ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
А.Л. Журавлев, Т.В. Дробышева
Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН) ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366
В работе рассматриваются различные типы детерминант в целом и социально-психологические факторы в частности экономической социализации личности детей и подростков; анализируется структура и содержание двух основных детерминант: школьного экономического образования и семейного экономического воспитания.
Ключевые слова: детерминанты и социально-психологические факторы экономической социализации личности детей и подростков, школьное экономическое образование, семейное экономическое воспитание.
Ряд исследователей, занимающихся изучением вопросов общей теории социализации, считает нецелесообразным выделение ее различных видов — нравственной, политической, правовой, экономической и т.п. Однако выявление частных аспектов в изучении психологических феноменов, по нашему мнению, есть закономерный результат процесса дифференциации, который наряду с интеграцией определяет развитие современной науки, в том числе социальной психологии. К примеру, содержательные компоненты социализации личности в условиях экономических отношений в обществе определяются не только психологическими, но и экономическими законами, которые в полной мере не могут быть рассмотрены в рамках общей теории. Наоборот, знания об особенностях экономической и других видов социализации, интегрируясь, внесут определенный вклад и в развитие теории социализации в целом.
Какого-либо одного определения понятия «экономическая социализация» на сегодняшний день в экономической психологии не существует. Можно выделить две категории формулировок: универсальные, или общие (без выделения возрастной специфики) и парциальные, или частные (с учетом конкретного возраста). Однако большинство из них раскрывают только одну сторону процесса: становление экономического сознания, мышления; усвоение соответствующих знаний и т.п. [13]. С нашей точки зрения, процесс экономической социализации не может характеризоваться как односторонний. Поэтому под экономической социализацией понимается процесс и результат включенности индивида в мир экономических отношений общества, в котором он живет. Иными словами, человек усваивает экономический опыт общества, систему социальных и экономических ценностей и, активно преобразуя этот опыт, становится экономическим субъектом данного общества [5].
Основные детерминанты первичной экономической социализации: факторы, механизмы, средства. Большинство авторов, опираясь на работы в области общей теории социализации, рассматривают феномен экономической социа-
лизации со стороны его процессуальных характеристик — факторов, механизмов и средств. Перечисленные характеристики по-разному детерминируют любые личностные изменения.
Понятие «фактор» в широком смысле включает все виды социальных влияний. Следовательно, факторы экономической социализации могут быть рассмотрены с разных сторон как различные условия формирования и развития экономического сознания и поведения личности. В рамках системной детерминации данные виды факторов чаще всего определяются как внешние [8]. Среди них выделяют макро- и микросоциальные факторы, связанные с экономическими отношениями в обществе. Макросоциальные факторы рассматриваются в качестве способов организации экономической жизни (типы экономических систем: рыночная, смешанная, традиционная и т.п.), детерминирующие как особенности общественных отношений, так и социально-психологическую динамику, которая активно изучалась в России в течение 1990-х и начале 2000-х гг. [3; 5; 6; 11]. Микроэкономическими факторами экономической социализации детей и подростков рассматриваются экономическое воспитание в семье; экономическое образование в школе, колледже, институте; различные виды теле-, радио- и печатной продукции (СМИ), ориентированной на изменение экономического сознания и поведения [2; 12], а также системы ценностей личности, в первую очередь, экономических и социальных [4; 5]. К категории внешних факторов относится и соответствующая среда сверстников, которая тоже позволяет приобретать экономический опыт и знания («бартер», «долговые» отношения, коллекционирование и т.п.). Воздействие таких детерминант традиционно описывается через представления, отношения, установки, мнения, ожидания, оценки и т.п. самих субъектов и/или их агентов. Однако именно эти факторы могут быть рассмотрены в качестве категории «причина» в контексте выявления исследователем каузальных связей.
Кроме факторов, основными процессуальными характеристиками выделяются также средства экономической социализации, которые в рамках системного подхода в психологии, обоснованного Б.Ф. Ломовым [8], рассматриваются как опосредствующие детерминанты. Понятие «средство социализации» в психологической литературе определяется как «некое промежуточное звено между субъектом и объектом, а также между субъектом и другим субъектом, пользуясь которым, человек преобразует в первом случае вещественные объекты, а во втором — сознание второго субъекта» [10. С. 261]. Так, А.В. Мудрик [9] к средствам социализации относит способы кормления, язык и речь агентов социализации; формируемые бытовые и гигиенические умения и представления; стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — семейной, религиозной, экономической, политической и др. «С помощью этих средств поведение человека приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями» [9. С. 32]. Такого же мнения придерживается и С.И. Розум, выделяя в качестве средств правила, ценности и зна-
ки, которые способствуют достижению основной цели социализации — формированию «сходных для всех субъектов психических феноменов — образов восприятия, представлений, понятий, а также производимых над ними операций» [10. С. 263].
Таким образом, можно предположить, что, воспринимая и понимая (а чаще всего и принимая, т.е. включая в свою, уже сложившуюся систему) экономические представления, образы, понятия, установки на экономическое поведение с помощью средств — норм, ценностей и языка, ребенок достигает некоторого соответствия с окружающим его миром экономических отношений.
Ценности при этом могут выступать не столько средством, сколько механизмом экономической социализации (или внутренним фактором), т.е. тем психическим процессом, который «обеспечивает преобразование (передачу) того, что воспринимается субъектом, в его внутреннее содержание» [10. С. 265]. В таком случае, к примеру, сам процесс усвоения экономических понятий, транслируемых обществом, может быть тем самым промежуточным звеном (средством) с помощью которого и «нормируются» компоненты экономического сознания, включающего экономические представления, образы, отношения, установки и т.п., а ценностные ориентации в этом контексте обеспечивают их преобразование, изменение.
Для данной работы в первую очередь интересно рассмотреть микросоциальные факторы экономической социализации, определяющие динамику ценностных ориентаций личности, делая при этом основной акцент — на их взаимоотношениях в процессе воздействия. В таком случае в качестве «причины» (термин Б.Ф. Ломова) как основной детерминанты каузальной связи могут быть рассмотрены экономическое образование в школе и экономическое воспитание в семье, поскольку учитывать влияние экономического компонента среды сверстников или СМИ по сравнению с семьей и школой, достаточно сложно, так как они являются значительно менее контролируемыми факторами.
Школьное экономическое образование и семейное экономическое воспитание как факторы экономической социализации личности детей и подростков. В узком смысле экономическое образование часто рассматривается только как процесс передачи людям и усвоения ими экономических знаний, умений и навыков экономического мышления, т.е. только как обучение. Экономическое воспитание в таком случае понимается как процесс, ориентированный на формирование отношения к таким знаниям и направленный на их глубокое осмысление, превращение в убеждения и поступки людей. В данной статье экономическое образование понимается в более широком смысле, т.е. как процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, формирования личностных качеств, экономического мышления, способствующих включению личности в социально-экономические отношения в обществе [5].
Среди основных задач школьного экономического образования выделяют обучающие (знакомство с элементарными экономическими понятиями), воспитательные (формирование у школьников экономически значимых качеств личности, социально ценной мотивации на участие в учебной и трудовой деятель-
ности) и развивающие (развитие экономического мышления, экономического самосознания, способности к рациональному нравственно обоснованному выбору в ситуациях, связанных с экономической деятельностью, и т.д.) [7]. Задачи семейного экономического воспитания заключаются в формировании добросовестного отношения к хозяйственно-бытовому, учебному и другим видам труда, выработке умений рационально вести хозяйство, экономно расходовать время и денежные средства семьи и т.д. [2].
Обычно считается, что в семье обучение менее выражено, чем воспитание, поэтому традиционно используется термин «семейное воспитание», а не «семейное образование» (в дальнейшем нами также будет использоваться именно этот термин). Говоря о семейном экономическом воспитании, нельзя утверждать, что знакомство детей с элементарными экономическими понятиями (обучающая функция) не происходит в семье. Однако имеются различия как в форме и методах обучения, так и в его содержании. Например, экономическая информация, передаваемая в школе, более организована и структурирована в отличие от той, которую ребенок получает в семье, например, общаясь с родителями. Кроме того, содержание экономического образования в школе в отличие от семейного экономического воспитания включает изучение не только тех явлений, с которыми сталкивается ребенок в своей реальной жизни, но и тех, которые существуют в абстрактной форме, и т.д.
По сути, роль каждого из вышеперечисленных факторов определяется тем, чьи ценности — семьи, школы, сверстников или какого-то другого сообщества — усваивает ребенок. Например, ценности, декларируемые школой и СМИ, прежде всего носят общественный характер. Ценности, передаваемые семьей или сверстниками, включают и те, которые могут быть значимыми только для данной микрогруппы. Можно сказать, что социальная значимость формирующихся ценностей служит некоторым критерием дифференциации школьного экономического образования и экономического воспитания в семье как факторов экономической социализации детей и подростков.
Как отмечают некоторые авторы [2; 12], родители становятся для детей референтным источником ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых социальные нормы более стабильны. Отсюда можно предположить, что резкие изменения в общественной экономической системе снижают социализирующую роль семьи. Таким образом, в период экономических преобразований на первый план выдвигаются другие факторы (условия, каналы) экономической социализации (например, общение со сверстниками или случайными взрослыми, образовательный процесс в школе или просмотр телепередач и рекламы, чтение журналов и книг). При этом взаимосвязи перечисленных факторов в процессе формирования системы ценностей школьников очень изменчивы.
Основными детерминантами ценностной структуры личности детей в условиях экономического образования могут выступать следующие:
— в семейном экономическом воспитании — структура семьи (социальный уровень), социально-демографические характеристики родителей (образование,
возраст и т.д.), их установки (напутствия) и отношения к карманным деньгам, собственности, трудовой занятости детей и т.д. (социально-психологический уровень);
— в школьном экономическом образовании — структура класса (социальный уровень), характеристики образовательного процесса (содержательная — система понятий; формальная — методы, приемы воздействия, передачи информации и т.д.) и условий его организации (взаимоотношения в классе, отношение к учебной деятельности и т.д. — социально-психологический уровень).
Кроме того, следует иметь в виду, что индивидуально-психологические (принадлежность к тому или иному полу, возраст, уровень интеллектуального развития, косвенно оцениваемый через успешность обучения в школе и др.) и социально-психологические (например, показатели социальной активности в школе) особенности самих детей также могут нивелировать либо усиливать/ослаблять влияние ранее перечисленных характеристик на ценностные ориентации личности школьников.
Поскольку социализирующая функция образования в целом заключается в формировании личности школьника на основе его приобщения к многочисленным ценностям, накопленным обществом [12], то эта же функция экономического образования может быть рассмотрена с точки зрения того, что, «усвоив ценности и нормы, люди выбирают те из них, которые в наибольшей степени позволяют им „вписаться" в систему социально-экономических отношений, сохранить стабильность (социальную и материальную), добиться своих целей, реализовать свои намерения и планы (в экономической сфере жизнедеятельности)» [1. С. 20]. В рамках данного исследования экономическое образование необходимо изучать как фактор экономической социализации школьников, в первую очередь младшего возраста.
***
Феномен «экономическая социализация» представляется как сложная, многоуровневая система, включающая, кроме процессуальных характеристик, описанных в статье, и содержательные компоненты. В качестве факторов экономической социализации в данной статье выделены две стороны экономического образования — семейное и школьное, которые могут быть представлены и как определенный вид детерминант (причин) динамики ценностных ориентаций личности младших школьников. Особый интерес в этом случае вызывает экспериментальное изучение характера отношений между различными причинами (образованием в школе и воспитанием в семье), которые в одном случае могут характеризоваться как доминирование и следование, в другом — взаимное дополнение, в третьем — параллельное, независимое друг от друга влияние и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Фадеева О.П., Харченко И.И. Неформальный сектор: экономическое поведение детей и взрослых. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2001.
[2] Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. — М.: Генезис, 2004.
[3] Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А.Л. Журавлев. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 1996.
[4] Дробышева Т.В. Экономическое образование как фактор экономической социализации в раннем юношеском возрасте: ценностный аспект // Материалы IV национальной научно-практической конференции. — М., 2007. — С. 173—175.
[5] Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Исследование раннего экономического образования как фактора экономической социализации (на примере ценностных ориентаций) // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004. — Т. 1. — С. 412—444.
[6] Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006.
[7] Землянская Е.Н. Критериальная характеристика социально-экономической подготовки младших школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2001. — № 3. — С. 44—47.
[8] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
[9] Мудрик А.В. Социализация человека. — М.: Академия, 2004.
[10] Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб.: Речь, 2006.
[11] Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998.
[12] Шеховцева Н.А. Школа как агент политико-правовой социализации молодежи в современной России: Дисс. ... канд. социол. наук. — Волгоград, 2002.
[13] Roland-Levy C. Economic socialization: basis for international comparisons // Journal of Economic Psychology. — 1990. — V. 11. — № 4. — Р. 469—482.
DETERMINATION OF CHILDREN AND TEENAGERS ECONOMICAL SOCIALIZATION: THEORETIC ANALYSIS
A.L. Zhuravlev, T.V. Drobysheva
Institute of psychology Russian Science Academy Yaroslavskaya str., 13, Moscow, Russia, 129366
The different types of determinants in general and socio-psychological factors, in particular, children and teenagers economical socialization are studying in this work; the structure and matter of two major determinants: school economical education and home economical education are analyzing here.
Key words: determinants and socially-psychological factors of economic socialisation of the person of children and teenagers; a school economic education, family economic education.