Tashkent State Transport University Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022
Google Scholar indexed Prospects for Training International
00^0.24412^
РЕМОНТ ПЛАНЕРА И ОБШИВКИ САМОЛЕТА
Нуриддин Анварович Абдужабаров Адилбек Маккамбаевич Ниязбаев Хожиакбар Тофик угли Халилов Джонибек Кобилович Тахиров
Ташкентский Государственный транспортный университет E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основные элемента ремонта планера обшивка самолета. Показаны причины дефектов при клепке обычными заклепками и последовательность технологического процесса проведения ремонтных работ.
В целях обеспечения высокой надежности, долговечности и аэродинамических свойств самолета в процессе ремонта планера должны быть сохранены и восстановлены: первоначальная прочность ремонтируемых деталей (узлов, агрегатов); точность внешних обводов и гладкость наружных поверхностей; заданные весовые, геометрические и нивелировочные данные планера; надежная противокоррозионная защита ремонтируемых элементов.
При ремонте обшивки планера самолета приходится устранять такие характерные дефекты, как ослабление заклепок, волнистость, трещины, пробоины, вмятины. В отдельных случаях при значительных повреждениях заменяют листы (панели) или части листов обшивки.
Ослабление заклепок наиболее часто встречается в местах потайной клепки, особенно там, где клепка выполнена с зенкованием гнезда под заклепку. Степень ослабления заклепок и необходимость их подтяжки устанавливаются по таким внешним признакам, как дымление заклепок, образование венчика закладной головки, перекос и др. Ремонт обшивки с ослабленными заклепками заключается в их подтяжке с применением обычных методов клепки.
April 21-22
419
Tashkent State Transport University Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022
Google Scholar indexed Prospects for Training International
Рис.1. Процесс подготовки фюзеляжа к ремонту (а) и снятие общивки с каркаса
фюзеляжа (б).
Подтяжку заклепок производят на 0,4—0,6 мм.
При клепке обычными заклепками возможны следующие дефекты:
- подсечка материала детали со стороны закладной головки (причина: обжимка с молотком установлены не под прямым углом; велика лунка обжимки);
- скошена замыкающая головка (причина: при ударной клепке рабочая поверхность поддержки установлена не параллельно детали; при прессовой клепке скошена рабочая поверхность инструмента);
- смещена замыкающая головка (причина: длина заклепки не соответствует толщине пакета);
- стержень заклепки расклепан между соединяемыми деталями (причина: соединяемые детали плохо сжаты; наличие посторонних предметов между соединяемыми деталями);
- высота замыкающей головки меньше минимального размера, оговоренного документацией (причина: мала длина заклепки; отверстие под заклепку больше требуемого)
- трещины на закладной и замыкающей головках заклепки (причина: недостаточная пластичность материала заклепки);
- замыкающая головка не соответствует установленным в документации размерам (причина: заклепка переклепана или недоклепана);
- неправильная форма замыкающей головки (причина: малая мощность клепального молотка; недостаточная масса поддержки);
- закладная потайная головка выступает над поверхностью пакета больше допустимого (причина: гнездо под потайную головку меньше требуемого размера; высота закладной головки заклепки больше допустимого размера);
April 2Ь22
Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International
^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem
Tashkent State Transport University
Google Scholar indexed
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-41-45
- зазор между соединяемым пакетом и закладной головкой заклепки (причина: при клепке подручный слишком сильно нажал поддержкой на торец заклепки; диаметр отверстия меньше предусмотренного технологической документацией);
- закладная головка с одной стороны выступает над поверхностью обшивки (причина: гнездо под закладную головку некруглое, имеет эксцентриситет);
- неплотное прилегание закладной головки к поверхности гнезда (причина: глубина гнезда больше требуемой);
Рис.2. Процесс ремонта элементов обшивки фюзеляжа.
- провалы обшивки по заклепочным швам (причина: мощность клепального молотка слишком велика; несогласованная работа клепальщика и подручного);
- хлопуны на обшивке (причина: несоблюдение порядка постановки заклепок; недостаточное число установленных технологических крепежных деталей.
Свои специфические дефекты и причины их вызывающие имеются при соединении деталей пустотелыми заклепками, заклепками с сердечником, заклепками с высоким сопротивлением срезу.Результаты испытания механических свойств образцов с различными дефектами клепки показывают снижение показателя усилия на разрыв до 30 % при малой толщине закладной головки и усилия на срез до 15% при наличии зазора в пакете деталей. Волнистость (гофрообразование) обшивки обычно возникает в пределах клетки, образованной стрингерами, нервюрами, шпангоутами и другими силовыми элементами каркаса. Причиной этого дефекта является потеря устойчивости листа обшивки из-за деформаций конструкции вследствие больших перегрузок в
April 21-22
421
Tashkent State Transport University
Google Scholar indexed
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-41-45
Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International
^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem
полете или грубых посадок. При небольшой величине гофра (или «хлопунов») обшивка подкрепляется уголками, при-клепанными с внутренней стороны.. В случае потери устойчивости обшивки на большом участке она полностью заменяется в одной или нескольких клетках.
Трещины обшивки длиной до 50 мм для предотвращения их дальнейшего развития засверливают по концам сверлом диаметром 2 мм. С внутренней стороны приклепывают усиливающую накладку, которая на 25 мм должна перекрывать концы трещин. При пробоинах размером до 15 мм в обшивке вырезают круглое или овальное отверстие с удалением деформированных (рваных) краев пробоины; с внутренней стороны приклепывают усиливающую накладку. Наружную поверхность накладки заполняют клеем ВК-9 и после его подсыхания поверхность закрашивают.
Ремонт обшивки с трещинами длиной более 50 мм или пробоинами размером свыше 15 мм при отсутствии повреждений силового каркаса включает следующие операции:
— вырезка дефектного участка обшивки по плавному прямоугольному контуру с закруглениями по углам, круглому или овальному; при этом для заклепочного шва необходимо оставлять часть старой обшивки на расстоянии не менее 25 мм от деталей каркаса;
— изготовление и приклепка изнутри опорной поверхности в виде сплошной подкладки или разрезной подкладки , перекрывающей на 20 мм вырезанное в обшивке окно;
— изготовление, подгонка по контуру выреза и приклепка накладки-заполнителя (вкладыша) к опорной поверхности.
Подкладки (опорные элементы) обычно приклепывают нормальными заклепками. Приклепку накладок-заполнителей в случае отсутствия двустороннего подхода к месту клепки выполняют с помощью взрывных, штырьковых и других специальных заклепок. Иногда применяют винты с потайной головкой и анкерные гайки. Материал заклепок выбирают по таблицам.
Заделка вмятин обшивки заполнительной пастой. Вмятины на дюралюминиевой обшивке дозвуковых самолетов глубиной не более 1 см и площадью до 100 см кв. можно заделывать специальной пастой на основе эпоксидной смолы. Данный метод рекомендуется для заделки не менее трех вмятин на 1 м.кв. обшивки в тех случаях, когда
April 21-22
422
Tashkent State Transport University Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022
Google Scholar indexed Prospects for Training International
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-41-45 Specialists in the Field of Transport
нет подхода к дефектному участку изнутри, особенно если к обшивке прикреплены теплоизоляционные элементы.
С дефектного участка, включая зону на расстоянии 20 мм от вмятины, удаляют старое лакокрасочное покрытие смывкой АФТ-1, СД или смесью из 30% разжижителя Р-5 и 70% бензина Б-70. Поверхность вмятины зачищают, обезжиривают бензином БР-1 («Галоша») или ацетоном и просушивают в течение 30 мин. Пасту наносят на поврежденный участок и заглаживают ее шпателем заподлицо с обшивкой. После затвердевания пасты ее поверхность зачищают шлифовальной шкуркой № 16 и окрашивают.
REFERENCES
1. Кучеров В.П. Основы технологии производства самолёта Ил-114. Учебное пособие. Т.: Фан, 2007 г. № 1. С. 3 - 4.
2. Кучеров В.П. Совершенствование системы подготовка производства в самолётостроении. Т.: «Фан, 2004 г. № 3. С. 5 - 10.
3. Руководство по технической эксплуатации Ил-114. 1990 г. № 17. С. 8 - 10.
4. Nuriddin Abdujabarov, Jonibek Takhirov, Rakhimjon Shokirov Repair of an Unmanned Aerial Vehicle Airframe with a Composite Material. Vol. 4 (2022): European Multidisciplinary Journal of Modern Science. ISSN Online: 2750-6274. P. 886-890.
5. Shokirov, Rakhimjon; Abdujabarov, Nuriddin; Jonibek, Takhirov; Saytov, Kadamboy; and Bobomurodov, Saidbek (2020) "PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF UNMANNED AERIAL VEHICLES (UAVs)," Technical science and innovation: Vol. (2020): Iss. 3, Article 5. DOI: https://doi.org/10.51346/tstu-01.20.3-77-0069 .
6. Abdujabarov N., Takhirov J., Shokirov R. USING FLIGHT CONTROL SYSTEMS IN UNMANNED AERIAL VEHICLES // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2022. 4(97).
7. Abdujabarov N., Takhirov J., Shokirov R. Current status and tendencies of use of new materials and technologies in the design of unmanned aircraft vehicle (UAV) // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2021. № 12(93). Pages 78 - 81.
April 21-22
423