Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

323
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК УГЛЕЙ / РЫНОК КОКСУЮЩИХСЯ УГЛЕЙ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / РИСКИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УГОЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Э.А., Франкевич Ж.А., Пекова И.А.

В статье проведен комплексный анализ современного состояния отечественной угольной промышленности. Особое внимание уделяется рискам, связанным с нестабильностью ситуации на международных угольных рынках, конкуренцией в международной торговле, уменьшением потребности в угле на фоне усиления экологической и климатической повесток, а также разработкой в области инновационных, альтернативных источников энергии. Рассмотрены меры государственного регулирования, направленные на снижение нарастающих рисков. Меры включают совершенствование нормативно-правовой базы эффективной трансформации угледобывающей отрасли, влияние на формирование и поддержку рынков сбыта путем программных ориентиров развития сопряженных отраслей, развитие и совершенствование инвестиционной и социальной среды и другие. Актуальность исследования подтверждается значением для российской экономики угольной отрасли, как обеспечивающей существенный вклад в ВВП страны, федеральный бюджет от налоговых поступлений, валютную выручку от экспорта топливно-энергетических товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND MEASURES OF STATE REGULATION OF THE DOMESTIC COAL INDUSTRY

The article provides a comprehensive analysis of the current state of the domestic coal industry. Particular attention is paid to the risks associated with the instability of the situation in international coal markets, competition in international trade, a decrease in demand for coal against the backdrop of strengthening environmental and climate agendas, as well as the development of innovative, alternative energy sources. Measures of state regulation aimed at reducing the growing risks are considered. The measures include improving the regulatory framework for the effective transformation of the coal mining industry, influencing the formation and support of sales markets through program guidelines for the development of related industries, developing and improving the investment and social environment, and others. The relevance of the study is confirmed by the importance for the Russian economy of the coal industry, as providing a significant contribution to the country's GDP, the federal budget from tax revenues, foreign exchange earnings from the export of fuel and energy products.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Современное состояние и меры государственного регулирования отечественной угольной промышленности

Попова Элина Аркадьевна

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики минерально-сырьевого комплекса Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе, popovaea@mgri.ru

Франкевич Жанна Александровна

к.э.н., доцент кафедры экономики минерально-сырьевого комплекса Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе, frankevitchzha@mgri.ru

Пекова Ирина Андреевна

к.э.н., доцент кафедры экономики минерально-сырьевого комплекса Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе, pekovaia@mgri.ru

В статье проведен комплексный анализ современного состояния отечественной угольной промышленности. Особое внимание уделяется рискам, связанным с нестабильностью ситуации на международных угольных рынках, конкуренцией в международной торговле, уменьшением потребности в угле на фоне усиления экологической и климатической повесток, а также разработкой в области инновационных, альтернативных источников энергии. Рассмотрены меры государственного регулирования, направленные на снижение нарастающих рисков. Меры включают совершенствование нормативно-правовой базы эффективной трансформации угледобывающей отрасли, влияние на формирование и поддержку рынков сбыта путем программных ориентиров развития сопряженных отраслей, развитие и совершенствование инвестиционной и социальной среды и другие. Актуальность исследования подтверждается значением для российской экономики угольной отрасли, как обеспечивающей существенный вклад в ВВП страны, федеральный бюджет от налоговых поступлений, валютную выручку от экспорта топливно-энергетических товаров. Ключевые слова: угольная промышленность, энергетический рынок углей, рынок коксующихся углей, материальные потоки объектов топливно-энергетической отрасли, инновационные источники энергии, риски топливно-энергетического комплекса, меры государственного регулирования, интенсификация угольного производства.

Добывающая промышленность, как базовая, фондообразующая и ресурсообеспе-чивающая отрасль, играет в экономике страны огромную роль. Важнейшее значение добывающей промышленности для экономики страны подтверждается принятой Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, направленной в том числе на решение проблем сохранения природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей [4].

По данным Государственного доклада «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов российской федерации в 2020 году», российская добывающая промышленность обеспечила 8,8% ВВП страны в рыночных ценах. Доля НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) составила 35,3% поступлений в федеральный бюджет, доля топливно-энергетических товаров в российском экспорте в стоимостном выражении составили 49,6% [2].

Угольная промышленность была и остается одной из системообразующих отраслей в российской экономике. Фонд действующих угледобывающих предприятий по

состоянию на 01.07.2019 г. насчитывает 172 предприятия. В угольной отрасли трудится 148 тыс. человек, а также 500 тыс. рабочих мест в смежных отраслях. Угольные предприятия являются градообразующими для 31 моногорода общей численностью 1.5 млн человек. 50% электроэнергии в Сибири и на Дальнем Востоке производится угольной генерацией. Уголь - груз номер один для железнодорожников, он обеспечивает 39% грузооборота страны, и составляет до 50% загрузки дальневосточных морских портов [1]. Поэтому вопросы, связанные с вниманием государства к поддержанию и развитию угледобычи, продолжают быть важными для экономики страны.

Россия занимает четвертое место в мире после США, Австралии и Китая по масштабам сырьевой базы угля. Запасы каменного угля и антрацита категории А+В+С1 составляют 54 млрд. т, запасы бурового угля 58,8 млрд. т, что составляет 11% мировых запасов угля. При этом, доля в мировой добыче лишь 5% или 361,8 млн. т. Данное несоответствие запасов и добычи угля, прежде всего, связано с географическим положением основных угольных месторождений, расположенных в значительном удалении от внешнеэкономических потребителей. Географическая расположенность угледобывающих регионов, а именно транспортная составляющая, является существенным фактором цены угля на внешних рынках.

Наибольшую долю в добыче занимает каменный уголь (75%), из которых для целей энергетики используется 2/3, 1/3 используется для коксования. Добыча коксующегося угля в России на протяжении многих лет составляет порядка 90-94 млн. т. Это связано с ограничениями объемов производства потребителей, основную часть которых составляют металлургические заводы. Однако, добыча энергетических каменных углей растет и к 2019 году превысило 200 млн т. Период пандемии повлиял на снижение добычи на 11%. Бурые угли используются в качестве топлива для местных нужд. В 2020 г. было добыто 72,6 млн. т. бурового угля, 19, 3 млн. т антрацита, 181,7 млн т каменного энергетического угля и 92,3 млн. т каменного коксующегося [9].

Увеличение добычи угля в 2021 году по сравнению с 2020 годом произошло в Южном на 30, 5%, Сибирском на 8,9 % и Дальневосточном на 11,3 % федеральных округах, при этом снижение добычи угля отмечено Северо-Западном федеральном округе на 14,1 %, прекращение добычи отмечено в Центральном федеральном округе. Основной вклад в добычу угля по стране вносит Сибирский федеральный округ -76,3 % от общего объема добычи угля в России [6]. В целом, по данным Росстата, добыча угля в России в 2021 г. составила 432 млн т. Она увеличилась по сравнению с 2020 г. на 33,8 млн т, или на 8,5% [7].

2022-2021 годы можно охарактеризовать как годы снижения цен на энергетические угли в Европе в связи с снижением спроса, в свою очередь связанного с нарастающей истерией руководителей стран Евросоюза в отношении поставок из России топливно-энергетических ресурсов и навязыванием населению Европы «зеленой» энергетики. Энергетика все больше ориентировалась в последние годы на использование газа. Однако влияние зимних отопительных сезонов и резкий рост цены на газ в Европе, связанный с ограничениями поставок из России под влиянием санкций, а также увеличение потребностей угля в Китае и других регионах, привело к росту цен. Цены на энергетический уголь за первую половину 2021 г. выросли почти вдвое по сравнению со средним показателем за 2020 г. в основном из-за увеличения использования электроэнергии, роста стоимости природного газа и перебоев в поставках из ключевых стран - экспортеров. К середине 2021 года стоимость высококачественных коксующихся углей в ключевых портах мира достигла 173 долл./т, а энергетических углей - 109 долл./т.

На рис. 1 представлена география поставок российского угля в 2021 году.

jjhi Добыча

Америка 6 млн т

Суммарный объем добычи угля за 2021 г составил

439 млн т (+9,2% г/г.)

Энергетически! уголь - 228 млн т Коксуюиикяугогь-ИЗ млн т Антрацит-25 млн т Буши утоль-73 МЛН Т

Европа 50 млн т

ф\ 17 млн т

Африка

9 млн т ¡ЕЯ Ближний ¡&Л Восток 16 МЛН т

Внутренний рынок

Суммарный объем поставок угля за 2021 г. составил

169 млн т (38% добычи)

Поставки угля на коксохимию - 37 млн т Тепло- и электроэнергетика - 72 млн т Поставка предприятиям ЖКХ - 28 МЛН Т Прочие потребители - 32 млн Т

U г

- > .lllln.G

Экспорт

Суммарный объем экспорта угля за 2021 г составил

223 млн т (51% добычи)

В недру*естее»«е страны - 109 МЛН Т Дружествен«.« страна -114 млн т

Рис. 1 География поставок российского угля в 2021 году [6].

Технологически угледобывающая отрасль России включает такие стадии как добычу, обогащение (коксование), транспортировку и сбыт угля. Влияние глобализации привело к объединению узко профилированных предприятий в крупные структуры, вплоть до предприятий полного цикла, например, ПАО «Норильский никель», включающих в зону своих интересов, использование ранее добытых углей в металлургии.

В настоящее время больше половины объемов производства (около 215,4 млн. т) обеспечивают шесть крупнейших предприятий:

- занимающихся только угледобычей, это группа «Сибантрацит»-17,3 млн. т и АО ХК «СДСУголь» -20,2 млн. т;

- занимающихся добычей и энергогенерацией АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (АО «СУЭК») -101,2 млн. т;

- предприятия полного цикла, такие как металлургические холдинги ОАО «УГМК» - 40,1 млн. т, ПАО «Мечел» -15,9 млн. т. и ООО «Евраз» -20,7 млн т.

Остальную добычу в 2020 году в размере около 186,7 млн т горной массы осуществляют около ста предприятий [2].

Энергетический рынок углей превосходит рынок коксующихся углей более чем в 2,5 раза. С помощью угля производится 40% электроэнергии в мире [5].

На рис. 2 представлена упрощенная схема использования угля в сопряженных отраслях.

Обогащение угля, как энергетического, так и каменного, необходимо для приведения сырья к потребительских свойствам, позволяющим использовать его по назначению. Благодаря обогащению снижается влажность, повышается теплотворная способность, уменьшается выход летучих, снижается зольность и т. п. С точки зрения экономики регионов обогатительные фабрики, расположенные вблизи добывающих предприятий, обеспечивают дополнительные рабочие места и повышают добавочную стоимость готового продукта. На рис. 3 показана динамика обогащения энергетических и коксующихся углей за 10 лет. Коксующийся уголь обогащается практически

весь, энергетический - около 30%. Рост объемов обогащения на 63% говорит о нескольких важных особенностях угледобычи, например, снижения качества добываемых углей, повышении требований к экологии процессов использования углей и т.п.

Разведка месторождений угля

Добыча угля

Зьспорт каменного угля (энергетического и коксующ егося)

Бурый ^

тэс:

котельные

уголь

Антрацит

£

Коксова- А. Буроуго.ть

ние Т ньш кокс

Каменный уголь

Обога

щ енне

Кокс РГ

Коксование

Предприятия отраслей, не входящих в ТЭК (металлургической, химической, пищевой, машин о строит ель ной промышленности, дорожное строительство, фармацевтические предприятия, ЖКХ и др.)

Рис. 2 Укрупненная схема материальных потоков (без транспортировки) объектов топливно-энергетической отрасли [10].

2011 2016 2017 2018 2019 2020 2021

I Объем обогащения энергетического угля Объем обогащения коксующегося угля Рис. 3 Динамика обогащения энергетических и коксующихся углей за 10 лет, млн. т [7].

Государственное регулирование отрасли осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), в структуру которого входят Росприроднадзор, Роснедра, Росводресурсы, Рослесхоз; Министерством энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) и прочими ведомствами [3].

Повышенное внимание к отрасли со стороны государственных ведомств связано с той ролью, которая отведена угледобыче. Отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК), в том числе угольная, являются базовыми отраслями развития экономики страны. Бесперебойное обеспечение отраслей хозяйственного комплекса и населения всеми видами энергии - основа социально-экономического развития страны и ее национальной безопасности.

Предприятия ТЭК выполняют важные системо - и районообразующие функции, играют важную роль в формировании доходной части бюджетов всех уровней, включая налоги, в том числе на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины и др.

В настоящее время имеют место глобальные вызовы, которые могут оказать серьезное влияние на отрасль, прежде всего:

- нестабильность ситуации на международных угольных рынках, что может привести к увеличению количества убыточных компаний и, в итоге, к банкротству или ликвидации;

- постоянно нарастающая конкуренция в международной торговле среди таких мировых экспортеров угля, как Австралия и Индонезия;

- уменьшение потребности в угле в связи с усилением экологической и климатической повесток в ряде развитых стран, постепенный переход на низкоуглеродную модель развития;

- активные разработки в области инновационных, альтернативных источников энергии, среди которых в первую очередь можно назвать водородную энергию [8].

Для снижения нарастающих рисков отрасли государством предпринимаются активные меры по поддержке топливно-энергетического комплекса, включая угледобывающую отрасль. Совершенствование нормативно-правовой базы эффективной трансформации угледобывающей отрасли, в основном направлены на действенность надзора за деятельностью угледобывающих предприятий и создание благоприятного инвестиционного климата. Оказывая влияние на формирование и поддержку рынков сбыта путем программных ориентиров развития сопряженных отраслей, включая тарифно-ценовую политику, развитие и совершенствование инвестиционной и социальной среды, государство повышает заинтересованность собственников предприятий, населения промышленных регионов в активном участии в процессах совершенствования отрасли [8]. В части инструментов государственного регулирования таких как планирование и программирование, решением Правительства РФ утверждены и действуют: Основные направления деятельности правительства РФ и Схемы территориального планирования РФ. Разработаны и пролонгированы такие документы, как Генеральная схема размещение объектов электроэнергетики до 2030 г., Государственная программа «Развитие энергетики» до 2024 года, Программа развития угольной промышленности России до 2030 года.

Такой инструмент, как прогнозирование, реализуется в виде Прогноза научно-технического развития РФ до 2030 года, Стратегического прогноза РФ, Прогноза социально-экономического развития РФ (долгосрочного и среднесрочного). На базе данных документов разработан Прогноз научно-технического развития отраслей ТЭК России на период до 2035 года.

Целеполагание развития определено в таких документах, как Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ, Стратегии социально-экономического развития РФ, Стратегии национальной безопасности РФ, Стратегии научно-технического развития РФ и Стратегии пространственного развития. На основании вышеперечисленных стратегий разработана отраслевая доктрина энергетической безопасности РФ и Энергетическая стратегия РФ до 2035 года.

Конкретные государственные меры по поддержке угледобычи включают, например, изменения, вносимые в Налоговый кодекс по поддержке участников региональных инвестиционных проектов, реализуемых, в том числе в угольной промышленности, в виде дополнительных налоговых льгот, в том числе нулевую ставку по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых, а также пониженную ставку налога в субъекты Рф. Также создана территория опережающего социально-экономического развития «Чукотка», одним из основных резидентов которой является ООО «Берингпромуголь». В 2015 году в Хабаровском крае инвестиционному проекту АО «Ургалуголь» по угледобыче и обогащению одобрена государственная субсидия на возведение железнодорожных путей, мостов, технологической автодороги и других объектов промышленной инфраструктуры, и согласно примененному механизму государственной поддержки понесенные затраты инвестора подлежат возмещению. В 2018 году между Правительством РФ и АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация «Кызыл-Курагино» заключено концессионное соглашение о финансировании создания и эксплуатации железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Ку-рагино [8].

Новые подходы к реструктуризации отрасли предусматривают изменение региональной структуры добычи угля за счет перемещения центров угледобычи в восточном направлении. Это позволит снизить транспортные затраты при поставках российских углей на перспективные рынки стран азиатско-тихоокеанского региона [5]. В связи с принятым решениям о изменении направления грузопотоков с западного на восточное, поставлена задача об ускорении выполнения Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» с целью реконструкции Транссиба и Байкало-Амурской магистрали с целью их одновременного ввода совместно с предприятиями угольной промышленности, что позволит увеличить поставки отечественного угля 195 млн. тонн в год до 2025 года [1].

Согласно Программе развития угольной промышленности на период до 2035 года полежат реализации следующие этапы:

Первый этап (2019 - 2025 годы) - техническое перевооружение и интенсификацию угольного производства, увеличение объемов обогащения угля, снижение аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях, реализацию обеспечивающих инфраструктурных проектов долгосрочной программы развития ОАО «РЖД" до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р.

Второй этап (2026 - 2030 годы) - завершение мероприятий по реструктуризации отрасли и формирование новых центров угледобычи на новых угольных месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями, снятие основных системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки, развитие системы аутсорсинга, интенсификацию научно-технологического и технического развития, в том числе за счет создания условий для массового внедрения цифровых технологий в процессах добычи и переработки угля.

Третий этап (2031 - 2035 годы) - кардинальное повышение производительности труда при обеспечении роста фондоотдачи и фондовооруженности труда в основном производстве, реализацию пилотных проектов на базе технологий глубокой переработки угля и достижение мировых стандартов в области охраны окружающей среды [8].

Литература

1. Васильева Н.В. Угольная промышленность России - локомотив развития экономики страны // Образование и право. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolnaya-promyshlennost-rossii-lokomotiv-razvitiya-ekonomiki-strany (дата обращения: 27.01.2023)

2. Государственный доклад о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2020 году, Москва 2021, С 69-90.

3. Кукушкина Н.С. Структура угледобывающей отрасли России: интеграция как стратегия финансового менеджмента угледобывающих компаний // ПУФ. 2017. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-ugledobyvayuschey-otrasli-rossii-integratsiya-kak-strategiya-finansovogo-menedzhmenta-ugledobyvayuschih-kompaniy (дата обращения: 01.02.2023)

4. Лозовская Я. Н., Франкевич Ж. А. Модель оценки уровня устойчивого развития регионов // Региональная Россия: история и современность: материалы III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (Комсомольск-на-Амуре, 11 декабря 2020 г.). - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2020. URL: http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/benefits/5115/68503231/?id=16 (дата обращения: 02.02.2023)

5. Малышев Ю., Ковальчук А., Рожков А. Угольная отрасль: поиск ориентиров в эпоху перемен //Энергетическая политика. 2021. №. 2 (156). URL: https://energypolicy.ru/ugolnaya-otrasl-poisk-orientirov-v-epohu-peremen/ugol/2021/14/24/ (energypolicy.ru) (дата обращения: 01.02.2023)

6. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) URL: https:// minenergo.gov.ru (дата обращения: 01.02.2023)

7. Петренко И.Е. Итоги работы угольной промышленности России за январь - декабрь 2021 года // Уголь. 2022. № 3.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 № 1582-р «Об утверждении Программы развития угольной промышленности до 2035 года. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 23.01.2023)

9. Таразанов И.Г., Губанов Д.А. Итоги работы угольной промышленности России за январь - декабрь 2020 года // Уголь. 2021. № 3.

10.Шаркова, А. В. Экономика организаций топливно-энергетического комплекса : учебник / А. В. Шаркова, И. Ю. Новоселова, О. С. Кириченко. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2021.

Current state and measures of state regulation of the domestic coal industry Popova E.A., Frankevich Zh.A., Pekova I.A.

Russian State Geological Prospecting University named after V.I. Sergo Ordzhonikidze

The article provides a comprehensive analysis of the current state of the domestic coal industry. Particular attention is paid to the risks associated with the instability of the situation in international coal markets, competition in international trade, a decrease in demand for coal against the backdrop of strengthening environmental and climate agendas, as well as the development of innovative, alternative energy sources. Measures of state regulation aimed at reducing the growing risks are considered. The measures include improving the regulatory framework for the effective transformation of the coal mining industry, influencing the formation and support of sales markets through program guidelines for the development of related industries, developing

and improving the investment and social environment, and others. The relevance of the study is confirmed by the importance for the Russian economy of the coal industry, as providing a significant contribution to the country's GDP, the federal budget from tax revenues, foreign exchange earnings from the export of fuel and energy products.

Keywords: coal industry, coal energy market, coking coal market, material flows of fuel and energy industry facilities, innovative energy sources, fuel and energy complex risks, state regulation measures, coal production intensification.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vasilyeva N.V. The coal industry of Russia is the locomotive for the development of the country's economy // Education and Law. 2020. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolnaya-promyshlennost-rossii-lokomotiv-razvitiya-ekonomiki-strany (date of the application: 27.01.2023)

2. State report on the state and use of mineral resources of the Russian Federation in 2020, Moscow 2021, P 69-90.

3. Kukushkina N.S. The Structure of the Russian Coal Mining Industry: Integration as a Financial Management Strategy for Coal Mining Companies// PUF. 2017. No.3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-ugledobyvayuschey-otrasli-rossii-integratsiya-kak-strategiya-finansovogo-menedzhmenta-ugledobyvayuschih-kompaniy (date of the application: 01.02.2023)

4. Model for assessing the level of sustainable development of regions // Regional Russia: history and modernity: materials of the III All-Russian (national) scientific and practical conference (Komsomolsk-on-Amur, December 11, 2020). - Komsomolskon-Amur AmSPSU, 2020. URL:http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/benefits/5115/68503231/?id=16, (date of the application: 02.02.2023)

5. Malyshev Yu., Kovalchuk A., Rozhkov A. Coal industry: search for landmarks in an era of change // Energy policy. 2021. No. 2 (156). URL: https://energypolicy.ru/ugolnaya-otrasl-poisk-orientirov-v-epohu-peremen/ugol/2021/14/24/ (energypolicy.ru) (date of the application: 01.02.2023)

6. Official website of the Ministry of Energy of the Russian Federation (Ministry of Energy of Russia) URL: https:// minenergo.gov.ru (date of the application: 01.02.2023)

7. Petrenko I.E. The results of the work of the Russian coal industry in January - December 2021 // Coal. 2022. No. 3.

8. Decree of the Government of the Russian Federation dated June 13, 2020 No. 1582-r "On Approval of the Program for the Development of the Coal Industry until 2035. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (date of the application: 23.01.2023)

9. Decree of the Government of the Russian Federation dated June 13, 2020 No. 1582-r "On Approval of the Program for the Development of the Coal Industry until 20359. Tarazanov I.G., Gubanov D.A. The results of the work of the coal industry in Russia for January - December 2020 // Coal. 2021. No. 3.

10. Sharkova, A. V. Economics of organizations of the fuel and energy complex: textbook / A. V. Sharkova, I. Yu. Novoselova, O. S. Kirichenko. - 2nd ed. - Moscow : Dashkov and K, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.