Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМИРОВАНИЯ ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ ЛИЦ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ЛИКВИДАЦИИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМИРОВАНИЯ ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ ЛИЦ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ЛИКВИДАЦИИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛУЧЕНИЕ / РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ / ПРЕДЕЛЫ ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ / ПЕРСОНАЛ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / НОРМИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА / КРИТЕРИИ / МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / EXPOSURE / RADIATION ACCIDENT / DOSE LIMITS / PERSONNEL / EMERGENCY RESCUE TEAMS / REGULATION / REGULATORY FRAMEWORK / RADIATION SAFETY / PROTECTION / CRITERIA / HEALTH EFFECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галушкин Борис Александрович, Богданова Людмила Серафимовна

Представлены отечественный и международный подходы к нормированию доз облучения персонала и привлекаемых лиц при ликвидации и смягчении последствий радиационных аварий. Для целей нормирования на примере реальных аварий на Чернобыльской и Фукусимской атомных электростанциях рассмотрены вопросы влияния повышенного облучения на отдаленные последствия для здоровья аварийного персонала. Обсуждаются существующее в России нормирование дозы облучения и применимость международных критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галушкин Борис Александрович, Богданова Людмила Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Regulations on Radiation Exposure of First Responders to a Radiological Accident

The authors review domestic and international approaches to the regulation of radiation dose limits for responders to a radiation accident. For the purposes of establishing acceptable dose limits, the authors use the examples of real accidents at the Chernobyl and Fukushima nuclear power plants to consider the long-term health effects for emergency responders. The current Russian regulation on radiation doses, and the applicability of international criteria are discussed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМИРОВАНИЯ ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ ЛИЦ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ЛИКВИДАЦИИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИИ»

/84 Civil SecurityTechnology, Vol. 16, 2019, No. 1 (59) УДК 614.8.086.52

Современное состояние нормирования дозы облучения лиц, привлекаемых к ликвидации радиационных аварии

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2019

Б.А. Галушкин, Л.С. Богданова

Аннотация

Представлены отечественный и международный подходы к нормированию доз облучения персонала и привлекаемых лиц при ликвидации и смягчении последствий радиационных аварий. Для целей нормирования на примере реальных аварий на Чернобыльской и Фукусимской атомных электростанциях рассмотрены вопросы влияния повышенного облучения на отдаленные последствия для здоровья аварийного персонала. Обсуждаются существующее в России нормирование дозы облучения и применимость международных критериев.

Ключевые слова: облучение; радиационная авария; пределы дозы облучения; персонал; аварийно-спасательные формирования; нормирование; нормативная база; радиационная безопасность; защита; критерии; медицинские последствия.

Current Regulations on Radiation Exposure of First Responders to a Radiological Accident

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2019

B. Galushkin, L. Bogdanova

Abstract

The authors review domestic and international approaches to the regulation of radiation dose limits for responders to a radiation accident. For the purposes of establishing acceptable dose limits, the authors use the examples of real accidents at the Chernobyl and Fukushima nuclear power plants to consider the long-term health effects for emergency responders. The current Russian regulation on radiation doses, and the applicability of international criteria are discussed.

Key words: exposure; radiation accident; dose limits; personnel; emergency rescue teams; regulation; regulatory framework; radiation safety; protection; criteria; health effects

Статья поступила в редакцию 14.01.2019.

Созданная в Советском Союзе еще в 50-е годы атомная энергетика в настоящее время насчитывает 10 действующих атомных электростанций (АЭС). В случае возникновения техногенной аварии на производстве выполняются необходимые работы по ликвидации и смягчению ее последствий. С учетом характера и последовательности выполнения работ при возникновении радиационной аварии выделяют:

аварийно-спасательные работы, которые осуществляются с целью спасения людей и прекращения неконтролируемого выхода радиоактивности из источника;

аварийно-восстановительные работы, которые осуществляются с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, ликвидации или снижения последствий аварии.

В этом случае различают следующие виды облучения:

контролируемое облучение с соблюдением основных дозовых пределов;

контролируемое планируемое повышенное облучение;

неконтролируемое аварийное облучение. В условиях осложненной радиационной обстановки персонал должен проводить аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в основном без превышения пределов дозы, установленной для нормальной эксплуатации АЭС. В нормальных условиях эксплуатации для персонала группы А установлен предел эффективной дозы облучения — 20 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год [1].

В соответствии с действующими в РФ санитарными нормами и правилами [1] к проведению работ по ликвидации радиационной аварии и смягчению ее последствий должны привлекаться, прежде всего, работники радиационного объекта, аварийно-спасательных формирований и члены специализированных аварийных бригад. Лица, не относящиеся к персоналу (в том числе группы оказания экстренной помощи атомным станциям), но привлекаемые к проведению аварийных и спасательных работ, должны быть оформлены и допущены к работам как персонал группы А.

Планируемое повышенное облучение (ППО) персонала может быть разрешено только в случае необходимости спасения людей, предотвращения их облучения и дальнейшего развития аварии. Планируемое повышенное облучение допускается для мужчин, как

правило, старше 30 лет при их добровольном письменном согласии, после информирования о возможной дозе облучения и риске для здоровья. Привлечение женщин к работе в этих условиях не допускается. Отнесение работника к персоналу группы А осуществляется по заключению медицинской комиссии об отсутствии медицинских противопоказаний к работе с источниками ионизирующих излучений. Это означает, что персонал аварийно-спасательных бригад должен быть заблаговременно в установленном порядке оформлен как персонал группы А.

В табл. 1 приведена сводка по ограничению предельной дозы облучения персонала группы А для условий ППО в соответствии с п. 3.2.2 НРБ-99/2009. Повышенное облучение не допускается: для работников, ранее уже облученных в течение года в результате аварии или запланированного повышенного облучения с эффективной дозой 200 мЗв или с эквивалентной дозой, превышающей в четыре раза соответствующий основной предел дозы;

для лиц, имеющих медицинские противопоказания для работы с источниками ионизирующего излучения.

Под «дозой ППО» в течение года следует понимать дозу за период времени, равный одному году, отсчитываемому с момента начала ППО.

Лица, подвергшиеся облучению в дозе, превышающей 100 мЗв в течение года, при дальнейшей работе не должны подвергаться облучению в дозе свыше 20 мЗв за год. Фактически это означает запрет на допуск к работам в условиях ППО лиц, облученных эффективной дозой более 100 мЗв в течение года.

Облучение эффективной дозой свыше 200 мЗв в течение года рассматривается как потенциально опасное. Лица, подвергшиеся такому облучению, должны немедленно выводиться из зоны облучения и направляться на медицинское обследование. Последующая работа с источниками излучения этим лицам может быть разрешена только в индивидуальном порядке с учетом их согласия по решению компетентной медицинской комиссии.

В случае возникновения осложненной радиационной обстановки радиационная безопасность персонала достигается путем:

создания и поддержания на должном уровне безопасных условий проведения неотложных работ;

установления ограничений для дозы в соответствии с характером проведения неотложных работ;

Предельные дозы облучения персонала группы А для условий ППО

Таблица 1

Нормируемая величина Предел дозы Механизм введения ограничений

Эффективная доза до 100 мЗв в год Допускается организациями санитарного надзора на уровне субъекта Российской Федерации (региональный уровень)

Эквивалентная доза за год в хрусталике глаза коже кистях и стопах 300 мЗв 1000 мЗв 1000 мЗв

Эффективная доза до 200 мЗв в год Допускается только федеральными органами санитарного надзора (федеральный уровень)

Эквивалентная доза за год в хрусталике глаза коже кистях и стопах 600 мЗв 2000 мЗв 2000 мЗв

проведения непрерывного оперативного контроля за облучением персонала.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия организаций отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, является Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России). В этой связи одной из задач, которую осуществляет ФМБА России как регулирующий орган, является выдача разрешений на проведение работ с ППО персоналу атомных электростанций.

В соответствии с действующим порядком для получения разрешения на ППО персонала администрация атомной электростанции направляет в концерн «Росэнергоатом» письменное обращение (запрос) с приложением необходимых документов. В зависимости от периода подготовки и направления запроса на ППО персонала различают следующие виды разрешений: предварительное—разрешение, оформляемое и выдаваемое заблаговременно на случай возникновения радиационной аварии;

аварийное—разрешение, оформляемое и выдаваемое в случае возникновения радиационной аварии.

Разрешение на ППО в дозе до 200 мЗв выдается ФМБА России по запросу концерна «Росэнергоатом». Разрешение на ППО в дозе до 100 мЗв выдается территориальными органами ФМБА России по запросу АЭС, согласованному с концерном «Росэнергоатом». Разрешения выдаются для конкретного персонала АЭС и действительны, как правило, в течение указанного в них периода.

Администрация АЭС при получении разрешения на проведение работ с ППО персонала должна оформить распорядительный документ, разрешающий получение персоналом индивидуальной дозы облучения в пределах значений, указанных в этом разрешении.

Запрещается запрашивать разрешение на ППО для женщин, мужчин моложе 30 лет и работников, у которых индивидуальная доза при выполнении радиационно опасных работ в течение календарного года может превысить дозу, указанную в НРБ-99/2009 для ППО.

Для получения разрешения на проведение работ с ППО до 100 мЗв запрос на предварительное разрешение на ППО, согласованный с концерном «Росэнергоатом», направляется АЭС в территориальные органы ФМБА России. Для получения разрешения на проведение работ с ППО до 200 мЗв запрос, согласованный с территориальными органами ФМБА России, направляется на имя Технического директора концерна «Росэнергоатом». После согласования концерном «Росэнергоатом» запрос направляется в ФМБА России главному государственному санитарному врачу по обслуживаемым объектам и территории.

Аналогичная процедура предусматривает получение аварийного разрешения на проведение неотложных работ с ППО. Однако в этом случае разрешение должно быть оформлено и получено оперативно с использованием современных коммуникационных средств. В случае необходимости получения аварийного разрешения

на ППО указанные сроки не должны превышать восьми часов для каждой из вышеуказанных согласующих организаций (концерн «Росэнергоатом», ФМБА России).

Ведомственные формирования (Министерства внутренних дел, Министерства обороны и др.) получают разрешение на ППО в соответствии со своими организационно-распорядительными документами.

Современный международный консенсус по вопросам профессионального облучения представлен в документах международных организаций, которые формируют современную систему радиационной защиты (СРЗ): Научный комитет ООН по действию атомной радиации (НКДАР ООН), Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие. Основные принципы и концепции СРЗ с учетом последних достижений медицины, радиобиологии, эпидемиологии, физики защиты и дозиметрии приведены в действующих рекомендациях МКРЗ [2]. В Публикации 103 МКРЗ применен новый подход к анализу ситуаций с облучением. Рассматриваются три типа ситуаций с облучением: планируемого облучения, аварийного облучения и существующего облучения. Сохранены три основных принципа радиационной защиты: принцип обоснования, принцип оптимизации защиты, принцип применения пределов дозы. Также сохраняются различия между тремя категориями облучения: профессиональное облучение, облучение населения и медицинское облучение пациентов.

Ключевыми составляющими процесса оптимизации, которые обеспечат надлежащий уровнь защиты, являются граничный и референтный уровни. В ситуациях планируемого облучения ограничение дозы, которую могут получить индивидуумы от источника, называется граничной дозой, в ситуациях аварийного облучения — референтный уровень.

Доза планируемого облучения персонала находится в диапазоне доз:

от 1 мЗв до 20 мЗв — когда от ситуации облучения общество или индивидуумы получают прямую выгоду, организован учет индивидуальных доз облучения, их мониторинг или оценка;

от 20 мЗв до 100 мЗв — диапазон для экстремальных ситуаций.

МКРЗ рекомендует, чтобы предел выражался в эффективной дозе 20 мЗв в год с усреднением по пятилетним периодам (100 мЗв за 5 лет) при условии, что эффективная доза не превысит 50 мЗв ни за один год (табл. 2), такой подход достоверно согласуется с существующим российским подходом.

При дозе облучения свыше 100 мЗв повышается вероятность повреждения тканей и риска стохастических эффектов. Комиссия считает, что максимальная доза референтного уровня свыше 100 мЗв при остром облучении или при накапливаемом облучении в течение одного года может быть обоснованной лишь при чрезвычайных ситуациях, когда такого облучения нельзя избежать, а также в исключительных ситуациях, таких как спасение жизни людей или предотвращение серьезной катастрофы (табл. 2).

Таблица 2

Критерии защиты в соответствии с Рекомендациями МКРЗ [2]

Критерии облучения Действующие рекомендации

Ситуации планируемого облучения

Пределы индивидуальной дозыа

Профессиональное облучение, включая работы по ликвидации последствий аварии 20 мЗв в год с усреднением за периоды в 5 лет

хрусталик глаза кожа кисти рук и ступни ног беременные женщины, в оставшийся срок беременности 150 мЗвЬ 500 мЗвЬ 500 мЗвЬ 1 мЗв на зародыш/плод

Граничные дозыа

Профессиональное облучение <20 мЗв/год

Ситуации аварийного облучения

Референтные уровниа,с

Профессиональное облучение

операции по спасению жизни людей (информированные добровольцы) прочие неотложные спасательные операции прочие спасательные операции Ограничения дозы нет, если польза для людей превышает риск для спасателей1 1000 или 500 мЗв1 < 100 мЗв/год1

а Эффективная доза, если не указано другое.

ь Эквивалентная доза.

с Референтный уровень предназначен для оценки стратегий защиты в целом и оценивается по остаточной дозе. 11 Публикация 96 (ГСКР, 2005). Эффективная доза ниже 1000 мЗв позволит избежать развития серьезных детерминированных эффектов; если она ниже 500 мЗв, то это должно предотвратить развитие любых детерминированных эффектов.

С учетом рекомендаций МКРЗ сформулированы Общие требования безопасности МАГАТЭ GSR часть 3 [3] и GSR часть 7 [4].

Эти требования безопасности рекомендованы к применению и могут применяться в деятельности, связанной с ядерной или радиологической аварийной ситуацией, в странах-участницах МАГАТЭ, в том числе Российской Федерации, которые следуют Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии («Конвенция об оперативном оповещении») и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации («Конвенция о помощи»).

Основное требование безопасности в ходе аварийной ситуации, чтобы аварийный работник не подвергался облучению, которое может приводить к эффективной дозе, превышающей 50 мЗв, кроме как [3, 4]:

1) для целей спасения жизни людей или предотвращения серьезного ущерба здоровью. В этом случае допускается эффективная доза <500 мЗв. Доза даже может быть превышена при обстоятельствах, когда ожидаемая польза для других людей определенно перевешивает риск для здоровья самих аварийных работников, и когда аварийный работник добровольно соглашается принять участие в этих действиях, понимает и принимает связанный с ними риск для здоровья;

2) в случае принятия мер по предотвращению серьезных детерминированных эффектов или мер по предотвращению развития катастрофических условий, которые могли бы существенно повлиять на людей и окружающую среду. Допускается эффективная доза <500 мЗв;

3) при принятии мер по предотвращению большой коллективной дозы; допускается эффективная доза <100 мЗв.

Рекомендуемые в Общих требованиях безопасности МАГАТЭ значения для ограничения профессионального облучения аварийных работников в случае аварийной ситуации [3, 4] приведены в табл. 3.

Аварийные работники, осуществляющие меры аварийного реагирования, при которых получаемые дозы могут превышать 50 мЗв, должны делать это добровольно, чтобы они были заранее четко и всесторонне информированы о сопутствующем риске для здоровья, а также о существующих защитных мерах, которым они должны быть обучены.

Лица, оказывающие помощь в аварийной ситуации, не должны получить дозу, превышающую эффективную дозу 50 мЗв.

Аварийные работники и лица, оказывающие помощь в ходе аварийной ситуации, должны получать соответствующую медицинскую помощь в связи с дозой, полученной при реагировании на ядерную или радиологическую аварийную ситуацию или по их просьбе. Должен осуществляться надлежащий контроль полученной дозы. Если аварийный работник получил: эффективную дозу 100 мЗв в месяц, он должен быть зарегистрирован и проходить долгосрочное медицинское наблюдение с целью раннего выявления и эффективного лечения радиационно-индуцированных последствий;

эффективную дозу, превышающую 200 мЗв, или в случае поступления соответствующей просьбы от аварийного работника до начала работ, связанных с дальнейшим профессиональным облучением. В этом случае должно выноситься квалифицированное медицинское заключение о возможности выполнять работником такие работы.

Таблица 3

Рекомендуемые значения для ограничения облучения аварийных работников в соответствии с Общими требованиями безопасности МАГАТЭ [3]

Задачи Рекомендуемые значения1

Нр(10)ь<500мЗв

Действия по спасению жизни Это значение может быть превышено при обстоятельствах, когда ожидаемая польза для других людей определенно перевешивает риски для здоровья самих аварийных работников и когда аварийный работник добровольно соглашается принять участие в этих действиях, и понимает и принимает связанные с ними риски для здоровья

Действия, направленные на предотвращение тяжелых детерминированных эффектов, и действия, направленные на предотвращение развития катастрофических условий, которые могут оказать значительное воздействие на людей и окружающую среду Нр (10) < 500 мЗв

Действия, направленные на предотвращение получения высокой коллективной дозы Нр (10) < 100 мЗв

а Эти значения применяются только к дозе, полученной от облучения внешним сильнопроникающим излучением. Дозы, получаемые от облучения внешним слабопроникающим и от поступления радионуклидов или от радиоактивного загрязнения кожи, необходимо предотвращать всеми возможными средствами. Если это не представляется возможным, то необходимо ограничить эффективную дозу и эквивалентную дозу в ткани или органе с целью сведения к минимуму риска для здоровья человека в соответствии со степенью риска, которую отражают приведенные здесь рекомендуемые значения. ь Нр (10) — это индивидуальный эквивалент дозы Нр^), где d = 10 мм.

В 2016 году Европейское агентство по ядерной энергии с целью изучения мировой практики в отношении профессионального облучения работников при планируемом и аварийном облучении провело опрос, в котором участвовали эксперты из 19 стран, в том числе российские эксперты.

Основные выводы, которые были сделаны [5]:

1) все страны имеют установленные национальные критерии для профессионального облучения, в том числе при чрезвычайных ситуациях, которые превышают дозу при нормальной работе;

2) различают две категории работников, которые могут быть подвергнуты облучению при чрезвычайных ситуациях:

Категория 1 — аварийно-спасательные и специализированные формирования, которые будут работать в случае чрезвычайной ситуации в осложненных условиях превышения разрешенной дозы облучения персонала. Отобранные работники должны быть заранее аттестованы по возрасту и состоянию здоровья лицензированным врачом. Технические, медицинские и санитарные специалисты специализированных команд для работы в случае радиационной аварийной ситуации должны пройти специальную подготовку.

Для этой категории разрешена эффективная доза— от 50 мЗв (Швейцария, Румыния, Испания, Австралия) до 100 мЗв (Армения, Франция, Италия, Великобритания, Словакия, Россия, США) за весь период работы для защиты и предотвращения серьезного ущерба здоровью и большой коллективной дозы, восстановления системы безопасности ядерного реактора и оценки радиационной обстановки.

Облучение выше указанных пределов дозы допускается в исключительных случаях, значения максимально допустимых национальных референтных уровней приведены в табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Категория 2 — другие работники, которые при выполнении работ при чрезвычайной ситуации (краткосрочные работы, отбор проб окружающей среды, восстановление систем безопасности и др.), в случаях, когда нет возможности этого избежать, могут подвергнуться воздействию ионизирующего излучения от установленного предела дозы для работников до уровня эффективной дозы 50 мЗв.

3) После аварийной ситуации, если работники получают дозу выше предела дозы профессионального облучения, налагаются ограничения на их повседневную работу.

Таблица 4

Действующий в разных странах максимально допустимый предел дозы при радиационных авариях

для исключительных случаев

Действия Дозовый предел эффективной дозы Страна

С целью спасения жизни, защиты больших популяций и в некоторых случаях - при предотвращении плавления активной зоны реактора и большого выброса для специализированных команд, которые в полной мере осведомлены о риске, связаннном с облучением 200 мЗв Армения, Россия

250 мЗв Швейцария, Великобритания, США

<500 мЗв Большинство стран - Австралия, Бразилия, Канада, Чехия, Финляндия, Франция, Словакия, Словения, Испания, Швеция

до 750 мЗв Нидерланды

В Словении, если предел годовой дозы был превышен, работник не допускается к работе с ионизирующим излучением в течение 12 месяцев.

При чрезвычайной ситуации работник, который был облучен эффективной дозой 100 мЗв, в дальнейшем не должен получать дозу выше 10 мЗв/год (Италия) или 20 мЗв / год (Россия, Армения); в противном случае работодатель должен запросить медицинское заключение, прежде чем разрешить дополнительное облучение.

Дальнейшая работа с источниками лиц, подвергнутых облучению выше эффективной дозы 200 мЗв в год, может быть разрешена только уполномоченным регулирующим органом с их предварительного согласия (Армения, Канада).

В Австралии, Чехии, Финляндии, Корее, Нидерландах, Румынии, Словакии, Великобритании, США, если работники подверглись повышенному облучению, то регулирующий орган будет рассматривать каждую такую ситуацию индивидуально в зависимости от характера облучения, т. е. величины и типа облучения, группы облучаемых (например, детородного возраста женщин и т.д.), и, если будет необходимо, будут введены ограничения.

4) Для всех стран работники, получившие дозу выше установленного предела, в обязательном порядке проходят медицинский осмотр.

Нетрудно заметить, что существующая в разных странах нормативная правовая база в отношении профессионального облучения работников в целом согласуется с действующими документами и рекомендациями компетентных международных организаций. Международные организации предлагают гибкую систему радиационной защиты и позволяют странам устанавливать национальный граничный и референтный уровни в приемлемом диапазоне в соответствии со своими национальными предпочтениями и социально-экономическим уровнем. В целях организации международного аварийного реагирования гармонизация норм необходима для проведения возможных совместных действий и защитных мероприятий, особенно это важно для соседних стран.

Имеющаяся мировая практика реального аварийного реагирования на серьезные реальные аварии является неоценимым опытом, который позволяет оценить результаты принятых решений и проведенных мероприятий.

В ходе ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС (1986, Россия) и АЭС «Фукусима-Дай-ити» (2011, Япония) на практике в отношении профессионального облучения при аварийной ситуации были применены следующие ограничительные меры:

1) на Чернобыльской АЭС Правительственная комиссия приняла решение установить на время проведения работ в 1986 году планируемое повышенное облучение до 25 бэр (250 мЗв). Министерство здравоохранения СССР закрепило это решение 12 июля 1986 года, приняв «Временные санитарные требования безопасности при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС». Впоследствии предел годовой дозы был снижен до 0,05 Зв.

2) В ходе ликвидации последствий радиационной аварии на АЭС «Фукусима-Дайити» 14 марта 2011 года предел дозы для аварийных работников, выполняющих конкретные задачи по аварийному реагированию, был временно увеличен до 250 мЗв, чтобы продолжить необходимые работы на площадке и в радиусе 30 км от АЭС «Фукусима-дайити» [6, 7]. Доза в 100 мЗв оставалась предельной для аварийных работников пожарной службы, участвующих в спасательных операциях. Временное увеличение предела дозы до 250 мЗв, начиная с ноября 2011 года, постепенно было отменено [6].

Как показано, в ходе ликвидации последствий радиационных аварий на Чернобыльской АЭС (1986) и АЭС «Фукусима-Дайити» (2011), вводимый в эти периоды допустимый уровень носил исключительно временной характер и снижался по мере улучшения радиационной обстановки. Максимальный предел дозы до 250 мЗв вводился только на ограниченный срок лишь для исключительных работ и отдельных групп опытных аварийных работников. Эта временная мера позволила избежать привлечения к работам по ЛПА дополнительного количества людей, не обладающих опытом работы в радиационно опасных условиях.

Медицинские последствия, наблюдаемые у участников ликвидации последствий аварий (ЛПА), всесторонне изучаются для объективной оценки возможного риска заболеваний в зависимости от полученной дозы облучения.

Многолетний период наблюдения отдаленных радиологических последствий на больших когортах показывает следующие риски [8]:

рост заболеваемости онкологией щитовидной железы и лейкемией;

повышение частоты заболеваемости онкологией у ликвидаторов, отдельных форм онкологии у населения;

рост общей смертности, смертности от сосудистой патологии участников ликвидации последствий аварий (ЛПА) и эвакуированных;

рост заболеваемости радиационной катарактой. По данным Национального радиационно-эпиде-миологического регистра (НРЭР) России, к группе риска можно отнести участников ЛПА, получивших дозу более 150 мГр [9]:

в течение первых десяти лет наблюдений в 2,2 раза увеличилась заболеваемость лейкозами;

обнаружен статистически значимый радиационный риск цереброваскулярных заболеваний для работников, которые находились не более 6 недель пребывания в 30-км зоне Чернобыльской АС;

отмечен рост онкологической заболеваемости примерно на 3%.

В последнее время наблюдается некоторый рост заболеваемости и смертности среди российских ликвидаторов аварии, вызванный болезнями сердечнососудистой системы. Эти данные следует интерпретировать с особой осторожностью ввиду возможного косвенного влияния сопутствующих факторов, таких

как стресс и образ жизни (курение, употребление алкоголя и т.п.) [10]

По данным регистра Украины, среди украинских участников ЛПА 1986-1987 гг. обнаружен повышенный (в 1,115 раза) рост онкологических заболеваний за 1994-2006 гг. (5795 зарегистрированных случаев против 5196,6 ожидаемых, доверительный интервал 108,6-114,4) [11]. Динамика интегральных показателей состояния здоровья участников ЛПА на ЧАЭС 1986-1987 гг. за период 1988-2008 гг. отражает значительное ухудшение: количество здоровых людей уменьшилось с 67% до 5,4%; доля больных хроническими заболеваниями увеличилась за 20 лет с 12,8% до 82,3%. Смертность участников ЛПА от неопухолевых болезней за период 1988-2008 гг. увеличилась с 2,2% до 12,0%. Самый высокий уровень смертности от неопухолевых болезней, рост ее в динамике после облучения определены среди лиц, возраст которых на момент облучения составлял 40-60 лет, что, очевидно, следует связать с влиянием фактора «старения» [11].

Самый высокий уровень смертности участников ЛПА от неопухолевых заболеваний зарегистрирован среди лиц, получивших дозу внешнего облучения всего тела в диапазоне от 0,05 Гр до 0,7 Гр, прежде всего это касается дозовой субкогорты 0,25-0,7 Гр [11].

В ходе ЛПА на АЭС «Фукусима-Дайити» большинство аварийных работников на площадке получило дозу менее 250 мЗв. Имело место шесть случаев, когда аварийные работники получили дозу, превышающую критерий дозы в 250 мЗв, причем максимальной дозой было 678 мЗв (из которых 590 мЗв было обусловлено внутренним облучением) [6, 7].

Согласно выводу НКДАР ООН в группе работников, получивших эффективную дозу 100 мЗв или более, в «будущем ... можно ожидать повышенного риска заболеваемости раком. Однако выявление какого-либо повышенного уровня заболеваемости раком в этой группе не представляется возможным из-за трудностей, связанных с подтверждением столь невысокого уровня заболеваемости по сравнению с обычными колебаниями статистических показателей, характеризующих заболеваемость раком» [7, 13].

Эффективная доза, полученная почти всеми работниками (99,3%, по состоянию на 31 октября 2012 года), была небольшой (менее 100 мЗв). Соответственно, какой-либо риск, связанный с воздействием ионизирующего излучения, будет низким и с учетом существующих знаний и информации о дозах не ожидается сколько-нибудь статистически значимого роста числа осложнений со здоровьем у работников и их потомков,

которые можно было бы связать с облучением ионизирующим излучением.

По состоянию на 31 октября 2012 года, согласно оценкам, приблизительно 0,7% работников (т. е. около 170 человек) получило эффективную дозу свыше 100 мЗв, составляющую в среднем около 140 мЗв, преимущественно от внешнего облучения. Никакого сколько-нибудь явного повышения уровня заболеваемости раком в этой группе не ожидается, поскольку оно будет не высоким по сравнению с обычными колебаниями статистических показателей, характеризующих заболеваемость раком, у такой небольшой группы [6, 7].

В целях нормирования, по данным компетентных международных организаций и практики реального реагирования, наблюдается следующая зависимость возможных медицинских последствий от полученной эффективной дозы, представленная в табл. 5.

При подготовке к аварийной ситуации необходимо предусматривать планирование проведения стратегий оптимизации защиты, в том числе в отношении аварийного персонала, с целью снижения облучения ниже выбранного референтного уровня в случае возникновения аварийной ситуации, и эти процедуры должны быть включены в аварийную готовность.

В этой связи в отечественном нормировании для аварийно-спасательных формирований первый, разрешаемый территориальными санитарными органами, уровень эффективной дозы до 100 мЗв считается безопасным, без клинически наблюдаемых изменений. Для отдельной категории персонала аварийных формирований второй уровень—до 200 мЗв, разрешаемый только федеральным регулирующим органом, позволяет избежать серьезных последствий для здоровья работников и в соответствии с принципом приемлемого риска обеспечивает их радиационную защиту от ионизирующего излучения. В условиях оптимизации системы радиационной защиты необходимо учитывать даже небольшой риск, каким бы малым он не был.

Вывод

На основе вышеизложенного можно сделать общий вывод, что главной задачей радиационной защиты персонала в ситуациях планируемого и аварийного облучений является обеспечение ограничения облучения на таком низком уровне, насколько это разумно достижимо с учетом всех факторов, в том числе социально-экономических, что целесообразно решается в рамках существующего российского нормирования.

Таблица 5

Возможные медицинские последствия в зависимости от полученной эффективной дозы

Эффективная доза Возможные медицинские последствия

>1000 мЗв Серьезные детерминированные эффекты

<500 мЗв Предотвращение развития серьезных детерминированных эффектов

100-200 мЗв Есть последствия для здоровья, риск возникновения заболеваний, вызванных радиацией

<100 мЗв

Нет клинически выраженных функциональных нарушений

В последних рекомендациях компетентных международных организаций в отношении радиационной защиты, в том числе профессиональных работников, не произошло существенных изменений. Остались справедливыми все количественные характеристики, принятые после 1991 года, сохранены неизменными предел эффективной дозы и предел эквивалентной дозы по коже, кистям рук и стопам ног. Проводятся дополнительные исследования и возможны новые данные в отношении радиочувствительности глаза, что может привести к пересмотру предела эквивалентной дозы по хрусталику глаза.

Действующая российская система нормирования профессионального облучения, основанная на

принципах обоснованности и оптимизации, не противоречит рекомендациям компетентных международных организаций и на данный момент не требует пересмотра в отношении профессионального облучения работников в условиях повышенного облучения. Ее применение в течение многих лет обеспечивает необходимый уровень радиационной защиты персонала, в том числе аварийно-спасательных и других специализированных формирований.

В дальнейшем по мере накопления новой научной и технической информации, а также принимая во внимание лучшую используемую мировую практику, может потребоваться корректировка существующих положений.

Литература

1. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009): СанПиН 2.6.1.2523-09. Москва. 2009. 225 с.

2. Публикация 103 Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ) / Под общей ред. М. Ф. Киселева, Н. К. Шандалы. М.: Аллана. 2009. 312 с.

3. Радиационная защита и безопасность источников излучения. Общие требования безопасности № GSR Part 3 // МАГАТЭ. Вена, 2015. 477 с.

4. Готовность и реагирование в случае ядерной или радиологической аварийной ситуации. Общие требования безопасности № GSR Part 7 // МАГАТЭ. Вена, 2016. 120 с.

5. Summary Responses to Questions about The Management of Workers Exceeding Dose Limits in Accident Situations, report NEA / OECD // Paris, 2016

6. The Fukushima Daiichi Accident, Report by the director general// lAEA.Vienna. 2015.p.208

7. The Fukushima Daiichi Accident, Technical Volume 4/5, Radiological Consequences // IAEA. Vienna, 2015. Р. 250.

Сведения об авторах

Галушкин Борис Александрович: д. т. н., проф., Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бур-назяна, ведущий научный сотрудник. 123182, Москва, ул. Живописная, 46. e-mail: bag1350@mail.ru SPIN-код — 4054-9900.

Богданова Людмила Серафимовна: Федеральный медицинский биофизический центр им. А. И. Бурназяна, с. н. с. 123182, Москва, ул. Живописная, 46. e-mail: ls_bogdanova@mail.ru SPIN-код — 3050-6628.

8. Наследие Чернобыля: медицинские, экологические и социально-экономические последствия и рекомендации правительствам Беларуси, Российской Федерации и Украины, Чернобыльский форум: 2003-2005, 2 изд. // МАГАТЭ. Вена, 2006. 58 с.

9. Иванов В. К. Медицинские радиологические последствия Чернобыля спустя 20 лет: данные Национального регистра // Россия в окружающем мире: 2006. М.: МНЭПУ; Авант, 2007. С. 24-32.

10. Балонов М. И. Международная оценка последствий Чернобыльской аварии: Чернобыльский форум ООН (2003-2005) и НКДАР ООН (2005-2008) // Радиационная гигиена. 2011. Т. 4. № 2. С 31-39.

11. Бебешко В. Г., Базыка Д. А., Чумак А. А. Радиологические и медицинские последствия Чернобыльской катастрофы // Радиационная гигиена. 2012. Т. 5. № 1. С. 5-14.

12. Доклад Научного комитета Организации Объединенных Наций по действию атомной радиации, A/68/46// ООН. Нью-Йорк, 2013.

13. Health risk assessment from the nuclear accident after the 2011 Great East Japan Earthquake and Tsunami based on a preliminary dose estimation. WHO. 2013. P. 166.

Information about authors

Galushkin Boris A.: Doctor of Technical Science, Professor, Federal Medical Biophysical Center named after A. Burnazyan, Leading Researcher.

46 Zhivopisnaya, Moscow, 123182, Russia. e-mail: bag1350@mail.ru SPIN-scientific — 4054-9900.

Bogdanova Liudmila S.: Federal Medical Biophysical Center named after A. Burnazyan, Senior Researcher, 46 Zhivopisnaya, Moscow, 123182, Russia. e-mail: ls_bogdanova@mail.ru SPIN-scientific — 3050-6628.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.