DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-754-758
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Хожиакбар Тофик угли Халилов
Преподаватель, Ташкентский государственный транспортный университет
Джонибек Кобилович Тахиров
Докторант, Ташкентский государственный транспортный университет
1 onibekaviator@gmail. ерш
Шамсиддин Хужакулович Джаббаров
Преподаватель, Военно-подготовительный центр, Национального Университета
Узбекистана имени Мирзо Улугбека
Рассмотрены возможности развития и расширения области применения беспилотных летательных аппаратов в Республике Узбекистан. Проведен анализ основных технических параметров беспилотных летательных аппаратов, рассмотрены проблемные вопросы, касающиеся их разработки и производства, сделаны выводы о современном состоянии и перспективах развития беспилотных летательных аппаратов.
Ключевые слова: Беспилотный летательный аппарат, силовая установка, технические параметры, отрасли экономики, производство, локализация.
The possibilities of development and expansion of the scope of unmanned aerial vehicles in the Republic of Uzbekistan are considered. The analysis of the main technical parameters of unmanned aerial vehicles was carried out, problematic issues related to their development and production were considered, conclusions were drawn about the current state and prospects for the development of unmanned aerial vehicles.
Keywords: Unmanned aerial vehicle, power plant, technical parameters, economic sectors, production, localization.
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
April 21-22
В данной статье приводиться анализ текущего состояния и перспективы развития беспилотных летательных аппаратов в Республике Узбекистан.
Беспилотный летательный аппарат - это воздушное судно, которое выполняет полет без пилота на борту, либо полностью дистанционно управляется из другого места, либо запрограммировано и полностью автономно в полете. Беспилотный летательный аппарат объединяет в себе беспилотные и дистанционно пилотируемые воздушные суда, которые, как правило, эксплуатируются как цельные системы.
Рис. 1. Сферы применения беспилотных летательных аппаратов
В наше время существует множество беспилотных летательных аппаратов, отличающихся по своим размерам, внешнему виду, дальности полета и функционалу. Кроме того, БПЛА можно разделить по способу управления и степени их автономности. Они бывают:
- неуправляемые;
- дистанционно управляемые;
- автоматические.
По своему размеру, который обуславливает большинство других характеристик, дроны условно делятся на классы:
- микро (до 10 кг);
- мини (до 50 кг);
- миди (до 1 тонны);
- тяжелые (с весом больше тонны).
Аппараты, которые входят в группу мини, способны находиться в воздухе не более одного часа, миди - от трех до пяти часов, а средние - до пятнадцати часов. Если говорить о тяжелых БПЛА, то самые совершенные из них могут находиться в
April 21-22
756
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-754-758
p
небе более суток и совершать межконтинентальные перелеты.
Целевое использование беспилотных летательных аппаратов гражданской авиации в значительной степени способствует эффективному выполнению задач, стоящих перед органами государственного и хозяйственного управления.
Сегодня беспилотные летательные аппараты используется в сферах оперативного мониторинга земельного фонда и выявления фактов нерационального использования земель, протяженных объектов (железные дороги, трубопроводы и т.д.), обеспечения требований безопасности при проведении строительных и других работ, оптимизирует работу в градостроительстве и создание геоинформационных карт. Большой значение беспилотные летательные аппараты приобретают при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем
производство широкой линейки беспилотных летательных аппаратов, разнообразие моделей и специализированных функций, используемых в зависимости от поставленной задачи, существенно влияют на ценообразование беспилотных летательных аппаратов. Анализ формирования цен на беспилотные летательные аппараты показывает, что основная доля приходится не на конструктивные элементы, а на интеллектуальную часть (программное обеспечение). Локализация производства беспилотных летательных аппаратов позволяет не только снизить их стоимость, но и существенно сэкономить значительные валютные средства. В целях развития
использования беспилотных летательных аппаратов принят ряд нормативных документов, в том числе: постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 ноября 2014 г. № 322 «О мерах по предупреждению несанкционированного использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Узбекистан» и от 31 августа 2016 г. № 287 «Об утверждении Положения о порядке эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в гражданской и государственной авиации Республики Узбекистан».
Анализируя текущее состояние отрасли в Республике Узбекистан, нужно отметить поэтапное освоение и локализация производство беспилотных летательных аппаратов. В качестве примера можно привести производство беспилотных летательных аппаратов «Lochin» («Сокол»).
Беспилотный летательный аппарат «Lochin» типа самолета и квадрокоптера предназначен для нескольких
целей: выполнения задач разведки, нанесения ударов,
April 21-22
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-754-758
p
ort
наблюдения в режиме реального времени, получения информации, управления процессом артиллерийского огня, а также для картографирования, топогеодезии, дефолиации посевов, мониторинга заповедников, дорог, социальной инфраструктуры и других важных объектов в сельском, нефтегазовом, лесном, железнодорожном, геологическом секторах.
Рис.2. Первый беспилотный летательный аппарат «Lochin» производимой в Узбекистане.
Также, Узбекистан планирует закупит у Американской компании «Aero Vironment» беспилотники Puma 3 AE, которые будут применяться в военной авиации. До конца 2022 года будет поставлено около 38 военных беспилотных летательных аппаратов Puma 3 AE в Узбекистан. Беспилотный летательный аппарат Puma 3 AE можно использовать на суше и на воде. Он переносится одним человеком и запускается вручную. Ширина крыла дрона составляет 2,8 м, максимальный полётный вес — 6,8 кг. Дрон водонепроницаем, может приземляться на воду и оснащён набором стабилизированных электрооптических и инфракрасных камер. Продолжительность полёта — около 2,5 часов. Он может обеспечить непрерывный мониторинг и изображения высокой чёткости в любое время суток.
Рис.3. Военный беспилотный летательный аппарат Puma 3 AE.
April 21-22
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-754-758
p
Исходя из анализа текущего состояния беспилотных летательных аппаратов, можно с уверенностью сказать, что данная отрасль в Республике развивается большими темпами. Сегодняшнее эффективное использование беспилотных летательных аппаратов в отраслях экономики Республике Узбекистан, показывает какими высокими темпами развивается использование беспилотных летательных аппаратов.
Со всего выше сказанного можно сделать вывод, что развития БПЛА очень перспективна в наше время. Ведущие государства мира уже давно и очень активно вводят новые технологии, потому что БПЛА это очень перспективное и выгодное направление развитие авиации. БПЛА могут выполнять разные задачи, уже сейчас с введением современных технологий существует возможность полной замены традиционной авиации на беспилотную.
REFERENCES
1. Д.В.Пащенко, М.П.Синев, «Методика построения систем объективного контроля авиационных радиолокационных комплексов». 2015. № 7 С.8-10.
2. А.В.Виноградов, И.В.Зайцев, Развитие наземной мобильной техники радиоподавления радиосвязи на основе ее оснащения беспилотными вертолетами // Военная мысль №4, 2017, сс.56-60.
3. Abdujabarov N.A., Takhirov J.K., Shokirov R.A. Classification of malfunctions of aircraft functional systems detected during operational maintenance. Technical science and innovation. Tashkent 2021, №4(10). C. 174-179.
4. Shokirov, Rakhimjon; Abdujabarov, Nuriddin; Jonibek, Takhirov; Saytov, Kadamboy; and Bobomurodov, Saidbek (2020) "PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF UNMANNED AERIAL VEHICLES (UAVs)," Technical science and innovation: Vol. (2020): Iss. 3, Article 5. DOI: https://doi.org/10.51346/tstu-01.20.3-77-0069 .
5. D.V. Pashchenko, M.P.Sinev, "Methodology of Construction of Objective Control Systems of Aviation Radar Complexes". (2015). № 7 P. 3-4.
6. Nuriddin Abdujabarov, Jonibek Takhirov, Rakhimjon Shokirov Repair of an Unmanned Aerial Vehicle Airframe with a Composite Material. Vol. 4 (2022): European Multidisciplinary Journal of Modern Science. ISSN Online: 2750-6274. P. 886-890.
7. Chinyuchin U.M., Polyakova I.F. Fundamentals of technical operation and repair of aircraft equipment: Textbook. Part I.-Moscow: MSTU GA, (2004) P. 82.
8. Abdukarimov, S., & Shokirov, R. Team competitions on programming format ACM ICPC. International Journal of
Scientific and Technology Research, (2020). P. 1932-1935.
April 21-22