УДК 338 Е. М. Минин
кандидат исторических наук, доцент
профессор кафедры теории регионоведения ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА РОССИИ
В статье дается общая характеристика Арктическому региону, анализируются позиции северных государств, имеющих выходы в полярные широты и претендующих на освоение арктических богатств, дается оценка запасов полезных ископаемых в регионе, в том числе углеводородов. Особое внимание уделено анализу значения Русского Севера для нашей страны, приводятся преимущества и аргументы России в споре за Арктику с другими государствами-претендентами; характеризуется современное состояние российского атомного ледокольного флота и описываются учения недавно созданных арктических войск России.
Ключевые слова: Арктика; нефтегазовые месторождения; континентальный шельф; исключительная экономическая зона; экология; СевероЗападный проход; Северный морской путь; атомный ледокольный флот; атомный подводный флот; арктические войска; учения воздушно-десантных войск.
Minin E. M.
Dr., Professor of Department of Regional Studies Theorie, Institute of International Relations and Socal-Political Sciences, Doctor of History, Docent MSLU
CONTEMPORARY CONDITION AND PROSPECTS FOR FUTURE DEVELOPMENT IN THE ARCTIC REGION OF RUSSIA
The article is devoted to the general description of the Arctic Region, analyses viewpoints of the northern states, which have an access to polar latitudes and make a claim for Arctic resources development, makes an evaluation of mineral reserves in the region, including hydrocarbons. The author places special emphasis on the analysis of the Russian North significance for our country, demonstrates Russia's advantages and reasons it rests on in the controversy with other claimant countries surrounding the Arctic Region. The publication considers contemporary condition of nuclear-powered icebreakers fleet and exercise of recently formed Arctic military force of the Russian Federation.
Key words: the Arctic Region; oil and gas fields; continental shelf; exclusive economic zone; ecology; the Northwest Passage; the Northern Sea Route; nuclear-powered icebreakers fleet; nuclear-powered submarine fleet; Arctic military force; airborne troops exercise.
Начало XXI в. было отмечено резким возрастанием интереса к Арктике. Именно здесь, в обширной акватории Северного Ледовитого океана и перманентно мигрирующей точки Северного полюса сходятся интересы, по крайней мере, пяти государств, имеющих выход в этот регион: России, США, Канады, Норвегии и Дании, которая владеет Гренландией - самым большим островом в мире.
Какова причина роста интереса к этому району вечного холода? Ее следует искать в постоянном увеличении мирового потребления углеводородов, обусловливающем рост цен на нефть и газ. В этой связи экономически оправданной становится разработка любых месторождений, даже находящихся в самых неблагоприятных условиях. К тому же, ученые-метеорологи постоянно делают прогнозы о грядущем потеплении, неизбежном таянии арктических льдов и обнажении арктического континентального шельфа.
Уже известны предварительные прогнозы относительно энергетических запасов Арктики. Как полагают эксперты ООН, только разведанные запасы арктической нефти составляют не менее 100 млрд т, что в 2,1 раза превышает нефтяные ресурсы Саудовской Аравии. По данным ряда других независимых экспертов, в этом регионе сосредоточено более 25 % всех мировых запасов нефти и газа.
Наиболее крупными разведанными арктическими месторождениями нефти и газа являются:
- Штокмановское (Баренцево море; 3,7 трлн куб. м газа и 31 млн т газового конденсата);
- Приразломное (южнее о-ва Новая Земля; 46 млн т нефти);
- Ленинградское (южнее о-ва Новая Земля; 5,85 трлн куб. м газа и 3 млн т газоконденсата);
- Русановское (юго-восточнее о-ва Новая Земля; 780 млрд куб. м газа и 8 млн т газоконденсата);
- Прудо-Бей (у побережья Аляски; 95 млн т нефти);
- Сансет (у побережья Норвегии; 193 млрд куб. м газа, 5,1 млн т газоконденсата и 95 млн т нефти).
В этой связи даже простые расчеты показывают, что при цене одного барреля в 120 долл. потенциальные нефтяные залежи арктического континентального шельфа можно оценить в 55 трлн долл. Помимо этого, геологи утверждают, что в недрах Арктики находятся крупные месторождения алмазов, золота, олова, никеля [6].
Есть еще одно обстоятельство, делающее Арктику объектом пристального внимания многих государств, даже расположенных вдали от северных широт. Дело в том, что район Арктики - один из немногих регионов мира еще сохраняющих свою первозданную чистоту окружающей среды: здесь чистый воздух, огромные запасы пресной воды. В частности, на Русском Севере находятся устья великих сибирских рек - Оби, Енисея, Лены. Исключительно благоприятная экологическая обстановка в Арктике может в обозримом будущем обусловить ожесточенную борьбу за право пользоваться этим бесценным богатством - экологически чистой, здоровой природной средой.
Вместе с тем, чтобы добраться до арктических природных богатств, необходимо решить сложную задачу: цивилизованно поделить этот обширный экономический район, поскольку Арктика исторически не была разделена между государствами, претендующими на нее.
Русский Север всегда приковывал к себе внимание отечественных первопроходцев. Еще в начале XI в. новгородцы первыми бороздили северные моря на своих кочах, достигли Северной земли. Нашим соотечественникам принадлежит приоритет открытия северных морей для мировой торговли в эпоху Петра Первого. Достаточно одного взгляда на географическую карту, чтобы убедиться, что Север России полнится именами русских первопроходцев, мореплавателей, путешественников. Однако оказывается, что, с точки зрения международного права, эти аргументы еще не обеспечивают нам приоритета в освоении арктических богатств. Наши главные аргументы, способные обеспечить нам «северное первородство», имеют геологическую основу. Дело в том, что подводный хребет Ломоносова, который тянется через арктическое дно, является естественным природным продолжением сибирской геологической платформы. Поэтому мы имеем полное право на продолжение нашего континентального шельфа к Северному полюсу на десятки и сотни километров.
Для подтверждения этого факта в августе 2007 г. была организована специальная экспедиция российских ученых и политиков, которая с помощью батискафов «Мир» произвела заборы воды и грунта океанского дна на глубине более 4 км. Кроме того, в точке Северного полюса на дне Северного Ледовитого океана был установлен
российский флаг: таким образом, экспедиция постаралась «застолбить» дно Арктики за Россией. Одновременно, российское руководство официально подтвердило свое намерение соблюдать положения международного права, но твердо отстаивать при этом в ООН свои права на Арктику [3].
Международное морское право (ММП) определяет понятие «национальной исключительной экономической зоны» как территорию открытого моря шириной до 200 морских миль, в пределах которой прибрежное государство имеет юридическое право вводить свой особый правовой режим, включая суверенное право на разведку и разработку природных ресурсов морских и океанских недр. Кроме этого, в ММП существует также понятие «континентального шельфа», представляющего собой как бы продолжение морского берега под водой. Внешняя граница подводной части такого материка может простираться на расстояние до 350 морских миль. Согласно ММП, континентальный шельф не входит в состав территории приморского государства, на шельф не распространяется его суверенитет, и оно не может им распоряжаться. Поэтому страны-соискатели должны доказать, что примыкающий к их побережью континентальный шельф в геологическом отношении представляет собой продолжение их территории.
В вопросе приоритета в отношении к арктическому континентальному шельфу Россия обладает неоспоримыми преимуществами. Во-первых, российское арктическое побережье - самое протяженное: оно простирается от Кольского полуострова до Чукотки. Во-вторых, наша страна как правопреемник СССР является членом Международной конвенции по морскому праву 1982 г. Эту конвенцию подписали более 140 стран мира, в отличие от США, которые не ратифицировали этот документ. Кроме того, американское арктическое побережье - небольшое по протяженности; оно сформировано в основном самым северным штатом Аляска и значительно меньше, чем у еще одного претендента на обладание правами на богатства Арктики - Канады. Поэтому позиции США в споре за Аляску с другими северными странами не такие прочные.
Если России удастся доказать свои суверенные права на этот регион, то наша страна сможет получить в свое пользование до 1,5 млн кв. км арктического континентального шельфа. Этот вопрос рассматривается в специальной Комиссии ООН по границам
континентального шельфа. В этой связи следует отметить, что при удачном для России стечении обстоятельств, наша страна может претендовать на арктический континентальный шельф до самого Северного полюса, а также на огромную часть такого шельфа в Охотском море вне пределов 200-мильной зоны. Поэтому Россия уже сейчас готова к ведению разведки и практической разработки за пределами 200-мильной экономической зоны [3].
Однако, чтобы реализовать свои суверенные права на Арктику, России предстоит выдержать жесткую конкуренцию с другими претендентами на обладание этим регионом. В споре с нашей страной выдвигаются самые различные аргументы: от чисто геологических (якобы подводный хребет Ломоносова не является естественным продолжением Сибирской платформы, а представляет собой отдельное плато вулканического происхождения, образовавшееся много позже Евразии) до сугубо политических. Последние представляют собой настойчивые попытки «интернационализировать» Арктику, т. е. сделать ее «достоянием» всего мирового сообщества, включая и те страны, которые не имеют арктического побережья. Уже сейчас более 60 государств заявили о своем намерении принять участие в освоении Арктики.
Вместе с тем, у России в этом регионе есть и союзники, на сотрудничество с которыми она может рассчитывать. К их числу относится, например, Дания, поскольку в сторону ее Гренландии протянулся подводный хребет Ломоносова. Она уже проявляет определенную заинтересованность в таком сотрудничестве. В частности, датчане организовали свою арктическую экспедицию на российском атомном ледоколе «50 лет Победы».
В современных условиях далеко не все подобные споры, к сожалению, решаются в рамках международного права. Часто многие конфликтные ситуации разрешаются с позиции силы. Вместе с тем, все вышесказанное свидетельствует о том, что в этом регионе грядет уже в самом ближайшем будущем настоящая «полярная война». И чтобы ее выиграть, нужны весомые аргументы, в том числе и «силовые». На сегодняшний день таких аргументов нет ни у одной страны, пожалуй, кроме России. Например, у США имеется лишь один конкурентоспособный ледокол - военный ледокол «Хилли». Поэтому выделенных на модернизацию их ледокольного флота 100 млн долл. явно недостаточно. Но вместе с тем, США активно усиливают
свою береговую охрану, ассигновали на ее развитие около 9 млрд долл. США.
Канада, претендуя на монопольное право обладания СевероЗападным проходом, соединяющим Атлантический и Тихий океаны, также спешит усилить свои ВМС в этом регионе. В частности, канадцы уже ассигновали около 7 млрд долл. США на постройку шести патрульных кораблей не ледокольного класса [6].
Многие эксперты полагают, что ведущую роль в «завоевании» Арктики будет принадлежать странам, обладающим мощным флотом ледоколов-проводников и ледоколов супертанкеров. Одновременно не исключается и возможность строительства газо- и нефтепроводов (например, Североевропейского газопровода). В этом плане Россия обладает определенными преимуществами по сравнению с другими северными странами. Наша страна - единственная в мире, имеющая в своем распоряжении атомный ледокольный флот. Только Россия обладает ледоколами класса «Ямал».
Вместе с тем, надо признать, что российский атомный ледокольный флот стремительно стареет, и к 2016 г. он может оказаться практически недееспособным. Новая модель под кодовым названием «Проект 22220» уже разработана в петербургском конструкторском бюро «Айсберг». На строительство новых атомоходов Россия потратит в течение трех лет около 640 млн долл. США [6]. Это не слишком большая сумма для такого масштабного проекта.
Большая часть российских ледоколов находится в ведении государственного ФГУП «Атомфлот» и базируются в Мурманске. В настоящее время в эксплуатации находятся четыре действующих атомных ледокола. Два из них - класса «Арктика». Это - вышеупомянутые «50 лет Победы» и «Ямал». Еще два судна относятся к классу «Таймыр», включая головной корабль проекта и его брата-близнеца «Вайгач». Эти два корабля были построены в Финляндии, но оснащены советскими энергетическими установками.
Ниже приводятся основные тактико-технические характеристики ледоколов, эксплуатируемых ФГУП «Атомфлот».
1. Атомный ледокол «Таймыр» (год постройки - 1989; водоизмещение - 21 тыс. т; мощность силовой установки - 50 тыс. л. с.).
Ледокол построен в конце 1980-х гг. в Финляндии на судоверфи «Вяртсиля Морская Техника» в Хельсинки по заказу Советского Союза. При этом использовались советские оборудование (силовая
установка) и сталь. Введен в эксплуатацию в 1989 г. Предназначен для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой.
2. Атомный ледокол «Вайгач» (год постройки - 1990; водоизмещение - 21 тыс. т; мощность силовой установки - 50 тыс. л. с.).
Корабль спущен на воду в 1989 г., введен в эксплуатацию в 1990 г. Был построен на финской судоверфи «Вяртсиля Морская Техника» по заказу Советского Союза, однако оборудование (силовая установка и др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Предназначен для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой.
3. Атомный ледокол «Ямал» (год постройки - 1992; водоизмещение - 23 тыс. т; мощность силовой установки - 75 тыс. л. с.).
Заложен в 1986 г., спущен на воду в 27 марта 1992 г. Помимо сопровождения экспедиций, обслуживания дрейфующих станций, сопровождения судов, идущих по Северному морскому пути, спасательных работ «Ямал» совершает туристические круизы на Северный полюс.
4. Атомный ледокол «50 лет Победы» (год постройки - 2007; водоизмещение - 25168 т; мощность силовой установки - 75 тыс. л. с.).
Крупнейший в мире атомный ледокол. Заложен 4 октября 1989 г. на Балтийском заводе в Ленинграде. Спущен на воду 29 декабря 1993 г. Дальнейшее строительство было приостановлено и возобновлено только в 2003 г. Введен в эксплуатацию 23 марта 2007 г.
5. Многофункциональное судно-контейнеровоз ледового класса «Россита» (год постройки - 2011; водоизмещение - 4 тыс. т.).
Судно предназначено для транспортировки отработанного ядерного топлива и материалов утилизированных АПЛ с бывших береговых баз ВМФ РФ на Северо-Западе России. Имеет технические параметры, позволяющие осуществлять вход и безопасную стоянку в доках морских портов и на причалах региона. «Россита» является судном ледового класса и предназначено для работы в сложных арктических условиях. Судно спущено на воду в декабре 2010 г. Передано ФГУП «Атомфлот» в июле 2011 г.
Помимо вышеуказанных кораблей компания ФГУП «Атом-флот» эксплуатирует лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» мощностью 40 тыс. л. с. Кроме того, эксплуатируются две плавтехба-зы («Имандра» и «Лота»), спецтанкер для жидких радиоактивных
отходов «Серебрянка» и судно для обеспечения санитарной обработки персонала и дозиметрического контроля «Роста-1» [1].
В разное время были выведены из состава флота три первых отечественных атомных ледокола - «Ленин», «Арктика» и «Сибирь», причем ни один из них не был разобран. В последние годы выведены из эксплуатации также «Советский Союз» и «Россия».
Действующие атомные ледоколы класса «Арктика» доживают свой век, и к 2016 г. большинство из них будет выведено из эксплуатации. Для ледокола «50 лет Победы» срок плавания будет, скорее всего, продлен, поскольку он был сдан флоту только в 2007 г.
Новый ледокол необходим еще и потому, что он должен собой заменить оба класса ледоколов: и тяжелую «Арктику», и «Таймыр» класса река - море. Новые ледоколы планируется строить на российских предприятиях. В качестве возможных вариантов рассматриваются Объединенная судостроительная корпорация (и ее «Адмиралтейские верфи») и Объединенная промышленная корпорация («Балтийский завод»), обе находятся в Санкт-Петербурге. Всего министерство транспорта запланировало заказать три атомных и три дизель-электрических ледокола [4].
Если Северный морской путь будет обустроен и начнет функционировать, для судов, перевозящих грузы по этому маршруту из Европы на Дальний Восток, путь по сравнению с проходом через Суэцкий канал сокращается на несколько тысяч километров.
Не следует также забывать и о том, что Россия - одна из немногих ядерных держав, имеющая на вооружении ВМФ атомный подводные лодки (АПЛ): как многоцелевые, так и вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР). Еще во времена Советского Союза, начиная с 1962 г., наши атомоходы неоднократно совершали подледное плавание в Северной Атлантике, всплывали на Северном полюсе, осуществляли переходы под водой от Кольского полуострова до Камчатки и южнее до Владивостока. Через Северный полюс были рассчитаны и проложены траектории полета советских стратегических межконтинентальных баллистических ракет. Постепенно возрождаясь, российский атомный подводный флот наращивает свои боевые возможности, что может также стать весомым аргументом в споре за Атлантику.
Вместе с тем, в условиях ожидаемого таяния полярных льдов, освобождения северных акваторий от ледового панциря и увеличения
времени навигации в Арктике демонстрировать российский флаг должны будут уже и надводные корабли российского ВМФ, в том числе и большого водоизмещения, такие как авианосцы, крейсера, большие противолодочные корабли (БПК), эсминцы. И тогда России неизбежно придется приступить к строительству крупнотоннажного надводного флота и возрождать отечественное судостроение.
Конечно, одних ледоколов, подводных атомоходов, крупных надводных кораблей, экспедиций, глубоководных батискафов далеко не достаточно для того, чтобы чувствовать себя уверенно в близящейся «битве за Арктику». Нужна комплексная программа освоения Русского Севера, предполагающая не только восстановление советского уровня хозяйственной деятельности на Севере страны, но и ее существенное усиление. Требуется реанимация пущенного на металлолом и распроданного советского научного флота, восстановление опыта исследований и освоения Северного морского пути, осуществления ежегодного «северного завоза». Самый весомый аргумент в наших претензиях на Арктический регион - это хорошо обжитой, обустроенный и освоенный Север.
Существует еще одна проблема, связанная с освоением Арктического региона, на первый взгляд, чисто гипотетическая, но при ближайшем рассмотрении - вполне реальная. Это - угроза терроризма, которая может серьезно затронуть потенциально богатую Арктику, как только таяние льдов очистит Северо-Западный проход. В этой связи весьма своевременными и оправданными являются меры, предпринимаемые российским военно-политическим руководством по формированию специальных воинских подразделений для действий в арктических условиях и их практическому применению. Речь идет о создании арктических войск, специально оснащенных, вооруженных и способных действовать в полярных условиях. Так, 11-14 марта 2014 г. впервые в истории Вооруженные силы РФ провели масштабные учения по выброске десанта в арктических широтах, на острове Котельный, который расположен на архипелаге Новосибирские острова. В ходе учений парашютно-десантный батальон численностью 350 человек, доставленный в район десантирования на шести Ил-76, высадился в Арктике - на площадку приземления «Темп» на Новосибирских островах. В течение 40 мин. после приземления десантники «захватили» аэродром, причем им противодействовал условный противник с мобильными группами на снегоходах
и парапланах. Всего в учениях было задействовано около 4 тыс. десантников, 36 воздушных судов военно-транспортной и армейской авиации, около 500 единиц военной техники и вооружения [2].
Бойцы воздушного десанта были одеты в арктический спецком-лект одежды, способный выдерживать до -50° мороза. Десантирование проводилось при температуре -20°, ветре - 14 м/с (допустимая скорость ветра при десантировании составляет 10 м/с у земли и 12 м/с на высоте). По заявлению Главкома ВДВ генерала В. Шаманова, «при таких плохих погодных условиях никто в мире, кроме нас, с парашютом не прыгает» [5]. Здесь мы, как и раньше сохраняем лидирующие позиции в мире.
Столь масштабные учения воздушно-десантных войск проводились в России впервые за 20 лет. Ранее Министр обороны России С. Шойгу заявил, что развитие инфраструктуры в Арктике станет одним из приоритетных направлений деятельности Минобороны в 2014 г.
Эта масштабная по численности задействованных сил и средств и уникальная по условиям ее проведения операция убедительно показала важность освоения Арктики для России и решительность ее намерений оставаться в регионе всерьез и надолго.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атомный ледокольный флот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rosatom.ru/.../activity/nuclearicebreakerfleet
2. В Арктике впервые провели высадку российского десанта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.rambler.ru/24085410/
3. Куртов А. Флаги над Арктикой. Будут ли богатства России прирастать арктическим шельфом? // Литературная газета. - 2008. - № 26.
4. Ледокольный флот России. Атомные ледоколы нового поколения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bport.info/news/2011/09/22/ ледокольный флот
5. Степанов А. При ледяном штормовом ветре русский десант занял Арктику // Вечерняя Москва. - 2014. - № 54.
6. Щипанов М. Тревожный путь на Север. Ведущие державы мира готовы вступить в схватку за район вечных холодов // Вечерняя Москва. -2012. - № 58.