Научная статья на тему 'Современное состояние и приоритетные направления освоения богатств недр в регионах России'

Современное состояние и приоритетные направления освоения богатств недр в регионах России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
480
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС / СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MINERAL-RAW COMPLEX / STRUCTURAL REFORMS / MODERNIZATION OF ECONOMY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Татаркин Александр Иванович, Петров Олег Владимирович

Социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его освоения и использования на федеральном и региональном уровнях. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс в качестве ресурсного фундамента государства, формирующего базовые условия для осуществления структурного реформирования и модернизации экономики, обеспечивая ускоренный рост ВВП и повышение благосостояния населения. В то же время преобладающая экспортная сырьевая ориентация при отсутствии механизмов влияния на мировой и региональные рынки усугубляет опасную зависимость экономики сырьевых регионов и страны в целом от внешней конъюнктуры, ослабляет возможность комплексного развития собственных высокотехнологичных перерабатывающих производств и прирезком снижении мировых цен приводит к масштабным негативным социальным последствиям в регионах России и глубокому кризису одновременно во всех технологически связанных отраслях: геологоразведке, добыче, переработке, машиностроении, строительстве, транспорте, энергетике, о чем свидетельствует современная кризисная ситуация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Татаркин Александр Иванович, Петров Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern condition and priority directions of development of riches of bowels in the regions of Russia

Social and economic development, geopolitical position and role of Russia in the world community at present time and in the long term are mainly determined by its mineral-raw potential and by the state strategy of its development and use at federal and regional levels. Potential value of balance stocks of minerals of Russia allows to consider a mineral-raw complex as the resource foundation of the state, forming base conditions for realization of structural reforming and modernization of economy, providing the accelerated growth of Gross Domestic Product and increase of well-being of the population. At the same time prevailing export raw orientation at absence of mechanisms of influ-ence over world and the regional markets aggravates dangerous dependence of economy of raw regions and the country as a whole from an external conjuncture, weakens an opportunity of complex development of own hi-tech processing manufactures and at sudden decrease of the world prices results in large scale negative social consequences in the regions of Russia and to a deep crisis simultaneously in all technologically connected branches: geological prospecting, extraction, processing, mechanical engineering, construction, transport, power engineering to what the modern crisis situation testifies.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и приоритетные направления освоения богатств недр в регионах России»

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

УДК 338.1:622(1)

ключевые слова: минерально-сырьевой комплекс, структурные реформы, модернизация экономики, социально-экономическое развитие

А. И. Татаркин, О. В. Петров

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ БОГАТСТВ НЕДР В РЕГИОНАХ РОССИИ

Социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его освоения и использования на федеральном и региональном уровнях. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс в качестве ресурсного фундамента государства, формирующего базовые условия для осуществления структурного реформирования и модернизации экономики, обеспечивая ускоренный рост ВВП и повышение благосостояния населения. В то же время преобладающая экспортная сырьевая ориентация при отсутствии механизмов влияния на мировой и региональные рынки усугубляет опасную зависимость экономики сырьевых регионов и страны в целом от внешней конъюнктуры, ослабляет возможность комплексного развития собственных высокотехнологичных перерабатывающих производств и при резком снижении мировых цен приводит к масштабным негативным социальным последствиям в регионах России и глубокому кризису одновременно во всех технологически связанных отраслях: геологоразведке, добыче, переработке, машиностроении, строительстве, транспорте, энергетике, о чем свидетельствует современная кризисная ситуация.

Вопросы взаимосвязи социально-экономического развития территорий с использованием минерально-сырьевых ресурсов являются предметом продолжительных дискуссий, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Так, многие экономисты не без оснований склонны рассматривать приоритетное отношение государства к богатствам российских недр как одну из основных причин на-

шей экономической отсталости. Однако существует реальная практика позитивного развития стран, имеющих развитый добывающий сектор в экономике и являющихся успешными в мировой хозяйственной системе (США, Канада, Австралия, Норвегия, Саудовская Аравия).

Обеспеченность страны природными ресурсами — важнейший социально-экономический и политический фактор развития общественного производства, которым, как показывает мировой опыт, надо уметь разумно пользоваться. Структура природных ресурсов, размеры их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на социально-экономический потенциал страны. Хозяйственное освоение природных ресурсов создает реальные возможности привлечения крупномасштабных инвестиций и открывает широкие горизонты для социально-экономического развития регионов страны.

Нынешняя реальность такова: на мировом рынке цены резко упали практически на все минерально-сырьевые ресурсы; сокращаются добыча полезных ископаемых, доходы, численность работающих; государство вынуждено поддерживать минерально-сырьевой комплекс гарантиями и финансами. Поэтому одним из основополагающих элементов происходящих в России кризисных процессов, на наш взгляд, является кризис недропользования как совокупность проблем, накопившихся в воспроизводстве минерально-сырьевой базы с советских времен. Переживаемый в современных условиях кризис имеет свои российские и советские корни, но обусловлен, как известно, тем финансовым кризисом, который инициирован в США и распространился практически на весь мир. При этом мировой кризис инициировал кризис российский, глубинная сущность которого до

последнего времени была завуалирована высокими ценами на минеральное сырье.

К основным причинам кризиса недропользования в России, на наш взгляд, можно отнести: ограниченное воспроизводство

минерально-сырьевой базы; высокую монополизацию рынка минерально-сырьевых ресурсов, ограничивающую основной двигатель развития — конкуренцию; разрушение отраслевой и академической геологической науки; закрытие и перепрофилирование заводов по выпуску геологического и горнопромыслового оборудования; ориентацию промышленности на импорт стратегических видов минерального сырья.

Причины сегодняшнего кризиса недропользования и общего кризиса в нашей стране следует искать, главным образом, в глубинах перестроечного периода формирования рыночных отношений. Именно в этот период начали формироваться процессы, приведшие к кризису:

— было приостановлено расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы страны (за последние 10 лет восполнение запасов минерально-сырьевых ресурсов составило по нефти 73%, по газу 47%, по меди 33%, по цинку 57%, по свинцу 41% и т. п.), свертывание строительства новых и реконструкции действующих обрабатывающих и перерабатывающих предприятий (первого и второго переделов); резко (более чем в три раза) снизились объемы геологоразведочных работ и добычи по большинству полезных ископаемых (по разным видам на 30-50%), что увеличило число закрываемых предприятий, безработицу и усилило отгок населения из Сибири и Дальнего Востока;

— формируемые рыночные отношения и институты в сфере недропользования приобретали исключительно российскую специфику в виде чрезмерной монополизации, лишая отечественный рынок минерального сырья его главного преимущества — конкуренции;

— приостановилось развитие отраслевой и академической науки, что обусловило отсутствие научно обоснованных концепций и генеральной схемы развития и размещения производительных сил, связанных с недропользованием.

В последние годы спектр концепций поддержания роста в ресурсозависимой экономике достаточно широк: от сторонников сырьевой теории роста до многочисленных критиков «ресурсного проклятия».

И сейчас нет единства мнений по поводу того, каков же механизм «ресурсного прокля-

тия». Одни исходят из того, что доходы бюджета сырьевых стран малопредсказуемы, а это мешает добиться долгосрочного стабильного роста. Другие обсуждают «голландскую болезнь», при которой рост доходов в добывающих отраслях приводит к стагнации перерабатывающей промышленности. Еще один механизм проявления «ресурсного проклятия» связан с недостаточным развитием человеческого потенциала в богатых ресурсами странах.

Существует мнение, что добыча и переработка минерального сырья и горнорудное производство — это удел развивающихся стран, однако на шесть стран — Австралию, Китай, США, Россию, Канаду, Южно-Африканскую Республику — приходится более половины (по стоимости) добываемого в мире минерального сырья. Указанные страны обеспечивают современную промышленность подавляющим большинством видов полезных ископаемых. Это минерально-сырьевые гиганты, потенциал которых активно вовлечен в мировую экономическую систему и является гарантией нормального функционирования всего мирового промышленного производства. Высокий уровень развития в большинстве таких стран достигнут за счет интенсификации добычи и переработки собственных природных ресурсов.

Таким образом, следует говорить о необходимости дифференцированного подхода к оценке влияния минерально-сырьевого комплекса социально-экономическое развитие регионов и страны в целом. Так, роль МСК определяется многими факторами, общими из которых являются:

— глобальные тенденции развития мировой экономики;

— системообразующая роль минеральных ресурсов при освоении крупных запасов сырья в районах нового хозяйственного освоения;

— состояние собственной минерально-сырьевой базы;

— степень рационального использования минеральных ресурсов;

— уровень спроса и потребления минеральной продукции;

— степень вовлеченности национальной экономики в мировые интеграционные процессы;

— социально-политические факторы

(национально-этнические, занятость населения на территориях освоения, распределение доходов от недропользования и др.)

— глубина переработки минерального сырья в стране.

Устойчивое развитие национальной экономики предполагает единство решения геологических, экономических, экологических, социальных и политических проблем. При этом на этапе экстенсивного роста минеральные ресурсы выступают мощным ускорителем социально-экономического прогресса. Высокий уровень экономического развития в большинстве развитых стран достигнут за счет интенсификации добычи и глубокой переработки собственных природных ресурсов.

Современная ситуация настоятельно требует смещения от технико-экономической к социально-экономической оценке минерально-сырьевых ресурсов. Социальная ценность в конечном счете означает вклад от освоения и добычи минерально-сырьевого ресурса в решение социально-экономических проблем и страны в целом, и конкретной сырьевой территории.

Развитие перерабатывающих отраслей промышленности, в том числе на основе передовых технологий, немыслимо без широкого использования минерального сырья как исходного продукта. Наиболее развитые в промышленном отношении страны одновременно являются и странами с максимальным потреблением на душу населения первичных энергоресурсов и продукции минерально-сырьевого комплекса. Объемы потребления минерального сырья на душу населения положительно коррелируют с уровнем экономического развития стран. Развитые страны (США, Англия, Германия, Франция, Япония), на долю которых приходится 16% населения Земли, используют более половины добываемых в мире полезных ископаемых. Картина для отдельных видов сырья еще более впечатляющая. Развитые страны потребляют более 80% урана, около 77% меди, 72% свинца, 59% цинка, 67% никеля, от 50 до 80% олова, вольфрама, молибдена, более 50% фосфатного сырья.

По добыче минерального сырья на душу населения Россия не отстает от развитых государств — примерно 700 долл. в год по сравнению с 500 долл. в США. Но США ввозят ежегодно примерно столько же сырья, сколько добывают сами. При этом в год потребляется примерно в 7 раз больше нефти, чем в России, хотя по численности населения Россия отстает от США всего в 2 раза.

Важным фактором в анализе спроса минерально-сырьевой продукции является интенсивность использования. Так, в США ежегодно добывается почти столько же, сколько и в России, природного газа, тогда как запасы

его составляют 3,4% от мировых, против 34% у России. Угля в США добывают практически в 3 раза больше, чем в России. Экономическое развитие страны и региона определяется не столько количеством добытого сырья, сколько умением рационально, грамотно и инновационно им пользоваться.

В пример можно привести ту же Норвегию. По мере падения добычи ее сырьевые компании переходят все больше на производство наукоемкой, технологичной и ресурсосберегающей продукции.

Действительно, по разведанным запасам газа, никеля, серебра, золота, платиноидов, алмазов Россия занимает первые места в мире. Но перерабатывать сырье в полной мере страна не в состоянии: для этого нужно в 2 раза больше энергии. По объему выработки электроэнергии на душу населения Россия не входит даже в двадцатку ведущих стран мира. Многие из месторождений имеют неблагоприятное географическое положение. Себестоимость добычи золота в северных регионах выше, чем цена, по которой его можно приобрести на Лондонской бирже металлов.

В настоящее время четко просматривается тенденция дифференциации стран на преимущественно потребляющие и преимущественно производящие минеральное сырье. Борьба за источники дешевого сырья, увеличение дисбаланса цен между промышленной продукцией и сырьем, на котором во многом базируется экономическое процветание и высокий жизненный уровень стран Запада, становятся определяющим фактором не только для мировой экономики, но и геополитики. В этой ситуации для России стабилизирующая роль минерально-сырьевого комплекса для экономики существенно возрастает.

Для России минеральные ресурсы представляют собой важнейший фактор производства ВВП, формирования бюджета, благополучия населения страны и конкурентоспособности национальной экономики, поскольку создают социально-экономические условия устойчивого экономического роста страны и ее регионов.

Российский минерально-сырьевой комплекс играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности государства:

— обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минерально-сырьевыми ресурсами и способствует формированию прочной промышленной базы, удовлетворяющей потребности как промышленности, так и сель-

ского хозяйства. Предприятия, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, обеспечивают более 50% валового внутреннего продукта страны;

— вносит весомый вклад (более 50%) в формирование доходной части бюджета страны. Добыча и переработка полезных ископаемых составляет основу экономики благополучных территорий Российской Федерации;

— составляет основу оборонного могущества страны. Развитая сырьевая база является необходимым условием для совершенствования военно-промышленного комплекса государства и создает необходимый стратегический запас и потенциал;

— составляет основу крупного отечественного бизнеса, соответствуя основной мировой тенденции развития. Важным фактором развития минерально-сырьевой базы являются также позиции России на мировом рынке минерального сырья;

— занимает важное место в социально-эко-номическом развитии отдельных территориально-административных единиц, обеспечивает социальную стабильность. Топливно-энергетический комплекс России является важнейшим инфраструктурным фактором, обеспечивающим насущные потребности населения и государства в тепле и электроэнергии, газе, угле и моторном топливе;

— способствует развитию интеграционных процессов между странами. Российский экспорт нефти и газа в немалой степени формирует конъюнктуру мирового энергетического рынка и играет важную роль в обеспечении энергетической безопасности Европы, где доля российского газа составляет свыше 60%.

При этом нельзя упускать из виду, что подавляющая часть минеральных ресурсов экспортируется в другие страны, а затем продукты его глубокой переработки импортируется в Россию. Экспортируется почти половина добываемой нефти, третья часть газа. На экспорт идет до 60% добытого никеля, до 70% — алмазов и серебра, до 75% — золота и платины, более 75% — меди и алюминия, 80% минеральных удобрений, 90% палладия, 20% железных руд.

В региональном плане минеральные ресурсы:

— составляют основу ВРП и социальной стабильности регионов России;

— создают предпосылки реализации национальных мегапроектов: строительство

Восточного нефтепровода (ВСТО), Балтийской трубопроводной системы, транспортного коридора «Урал промышленный — Урал Полярный»;

— являются мощным элементом политического влияния на страны СНГ и Западной Европы.

Социально-экономические эффекты освоения минеральных ресурсов для социально-экономического развития регионов определяются:

— вкладом горнодобывающей промышленности в валовой региональный продукт и объемы промышленного производства, например, в таких субъектах Федерации, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Магаданская, Амурская области, Республика Хакасия более 40% ВРП образуется за счет эксплуатации минерально-сырьевого комплекса, а доля МСК в промышленной продукции данных регионов достигнет 80%;

— поступлениями в бюджеты регионов (например, в Курской, Тюменской, Оренбургской, Магаданской областях, Республике Татарстан более 20% доходов региональных бюджетов составляют поступления от освоения МСБ, в Томской области — более 30%, в Республике Саха (Якутия) — более 40%);

— обеспечением занятости населения в традиционных и новых горнодобывающих регионах страны (например, только в добывающих отраслях промышленности таких субъектов РФ, как Кемеровская, Магаданская области, Чукотский АО, работает более 10% занятого в экономике этих регионов населения; в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах — более 20%). При этом необходимо принимать во внимание мультипликативный эффект, которым обладает освоение МСБ в сфере занятости (известно, что одно рабочее место, созданное в добывающих отраслях промышленности, способствует созданию в среднем 5-6 рабочих мест в сопряженных отраслях экономики);

— развитием межрегиональной кооперации, смежных отраслей промышленности (потребителей сырья, производителей технологий, оборудования, сервиса);

— развитием транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры. Как свидетельствует практика, именно освоение МСБ субъектов Федерации Сибири и Дальнего Востока помогает развивать инфраструктуру этих регионов, повышая, в свою очередь, их инвестиционную привлекательность.

Проведенный анализ показал, что ярко выраженный ресурсный уклон имеют 27 субъектов Федерации, которые обеспечивают 90% минерально-сырьевого потенциала недр

(МСПН). (По отдельным регионам данные таковы: Сибирь — 48,5% ценности извлекаемых ресурсов; Дальний Восток — 14,3%; Урал — 11,4%; Европейский Север — 7%).

Среди выделенных есть субъекты с высоким и выше среднего уровнем освоения минерально-сырьевой базы (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ненецкий АО, Мурманская, Иркутская, Томская, Свердловская, Челябинская области, Республика Саха (Якутия)).

Есть субъекты Федерации, которые имеют дальнейшие перспективы освоения МСБ (Чукотский АО, Омская, Новосибирская, Амурская области, Еврейская автономная область).

Прогнозные расчеты свидетельствуют, что освоение перспективных месторождений в центрах экономического развития Сибирского федерального округа может принести в региональные бюджеты к 2030 г. (в ценах 2006 г.) более 60 млрд рублей налоговых доходов, Дальневосточного федерального округа — более 100 млрд рублей.

На основе данных геологической изученности регионов, стоимостного анализа минерально-сырьевой базы и оценки влияния ее освоения на социально-экономическое развитие регионов, а также страны в целом были выделены 29 перспективных центров экономического развития (ЦЭР), большая часть которых находится в районах нового освоения на территории Полярного Урала, Сибири, Дальнего Востока.

Результатом формирования ЦЭР должно стать:

— масштабное освоение новых территорий и ускорение развития экономически отсталых регионов;

— повышение минерально-сырьевой независимости и экономической безопасности России;

— повышение доходов бюджета за счет широкого вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов;

— формирование и дальнейшее укрепление интеграционных социально-экономических связей с другими регионами.

Таким образом, можно утверждать, что социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его освоения и использо-

вания на федеральном и региональном уровнях. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс в качестве ресурсного фундамента государства, формирующего базовые условия для осуществления структурного реформирования и модернизации экономики, обеспечивая ускоренный рост ВВП и повышение благосостояния населения.

В то же время преобладающая экспортная сырьевая ориентация при отсутствии механизмов влияния на мировой и региональные рынки усугубляет опасную зависимость экономики сырьевых регионов и страны в целом от внешней конъюнктуры, ослабляет возможность комплексного развития собственных высокотехнологичных перерабатывающих производств и при резком снижении мировых цен приводит к масштабным негативным социальным последствиям в регионах России и глубокому кризису одновременно во всех технологически связанных отраслях: геологоразведке, добыче, переработке, машиностроении, строительстве, транспорте, энергетике, — о чем свидетельствует современная кризисная ситуация.

Нет сомнения в том, что эксплуатация сырьевых ресурсов и в дальнейшем будет играть роль одного из главных определяющих факторов социально-экономического развития сырьевых регионов. При этом степень влияния ресурсного фактора напрямую будет зависеть от того, в какой мере удастся сохранить конкурентоспособность добычи полезных ископаемых, а также от возможностей вовлечения в хозяйственный оборот новых месторождений.

Следует отметить, что важнейшей проблемой, стоящей перед Правительством России, является обеспечение геологического изучения и рационального использования минеральных ресурсов в интересах всего общества, а не нескольких корпоративных групп (Норникель, Русал, Лукойл и др.).

Ожидания, что в условиях рынка интересы Федерации, регионов, горнодобывающих компаний и др. постепенно уравновесятся сами, не оправдались.

Решение этой задачи государством возможно лишь путем гармоничного сочетания, с одной стороны, региональной социально-экономической политики, с другой — политики в области рационального недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Комплексное социально-экономическое освоение территорий Сибири, Дальнего

Востока, Полярного Урала и Северо-Запада позволит в значительной мере повысить внутренний спрос на минеральные ресурсы и продукты их глубокой переработки (прокат, строительные материалы, оборудование и т. п.). Это возможно только на основе взаимовыгодного частно-государственного партнерства и широкомасштабного привлечения инвестиций в разработку новых месторождений, строительство объектов социальной сферы и развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

Создание таких кластеров в МСК должно осуществляться на базе инновационных технологий добычи и переработки полезных ископаемых, обеспечивающих полное и комплексное извлечение основных и сопутствующих компонентов. Это станет новым импульсом для развития отечественной отраслевой и академической науки в областях экономики, геологии, добычи и переработки минерального сырья при следующих условиях:

— во-первых, строгое и последовательное следование Конституции Российской Федерации;

— во-вторых, использование недр как национального достояния отечественными компаниями;

— в-третьих, совершенствование системы налогообложения путем изменения

порядка распределения доходов между субъектами Федерации и Центром, которые в настоящее время не позволяют сырьевым регионам в сколько-нибудь значительных размерах использовать текущие доходы от освоения минерально-сырьевой базы для формирования финансовых источников долговременного экономического роста;

— в-четвертых, реформирования институциональной базы, связанной с использованием минерально-сырьевых ресурсов конкретной территории, в частности, в вопросах регулирования недропользования, естественных монополий, конкуренции и антимонопольной деятельности, взаимоотношений между территориями и недропользователями с вертикально интегрированными компаниями, постепенно утрачивающими интерес к истощающимся ресурсам. Особое значение приобретает разработка долгосрочной программы развития геологоразведочной отрасли;

— в-пятых, системная увязка региональных схем развития и размещения производительных сил, инвестиционных программ и программы воспроизводства минерально-сырьевой базы России.

U.D.C. 338.1:622(1)

key words: mineral-raw complex, structural reforms, modernization of economy, social and economic development

A. I. Tatarkin, O. V. Petrov

MODERN CONDITION AND PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF RICHES OF BOWELS IN THE REGIONS OF RUSSIA

Social and economic development, geopolitical position and role of Russia in the world community at present time and in the long term are mainly determined by its mineral-raw potential and by the state strategy of its development and use at federal and regional levels. Potential value of balance stocks of minerals of Russia allows to consider a mineral-raw complex as the resource foundation of the state, forming base conditions for realization of structural reforming and modernization of economy, providing the accelerated growth of Gross Domestic Product and increase ofwellbeing of the population.

At the same time prevailing export raw orientation at absence of mechanisms of influence over world and the regional markets aggravates dangerous

dependence of economy of raw regions and the country as a whole from an external conjuncture, weakens an opportunity of complex development of own hi-tech processing manufactures and at sudden decrease of the world prices results in large scale negative social consequences in the regions of Russia and to a deep crisis simultaneously in all technologically connected branches: geological prospecting, extraction,

processing, mechanical engineering, construction, transport, power engineering to what the modem crisis situation testifies.

Questions of interrelation of social and economic development of territories with use of a mineral-raw resources are a subject of long discussions, both

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.