Научная статья на тему 'Современное состояние и стратегические направления инвестиционного развития горно-добывающего комплекса западного Приамурья'

Современное состояние и стратегические направления инвестиционного развития горно-добывающего комплекса западного Приамурья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ / ГОРНО-ДОБЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / MINERALS / THE MINING COMPLEX / INVESTMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INVESTMENT PROJECT / AN INVESTMENT FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокин А. П., Кашина Н. В., Межаков В. З.

Исследуется динамика инвестиционных вложений, современная структура и перспективные направления развития горно-добывающего комплекса Амурской области, рассматриваются механизмы и пути реализации инвестиционного процесса в сфере недропользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of investment, a modern structure and prospects for development of mining complex of the Amur region, examined the mechanisms and ways of realization of the investment process in the sphere of subsoil use.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и стратегические направления инвестиционного развития горно-добывающего комплекса западного Приамурья»

Вопросы отраслевой и региональной экономики

A.П. СОРОКИН,

Н.В. КАШИНА,

B.З. МЕЖАКОВ

Современное состояние и стратегические направления инвестиционного развития горно-добывающего комплекса Западного Приамурья

Исследуется динамика инвестиционных вложений, современная структура и перспективные направления развития горно-добывающего комплекса Амурской области, рассматриваются механизмы и пути реализации инвестиционного процесса в сфере недропользования.

Ключевые слова: полезные ископаемые, горно-добывающий комплекс, инвестиции, государственно-частное партнерство, инвестиционный проект, инвестиционный фонд.

Current status and strategic direction of investment development of mining complex in the western Amur. A.P. SOROKIN, N.V. KASHINA, V.Z. MEZHA-KOV

The dynamics of investment, a modern structure and prospects for development of mining complex of the Amur region, examined the mechanisms and ways of realization of the investment process in the sphere of subsoil use.

Key Terms: minerals, the mining complex, investment, public-private partnership, investment project, an investment fund.

Повышение эффективности использования природных ресурсов -главное направление и источник роста экономики восточных регионов страны. Каждое вновь вводимое месторождение, даже самое малое, - это новая точка экономического роста, если не для страны, то для субъекта РФ и муниципального образования. Инвестиционные ресурсы в сфере недропользования необходимы как для разведки и освоения месторождений, так и для создания новых производств. Они призваны способствовать качественным и количественным трансформациям капитала. В этом контексте возрастает значение принятия эффективных инвестиционных и финансовых решений со стороны как органов государственной власти, так и бизнеса.

Мировой финансовый кризис наложил отпечаток на показатели экономического развития многих регионов страны, однако в целом

ряде из них отмечен достаточно уверенный рост этих показателей, и в первую очередь в тех регионах, которые инвестируют средства в добывающий сектор экономики.

К числу таковых принадлежит Амурская область, занимающая огромное пространство в западной части Дальневосточного федерального округа, окаймленное с юга пограничной рекой Амур. В административных границах это территория площадью 361,9 тыс. км2, более 60 % которой занимают горные массивы зоны БАМа. В центральной части региона расположены плодородные земли Зейско-Бу-реинской равнины - главной сельскохозяйственной базы Дальнего Востока России.

В процессе исторического освоения территории экономика Приамурья формировалась на основе развития отраслей деятельности, связанных главным образом с природопользованием, и в первую очередь с недропользованием, таких как добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, лесозаготовки и др. Поэтому в настоящий период Амурскую область по структуре экономики можно отнести к регионам ресурсного типа. Доминирующее значение в ее экономике принадлежит отраслям горно-добывающего комплекса -добыче россыпного и рудного золота, угля, стройматериалов. При этом рост инвестиционных вложений в добывающий сектор в условиях финансового кризиса в значительной мере способствовал смягчению негативного воздействия кризисных явлений на региональную экономику. За последние пять лет инвестиции в добычу полезных ископаемых увеличились с 0,7 млрд (2004 г.) до 4,4 млрд руб. (2008 г.) Их доля в общем объеме инвестиций в 2009 г. достигла 12 % (рис. 1).

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

(1-е полу-

Год годие)

Рис. 1. Сравнительная динамика объемов инвестиций в добычу полезных ископаемых (в % от общего объема инвестиций): 1 - Российская Федерация, 2 - Амурская область

Даже в наиболее острый период кризиса (9 мес. 2009 г.), когда индекс объема инвестиций в основной капитал по области снижался до 104,7 % против 122 % в 2008 г., инвестиционные вложения в горно-добывающий сектор возросли на 30,5 %. В результате объем промышленного производства по добыче полезных ископаемых превысил индекс промышленного производства в целом по области на 18,7 %. В 2008 г. на добывающий сектор экономики приходилось 30,8 % всей промышленной продукции области и более 6 % всего объема регионального продукта, в нем было занято более 10 тыс. чел.

Динамика основных производственных показателей свидетельствует о возрастающей роли отраслей горно-добывающего комплекса в экономике региона. Так, с 2004 по 2008 г. доля добычи полезных ископаемых в общей стоимости отгруженной продукции промышленности увеличилась с 24,9 до 30,8 %, доля в валовом региональном продукте - с 4,6 до 6 %, а удельный вес занятых по среднесписочной численности - с 3,3 до 3,5 % (соответственно). Причем инвестиционная активность в добывающем секторе Амурской области за последние годы была несколько выше, чем в среднем по РФ. Прирост объема инвестиций по области в 2008 г. (по сравнению с 2007 г.) составил

21,8 %, в 2007 г. (по сравнению с 2006 г.) - 38,9 % (по Российской Федерации - 9,8 и 22,7 % соответственно).

В Дальневосточном регионе по доле инвестиций в добычу полезных ископаемых в общем объеме инвестиционных вложений Амурская область занимает пятую позицию (2005 г. - 8,2 %) после Якутии, Камчатского края, Сахалинской и Магаданской областей (рис. 2).

Рис. 2. Доля инвестиций в добычу полезных ископаемых в общем объеме инвестиций в регионах Дальнего Востока России в 2007 г.: 1 - Республика Саха (Якутия), 2 - Приморский край, 3 - Хабаровский край, 4 -Амурская область, 5 - Камчатский край, 6 - Магаданская область, 7 - Сахалинская область

Отличительная особенность инвестиционного процесса области -существенное улучшение за последнее пятилетие инвестиционного климата в регионе, связанное с устойчивостью и активностью местной власти, развитием налогового законодательства и др. В результате регион по инвестиционной привлекательности занял более высокие позиции в рейтинге российских регионов. Это закономерно отразилось на активизации деятельности иностранных инвесторов. Динамика иностранных инвестиций в добычу полезных ископаемых в Амурской области с 2000 по 2009 г. выглядит следующим образом (в млн долл. США):

2009 г.

2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. (январь-

сентябрь)

4,5 4,9 15,5 42,1 93,7 109,9 101,2 86,5 82,3

Как видим, за анализируемый период приток иностранных инвестиций в добывающий сектор Амурской области возрос с 42 млн в 2004 г. до 86,5 млн долл. США в 2008 г., т. е. более чем в 2 раза. Всего за 9 мес. 2009 г. поступило в область 87,3 млн долл. США иностранных инвестиций, из них 82,3 млн - в добычу полезных ископаемых. Иными словами, добывающий сектор экономики является наиболее привлекательным для иностранных инвесторов. На его долю приходилось от

62,8 % в 2008 г. до 94 % в 2009 г. привлеченных инвестиций.

Подчеркнем, что подавляющее большинство крупных бизнес-проектов в сфере недропользования в регионах Дальнего Востока России, в том числе и в Амурской области, связаны с добычей, первичной переработкой и продажей преимущественно сырьевых ресурсов. В Амурской области в настоящий период реализуются проекты золотодобычи и освоения титаномагнетитовых месторождений, а также добычи угля. В перспективе четко выделяются три направления инвестиционных вложений: золотодобыча, добыча титаномагнетитовых руд, добыча железных руд.

Группа компаний «Петропавловск», которая является одним из крупнейших инвесторов в области, осуществляет реализацию проекта разработки нового золоторудного месторождения Пионер, открытие производства на котором состоялось в июле 2008 г. Инвестиции в освоение данного месторождения составили 4,1 млрд руб., ежегодное производство золота составит 1,5-2 т. С 2010 г. на фабрике будут запущены дополнительные мощности, что позволит перерабатывать в 6 раз больше руды и добывать 7 т золота ежегодно. Планируется строительство зо-лотоизвлекательной фабрики и инфраструктурных объектов на Мало-мырском месторождении золота.

Другой компанией, работающей на местном рынке, является ООО «Амурская ГРП», которая приступила к освоению золоторудного месторождения Бамское, где с 2010 г. планируется строительство рудника мощностью 2 млн т руды в год.

В результате на рубеже 2010-2011 гг. область выйдет на третью позицию по добыче золота в стране. В целях повышения эффективности отрасли и всего горно-добывающего комплекса области наряду с ростом золотодобычи в разрабатываемой стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. предусмотрено строительство в г. Благовещенске современной ювелирной фабрики.

Стратегически важным направлением развития горно-добывающего комплекса Амурской области является освоение месторождений титановых руд в зоне БАМа Куранахское и Большой Сейм. На базе первого из них завершено строительство ГОКа и рудника. Однако считаем ошибочным ориентацию проекта на вывоз сырья. Перспективной необходимо считать стратегию с ориентацией на получение конечных рыночных продуктов (диоксид титана, металлический титан). В настоящее время основной объем диоксида титана импортируется, при этом спрос на него на внутреннем рынке быстро растет, так же как и спрос на металлический титан. Строительство Амурского завода по выплавке металлического титана, по нашему мнению, следует определить в качестве важнейшего проекта [6], который должен быть включен как в Долгосрочную стратегию развития Дальнего Востока до 2025 г., так и в Федеральную программу «Дальний Восток», при ее корректировке на период до 2018 г.

В современной структуре горно-добывающего комплекса Амурской области добыча нерудных полезных ископаемых и строительных материалов не играет большой роли, хотя в регионе имеется довольно значительный природно-ресурсный потенциал. В области известно 125 месторождений нерудного сырья - каолина, облицовочного камня, известняка. Месторождения каолина Чалганское и Святогорское расположены вблизи Транссиба. Промышленные запасы только на Чалганском месторождении каолинсодержащих песков составляют 190,6 млн т [3]. Специалисты Института геологии и природопользования (ИГиП) ДВО РАН экспериментально-технологическими испытаниями установили возможность получения после переработки каолинсодержащих песков этого месторождения кондиционных товарных продуктов - каолина, кварцевого песка и полевошпатового концентрата. В ИГиП ДВО РАН разработана замкнутая технологическая схема переработки каолина как алюмосиликатного сырья с получением товарных продуктов - глинозема и аморфного кремнезема [4]. Предлагаемые технологии можно реализовать на стандартном промышленном оборудовании. Научные и технические решения по ним защищены патентами РФ, заявкой Европатента. Из глинозема методом электролитического восстановления получен первичный алюминий. Разработан инвестиционный проект создания в Амурской области завода мощностью 300 тыс. т алюминия в год, требуются инвестиции 511 млн долл. США. По предварительным расчетам себестоимость алюминия, полученного по новой технологии, будет на 20-25 % ниже себестоимости этого металла, полученного из бокситов.

Стратегически важное значение для развития и экономической значимости горно-добывающего комплекса региона будет иметь освоение Чагоянского месторождения известняков, запасы которого превышают 73 млн т. Технологическими исследованиями установлена пригодность этих известняков для производства портландцемента марок 300, 400 и 500. Актуальность этого проекта весьма обострилась в связи с реализацией программы строительства космодрома «Восточный». Значительный интерес к проекту создания Амурского цементного завода проявляют инвесторы Китая. В области имеются ресурсы для производства и других строительных материалов. Так, только разведанные запасы кирпично-черепичного сырья составляют более 300 млн т [6].

Субъекты горно-добывающего комплекса, занимающиеся добычей полезных ископаемых, в большинстве своем периодически вынуждены вкладывать значительные средства в проекты освоения новых месторождений. Инвестиционный процесс в этом секторе экономики на современном этапе характеризуется ужесточением общих требований к недропользователям, прежде всего экологического порядка, необходимостью комплексного использования запасов, усложнением транспортной доступности ресурсных баз и др. Вместе с тем наряду с возрастанием капиталоемкости всего процесса наблюдается снижение объемов инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы со стороны государства.

В Амурской области в 2008 г. на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы направлено всего 2,6 млрд руб., из которых 2,5 млрд руб. составили инвестиции предприятий, 89,2 млн руб. - средства федерального бюджета и только 5,6 млн руб. -областного бюджета. В условиях кризиса финансирование геологоразведочных работ за счет средств предприятий сократилось почти наполовину. Финансирование мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы по линии областной Программы практически не ведется. В связи с этим добывающий сектор испытывает острую нехватку инвестиционных ресурсов, особенно на геолого-разведочные работы и создание необходимой инфраструктуры. В таких условия требуется поиск путей и финансово-экономических механизмов повышения инвестиционной привлекательности сферы добывающего сектора региональной экономики.

Учитывая сложившееся положение, инвестиционная политика в недропользовании восточных районов страны по причине сложности природно-экономических условий освоения новых месторождений (низкая инфраструктурная обустроенность территории, возрастающие проблемы транспортной доступности использования трудовых ресурсов и др.) должна исходить, по нашему мнению, прежде всего из признания принципа государственно-частного партнерства, включая интересы местных органов власти.

Опросы потенциальных инвесторов, проявляющих интерес к освоению минерально-сырьевых ресурсов Дальнего Востока России,

показывают, что в качестве позитивного фактора привлекательности участков недр выступают не только налоговые льготы, но и доля государственного софинансирования проектов в части обустройства инвестиционных площадок, создания необходимых коммуникаций, дорожной, энергетической инфраструктуры [7]. Именно эти меры, по мнению инвесторов, наиболее ярко иллюстрируют серьезность намерений региональных и местных администраций привлекать капитал в свою экономику.

Министр природных ресурсов и экологии Ю.П. Трутнев отмечает, что увеличение инвестиций государства в разведку полезных ископаемых в последние годы привело к росту инвестиций частных компаний в 2,5 раза. На 1 руб. государственных средств приходится 7 руб. вложений недропользователей [7].

Так, по мнению руководства группы компаний «Петропавловск», одного из немногих стратегических инвесторов, работающих на Дальнем Востоке России, наличие сырьевой составляющей важное, но недостаточное условие. Необходима конкурентная экономическая среда, нужны российские потребители стали на Дальнем Востоке, т. к. наибольшие риски связаны с глубокой переработкой железной руды и производством стали, а также государственное участие в строительстве объектов инфраструктуры [2].

Особо следует подчеркнуть, что партнерство государства и бизнеса необходимо на стадии реализации проектов комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов. Это даст возможность регионам более активно включиться в единое экономическое пространство России, расширить экономические связи со странами АТР и СВА, повысить эффективность использования огромного минеральноресурсного потенциала Дальнего Востока России.

В связи с этим отметим стратегическое значение для развития горно-добывающего комплекса и всей экономики региона проекта освоения уникального Гаринского железорудного месторождения. Реализация этого проекта зависит от строительства железной дороги Шимановск-Гарь-Февральск (протяженностью 140 км). Сооружение ее могло бы стать ярким примером использования механизма государственно-частного партнерства, поскольку прежде всего способствовала бы ускорению строительства и формирования горно-металлургического комбината [1]. Данная дорога также свяжет БАМ и Транссиб и обеспечит транспортную доступность к природным богатствам северо-восточной части территории региона.

Использование механизма государственно-частного партнерства в инвестиционном процессе недропользования должно учитывать и такие его особенности, как значительная капиталоемкость проектов и длительность сроков окупаемости вкладываемых средств. Это требует, с одной стороны, стабильности и предсказуемости государственной политики в недропользовании и в инвестиционной деятельности, с другой стороны - применения широкого спектра финансово-экономических

инструментов (налоговые льготы, дифференцированные транспортные и энергетически тарифы и др.). По нашему мнению, государственно-частное партнерство должно основываться на принципах экономической заинтересованности и ответственности и отвечать целям и задачам социально-экономического развития и стабильности региона.

Безусловно, свои инвестиционные планы компании выстраивают сами. Местные органы власти должны оказывать содействие в оперативном решении проблем, связанных с их реализацией, в части предоставления земельных участков, лицензирования и др. Правовым документом могут стать инвестиционные соглашения между представителями деловых кругов и региональными органами власти.

Можно выделить ряд критериев, которыми могут оперировать государственные органы власти при принятии решений о целесообразности реализации инвестиционных проектов совместно с частными компаниями: во-первых, финансовая устойчивость коммерческих организаций; во-вторых, сопоставимость бюджетных доходов с вероятными выгодами в будущем; в-третьих, принадлежность предприятий к базовым и перспективным секторам экономики и бизнеса, в-четвертых, значимость предприятий как социально ориентированных, в том числе градообразующих; в-пятых, ориентация предприятия на создание высокотехнологичных производств и др. [5]. Отметим также чрезвычайную важность создания соответствующей нормативно-законодательной базы, которая в настоящее время далека от совершенства.

Применение механизма партнерства в вышеназванной сфере выражается прежде всего в предоставлении частным компаниям прав пользования недрами, имуществом, совместной реализации инвестиционных проектов, при которой со стороны государства возникают обязательства по созданию коммерческих объектов. В этом случае государство выполняет двойственную функцию: во-первых, в лице органов власти выступает одной из сторон договора, берет на себя финансовые обязательства; во-вторых, является гарантом соблюдения обязательств соглашения.

Возможности масштабных инвестиционных проектов в сфере освоения минеральных ресурсов кардинальным образом влиять на ситуацию в регионе определяют возрастающее внимание к ним со стороны государства. Такие проекты могут резко изменить ситуацию на рынке труда, придать новый импульс развитию территории. Для их реализации необходимы совместные усилия бизнеса и государства в лице федеральных и региональных властей, принимающие часто форму государственно-частного партнерства, когда государство обеспечивает полностью или частично инженерную и социальную инфраструктуру, а частный бизнес вкладывает средства в инвестиционные проекты.

В настоящее время со стороны Правительства Российской Федерации сделаны конкретные шаги по разработке новых инструмен-

тов для реализации крупномасштабных проектов, в том числе и в сфере освоения минерально-сырьевых ресурсов. Функционирует Инвестиционный фонд Российской Федерации (Постановление Правительства РФ № 694 от 23.11.2005 г.), создан Банк развития (ФЗ № 82 от 17.05.2007 г.), принят Федеральный закон о концессионных соглашениях (№ 115 от 21.07.2005 г.).

Большие надежды на успешное использование механизма государственно-частного партнерства связаны с Инвестиционным фондом РФ. Как показывает практика, в фонд обращаются чаще всего крупнейшие российские сырьевые компании, инициаторы масштабных проектов, заинтересованные в современной инфраструктуре, включая транспортную. Средства Инвестиционного фонда РФ, являющегося основным инструментом бюджетного инвестирования, предоставляются для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственночастного партнерства. Такая возможность появилась после принятия Правил формирования и использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 134 от 01.03.2008 г. Согласно этим Правилам введены понятия «региональный инвестиционный проект» и «комплексный инвестиционный проект».

К региональным инвестиционным проектам относятся проекты стоимостью не менее 500 млн руб. Несколько взаимосвязанных инвестиционных проектов образуют комплексный инвестиционный проект. При этом средства Инвестиционного фонда предоставляются в части создания и развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение. Участие бизнеса в финансировании объектов новых промышленных производств является обязательным условием.

В числе особо актуальных инструментов государственно-частного партнерства следует выделить понятие «комплексное развитие территорий» (KPT); КРТ можно определить как группу взаимосвязанных инвестиционных проектов, сочетающих интересы бизнеса и государства, предусмотренных на территории одного или нескольких муниципальных образований и включающих в себя обеспечение реализуемых (планируемых к реализации) бизнес-проектов на территории региона необходимой инфраструктурой.

В комплексном инвестиционном проекте, как правило, может быть несколько участников кроме компании-инициатора. Поэтому для обеспечения управления комплексными проектами в ряде регионов России стали использоваться такие институты развития территории, как корпорации развития. Это совокупность юридических лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества открытого типа.

Корпорация развития создается для консолидации усилий по разработке, продвижению и реализации комплексного проекта и оформления единой заявки в Инвестиционный фонд РФ. Эта корпорация позволит снять инфраструктурные ограничения в развитии территории, даст возможность максимально эффективно использовать природно-ресурсный потенциал, приведет к существенному повышению инвестиций в экономику. Корпорация развития может стать центром государственно-частного партнерства, она способна привлекать как государственные, так и частные инвестиции, включая иностранные.

Нам представляется весьма продуктивным проектное решение о создании корпорации по комплексному освоению огромных природных богатств восточной части зоны БАМ, где могут быть реализованы такие эффективные перспективные проекты, как создание Тындинского, Комсомольского, Зейско-Селемджинского территориально-производственных комплексов и ряда промышленных кластеров.

Таким образом, в реализации политики активизации освоения природных ресурсов дальневосточных районов использование Инвестиционного фонда РФ имеет стратегически важное значение. Взаимодействие частных компаний с данным фондом на основе указанных механизмов и подходов позволяет привлекать федеральные средства для строительства железных и автомобильных дорог, энергетической и коммунальной инфраструктуры, а следовательно, снизить инвестиционную нагрузку на частного инвестора, повысить привлекательность разработки месторождений в труднодоступных местах и отдельных регионах страны.

Литература

1. Андреева Е. ГК «Петропавловск»: бизнес пришел на Дальний Восток // Амурская правда. 2008. № 121(26454).

2. Горбунов А. Первый дальневосточный // Эксперт. 2008. № 27. С. 99-100.

3. Минерально-сырьевая база Амурской области на рубеже веков / И.А. Васильев, В.П. Капанин, Г.П. Ковтонюк, В.Д. Мельников,

B.Л. Лужнов, А.П. Данилов, А.П. Сорокин. - Благовещенск: ПКИ «Зея», 2000. - 168 с.

4. Римкевич В.С., Маловицкий Ю.Н., Демьянова Л.П., Воробьев Ю.А., Белов Р.В. Исследование процессов комплексной переработки небокситовых руд Дальневосточного региона России // Тихоокеан. геология. 2006. № 3. С. 66-74.

5. Самарина В. Проблемы выбора участников частно-государственного партнерства регионального уровня // Федерализм. 2007. № 2.

C. 83-94.

6. Сорокин А.П., Межаков В.З., Кичанов В.Д., Римкевич В.С., Савченко И.Ф. Направления формирования горно-промышленного комплекса Амурской области // Вестник ДВО РАН. 2006. № 6.

С. 41-51.

7. Трутнев Ю.П. В Восточную Сибирь нужно вкладывать больше

денег: интервью. - Режим доступа: www.vesti.ru [Дата

обращения 17.12.2007].

© Сорокин А.П., Кашина Н.В., Межаков В.З., 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.