Научная статья на тему 'Современное состояние и основные направления развития торгово-экономических отношений между Россией и Бразилией'

Современное состояние и основные направления развития торгово-экономических отношений между Россией и Бразилией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Туктаров Ренат Юрьевич, Федоренко Константин Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и основные направления развития торгово-экономических отношений между Россией и Бразилией»

Современное состояние и основные направления развития торгово-экономических отношений между Россией и Бразилией*

Р. Ю. Туктаров, УДК 339 54

Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новоси- ББК 65 428

бирск), факультет «Мировая экономика и право» - студент 5-го курса Т-819 К. П. Федоренко,

кандидат экономических наук, Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск), доцент кафедры Таможенное дело

Current state and the main directions in the development of trade and economic relations between Russia and Brazil

R.Y. Tuktarov,

the Siberian State Transport University (Novosibirsk), faculty «World economy and law» -the student of the 5th course, K.P. Fedorenko,

Candidate of Economic Sciences, the Siberian State Transport University (Novosibirsk), Department of Customs Administration - Assistant Professor

Так, ставка ввозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты равна 0%, на удобрения - 4-6%, а на автомобили - 35%1.

В части рассмотрения таможенно-тарифного регулирования в Бразилии необходимо принять во внимание участие Бразилии в МЕРКОСУР (исп. Mercado Común del Sur) - общем рынке стран Южной Америки, к числу которых кроме Бразилии относятся Аргентина, Парагвай, Уругвай, Боливия и Венесуэла.

Членство в МЕРКОСУР предусматривает использование единого таможенного тарифа этой интеграционной группировки, что обусловливает особенности таможенно-тарифного регулирования в Бразилии.

Единый таможенный тариф МЕРКОСУР основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System). При этом код товара состоит из восьми цифр, две последние от-

* Окончание статьи. Начало см. в №10 за 2015 год.

1 Торговое представительство Российской Федерации в Бразилии. Регулирование импорта в Бразилии. - [Электронный ресурс]. - URL: http://bra.ved.gov.ru/meropr/import_reg/. - Загл. с экрана (дата обращения 17.04.2015).

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2015

ражают специфические особенности товарных групп рынка МЕРКОСУР. Особенность единого тарифа МЕРКОСУР состоит в том, что страны-участницы имеют право изменять ставки ввозной таможенной пошлины. В соответствии с Решением №39/11 Совета МЕРКОСУР каждая страна получила право повышать ставки ввозной таможенной пошлины до уровней, не превышающих лимитов, установленных Всемирной торговой организацией, на 100 товаров, происходящих не из стран МЕРКОСУР, на период 12 месяцев с возможностью продления срока. Главным образом, это касается автомобилей, бытовой техники и определённых видов сельскохозяйственной продукции. Перечень товаров, на которые правительство какой-либо страны-участницы МЕРКОСУР захочет повысить ставки ввозной таможенной пошлины, должен направляться на согласование с правительствами других стран-членов МЕРКОСУР, которые могут в течение 15 дней представить свои возражения. На саммите МЕРКОСУР, состоявшемся в Мендозе в июне 2012 года, было одобрено Решение №25/12 Совета МЕРКОСУР, предусматривающее право членов группировки временно до конца 2014 г. увеличивать ставки ввозной таможенной пошлины уже не на 100, а на 200 товарных позиций, соответствующих кодам Единой номенклатуры МЕРКОСУР2.

Таблица 4

Эволюция средневзвешенного уровня ставок ввозной таможенной пошлины в Бразилии за период 1990 - 2014 гг.3

Год Количество кодов ТН ВЭД Тарифные ставки (в %)

Минимальная Максимальная Средневзвешенная

1990 12750 0 105 32,2

1991 12763 0 85 25,3

1992 12578 0 65 21,15

1993 13117 0 55 16,5

1994 12745 0 40 14,38

1995 8803 0 70 11,2

1996 9046 0 70 11,13

1997 9212 0 63 13,81

1998 9212 0 49 13,81

1999 9234 0 35 13,79

2000 9372 0 55 13,8

2001 9414 0 55 12,82

2002 9626 0 55 11,79

2 Портал внешнеэкономической информации. Страны мира и торгпредства. Бразилия. О стране. Нормативно-правовая база в области регулирования ВЭД. Таможенный тариф. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ved.gov. - Загл. с экрана (дата обращения 18.04.2015).

3 Нумерация таблиц и рисунков продолжающаяся.

11 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

37 Q

Год Количество кодов ТН ВЭД Тарифные ставки (в %)

Минимальная Максимальная Средневзвешенная

2003 9690 0 55 11,52

2004 9750 0 55 10,83

2005 9784 0 55 10,73

2006 9811 0 35 10,59

2007 9721 0 35 11,46

2008 9767 0 35 11,49

2009 9809 0 35 11,49

2010 9866 0 35 11,64

2011 9891 0 35 11,65

2012 10026 0 35 11,60

2013 10029 0 35 11,61

2014 10031 0 35 11,61

Источник: Brasil - Evolugao das alíquotas nomináis de importagao (1983 a 2014). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.desenvolvimento.gov.br/arquivos/dwnl_1407264386.pdf.

- Загл. с экрана (дата обращения 21.04.2015).

В Бразилии, которая законодательно закрепила использование норм Решения №39/11 Совета МЕРКОСУР выпуском декрета №7.734 от 28 мая 2012 года, регулированием ставок ввозной таможенной пошлины занимается такое подразделение Национального конгресса Бразилии, как Совет министров палаты внешней торговли (CAMEX - Conselho de Ministros da Cámara de Comércio Exterior). В целом эволюция средневзвешенного уровня ставок ввозной таможенной пошлины в Бразилии проиллюстрирована таблицей 4.

Бразильское правительство проводит жесткую политику по защите интересов национальных производителей. В связи с чем оно широко применяет антидемпинговые меры в дополнение к таможенно-тарифным мерам. Согласно отчету Департамента торговой защиты (DECOM) Министерства развития, промышленности и внешней торговли Бразилии, по состоянию на 01.09.2013 г., в Бразилии девствовало 67 антидемпинговых пошлин. Подавляющее большинство из них (27) применялось в отношении китайских производителей. А в течение последующих 9 месяцев 2013 года было инициировано еще 16 новых антидемпинговых расследований в отношении импортной продукции из 32 стран, в том числе и в отношении толстого листового проката из России4.

На сегодняшний день в Бразилии действуют следующие антидемпинговые пошлины в отношении российских товаров:

4 Торговое представительство Российской Федерации в Бразилии. Регулирование импорта в Бразилии. - [Электронный ресурс]. - URL: http://bra.ved.gov.ru/meropr/import_reg/.

- Загл. с экрана (дата обращения 17.04.2015).

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2015

□ на металлический магний с 19 апреля 2012 г. по 18 апреля 2017 г. действует пошлина в размере 890,72 долл. США за 1 т;

□ на шины для автобусов и грузовых транспортных средств с 21 ноября 2014 г. до 21 ноября 2019 г. действует пошлина в размере 1097,11 дол. США за 1 т в отношении российской компании ОАО «Кордиант» и в размере 2933,96 долл. США за 1 т в отношении остальных российских компаний5.

Если вести речь о нетарифных мерах регулирования импорта, то следует отметить, что в Бразилии количественные ограничения не имеют широкого распространения, но активно применяются паратарифные меры, такие, как взимание налогов при импорте товаров, например, налога на промышленную продукцию и налога с оборота. Кроме этого, также используются автоматическое лицензирование, технические барьеры, санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитар-ные меры.

Так, в соответствии с Декретом от 3 июля 1934 года №24.548 в целях ветеринарной защиты национального поголовья скота на территорию Бразилии строго воспрещен ввоз больных животных. При этом процедура импорта как животных, так и растений, а также продуктов питания должна соответствовать регламенту, установленному Инструкцией от 30 июня 2008 года №40 Министерства сельского хозяйства, животноводства и снабжения.

Типовые фитосанитарные требования, в частности установленные в целях регулирования поставок растительной продукции в рамках двусторонней торговли с Россией, нашли свое отражение в Меморандуме от 20 ноября 2009 года, подписанном между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (Россельхознадзор) и Секретариатом по защите животных и растений Министерства сельского хозяйства, животноводства и снабжения Бразилии6.

Одним из методов нетарифного регулирования в Бразилии является и установление особых требований к упаковке импортируемых товаров. Технические требования к упаковке и маркировке импортных товаров в Бразилии контролируется Национальным институтом метрологии, стандартизации и промышленного качества Бразилии (IMMETRO).

Подводя итог обзору мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли России с Бразилией, можно сделать следующие выводы:

□ таможенное законодательство ЕАЭС, стимулируя тарифными преференциями развитие торговли с развивающимися странами, стимулирует и бразильский экспорт в Россию сельскохозяйственной продукции;

5 Портал внешнеэкономической информации. Страны мира и торгпредства. Бразилия. Доступ на рынок. Торговые барьеры. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ved.gov. -Загл. с экрана (дата обращения 17.04.2015).

6 Торговое представительство Российской Федерации в Бразилии. Регулирование импорта в Бразилии. - URL: http://bra.ved.gov.ru/meropr/import_reg/.

11 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

□ несмотря на то что Правительство РФ, отменяя уплату вывозных таможенных пошлин, поощряет экспорт большей части товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, кроме сырьевых, российский импорт из Бразилии все-таки превышает российский экспорт в Бразилию;

□ отрицательное сальдо торгового баланса в немалой степени обусловлено бразильской таможенно-тарифной политикой, благоприятствующей существующей товарной структуре российского экспорта, в которой преобладают удобрения и топливно-энергетическая продукция, но в то же время препятствующей диверсификации номенклатуры российского экспорта в сторону повышения в нем удельного веса продукции высокой степени переработки.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Принимая во внимание то обстоятельство, что в среднем ежегодный прирост товарооборота взаимной торговли между Россией и Бразилией в докризисный период с 2005 года по 2008 год составлял около 1,5 млрд долл. США, и что эта закономерность проявила себя как в период с 2009 года по 2011 год, так и в 2014 году, очевидно, в 2015 году можно ожидать товарооборот в торговле между двумя странами на уровне 8,0 млрд долл. США (см. рисунок 2).

Такой оптимистичный прогноз развития российско-бразильских торгово-экономических отношений основывается в том числе и на том, что, во-первых, за первые пять месяцев 2015 года объем российского экспорта в Бразилию составил 1062 млн долл. США, т.е. превысил значение за аналогичный период прошлого года на 36 млн долл. США (прирост составил 3,51%)7. Во-вторых, ожидается, что дополнительный импульс развитию российско-бразильским торгово-экономическим отношениям придаст уфимский саммит БРИКС.

Между тем, если анализировать товарооборот внешней торговли Бразилии на основе последних данных, публикуемых на сайте Министерства развития, промышленности и внешней торговли Бразилии, например, на основе отчетов MDIC за первые пять месяцев 2015 года, то можно увидеть, что Россия занимает всего лишь 15 место в рейтинге стран, торгующих с Бразилией (в 2014 году по итогам аналогичного отчетного периода, Россия занимала 17 место). При этом на Россию пришлось 1,33% от всего объема внешней торговли Бразилии (соответственно, в 2014 году приходилось 1,22%). Доминирует в рейтинге Китай (его доля во внешней торговле Бразилии оценивается в 18,56%), а такому члену БРИКС, как Индия с ее 2,31%, отводится 8 место8.

7 Ministério do Desenvolvimento, Indústria e Comércio Exterior. Comércio Exterior. Balança comercial brasileira: Mensal. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mdic.gov.br//sitio/ interna/interna.php?area=5&menu=1161. - Загл. с экрана (дата обращения 28.06.2015).

8 Там же.

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2015

Рисунок 2

Прогноз товарооборота во взаимной торговле между Россией и Бразилией

в 2015 году, в млрд долл. США

Решение вопроса развития торговли России с Бразилией, и прежде всего за счет развития российского экспорта путем расширения его товарной номенклатуры в сторону видов продукции с высокой добавленной стоимостью, очевидно, возможно благодаря созданию зоны свободной торговли (ЗСТ), как это следует из анализа особенностей применения таможенно-тарифных и нетарифных инструментов регулирования взаимной торговли между двумя странами.

Целесообразность именно двустороннего сближения России и Бразилии в форме ЗСТ, а не создание ЗСТ в формате БРИКС в целом, отмечал в октябре 2014 года министр финансов Бразилии Марден Барбоза9.

Правда, такую ЗСТ, вероятно, следует организовывать не столько между Бразилией и Россией, сколько между Бразилией и ЕАЭС, который согласно «Договору о Евразийском экономическом союзе», обладает статусом субъекта международного права. Прецедент учреждения ЗСТ между отдельно взятой страной и ЕАЭС уже есть: 29.05.2105 г. председателем Правительства РФ и главами Правительств Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и Вьетнама было подписано Соглашение о ЗСТ с Вьетнамом10.

9 РИАНОВОСТИ. В мире. Аналитик: свободная торговля в БРИКС маловероятна. -[Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/world/20141029/1030830192.html. - Загл. с экрана (дата обращения 05.05.2015).

10 РИАНОВОСТИ. Экономика. Зона свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама: возможности, риски и планы. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/economy/20150529/1067199933. html. - Загл. с экрана (дата обращения 15.06.2015).

11 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

Однако решая вопрос развития торговли России с Бразилией за счет развития российского экспорта, в первую очередь, должен, безусловно, решаться вопрос повышения конкурентоспособности российских экспортеров. И здесь следует уделять особое внимание соблюдению такого принципа управления конкурентоспособностью фирмы, как формирование партнерских отношений с покупателями11. При этом одним из методов реализации данного принципа можно считать прямое инве стирование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надо сказать, что такой подход к развитию российско-бразильских торгово-экономических отношений уже апробирован.

Так, ОАО «Силовые машины» поставляет оборудование для ГЭС «Сан Жоан», при этом в бразильском городе Сан-Паулу «Силовые машины» создали свое дочернее предприятие - Power Machines E.G.E. do Brasil Ltda, которое содействует продвижению продукции компании на бразильский рынок, а также проводит комплексное техническое обслуживание генераторов к газовым и гидравлическим турбинам.

Новым перспективным направлением инвестиционного сотрудничества являются биотехнологии. Российская компания «Биокад» открыла в Бразилии дочернюю фирму BIOCAD BrazilPharmaceutica в целях реализации проекта, предусматривающего организацию в Бразилии производства современных высокоэффективных лекарственных средств. При этом бразильским фирмам BIOCAD BrazilPharmaceutica и Tecpar проданы эксклюзивные права на продажи бевацизу-маба (противоопухолевого лекарственного средства) в рамках государственных программ лекарственного обеспечения в Бразилии.

Поставщик систем спутникового мониторинга транспорта «Русские навигационные технологии» (РНТ) также как и «Силовые машины» зарегистрировал в Сан-Паулу дочернюю компанию. При этом доля РНТ в уставном капитале этой компании - Gisline Rastreamento - составляет 51%. Gisline Rastreamento будет использовать возможности спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС12.

Примеров бразильских инвестиций в Россию пока немного. Тем не менее, они есть:

□ в 2010 году в подмосковном городе Одинцово было запущено российско-бра-зильско-итальянское совместное предприятие (СП) Marr Russia по производству мясных полуфабрикатов. Кроме российской стороны, в нем участвуют бразильская Inalca JBS и итальянский пищевой концерн Gruppo Cremonini. Общий объем инвестиций в проект составил около 100 млн евро. Срок окупаемости проекта - 10

11 Федоренко К. П. Система принципов управления конкурентоспособностью фирмы на промышленном рынке // Промышленный и b2b маркетинг. - 2013. - № 3. - С. 202-211.

12 Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: Монография / Б. А. Хейфец. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 220 с.

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2015

лет. Мощность цеха по производству мясных полуфабрикатов оценивается в 25 тыс. тонн продукции в год и в перспективе может достигнуть 50 тыс. тонн в год. Складские мощности позволяют хранить более 13 тыс. тонн готовой продукции, которую СП поставляет, главным образом, российской сети ресторанов быстрого обслуживания McDonald's;

□ в 2011 году российской компанией ОАО «КАМАЗ» и бразильской компанией Marcopolo S.A. было подписано соглашение о создании СП по производству в Российской Федерации автобусов Marcopolo. Автобусы вместимостью до 30 человек выпускаются в Башкирии на мощностях ОАО «НЕФАЗ» (входящего в концерн «КАМАЗ»). В проект к началу 2012 года было вложено около 10 млн долл. США. Ожидается, что к 2016 году СП выйдет на проектную мощность (около 3000 автобусов в год)13.

Таким образом, к числу основных направлений развития торгово-экономических отношений между Россией и Бразилией можно отнести:

1) создание зоны свободной торговли;

2) развитие производственной кооперации в различных отраслях экономик двух стран (пищевой промышленности, энергетике, машиностроении, телекоммуникациях и др.);

3) взаимное прямое инвестирование.

При реализации этих направлений в регулярной торговле между резидентами двух стран будет расти доля так называемой внутрифирменной торговли, что будет повышать конкурентоспособность в том числе и российских товаров высокой степени обработки на бразильском рынке, а значит и будет расти экспорт из Российской Федерации в Федеративную Республику Бразилия, укрепляя в целом экономические позиции нашей страны на латиноамериканском материке.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, вступил в силу 01.01.2015) (Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze (podpisan v g. Astane 29.05.2014, vstupil v silu 01.01.2015))

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) (ред. от 27.01.2015) (Edinyj tamozhennyj tarif Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza (ETT EAJeS) (red. ot 27.01.2015))

Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 N° 754 (ред. от 15.05.2015) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.08.2013 № 754 (red. ot 15.05.2015) «Ob utverzhdenii stavok vyvoznyh tamozhennyh poshlin na tovary, vyvozimye iz Rossijskoj Federacii za predely gosudarstv -uchastnikov soglashenij o Tamozhennom sojuze»)

13 Там же.

11 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: Монография / Б. А. Хейфец. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 220 с. (Rossija i BRIKS. Novye vozmozhnosti dlja vzaimnyh investicij: Monografija / B. A. Hejfec. — M. : Izdatel'sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K°», 2014. — 220 s.)

Пантелеева Е. И., Федоренко К. П. Особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования двусторонней торговли между Россией и Индией // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 4. - С. 67 - S7 (Panteleeva E. I., Fedorenko K. P. Osobennosti tamozhenno-tarifnogo i netarifnogo regulirovanija dvustoronnej torgovli mezhdu Rossiej i Indiej // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. - 2015. - № 4. - S. 67 - S7).

Федоренко К. П. Система принципов управления конкурентоспособностью фирмы на промышленном рынке // Промышленный и b2b маркетинг. - 2013. - № 3. - С. 202-211 (Fedorenko K. P. Sistema principov upravlenija konkurentosposobnost'ju firmy na promyshlennom rynke // Promyshlennyj i b2b marketing. - 2013. - № 3. - S. 202-211).

Минпромторг России. О введении антидемпинговых мер в отношении никельсодер-жащего нержавеющего плоского проката, происходящего из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Федеративной Республики Бразилия и Южно-Африканской Республики и ввозимого на территорию Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - URL: http://old.minpromtorg.gov.ru/actions/anti-dumping/29. - Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2015) (Minpromtorg Rossii. O vvedenii antidempingovyh mer v otnoshenii nikel'soderzhashhego nerzhavejushhego ploskogo prokata, proishodjashhego iz Kitajskoj Narodnoj Respubliki, Respubliki Koreja, Federativnoj Respubliki Brazilija i Juzhno-Afrikanskoj Respubliki i vvozimogo na territoriju Rossijskoj Federacii. - [Jelektronnyj resurs])

РИАНОВОСТИ. В мире. Аналитик: свободная торговля в БРИКС маловероятна. -[Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/world/20141029/1030830192.html. - Загл. с экрана (дата обращения 05.05.2015) (RIANOVOSTI. V mire. Analitik: svobodnaja torgovlja v BRIKS maloverojatna. - [Jelektronnyj resurs])

РИАНОВОСТИ. Экономика. Зона свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама: возможности, риски и планы. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ria.ru/economy/20150529/1067199933. html. - Загл. с экрана (дата обращения 15.06.2015) (RIANOVOSTI. Jekonomika. Zona svobodnoj torgovli EAJeS i V'etnama: vozmozhnosti, riski i plany. - [Jelektronnyj resurs])

Торговое Представительство Российской Федерации в Федеративной Республики Бразилии. Российско-Бразильская Комиссия высокого уровня. - [Электронный ресурс]. -URL: http://torgrussia.org/index/0-35. - Загл. с экрана (дата обращения 07.04.2015) (Torgovoe Predstavitel'stvo Rossijskoj Federacii v Federativnoj Respubliki Brazilii. Rossijsko-Brazil'skaja Komissija vysokogo urovnja. - [Jelektronnyj resurs])

Торговое представительство Российской Федерации в Бразилии. Регулирование импорта в Бразилии. - [Электронный ресурс]. - URL: http://bra.ved.gov.ru/meropr/import_reg/. -Загл. с экрана (дата обращения 17.04.2015) (Torgovoe predstavitel'stvo Rossijskoj Federacii v Brazilii. Regulirovanie importa v Brazilii. - [Jelektronnyj resurs])

Портал внешнеэкономической информации. Страны мира и торгпредства. Бразилия. Доступ на рынок. Торговые барьеры. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ved.gov. - Загл. с экрана (дата обращения 17.04.2015) (Portal vneshnejekonomicheskoj informacii. Strany mira i torgpredstva. Brazilija. Dostup na rynok. Torgovye bar'ery. - [Jelektronnyj resurs])

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2015

Портал внешнеэкономической информации. Страны мира и торгпредства. Бразилия. О стране. Нормативно-правовая база в области регулирования ВЭД. Таможенный тариф. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ved.gov. - Загл. с экрана (дата обращения 18.04.2015) (Portal vneshnejekonomicheskoj informacii. Strany mira i torgpredstva. Brazilija. O strane. Normativno-pravovaja baza v oblasti regulirovanija VJeD. Tamozhennyj tarif. -[Jelektronnyj resurs])

Brasil - Evoluçâo das alíquotas nominais de importaçâo (1983 a 2014). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.desenvolvimento.gov.br/arquivos/dwnl_1407264386.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения 21.04.2015)

MERCOSUR. En pocas palabras. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mercosur. int/innovaportal/v/3862/4/innova.front/en_pocas_palabras. - Загл. с экрана (дата обращения 21.04.2015)

Ministério do Desenvolvimento, Indústria e Comércio Exterior. Comércio Exterior. Balança comercial brasileira: Mensal. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mdic.gov.br//sitio/ interna/interna.php?area=5&menu=1161. - Загл. с экрана (дата обращения 28.06.2015)

Ministério do Desenvolvimento, Indústria e Comércio Exterior. Comércio Exterior. Balança comercial brasileira: Mensal. Navegaçâo desta área - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mdic.gov.br//sitio/interna/interna. php?area=5&menu=1161. - Загл. с экрана (дата обращения 14.03.2015)

11 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.