УДК 347.9
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ
НА содержание несовершеннолетних детей
КОЛЕДИНА Мария Владимировна
ассистент кафедры гражданского процесса Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» г. Уфа, Россия E-mail: [email protected]
На сегодняшний день в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении несколько законопроектов касающихся изменений в законодательстве, связанных с алиментными обязательствами. Это говорит о том, что вопросы совершенствования алиментного законодательства не теряют своей актуальности уже несколько лет. Одна из проблем неуплаты алиментов в нашей стране заключается в том, что состояние семейного законодательства действительно отличается от современных реалий. Семейное право в России остается на уровне 1995 года, когда был принят ныне действующий Семейный кодекс РФ. Анализируются современные тенденции, складывающиеся в системе обеспечения детей алиментами, и рассматриваются возможности воздействия со стороны государства на неплательщиков алиментов. На основании опыта зарубежных стран по взысканию алиментных платежей предлагаются некоторые направления совершенствования алиментного законодательства России.
Ключевые слова: родители, несовершеннолетние дети, алименты, взыскание, семья, закон, кодекс, развод, суд.
CURRENT STATUS AND SOME PROBLEMS OF ALIMONY RECOVERY FOR MINOR
CHILDREN
KOLEDINA Maria Vladimirovna
Teaching Assistant of the chair of Civil Procedure of the Institute of Law of the FSBI HE "Bashkir State University", Ufa, Russia, E-mail: [email protected]
Currently in the State Duma of the Russian Federation there are several bills under consideration regarding changes in the alimentary law. This suggests that the issues of improving alimentary laws do not lose their relevance for several years. In our opinion, one of the problems of non-support, in our country is that the state of family law truly differs from modern realities. Family law in Russia remains at the level of 1995, when current Family Code was adopted. The author analyzes actual trends in the system of ensuring child support. The possibilities of state impact on child support non-payers are reviewed. On the basis of the experience of foreign countries to recover child support payments the author suggests some directions for improving the Russian alimentary legislation.
Key words: parents, minor children, alimony, recovery, family, law, code, divorce, law court.
Каждый год растет количество неполных семей и не только в России, но и во многих развитых странах. Рост числа разводов и неполных семей вызывает беспокойство, поскольку родители-одиночки и их дети страдают эмоционально, а также испытывают социально-экономические трудности.
В январе-июне 2014 года значение общего коэффициента брачности в пересчете на год составило в России (без учета Крымского федерального округа) 6,7%, как и в первом полугодии 2013 года, а общего коэффициента разводимости - 4,7% (4,4%). В расчете на 1000 зарегистрированных браков было зафиксировано 702 развода (в январе-июне 2013 года - 656) [1]. Эта неутешительная статистика говорит, и о том, что соответственно после развода, как правило, возникают споры по поводу содержания детей, что подтверждается обзором судебной практики по делам, связанным с взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей, утвержденный Президиумом ВС РФ 13 мая 2015 г. [2]
Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что на протяжении последних трех лет количество дел о взыскании алиментов на детей возрастает. Так, если в 2012 году судами и мировыми судьями окончено производством 318 763 дела, то в 2013 году - 323 601 дело, а в 2014 году - 328 714 дел. Согласно сведениям об итогах работы судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных производств о взыскании алиментов на 01.01.2015 в Управление Федеральной службы судебных приставов по РБ поступило 5786 обращений, в том числе по вопросам взыскания алиментов 1149 или 20 % от общего количества поступивших на рассмотрение, то есть каждое 5-е обращение содержит алиментные требования.
Стоит отметить, что вышеуказанная проблема имеет двоякую природу: с одной стороны - это проблема общества, приобретающая массовый характер из-за низкого уровня воспитания, духовных и нравственных качеств родителя, обязанного платить алименты, отсутствие сознания ответственности перед собственным ребенком, который нуждается в его поддержке. Как правило, дети становятся разменной монетой в неукротимых амбициях родителей, которые пытаются отомстить друг другу за личные обиды, а в иных случаях просто не желают договариваться и цивилизованно разрешить возникшие разногласия, мнение и потребности детей не учитываются, о них просто забывают.
Другая сторона этой проблемы - отсутствие четкой правовой регламентации при решении вопросов взыскания и получения денежных средств на содержание детей. Вместе с тем, далеко не все дети, по закону имеющие право на получение содержания от своих родителей и иных членов семьи, реализуют это право в действительности.
Препятствиями к тому являются:
- невысокий уровень заработной платы отдельных плательщиков алиментов;
- занижение официальных данных о размерах фактически получаемой заработной платы али-ментообязанным лицом;
- укрывательство доходов и имущества от обращения взыскания со стороны некоторых плательщиков алиментов;
- отсутствие действенных механизмов стимулирования и укрепления семьи на государственном уровне.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, обращено внимание на необходимость разработки мер по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей, что позволит сократить долю детей, не получающих алименты в полном объеме. Полагаем, что для надлежащего выполнения недобросовестными родителями своих обязанностей по оплате алиментов необходимо принять на государственном уровне комплекс мер по повышению эффективности механизма взыскания алиментов на детей:
- создание Единой государственной политики в сфере укрепления института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций внутрисемейных отношений;
- признание прожиточного минимума как основного критерия для принятия решения о мерах поддержки семей с детьми;
- создание Алиментного фонда;
- создание системы льгот путем уменьшения размера налогов на каждого ребенка в семье по нарастающей;
- разработка мер по усилению ответственности должников и методов психологического воздействия на них, в целях предупреждения деятельности по неуплате алиментов.
Все вышеуказанные предложения должны выразиться в изменении отдельных положений семейного, уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях, а также в совершенствовании существующей системы взыскания алиментов.
В ряде иностранных государств эффективно действуют государственные структуры, деятельность которых направлена на взыскание средств, на содержание детей с родителей, живущих раздельно с детьми. В Латвии в 2005 году создан Гарантийный фонд средств на содержание детей, деятельность которого является весьма эффективной. В Англии создано специальное Агентство по взысканию средств на содержание детей, являющееся государственным органом и обладающее особыми полномочиями для принудительного исполнения решений в отношении обязанности родителей по содержанию своих детей. В этих странах действует мощная и эффективная государственная поддержка детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, тогда как в настоящее время наше государство в сфере разводов и их последствий действует в основном в качестве законодателя, определяющего судебные установления и их исполнение.
В субъектах Российской Федерации осуществляются меры по обеспечению материальной поддержки семей, имеющих детей, в тех случаях, когда взыскание алиментов с их родителей не производится, но такая поддержка распространяется только на небольшую часть нуждающихся в ней детей. Например, в Башкирии размер детского пособия составляет 213 рублей - на ребенка, родитель(-ли) которого уклоняется(-ются) от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно.[3]
Кроме того, существенные различия в финансовых возможностях субъектов РФ обусловливают объективную невозможность единообразного обеспечения денежными пособиями всех детей, не получающих алименты от своих родителей. Создающаяся в таких условиях неравномерность государственной помощи родителям и иным лицам, на попечении которых находятся дети, не получающие алименты от своих родителей, и полное ее отсутствие в отдельных субъектах могут быть устранены путем создания Государственного централизованного алиментного фонда. Несмотря на наличие сложных проблем, связанных с финансированием такого фонда и с последующим взысканием с должников, выплаченных государством денежных средств, его создание способствовало бы полноценной реализации конституционных положений о гарантиях государства в воспитании детей (ст. 39), защите семьи, материнства и детства (ст. 38).
Таким образом, принимая во внимание международный опыт и эффективность работы соответствующих структур за рубежом, считаем, что создание Алиментного фонда на государственном
уровне необходимо, но только как дополнение к мерам, стимулирующим злостных неплательщиков содержать собственных детей.
«Идея, о необходимости такого фонда, проста и понятна: защитить тех, кто оказался в непростом положении, - рассуждает Елена Тополева-Солдунова, член Общественной палаты. - Однако, на мой взгляд, эта проблема не должна в полной мере решаться за счёт добросовестных налогоплательщиков, на которых, по сути, лягут чужие обязанности. Необходимо вырабатывать и реализовывать механизмы, которые будут стимулировать людей добросовестно платить алименты. Иначе вся затея с алиментным фондом представляется весьма сомнительной» [4].
«Всех алиментщиков, по мнению Татьяны Гавриловой, можно условно поделить на две группы. Первые - люмпены, асоциальные типы, для которых уход из семьи - лишний повод порвать все связи, сдерживающие их от пьянства, безалаберной жизни. Ничего у меня нет, пусть и этого не будет. И вообще, какой с меня спрос!
Вторая категория - вполне успешные мужчины, которые не справились с новой для себя ролью отца, не выдержали груза ответственности. Такие папы часто создают вторую семью и не считают нужным помогать первой. И самое страшное, они вовсе не считают своё поведение недостойным» [5].
На наш взгляд, лиц, обязанных платить алименты можно разделить на три группы: 1) лица, исправно уплачивающие алименты; 2) лица, имея определенное материальное состояние, притворяются безработными; 3) лица, в действительности, не имеющие никаких материальных благ, являющиеся безработными, при этом ведут антиобщественный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками [6 с. 56].
Если на практике с первой категорией алиментообязанных лиц у пристава-исполнителя не бывает проблем, то со второй, а тем более с третьей категорией указанных лиц проблем больше чем достаточно. «Головной болью» для пристава-исполнителя является третья группа алиментообязанных должников. Думается, что именно в отношении этой категории алиментообязанных лиц нужно создать Алиментный фонд и более широко применять исправительные работы.
На сегодняшний день, ст. 157 Уголовного кодекса РФ о злостном уклонении от уплаты алиментов, предусматривает несколько вариантов наказания для алиментообязанных лиц: исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, арест на срок до трех месяцев, лишением свободы на срок до одного года. Но как показывает практика, арест и заключение являются наименее эффективными мерами наказания. В первую очередь, потому, что интересы ребенка при этом все равно не соблюдаются - нерадивые родители, отсиживая срок, лишь копят свой долг.
«Многие из алиментщиков - социально опустившиеся, неработающие, бомжующие люди. Заключение для них - это манна небесная: бесплатный ночлег, тепло и еда. При этом от того, что они сидят, их ребенку, как говорится, ни жарко, ни холодно. Поэтому исправительные работы - это более эффективный способ наказания алиментообязанных лиц. Так появляется шанс, что ребенок будет получать хоть какую-то копейку» - утверждает директор юридического бюро «Адвокат» Денис Раут [7].
В службе судебных приставов подтвердили, что большую категорию алиментщиков составляют как раз асоциальные типы, но эффективность работы с ними очень мала. Однако исправительные работы - тоже не панацея. Некоторые из привлеченных к исправительным работам предпочитают не выходить на работу с целью быть подвергнутым к административному аресту 15 суток, а пусть и все три месяца, допустимые по закону. Таким образом, ребенок опять же не получает положенных ему алиментов. Так, мировой судья Буздякского района Республики Башкортостан признал гражданку Р. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ (Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей), и назначил наказание в виде 3 месяцев 5 дней лишения свободы.
Девять лет назад, в июле 2005 года, Буздякский районный суд обязал женщину выплачивать алименты в пользу детского учреждения, куда был отправлен ее малолетний сын Эдуард. Однако должница алименты, по-прежнему, не платила, мер к трудоустройству не предпринимала.
Ей было назначено наказание в виде шести месяцев исправительных работ с удержанием 5% от заработной платы в доход государства. Однако нерадивая мать неоднократно допускала нарушение порядка и условий отбывания наказания. В связи с этим, в декабре 2013 года постановлением мирового судьи не отбытая часть наказания ей была заменена лишением свободы на срок 10 дней с отбыванием наказания в колонии-поселении. Но гр. Р. самостоятельно в колонию не прибыла, тем самым уклонилась от исполнения приговора и постановления суда. В сентябре этого года решением суда женщине назначено окончательное наказание в виде 3 месяцев 5 дней лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Нерадивая мать была взята под стражу в зале суда [8].
Думается, что ужесточение ответственности за неуплату алиментов в виде принудительных работ, окажется более эффективной мерой. Принудительные работы были включены в УК РФ (ст. 53) в качестве одного из видов наказания 7 декабря 2011 года. Этот вид наказания должен был начать применяться в 2013 году, однако в связи с неготовностью уголовно-исполнительной системы, его введение в действие было отсрочено до 2014 года. В сентябре 2013 года появилась информация о том, что
Министерство юстиции РФ готовит законопроект о переносе вступления в силу положений уголовного законодательства о принудительных работах на 2017 год в связи с нехваткой средств на создание исправительных центров. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 431-ФЗ вступление в силу положений УК о принудительных работах было отложено до 1 января 2017 года.
Согласно ст. 53.1 УК РФ из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20 %. Тем самым, привлечение злостных алиментщиков к принудительным работам - создаст ещё один источник пополнения государственной казны РФ.
И если маргинальных элементов ужесточение уголовного преследования не особо страшит, возможно, оно напугает другую категорию алиментщиков - обеспеченных, работающих людей. Думается, что мало кто захочет помимо основного места работы, ещё и «отрабатывать» на принудительных работах. Им будет гораздо проще - оплачивать алименты «по закону». Привлечение к принудительным работам, на наш взгляд, также частично решит проблему зарплат «в конверте». Это тоже будет ещё одним положительным моментом, в вопросе пополнения государственной казны.
По мнению экспертов, уголовное наказание за уклонение от выплаты алиментов ужесточать нужно, но полностью эта мера проблемы не решит. Во-первых, это не столь социально опасное преступление, за которое нужно присуждать, скажем, 10 лет заключения. А нынешние небольшие сроки, как уже было сказано, не особо пугают должников.
Есть и другие минусы в сугубо уголовном преследовании алиментщиков. Человек, просто отбывающий наказание, в любом случае не выплачивает алименты своему ребенку. С другой стороны, за содержание его самого в местах заключения платят налогоплательщики. Кроме того, такой человек получает статус судимого, что впоследствии может негативно сказаться, на биографии его ребенка. Например, при поступлении на государственную службу или в правоохранительные органы. Как известно, там «пробивается» судимость ближайших родственников, и ее наличие может стать причиной отказа в приеме на службу. Таким образом, от действий алиментщика его ребенок страдает дважды.
Вот так прокомментировала инициативу об ужесточении ответственности за неуплату алиментов, депутат Е. Мизулина: «В наш Комитет по вопросам семьи, женщин и детей поступает невероятное количество обращений с требованием ужесточить законодательство в отношении нерадивых алиментщиков. По данным Федеральной службы судебных приставов, в отношении почти 200 тысяч неплательщиков алиментов сейчас проводятся мероприятия, направленные на привлечение должников к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 157 УК РФ. И лишь по 66 тысячам исполнительных производств должники привлечены к уголовной ответственности. Когда меры слабы, мы получаем ситуацию, при которой у колеблющегося алиментоплательщика появляется уверенность в собственной безнаказанности» [9].
Вместе с тем, многие специалисты рекомендуют, наряду с увеличением строгости, включать и стимулы, способствующие добровольности и гуманности разведенных родителей в отношении детей. Из опыта зарубежных стран в числе таких стимулов, например, снижение размера алиментов, если отец со своей стороны время от времени несет дополнительные расходы на ребенка, формально не предусмотренные (берет к себе его на каникулы и пр.). В СК РФ есть статья о порядке участия родителей в дополнительных расходах на детей, но по решению суда (ст. 86), и ничего не сказано о возможном поощрении в таких случаях, когда, к примеру, отдельно проживающий отец, несущий добровольно дополнительные расходы на ребенка (его отдых, занятие спортом, оплату услуг репетитора, покупку компьютера и пр.), вправе получить с согласия матери некоторое снижение размера алиментов за счет уменьшения подобных затрат на содержание ребенка. Подобную идею стоит обсудить. Еще одним способом поощрения со стороны государства к надлежащим алиментным отношениям могли бы стать некоторые налоговые льготы на алименты как на расход, решающий некоторую социальную задачу. В США, в частности, практикуется посемейное налогообложение расходов с учетом содержания иждивенцев - детей и родителей, с вычетом их из налоговой базы. У нас существует персонифицированное налогообложение дохода каждого получателя. Просто исключить из него средства, уплачиваемые в виде алиментов, было бы неверным по отношению к остальным выплатам на детей (на детский сад, посещение спортивной секции и т.п.). Поэтому в целях общественной поддержки исполнения родительских обязанностей рационально распространить на алименты правило стандартного вычета (п. 4, абз. 5 ст. 218 НК РФ) путем предоставления права на такой вычет «лицам, уплачивающим алименты на детей».
Таким образом, считаем, что проблема невыплаты алиментов, на сегодняшний день, нуждается в повышенном внимании со стороны государства и пока в стране не будет адекватной уголовной ответственности за неуплату алиментов, т.е. за фактическое лишение несовершеннолетних детей, средств к существованию, - будет остро существовать проблема взыскания алиментов.
Библиографические ссылки
1. За 6 месяцев 2014 года число зарегистрированных браков и разводов, по сравнению с тем же периодом 2013 года, увеличилось // Демоскоп Weekly: интернет-изд. 2014. 8-21 сентября. URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0609/barom04.php (дата обращения: 01.12.2015).
2. Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения споров о взыскании алиментов на детей [Электронный ресурс]: Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 мая 2015 г.) Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ.РУ».
3. Ежемесячное пособие на ребенка // ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения: выплаты и пособия. URL:http://rcspn.mintrudrb.ru/posts/8548 (дата обращения: 29.11.2015).
4. Власти вновь заговорили о создании алиментного фонда // Аргументы недели: ежедн. интернет - изд. 2013. 11 апр. URL: http://argumenti.ru/social/n384/245884 (дата обращения: 15.11.2015).
5. Законодатели хотят защитить детей безответственных родителей // Парламентская газета: ежедн. интернет -изд. 2014. 13 февр. URL: https://www.pnp.ru/newspaper/detail/50133 (дата обращения: 17.11.2015).
6. Мурзабулатов У.М. Развитие судебно-исполнительной системы России и концептуальные пробелы в законодательстве об исполнительном производстве: Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.
7. Заплати алименты и спи спокойно // Newslab.ru: интернет-газета. 2012. 23 окт. URL: http://newslab.ru/article/477698 (дата обращения: 01.11.2015).
8. Мать-алиментщица проведёт в колонии три месяца // Управление Федеральной службы судебных приставов Республики Башкортостан: новости. URL: http://r02.fssprus.ru/news/document22521482/ (дата обращения: 01.12.2015).
9. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/ (дата обращения: 10.11.2015).
References
1. Within 6 months of 2014 the number of registered marriages and divorces, compared with the same period of 2013, increased // Demoscope Weekly: online edition. 2014 8-21 sentyabrya.URL: http: //demoscope.ru/weekly/2014/ 0609/barom04.php (date of circulation: 01.12.2015).
2. The Supreme Court summarized the practice of dispute resolution for the recovery of child support [electronic resource]: Review of judicial practice in cases related to the recovery of maintenance for minor children as well as disabled adult children (ratified. Presidium of the Supreme Court of May 13, 2015 Mr.) Access from sprav. legal system "GARANT.RU."
3. The Monthly Child Allowance // MAS Republican Center of Social Support: Payments and Benefits. URL: http: //rcspn.mintrudrb.ru/posts/8548 (date of treatment 11.29.2015).
4. The Authorities Once again are Talking about the Creation of Alimentary Fund // Argumenty Nedeli: Everyday. Internet - ed. 2013. April 11. URL: http://argumenti.ru/social/n384/245884 (the date of circulation: 11.15.2015).
5. Lawmakers Want to Protect Children from Irresponsible Parents // Parliamentary newspaper: Everyday. Internet - ed. Feb 13, 2014. URL: https://www.pnp.ru/newspaper/detail/50133 (date of treatment 11.17.2015).
6. Murzabulatov U.M. The development of the judicial and Executive System of Russia and Conceptual Gaps in the Law on Enforcement Proceedings: Monograph. Ufa: RIC BSU, 2015. p.56
7. Pay Alimony and Sleep // Newslab.ru: Internet - the newspaper. 2012. October 23. URL: http://newslab.ru/article/477698 (the date of circulation: 01.11.2015).
8. Mother - Alimony Drone will be hold in a Prison Colony for three Months // Office of the Federal Bailiff Service of the Republic of Bashkortostan: News. URL: http://r02.fssprus.ru/news/document22521482/ (date of treatment: 01.12.2015).
9. The State Duma Committee on Family, Women and Children. [Electronic resource]. URL: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/ (date of treatment: 10/11/2015).
Дата поступления: 14.01.2016 Received: 14.01.2016
УДК 342.4
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАТРОНАТА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
РЕЗЯПОВА Гузель Фратовна
доцент кафедры гражданского права Института права Башкирского государственного института, г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
Институт патроната или патронатной семьи рассматривается в данной статье как способ создания улучшенных по сравнению с детскими домами условий проживания и образования детей. Отмечается опережающее учреждение патроната в отдельных субъектах РФ в отсутствие федерального регулирования на примере Республики Башкор-
LEGAL REGULATION OF PATRONAGE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
REZIAPOVA Guzel Fratovna
Assistant Professor of the chair of Civil Law of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia E-mail: guzel. reziapova@yandex. ru
In this article the institute of patronage or foster family is considered as a way of creating better living and education conditions for children in comparison with orphanages. On the example of the Republic of Bashkortostan the author points out advancing establishment of patronage in some regions of Russia with no federal regUlation.