Научная статья на тему 'Современное состояние государственного кадастрового учета объектов капитального строительства на территории Новосибирской области'

Современное состояние государственного кадастрового учета объектов капитального строительства на территории Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
859
783
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН / STATE PROPERTY CADASTRE / STATE CADASTRAL REGISTRATION / CAPITAL CONSTRUCTION PROJECTS / TECHNICAL PLAN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Митрофанова Наталья Олеговна

В статье отражено современное состояние государственного кадастрового учета объектов капитального строительства. Также отражены проблемы, возникающие в процессе такого учета и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Митрофанова Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS CADASTRAL REGISTRATION OF CAPITAL CONSTRUCTION OBJECTS IN NOVOSIBIRSK REGION

In the article the current state cadastral registration of capital construction. Also highlights the problems arising in the course of such consideration and possible solutions.

Текст научной работы на тему «Современное состояние государственного кадастрового учета объектов капитального строительства на территории Новосибирской области»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Наталья Олеговна Митрофанова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант 2-го года обучения, тел. (923)246-18-88, e-mail: [email protected]

В статье отражено современное состояние государственного кадастрового учета объектов капитального строительства. Также отражены проблемы, возникающие в процессе такого учета и возможные пути их решения.

Ключевые слова: государственный кадастр недвижимости, государственный

кадастровый учет, объекты капитального строительства, технический план.

CURRENT STATUS CADASTRAL REGISTRATION OF CAPITAL CONSTRUCTION OBJECTS IN NOVOSIBIRSK REGION

Natalya O. Mitrofanova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Postgraduate, Department of Cadastre, tel. (923)246-18-88, e-mail: [email protected]

In the article the current state cadastral registration of capital construction. Also highlights the problems arising in the course of such consideration and possible solutions.

Key words: state property cadastre, state cadastral registration, capital construction projects, technical plan.

В рамках исполнения государственного контракта от 30.09.2012 № 120-Д «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году» (далее - Госконтракт), исполнителем работ по данному контракту (ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (далее - Испонитель) в орган кадастрового учета переданы копии технических паспортов на 953348 объектов технического учета, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением им кадастровых номеров. Копии технических паспортов объектов учета Исполнителем переданы в виде:

- электронных образов всех страниц технического паспорта, в том числе содержащих ситуационные и поэтажные планы и экспликации;

- электронного документа, содержащего сведения о характеристиках объектов технического учета, с учетом состава сведений, установленного статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

В соответствии с пунктом 2 приказа Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 №577 с 01.04.2012 на территории Новосибирской области введен Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений,

объектов незавершенного строительства в переходный период применения федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - Порядок учета).

Таким образом, с 01.04.2012 на территории Новосибирской области филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области (далее - Филиал) осуществляет государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - ОКС) и предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (единый государственный реестр объектов капитального строительства).

В соответствии со ст. 43 Закона о кадастре данный переходный период был установлен до 01.01.2013.

Таким образом, с 01.01.2013 государственный кадастровый учет ОКС осуществляется Филиалом в соответствии с Законом о кадастре.

Ранее в отношении ОКС осуществлялся государственный технический учет. Такой учет осуществляли органы, аккредитованные на осуществление технического учета и технической инвентаризации. На территории Новосибирской области такими полномочиями наделены две организации: Новосибирский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и ОГУП «Техцентр НСО» (далее - органы технической инвентаризации).

Для передачи сведений об учтенных объектах капитального строительства из органов технической инвентаризации Исполнителем велась оцифровка технических паспортов, и сведения в необходимом формате передавались в Филиал для загрузки в Автоматизированную информационную систему Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН).

По мнению Филиала, количество ранее учтенных ОКС, переданных в рамках Госконтракта, для включения в государственный кадастр недвижимости, составляет примерно 70% от всего количества ОКС, прошедших технический учет на территории Новосибирской области.

В целях формирования полного и достоверного массива информации об объектах капитального строительства после приемки работ по Госконтракту, Филиалу поручено письмом Росреестра от 28.10.2011 № 09-7067-ЮА, осуществлять проверки материалов, переданных исполнителем по Госконтракту на плановой основе, в том числе в рамках гарантийных обязательств по Г осконтракту. Проверочные мероприятия поручено осуществлять до момента окончания проверки полного массива сведений об объектах капитального строительства и устранения исполнителем Г осконтракта всех выявленных нарушений. Информация о выявленных недостатках в виде несоответствия сведений, представленных в XML - файлах, сведениям, содержащимся в технических паспортах, а также ненадлежащего качества электронных образов еженедельно передается Исполнителю.

В соответствии с планом - графиком проверок Филиалом материалов, переданных Испонителем, в том числе в рамках гарантийных обязательств по Госконтракту, согласованным руководителем Управления Росреестра по Новосибирской области и директором Филиала, мероприятия по проверке переданных исполнителем по Г осконтракту материалов должны быть завершены к 01.01.2013.

Однако по состоянию на 01.01.2013 из 953348 проведена проверка в отношении 221274 объектах учета, что составляет 23% от общего количества.

Несоблюдение графика проверки и исправления сведений объясняется отсутствием методики проведения данной проверки и отсутствием критериев проверки сведений об объектах капитального строительства, а также отсутствие согласованного Росреестром и Исполнителем порядка исправления выявленных ошибок.

Из 221274 проверенных объектов выявлены ошибки в сведениях в отношении 179366 объектов учета, что составляет 80 % от общего количества проверенных сведений.

Наиболее распространенными ошибками являются:

- в качестве года завершения строительства и/или года ввода объекта в эксплуатацию указан 1900 год;

- не указан вид жилого помещения в многоквартирном доме (для комнат и квартир);

- отсутствует инвентарный номер ОКC при наличии таких сведений в техническом паспорте;

- наличие опечаток;

- противоречивые сведения об адресе ОКС

Еще одним фактором, повлиявшим на передачу неполного массива сведений об ОК^ является то, что сведения о части ОКC не подлежали передачи в связи с тем, что не представлялось возможным осуществить оцифровку технических паспортов таких ОКC из-за их ветхого состояния.

^вокупность указанных проблем привела к негативным последствиям, как в сфере государственного кадастрового учета, так и в сфере государственной регистрации прав на такие объекты, а именно:

- государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр объектов капитального строительства (далее - ЕГРОК^ в настоящее время не содержат полного и достоверного массива информации об объектах капитального строительства и это обстоятельства является основным источником все остальных проблем;

- сведения, предоставляемые из ЕГPОКC в виде кадастровых паспортов зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства зачастую неактуальны и содержат ошибочные сведения о таких объектах, либо не содержат сведений, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- проблема осуществления поиска электронных образов технических паспортов объектов учета существенно затрудняет исправление технических

ошибок в отношении объектов учета и их выявления, в том числе при выдаче сведений, внесенных в ЕГРОКС.

Необходимо отметить проблему внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства), технический учет которых осуществлен с даты завершения оцифровки архивов организаций технической инвентаризации до 01.04.2012.

Сведения о них не передавались Филиал, и как следствие, им не присвоены кадастровые номера.

В целях наполнения государственного кадастра недвижимости (единого государственного реестра объектов капитального строительства) сведениями об объектах недвижимого имущества, содержащих актуальную информацию о них необходимо осуществить следующие мероприятия:

- мероприятия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, государственный технический учет которых осуществлен с даты завершения оцифровки архивов организаций технической инвентаризации до 01.01.2012, а также сведений об объектах технического учета, сведения о которых были изменении организациями технической инвентаризации.

- мероприятия по включению сведения в ГКН о ранее учтенных объектах недвижимости, государственный технический учет на которые не осуществлен, но права на них зарегистрированы.

Для решения проблемы проверки сведений об объектах капитального строительства, которые имеют расхождения со сведениями, содержащимися в органах технической инвентаризации, необходимо создать единую типовую методику по выявления и исправлению таких ошибок, а также разработать алгоритм взаимодействия между Филиалом и Исполнителем в ходе их выявления и исправления.

Для формирования полного и достоверного массива информации об объектах капитального строительства, Филиалу необходимо завершить работы по проверке материалов, переданных исполнителем по Г осконтракту, в третьем квартале 2013 года, и, после исправления исполнителем работ по Госконтракту выявленных ошибок, обеспечить внесение исправленных сведений в ГКН.

В настоящее время для осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства необходимо наряду с заявлением в орган кадастрового учета необходимо представить технический план здания, сооружения, помещения или объекта капитального строительства.

Форма и требования к подготовке технических планов утверждена следующими приказами Минэкономразвития РФ:

1. приказ Минэкономразвития от 01.09.2010 № 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке»;

2. приказ Минэкономразвития от 23.11.2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке»;

3. приказ Минэкономразвития от 29.11.2010 № 583 «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке»;

4. приказ Минэкономразвития от 10.02.2012 № 52 «Об утверждении формы технического плана объекта незавершенного строительства и требований к его подготовке».

В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о кадастре кадастровые инженеры осуществляют в установленном Законом о кадастре порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по

государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

На территории Новосибирской области такими организациями являются: Новосибирский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и ОГУП «Техцентр НСО».

В ходе подготовки технических планов объектов капитального

строительства следует выделить следующие проблемы.

На сегодняшний день подготовку большей части технических планов осуществляют органы технической инвентаризации. Тогда как многие кадастровые инженеры пока не готовы осуществлять кадастровые работы в отношении объектов капитального строительства. Это связано с недостаточной базой знаний о порядке подготовки технических планов.

Для решения данной проблемы саморегулируемая организация

некоммерческое партнерство «Объединение кадастровых инженеров Сибири» организует семинары для кадастровых инженеров, с приглашением экспертов из Минэкономразвития РФ и ФГБУ «ФКП Росреестра», а также проводит практические занятия по обучению подготовке технических планов.

Таким образом, осуществление государственного кадастрового учета объектов капитального строительства на территории Новосибирской области сопряжено с рядом проблем, в решении которых должны принять участие, как орган кадастрового учета, так и органы, ранее осуществлявшие постановку на учет объектов капитального строительства. Также необходимо вмешательство Минэкономразвития и Росреестра, для разработки методики взаимодействия и осуществления контроля за реализуемыми мероприятиями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государственный контракт от 30.09.2010 №120Д на выполнение работ по теме: «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (1этап)».

2. Письмо Росреестра от 28.10.2011 № 09-7067-ЮА.

3. Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

4. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//www.rosreestr.ru.

© Н.О. Митрофанова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.