Научная статья на тему 'Современное состояние информационных технологий принятия управленческих решений в социальных системах'

Современное состояние информационных технологий принятия управленческих решений в социальных системах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
238
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ФОРМАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ / ПРОЦЕССНЫЕ МЕТОДЫ / SOCIAL SYSTEM / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATIONAL RESOURCE / DATA FORMALIZATION / PROCESS METHODS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Овчинский А.С., Лебедев А.В., Ириков В.А.

В статье рассмотрены некоторые информационные технологии принятия управленческих решений в социальных системах. Показана необходимость их привязки и адаптации к деятельности социальных систем. Предложены направления совершенствования работы с данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Modern Condition of Informational Technologies of Adoption Management Decisions in Social Systems

The article considers some information technologies for making management decisions in social systems. The necessity of their binding and adaptation to the activity of social systems is shown. Areas for improvement of work with data are suggested.

Текст научной работы на тему «Современное состояние информационных технологий принятия управленческих решений в социальных системах»

А. С. ОВЧИНСКИЙ

профессор кафедры информационной безопасности учебно-научных комплексов информационных технологий, доктор технических наук, профессор (Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя)

А. S. OVCHINSKIY,

Doctor of Technology, Professor, Professor at the Department of Informational Safety of Educational Scientific Complexes of Informational Technologies (M oscow University of the Ministry of the Interior of Russia

Named After V. Ya. Kikotya)

А. В. ЛЕБЕДЕВ,

профессор кафедры информационных технологий,

доктор технических наук (Академия управления МВД России)

A. V. LEBEDEV,

Doctor of Technology, Professor at the Department of informational Technologies (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В. А. ИРИКОВ,

главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор (Институт проблем управления им. В. А. Тр апезникова РАН)

V. A. IRIKOV,

Doctor of Technology, Professor, Chief Researcher (V. А. Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences)

УДК 004

Современное состояние информационных технологий принятия управленческих решений в социальных системах

The Modern Condition of Informational Technologies of Adoption Management Decisions in Social Systems

В статье рассмотрены некоторые информаци- The article considers some information

онные технологии принятия управленческих ре- technologies for making management decisions

шений в социальных системах. Показана необхо- in social systems. The necessity of their binding

димость их привязки и адаптации к деятельности and adaptation to the activity of social systems is

социальных систем. Предложены направления shown. Areas for improvement of work with data

совершенствования работы с данными. are suggested.

Социальная система, информационные техно- Social system, informational technologies, informational

логии, информационный ресурс, формализа- resource, data formalization, process methods. ция данных, процессные методы.

Информационные технологии в управлении можно определить как способы сбора, накопления и обработки информации с использованием необходимого программного обеспечения для выполнения поставленных управленческих задач. Одним из результатов применения информационных технологий к разноформатным и разноплановым данным, имеющимся в социальной системе, является формирование электронных информационных ресурсов.

Работа с информационными ресурсами может осуществляться в разных формах и видах с обеспечением возможности максимально широкого доступа к ним. После проведения анализа имеющихся данных осуществляется подготовка и принятие управленческих решений на их основе. В настоящее время в социальных системах используются различные информационные технологии управленческой деятельности, такие как Management Information Systems (MIS); Décision Support Systems (DSS) -информационные системы для поддержки принятия решения на управленческом уровне; Knowledge Work Systems (KWS) — системы знаний; Office Automation Systems (OAS) — системы автоматизации делопроизводства на уровне знаний [1]. В большинстве случаев осуществляется применение одной из технологий и в редких случаях — их сочетание.

Наиболее важной проблемой при использовании информационных технологий для управления социальной системой, по нашему мнению, является слабая формализация процессов, протекающих в социальных системах. В результате создание соответствующих программных средств основывается на нечетких алгоритмах и требует много времени. В то же время и использование уже готовых решений также не всегда продуктивно в связи с разнообразием социальных систем, их специфическими целями и задачами.

В настоящее время проектирование информационных систем осуществляется в первую очередь с использованием процессных, логических и функциональных подходов, которые наиболее приспособлены к алгоритмизации. Поскольку программное средство не рассчитывается на работу с неформализованными процессами, то практически не используются декларативный и структурный подходы.

Следует отметить, что накопленные к настоящему моменту времени в социальных системах большие объемы текстовых данных (которые имеются в том числе и на бумажных носителях) являются уже созданным информационным ресурсом, описывающим деятельность социальной системы [2]. Активное их оцифровывание и использование может стать отправной точкой для применения декларатив-

ного подхода к проектированию информационных систем. Декларативный подход направлен на создание хранилища информации такой структуры, в котором могут быть размещены утверждения, аксиомы, ранее разработанные правила поиска решений и т. д. К сожалению, методы обработки декларативных знаний гораздо сложнее и пока еще не находят своего применения при подготовке технических заданий на создание информационных систем.

В настоящее время применение информационных технологий в сложных социальных системах носит характер внедрения уже разработанного для других систем программного обеспечения и происходит фактически без глубокого предварительного изучения предыдущей истории развития и функционирования системы. При этом использование уже существующих в системе информационных ресурсов различного рода в большинстве случаев не предусматривается. Информационные технологии в этом случае фактически используются лишь для текущего процесса деятельности, они не учитывают опыта работы, накопленного в системе. И если затронуть структуру социальной системы, то имеющуюся информационную систему приходится, как минимум, дорабатывать, а зачастую и переделывать.

Классической схемой создания информационной системы является проведение научно-исследовательской работы по обследованию объекта информатизации, результатом которой, как правило, является согласованная с заказчиком постановка задачи (либо техническое задание) на создание информационной системы. На втором этапе в результате проведения опытно-конструкторской работы на основе уже готовой постановки задачи создается сама информационная система.

Однако зачастую разработка программного средства в федеральных органах исполнительной власти осуществляется вообще без проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создании информационных систем, что не позволяет учесть имеющееся видовое разнообразие социальных систем, а также различия в способах подготовки и принятия управленческих решений в них. А ведь социальные системы очень неоднородны и имеют различную структуру. Насчитываются лишь единицы переходящих научно-исследовательских работ, когда исследования действительно ведутся годами и позволяют увидеть не только ретроспективу данных, но и ретроспективу процессов и функций в социальной системе, выявить структурные изменения, происходящие в системе, и их последствия.

Отметим и высокую степень централизован-ности управления в ряде социальных систем,

что особенно характерно для правоохранительных органов. В этом случае видовое разнообразие социальных систем, а также различия в способах подготовки и принятия управленческих решений в них проявляются в передаче больших массивов информации в центральный аппарат, где они затем подвергаются обработке. При этом значительная часть информации носит осведомительный, а не отчетно-контрольный характер. Качество управления в подобных социальных системах существенным образом зависит именно от точного учета состояний всех элементов системы. Таким образом, детальный учет всех обстоятельств функционирования отчетных объектов нижнего уровня, который необходим для снижения неопределенности в данных, приведет к еще большему увеличению информационной нагрузки на сотрудников и росту объема передаваемой информации (трафика). Децентрализация управления позволила бы существенно сократить объем передаваемой информации, но в то же время привела бы к нарушению существующей структуры управления.

Решение имеющихся проблем, по нашему мнению, находится в области рационального использования уже имеющихся разрозненных информационных и телекоммуникационных ресурсов. Что касается информационных ресурсов, то они, к сожалению, в настоящее время содержат не только дублированную информацию, но и частично дублируемые функции. Сложившая ситуация, по нашему мнению, возникла во многом из-за временных рамок, отпускаемых для создания информационной системы. Как правило, это один-два года. При этом разработчик в большинстве случаев не учитывает наличие уже имеющихся в социальной системе информационных систем и создает свой проект без учета их возможностей и функционала.

Весь упор при создании программного средства делается на процессные методы, когда система представлена моделью «черного ящика». Процессные методы проектирования информационных систем несомненно хороши для работы с большими массивами четко структурированных, формализованных данных. Но есть ли такие данные в социальных системах?

Развитие информационных технологий, разработка новых современных способов обработки и хранения информации позволяют за десятилетие работы практически в два-три раза наращивать объемы имеющихся информационных ресурсов, однако принятие управленческих решений все еще происходит в условиях неопределенности. Количество информации по-прежнему является недостаточным для однозначного безальтернативного принятия

решений. До тех пор, пока неопределенность в данных не будет минимизирована благодаря увеличению объемов обрабатываемых данных и скорости их обработки, ситуация не изменится. Уменьшение неопределенности в данных, безусловно, должно отразиться на качестве принимаемых управленческих решений.

В условиях имеющейся неопределенности в исходных данных процесс принятия решений в социальных системах, как правило, происходит творчески, т. е. не формализованным образом. Имеющиеся случаи формализации управленческих решений не фиксируются и не систематизируются, процесс принятия решений во многом базируется на вербальной и текстовой информации, и только в очень редких случаях успешно применяются математические методы.

В отличие от вышеизложенного имеющиеся формальные процедуры подготовки и принятия управленческих решений базируются на широком массиве числовых данных, текстовые данные для этого максимально формализуются либо исключаются из алгоритмов. Чтобы правильно принимать управленческие решения, специалист должен выполнять детальный анализ и прогнозирование развития конкретной ситуации, применять требования руководящих документов в сложившихся условиях, приобретать опыт выбора решений, разрабатывать планы действий и др. [3].

В идеальной ситуации процесс принятия управленческих решений в социальной системе должен быть представлен как совокупность взаимосвязанных между собой неформальных и формальных процедур. На основе детального обследования объекта информатизации должны быть сформированы технологические схемы выполнения формальных процедур, а для неформальных процедур должно быть представлено их текстовое описание. Очевидно, что объем информации при этом уменьшится, а следовательно, уменьшится и информационная нагрузка на сотрудников системы.

К сожалению, в силу целого ряда причин при разработке технического задания на создание информационной системы проектировщики подходят к этой задаче поверхностно. Из-за недостатка времени используются тексты и наработки, возникшие при создании иных информационных систем, даже если они проводились для заказчиков, деятельность которых осуществляется в абсолютно другой области.

Отметим, что в техническом задании на разработку информационной системы должны быть указаны цели, ограничения на принятие управленческих решений, альтернативные варианты решений и оценки их важности, т. е. интегральную оценку качества решения. К со-

жалению, большинство постановок задач на разработку информационных систем не содержит ничего подобного, поскольку имеющиеся в этой области ГОСТы не конкретизируют в полной мере понятия, входящие в раздел «Обследование объекта информатизации».

При принятии управленческого решения лицом, принимающим решения, сначала формируется выбор решения из множества альтернатив, а затем, как правило, в текстовой или вербальной форме формулируется критерий выбора. В связи с нечеткостью и неопределенностью имеющихся исходных данных, недостаточным обследованием объекта информатизации этот критерий выбора не трансформируется в математическую модель и не приводит к окончательному формализованному решению, которое должно представлять собой непосредственное предписание к действию для сотрудников системы.

Отметим существенную особенность при принятии управленческих решений в социальных системах, которая связана с существованием у подразделений социальной системы, кроме целей — заданий, и собственных целей. Подобные цели складываются в процессе развития социальной организации и с математической точки зрения представляют возмущения, вносимые в деятельность социальной системы, но в то же время отражают стремление ее сотрудников к устойчивости и равновесию во взаимодействии с внешней средой.

В процессе своей практической деятельности мы рассмотрели лишь единичные случаи создания информационных систем подготовки и принятия управленческих решений в социальных системах, которые решали бы вышеизложенные задачи. Достижению успеха при разработке таких систем, по нашему мнению, мешает прежде всего выбор методов обработки данных. В качестве основного, как правило, выбирается так называемый метод балансов, который хорош для небольших и достаточно формализованных систем, но плохо применим для большинства сложных социальных систем, имеющих существенную неопределенность в данных. Наряду с этим уже сегодня имеется целый ряд доступных и удобных информационных технологий именно для обработки больших массивов данных (резидентные гриды, нейро-сети, распределенные графы, оперативная аналитика и машинное обучение для обнаружения скрытых закономерностей и т. д.).

Практика показывает, что при разработке информационных систем в саму систему встраивается минимум инструментария для обработки данных, при этом используются самые простые и широко известные стандартные статистические или математические методы. В то же вре-

мя алгоритмы, подходящие для обработки массивов больших и сложных данных, постоянно усложняются и наращиваются. Возможно даже построение сценария обработки данных с использованием целого набора моделей. Однако большинство таких алгоритмов (например, МарЯеёисе — модель распределенной обработки больших объемов данных) понятны только специалистам с хорошей математической подготовкой.

Однако даже наличие такого специалиста (специалистов) не дает гарантии успешной подготовки управленческого решения, что может быть связано с неверной интерпретацией уже имеющихся данных. Такую интерпретацию может осуществлять лишь постоянно действующий коллектив подготовленных в профильной области специалистов, которые хорошо знают как природу исходных, подлежащих обработке данных, так и методы их обработки.

Таким образом, при подготовке управленческих решений на основании имеющихся в наличии информационных ресурсов нам предоставляются как минимум два пути:

1) когда мы обрабатываем хорошие данные плохими методами;

2) когда мы обрабатываем плохие данные хорошими современными методами.

На практике же, как правило, реализуется третья ситуация, при которой плохие данные обрабатываются плохими методами. В этом случае выбор правильного управленческого решения — это либо воля случая, либо огромный опыт и развитая интуиция лица, принимающего решение.

В таких условиях лицо, принимающее решение, начинает относиться к результатам деятельности информационных систем с меньшим доверием. В результате он вынужден пользоваться априорной информацией и своей интуицией. Выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, является либо разработка специализированных алгоритмов обработки данных, создание которых, как правило, вообще не предусматривается при проектировании информационных систем, либо привязка информационных систем к уже существующим технологиям обработки данных. В то же время в большинстве технических заданий на создание информационных систем, с которыми мы сталкивались, в разделе «Математическое обеспечение» указывается, что для анализа данных используются стандартные пакеты сторонних производителей. В ряде случаев такой раздел отсутствует совсем.

После создания информационной системы руководитель ждет быстрого эффекта от ее внедрения, некоторого единственного варианта решения, а не широкого набора альтернатив

(который может насчитывать и десяток вариантов управленческого решения), являющихся результатом работы алгоритма. Лишь снятие неопределенности в исходных данных может позволить уменьшить количество альтернатив и предложить лишь несколько решений на выбор с интегральной оценкой их эффективности.

Все вышеизложенные аспекты необходимо непременно учитывать при использовании указанных информационных технологий, а также при проектировании и создании информационных систем, разрабатываемых в целях принятия управленческих решений в социальных системах.

Список литературы:

References:

1. Бастриков М. В., Пономарев О. П. Информа- 1. ционные технологии управления. М., 2015.

2. Лукашов Н. В. О повышении эффективно- 2. сти управления и снижении бюрократической нагрузки в территориальных органах внутренних дел в сфере совершенствования подготовки и исполнения управленческих документов // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).

3. Меньших В. В., Середа Е. Н. Концептуаль- 3. ная модель и технология обучения коллективным действиям по принятию решений при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).

Bastrikov M. V., Ponomarev O. P. Informational management technologies. М., 2015. Lukashov N. V. About efficiency rising and decreasing of the bureaucratic burden in the territorial law enforcement bodies in a perfection sphere of preparing and execution management documents // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 2 (38).

Menshikh V. V., Sereda Ye. N. The conceptual model and studying technology to collective activities for making decisions during extraordinary circumstances appearing // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 2 (38).

<

X

■л S a. E-

E-mail: lebedevAvic@rambler.ru

X

О

s

и

и ^

m

и

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.