпринимательского сектора [1, с. 197]. Конкурентные преимущества имеют те предприятия, которые в основе своей деятельности создают цифровые экосистемы. Исследованию вопросов цифровой экосистемы посвящено значительное количество трудов отечественных [2-4] и зарубежных [5, 15] ученых. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Быстро изменяющиеся социально-экономические и конкурентные условия как предоставляют новые возможности, так и несут серьезные риски для развития бизнеса в цифровой экосистеме, что требует обновления научного концепта управления ими. В связи с этим целью статьи является исследование возможностей, рисков и инструментов управления развитием бизнеса в цифровой экосистеме.

МЕТОДЫ

В исследовании были использованы следующие методы: анализа и синтеза—для уточнения категориального аппарата исследования, обобщения результатов и формулировки выводов; графический метод — для представления динамики внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг; табличный метод—для агрегирования данных и описания возможностей, рисков и инструментов управления развитием бизнеса в рамках цифровой экосистемы. РЕЗУЛЬТАТЫ

В экономической среде, характеризующейся жесткой конкуренцией на цифровых платформах, предприятия выстраивают сложные цепочки создания стоимости, которые опираются на внешние организации и системы. Современные конкурентные условия обусловлены различными цифровыми технологиями, которые материализуются в применении больших данных, алгоритмов, облачных вычислений и социальных сетей. Все это является результатом трансформации в области информационных технологий, что создает экономику цифровых платформ, выстроенную вокруг множества игроков рынка, включая предпринимателей и пользователей, кото -рые одновременно взаимодействуют с правительствами, заинтересованными в регулировании новых цифровых рынков.

Цифровизация формирует новые подходы к организации и ведению бизнеса. В 2021 г. в странах наиболее активно используются в организациях предпринимательского сектора такие цифровые технологии: облачные сервисы (Финляндия, Швеция — по 75 % от общего числа организаций; Дания — 65 %, Италия — 60 %); Интернет вещей (Финляндия, Швеция — по 40 %, Германия —

162

36 %); анализ больших данных (Великобритания — 25 %, Дания — 24 %, Ирландия и Франция — по 22 %) [6, с. 56]. В России расходы предприятий на создание и применение цифровых технологий имеют стабильно положительную динамику (рис. 1).

2,3 2,2 2,1 2 1,9 1,8 1,7

2,2

1,9

1,9

2,2

2,1

2017 2018 2019 2020 2021

Рис 1 Динамика внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг в РФ, % к ВВП (Составлено по данным [6])

Повидовая структура использования цифровых технологий в России отражает мировые тенденции, так существенная доля приходится на применение облачных сервисов, технологий работы с большими данными, а также использование цифровых платформ (рис. 2).

30 25 20 15 10

27,1

■о

ш Л

0

1

т

й Ч Ю

О

25,8

св

£

^ В Ч

о |а

2 8 ® §

° Ц I

о «

[¡3 юю

о

14,7

13,7

12,6

а <и

й н

а о

о я

Ф о

11,8

Рис. 2 Использование цифровых технологий в организациях в РФ, % от общего числа организаций, 2021 г. (Составлено по данным [6])

163

5

0

В цифровую эпоху бизнесу приходится взаимодействовать с огромным количеством партнеров через различные инновационные технологические решения, приложения и программы, а цифровые платформы становятся ядром формирования цифровых экосистем. Цифровые экосистемы вызывают изменения в бизнесе и финансах; в производстве, розничной торговле и потреблении; в здравоохранении и коммунальном обслуживании. Онлайн-рынки, такие как eBay, появились в 1990-х годах, но первое упоминание термина «цифровая экосистема» часто приписывается публикации Комиссии ЕС в 2007 [7]. Несколько лет спустя термин «платформенные экосистемы» стал использоваться для описания цифровых экосистем Apple и Android. Мировая практика развития цифровых экосистем показывает, что крупнейшие бизнес-компании, обладающие доминирующим положением на рынках, имеющие значительные производственные, технологические, человеческие и информационные ресурсы, а также широкую клиентскую базу, давно функционируют как цифровые экосистемы. Наиболее известными успешными из них следует назвать бизнес экосистемы США (Facebook, Amazon, Microsoft, Google, Apple—FAMGA) и Китая (Baidu, Alibaba, Tencent —BAT). Они стали драйверами роста цифровой экономики в этих странах и конкурентоспособны -ми субъектами в странах своего присутствия. В России создание и развитие цифровых экосистем преимущественно наблюдается в финансовой и технологической сферах: «Сбер», ВТБ, АО «Тинь-кофф Банк», группа Mail.ru Group, «Яндекс», «МТС».

Хотя в мировой практике существует множество примеров систем, которые обычно считаются цифровыми экосистемами, единого понимания того, что именно представляет собой цифровая экосистема, пока нет. Отсутствие четкого определения и конкретизации существенно препятствует обоснованному обсуждению, анализу, проектированию и созданию цифровых экосистем. По мнению ученых «наибольшее влияние на возникновение и развитие концепции экосистем бизнеса оказали следующие направления экономической мысли: организационная экология, неоинституциональная теория и теория динамических способностей фирмы» [8].

В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» экосистема цифровой экономики определяется, как партнерство организаций, которые обеспечивают постоянное взаимодействие цифровых платформ, принадлежащих им, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти, организаций и населения [9]. Цифровую экосистему рассматривают как « сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий и цифровой экономики» [10].

В научном сообществе также отсутствует единая позиция в трактовке данного понятия. Цифровую экосистему определяют как «взаимозависимую группу предприятий, людей и объектов, которые совместно используют цифровые платформы для взаимовыгодных целей, таких как коммерческая выгода, инновации или общие интересы» [11, с. 107]. Такие цифровые экосистемы существенно отличаются от традиционных бизнес-экосистем тем, что они используют физические уровни (устройства), информационные уровни (данные) и уровни приложений (приложения).

Кроме того, цифровую экосистему рассматривают как «набор акторов с разной степенью многосторонней, необобщенной взаимодополняемости, которые не полностью иерархически контролируются» [5]. Примером неуниверсальной взаимодополняемости может служить Uber, цифровая платформа, которая не работает без специальных приложений для клиентов и водителей, и наоборот. Многосторонний характер означает широкий набор ролей, которые связывают между собой участников, таких как владелец платформы, производители и потребители.

Таким образом, цифровую экосистему можно определить как открытую адаптивную социо-техническую систему, объединяющую потребителей, предприятия и других акторов, которые используют цифровые технологии и платформы для взаимодействия, и характеризующуюся самоорганизацией и устойчивостью. Цифровая экосистема — это взаимодействие людей и организаций, связанных цифровыми технологиями, часто с ядром, называемым платформой. С этой точки зрения платформа — это структура, которая эффективно связывает поставщиков, дистрибьюторов, конкурентов, клиентов, регулирующих органов и других субъектов. Однако важно обозначить, что цифровая экосистема представляет собой систему глубоко взаимосвязанных и дополня-

164

ющих друг друга автономных партнеров, основной целью которых становится максимизация прибыли на основе создания взаимной стоимости товаров и услуг.

В этой связи следует отметить ключевые характерные черты цифровой экосистемы:

• «наличие территориальной и инновационной составляющей в организации экосистемы;

• межотраслевой характер, определяющий деятельность экосистемы на различных рынках;

• формирование экосистемы на базе современной технологической среды, ориентированной на использование сквозных технологий, цифровой платформы или решений, обеспечивающих высокий уровень взаимодействия акторов системы;

• датацентричность, способную усиливать адаптационные свойства экосистемы за счет применения алгоритмов и механизмов интеллектуального анализа данных;

• высокий уровень адаптации за счет самоорганизации на базе цифровой платформы» [4, с. 2371].

В прошлом бизнес-экосистемы обычно ограничивались одной сферой. Сейчас это цифровая коммерция, банковская сфера, цифровое здравоохранение и мобильность, сфера связи и коммуникации. Однако сегодня компании все чаще сталкиваются с необходимостью дифференцировать себя в своих отраслях, удовлетворять потребности клиентов и беспрепятственно объединять свои продукты и услуги. Результатом является рост межотраслевых бизнес-экосистем. Между тем, полноценная цифровая экосистема должна включать в себя базовые подсистемы: объектную, средовую, процессную, проектную [12] (рис. 3).

Объектная подсистема (компании, рынки с разными типами участников)

Средовая подсистема (платформа)

Цифровая экосистема

Процессная подсистема (сеть, интегрированность сервисов)

Проектная подсистема (инновационные решения)

Рс 3. Базовые подсистемы цифровой экосистемы (Составлено авторами)

Важно подчеркнуть, что компании должны иметь функциональные возможности, обеспечивающие совместимость их внутренних бизнес-систем и приложений. В этом контексте предприятиям предъявляются требования к взаимодействию и обмену данными между своими разрозненными внутренними системами: от автоматизированных процессов до сквозной видимости. Так, цифровая экосистема становится динамичной взаимосвязанной сетью, которая требует надежной связи между клиентами и торговыми партнерами. Если цифровая экосистема глубоко интегрирована, она позволяет предприятиям эффективно использовать все имеющиеся технологии и создавать на их основе автоматизированные процессы для постоянного развития бизнеса, обеспечивая им конкурентные преимущества. При этом у бизнеса, включенного в цифровую экосистему, неизбежно возникают угрозы и риски, которые важно учитывать при разработке конкретных инструментов управления системой (табл. 1).

«Функционирование в рамках цифровой экосистемы способствует: повышению конкурентоспо -собности каждого из ее участников; проникновению организаций на новые рынки; снижению издержек на привлечение новых клиентов; повышению лояльности клиентов, росту клиентской базы; получению прибыли от непрофильных видов деятельности; повышению инвестиционной привлекательности; усилению бренда и увеличению стоимости бизнеса» [3, с. 144]. Глубоко интегрированная цифровая экосистема будет способствовать формированию и использованию сквозных бизнес-процессов, таким образом, существенно снижая внутрикорпоративные издержки на потоки B2B. Это позволяет использовать технологии для сбора данных от клиентов, а также техноло-

165

Таблица 1. Возможности, риски и инструменты управления развитием бизнеса в рамках цифровой экосистемы *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможности Риски

• снижение издержек производства за счет сингргетического эффекта взаимодействия в рамках цифровой экосистемы и использования цифровых технологий и платформы; • выход на новые сегменты рынков, отрасли, межотраслевое взаимодействие; • расширение клиентской базы за счет потребителей партнеров; • дифференциация продукции, услуг, запуск передовых товаров, освоение не -профильных новых видов предпринимательской деятельности; • усиление бренда, рост стоимости бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности; • формирование новых сквозных бизнес-потоков В2В через цифровые технологии, улучшение качества и скорости рабочих процессов, снижение трансакций нных издержек. • устоявшаяся взаимозависимость со своими отраслевыми конкурентами, наличие монополизиро-ванных структур на рынке; • государственное регулирование цифровой экосистемы в части ограничения монопольной деятельности; • существенная доля импортного компьютерного оборудования и программного обеспечения; • киберугрозы, недостаточный уровень информационно-компьютерной грамотности для обеспечения безопасности бизнеса; • финансовые риски, обусловленные социально-экономической конъюнктурой; • риски координации и урегулирования споров между партнерами цифровой экосистемы; • риски потери потребительского доверия в процессе учета потребительских интересов и защиты потребительских прав; • ресурсозатратность и окупаемость вложений с учетом всех экзогенных и эндогенных факторов; • технологическая, управленческая совместимость партнеров.

Управление с использованием инструментов:

• управления проектами, техническими характеристиками платформы, программным обеспечением; • работы с большими данными; • взаимодействия между партнерами через платформы, приложения, интранет, иные каналы связи; • для совместной работы и управления знаниями, включая корпоративное управление, развитие цифровых навыков и творческого подхода; • инновационно-ориентированной организационной структуры и соответствующей инфраструктуры; • работы с клиентской базой и потребителями; • урегулирования спорных вопросов, норм и правил, устанавливающие степень свободы партнеров.^

* Составлено авторами

гии создания новых продуктов, предоставления услуг и создания нового клиентского опыта. Ключевое отличие здесь заключается в том, что цифровые экосистемы выходят за рамки простого подключения нескольких устройств или приложений. Цифровизация позволяет компании намного лучше работать с данными и идеями от клиентов и сотрудников, что позволяет улучшить рабочие процессы и развивать творческое мышление.

Цифровая экосистема юридически объединяет не только автономных партнеров, но и их ресурсы, опыт, клиентские базы. Предприятия могут еще больше расширить взаимозависимость своих цепочек создания стоимости, привлекая партнеров по экосистеме для укрепления отдельных аспектов своей деятельности. Таким образом, совместная предпринимательская деятельность формирует синергетический эффект, создавая большую стоимость товаров и услуг, чем если бы предприятия работали вне данной бизнес-системы.

166

Использование инфраструктуры другой компании может помочь партнеру создавать новые продукты или ускорять их производство, запускать передовые товары и услуги, расширять товарную линейку в рамках цифровой экосистемы, что приводит к росту и увеличению доходов. Цифровая экосистема позволяет предприятиям решать проблему разнообразия и расширения клиентской базы. В современной цифровой среде, ориентированной на электронную коммерцию, можно использовать заданную структуру, а технологии можно использовать как в качестве посредника, так и в качестве конечного продукта для современной индустрии услуг. Они открывают двери для новых клиентов и рынков, а также расширяют и улучшают ценностное предложение фирмы за счет беспрепятственного объединения и интеграции товаров и услуг.

Компании, внедрившие платформы цифровой трансформации и экосистемной интеграции, также получают измеримую экономию средств. Помимо повышения эффективности рабочих процессов, сквозная интеграция улучшает рабочие отношения с клиентами и партнерами и снижает эксплуатационные расходы благодаря автоматизированным процессам обработки данных и эффективности в масштабах всего бизнеса. Цифровые экосистемы формируют новые потоки доходов за счет интеграции консолидированной экосистемы, с помощью которой организации могут отслеживать и анализировать всесторонние данные, проходящие через бизнес, и использовать их для создания новых продуктов и услуг. Такая интеграция не только укрепляет текущие процессы получения доходов, но и создает дополнительные услуги для новых каналов получения доходов. Также бизнес-модель в рамках цифровой экосистемы позволяет предприятиям намного быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям.

Развитие цифровой экосистемы может нести значительные преимущества и для клиентов. Предложение и расширение линейки товаров и услуг означает более внимательное отношение к потребностям клиентов и повышение их лояльности. Кроме того, поскольку они могут найти гораздо больше решений в экосистеме, и все они взаимосвязаны, им не нужно будет искать что-то еще.

Можно выделить такие ключевые аспекты успешного развития бизнеса в цифровой экосистеме: возможности, понимание потребностей клиентов и партнеров, ресурсы. Возможности включают как технические, так и человеческие навыки, необходимые для управления экосистемой. Здесь потенциальные организаторы рискуют недооценить сложность задачи. Недостаточно просто иметь доминирующую долю рынка или узнаваемый бренд. Например, компания Nokia понесла значительные убытки в проекте развития Symbian из-за создания огромного количества несовместимых телефонов, которые не улучшали качество обслуживания клиентов. Покупки товаров и услуг в цифровой экосистеме могут нести серьезные проблемы и для потребителей, связанные с защитой их прав. Во многих странах присутствуют несовершенства и пробелы в регулировании вопросов взаимоотношений в рамках цифровых экосистем.

Важно также отметить, что развитие экосистем сопряжено со многими рисками как для самого бизнеса, так и для экономики страны. Создание цифровой экосистемы включает в себя множество барьеров и проблем, которые необходимо преодолеть: устоявшаяся культура внутри компании и нежелание меняться; нехватка управления и ресурсов в ИТ; ограниченность бюджета для цифровой трансформации; защита цифровых данных и другие.

Фирмы также сталкиваются с взаимозависимостью со своими отраслевыми конкурентами, поскольку каждое их конкурентное действие неизменно вызывает ответную реакцию. Чтобы сдерживать конкуренцию и поддерживать прибыльность, фирмы маневрируют в своей деятельности по цепочке создания стоимости, такой как маркетинг и продажи, для установления более тесных контактов на нескольких рынках. И здесь стоит отметить управленческие и организационные риски. В процессе развития цифровой экосистемы, выхода бизнеса на новые сегменты рынка, освоения новых отраслей многие компании не располагают эффективной стратегией своего делового поведения. Не имея опыта, они часто принимают неверные решения о том, какую роль им следует играть. Так, принимая роль организатора и лидера в экосистеме, фирма может недооценивать время и ресурсы, необходимые для управления и взаимодействия со своими партнерами. Или они могут сосредотачиваться на выработке решения, которое осуществимо, но нежелательно ни для клиентов, ни для партнеров. Важна и функциональная совместимость партнеров цифровой экосистемы. Боль-

167

шинство предприятий используют цифровые технологии как часть своей деятельности, но эти инструменты часто разрознены, не имеют интеграции и требуют ручного вмешательства. Компании должны учитывать, как эти технологии взаимодействуют, и поощрять сотрудничество, где это возможно, чтобы в полной мере использовать преимущества цифровых технологий.

Также развитие цифровых экосистем сопряжено с финансовыми рисками для кредиторов и инвесторов. Одним из серьезных ограничений создания или включения в цифровую экосистему является наличие необходимых ресурсов. Так, вопрос стоимости создания цифровой экосистемы остается проблемным для большинства фирм малого и среднего предпринимательства. На некоторых рынках возможно построить «жизнеспособную экосистему» с минимальными затратами, как в случае с итальянской компанией Ьауа22а, которая пытается создать совместные экосистемы, связанные с кофе. Однако для большинства случаев необходимы существенные вложения средств и ресурсов.

Риски монополизации цифровых экосистем и возможных ограничений деятельности со стороны государства существуют во многих странах, в том числе и в России. К тому же, важнейшим вопросом управления цифровых экосистем в РФ является отсутствие закрепления их правового регулирования. Для России отдельно следует указать на риски, связанные с зависимостью от зарубежных цифровых технологий, программного обеспечения, компьютерного оборудования и техники. Кроме того, важно понимать недостаточный уровень цифровых компетенций и квалификации для обеспечения безопасности как бизнеса в целом, так и отдельных пользователей.

Ученые отмечают, что значительную долю рисков составляют те, что связаны с координацией и взаимодействием партнеров между бизнес-структурами цифровой экосистемы. При этом уровень риска может быть существенно снижен за счет синергетического эффекта партнеров, которые «закрывают» часть рисков своей деятельностью [13, с. 132]. Чтобы экосистема работала хорошо и росла, требуется четкий набор правил. Это означает, что необходима прозрачно установленная модель управления экосистемой, которая устанавливает правила взаимодействия между партнерами. Компании традиционно хорошо работают вместе в рамках четкой иерархической структуры, например, через отношения покупатель-поставщик. Однако в условиях партнерства они становятся взаимозависимыми, и чем больше заинтересованных сторон вовлекается в цифровые экосистемы, тем сложнее становится установить доверие между всеми участвующими сторонами и договориться об одинаковых условиях сотрудничества. «Если доверие строится на основе представлений членов о способностях, доброжелательности и порядочности, то организации должны стратегически управлять этим восприятием, чтобы повысить уровень доверия в зависимости от того, что они делают и как они это делают. Это институциональное доверие создается посредством таких стратегических действий, как соблюдение поддерживающих политик и процедур, предоставление соответствующих технологий, тщательный отбор и обучение руководителей и членов команд, а также четкое определение задач, ролей и ответственности» [14]. Таким образом, компании сталкиваются с дилеммой: им необходимо работать вместе с поставщиками, партнерами и даже конкурентами, чтобы приспособиться к быстро изменяющейся бизнес-среде. И в этом контексте возникает необходимость применения новаторских инструментов управления бизнесом в цифровой экосистеме, что призвано носить креативный характер. Креативность здесь «позволяет более эффективно использовать синергию между различными сервисами внутри экосистемы (например, координировать и дополнять различные акции для клиентов при использовании разных сервисов)» [15, с.23]. Такими инструментами могут быть: «создание инновационно-ориентированной организационной структуры и корпоративной культуры, обеспечивающих гибкость и адаптивность компании; налаживание многоаспектных доверительных отношений с потребителями, установление с ними прямых контактов, снижение информационной асимметрии, формирование индивидуально ориентированного ценностного предложения; трансформация роли лидера системы и требований к его компетенциям, построение архитектуры с учетом интересов партнеров, доверия, аккумулирования инноваций, стимулирования творчества, а не соблюдения норм» [2, с. 36]. Группы инструментов управления бизнесом в цифровой экосистеме могут объединять: инструменты управления проектами, инструменты для совместной работы,

168

платформы управления контентом, общедоступные веб-сайты, обмен файлами и другие, необходимые для работы в цифровой среде.

Цифровая экосистема позволяет предприятиям собирать дополнительную информацию о процессах, клиентах, транзакциях и многом другом. С помощью бизнес-аналитики компании могут разрабатывать стратегии и экосистемы, основанные на больших данных, чтобы трансформировать свои возможности и получить ценную информацию. Внедрение стратегий, основанных на данных, имеет решающее значение для вовлечения и обучения всей компании для достижения общей цели. Цифровые экосистемы заменяют сегментированные и разрозненные отделы в традиционных бизнес-структурах, предлагая динамичную среду для совместной работы. Сотрудничество на всех уровнях организации помогает устранить традиционную иерархию и помогает определить новые бизнес-модели, инновационные технологии.

Модернизация основных цифровых технологий и подготовка предприятия к активному их применению требуют дифференцированного подхода. Современные предприятия лучше подготовлены к вызовам, инвестируя в создание и развитие цифровой экосистемы. Что касается инвестиций в технологии, то облачные сервисы, аналитика, управление и безопасность считаются самыми важными. Автоматизация является ключевым инструментом управления в цифровых платформах больших данных, облачных вычислений, приложений и платформ интеграции B2B. Автоматизированные процессы необходимы компаниям, чтобы динамично и разумно реагировать на изменения рынка. Разработка системы для внедрения автоматизированных процессов имеет решающее значение, так как исключает неэффективные ручные операции и экономит время сотрудников. Реализация стратегии, основанной на данных, имеет решающее значение для привлечения и обучения всей организации грамотности в отношении данных, работы для достижения общей цели и поощрения большего числа лидеров к активному участию.

Необходимым элементом успеха развития цифровой экосистемы является учет потребностей клиентов, что связано с клиентоцентричностью. При этом, необходимо предложение с двойной ценностью, т.е. такое, которое будет удовлетворять и конечного потребителя, и всех партнеров цифровой экосистемы. Чем лучше компания понимает своих клиентов, тем лучше она сможет предложить свои услуги, программное обеспечение и технологии для улучшения общего качества обслуживания. Важно отметить, что участие в экосистеме «основано не на текущем масштабе сети, а скорее на количестве пользователей, с которыми, как ожидается, они смогут взаимодействовать в будущем» [16].

Бизнес все чаще полагается на цифровые экосистемы, чтобы обеспечить экономию за счет масштаба и защитить себя от конкурирующих компаний, которые стремятся к менталитету «победитель получает все». Тем не менее, они часто имеют очень ограниченные стратегические подходы к управлению цифровыми экосистемами. Создание цифровой экосистемы является сложной задачей; для этого требуется агентство, управляемое организацией, или обдуманные решения и действия. Поскольку начинающие поставщики платформ стремятся развивать экосистему, они должны тщательно ориентироваться в этих отношениях власти при решении проблем управления. Одновременно им необходимо обеспечить стабильность и порядок, устанавливая правила, разрешающие спорные вопросы и ограничивающие степень свободы участников экосистемы.

ВЫВОДЫ

Сегодня происходят фундаментальные сдвиги в мировом хозяйстве, и данные тенденции необходимо учитывать при ведении бизнеса. Цифровая экосистема—это сложная сеть заинтересованных акторов: производителей, поставщиков, клиентов и организаторов платформ, которые подключаются через цифровые платформы и взаимодействуют способами, создающими ценность. В цифровой экосистеме участники действуют сообща для создания новых рынков, предоставления новых форм ценности и создания нового и более привлекательного клиентского опыта. Ключом к успеху бизнеса в цифровой экосистеме является интеграция, унификация и совместимость между всеми элементами, которыми могут быть продавцы, клиенты, партнеры, технологии. Цифровые экосистемы сегодня стали не только крупными бизнес-структурами, они также являются новой организационной формой, основной характеристикой которой является центральная роль потребителя.

169

Цифровые платформы в той или иной степени регулируют множество видов деятельности в экосистемах, формируя некую организационную инфраструктуру Управление цифровой экосистемой влечет за собой использование власти для изменения нежелательных результатов и достижения желаемых, изменения курса действий, разрешения конфликтов и учета разносторонних интересов всех участников. Способность поставщика платформы управлять тесно связана с установлением, изменением и поддержанием границ, окружающих ресурсы платформы и связанную с ней экосистему. Однако при запуске цифровых платформ в экосистеме часто уделяется ограниченное внимание конкретным особенностям управления и властным отношения, что может иметь серьезные последствия для будущей траектории развития и эффективности цифровой экосистемы. Создание цифровой экосистемы и управление бизнесом в ней несет определенные риски и ограничения: отсутствие навыков, нехватка средств, неосведомленность о преимуществах, нежелание бизнеса меняться, который является одновременно и целью, и движущей силой в механизме этих систем. Для новичков использование контроля над ресурсами для установления управления проблематично, а в некоторых случаях невозможно, ведь ресурсы цифрового контента и услуг очень податливы, поэтому границы, которые позволяют осуществлять контроль над ресурсами, легко обойти. Управление цифровой экосистемой направлено на ее использование для развития бизнеса за счет реализации творческого потенциала человеческих ресурсов.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Кравченко Л.А. Новое регулирование и трансформация делового климата в условиях современного кризиса / Л.А. Кравченко, И.А. Троян, Е.Г. Гиндес // Экономика и предпринимательство. — 2021. — № 5(130). — С. 192-198. — DOI 10.34925/EIP.2021.130.5.034. — EDN LSLEWI.

2. Жданов Д. А. Цифровая трансформация: платформенные экосистемы как инструмент управления высокотехнологичным бизнесом / Д. А. Жданов // Управленческие науки. — 2021. — Т. 11, № 4. — С. 25-39. — DOI 10.26794/2404-022X-2021-11 -4-25-39. — EDN CYQZXV

3. Каленов О.Е. Цифровые экосистемы организаций / О.Е. Каленов // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. — 2022. — Т. 19, № 1(121). — С. 139-147. — DOI 10.21686/2413-2829-2022-1139-147. — EDNAJTDLN.

4. Завьялова Н.Б. Бизнес-модели цифровых экосистем сферы товарного обращения / Н.Б. Завьялова, Д.В. Завьялов, О.В. Сагинова, Ю. Л. Сагинов // Вопросы инновационной экономики. — 2022. — Т. 12, № 4. — С. 2369-2382. — DOI 10.18334/vinec.12.4.116802. — EDN WRFCXE.

5. Jacobides M.G. Towards a theory of ecosystems / M.G. Jacobides, C. Cennamo, A. Gawer // Stratégie management journal. — 2018. — Т. 39. — №. 8. — С. 2255-2276.

6. Цифровая экономика: 2023 : краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, 2023. — 120 с.

7. European Commission, Directorate-General for the Information Society and Media / A. Nicolai, F. Nachira, P. Dini // Digital business ecosystems, A. Nicolai (editor), F. Nachira (editor), P. Dini (editor), Publications Office, 2007. — Access Mode: op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/53e45e55-4bd2-42a4-ad25-27b339b051e0 (date of the application: 30.05.2023).

8. Раменская Л.А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях / Л.А. Раменская // Управленец. — 2020. — Т. 11. № 4. — С. 16-28. — DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-2.

9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: утв. Ука -зом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. — 2021. — [Электронный доступ]. — Режим доступа: kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 30.05.2023).

10. Цифровая Экономика РФ: программа, представлена Президенту 5 июля 2017 года: комментарии и оценки аналитиков РАЭК [ Электронный доступ] // Ассоциация электронных коммуникаций [сайт]. — 2021. — Режим доступа: raec.ru/live/position/9547/ (дата обращения: 30.05.2023).

11. Володина Н. Л. Преимущества создания цифровой экосистемы / Н. Л. Володина // Организатор производства. — 2021. — Т. 29. № 4. — С. 104-111. — DOI: 10.36622/VSTU.2021.95.61.011.

12. Клейнер Г.Б. Социально-экономические экосистемы в свете системной парадигмы / Г. Б. Клейнер // Системный анализ в экономике: сб. тр. V Междунар. науч.-практ. конф .-биеннале. — М.: Прометей, 2018. — С. 5-14. — DOI: 10.33278/SAE 2018.rus.005-014.

13. Бездудная А.Г. Бизнес-экосистемы компаний: конкуренция или сотрудничество, развитие цифровых подходов / А.Г. Бездудная, М.Г. Трейман // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2021. — № 4(130). — С. 129-134. — EDN JIBQFM.

14. Балашова И.В. Внедрение цифровых технологий в организацию работы виртуальных команд / И.В. Балашова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — № 4(61). — С. 91-99. — EDN POMNQX.

170

15. Столярова Е.В. Цифровая экосистема как конкурентное преимущество международных компаний I Е.В. Столярова II Банковский вестник. — 2020. — № 7(684). — С. 20-28. — EDNDNURXX.

16. Eisenmann T. Platform envelopment. I T. Eisenmann, G. Parker, M. Van Alstyne II Harvard Business School. Working paper. — 2007. — Vol. 07 — P. 104.

SPESOKLIIERATURY

1. Kravchenko L.A. Novoye regulirovaniye i transformatsiya delovogo klimata v usloviyakh sovremennogo krizisa I L.A. Kravchenko, I.A. Troyan, Ye.G. Gindes II Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2021. — № 5(130). — S. 192-198. — DOI 10.34925IEIP.2021.130.5.034. — EDN LSLEWI.

2. Zhdanov D.A. Tsifrovaya transformatsiya: platformennyye ekosistemy kak instrument upravleniya vysokotekhnologichnym biznesom I D.A. Zhdanov II Upravlencheskiye nauki. — 2021. — T. 11, № 4. — S. 25-39. — DOI 10.26794I2404-022X-2021-11-4-25-39. — EDN CYQZXV

3. Kalenov O.Ye. Tsifrovyye ekosistemy organizatsiy I O.Ye. Kalenov II Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V Plekhanova. — 2022. — T. 19, № 1(121). — S. 139-147. — DOI 10.21686I2413-2829-2022-1-139-147. — EDNAJTDLN.

4. Zav'yalova N.B. Biznes-modeli tsifrovykh ekosistem sfery tovarnogo obrashcheniya I N.B. Zav'yalova, D.V Zav'yalov, O.V. Saginova, Yu.L. Saginov II Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. — 2022. — T. 12, № 4. — S. 2369-2382. — DOI 10.18334Ivinec.12.4.116802. — EDN WRFCXE.

5. Jacobides M.G. Towards a theory of ecosystems I M.G. Jacobides, C. Cennamo, A. Gawer II Strategic management journal. — 2018. — T. 39. — №. 8. — S. 2255-2276.

6. Tsifrovaya ekonomika: 2023: kratkiy statisticheskiy sbornik I G.I. Abdrakhmanova, S.A. Vasil'kovskiy, K.O. Vishnevskiy i dr.; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M. : NIU VSHE, 2023. — 120 s.

7. European Commission, Directorate-General for the Information Society and Media I A. Nicolai, F. Nachira, P. Dini II Digital business ecosystems, A. Nicolai (editor), F. Nachira (editor), P. Dini (editor), Publications Office, 2007. — Access Mode: op.europa.euIen/publication-detailI-Ipublication/53e45e55-4bd2-42a4-ad25-27b339b051e0 (date of the application: 30.05.2023).

8. Ramenskaya L.A. Primeneniye kontseptsii ekosistem v ekonomiko-upravlencheskikh issledovaniyakh I L.A. Ramenskaya II Upravlenets. — 2020. — T. 11. № 4. — S. 16-28. — DOI: 10.29141I2218-5003-2020-11-4-2.

9. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody: utv. Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 maya 2017 g. № 203. — 2021. — [Elektronnyy dostup]. — Rezhim dostupa: kremlin.ruIactsIbankI41919 (data obrashcheniya: 30.05.2023).

10. Tsifrovaya Ekonomika RF: programma, predstavlena Prezidentu 5 iyulya 2017 goda: kommentarii i otsenki analitikov RAEK [Elektronnyy dostup] II Assotsiatsiya elektronnykh kommunikatsiy [sayt]. — 2021. — Rezhim dostupa: raec.ruIliveIpositionI9547I (data obrashcheniya: 30.05.2023).

11. Volodina N.L. Preimushchestva sozdaniya tsifrovoy ekosistemy I N.L. Volodina II Organizator proizvodstva. — 2021. — T. 29. № 4. — S. 104-111. — DOI: 10.36622IVSTU.2021.95.61.011.

12. Kleyner G.B. Sotsial'no-ekonomicheskiye ekosistemy v svete sistemnoy paradigmy I G.B. Kleyner II Sistemnyy analiz v ekonomike: sb. tr. V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.-biyennale. — M.: Prometey, 2018. — S. 5-14. — DOI: 10.33278ISAE 2018.rus.005-014.

13. Bezdudnaya A.G. Biznes-ekosistemy kompaniy: konkurentsiya ili sotrudnichestvo, razvitiye tsifrovykh podkhodov I A.G. Bezdudnaya, M.G. Treyman II Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. — 2021. — № 4(130). — S. 129-134. — EDN JIBQFM.

14. Balashova I.V Vnedreniye tsifrovykh tekhnologiy v organizatsiyu raboty virtual'nykh komand I I.V Balashova II Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — № 4(61). — S. 91-99. — EDN POMNQX.

15. Stolyarova Ye.V. Tsifrovaya ekosistema kak konkurentnoye preimushchestvo mezhdunarodnykh kompaniy I Ye.V Stolyarova II Bankovskiy vestnik. — 2020. — № 7(684). — S. 20-28. — EDN DNURXX.

16. Eisenmann T. Platform envelopment. I T. Eisenmann, G. Parker, M. Van Alstyne II Harvard Business School. Working paper. — 2007. — Vol. 07 — P. 104.

Статья поступила в редакцию 7 июня 2023 года Статья одобрена к печати 27 июня 2023 года

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.