Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы исследования экономической социализации в отечественной науке'

Современное состояние и проблемы исследования экономической социализации в отечественной науке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
446
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дробышева Татьяна Валерьевна

В статье представлены результаты анализа отечественных исследований в области экономической социализации личности. Описаны основные направления в изучении феноменов экономической социализации. Определены проблемы и специфика данных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дробышева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sovremenn ое the condition and problems researches of the economic socialization in the domestic science

In this article lists the results of the analysis of domestic researches in the field of economic socialization. The basic directions in studying phenomena of economic socialization are described. The problems and specific character of given researches have been explored.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы исследования экономической социализации в отечественной науке»

Т.В. ДРОБЫШЕВА

Кандидат психологических наук, научный сотрудник ИП РАН, г.Москва

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

Аннотация: В статье представлены результаты анализа отечественных исследований в области экономической социализации личности. Описаны основные направления в изучении феноменов экономической социализации. Определены проблемы и специфика данных исследований.

Abstract: In this article lists the results of the analysis of domestic researches in the field of economic socialization. The basic directions in studying phenomena of economic socialization are described. The problems and specific character of given researches have been explored.

Введение

Экономическое воспитание и экономическое образование как факторы социализации личности и группы всесторонне изучались отечественными специалистами (педагогами, экономистами, социологами, психологами) в 70-е-80-е годы 20-го века. [37, 22, 25, 29 и др.]. С начала 90-х годов прошлого века интерес исследователей к феномену «экономическая социализация» существенно возрос в связи с теми социально-экономическими преобразованиями в обществе, которые характеризовали этот период [2, 36 и др.]. Однако большая часть работ в этой области появилась в период пострадикальных изменений, в конце 90-х - начале 2000-х годов, как результат осмысления тех событий, которые происходили в конце XX века [1, 3, 5, 9, 10, 17, 18, 19, 21, 24, 26, 27, 28, 30, 32, 33, 38 и др.]. Данные суждения находят подтверждение в аналитических материалах других авторов [41, с.52-58; 43, с. 597-602] которые, выделяя тематические направления иркутской и санкт-петербургских конференций по экономической психологии за прошедшее десятилетие, провели количественный анализ представленности исследований в каждом из них. Не сводя все работы к публикациям только данных конференций (подобные мероприя-

тия не так стабильно, но проводились и в других регионах [27, 28], все же, следует принять во внимание, что исследователей, специализирующихся в области экономической социализации и представляющих свои работы на соответствующих конференциях, не так уж много. Поэтому с некоторыми поправками можно принять количественный показатель публикаций в рамках постоянно действующих мероприятий, а также немногочисленные диссертационные работы, выполненные в рамках психологического или социально-психологического подхода к изучению экономической социализации, как критерий актуальности данного направления отечественной экономической психологии в разные периоды ее становления.

Таким образом, в последнее десятилетие динамика изучения феноменов экономической социализации характеризуется следующими тенденциями: возрастанием исследований к 2002-2003 годам [19], затем постепенным их снижением в следующий пятилетний период и последующим возрастанием к 2009 году. Второй более мощный подъем, безусловно, связан с экономическим кризисом, который, с одной стороны, породил новые экономико-психологические феномены, а с другой - активизировал исследования ранее изучав-

шихся явлений. В связи с этим проблемы экономической социализированное™ формирующейся личности и группы в условиях изменяющихся социально-экономических условий снова становятся востребованными в отечественной науке. Можно предположить, что данный кризис будет активизировать, в первую очередь, исследования экономической социализации взрослого населения, то есть явлений вторичной экономической социализации. В то время как на актуальность исследований детей и подростков данный кризис будет оказывать, скорее всего, косвенный, опосредствованный характер.

Проблемы и специфика отечественных исследований экономической социализации

Характеризуя современный этап в развитии отечественной теории экономической социализации (ОЭС) следует отметить те трудности, которые определились в процессе предыдущего периода ее развития как научного направления. Так, существует проблема объединения исследований в какие-либо новые, то есть отличные от зарубежных («когнитивного», «поведенческого» и «факторного») направления в связи с их малочисленностью, нестабильностью, а также разрозненностью авторских подходов в изучении феноменов экономической социализации. В качестве второй проблемы в процессе становления ОЭС, следует отметить отсутствие постоянно действующих семинаров, Круглых столов, специальных выпусков профильных или междисциплинарных журналов, посвященных данной теме. Третья трудность характеризуется тем, что сам феномен «экономическая социализация» связан с целым рядом экономико-психологических явлений, например, экономическое самоопределение, экономико-психологическая адаптация, экономическая адаптация и т.п. Разными авторами они определяются то как самостоятельные, независимые, включенные в другие разделы экономической психологии, то как косвенно связанные или соподчиненные с экономической социализацией, при том, что характер таких родо-видовых, иерархических и других связей изучаемых феноменов определяется только исследовательскими интересами. Таким образом, границы «предметного поля» ОЭС, а также спектр объектов исследований являются «размытыми», в то время как зарубежные коллеги, ориентированные на первичную экономическую социализацию, ограничиваются изучением детей подростков, студенческой и рабочей молодежи. Возможно, этот факт определяется тем, что исторически данное направление за рубежом возникло на стыке психологии развития, когнитивной и экономической психологии.

Выделяя наиболее изученные отечественными исследователями аспекты первичной экономической социализации, остановимся на следующих:

• Структура и содержание экономической социализации личности (М.А. Винокуров и А.Д. Карны-шев, А.П. Вяткин, Т.В. Дробышева и А.Л. Журавлев, М.Н. Стельмашук и др.) [4; 28, с.160-162; 38, с.209-216; 13; 15; 28, с.190-200; 41, с. 266-270]; этапы экономической социализации (Т.В. Дробышева, С.Н. Ис-пулова, Е.В. Козлова, А.И. Кудрич и.др.) [12; 21; 39; 40, с.245-249]; микро- и макро-социальные факторы, в том числе, региональные, этнические, социокультурные (Н.А. Журавлева, И.Е. Ермакова, Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев, А.Д.Карнышев, Н.Н. Помуран, Е.Л. Трофимова, К.С. Черемухина и др.) [10-12; 14; 20; 28, с. 106-110, с.210-212, 370-372, 392-394; 30, с. 379411; 38, с.240-242; 44, с.157-165];

• потребительская социализация как вид экономической социализации, а также ее отдельные элементы -потребительские предпочтения, потребительские представления, мотивы и цели потребительского поведения и т.п. (Т.В. Гусева, М.Н. Стельмашук, Ж.А. Жилина, С.А. Цветков и др.) [7; 27, с.222-224; 32; 33; 38, с.242-246];

• представления, установки и отношения к деньгам, их роль в формировании личности, а также представления о бедности/богатстве, собственности, бедных и богатых людях (Т.В. Бабицкая, С.Ю. Буренина, Т.В. Дробышева и А.Л.Журавлев, М.С. Егорова и С.Д. Пьянкова, П.А. Муравьева, О.И. Титова и В.В. Сурай, Л.Б. Салихова, З.А. Сагова, М.Ю. Семенов и Ю.В. Мациев, А.Б. Фенько и др.) [3, 9, 14, 28, с.153-155, с.181-183; 35; 38, с.205-208, с.246-250, 252-255; 40, с.91-99, 108-111; 41, с. 363-366].

• Индивидуально- и социально-психологические характеристики личности как «внутренние» факторы экономической социализации в разном возрасте (А.П. Вяткин, Ж.А. Жилина, Н.В. Мироманова, Т.А. Попова и др.) [17, 38, 209-216; 42, с. 371-377; 44, с.162-164];

• экономическое воспитание и экономическое образование как условия экономической социализации, роль семьи как основного агента экономической социализации (Т.В. Базайкина и др., УН. Бажина, С.Ю. Буренина, А.П. Вяткин, Т.В. Дробышева и А.Л. Журавлев, Е.Н. Землянская, А.П. Лаврович и Т.С. Веселовская, В.В. Константинов, В.В. Орлова, М.Н. Стельмашук, Е.В. Котова, Н.В. Мироманова и др.) [1; 3; 9; 10; 12; 16; 18; 23; 31; 40, с.249-250; 41, с.41-44; 43, с.376-383, с.454-463; 44, с.103-107, с.150-153, ];

• роль средств массовой информации в экономической социализации детей и подростков (Т.В. Дробыше-ва, Ю.В. Кулагина, О.С. Гордякова, Н.С. Медзуновская, Т.В. Османкина и др.) [11, 28, 40, с.231-234; 44, 432435].

• ориентации на экономические ценности (Т.В. Фо-ломеева, Н.А. Журавлева и др.), роль ценностных ори-ентаций в экономической социализации (Т.В. Дробы-шева, А.Л. Журавлев, М.В. Шульгин, А.П. Бахматов, В.А. Плынская и др.) [10; 15; 30, с.412-444, с. 379-411, с. 433-475; 40, с.250-255]

Наиболее изученное направление в ОЭС - экономическое воспитание в семье и экономическое образование в образовательных учреждениях, в рамках которого изучаемые феномены рассматриваются не только как факторы экономической социализации, экономического самоопределения личности, но и как условия формирования экономической культуры, экономического поведения, структуры ценностных ориентаций личности, описываемой системой ориентаций не только на экономические, но и социальные, нравственные и др. ценности [3; 16;18; 23; 41, с.41-44; 43, с.376-383, с.454-463].

Экономическое образование в отечественной науке в большей степени изучается педагогами [1, 18, 22 и др.]. Основной фокус данных исследований - на методах, технологиях, приемах обучения, содержании подобного вида образования, а также на экономическом образовании как процессе социализации учащихся. Как психологический феномен экономическое образование становится интересным с точки зрения его влияния на: усвоение личностью экономических ролей, динамику ее ценностных ориентаций, формирование экономического мышления, экономического сознания, в том числе, экономических представлений, установки на экономические объекты и явления, отношения к ним. Данный вид образования интересен для психологов и как система специальных знаний, влияющая на экономическое самоопределение личности в условиях ее профессионального становления, а также на формирование психологической готовности личности к предпринимательской деятельности. Все эти исследования в зависимости от авторского подхода носят психологический (А.П. Вяткин, Ж.А. Жилина, Е.В. Козлова, Л.В. Шибаева и др.) или социально-психологический (Т.В. Дробышева, А.Л.Журавлев, Н.А. Журавлева, В.В. Орлова и др.) характер.

Исследования экономического воспитания в семье, а также образовательных учреждениях широко представлены в педагогической и психолого-педагогиче-

ской литературе. Однако для психологов данный вид воспитания в семье и в учреждениях ее заменяющих в последнее время становится особенно привлекательным объектом изучения. Данный факт определяется изменениями в межпоколенческих отношениях современной семьи, ее роли в формировании личности в разных социально-экономических условиях развития общества и т.п. Для того чтобы понять специфику экономической социализации в семье необходимо выявить, что изменяется в психологических и педагогических эффектах экономического воспитания, осуществляемого учреждениями интернатного типа, детскими домами и т.п. в сравнении с семьей. Возможно именно эти обстоятельства также стали одной из причин столь пристального внимания исследователей, изучающих данные эффекты. Так, было выявлено, что «условия протекания экономико-психологической социализации в детском доме позволяют воспитанникам получать определенные экономические знания, но в то же время не обеспечивают формирования практических навыков использования этих знаний» [40, с. 250-255]. Они демонстрируют низкий уровень социальной и личной активности, уровень социальной компетентности, неумение принимать экономические решения, брать на себя ответственность за свой выбор, за свою жизнь. У них отсутствует психологическая установка на приобретение экономической независимости и создание материальной базы будущей семьи. Они также не имеют элементарных навыков планирования и распоряжения своим бюджетом [23]. В то время как экономическое воспитание в семье ориентировано на решение этих проблем [41, с.41-44].

Еще одно из наиболее изучаемых направлений в ОЭС включает исследования психологических, социально-психологических феноменов, объектом которых являются деньги, их функции, значения, ценности. Речь идет об установках, представлениях, отношениях к деньгам у детей, подростков, студенческой молодежи, а также связанных с ними - представлений о труде, бедности и богатстве, бедных и богатых людях, экономической справедливости и т.п. Так, сформированность представлений о значении денег в их связи с представлениями о роли труда у детей разного возраста, рассматривается отечественными авторами как фактор успешности экономической социализации [38, с.246-250; 39], экономического поведения [38, с. 205-208;]. Динамика отношений к деньгам в условиях профессионального обучения у студентов [39, с.137-139; 41, с.204-208] изучается как эффект специально организованного воздействия системы экономических знаний, а субъектив-

ная значимость денег, по мнению некоторых авторов, определяет их место в структуре ценностных ориента-ций подростков [3 и др.]. Безусловно, сам факт столь пристального внимания исследователей к данному объекту определяется тем, что, во-первых, с экспериментального изучения восприятия детьми денег и начались исследования экономической социализации детей и подростков в зарубежной экономической психологии (см. Дж. Брунер, 1977), во-вторых, многими исследователями деньги рассматриваются как «системообразующий фактор», «ядерный элемент» системы установок, представлений, отношений личности к бедности и богатству, собственности, экономической справедливости, труду, безработице и т.п. Данная функция денег отмечается и в исследованиях процессов экономического самоопределения, формирования экономической идентичности (А.Б.Купрейченко, А.Е.Воробьева; В.А.Хащенко, Е.С.Шибанова).

Специфика ОЭС определяется авторскими концепциями исследователей. Так, в рамках экономической этнопсихологии (М.А.Винокуров, А.Д.Карнышев, Н.Н.Помуран, Е.Л.Трофимова и др.) [4; 28, с. 370-372, с.392-394] экономическая социализация рассматривается в узком плане, через «интериоризацию индивидом (будь то ребенок или взрослый) знаний, умений, навыков, обеспечивающих его участие в различных экономических деятельностях в качестве носителя (исполнителя) соответствующих ролей: собственника, предпринимателя, торговца, покупателя, акционера и т.д.» [4, с. 86-87]. Соотношение этнического и экономического аспектов в процессе социализации личности определяется авторами как иерархически организованное и взаимовключающее. «Экономическая социализация выступает частью этнической, но нередко выходит за ее пределы. Последнее происходит тогда, когда индивиду необходимо освоить экономические нормы не только своего этноса, но и других, взаимодействующих с ним этносов, чтобы эффективно осуществлять с ними сотрудничество, партнерство, участвовать в совместных предприятиях и мероприятиях...» [4, с. 87]. Особенности этнического воспитания, осуществляемого ее различными агентами и институтами, по мнению авторов, накладываются на формирование экономического сознания, самосознания и поведения формирующейся личности.

А.П.Вяткин в рамках авторского (экономико-психологического - Т.Д.) подхода определяет экономический критерий социализации [38, с. 209] как «угол зрения», экономическим содержанием которого является максимум полезности. Таким образом, экономическая соци-

ализация в общем виде рассматривается им как «процесс становления и развития экономического сознания. Экономическая социализация является системным (цикличным) процессом, в котором психолого-экономический результат предыдущего цикла определяет средства и результат последующего цикла. Психологическим фактором, задающим направление экономической социализации, является цель. Личностным эквивалентом экономической цели является экономическая направленность» [38, с. 216].

С позиции ценностного (социально-психологического) подхода к исследованию экономической социализации формирующейся личности, разрабатываемого А.Л.Журавлевым и Т.В.Дробышевой [13, 15], психологическим критерием экономической социализирован-ности можно рассматривать динамику ее ценностных ориентаций, в первую очередь - социальных, волевых, материальных и др. Данные изменения определяются как результат влияния микросоциальной среды на личность. Такой подход в большей степени характерен для изучения экономической социализации интенсивно формирующейся личности (т.е. детей, подростков).

Не перечисляя все отечественные подходы, следует отметить лишь тот факт, что большинство авторов ориентированы на поиск собственной концептуальной модели экономической социализации, отражающей структурные, содержательные, процессуальные аспекты изучаемого феномена.

При сравнении данных, полученных отечественными исследователями и опубликованных зарубежными коллегами, возникает вопрос о сходстве и различии в содержании, методах исследования, этапах развития, особенностях исследуемых феноменов. То есть осуществляется поиск «своего лица» в той области исследований, которая активно развивается в российской экономической психологии.

Можно предположить, что существуют как «универсальные», так и «специфические» механизмы, закономерности формирования экономического сознания, поведения у детей, подростков в разных социокультурных средах, экономических системах. Так, М.Н. Стельмашук [27], изучая в рамках «потребительской социализации» представления детей от 4 до 12 лет о деньгах, покупках, месте покупки, источнике потребительской информации и т.п., отмечает, что этапы в развитии потребительского поведения не всегда соответствуют возрастным периодам и определяются индивидуальным опытом ребенка. Данные автора согласуются с результатами, полученными зарубежными коллегами

[34 и др.]. Отличие здесь - в условиях формирования данных представлений. Например, известно, что в «советский» и даже «пост-советский» периоды развития российского общества экономическое воспитание детей в семье жестко ограничено национальными традициями в этой области детско-родительских отношений. Так, результаты наших исследований, а также других авторов [41, 35 и др.] показали, что не зависимо от типа экономических отношений, существующих в обществе, российские родители не стремятся к «раскрытию тайны» суммы своей заработной платы, доходов семьи в целом; не ориентированы на привлечение своих детей (не зависимо от возраста) к планированию семейного бюджета; не учат их ведению собственного бюджета и т.п., что не может не сказываться на феноменах экономического сознания и поведения их детей.

Другой пример специфичности отечественного подхода к изучению экономической социализации может быть определен через выявление новых феноменов, не проявляющихся и, соответственно, не изучающихся за рубежом. Так, в одном из наших исследований были обнаружены «долговые отношения», которые проявились между детьми в условиях игры «сотки», актуализирующей их экономическое поведение [40, с. 255-258; 44]. Данная игра по своим условиям, функциям, содержанию действий игроков рассматривалась как аналогичная игре европейских, канадских, американских школьников в стеклянные шарики («marbles»). Зарубежными исследователями (Уэбли, Абрамович и др.) из всех изучавшихся мотивов (обнаруженных и в нашей работе) не было выявлено только одного - «дать в долг» сверстнику с тем, чтобы продолжить игру или получить выигрыш, или повысить свой статус и т.п. [44].

Одной из особенностей отечественных исследований экономической социализации является дихотомическая тенденция, направленная на теоретическое обоснование изучаемых феноменов. С одной стороны авторы опираются на психологические и социально-психологические теории и подходы К.К.Платонова, Б.Ф.Ломова, Г.М.Андреевой, А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского и др., которые раскрывают закономерности взаимоотношений социальной среды и личности, механизмы ее формирования и развития и т.п. С другой стороны, отечественные авторы опираются на зарубежные экономические, экономико-психологические теории, которые объясняют механизмы, закономерности, принципы и т.п. существования и развития личности как субъекта экономических отношений (Д. Канеман и А.Тверски; А.Маршалл, И.Фишер и др.).

Интересно, что психологи, специализирующиеся в области экономической социализации, не ссылаются на теории отечественных экономистов.

Итак, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

• В отечественной экономической психологии выделяются несколько подходов к изучению структуры, содержания и механизмов экономической социализации формирующейся личности. Это - психологический, социально-психологический, экономико-психологический и этнопсихологический подходы;

• В сравнении с зарубежными исследованиями, в которых феномен «экономическая социализация» часто рассматривается через усвоение личностью экономических знаний, умений, навыков, норм поведения в процессе соответствующего воспитания, образования, для отечественных работ характерно построение более сложных моделей, включающих как содержательные, так и процессуальные характеристики, подчеркивающие многоуровневость, двустороннюю направленность экономической социализации, т.е. не только усвоение, но и воспроизведение, формирование этого мира.

• Анализируя актуальное состояние в развитии отечественной экономической социализации, следует отметить, что современная ситуация может быть определена как этап самоопределения научного направления, формируемого на границе социальной, экономической и когнитивной психологии, связанного с поиском собственного предмета (или предметного поля) и методов, а также выявлением специфики отечественного подхода в сравнении с зарубежным, отличающимся поиском «рационального» во всем экономическом.

Литература

1. Базайкина Т.В., Кундозерова Л.И., Милинис С.М., Ростовцев А.Н. Социально-экономическое образование учащихся как процесс их социализации // Фундаментальные исследования. 2005. №9. М.: Академия естествознания. С. 50-53.

2. Бояринцева А.В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика. 1994. №4. С.12-18.

3. Буренина С.Ю. Семейные отношения в зеркале проблемы «Дети и деньги» в системе социализирующих факторов // Семейное воспитание: история и современность СПб.: Verba Magistri, 2003. С. 194-198

4. Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию: учеб. пособие. 2-е изд. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. 436с.

5. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс....канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 22 с.

7. Гусева Т.В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации: Дисс.канд. психол.н. Ярославль, 2005.

8. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М.: Генезис, 2004. 232 с.

9. Дробышева Т.В. Изменение субъективной семантики социально-экономических понятий у детей в условиях обучения основам экономических знаний // Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. М.: Изд-во «Наука», 1999. С.213-224.

10. Дробышева Т.В. Динамика ценностных ориен-таций личности в условиях раннего экономического образования. Дис.канд. психол. наук. М., 2002. 164 с.

11. Дробышева Т.В. Психологические отношения подростков к СМИиК как посреднику экономической информации // Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К.К.Платонова / Отв. ред. А.Л.Журавлев, В.А.Кольцова, Т.И.Артемьева. М.: «Институт психологии РАН», 2007. С. 211-236.

12. Дробышева Т.В. Экономическое образование как фактор экономической социализации в раннем юношеском возрасте: ценностный аспект // Материалы 1У-ей Национальной научно-практ. конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (11-13 декабря). Москва, 2007. С.173-175.

13. Дробышева Т.В. Структурные и содержательные характеристики экономической социализации формирующейся личности // Психологические инновации в экономике и финансах: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 19-20 марта 2009 г. /отв. ред. А.Л.Журавлев, В.С.Трипольский, М.А.Федотова. М.:ФА, «Ларк лтд», 2009. С.116-120.

14. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Методология исследования феноменов экономического сознания формирующейся личности (на примере представлений о бедном / богатом человеке) // Психология в экономике и управлении. 2009. №2. С.23- 35.

15. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Экономическая социализация детей и подростков: понимание, подходы к исследованию и основные факторы // Вестник практической психологии образования. 2008. №2 (15). С.

29-35.

16. Дробышева Т.В., Новокшенова Е.В. Социально-психологические характеристики экономического воспитания в семье в раннем юношеском возрасте // Материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние теоретических и прикладных психологических исследований в социальной и педагогической психологии» (29-30 ноября). Иваново, 2007. С.102-106.

17. Жилина Ж.А. Психическая регуляция экономической социализации детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.канд.психол. н. Владимир, 2005. 27 с.

18. Землянская Е.Н. Экономическое образование школьников как условие их социализации // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ Челябинск, 2001. Серия 3. С.37-44.

19. Задорожнюк И.Е. Экономические психологи о проблемах социализации // Вопросы психологии. 2003 .№1. С.147-149.

20. Ермакова И.В. Социально-психологические факторы экономической социализации старших подростков: Автореф. дис... на соиск. уч. степени канд. психол.н. Ярославль, 2008. 24 с.

21. Козлова Е.В. Психологические особенности экономической социализации на разных этапах детства. Дисс... канд. психол. наук. М., 1998. 135 с.

22. Клепач Н.Я., Попов ВД., Эпштейн Л.Е. Экономическое воспитание масс. Организация и эффективность. М.,1979.

23. Лаврович А.П., Веселовская Т.С. Проблемы экономического воспитания детей, лишенных родительского попечения // Экономическая психология в России и Беларуси: Сб. науч. Работ. Минск: Экономпресс, 2007. С.141-154.

24 Липатова Л.Г. Влияние мотивов социального поведения на адаптацию личности к социально-экономическим условиям. Автореф. дис.канд. психол.н. Курск, 2005. 25 с.

25. Малышев М.Л., Петросян К.Ц., Соболева Е.Н. Экономическое мышление учащейся молодежи: опыт и проблемы формирования. М., 1989. 128с.

26. Офицеркина Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночной экономике. Автореф. дис.канд. психол.н. М., 1997. 23 с.

27. Психология и Экономика. Труды 1-ой Всероссийской научно-практической конференции РПО. Ка-

луга, 2000. 469 с.

28. Психология и экономика. Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции РПО. Т.9. Вып.7. Калуга 2002. 421 с.

29. Попов В.Д. Экономика плюс педагогика: очерки об экономическом воспитании молодежи. М.,1986.

30. Проблемы экономической психологии. В 2 т. / Под. ред. А.Л.Журавлева, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. Т.1.

31. Радина Н.К. Вклад «непсихологических» факторов в адаптированность выпускников интернатных учреждений // Психологическая наука и образование. 2006. №3. С. 102- 108.

32. Сухорукова Н.Г. Экономическое поведение. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2001. 82 с.

33. Табунова Л.П. Действия детей 5-9 лет в экономической игре комплекса «Начальная школа - детский сад» // Психологическая наука и образование. 1997. №2. С. 85-87.

34. Уэбли П. Понимание детьми экономических яв-лений//Проблемы экономической психологии/Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б.Купрейченко. М.: Изд-во «Институт п сихологии РАН», 2004. Т.2. С. 146-180

35. Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии. 2000. №2. С.94-101.

36. Шедрина Е.В. Исследования экономических представлений у детей // Вопросы психологии. 1991. №2. С. С. 157-164.

37. Экономическое образование и воспитание школьников. Челябинск, 1976. 125с.

38. Экономическая психология: Актуальные теоретические и прикладные проблемы // Материалы четвертой международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А.Д.Карнышева. Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2003. 325 с.

39. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы пятой науч.-практ. конференции / Под общ. ред. А.Д. Карны-шева. Иркутск, 2004.

40(39). Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы шестой научно-практической конференции. Иркутстк: Изд-во БГУЭП, 2005. 302 с.

41. Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития // Материалы международной научно-практической конференции. СПб: Изд-

во «НВШ-СПб», 2008. 332 с.

42. Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: материалы десятой юбилейной международной науч.-практ. конференции / Под общ. ред. А.Д. Карнышева. Иркутск, Изд-во БГУЭП, 2009. 580с.

43. Экономическая психология: актуальные теоретические и практические проблемы: материалы десятой юбилейной международной науч.-прак. конференции / Под общ. ред. А.Д.Карнышева. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. 620 с.

44. Drobysheva T. To a question on the autonomous economic world of childhood // 30th Annual Congress IAREP «Absurdity in the Economy». Prague, Czech Republic. September 21-24, 2005 (эл.вар.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.