IV. ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ
УДК 633:63
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ)
И.М. Шиндин, Т.Е. Кодякова Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан
Проведен анализ процессов, происходящих в растениеводстве Еврейской автономной области. Намечены первоочередные задачи, позволяющие приостановить негативный процесс прогрессирующего разрушения агробиоценозов и истощения почвенного плодородия, что позволит вывести аграрный сектор экономики ЕАО на устойчивое развитие производства продуктов питания и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности.
На протяжении всей истории ни одной нации не удалось повысить благосостояние и добиться развития экономики без предварительного увеличения продуктов питания. Поэтому сельское хозяйство - важнейшая и уникальная по своему значению отрасль народнохозяйственного комплекса страны. Оно - основа существования человека, на 90 % обеспечивающая его пищей и одеждой. В отличие от многих других отраслей сельское хозяйство развивается практически во всех регионах Российской Федерации, в том числе в Еврейской автономной области, главное богатство которой - земельные ресурсы. В среднем на одного жителя здесь приходится около 1 га сельхозугодий, 0,75 га пашни, и по этим показателям область занимает второе место в дальневосточном регионе после Амурской области. К тому же половина территории ЕАО - равнина, потенциально пригодная для сельскохозяйственного производства. Поэтому без аграрной отрасли экономика области не может развиваться успешно.
В аграрном секторе экономики Еврейской автономной области функционируют две основные отрасли - растениеводство и животноводство. Первая является базовой не только для получения растительной продукции, но и для производства наиболее ценных видов животноводческих продуктов. В общем объеме производимой продукции более 70 % приходится на растениеводство и около 30 % на животноводство. В валовом региональном продукте области продукция сельского хозяйства составляет 15-20 %.
Несмотря на отдельные положительные моменты, наметившиеся за последние годы, АПК области продолжает оставаться в состоянии неустойчивого развития. Серьезным препятствием для расширения сельхозпро-изводства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли и ослабления остроты социальных проблем деревни является неэквивалентный обмен аграрного
«...Производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще»
Карл Маркс
производства со смежными отраслями. Диспаритет цен между сельхозпродукцией и потребляемыми отраслью материально-техническими ресурсами и услугами составляет 4-5-кратную величину не в пользу сельского хозяйства, что крайне негативно отражается на доходности отрасли. Политика «ножниц цен» продолжает вымывать из аграрного сектора значительно больше средств, чем его финансирование. Поэтому, если не будут решены вопросы паритетного функционирования АПК относительно других отраслей экономики, какие бы средства не поступали на село, они сразу же перетекут в другие отрасли. Дефицит финансовых средств не позволяет обновлять основные фонды, улучшать инфраструктуру, обеспечивать достойную оплату работников сельхозпроизводства. В 2,5-3 раза сократился ма-шинно-тракторный парк, резко упал уровень химизации. Из сельхозоборота выведено 50 тыс. га пашни, или треть от дореформенного уровня 1990 г. Неиспользуемые агроценозы зарастают сорной растительностью, кустарником, порослью и превращаются в рассадники вредителей и болезней. Налицо нарастание проблем типичных для примитивного производства - низкий уровень агротехники, упрощение агроценозов, монокультура в земледелии, деградация почв, а отсюда низкая продуктивность пашни и сельхозугодий.
Крайне неэкологична структура личного подсобного хозяйства, то есть крестьянского землепользования, где практически 100 % посевных площадей занято такими почворазрушающими культурами, как картофель и овощи, это препятствует ведению рациональных научно обоснованных севооборотов.
Ключевой проблемой растениеводства области является увеличение производства зерна. Агроклиматический потенциал области (при условии своевременного и качественного выполнения всего комплекса агроприемов), позволяет получать зерновых не менее 2.2-2.5т/га.
При оптимальной их доле в структуре посевов (50 тыс. га вместо нынешних 23-25 тыс. га) реально ежегодно получать до 110-125 тыс. т зерна, что позволило бы полностью покрыть внутренние потребности фуражным зерном, на 75 % продовольственной пшеницей, а также на 60 % ценнейшим продуктом - гречневой крупой.
Важнейшей культурой в растениеводстве области является соя, площадь которой за последние годы возросла в 1,5-2 раза и составила 57-60 тыс. га. То есть каждые три гектара из пяти или 60 % всей посевной площади занимает эта культура. При таком неоправданно высоком проценте неизбежны повторные посевы сои по сое, что приведёт к снижению и без того невысокой ее урожайности. При повторных посевах возникает почвоутомление, связанное с накоплением в ней растительных выделений - токсинов, фитопатогенных микроорганизмов, снижается ферментивная активность почвы, ухудшаются её агрофизические и агрохимические свойства, а также фитосанитарное состояние посевов. Поэтому необходимо учитывать предельное насыщение севооборотов соей. В структуре посевов её должно быть не более 30-35 %, что соответствует научно обоснованной норме. Если в ближайшие годы удастся ввести в оборот всю пашню (около 150 тыс. га вместо 100 тыс. га в настоящее время), то доля сои составит оптимальную величину, а именно 33 %, или 50 тыс. га, а валовой сбор при увеличении урожайности с 1,0-1,2 т/га до 1,4-1,5 т/га, достигнет 70-75 тыс. т, что позволит улучшить экономику области.
В современном растениеводстве области всё более очевидной становится опасность уменьшения видового разнообразия агроценозов. В настоящее время в севооборотах доминируют два вида культур - соя и зерновые, занимающие до 85 % пашни. Такая простая конструкция агробиоценоза экономически ущербна и экологически уязвима, так как она неизбежно ведёт к резкому ухудшению фитосанитарного состояния посевов и в итоге к снижению величины и качества урожая. Поэтому при существующем дефиците минеральных и органических удобрений, пестицидов и других химико-техногенных ресурсов только в сложных агроценозах можно достигнуть высокую продуктивность и экологическую устойчивость за счет увеличения числа культивируемых видов растений, то есть за счет биологического разнообразия. Ещё полтора века назад Ч. Дарвин отмечал, что одна и та же площадь может обеспечить тем больше жизни, чем разнообразнее населяющие её формы [2].
Оптимизировать существующую соевозерновую структуру растениеводства невозможно без поддержания видового и сортового разнообразия, без вовлечения в севообороты разнообразных культур. Помимо сои и трех основных зерновых культур - пшеницы, ячменя и овса, хорошо адаптированы к местным условиям рожь озимая, вика яровая, гречиха, кукуруза (на зерно и силос), рапс яровой, пайза, суданская трава, донник, люцерна и др. [1, 4-6]. Все они должны занять подобающее место в полевых севооборотах. Именно при таком подходе возможно компенсировать неблагоприятные погодные условия, снизить экологическую и генетичес-
кую уязвимость агроценозов, более полно использовать местные природные ресурсы [3].
В ЕАО основными производителями зерна и сои (90-95 %) являются коллективные хозяйства; производство картофеля и овощей, а также мяса и молока в основном сосредоточено в личных подсобных хозяйствах населения, в которых производится от 75 до 90 % от их объема по области. На современном этапе развития личные подсобные хозяйства выполняют важную роль и, несомненно, помогают выживанию сельского населения. Однако такую структуру аграрного производства, в которой более 50 % продукции производится в основном для натурального потребления с использованием, как правило, ручного труда, нельзя назвать прогрессивной. Наоборот, налицо возврат к патриархальной ситуации, когда три четверти населения страны было занято сельским хозяйством. Такое мини-производство не может быть конкурентоспособным. Поэтому будущее за сочетанием мелких предприятий при доминирующей роли крупного производства, обеспечивающего внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий, современных форм организации сельскохозяйственного производства. Проблема заключается в поиске оптимальных форм сосуществования различных укладов, включения мелких производств в технологические и экономические цепочки, в создание инфраструктуры сбыта сельхозпродукции для всех производств независимо от форм собственности.
Важнейшим фактором повышения продуктивности растениеводства являются меры по улучшению плодородия почв. В настоящее время ситуация такова: вынос питательных веществ из почвы в пять раз превышает поступление, в результате чего содержание гумуса за 20-25 лет уменьшилось на 35-40 %. У 70 % почв низкое и очень низкое содержание фосфора, а 65 % почв сильнокислые и нуждаются в химической мелиорации, которая не проводилась более 15 лет. В то же время эффективность минеральных удобрений в значительной степени зависит от кислотности почв. Так, если на сильнокислых почвах (pH = 4,5) от внесения каждого килограмма действующего вещества удобрений можно получать 5-6 кг зерна, то на слабокислых и близких к нейтральным (pH = 5,6-6,0) - вдвое больше, до 10-12 кг. Для сохранения баланса питательных веществ необходимо вносить ежегодно до 1,5 млн т органических удобрений (в виде навоза, торфа, сидератов) и до 20-23 тыс. т минеральных. Фактически в расчете на гектар вносится 3-5 % от минимальной потребности органических удобрений и до 10-12 % минеральных. Вместе с тем это один из основных лимитирующих факторов продуктивности пашни и сельхозугодий.
Важнейшим условием повышения плодородия и поддержания высокой продуктивности пашни является возвращение в полевые севообороты травосеяния и увеличение в них доли бобовых культур, обеспечивающих не только продукционную, но и средоулучшающую роль агроценозов (гумусонакопительную, почвозащитную, фитосанитарную и др.). Известно, что 1 кг биологического азота, полученного за счет фиксации бобовыми растениями, обходится в сотни раз дешевле по сравнению
с техническим азотом [3]. Поэтому без возделывания многолетних трав, сидератов, запашки соломы и пожнивных остатков, а также без использования местных ресурсов (торфа, сапропеля, фосфоритной муки, извести), которыми богата область, невозможно приостановить негативный процесс разрушения агроценозов, повысить плодородие и ликвидировать сложившийся отрицательный баланс органического вещества в почве. Вероятно, мы ещё не осознали, какая опасность нависла над нашим земледелием. Безусловно, нужна и более солидная поддержка государства. Опыт развитых стран, в которых решена продовольственная проблема, показывает, что добиться устойчивого и динамичного развития сельского хозяйства без госрегулирования и серьезного финансирования невозможно, особенно когда отрасль находится в тяжелом положении и в состоянии реформирования. Вместе с тем, среди приоритетных национальных проектов АПК наименее обеспечен в финансовом отношении.
В условиях экономического кризиса, когда другие факторы повышения эффективности сельхозпроизвод-ства (технические, технологические и др.) из-за их дороговизны используются в ограниченном масштабе, первостепенная роль отводится биологическим и, прежде всего, новым сортам и гибридам. Именно сорт в сочетании с технологией является самым эффективным средством повышения величины и качества урожая, снижения ресурсоэнергозатрат, увеличения рентабельности аграрного производства. В условиях ЕАО на долю сорта приходится от 20 до 50 % прироста урожая. В настоящее время сельхозпроизводство области располагает по основным культурам набором сортов, приспособленных к местным условиям и требованиям рынка. При соблюдении технологии возделывания все они формируют высокую продуктивность: сорта зерновых - 5-5,5 т/га, сои -3-3,5 т/га, кукурузы - 7-8 т/га, картофеля - 30-40 т/га.
Основным тормозом освоения нового сорта как высокоэффективного и наукоемкого интеллектуального продукта является медленная сортосмена, продолжающаяся, как правило, более пяти лет. Столь длительные сроки в сочетании с низкой культурой земледелия не позволяют сельхозпроизводителям реализовать биологический потенциал сорта, который по большинству культур используется на 25-30 %. Поэтому для сокращения сроков внедрения сорта в производство в 2007-2008 гг. на базе Биробиджанской государственной сель-хозопытной станции проводилось размножение нового энергосберегающего раннеспелого сорта ячменя Казь-минский, созданного в Дальневосточным НИИСХ и Институте комплексного анализа региональных проблем (основные авторы сорта И.М. Шиндин и В.Ф. Черпак). В 2008 г. сорт высевался на площади 370 га, получено около одной тысячи тонн семян. При таких темпах размножения реально за два года провести сортосмену, вне-
дрить его на всей площади и увеличить, как минимум, на 15-20 % производство кормового зерна для животноводства не только ЕАО, но и Хабаровского края. Заключение
На современном этапе развития сельского хозяйства ЕАО для увеличения объемов производства продукции растениеводства, а, следовательно, и животноводства необходимы: 1) детальная инвентаризация высвобожденных из хозоборота земель и вовлечение более быстрыми темпами в оборот заброшенной пашни; 2) восстановление дореформенного уровня объемов внесения известковых материалов, органических (торф, навоз и пр.) и минеральных удобрений; 3) включение в агроценозы севооборотов со щадящим режимом насыщения различными культурами, и прежде всего соей (не более 35 % пашни); 4) широкое использование в качестве сидераль-ных удобрений однолетних культур (соя, рапс и др.), а также возвращение в полевые севообороты многолетних бобовых и злаковых трав и других видов культур, способствующих повышению биологической активности почвы, поддержанию и повышению ее плодородия; 5) быстрейшее размножение и внедрение в производство новых высокопродуктивных сортов как экономичного и высокоэффективного биологического ресурса повышения урожайности, качества продукции и ресурсосбережения.
Решение этих, как нам представляется, первоочередных задач позволит приостановить негативный процесс прогрессирующего разрушения агробиоценозов и истощения почвенного плодородия, обеспечить потребности населения области продуктами растениеводства, а животноводство кормами собственного производства, создать предпосылки в решении продовольственной проблемы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бурлака В.В. Растениеводство Дальнего Востока. Хабаровск: «Книжное изд-во», 1970. 395 с.
2. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.-Л.: Сельхоз-гиз, 1937. 605 с.
3. Жученко А. А. Ресурсный потенциал производства зерна в России (теория и практика). М.: «Изд-во Агрорус», 2004. 1110 с.
4. Кодякова Т.Е., Петров Г.И., Уваров В.А., Шиндин И.М. Экономический потенциал агропромышленного комплекса Еврейской автономной области. Владивосток: Дальнаука, 2007. 123 с.
5. Шиндин И.М., Бочкарев В.В. Сортовые ресурсы полевых культур Дальнего Востока. Биробиджан, 1998. 110 с.
6. Шиндин И.М., Бочкарев В.В. Растительные и сортовые ресурсы сельскохозяйственных культур российского Дальнего Востока. Уссурийск - Биробиджан, 2001. 193 с.
The analysis of the plant farming processes in the JAR has been carried out. The priority tasks aimed at holding up the negative process of the agro-biocenoses deterioration and the soil emaciating in progress are planned. These measures would make it possible to deduce the JAR agricultural sector of economy on a sustainable development of foodstuffproduction and raw materials for the food and processing industry.