Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ С КАЗАХСТАНОМ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ С КАЗАХСТАНОМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ (ПРИГРАНИЧНОЕ) СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Студентова Е. А.

Статья посвящена аналитическому исследованию актуальных вопросов выстраивания взаимоотношений между приграничными территориями Российской Федерации и Республики Казахстан. Построение доброжелательных и взаимовыгодных отношений между приграничными регионами данных стран-членов ЕАЭС выступает основным вектором развития их внешнеэкономической деятельности. Это связано, прежде всего, с особым географическим положением таких регионов и недооцененностью их потенциала. В статье рассмотрена нормативно-правовая база организации сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, отражена необходимость ее дальнейшего развития. Отмечено, что специфика межгосударственных отношений на современном этапе определяется значительным количеством разнообразных факторов, оказывающих наибольшее влияние на взаимоотношения приграничных территорий двух стран. Поэтому, используя системный подход, авторы произвели их группировку, что позволило сделать объективный вывод об основных тенденциях их развития и раскрыть содержание приоритетных направлений российско-казахстанского приграничного сотрудничества на современном этапе. При проведении исследования была проанализирована динамика основных экономических показателей, характеризующих трансграничные отношения, сделан акцент на том, что в основе взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан лежит общая история. Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, что по ряду позиций товарной номенклатуры ВЭД именно Республика Казахстан является стратегическим партнером Российской Федерации. Полученные в результате данного исследования результаты могут быть использованы для включения в лекционный и практический материал при подготовке специалистов по соответствующим экономическим специальностям, а также при разработке стратегии развития сотрудничества приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Студентова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF RELATIONS BETWEEN THE BORDER AREAS OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN

The article is devoted to an analytical study of topical issues of building relationships between the border territories of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Building friendly and mutually beneficial relations between the border regions of these EAEU member states is the main vector for the development of their foreign economic activity. This is primarily due to the special geographical position of such regions and the underestimation of their potential. The article examines the regulatory framework for organizing cooperation between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan, reflects the need for its further development. It is noted that the specificity of interstate relations at the present stage is determined by a significant number of various factors that have the greatest impact on the relationship of the border territories of the two countries. Therefore, using a systematic approach, the authors grouped them, which made it possible to draw an objective conclusion about the main trends in their development and reveal the content of the priority areas of Russian-Kazakh cross-border cooperation at the present stage. During the study, the dynamics of the main economic indicators characterizing cross-border relations was analyzed; the emphasis was made on the fact that the relationship between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan is based on a common history. The analysis made it possible to draw conclusions that for a number of positions of the commodity nomenclature of foreign economic activity, the Republic of Kazakhstan is the strategic partner of the Russian Federation. The results obtained as a consequence of this study can be used for inclusion in lectures and practical material for the training of specialists in relevant economic specialities, as well as for the elaboration of a strategy for the development of cooperation between the border areas of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ С КАЗАХСТАНОМ»

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 4

ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ REGIONAL ECONOMICS STUDIES

Современное состояние и тенденции развития взаимоотношений приграничных территорий России с Казахстаном

Current State and Trends in the Development of Relations Between the Border Areas of Russia and Kazakhstan

DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-4-466

УДК 339.56

Е. А. Студентова, Курганский государственный университет (Курган, Россия); Курганский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук (Курган, Россия)

E. A. Studentova, Kurgan State University (Kurgan, Russia); Kurgan Branch of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Kurgan, Russia)

Статья посвящена аналитическому исследованию актуальных вопросов выстраивания взаимоотношений между приграничными территориями Российской Федерации и Республики Казахстан. Построение доброжелательных и взаимовыгодных отношений между приграничными регионами данных стран-членов ЕАЭС выступает основным вектором развития их внешнеэкономической деятельности. Это связано, прежде всего, с особым географическим положением таких регионов и недооцененностью их потенциала. В статье рассмотрена нормативно-правовая база организации сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, отражена необходимость ее дальнейшего развития. Отмечено, что специфика межгосударственных отношений на современном этапе определяется значительным количеством разнообразных факторов, оказывающих наибольшее влияние на взаимоотношения приграничных территорий двух стран. Поэтому, используя системный подход, авторы произвели их группировку, что позволило сделать объективный вывод об основных тенденциях их развития и раскрыть содержание приоритетных направлений российско-казахстанского приграничного сотрудничества на современном этапе. При проведении исследования была проанализирована динамика основных экономических показателей, характеризующих трансграничные отношения, сделан акцент на том, что в основе взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан лежит общая история. Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, что по ряду позиций товарной номенклатуры ВЭД именно Республика Казахстан является стратегическим партнером Российской Федерации. Полученные в результате данного исследования результаты могут быть использованы для включения в лекционный и практический материал при подготовке специалистов по соответствующим экономическим специальностям, а также при разработке стратегии развития сотрудничества приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, приграничные регионы, межрегиональное (приграничное) сотрудничество, экспорт, импорт, внешнеторговый оборот

The article is devoted to an analytical study of topical issues of building relationships between the border territories of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Building friendly and mutually beneficial relations between the border regions of these EAEU member states is the main vector for the development of their foreign economic activity. This is primarily due to the special geographical position of such regions and the underestimation of their potential. The article examines the regulatory framework for organizing cooperation between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan, reflects the need for its further development. It is noted that the specificity of interstate relations at the present stage is determined by a significant number of various factors that have the greatest impact on the relationship of the border territories of the two countries. Therefore, using a systematic approach, the authors grouped them, which made it possible to draw an objective conclusion about the main trends in their development and reveal the content of the priority areas of Russian-Kazakh cross-border cooperation at the present stage. During the study, the dynamics of the main economic indicators characterizing cross-border relations was analyzed; the emphasis was made on the fact that the relationship between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan is based on a common history. The analysis made it possible to draw conclusions that for a number of positions of the commodity nomenclature of foreign economic activity, the Republic of Kazakhstan is the strategic partner of the Russian Federation. The results obtained as a consequence of this study can be used for inclusion in lectures and practical material for the training of specialists in relevant economic specialities, as well as for the elaboration of a strategy for the development of cooperation between the border areas of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan.

Keywords; foreign economic activity, border regions, interregional (border) cooperation, export, import, foreign trade turnover

Введение

В современном мире приграничное сотрудничество выступает одним из основополагающих факторов, позволяющих стране эффективно участвовать в интеграционном процессе, связанном с формированием общих рынков. Тесное взаимовыгодное сотрудничество приграничных территорий соседствующих государств позволяет сделать двусторонние отношения более объективными и оптимальными для всех их участников. Это связано с тем, что собственно региональные власти (экономические субъекты, функционирующие на приграничных территориях) более полно представляют себе возможные проблемы и направления их решения, осознают свои потребности и интересы, а также потенциал конкретной территории. Соответственно именно регионы могут использовать все разнообразие имеющихся в их распоряжении ресурсов с наибольшей отдачей. Исторические основы взаимоотношений между Россией и Казахстаном были заложены еще в 1731 г., когда после нескольких военных конфликтов казахи приняли российское подданство. Налаживание отношений между двумя народами происходило постепенно в течение большого временного промежутка и закончилось объединением в одно государство [1].

Республика Казахстан на протяжении многих десятилетий выступает в качестве основного военно-политического и экономического партнера Российской Федерации в Центрально-Азиатском регионе. Подобные взаимоотношения между государствами начали формироваться после развала СССР в 1990-х гг., когда правительства России и Казахстана договорились о создании единого военно-стратегического пространства. Партнерские взаимоотношения регулируются большим числом двусторонних соглашений и договоров, а также участием обеих сторон в ЕАЭС. Создание последнего стало наглядной иллюстрацией современной тенденции к регионализации, поскольку функционирование ЕАЭС подразумевает развитие единых товарного, финансового рынков и рынка услуг, трудовых ресурсов, а также реализацию взаимосогласованной макроэкономической, торговой и миграционной политики [1—6]. На сегодняшний день Российская Федерация является одним из основных стратегических партнеров Республики Казахстан. Предпосылками выстраивания новых взаимоотношений между Россией и Казахстаном, как независимыми государствами, выступили общее историческое прошлое, взаимосвязь культурных традиций, схожая территориально-отраслевая структура и др. Всё это способствовало развитию межгосударственной специализации и производственной кооперации двух стран, бывших ранее субъектами одного большого государства - СССР [7; 8]. Базисом современных взаимоотношений между приграничными регионами России и Казахстана стал «принцип добрососедства», проявляющийся в существовании соответствующей нормативно-правовой базы и сходстве интересов сторон. Так, после прекращения существования СССР в 1991 г., буквально через полгода, был подписан двусторонний договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи [9; 10].

Теория / методология исследования

Исследование состояния и тенденций развития взаимоотношений приграничных территорий России и Казахстана производится на базе использования методов анализа и синтеза при изучении тенденций внешнеторговых оборотов между двумя странами, монографического метода при исследовании факторов, определяющих характер взаимоотношений между трансграничными регионами разных государств. При исследовании вопросов организации взаимовыгодного всестороннего сотрудничества российских приграничных регионов и аналогичных субъектов Республики Казахстан необходимо учитывать то, что межрегиональное сотрудничество представляет собой структурный элемент межгосударственных отношений и часть интеграционной политики СНГ. Содержание отношений между Россией и Казахстаном на сегодняшний день складывается под влиянием ряда факторов (рис. 1), а также сформировавшихся в нашей стране своих, специфических, условий, диктуемых проводимой рядом зарубежных государств санкционной политикой в отношении Российской Федерации [15—17].

Рис. 1. Факторы, способствующие развитию взаимоотношений между Российской Федерацией

и Республикой Казахстан

Значительная роль в установлении взаимовыгодных отношений между странами и поддержании международного сотрудничества принадлежит органам государственной власти различных уровней и, прежде всего, правительствам РФ и Казахстана, которые принимают и реализуют соглашения и программы приграничного и регионального сотрудничества.

В ходе настоящего исследования авторами были изучены статьи по аналогичной и смежной тематикам, законодательство Российской Федерации и ЕАЭС, касающееся регулирования внешнеэкономической деятельности. Представляющие наибольший интерес источники включены в список использованной литературы с соблюдением правил цитирования. Собранная информация была систематизирована, проанализирована и представлена авторами в виде тезисов, таблиц и рисунков.

На результативность и эффективность процесса приграничного сотрудничества значительное воздействие могут оказывать интересы и позиция его непосредственных участников, а также динамика и направленность взаимоотношений между государствами-членами ЕАЭС и (или) СНГ. Все это нашло свое воплощение в работах следующих авторов: С. Афонцева, Н. Зубаревич, Н. Бекетова, Л. Божко, Л. Вар-домского, Н. Шумского, С. Орлова, Н. Кремлева и др. При этом содержание ВЭД приграничных регионов и приоритетные направления ее развития продолжают находиться в центре внимания многих исследователей, поскольку условия и факторы, их определяющие, носят динамично изменяющийся и зачастую трудно прогнозируемый характер [11—14].

Сотрудничество между Россией и Казахстаном базируется на совокупности нормативно-правовых актов (см. рис. 2) [18—22]. Взаимоотношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан включают в себя не только собственно средства в экономической сфере, но и совместные проекты в топливно-энергетической, агарной, культурной, спортивной, образовательной и научно-технической сферах.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 4

Рис.2. Нормативно-правовая база сотрудничества России и Казахстана

Кроме вышеперечисленных нормативно-правовых актов взаимоотношения между Россией и Казахстаном регулируются значительным количеством двусторонних соглашений, позволяющих расширить и уточнить возможные сферы и специфику межгосударственного партнерства. Так, по состоянию на конец 2020 г. по запросу «Казахстан» на официальном сайте Министерства иностранных дел РФ можно просмотреть около 280 документов (незначительная часть которых утратила юридическую силу в связи с выходом более актуальных нормативных актов), касающихся вопросов экономического, военного сотрудничества, порядка перемещения границы, совместных мероприятий в области стандартизации, сертификации, науки, образования, проведения культурных и спортивных мероприятий и др. [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, Республика Казахстан должна рассматриваться как один из ведущих партнеров Российской Федерации в интеграционном процессе на постсоветском пространстве. При этом не стоит забывать, что наша страна не является для Казахстана единственным направлением внешнеэкономического развития, поскольку последний активно налаживает связи с соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону, а также некоторыми европейскими странами. Согласно данным Росстата, за период 2016—2020 гг. товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Казахстан составил 69 млрд долл. США (рис. 3).

По состоянию на начало 2020 г. доля Республики Казахстан в структуре российского внешнеторгового оборота составляет около 2,9 % (по данным, предоставленным Министерством экономического развития РФ). В целом в структуре товарооборота по странам на первом месте Китай (14,8 %), на втором месте Германия (8,5 %). Если говорить о товарной структуре товарооборота, то основная его доля пришлась на «минеральные продукты» (20 %), «металлы и изделия из них» (19 %).

Рис.3. Динамика товарооборота между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, млрд долл. США

Источник: составлено по [23—26].

При этом экспорт из России в Казахстан за период 2015—2019 составил 60,1 млрд долл. США, а импорт в нашу страну из Казахстана за период 2015—2019 составил 24,5 млрд долл. США (табл. 1).

Таблица 1

Динамика экспорта и импорта между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, млрд долл. США

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 Итого 2020 г. в % к 2016 г. Отклонение 2020 г. от 2016 г. (+,-)

Экспорт 10,8 9,51 12,5 13 14,3 49,3 132,41 3,5

Импорт 4,81 3,61 5,02 5,33 5,73 19,7 119,13 0,92

Как мы видим из приведенных данных, за анализируемый период наблюдается положительная динамика как в отношении объемов экспортных, так и импортных операций. При этом темп роста экспорта превышает импорт, что также можно рассматривать как позитивную тенденцию, так как это ведет к росту объемов производства отечественной продукции и, как следствие, увеличению валютных доходов.

Если рассматривать структуру экспорта и импорта в разрезе отдельных товарных групп, то в основном импортировались и экспортировались «минеральные продукты» (35,2 % и 12,6 % соответственно), «металлы и изделия из них» (30,3 % и 15,4 %), значительная доля экспорта приходилась также на «машины, оборудование и аппаратура» (15,1 %) (табл. 2).

Таблица 2

Структура товарооборота между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, %

Тип продукции Товарооборот Экспорт Импорт

Пищевая продукция, напитки, табак 6,8 8,6 2,1

Минеральные продукты 19,0 12,6 35,2

Продукция химической промышленности 10,6 9,1 14,4

Пластмассы, каучук, резина 5,1 6,6 1,3

Металлы и изделия из них 19,7 15,4 30,3

Машины, оборудование и аппаратура 12,3 15,1 5,4

Транспорт 6,2 8,2 1,5

Источник: составлено по [23—26].

Если рассматривать структуру экспортно-импортных операций между Россией и Казахстаном в разрезе отдельных стран, то в структуре импорта по странам Казахстан для нашей страны находится среди прочих партнеров на 9-м месте с долей 2,3 %. В структуре экспорта Казахстан также находится на 9-ой позиции с долей 3,2 %. Следовательно, объем и структура товарооборота между Российской Федерацией и Республикой Казахстан объективно отражает специфику взаимоотношений между нашими государствами и указывает на основные тренды их партнерства. Так, тот факт, что наибольший удельный вес в структуре товарооборота между двумя странами принадлежит металлам и изделиям из них, а также минеральным продуктам, определяется наличием значительных объемов природных ресурсов этих стран и спецификой взаимоотношений в промышленности.

Если рассматривать более длительный период осуществления внешнеторговых операций между Россией и Казахстаном, то, по данным официальной статистики, их объем постепенно сокращался — с 23,7 млрд. долл. США в 2013 г. Минимальное значение данного показателя наблюдалось в 2016 г. и составляло 13,1 млрд долл. США (55,27 % к уровню 2013 г.). Основными причинами данного явления стали экономический кризис, падение мировых цен на нефть и дестабилизация внешнеэкономических связей России с другими странами. Рост товарооборота между Россией и Казахстаном наметился в 2017 г., и на текущий момент наблюдается устойчивый тренд к его росту, но значения 2013 г. пока не достигнуты [23; 24].

Заключение

По результатам проведенного анализа научных источников сделаны следующие выводы: взаимная торговля между Россией и Казахстаном носит стратегический характер и более развита по сравнению с другими странами-членами СНГ и ЕАЭС. Положительно на взаимном развитии внешней торговли сказывается хороший уровень нормативно-правовой базы сотрудничества и специфика исторически сложившихся взаимоотношений между странами. Республика Казахстан поставляет в Российскую Федерацию незначительную долю своей продукции (до 10 % от общего объема экспорта), но в то же время для Казахстана Россия остается основным источником импорта (до 40 %). Несмотря на то что для России доля экспорта в Казахстан незначительная (в среднем до 3 %), но для ряда несырьевых отраслей именно Казахстан является основным экспортным рынком [15; 26].

Базисом сотрудничества между приграничными территориями двух стран выступает дифференциация сопредельных регионов соседних государств по их роли и месту в мировой хозяйственной системе, ценовой, налоговой, инвестиционной политике, а также социально-политическому положению граждан. Все эти факторы позволяют организовать эффективный, эквивалентный обмен результатами и факторами производства. Все вышесказанное наглядно иллюстрирует тезис о том, что именно приграничное

сотрудничество следует рассматривать как драйвер развития экономики приграничных регионов России и Казахстана.

Благодарности

Публикация подготовлена в рамках выполнения НИР по госзаданию Института экономики Уральского отделения РАН на 2021—2023 гг.

Список литературы

1. Гусев Л. Ю., Казанцев А. А. Российско-казахстанские отношения: проблемы и перспективы // Управленческое консультирование. 2015. № 1 (73). С. 29—40.

2. Артамонова И. А., Студентова Е. А. Роль фактора приграничности при выборе модели динамичного развития территории // Научное обозрение: теория и практика. 2021. Т. 11. № 1 (81). С. 152—166.

3. Владиславлева Т. Б. Межрегиональное сотрудничество как фактор интенсификации сотрудничества современных государств (на примере отношений между Российской Федерацией и Казахстаном) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 216—224.

4. Жундубаев М. К. Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана: основные приоритеты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 7 (292). С. 38—51.

5. Shibutov M., Solozobov Y., Malyarchuk N. Kazakhstan Russia Relationsin Modern Era. International Institute for Global Analyses. 2019. 66 p. URL: www.vision-gt.eu (дата обращения: 03.09.2021).

6. Nurgaliyeva L. Kazakhstan's economic soft balancing policy vis-à-vis Russia: From the Eurasian Union to the economic cooperation with Turkey // Journal of Eurasian Studies. 2015. № 7. Pp. 92—105.

7. Божко Л. Л. Концептуальные подходы к определению приграничных территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 4. С. 47—54.

8. Tulumovic V. Models of regional aspect and development underdeveloped regions // The Journal of International Social Research. 2015. Vol. 8. Iss. 40. Pp. 947—958.

9. Дорошенко С. В. Компаративный анализ малого предпринимательства в приграничных регионах России и Казахстана // Экономика региона. 2020. № 3. С. 712—724.

10. Ордынская Ю. В. Использование фактора наличия границы как уникального феномена развития градостроительных возможностей пограничной территории России и формирования трансграничных пространств (на примере российско-казахстанского пограничья) // Урбанистика. 2020. № 3. С. 20—24.

11. Сагиндиков Р. Е. Некоторые аспекты российско-казахстанского сотрудничества: успехи и проблемы // Известия ВГПУ. 2015. № 4 (99). С. 203—208.

12. Студентова Е. А. Учет приграничного потенциала в стратегиях социально-экономического развития муниципалитетов Зауралья // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2020. № 51. С. 35—59.

13. Трокаль Т. В. Основные аспекты современного политико-экономического сотрудничества между Россией и Казахстаном // Постсоветские исследования. 2019. № 3. С. 1078—1084.

14. Alekseyev A. Modeling regional development projects // Regional Development Modeling: Theory and Practice. North-Holland Publishing Company. 1982. Pp. 269—279.

15. Положихина М. А. Российско-казахстанские экономические отношения // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 2019. № 1. С. 227—237.

16. Antonescu D. Theoretical approaches of regional development // MPRA Paper 2014. No. 60524. 13 p.

17. Varchuk O. A., Grabovenko O. A. Internal control and internal audit: definition, similarities and differences // Экономика: реалии времени. 2016. № 1 (23). С. 123—131.

18. Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военно-техническом сотрудничестве от 16 марта 2015 года // Бюллетень международных договоров РК 2015 г., № 2, ст. 21. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500001002#z22 (дата обращения: 18.09.2021).

19. О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о совместных усилиях в охране внешних границ : закон Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года № 2-II. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z990000002 (дата обращения: 18.09.2021).

20. О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе : закон Республики Казахстан от 2 декабря 2005 года № 92. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000092 (дата обращения: 18.09.2021).

21. О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке : закон Республики Казахстан от 7 ноября 2014 года № 246-V ЗРК. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z140000024 (дата обращения: 18.09.2021).

22. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.09.2021).

23. Динамика внешней торговли. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2018. 20 с. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/17665.pdf (дата обращения: 18.09.2021).

24. Портал внешнеэкономической информации. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign trade statistics/countries breakdown/ (дата обращения: 18.09.2021).

25. Doing Business Data Corrections and Findings of Internal Audit. The World Bank. 2020. URL: https://www.doingbusiness.org/ (дата обращения: 18.09.2021).

26. Issabayeva N. Z., Sadykova T. S., Seitkazinaa K. O., Bekmaganbetov U. Z. Kazakhstan and Russia: Experience and Prospects of Transfrontier Cooperation (1991—2015) // International Journal of Environmental & Science Education. 2016, vol. 11, no 17, pp. 9669—9677.

References

1. Gusev L. Yu., Kazantsev A. A. Russian-Kazakh relations: problems and prospects. Upravlencheskoe konsurtirovanie [Managerial consulting], 2015, no 1 (73), pp. 29—40. (In Russ.)

2. Artamonova I. A., Studentova E. A. The role of the frontier factor in choosing a model of dynamic development of the territory. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika [Scientific review: theory and practice], 2021, vol. 11, no 1(81), pp. 152— 166. (In Russ.)

3. Vladislavleva T. B. Interregional cooperation as a factor of intensification of cooperation between modern states (on the example of relations between the Russian Federation and Kazakhstan). Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability], 2016, no 1, pp. 216—224. (In Russ.)

4. Zhundubaev M. K. Interregional and cross-border cooperation between Russia and Kazakhstan: main priorities. NacionaFny^e interesyprioritety' i bezopasnost' [National interests: priorities and security], 2015, no 7 (292), pp. 38—51. (In Russ.)

5. Shibutov M., Solozobov Y., Malyarchuk N., 2019. Kazakhstan Russia Relationsin Modern Era. International Institute for Global Analyses. 66 p. Available at: www.vision-gt.eu (accessed: 03.09.2021).

6. Nurgaliyeva L., 2015. Kazakhstan's economic soft balancing policy vis-à-vis Russia: From the Eurasian Union to the economic cooperation with Turkey. Journal of Eurasian Studies, no 7, pp. 92—105.

7. Bozhko L. L. Conceptual approaches to the definition of border territories. RegionaFnaya e^konomika: teoriya i praktika [Regional economics: theory and practice], 2010, no 4, pp. 47—54. (In Russ.)

8. Tulumovic V., 2015. Models of regional aspect and development undeveloped regions. The Journal of International Social Research, vol. 8, iss. 40, pp. 947—958.

9. Doroshenko S. V. Comparative analysis of small business in the border regions of Russia and Kazakhstan. Ekonomika regiona [The economy of the region], 2020, no 3, pp. 712—724. (In Russ.)

10. Ordynskaya Yu. V. The use of the factor of the presence of the border as a unique phenomenon of the development of urban planning capabilities of the border territory of Russia and the formation of cross-border spaces (on the example of the Russian-Kazakh borderland). Urbanistika [Urbanistics], 2020, no 3, pp. 20—24. (In Russ.)

11. Sagindikov R. E. Some aspects of Russian-Kazakh cooperation: successes and problems. Ivzestia of the Volgograd State PedagogicalUniversity, 2015, no 4 (99), pp. 203—208. (In Russ.)

12. Studentova E. A. Consideration of the border potential in the strategies of socio-economic development of municipalities of the Trans-Urals. Vestn. Tom. gos. un-ta. Ekonomika [Bulletin of the Tomsk State University Economy], 2020, no 51, pp. 35—59. (In Russ.)

13. Trocal T. V. The main aspects of modern political and economic cooperation between Russia and Kazakhstan. Postso-vetskie issledovaniya [Post-Soviet studies], 2019, no 3, pp. 1078—1084. (In Russ.)

14. Alekseyev A., 1982. Modeling regional development projects. Regional Development Modeling: Theory and Practice. North-Holland Publishing Company, pp. 269—279.

15. Polozhikhina M. A. Russian-Kazakh economic relations. SociaFny^e i gumanitarny^e nauki: Otechestvennaya i za-rubezhnaya literatura. Ser. 2, Ekonomika: ReferativnyJ zhurnal [Social and Humanitarian sciences: Domestic and foreign literature. Ser. 2, Economics: Abstract Journal], 2019, no 1, pp. 227—237. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Antonescu D., 2014. Theoretical approaches of regional development. MPRA Paper No. 60524. 13 p.

17. Varchuk O. A., Grabovenko O. A., 2016. Internal control and internal audit: definition, similarities and differences. Economics: the realities of time, no 1 (23), pp. 123—131.

18. Agreement between the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation on military-technical cooperation dated March 16, 2015. Byulleten' mezhdunarodnyX dogovorov RK [Bulletin of International Treaties of the Republic of Kazakhstan], 2015, no 2, Article 21. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500001002#z22 (date of application: 18.09.2021). (In Russ.)

19. O ratifikacii Dogovora mezhdu Respublikoj Kazaxstan i Rossijskoj Federaciej o sovmestnyX usiliyax v oxrane vneshnix granicz. Zakon Respubliki Kazaxstan ot30 dekabrya 1999 goda № 2-II [On ratification of the Agreement between the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation on Joint Efforts in the Protection of External Borders. Law of the Republic of Kazakhstan dated December 30, 1999, no 2-II]. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z990000002 (accessed: 18.09.2021). (In Russ.)

20. O ratifikacii Dogovora mezhdu Respublikoj Kazaxstan i Rossijskoj Federaciej o kazaxstansko-rossijskoj gosudarstvennoj granice. Zakon Respubliki Kazaxstan ot 2 dekabrya 2005goda № 92 [On the ratification of the Agreement between the Repub-

lic of Kazakhstan and the Russian Federation on the Kazakh-Russian State Border. Law of the Republic of Kazakhstan dated December 2, 2005, no 92]. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000092 (accessed: 18.09.2021). (In Russ.)

21. O ratifikacii Dogovora mezhdu Respublikoj Kazaxstan i Rossijskoj Federaciej o dobrososedstve i soyuznichestve v XXI veke. Zakon Respubliki Kazaxstan ot 7 noyabrya 2014 goda № 246-VZRK [On ratification of the Treaty between the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation on Good-Neighborliness and Alliance in the XXI Century. The Law of the Republic of Kazakhstan dated November 7, 2014, no 246-V SAM]. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z140000024 (accessed: 18.09.2021). (In Russ.)

22. Spravochnaya pravovaya sistema KonsuVtantPlyus [ConsultantPlus legal reference system]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed: 18.09.2021). (In Russ.)

23. Dynamics of foreign trade. Byulleten' o tekushhix tendenciyax rossijskoj ekonomiki [Bulletin on the current trends of the Russian economy]. 2018. 20 p. Available at: https://ac.gov.ru/files/publication/a/17665.pdf (accessed: 18.09.2021). (In Russ.)

24. Portal vneshneekonomicheskoj informacii. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii [Portal of foreign economic information. Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/countries_breakdown/ (accessed: 18.09.2021). (In Russ.)

25. Doing Business Data Corrections and Findings of Internal Audit. The World Bank. 2020. Available at: https://www.doingbusiness.org/ (accessed: 09.18.2021).

26. Issabayeva N. Z., Sadykova T. S., Seitkazinaa K. O., Bekmaganbetov U. Z., 2016. Kazakhstan and Russia: Experience and Prospects of Transfrontier Cooperation (1991—2015). International Journal of Environmental & Science Education. 2016, vol. 11, no 17, pp. 9669—9677.

Для цитирования: Студентова Е. А. Современное состояние и тенденции развития взаимоотношений приграничных территорий России с Казахстаном // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 4. С. 466—475. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-4-466.

For citation: Studentova E. A. Current state and trends in the development of relations between the border areas of Russia and Kazakhstan. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University, 2021, vol. 1, issue 4. Р. 466—475. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-4-466 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.