Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки'

Современное состояние и перспективы развития единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Единая государственная система освещения надводной и подводной обстановки / автоматизированные системы ведения морской обстановки / координатно-объектовая информация / межведомственное информационное взаимодействие / Unifi ed state system for illuminating surfaceand underwater situations / automated monitoring of maritime situations / object coordination information / interdepartmental information interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евменов Николай Алексеевич

Представлена динамика становления и совершенствования единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки, показаны перспективы и основные направления ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евменов Николай Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current State and Prospects of the Unifi ed State System of Surface and Underwater Situational Illumination Development

Th e paper provides an overview of the development and evolution of the unifi ed state system for illuminating surface and underwater situations. It highlights the system’s prospects and main avenues for growth.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки»

Современное состояние и перспективы развития единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки

Адмирал Н.А. ЕВМЕНОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Представлена динамика становления и совершенствования единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки, показаны перспективы и основные направления ее развития.

The paper provides an overview of the development and evolution of the unified state system for illuminating surface and underwater situations. It highlights the system's prospects and main avenues for growth.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Единая государственная система освещения надводной и подводной обстановки, автоматизированные системы ведения морской обстановки, координатно-объ-ектовая информация, межведомственное информационное взаимодействие.

Unified state system for illuminating surface- and underwater situations, automated monitoring of maritime situations, object coordination information, interdepartmental information interaction.

В Морской доктрине Российской Федерации определено, что «информационное обеспечение в сфере морской деятельности является одной из

основ для изучения, освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана на всех уровнях и направлениях реализации нацио-

нальной морской политики»1. Оно заключается в своевременном предоставлении субъектам морской деятельности необходимой информации об обстановке в Мировом океане, включая координатно-объектовую информацию об антропогенных морских объектах, и предусматривает поддержание и развитие глобальных информационных систем, в том числе единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки (ЕГСОНПО)2.

Необходимость создания глобальных информационных систем впервые была обоснована в конце 90-х годов прошлого века в ходе разработки Федеральной целевой программы «Мировой океан»3 (далее — программа). Последняя была направлена на комплексное решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ. В целях интеграции и рационального использования автоматизированных информационных систем, комплексов и средств различного ведомственного подчинения программой предусматривалось создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане, объединяющей информационные ресурсы о морской среде и информационно-аналитические центры непрерывного контроля оперативной обстановки в акваториях морей, прилегающих к побережью России. Важным итогом реализации программы стало формирование принципов государственной политики в области военно-морской деятельности, положенных в основу документов стратегического планирования, в том числе первой Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года4, в которой и было определено создание ЕГСОНПО.

С этого момента Главное командование Военно-Морского Флота (ВМФ) приступило к разработке необходимой нормативной правовой базы и организационно-методологических основ создания ЕГСОНПО. Научно-исследовательские институты ВМФ выполнили комплекс научно-исследовательских работ, по результатам которых были обоснованы технический облик и структура ЕГСОНПО, разработаны проекты концептуальных и нормативно-правовых документов, определяющих развитие и функционирование системы в среднесрочной перспективе. Технический облик предусматривал ее создание на базе региональных подсистем, основанных на системах освещения обстановки флотов (рис. 1).

С 2007 года были открыты опытно-конструкторские работы по созданию региональных подсистем Северного и Тихоокеанского флотов. Однако в период их выполнения система управления Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) подверглась масштабному реформированию, в результате которого сформированный технический облик ЕГСОНПО утратил актуальность.

В настоящее время функции главного центра передаются функциональным подсистемам освещения морской обстановки программно-аппаратного комплекса Национального центра управления обороной Российской Федерации и центра управления Главного командования Военно-Морского Флота (далее — ПАК НЦУ), а функции региональных информационно-аналитических центров — в ПАК региональных и территориальных центров управления флотов. В рамках этой работы приняты федеральные нормативные правовые акты5'6, определяющие порядок информационного взаимодействия органов государственного и военного управления. Заключены соглашения об информационном взаи-

Рис. 1. Концептуальный облик ЕГСОНПО

модействии с федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, закреплена возможность сопряжения их и прочих информационных систем с ПАК НЦУ7.

Таким образом, созданы все необходимые условия для интеграции информационных ресурсов различных ведомственных систем, комплексов и средств в интересах формирования ЕГСОНПО. Эта возможность уже технически реализована за счет оснащения информационных центров и постов всех уровней управления ВС РФ программно-аппаратным комплексом функциональной системы освещения морской обстановки «Алеврит», обеспечивающим информационно-техническое сопряжение с разнородными источниками информации о морской обстановке, а также информационную (в том числе и в графическом виде) поддержку принятия решения должностными лицами органов военного управления (рис. 2).

Следует отметить, что ЕГСОНПО является элементом общей структуры государственного управления в части

информационного обеспечения управления морской деятельностью страны. Ее основным предназначением является непрерывное добывание, сбор, обработка, анализ и обобщение ко-ординатно-объектовой информации о надводной и подводной обстановке, своевременное ее доведение до заинтересованных органов государственного и военного управления.

Функционирование ЕГСОНПО предусматривает организацию единых информационных ресурсов на базе ПАК НЦУ при строгом разграничении прав доступа, правил и регламентов работы участников межведомственного взаимодействия. Ресурсы ЕГСОНПО используются системами освещения обстановки Военно-Морского Флота как источник дополнительной информации о различных объектах в стратегически важных районах Мирового океана, включая прилегающие к побережью Российской Федерации моря.

На современном этапе ЕГСОНПО развивается в соответствии с документами стратегического и программно-целевого планирования федераль-

Рис. 2. Информационное взаимодействие современной ЕГСОНПО

ного и ведомственного уровней8,9,10. Реализация этих мероприятий контролируется Правительством Российской Федерации через Морскую коллегию при Правительстве Российской Федерации в ходе ежегодного мониторинга выполнения целевых показателей Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года11. Заданные значения целевых показателей научно-технического задела для информационного обеспечения морской деятельности определены в государственной программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса»12. Предусматривается создание до 2025 года комплексной системы освещения обстановки в Арктике, включающей гражданский и военный сегменты13.

Опираясь на имеющийся научно-технический задел, требуется продолжить научные исследования, направленные на решение всего спектра проблем межведомственного взаимодействия, и по их результатам сформировать концепцию развития организационной и информационно-технологической составляющих

ЕГСОНПО, которая определит программные мероприятия в среднесрочной перспективе. Основные усилия целесообразно сосредоточить на:

• совершенствовании средств и технологий сбора, обработки и предоставления информации об обстановке в Мировом океане субъектам морской деятельности и другим заинтересованным потребителям;

• наращивании возможностей по сбору данных, включая применение отечественной орбитальной группировки космических аппаратов для наблюдения за объектами в стратегически важных районах Мирового океана;

• интеграции и рациональном использовании ведомственных и иных информационных систем при осуществлении морской деятельности;

• создании высокопроизводительных центров обработки данных об обстановке и оптимальных по пропускной способности каналов связи между центрами информации и ее основными потребителями;

• обеспечении регламентированного обмена информационными ресур-

сами с аналогичными иностранными системами на основе отечественных и международных стандартов взаимодействия и совместимости;

• достижении необходимого уровня информационной безопасности морской деятельности, процессов сбора, обмена, обработки и предоставления информации об обстановке в Мировом океане, а также защищенности морской деятельности от кибератак;

• создании отечественной орбитальной группировки космических аппаратов для приема информации кораблями (судами) и ретрансляции ее на береговые центры с использова-

нием автоматической идентификационной системы14.

Реализация указанных направлений развития ЕГСОНПО повысит качество мониторинга морской обстановки в стратегически важных районах Мирового океана, обеспечит контроль морской границы в интересах принятия своевременных мер по защите важных экономических и оборонных объектов, пресечению незаконной научной, промысловой и других видов деятельности в районах, находящихся под юрисдикцией или входящих в сферу национальных интересов Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Морская доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 512 от 31.07.2022).

2 Там же.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 года № 919 «О федеральной целевой программе «Мировой океан» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant. ru/1577420/ (дата обращения: 15.06.2023).

4 Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1800 (дата обращения: 15.06.2023).

5 Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 601 «О порядке сбора информации по вопросам обороны Российской Федерации и обмена этой информацией».

6 Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2016 года № 441 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и организаций, участвующих в решении задач по обеспечению обороны страны».

7 Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 мая 2017 года

№ 161-рп «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и организаций, взаимодействующих при решении задач по обеспечению обороны страны в Национальном центре управления обороной Российской Федерации».

8 Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года. URL: http://government.ru/docs/37755/ (дата обращения: 15.06.2023).

9 Государственная программа Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса». URL: http://government.ru/docs/all/106669/ (дата обращения: 15.06.2023).

10 Россия до 2025 года создаст комплексную систему контроля Арктики. URL: https://ria.ru/20150807/1169094511.html (дата обращения: 15.06.2023).

11 Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года.

12 Государственная программа Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

13 Россия до 2025 года создаст комплексную систему контроля Арктики.

14 Морская доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 512 от 31.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.