Научная статья на тему 'Современное состояние охотничье-промысловых птиц на северном макросклоне Киргизского хребта (Северный Тянь-Шань)'

Современное состояние охотничье-промысловых птиц на северном макросклоне Киргизского хребта (Северный Тянь-Шань) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
83
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние охотничье-промысловых птиц на северном макросклоне Киргизского хребта (Северный Тянь-Шань)»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 264: 550-554

Современное состояние охотничье-промысловых птиц на северном макросклоне Киргизского хребта (Северный Тянь-Шань)

Э.Давранов, В.Н.Катаевский

Лаборатория наземных позвоночных животных, Биолого-почвенный институт

Национальной Академии Наук Кыргызской Республики,

пр. Чу, д. 265, Бишкек, 650074, Киргизия. E-mail: davranov@inbox.ru

Поступила в редакцию 30 июня 2004

В настоящее время в предгорных районах Киргизского хребта всё сильнее ощущается влияние браконьерства на авифауну. Цель данной статьи — показать сезонную динамику охотничье-промысловых птиц. Работа выполнена в 1991-1993 годах в Панфиловском районе Чуйской области Киргизии. Учёты птиц проведены по методике Ю.С.Равкина (1967). Экологические и зоогеографические группы птиц выделены по А.И.Янушевичу (1961). На северном макросклоне хребта встречается 8 видов птиц, являющихся охотничье-промысловыми объектами. Их распределение и сезонная динамика численности выглядит следующим образом.

Гималайский улар Tetraogallus himalayensis встречается в альпийском и субальпийском поясах Киргизского хребта. Наибольшая его концентрация — 7 ос./км2 — наблюдалась на альпийских лугах. В среднегорье улары спускаются очень редко, где мы встречали их в небольшом числе (табл. 1). Во всех характерных для него местообитаниях улар — обычная птица. В арчовых стланиках, скалах и осыпях он малочислен. Гималайский улар пока не нуждается в специальных мерах защиты, поскольку живёт в труднодоступных местах и добыть его удаётся далеко не каждому охотнику. Только естественные враги, многоснежные зимы и бескормица представляют для него опасность.

Таблица 1. Сезонная динамика плотности населения гималайского улара в различных местообитаниях, ос./км2

Местообитания Зима Весна Лето Осень

Альпийские луга 4 3 7 6

Субальпийские луга — 1 1 2

Арчовые стланики 0.6 0.16 0.015 —

Скалы и осыпи 0.1 1 — —

Еловые леса — 0.03 — —

Среднегорные скалы и осыпи с кустарниками

— 0.03 — —

Кеклик АкШпБ сИикаг в условиях северного макросклона Киргизского Ала-Тоо является широко распространённой и наиболее характерной птицей. Мы зарегистрировали его в 17 местообитаниях (табл. 2). Наибольшая концентрация обнаружена в лугостепях и кустарниках среднегорья, а в

Таблица 2. Динамика населения кеклика в различных местообитаниях, ос./км2

Местообитания Зима Весна Лето Осень

Альпийские луга — 2 1 —

Субальпийские луга 17 6 1 31

Арчовые стланики 5 12 24 6

Скалы и осыпи 18 35 13 16

Еловые леса — — — —

Арчовые леса — — — —

Лугостепи 29 53 41 55

Среднегорные скалы и осыпи 2 19 4 22

Пойменные леса 6 20 3 28

Предгорные степи 11 24 14 17

Яблоневые сады — 1 — —

Поля зерновых — — — 4

Таблица 3. Динамика населения фазана в разных биотопах (ос./км2)

Местообитания Зима Весна Лето Осень

Еловые леса — 0.16 — ,—

Лугостепи — — — 2

Среднегорные скалы и осыпи с кустарниками 4 6 2 6

Пойменные леса 23 30 11 24

Яблоневые сады — 1 — —

Поля многолетних трав — — 1 —

Поля зерновых — — — 0.33

высокогорье — на скалах и в осыпях, субальпийских лугах и в арчовых стланиках. Большой показатель плотности населения в предгорной части Киргизского хребта отмечен в степях и поймах ручьёв и речек. Как видно из таблицы 2, численность кеклика больше весной и осенью. Зимой и летом его плотность кажется меньшей. Зимнее уменьшение плотности населения, возможно, обусловлено снижением численности из-за естественных врагов и в результате отстрела охотниками, болезней и зимней бескормицы. Весеннее увеличение численности связано с тем, что ранней весной кек-лики в кормных местах нередко образуют большие стаи и тем самым часто попадают в учёт. Летом, в период гнездования и после него, они не образуют стаи и по этой причине меньше регистрируются во время учётов. Осенью они начинают объединяться в большие стаи и учитываются чаще, но на этот раз эти большие стаи действительно отражают увеличение численности кеклика. Охотников на кеклика очень много, однако наибольшую опасность для него представляют зимнее многоснежье и эпизоотии.

Фазан Р/шяшлид сокМсш. Наибольшая плотность населения отмечена в пойменных лесах предгорной зоны. В среднем на 1 км2 здесь приходится 22 особи (табл. 3). В кустарниках среднегорья фазан — обычная птица (до 5 ос./км2). В других местообитаниях он встречается редко. Фазан очень нуждается в охране, поскольку охота на него лёгкая. В многоснежные зимы гибель птиц значительна. В это время они нуждаются в подкормке.

Перепел СоШгтх соШгпкс гнездится на лугах и в степях, а также охотно селится в посевах многолетних трав (люцерна, клевер). Высокая плотность перепела обнаружена нами в лугостепях среднегорья, яблоневых садах и на полях зерновых (табл. 4). Причиной повышения концентрации перепела в яблоневых садах является то, что площадь между рядами яблонь засевается клевером, где он охотно гнездится. В других биотопах численность перепела небольшая. В свое время Г.С.Умрихина и А.И.Янушевич (1961) указали на значительную концетрацию перепела (100-150 особей на 1 га) в некоторых местообитаниях. Однако по нашим расчётам, этот показатель снижается на целый порядок. Видимо, имеется тенденция снижения плотности населения этого вида в связи с тем, что горные территории многие годы использовались под сельскохозяйственные угодья.

Таблица 4. Динамика населения перепела (ос./км2)

Местообитания Зима Весна Лето Осень

Лугостепи — — 13 3

Предгорные.степи — 0.33 5 2

Предгорная полупустыня — — — 4

Яблоневые сады — 0.33 21 12

Поля многолетних трав — 2 8 8

Поля зерновых — 0.6 10 3

Таблица 5. Сезонная динамика бородатой куропатки в различных местообитаниях (ос./км )

Местообитания

Зима

Весна

Лето

Осень

Арчовые леса — 11 — —

Лугостепи — 18 — —

Среднегорные скалы и осыпи с кустарниками 8 — — —

Пойменные леса 5 4 — —

Предгорные.степи 16 26 5 —

Бородатая куропатка Perdix dauuricae, по-местному — "чиль", встречается реже, чем кеклик. В её стаях чаще всего насчитывается по 10-15 особей. Бородатую куропатку больше регистрировали в предгорных местообитаниях — до 26 ос./км2 (табл. 5).

Сизый голубь Columba livia зарегистрирован нами в 14 местоооби-таниях. Высокая численность этой птицы отмечена в населённых пунктах — до 432 особей на 1 км2. В предгорной части, кроме населённых пунктов, довольно большие концентрации голубей зарегистрированы в около кошар, у животноводческих стойбищ в пойменных лесах, в предгорной степи и на вспаханных полях, где весной сизые голуби кормятся засеянным зерном (до 107 ос./км2). В высокогорье и среднегорье сизый голубь обычен, но плотность его населения здесь гораздо ниже, чем в предгорьях (табл. 6).

Вяхирь Columba palumbus — лесная птица, поэтому мы встречали его в основном в лесах и кустарниках среднегорья (до 8 ос./км2), где он обычен. В предгорьях встречается до 3 особей на 1 км2 (табл. 7).

Таблица 6. Динамика населения сизого голубя (ос./км2)

Местообитания Зима Весна Лето Осень

Альпийские луга — 0.2 2 0.3

Субальпийские луга 2 3 5 2

Арчовые стланики — 1 — —

Скалы и осыпи 1 6 1 4

Арчовые леса — — 1 —

Лугостепи 1 0.17 0.16 —

Среднегорные скалы и осыпи с кустарниками — 2 6 —

Пойменные леса 45 41 36 35

Предгорные.степи 4 22 1 0.3

Населенные пункты 206 234 432 348

Кошары предгорной зоны 156 40 46 28

Яблоневые сады — 1 — —

Поля зерновых 1 1 10 6

Вспаханные поля — 107 — 39

Таблица 7. Динамика населения вяхиря в различных местообитаниях (ос./км2)

Местообитания Зима Весна Лето Осень

Арчовые леса — 2 0.16 —

Лугостепи — — 0.33 —

Среднегорные скалы и осыпи с кустарниками — 3 8 —

Пойменные леса — — 1 —

Поля зерновых — — 0.2 —

Вспаханные поля — 3 — —

Таблица 8. Динамика населения большой горлицы (ос./км2)

Местообитания Зима Весна Лето Осень

Скалы и осыпи _ _ 2 _

Еловые леса — — 5 —

Арчовые леса — — 1 —

Лугостепи — 2 14 3

Среднегорные скалы и осыпи с кустарниками — 9 22 1

Яблоневые сады — 3 — —

Большая горлица БгерШореИа опеШаШ также гнездится в лесах и кустарниках среднегорья. Её численность гораздо выше, чем вяхиря. В отличие от последнего, большая горлица чаще встречается в лугостепях среднегорья — до 14 ос./км2. Плотность населения в скалах и осыпях с кустарниками достигает 22 ос./км2, в высокогорье этих птиц регистрировали в небольшом количестве (табл. 8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как мы уже отметили, кроме гималайского улара, почти все охотничье-промысловые птицы нуждаются в специальной охране. Если во времена Советского Союза охотничье-промысловые птицы были объектом спортивной охоты, то сейчас для местного населения они стали средством су-

шествования. Многие жители предгорных районов Республики удовлетворяют потребность в мясе, добывая дичь. Эта неконтролируемая охота наносит большой урон численности птиц. Она приводит к обеднению видового разнообразия и уменьшению устойчивости горных экосистем. Отсюда следует, что нужно принимать самые кардинальные меры для предотвращения последствий браконьерской деятельности населения предгорий Киргизского хребта.

Литература

Равкин Ю.С. 1967. К методике учёта птиц лесных ландшафтов //Природа очагов клещевого

энцефалита на Алтае. Новосибирск: 66-75. Умрихина Г.С., Янушевич А.И. 1961. Хозяйственное значение птиц И Птицы Кирги-зии.Фрунзе, 3: 279-292.

Янушевич А.И. 1961. Биогеографический обзор птиц Киргизии ИПтицы Киргизии. Фрунзе, 3: 5-59.

Ю ОЗ

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2004, Том 13, Экспресс-выпуск 264: 554-558

Особенности экологии и динамики численности грача Corvus frugilegus в антропогенных ландшафтах Центрального региона Европейской России

В.Г.Ануфриев

Кафедра зоологии и экологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Кибальчича, д. 6, корп. 5, Москва, 129278, Россия

Поступила в редакцию 18 мая 2004

В последнее время отмечен рост численности грача Corvus frugilegus в крупных посёлках и сокращение её в мелких населённых пунктах. Важно выяснить причины этого явления, т.к. изучение сезонной и многолетней динамики численности врановых птиц в антропогенных ландшафтах и выяснение её экологических причин имеет важное теоретическое и практическое значение (Константинов и др. 2001; Константинов 2002).

Цель настоящей работы — рассмотрение особенностей экологии грача и динамики его численности в ландшафтах с разной антропогенной нагрузкой. Исследование проводили в лесостепи с посадками деревьев в Киреевском р-не Тульской обл. с 1998 по 2003 год. Тула находится в 14 км севернее ближайшей к нему изучаемой колонии. Крупных промышленных предприятий здесь нет, но район испытывает мощное загрязняющее воздействие со стороны Тулы, особенно во время северо-западных ветров.

Мы попытались выяснить характер взаимоотношений между соседними колониями и далее наблюдения проводить на уровне микропопуляций. Микропопуляции — составные части местных популяций. По терминоло-

СС/1 Рус. орнитол. журн. 2004 Экспресс-выпуск № 264

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.