Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ESG-СТАНДАРТИЗАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ESG-СТАНДАРТИЗАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ESG ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ESG СТАНДАРТ / СПРАВЕДЛИВАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Докукин Александр Владимирович, Ломакин Михаил Иванович, Мошков Владимир Борисович, Олтян Ирина Юрьевна, Ниязова Юлия Михайловна

В статье рассматриваются современное состояние и перспективы развития ESG стандартов ЕАЭС в интересах повышения эффективности процессов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Рассмотрено существующее нормативно-правовое и организационное обеспечение ESG финансирования, обоснованы пути развития ESG стандартов и механизмов их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Докукин Александр Владимирович, Ломакин Михаил Иванович, Мошков Владимир Борисович, Олтян Ирина Юрьевна, Ниязова Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ESG STANDARDIZATION IN THE INTERESTS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF EMERGENCY PREVENTION AND RESPONSE PROCESSES

The article discusses the current state and prospects for the development of EEU ESG standards in the interests of improving the efficiency of emergency situations prevention and response processes. The existing regulatory and organizational support of ESG financing is considered and the ways of ESG standards development and mechanisms of their use are substantiated.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ESG-СТАНДАРТИЗАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

/48 "Civil SecurityTechnology", Vol. 19, 2022, No. 2 (72) Safety in emergencies

УДК 351:354 D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.2.72.9.48

Современное состояние и перспективы развития ESG-стандартизации в интересах повышения эффективности процессов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.2.72 © Технологии гражданской безопасности, 2022

А.В. Докукин, М.И. Ломакин, В.Б. Мошков, И.Ю. Олтян, Ю.М. Ниязова

В статье рассматриваются современное состояние и перспективы развития ESG стандартов ЕАЭС в интересах повышения эффективности процессов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Рассмотрено существующее нормативно-правовое и организационное обеспечение ESG финансирования, обоснованы пути развития ESG стандартов и механизмов их использования.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; устойчивое развитие; БЗв инвестирование; БЗв стандарт; справедливая торговля.

The Current State and Prospects for the Development of ESG Standardization in the Interests of Improving the Efficiency of Emergency Prevention and Response Processes

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.2.72 © Civil Security Technology, 2022

A. Dokukin, M. Lomakin, V. Moshkov, I. Oltyan, Ju. Niyazova

Abstact

The article discusses the current state and prospects for the development of EEU ESG standards in the interests of improving the efficiency of emergency situations prevention and response processes. The existing regulatory and organizational support of ESG financing is considered and the ways of ESG standards development and mechanisms of their use are substantiated.

Key words: emergency situation; sustainable development; ESG investment; ESG standard; fair trade.

17.02.2022

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 19, 2022, № 2 (72)

Статья является расширенной и переработанной версией доклада А. В. Докукина, М. И. Ломакина «Единый подход к разработке и применению ESG стандартов ЕАЭС как механизм повышения эффективности процессов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на круглом столе Научного совета при Межгосударственном совете по чрезвычайным ситуациям стран СНГ по теме «Наука и технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в рамках Второго Евразийского аналитического форума.

Одними из главных причин техногенных чрезвычайных ситуаций являются высокий износ инфраструктуры, ее хроническое недофинансирование, недостаток вложений в обеспечение безопасности. На протяжении последнего десятилетия износ основных фондов в целом по экономике России несколько уменьшился, снизившись с пикового уровня 47-49% до 38% в 2019 году, но неуклонно возрастает доля полностью изношенных фондов, достигших в 2020 году 20,6%. При этом вложения в безопасность не приносят бизнесу дохода в краткосрочной перспективе, а вложения в удовлетворение экологических требований не приносили дохода вообще. Поэтому до недавнего времени было лишь два основных пути создания условий финансирования инфраструктуры с целью обеспечения безопасности: принуждение бизнеса или государственные вложения.

Во-первых, государство может принуждать бизнес к дополнительным расходам, повышая обязательные требования к безопасности. Однако предприятия находятся в разном экономическом положении, многие отрасли бизнеса в России в целом низкомаржинальны, и повышение обязательных требований может привести к снижению конкурентоспособности вплоть до банкротства и закрытия.

Во-вторых, государство может само финансировать работы по обеспечению безопасности в той или иной форме: выделением целевых денежных средств, налоговыми льготами и т. д. Однако это потребует увеличения расходной части бюджета или выпадения доходов. Кроме того, как показывает мировая практика, чрезмерное увеличение роли государства в экономике не является экономически эффективным.

Таким образом, нужно создать для бизнеса позитивные стимулы для вложений в безопасность, которые бы повышали его инвестиционную привлекательность. Эта проблема длительное время обсуждалась в зарубежных странах, и в настоящее время решение было найдено в концепции ESG-инвестирования (англ. «Environmental, Social, and Corporate Governance», ESG). Эта аббревиатура (ESG) означает экологическое, социальное и корпоративное управление, как три основных аспекта устойчивого развития. Соответственно, развиваются стандарты и методы ESG-оценки компаний и ESG-отчетность.

Однако в настоящее время отсутствует единый подход к данной проблеме. Во-первых, следует учитывать, что у ESG-стандартов есть несколько основных групп пользователей. Для инвесторов они могут служить

ориентиром при долгосрочном инвестировании (за счет уверенности в отсутствии регуляторных рисков при ужесточении экологического законодательства, более низком риске убытков от катастроф, а также более высоких рыночных перспективах этически одобряемых производств). Это важно, во-первых, с точки зрения долговременной доходности. Во-вторых, с точки зрения этических взглядов владельцев инвестируемых средств, например, членов пенсионных фондов. По различным оценкам 2019 года, уже около четверти общемировой суммы средств в доверительном управлении — порядка 20 трлн долларов — управлялось фондами, которые учитывают ESG-принципы.

Для клиентов компаний соблюдение производителем ESG-принципов позволяет создавать дополнительное этическое измерение ценности продукта, подобно сертификации Fair Trade — справедливой торговли. Данной инициативе уже более полувека, она используется для выделения и продвижения тех продуктов из развивающихся стран, которые произведены без детского и принудительного труда, соответствуют экологическим нормам производства, и т.д. Принципы ESG концептуально схожи, но охватывают более широкий круг вопросов и ориентированы на все страны, а не только развивающиеся.

В третьих, для государств стандарты ESG могут служить мягким регуляторным механизмом в рамках «субправа», в т.ч. ориентиром для налоговых льгот, субсидий и т. д.

При этом структура ESG-стандартов и форм отчетности до сих пор не централизована. Есть несколько подходов к ESG-оценке: самооценка компаний и ее раскрытие в публичной нефинансовой отчетности; оценка со стороны клиентов; оценка со стороны специализированных рейтинговых агентств.

Сегодня в мире действует более ста ESG-агентств, которые, как правило, присваивают рейтинги без взаимодействия с компанией и проведения аудита, а только на основании публично доступной информации. При этом каждое рейтинговое агентство использует свой собственный набор показателей для измерения уровня соответствия требованиям ESG, и в настоящее время не существует общеотраслевого набора общих стандартов.

В частности, есть стандарты серии ISO 14000, ISO 26000, частично описывающие отдельные аспекты ESG, есть стандарты GRI, SASB; в России приняты: распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 876-р «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации» [1]; распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г № 1912-р «Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» [2]; постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» [3] и т.д., но отсутствуют единое понимание и подход к содержанию ESG-требований.

Такие оценки в значительной степени субъективны и предоставляют излишне большую рыночную власть никем не контролируемым рейтинговым агентствам. При этом их роль в мировой экономике уже подвергалась обоснованной критике, в частности, за идеологизи-рованность выводов и приверженность определенным политическим интересам.

Как показывает практика, ESG-требования могут служить оружием новых торговых войн, например, Евросоюз сейчас лидирует с мировыми требованиями в рамках «углеродной повестки».

Все это требует выработки национальной российской позиции. Как показывает исследование, она должна быть основана на следующих принципах.

Во-первых, необходим единый подход к ESG-по-вестке в рамках национальной системы стандартизации. В России имеется достаточно стройная система стандартизации, сертификации и аккредитации, включающая Росстандарт, Росаккредитацию, технические комитеты по стандартизации. Имеется отработанная нормативная база по включению ссылок на национальные стандарты в законы, придающая им обязательную силу. В то же время значительная часть нормативных документов, соответствующих по своей природе стандартам, находится вне рамок национальной системы стандартизации, представляя собой «квазистандарты». Необходимо не допустить ухода ESG-стандартов в децентрализованную и никем не регулируемую область «квазистандартов» с произволом рейтинговых агентств. В некоторых случаях это прямо требуется законодательством. Например, в пункте 3.1 «Строительство «зеленых» зданий и сооружений» постановления Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» [2] критерием служит «соответствие одному или нескольким национальным стандартам в сфере «зеленого» строительства, разработанным в соответствии с требованиями Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Однако, с другой стороны, в пункте 3.1 раздела 2 «Адаптационные проекты» этого же документа критерием соответствие «разработанной государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» системе оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов «Impact and Responsible Investing for Infrastructure Sustainability»», хотя эта система оценки качества никак не вписана в национальную систему стандартизации и является типичным квазистандартом, находящимся вне правового регулирования процессов разработки, публичного обсуждения и консенсусного принятия с учетом интересов заинтересованных сторон.

В настоящее время в России уже имеется ряд технических комитетов по отдельным аспектам ESG, например, ТК 413 «Метрологическое обеспечение систем экологического управления и контроля»,

ТК 115 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований» и другие.

Целесообразно: создание межотраслевого совета, объединяющего все ТК по ESG-тематике; выработка единой программы разработки национальных стандартов в данной области; определение ведущих и смежных технических комитетов по ней и установление порядка взаимодействия между ними. Важную роль в данном процессе должен играть Технический комитет по стандартизации «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (ТК 071), определяя требования к ответственному инвестированию в предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Использование механизмов национальной системы стандартизации позволит создавать стандарты на консенсусной основе, учитывая требования всех заинтересованных сторон, и далее ссылаться на эти стандарты в нормативных правовых актах. Далее необходимо установление порядка аккредитации органов, осуществляющих ESG-сертификацию. При этом следует учитывать, что в настоящее время присутствует конкуренция подходов к ESG-оценкам между различными региональными экономическими блоками. ESG-стандарты тем более эффективны, чем большую территорию они охватывают как в плане производства, так и в плане рынков сбыта и источников финансовых ресурсов. Поэтому необходимы согласованная деятельность по разработке единых стандартов ESG в рамках ЕАЭС, переговоры с другими членами БРИКС и иных региональных экономических альянсов с целью сбалансированного представления национальных интересов.

Следует отметить, что и крупнейшие российские банки, такие как Сбербанк и ВТБ, уже декларируют начало программ ESG-инвестирования, и в случае разработки надлежащей отчетности и проектной до-кументации,они могут быть привлечены к программе финансирования центров ТОиР В частности, 1 декабря 2021 года по инициативе «Сбера» был создан национальный ESG альянс, «первоначальными учредителями альянса стало 28 компаний, представляющих 10 отраслей экономики, на которые приходится свыше 10 трлн рублей оборота и 10% российского ВВП; АФК «Система», «Полюс», «Газпромнефть», «Русал», «Урал-калий», «X5 Group» [4]. Общий перечень выполненных и необходимых мероприятий представлен в таблице.

Реализация данной программы позволит: сделать вложения в обеспечение безопасности и предотвращение техногенных чрезвычайных ситуаций привлекательными для российского бизнеса с точки зрения финансовых перспектив; привлекать для этих целей средства ESG-ориентированных инвестиционных фондов; повысить конкурентоспособность российской продукции, соответствующей ESG-требованиям, на зарубежных рынках.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 19, 2022, № 2 (72)

/51

Таблица 1

Направления адаптации ESG финансирования в России к потребностям предотвращения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций

Что сделано

Что должно быть сделано Организационное обеспечение внедрения ESG финансирования

Создан ТК115 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований», 01.12.2021 сформирован по инициативе «Сбера» Национальный ESG альянс 28 компаний:10 трлн рублей оборота и 10% российского ВВП. Создан ТК 482 «Поддержка жизненного цикла продукции» путем интеграции ТК 482 «Поддержка жизненного цикла экспортируемой продукции военного и продукции двойного назначения», ТК 051 «Системы конструкторской документации» и ТК 065 «Разработка и постановка продукции на производство»

Организовать взаимодействие между различными профильными техническими комитетами, ESG альянсом, органами власти, госкорпорациями для выработки единой стратегии и дорожной карты внедрения ESG-подхода в России, построения системы верификации и финансирования

Нормативное обеспечение внедрения ESG финансирования

Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»

Принять постановление Правительства РФ, регламентирующее условия, правила и порядок получения субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией проектов устойчивого развития. Принять комплекс документов Банка России, связанных с обеспечением льготного режима предоставления ESG-кредитов. Рассмотреть возможность стимулирования привлечения средств частных инвесторов в ESG-проекты за счет организации льготного налогообложения доходов по данным проектам

Создание специализированных подходов к ESG оценкам в области обеспечения безопасности, предотвращения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций на основе адаптации ЦУР ООН

В ПП РФ № 1587 отсутствуют критерии, относящие к проектам устойчивого развития производство техники для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, построение зданий и других объектов инфраструктуры с повышенной степенью безопасности

Разработать и внедрить подходы к ESG оценке таких аспектов, как предотвращение и ликвидация в случаях чрезвычайных ситуаций техногенного ущерба природе («зеленый» аспект ESG-фи-нансирования) и ущерба жизни, здоровью и имуществу населения (социальный аспект).

Разработка и внедрение соответствующих национальных стандартов и имплементация ссылок на них в правительственных нормативных правовых актах

Проектирование будущего состояния системы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом ESG принципов

Анализ зарубежного опыта рассмотрения проектов в области предотвращения ликвидации чрезвычайных ситуаций в контексте ESG-принципов отсутствует

Необходимо разработать комплексное видение, структуру и методическую базу функционирования системы ППО будущего, учитывающей не только «зеленые» аспекты ESG, но и социогу-манитарные и управленческие аспекты, включая соответствие размещения и функционирования центров ППО интересам устойчивого развития территорий и антикоррупционные управленческие практики

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 г № 876-р «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации» // СЗ РФ. 2017. № 21. Ст. 3037.

2. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 30. Ст. 5814.

Сведения об авторах

3. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 40. Ст. 6818.

4. Билык К. В России появился национальный ESG-альянс [Электронный ресурс] // Информационный портал "RB.RU». URL: https://rb.ru/news/esg-alliance-russia/ (дата обращения: 13.01.2022).

Information about authors

Докукин Александр Владимирович: д.э.н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г н.с. науч.-исслед. центра. Москва, Россия. SPIN-код: 6402-0280.

Ломакин Михаил Иванович: д.т.н., д.э.н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с. института. Москва, Россия. SPIN-код: 4943-3724.

Мошков Владимир Борисович: к.э.н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. начальника института. Москва, Россия. SPIN-код: 7792-2243.

Dokukin Aleksandr V.: ScD (Economic Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher, Researcher Center. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 6402-0280.

Lomakin Mikhail I.: ScD (Technical Sc., Economic Sc.), Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher of the Institute. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 4943-3724.

Moshkov Vladimir B.: PhD (Economic Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Deputy Head of the Institute. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 7792-2243.

Олтян Ирина Юрьевна: к.т.н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), учёный секретарь. Москва, Россия. SPIN-код: 3476-5213.

Ниязова Юлия Михайловна: к.э.н., ФГБУ ВПО МИИГАиК, доцент.

Москва, Россия. SPIN-код: 9558-1820.

Oltyan Irina Yu.: PhD (Technical Sc.), All-Russian Research

Institute for Civil Defense and Emergencies, Scientific

Secretary.

Moscow, Russia.

SPIN-scientific: 3476-5213.

Niyazova Julia M.: PhD (Economic Sc.), Moscow State University of Geodesy and Cartography, Assistant Professor. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 9558-1820.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Сосунов И.В. и др. Проблемные вопросы разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации объектов капитального строительства. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=28414015

Пучков В.А. и др. Мы первыми приходим на помощь: литературно-художественный публицистический сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29281817

Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Монография. В 2-х т., т. I. https://elibrary.ru/item.asp?id=29741180

Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Монография. В 2-х т., т. II. https://elibrary.ru/item.asp?id=29919459

Пучков В.А. и др. Огнеборцы: литературно-художественный публицистический сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29281821

Афлятунов Т.И. и др. Сборник примерных программ курсового обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций http://elibrary.ru/item.asp?id=29013219

Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 4-е, ак-туализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=29352006

Батырев В.В. и др. Оценка эффективности и качества фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания населения в чрезвычайных ситуациях https://elibrary.ru/item.asp?id=29741192

Талмач М.С. и др. Учебное пособие по дисциплине «Экстремальная психология» для курсантов МЧС России https://elibrary.ru/item.asp?id=29853968

Фалеев М.И. и др. Экономические механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от угроз военного, природного и техногенного характера https://elibrary.ru/item.asp?id=29860580

Акимов В.А. Междисциплинарные исследования проблем безопасности https://elibrary.ru/item.asp?id=32369931

Фалеев М.И. и др. Управление рисками техногенных и природных чрезвычайных ситуаций (пособие для руководителей муниципальных образований) https://elibrary.ru/item.asp?id=32726150

Сломянский В.П. и др. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» https://elibrary.ru/item.asp?id=30601349

Мошков В.Б. и др. Тенденции развития пожарно-спасательной отрасли. Фотокнига https://elibrary.ru/item.asp?id=32458165

Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 5-е, ак-туализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=32712123

Воробьев Ю.Л. и др. Системные аварии и катастрофы в техносфере России. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=18203597

Азанов С.Н., и др. Законодательное обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=19421074

Сосунов И.В. и др. Страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов и его роль в обеспечении защиты от чрезвычайных ситуаций. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=19421098

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.