8. Распоряжение Президента РФ от 11 июля 2002 г. № 954-рп. О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.
9. Борисов, М.Н. Сущность и структура качества быта / М.Н. Борисов // Качество и жизнь. - 2014.
10.Нестеров, Л. Национальное богатство и человеческий капитал / Л. Нестеров, Г. Аширова // Вопросы экономики. - 2013.
11. Михайлова, Н.В. Качество и духовность / Н.В. Михайлова // Стандарты и качество. - 2013.
12. Бойцов, Б.В. Системная целостность качества жизни / Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев // Стандарты и качество. - 2014.
13.Шрейдер, Ю.А. Системный подход и принцип деятельности / Ю.А. Шрейдер, А.А. Шаров. - М.:2013.
14. Михайлова, Н.В. Качество труда - следствие духовности и качества образования / Н.В. Михайлова // Стандарты и качество. - 2011.
15. Крянев, Ю.В. Образ качества / Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов // Стандарты и качество. - 2013.
© Анисимов Е.Я., 2015
УДК33
Э.М.Афанасьева
Аспирантка кафедры мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО
РЫНКА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ
Аннотация
В статье проведено исследование современного состояния мирового рынка товаров для детей, изучены его характерные черты, выявлены перспективы и тенденции развития, которые связаны с расширением интернет -торговли, внедрением новых технологий и инновационных материалов в производство. Автором рассмотрены структурные части мирового рынка детских товаров, проанализировано их состояние в посткризисный период восстановления экономических систем. Установлено, что основные проблемы функционирования рынка связаны с увеличением доли низкокачественной продукции, поставщиками которой в основном являются страны Азии и Китай, ориентированные на низкий ценовой диапазон.
Annotation
In this article a study of the current state of the world market of goods for children, studied its characteristic features, identified prospects and development trends that are associated with the expansion of e-commerce, the introduction of new technologies and innovative materials in production. The author considered structural parts of the world market of children's goods, their state during the post-crisis period of restoration of economic systems is analysed. Found that the main problems associated with the functioning of the market share increase in low-quality products, suppliers, which are mainly in Asia and China, focused on low price range.
Ключевые слова
Мировой рынок, детские товары, одежда, питание, игрушки, торговля.
Keywords
World market, children's goods, clothes, food, toys, trade.
За последние десятилетия мир сильно изменился. Товары и услуги для взрослых невозможно расширять до бесконечности. Усиление конкуренции, развитие технологий, появление инновационных продуктов - все это вызывает необходимость у производителей искать новые рыночные ниши и направления деятельности. Демографические изменения в мире породили настоящий взрыв на рынке товаров и услуг для детей. Дети получили возможности огромного влияния во всех сферах потребительского рынка - от покупки товаров и продуктов в супермаркетах до мира моды и кинематографа. Рынок детских товаров открыл путь к значительному источнику доходов, который оценивается миллиардами долларов.31 Дети представляют собой одну из самых привлекательных категорий потребителей. Выпуск и продажа товаров для детей во всем мире являются достаточно прибыльными. Несмотря на то, что детям, как известно, приобретается «все лучшее», существует еще и объективный фактор повышенной доходности данного рынка: ребенок постоянно растет, его интересы и вкусы меняются, так, что одежду, обувь, игрушки приходится обновлять практически каждый сезон. Ребенок - это клиент одновременно трех рынков: товаров непосредственно детского потребления (продукты питания, компьютерные развлечения, игрушки), товаров для взрослых (на выбор которых он ежедневно влияет) и будущего рынка, который он будет определять, когда сам станет взрослым.
Как свидетельствуют маркетинговые исследования, современный мировой рынок детских товаров является одним из самых динамичных: его годовой рост находится на отметке 15-25%. Максимальные показатели объемов производства и оборотов продаж приходятся на следующие основные сегменты -детское питание, одежда, игрушки, обувь, 65% расходов на детей идут на питание и одежду.32
Мировой рынок детских товаров состоит из множества сегментов, каждый из которых является самостоятельной частью со своей спецификой и законами. В 2013 году структура мирового рынка детских товаров выглядела следующим образом - см. рис. 1.
Рисунок 1 - Структура мирового рынка детских товаров, %
Источник: Стратегия развития индустрии детских товаров до 2020 г., приложение 1
По мнению экспертов, мировое производство детских товаров меньше всего пострадало в кризис по сравнению с другими отраслями. Объем рынка в денежном выражении сократился на 2%, при этом китайские экспортеры, напротив, усилили свои позиции, продемонстрировав рост продаж на 4%.
По итогам 2012 года мировой рынок товаров для детей оценивается в 412 млрд. долларов, а, согласно прогнозам, к 2020 году он может вырасти до 609 млрд. долларов (см. рис.2).
31 Тюшевская О. Играть или не играть // Стандарты и качество. - 2013. - №2. - С. 88-89.
32 Modified stinging test: New tolerance predictive test for baby products // Journal of the American Academy of Dermatology. - 2013. - №4.
700 600 500 400 300 200 100 0
Рисунок 2 - Прогноз мирового рынка детских товаров (млрд. дол. США) Источник: http://www.minpromtorg.gov.ru
На сегодняшний день, в период посткризисного восстановления, наиболее сложную ситуацию на мировом рынке детских товаров можно наблюдать в сегменте премиум класса, особенно в секторе игрушек и одежды. Самым стабильным и перспективным, по мнению экспертов, в ближайшем будущем будет сегмент детского и диетического питания, который является высокодоходным и быстрорастущим бизнесом во всем мире. Объем мирового рынка продуктов детского питания в 2011г. оценивался экспертами в 38,2 млрд. долл. США, в 2012 г. его стоимость находилась на уровне 41,5 млрд. долл. США, к 2017 г. - согласно прогнозам, рынок может достичь отметки 63,7 млрд. долл. США.33 Показательной на мировом рынке является тенденция превалирования продаж детского питания через сети фирменных магазинов, на данный канал дистрибуции приходится 70% реализации. Следует отметить, что во многих развивающихся странах, странах бывшего СССР торговля продукцией для младенцев осуществляется в супермаркетах или фарммаркетах.
Рентабельность производства детского питания на мировом рынке в настоящее время составляет для продуктов на молочной основе не менее 15-20%, для баночной продукции - 10-15%, для сухих завтраков - 15 %. На современном этапе мировой рынок детского питания разделен между несколькими лидерами (Nestle -19%, Bristol-myers - 15%, Abbott Laboratories - 11%, Novartis - 8%, Numico - 7%, Heinz - 6%, Wyeth - 4%, Danon - 3%, Другие - 27%) , продукция которых уже завоевала благосклонность покупателей. Новым производителям довольно трудно выйти на данный сегмент. Объем мирового рынка детского питания в 2012 году составил 28 млрд. евро (в розничных ценах), по ежегодному отчету компании «Nestle» (рис. 3).34
/
/
/ / 412 447 609
/ Г W V У
2012 2015 2020
33 Organic certification, squeeze pouches & novel flavors boost growth for the baby food market // Nutrition business journal. - 2012. - №8. - Р. 12-14.
34 Меренкова С.П., Савостина Т.В. Рынок сухих продуктов детского питания. Товароведческая характеристика и социальные аспекты // Молочная промышленность. - 2013. - №12. - С. 34-35.
Myers Laboratories
Рисунок 3 - Лидеры мирового рынка детского питания, % Источник: Меренкова С.П., Савостина Т.В. Рынок сухих продуктов детского питания. Товароведческая характеристика и социальные аспекты. - 2013. - №12. - С. 34-35.
Вторым по значимости перспективным сегментом является сегмент среднего и верхнего масс-маркета детских вещей, где стоимость товаров колеблется в пределах 20-50$. Именно в этой части рынка в настоящее время развивается наиболее интенсивная конкурентная борьба между мировыми лидерами и брендами. На торговле детской одеждой предприниматели зарабатывают ежегодно около 500 млн. долларов.35 Появились, ориентированные на детей, бренды. Устраиваются выставки детской моды с показом коллекций детской одежды, маркетологи разрабатывают стратегии изучения спроса на рынках детских товаров и услуг с учетом детской потребительской психологии, распространяется сеть детских специализированных магазинов.
На третьем месте находится рынок детских игрушек, который ежегодно растет на 30% за последние три года. Доминируют на мировом рынке игрушек Китай, его доля по различным оценкам составляет от 50 до 60% рынка и Европа, которая занимает 25%. В 2011 году общий импорт игрушек из стран ЕС составил почти 7 млрд. евро. В этом же году в ЕС было произведено игрушек на 5 млрд. евро; розничные продажи составили более 1 млрд. евро.36
В контексте посткризисного восстановления, обновления и приобретения новых импульсов рассмотрим основные тенденции, которые характерны для современного мирового рынка детских товаров. Следует отметить, что как и в любом процессе, данные тенденции имеют как позитивный, так и негативный аспект. Итак, к положительным направлениям развития можно отнести следующие.
1. Маркетинговые исследования свидетельствуют о том, что определяющими факторами на мировом рынке детских товаров, которые влияют на принятие решения о покупке, является страна - производитель товара и известность марки. Данный подход касается всех сегментов, начиная от игрушек, товаров для новорожденных, питания и заканчивая детской одеждой и обувью, и характеризует о росте культуры потребления. Перспективы развития мирового рынка детских товаров большинство экспертов связывают с качественной продукцией, относящейся к средней ценовой категории.
2. Научно-технический прогресс стимулирует процессы внедрения новых технологий в производство товаров для детей, которые характеризуются большей экономичностью, эффективностью и безопасностью, также отдельное внимание акцентируется на развитие реабилитационных и поддерживающих технологий.
35 Kervenoael, R. d. et al. Challenging market conventions: Supermarket diversification and consumer resistance in children's apparel purchases // Journal of fashion marketing and management. - 2011. - №4. - Р. 464-485.
36 Ворошилова В.А., Чванова К.Н. Исследование тенденций развития мирового и российского рынков детских игрушек // Школа университетской науки: парадигма развития. - 2012. - Т. II. - №6. - С. 183-185.
3. Разработка новых материалов производства, в том числе композитных и наноматериалов, позволяющих соблюдать все экологические требования. В настоящее время на мировом рынке детских товаров начали активно формироваться экологические инновации, связанные с производством высококачественной и безопасной продукции для детей (продуктов питания, игрушек, одежды и т.д.) в контексте внедрения и использования международных стандартов экологического производства (ISO 14000, 14001, 14024 и т.д.). Также следует отметить, что перспективным направлением развития мирового рынка детских товаров является экологическая маркировка. Это позволит всем заинтересованным сторонам представлять гарантии того, что экологическая оценка приобретаемого товара соответствует установленным международным требованиям. В результате внедрения подобные инновации значительно облегчат условия международной торговли.
4. Интеграция технологий в виртуальную среду и как следствие значительный рост доли интернет-торговли детскими товарами.
Отрицательные тенденции, в большинстве своем, связаны с распространением и увеличением доли низкокачественной, контрафактной, нелицензионной продукции, поставщиками которой в основном являются страны Азии и Китай ориентированные на низкий ценовой диапазон. В частности, с 2008 года на мировом рынке увеличилась доля детских товаров, так называемого длительного хранения (например, сухие молочные смеси со сроком хранения 2-2,5 года) с концентратами, красителями и консервантами.
Растет количество фальсифицированных игрушек и одежды, при производстве которых не соблюдаются международные стандарты качества, требования маркировки продукции, регламентирующие обязательное введение пиктограмм с изображением вида используемых материалов, способов ухода за изделием, наименование предприятия производителя, торговой марки, размера изделия и т.д. Наиболее распространенным является замена основных материалов (применение материалов с другим сырьевым составом), которые традиционно используются для изготовления одежды, обуви, чулочно-носочных изделий.
Некоторые производители, желая быть конкурентоспособными маркируют свою продукцию различными надписями и знаками, например, «натуральная», «экологически чистая», «выращенный без использования пестицидов», «без консервантов» и прочее. Также на рынке встречаются производства, которые маскируют выпускаемые продукты под псевдо-детские, размещая на потребительской упаковке детские иллюстрации с изображением сказочных персонажей, детских игрушек и т.д., но при этом маркировка не содержит информации о возможности потребления детьми. Таким образом, производители уклоняются от регистрации нормативных документов на продукты детского питания и регистрации самих продуктов, что вводит в заблуждение потребителей.
Подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В последние годы мировой рынок детских товаров активно развивается. Ему удалось с минимальными потерями пережить финансовый кризис 2008 года. Росту данного рынка способствовали как положительная динамика рождаемости, так и увеличение доходов населения. С каждым годом родители все больше переориентируются на качественные детские товары, что делает возможным развитие производства и торговли в среднем и высоком ценовых сегментах. Широкий ассортимент продукции и низкая себестоимость продукции позволили Китаю стать фактически монополистом на мировом рынке товаров для детей. Ключевыми тенденциями развития рассматриваемого рынка в будущем являются внедрение и использование новых технологий и материалов, смещение каналов продаж в сторону «цивилизованной» розницы и интернет-торговли, усиление контроля в части безопасности, экологичности представленной на рынке продукции.
Список использованной литературы: 1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Стратегия развития индустрии детских товаров до 2020 г. и план мероприятий по ее реализации URL: http://www.acgi.ru_6.06.2013.pdf
2. Тюшевская О. Играть или не играть // Стандарты и качество. - 2013. - №2. - С. 88-89.
3. Modified stinging test: New tolerance predictive test for baby products // Journal of the American Academy of Dermatology. - 2013. - №4.
4. Organic certification, squeeze pouches & novel flavors boost growth for the baby food market // Nutrition business journal. - 2012. - №8. - Р. 12-14.
5. Меренкова С.П., Савостина Т.В. Рынок сухих продуктов детского питания. Товароведческая характеристика и социальные аспекты // Молочная промышленность. - 2013. - №12. - С. 34-35.
6. Kervenoael, R. d. et al. Challenging market conventions: Supermarket diversification and consumer resistance in children's apparel purchases // Journal of fashion marketing and management. - 2011. - №4. - Р. 464-485.
7. Ворошилова В.А., Чванова К.Н. Исследование тенденций развития мирового и российского рынков детских игрушек // Школа университетской науки: парадигма развития. - 2012. - Т. II. - №6. - С. 183-185.
© Афанасьева Э.М., 2015
УДК 336.61
А.С.Петренко, к.э.н, доцент кафедры ЭиФМ Н.А. Баканова, студент факультета ЭУБ Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Российская Федерация
НОВЫЙ ФОРМАТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
Аннотация
В данной статье раскрыты основные изменения законодательства о НПФ, согласно которым до конца 2015 года все фонды, имеющие лицензию по ОПС, должны акционироваться и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений на базе АСВ после прохождения проверки со стороны ЦБ РФ. В результате новой реформы рынок НПФ может сократиться втрое.
Ключевые слова
Пенсионная реформа, негосударственный пенсионный фонд; реорганизация НПФ; акционирование; акционерный пенсионный фонд; резерв по ОПС; система гарантирования пенсионных накоплений.
Вступившим в силу с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 410-ФЗ) предусмотрено, что все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должны поменять свою организационно-правовую форму. До 1 января 2016 года такие фонды, являющиеся в настоящее время некоммерческими организациями, должны быть преобразованы в акционерные общества (акционерные пенсионные фонды). Те НПФ, которые не осуществляют деятельности в качестве страховщика по ОПС, подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды до 1 января 2019 года. В противном случае и первые, и вторые будут ликвидированы (ст. 11 Закона № 410-ФЗ). Все вновь образуемые фонды также должны будут создаваться в форме акционерных обществ.
Основное преимущество акционерного общества перед некоммерческой организацией в том, что структура управления обществом более открыта и прозрачна. Преобразование НПФ в форму акционерного общества позволит и регуляторам, и самим клиентам видеть собственников НПФ. Также смена правового