УДК 631.1
Абакарова Рабият Шамсудиновна
преподаватель кафедры налогов и налогообложения Дагестанского государственного института народного хозяйства [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЯСОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК РОССИИ
Abakarova Rabiyat Shamsudinovna
Lecturer of the Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy [email protected]
CURRENT STATE OF THE MEET PRODUCING SUBCOMPLEX OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
IN RUSSIA
Аннотация:
Речь идет о необходимости усиления регулирующей роли государства в формировании цивилизованного рынка мяса. Рассматриваются его роль и место в структуре агропродовольствен-ного рынка страны, а также конкурентоспособность мясной продукции.
Ключевые слова:
импорт мяса и мясопродуктов, ВТО, продовольственная безопасность, конкурентоспособность, уровень господдержки.
Summary:
The article emphasizes the need for intensifying of the regulatory role of the state in development of the civilized meet market. The author discusses place of the meet product market in the agricultural market structure of the country, and considers competitiveness of the meat products.
Keywords:
import of meat and meat products, WTO, food security, competitiveness, level of state support.
Существенное и весьма значимое место в структуре агропродовольственного рынка занимает рынок мяса. Это объясняется тем, что мясо имеет большое значение для всей экономики страны в обеспечении ее продовольственной безопасностью. Кроме того, рынок мяса привлекает значительное внимание благодаря своей капиталоемкости и динамичности в плане ценовой конъюнктуры и роста спроса на мясо и мясопродукты.
Для обеспечения продовольственной безопасности России и формирования цивилизованного рынка необходимо усиление регулирующей роли государства. Основные проблемы в выращивании скота и птицы: монопольное положение мясоперерабатывающих предприятий и торговых организаций, несовершенство ценообразования, недостаточная государственная поддержка производителей мяса и неэквивалентный обмен между сферами мясного подкомплекса на внутреннем рынке.
В стратегии развития мясного животноводства в РФ до 2020 г., утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 10 августа 2011 г. № 267, отмечается, что в 1991 г. потребление мяса и мясопродуктов на душу населения достигало 75 кг/чел. и обеспечивалось за счет внутреннего производства в количестве 10,1 млн т. в убойном весе. В последнее десятилетие XX в. потребление мяса и мясопродуктов на душу населения снизилось до 45 кг/чел. Произошло резкое сокращение поголовья скота и птицы. С 2006 по 2010 г. потребление мяса на душу населения достигло 68 кг. Норма потребления мяса относительно рациональной (72 кг) составляет 88,9 % [1].
Несмотря на положительные тенденции, наблюдающиеся в последние годы, общее положение мясного животноводства остается сложным. Потребуются годы, чтобы выйти на уровень показателей эталонного 1990 г. В современных условиях наша страна не может полностью отказаться от импорта, так как в ближайшее время российские товаропроизводители не в состоянии обеспечить даже минимальный уровень потребления всего населения. Поэтому необходимо принимать кардинальные меры: определить потребности страны в разных видах мяса и мясопродуктов; выявить возможности обеспечения этих потребностей за счет собственных товаропроизводителей [2].
Высокая конкурентоспособность ввозимой мясной продукции по цене определяется субсидированием ее экспорта правительствами стран-экспортеров и занижением таможенной стоимости товара на границе, лоббированием ввоза продукции заинтересованными в этом отечественными коммерческими структурами.
В России низкая эффективность производства и реализации мяса и мясных продуктов обусловлена недостаточной биоконверсией корма, медленным освоением ресурсосберегающих и природосберегающих технологий производства мяса скота и птицы, глубокой переработкой сырья в результате изношенности оборудования, технологической отсталости и инновационной невосприимчивости отрасли, неразвитостью племенного дела, вертикально-интегрированных маркетинговых систем, инфраструктурой мясного рынка. Не до конца преодолены нарушения в межотраслевом обмене и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Уровень государственной поддержки мясной отрасли значительно ниже, чем в странах с развитым мясным животноводством, а механизм ее регулирования требует дальнейшего совершенствования. Эти проблемы препятствуют достижению высокой конкурентоспособности отечественных производителей мяса и мясопродуктов на внутреннем и внешнем рынках [3].
Производственный потенциал отрасли сильно изношен, высока доля физически и морально устаревшего оборудования (35 % требует немедленной замены). В основных технологических процессах в больших объемах используется ручной труд, - они механизированы и автоматизированы всего на 65 %. Отсталость и изношенность технологического оборудования не позволяют внедрять в производство инновационные технологии переработки мясосырья, приводят к высоким издержкам и низкой эффективности производства, препятствуют расширению продуктового ряда и в итоге достижению высокого уровня конкурентоспособности предприятий мясоперерабатывающей промышленности.
Важной проблемой остается состояние отечественного машиностроения в области мясо-переработки. Практически все оборудование для отрасли закупается за рубежом.
В вопросе защиты внутреннего рынка и выравнивания условий производства целесообразно применять опыт развитых стран, которые через целую систему рычагов (индикативное планирование, финансово-кредитное регулирование, государственное регулирование внешнеэкономических связей и другое) осуществляют целенаправленное воздействие на экономику, рассматривая поддержку фермеров как обязательный элемент государственной политики. Однако не должно быть простого копирования зарубежного опыта, подходы регулирования рынка мяса и мясопродуктов должны быть пересмотрены применительно к условиям современной экономической ситуации в России.
В условиях вступления России в ВТО российский АПК в целом и мясная отрасль могут серьезно проиграть, в первую очередь из-за недостатка финансовых ресурсов, низкой эффективности управления, изношенности основных производственных фондов и оборудования, низкой производительности труда и постоянного удорожания энергоресурсов. Возможный ущерб более осязаем, в то время как выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно.
По мнению Минсельхоза России, АПК выходит на новый этап развития, динамику которого будут определять 3 основных фактора: присоединение России к ВТО, формирование единого экономического пространства на базе Таможенного союза и решение задач продовольственной безопасности.
РФ по условиям присоединения к ВТО сохранила возможность использовать тарифные квоты на импортные поставки трех видов мяса (говядину, свинину и мясо птицы), что будет способствовать реализации планов по дальнейшему развитию мясного животноводства и обеспечению населения качественной отечественной продукцией. Принято решение о выделении дополнительно 6 млрд руб. ежегодно в течение трех лет на поддержку глубокой переработки свинины [4].
Однако законодательная база России еще не до конца приведена в соответствие с международными нормами, основные регламентирующие деятельность мясной отрасли документы не гармонизированы с теми, что действуют в странах - участницах ВТО.
Проблема конкурентоспособности продукции мясной отрасли - одна из самых острых. Ведь уровень поддержки аграрного сектора в нашей стране неизмеримо ниже, чем в развитых странах, а со вступлением в ВТО возможности прямой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям со стороны государства будут строго регламентироваться.
В условиях глобализации и предстоящего вступления России в ВТО формирование конкурентных преимуществ должно стать неотъемлемой частью развития пищевой и перерабатывающей промышленности и учитывая особую роль мясной промышленности для решения существующих проблем, необходимо выполнить следующие мероприятия:
- обновить физически изношенное и морально устаревшее оборудование за счет приобретения нового на условиях лизинга и дополнительных инвестиций;
- создать на государственном уровне экономические механизмы, позволяющие обеспечивать долгосрочный и устойчивый приток инвестиций;
- провести модернизацию основных производственных фондов, соответствующую мировому уровню [5].
Ссылки:
1. Улезько А.В., Котарев А.В. Региональный рынок мяса: сущность, специфика и проблемы функционирования // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2011. № 3 (30). С. 103-107.
2. Сергеева И.А. Роль мясного подкомплекса в обеспечении продовольственной безопасности // Никоновские чтения. 2009. № 14. С. 48-49.
3. Ворошилова И. Эффективность производства мяса и мясных продуктов - основа их конкурентоспособности // АПК: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ. 2012. № 5. С. 53-60.
4. Магомедов А.-Н., Аржанцев С. Тенденции развития мясного подкомплекса России // Там же. № 7. С. 56-63.
5. Алиев Х.А. Современное состояние и конкурентоспособность мясной промышленности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 35. С. 37.