Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / НАПРЯЖЕННОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочубей Е.И., Кучер И.В.

Регулирование условий на рынке труда является одним из важнейших направлений экономической и социальной политики страны. Это обусловлено тем, что кризис ухудшил уже имеющиеся проблемы, а в частности недостаток трудовых ресурсов, территориальные и структурные несоответствия спроса и предложения на отечественном рынке труда. В связи с тем, что были увеличены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения, на них возлагается вся тяжесть решения задач по предоставлению поддержки безработному населению, тем, кто сейчас находится под угрозой увольнения. Реализуются региональные программы стабилизации ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, что актуализирует задачу разработки региональной и муниципальной политики занятости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF THE MUNICIPAL LABOR MARKET AND EMPLOYMENT

Regulation of labor market conditions is one of the most important areas of the country's economic and social policy. This is due to the fact that the crisis has worsened the existing problems, in particular, the lack of labor resources, territorial and structural inconsistencies of supply and demand in the domestic labor market. Due to the fact that increased the powers of the constituent entities of the Russian Federation in the field of employment, they bore the brunt of the decision of tasks in providing support to the unemployed people, those who are now under threat of dismissal. Regional programs are being implemented to stabilize the situation in the labor market of the constituent entities of the Russian Federation, which actualizes the task of developing regional and municipal employment policies

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ»

УДК 331.52

Кочубей Е.И., кандидат философских наук доцент кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности

Кучер И.В. студент магистратуры Академия маркетинга и социально-информационных технологий -

ИМСИТ Россия, г. Краснодар

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА

ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

Аннотация: Регулирование условий на рынке труда является одним из важнейших направлений экономической и социальной политики страны. Это обусловлено тем, что кризис ухудшил уже имеющиеся проблемы, а в частности недостаток трудовых ресурсов, территориальные и структурные несоответствия спроса и предложения на отечественном рынке труда. В связи с тем, что были увеличены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения, на них возлагается вся тяжесть решения задач по предоставлению поддержки безработному населению, тем, кто сейчас находится под угрозой увольнения. Реализуются региональные программы стабилизации ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, что актуализирует задачу разработки региональной и муниципальной политики занятости

Ключевые слова: муниципальный рынок труда, занятость, безработица, напряженность на рынке труда, служба занятости.

Kochubey E.I., candidate of philosophical sciences associate professor of the department business processes and economic security

Kucher I. V. master's student

Academy of Marketing and Social and Information Technologies - IMSIT

Russia, Krasnodar

CURRENT STATE OF THE MUNICIPAL LABOR MARKET AND

EMPLOYMENT

Annotation: Regulation of labor market conditions is one of the most important areas of the country's economic and social policy. This is due to the fact that the crisis has worsened the existing problems, in particular, the lack of labor resources, territorial and structural inconsistencies of supply and demand in the domestic labor market. Due to the fact that increased the powers of the constituent entities of the Russian Federation in the field of employment, they bore the brunt of

the decision of tasks in providing support to the unemployed people, those who are now under threat of dismissal. Regional programs are being implemented to stabilize the situation in the labor market of the constituent entities of the Russian Federation, which actualizes the task of developing regional and municipal employment policies

Keywords: municipal labor market, employment, unemployment, labor market tension, employment service.

Рынок труда как важный элемент экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Это социально-экономическая категория, которая включает в себя исторически сложившийся особый общественный инструмент, реализующий определенный комплекс социально-трудовых отношений, способствующий установке и соблюдению баланса интересов между работающими, предпринимателями и государством.

Муниципальный рынок труда включает все общественное производство - через него любая отрасль получает нужные ей кадры не только установленного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, соответствующих требованиям экономики.

На муниципальном рынке труда реализуется способ:

- независимого выбора профессии, отрасли и места работы, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т.д.);

- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, оберегающего интересы людей в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

- свободной и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между секторами экономики и профессионально -квалификационными группами, которой как правило сопутствует повышение уровня жизни и трудовой деятельности, чему содействует наличие высокоразвитых, повсюду доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

- свободного движения заработной платы и прочих доходов при сохранении преимущества квалификации и образования, соблюдении учрежденного законом гарантированного минимума оплаты труда, обеспечивающего прожиточный минимум, и установлении верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале [1].

Проблема занятости населения представляется одной из важных для муниципального образования. В поселениях, пребывающих в стагнации и упадка, безработица - это основная социальная проблема. Кроме в сущности занятости как наличия рабочего места, у нее есть еще два момента. Это, во -первых, размер и систематичность выдачи заработной платы,

устанавливающие уровень материального благосостояния населения и суммы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать негативное влияние на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.

Уровень регистрируемой безработицы в Краснодаре по данным на начало января 2020 года составил 0,3% - на том же уровне, что и в 2018 году. Сегодня уровень безработицы в городе Краснодаре по прежнему остается невысоким. Коэффициент напряженности на рынке труда 0,4. На начало 2020 года в службе занятости города зарегистрировано 10185 вакансий. Рассмотрим в таблице 1 динамику показателей рынка труда города Краснодара.

Таблица 1 - Динамика показателей рынка труда МО город Краснодар за

2017-2019 гг.

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Абсолютное отклонение (+;-) 2019 г. от Темп роста, % 2019 г. к

2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.

Численность постоянного населения, тыс.чел. в том числе 981,58 999,08 1014,24 32,66 15,16 103,33 101,52

- городского 890,51 908,84 924,27 33,76 15,43 103,79 101,70

- сельского 91,07 90,24 89,97 -1,1 -0,27 98,79 99,70

Численность трудовых ресурсов, тыс.чел. 732,99 736,53 741,97 8,98 5,44 101,23 100,74

Уровень регистрируемой безработицы в процентах от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, % 0,3 0,2 0,3 - 0,1 100,00 150,00

Численность безработных по методологии МОТ, тыс.чел. 15,20 15,49 15,26 0,06 -0,23 100,39 98,52

Уровень безработицы по методологии МОТ в % к численности рабочей силы 2,4 2,4 2,4 - - 100,00 100,00

Население в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины - от 16 до 55 лет), тыс.чел. 579,82 584,84 591,52 11,7 6,68 102,02 101,14

- трудоспособное население в трудоспособном возрасте 562,15 567,51 574,26 12,11 6,75 102,15 101,19

- неработающие инвалиды трудоспособного 14,19 14,16 14,13 -0,06 -0,03 99,58 99,79

возраста

- неработающие лица трудоспособного возраста, получающие пенсию на 3,48 3,17 3,13 -0,35 -0,04 89,94 98,74

льготных условиях

Иностранные трудовые мигранты, тыс.чел. 49,94 48,62 47,30 -2,64 -1,32 94,71 97,29

Работающие граждане,

находящиеся за пределами трудоспособного возраста, 55,98 55,73 55,81 -0,17 0,08 99,70 100,14

тыс.чел.

в том числе:

- подростки моложе трудоспособного возраста 1,10 1,11 1,12 0,02 0,01 101,82 100,90

- пенсионеры старше трудоспособного возраста 54,88 54,62 54,69 -0,19 0,07 99,65 100,13

Среднегодовая численность постоянного населения города Краснодара в 2019 году составила 1014,24 тыс. чел., в том числе: городского населения -924,27 тыс. чел. (91,1 %) и сельского населения - 89,97 тыс. чел. (8,9 %). В сравнении с 2018 годом численность населения увеличилась на 15,16 тыс. чел., т.е. на 1,5 % (к уровню 2017 года прирост населения составил 32,66 тыс. чел. (на 3,33%). В 2020 г. ожидается рост численности жителей Краснодара на 12,89 тыс. чел. (на 1,3 %).

В последующий период прогнозируется ежегодный рост численности: -в 2021 году (1,3 %), - в 2022 году (1,4 %). В 2019 году численность трудовых ресурсов составила 741,97 тыс. чел. В сравнении с 2018 годом численность трудовых ресурсов в 2019 году увеличилась на 5,44 тыс. чел. (0,74 %). В 2020 году численность трудовых ресурсов оценивается на уровне 748,58 тыс. чел., или 100,9 % к уровню 2019 года.

В прогнозируемом периоде темп роста трудовых ресурсов планируется: в 2021 г.- на 6,2 тыс. чел. (0,9 %), в 2022 г.- на 7,8 тыс. чел. (1,0 %). Уровень регистрируемой безработицы в процентах от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составляет 0,3 %.

В Краснодаре в 2020 году функциональная безработица не носит долгосрочный характер. Поиск новой работы вместо старой начинается или еще на прежнем месте трудоустройства, или сразу после увольнения и занимает не больше трех месяцев.

В данной ситуации государство играет важную роль. Оно предоставляет финансовые средства для перепрофилирования навыков уволенных работников, оказывает социальную и финансовую поддержку на время поиска работы. Помимо этого, государство может снизить ущерб от структурной безработицы, предоставляя дотации уходящим с рынка предприятиям для

того, чтобы они могли временно поддерживать у себя избыточную численность персонала.

Это приводит не к одномоментному, а постепенному высвобождению трудовых ресурсов и позволяет решить проблему со структурной безработицей. В таблице 2 представлена динамика трудовых ресурсов муниципального образования город Краснодар по статусу занятости.

Таблица 2 - Динамика численности трудовых ресурсов по статусу занятости МО город Краснодар за 2017-2019 гг., тыс.чел._

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Абсолютное отклонение (+;-) 2019 г. от Темп роста, % 2019 г. к

2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.

Численность трудовых ресурсов 732,99 736,53 741,97 8,98 5,44 101,23 100,74

Численность занятых в экономике (без военнослужащих) 623,92 626,76 629,25 5,33 2,49 100,85 100,40

Численность населения, не занятого в экономике, в том числе: 109,07 109,77 112,71 3,64 2,94 103,34 102,68

- учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы 76,35 78,47 80,40 4,05 1,93 105,30 102,46

- численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости 1,49 1,37 1,76 0,27 0,39 118,12 128,47

- численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике 31,23 29,93 30,56 -0,67 0,63 97,85 102,10

По данным таблицы 2 численность населения, занятого в экономике города, в 2019 году составила 629,25 тыс. чел., или 84,8 % от общей численности трудовых ресурсов муниципального образования.

В 2020 году ежегодный прирост населения, занятого в экономике, по прогнозам составит 0,4 %, в 2021 году - 0,4 %, в 2022 году - 0,4 %.

Доля населения в трудоспособном возрасте, не занятого трудовой деятельностью и учебой, в 2019 году составила 3 % к общей численности населения города (в 2018 году - 3 %).

В 2019 году численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составит 1,76 тыс. чел.

Проведем исследование динамики занятых в экономике города по формам собственности в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика распределение занятых в экономике МО город Краснодар по формам собственности за 2017 - 2019 гг.

Абсолютное

2017 г. 2018 г. 2019 г. отклонение 2019 г. от., (+;-)

Показатель 201 7 г 2018 г.

тыс. чел. Уд. вес, % тыс. чел. Уд. вес, тыс. чел. Уд. вес, тыс. чел. В уд. весе, тыс. чел. В уд. весе,

% % % %

Численность

занятых в 623,92 100,00 626,76 100,00 629,25 100,00 5,33 - -7,47 -

экономике

государственна я и 108,67 17,42 109,19 17,15 109,13 17,34 0,46 -0,07 -0,06 0,19

муниципальная

- смешанная российская 100,03 16,03 100,28 15,75 100,53 15,98 0,5 -0,06 0,25 0,23

- иностранная,

совместная российская и 3,12 0,50 3,08 0,48 3,04 0,48 -0,08 -0,02 -0,04 -

иностранная

- частная, в том числе занятых: 411,11 65,89 413,2 64,90 415,55 66,04 4,44 0,15 2,35 1,14

индивидуальн

ым трудом и по найму у 193,35 30,99 188,21 29,56 186,88 29,70 -6,47 -1,29 -1,33 0,14

отдельных

граждан

- на частных предприятиях 217,76 34,90 225 35,34 228,67 36,34 10,91 1,44 3,67 1

собственность

общественных и религиозных 1 0,16 1 0,16 1,01 0,16 0,01 - 0,01 -

организаций (объединений)

Анализируя данные таблицы 3 можно сделать вывод о том, что основная масса занятых жителей сосредоточена в частном секторе экономики - 66,0 % (415,55 тыс. чел.), в государственной и муниципальной формах собственности занято 17,3 % (109,13 тыс. чел.). Доля занятых в организациях и предприятиях государственной, муниципальной собственности за период 2019 -2022 годов ежегодно снижается на 0,05-0,08 %. Причиной представляется уменьшение

численности занятых в государственном и муниципальном секторе экономики вследствие проводимых реформ в сфере МВД, сокращения работников в органах государственной и муниципальной власти.

Количество работников в организациях смешанной российской, иностранной, совместной иностранной и российской форм собственности увеличивается на 0,2 %, но доля занятых в общей массе остаются на уровне 16,3 %. Причиной является привлечение инвестиций в экономику города и увеличение числа работающих.

В результате проведенного анализа определены ключевые особенности рынка труда города Краснодара, среди них:

1. Уровень безработицы по методологии МОТ в среднем ниже уровня общероссийского показателя (в целом по России за 2019 год уровень безработицы по методологии МОТ составляет 4,6 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах.

Техническое преобразование производства, расширение применения и развитие новых наукоемких технологий приводит к трансформации профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, увеличению требований работодателей к качеству рабочей силы.

Рост конкурентоспособности экономики муниципального образования город Краснодар будет прямо зависеть от возможного удовлетворения требований работодателей к численности и качеству трудовых ресурсов. Необходимы меры по росту конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению структурной безработицы, развитию территориальной мобильности трудовых ресурсов. В будущем сохранится потребность в межотраслевом перераспределении кадров, которые высвобождаются в результате оптимизации численности работников отдельных организаций [2].

Потребуется дальнейшее осуществление мер по удовлетворению потребности экономики в рабочей силе, в первую очередь - в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.

Прямое влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на регистрируемом рынке труда будет оказывать экономический рост на базе инновационных технологий и институтов. Развитие новых промышленных зон, реализация инвестиционных проектов, модернизация промышленных предприятий обеспечат увеличение производительности труда в экономике города и позволят создать новые высокоэффективные рабочие места.

Использованные источники:

1. Овчинникова А.Ю. Текущее состояние рынка труда в России / А.Ю. Овчинникова // Научные исследования. - 2019. - № 9 (10). - С. 44-46.

2. Салтыков В.И. Рынок труда РФ на современном этапе развития / В.И. Салтыков // Инновации и инвестиции. 2017. № 4. С. 61-64.

3. Скворцов Е. А. Актуальные проблемы и тенденции развития российского рынка труда / Е. А. Скворцов, А. Ю. Бекешева // Актуальные проблемы

сохранения и развития биологических ресурсов: Сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург,- 2019. - С. 417-422.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.