Научная статья на тему 'Современное состояние гнездовых колоний чайковых птиц на островах Глафировской косы'

Современное состояние гнездовых колоний чайковых птиц на островах Глафировской косы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Забашта Алексей Владимирович, Забашта Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние гнездовых колоний чайковых птиц на островах Глафировской косы»

Литератур а

Березовиков Н.Н. 2014. Орнитолог Борис Павлович Кореев (Кареев) - ученик Николая

Алексеевича Зарудного // Рус. орнитол. журн. 23 (1032): 2407-2435. Гетце В.Ф., Кареев Б.П., Масловский С.Д. 1908. Библиография Афганистана. СПб.,

16: 1-123 (Сборник Среднеазитского отдела Общества востоковедения. Вып. 2). Зарудный Н.А. 1910. Птицы Псковской губернии // Зап. Рос. Акад. наук по физ.-мат.

отд. Сер. 8. 25, 2: 1-181. Зарудный Н.А., Кореев Б.П. 1906. Орнитологическая фауна Семиреченского края //

Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 7: 146-247. Кареев В.Н. 2011. Родословие рода Кареевых на фоне событий VIII-XIX веков (Родословная историческая хроника). М.: 1-288. Лухтанов А.Г. 2014. Трагедия капитана Бориса Павловича Кареева: орнитолога, востоковеда и эсера // Рус. орнитол. журн. 23 (980): 889-899.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1551: 7-19

Современное состояние гнездовых колоний чайковых птиц на островах Глафировской косы

А.В.Забашта, М.В.Забашта

Алексей Владимирович Забашта, Марина Викторовна Забашта. Лаборатория эпидемиологии ООИ, ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора. Ул. М.Горького, 117/40, Ростов-на-Дону, 344002, Россия. E-mail: zabashta68@mail.ru; zabashta79@mail.ru

Поступила в редакцию 25 декабря 2017

Глафировская коса находится в северной части Ейского лимана, приблизительно в 8 км от города Ейск (Краснодарский край). Начинается она от одноименного населённого пункта (село Глафировка) и на 5 км простирается вглубь Ейского лимана. После неширокой протоки начинаются острова Зелёные. Находясь под постоянным воздействием волнобоя, сгонов и нагонов воды с Таганрогского залива, контуры островов изменяются, вплоть до изменения числа самих островов. Происходит как объединение ближайших островов, так и вновь разделение их протоками. На период проведения обследования островов было три, примерно равных по площади (в тексте начало нумерации островов — от края Глафировской косы). Возвышенные части островов покрыты травянистой растительностью, характерной для песчаных кос; деревья и кустарники отсутствуют. Во внутренней части третьего острова образовалась небольшая заводь, окружённая наносами песка и уже отграниченная от акватории лимана намытым песчаным валом. По общему виду это новообразование напоминало озеро. Края его заросли тростником. Острова Зелёные уже давно служат местами колониального

гнездования нескольких видов чайковых птиц, в том числе включённых в Красную Книгу Российской Федерации (Лохман, Емтыль 2009). Регулярные посещения островов позволяют вести мониторинг гнездовой группировки, существующей на островах, отслеживать появление новых видов, изменения численности птиц вместе с изменениями очертаний самих островов.

Материал для настоящего сообщения собран 14 и 18 мая 2017 на Глафировской косе и трёх Зелёных островах, являющихся продолжением косы, заходящих далеко вглубь Ейского лимана и разделённых протоками. Предварительная поездка на Глафировскую косу осуществлена 1 мая 2016.

На берегу и отмелях Глафировской косы отмечены 6 одиночных щёголей Tringa erythropus, 2 травника Tringa totanus, 3 мородунки Xenus cinereus, 2 фифи Tringa glareola, 5 самцов кряквы Anas platy-rhynchos. В зарослях цветущего морского катрана Crambe maritima и других высокостебельных травянистых растений держались пролётные веснички Phylloscopus trochilus, варакушки Luscinia svecica, серые славки Sylvia communis. На небольшом песчано-ракушечном островке, появившемся в 30 м от косы при сгоне воды, держалось 8 малых крачек Sterna albifrons.

В центре Глафировской косы на заболоченных участках держалось около 10 чибисов Vanellus vanellus. Поведение этих птиц указывало на гнездование. Над косой, островами и Ейским заливом летали сотни деревенских ласточек Hirundo rustica, слетевшихся с ближайших населённых пунктов, а также над косой и заливом отмечались одиночные чёрные стрижи Apus apus, очевидно, гнездящиеся в Ейске.

С третьего острова поднялись 7 серых гусей Anser anser, которые полетели через море в сторону острова Ейская Коса, а также одиночный чирок-трескунок Anas querquedula. Позже со стороны моря в направлении устья реки Ея пролетела стая серых гусей из 27 особей.

На обследованных островах гнездовые колонии больших бакланов Phalacrocorax carbo отсутствуют. Пары бакланов прилетают на острова со стороны моря, но на песчаных косах они только отдыхают, максимально отмечено 6 особей. Небольшие группы птиц (3-8 ос.) изредка пролетали над Ейским заливом в сторону устья реки Ея на кормёжку. Колония больших бакланов находится на острове Ейская Коса и наблюдавшиеся птицы были явно из этой колонии. Количество отмеченных бакланов свидетельствует о том, что основное место кормёжки гнездящихся бакланов — акватория Таганрогского залива, а в Ейский лиман бакланы залетают редко.

При посещении Глафировской косы и островов в 2017 году кудрявых пеликанов Pelecanus crispus отмечено не было, отсутствовали и их старые гнёзда на островах. Но в апреле 2016 года пара кудрявых пе-

ликанов кружила над самым удалённым островом, где, возможно, они гнездились. Не отмечены на островах и гнездовые колонии пестроно-сых крачек Thalasseus sandvicensis, хотя перелёты 2-10 особей постоянно наблюдались со стороны моря в сторону удалённых островов Гла-фировской косы — на третьем острове отмечено только плотное скопление примерно из 180 отдыхающих пестроносых крачек на свежих пес-чано-ракушечных наносах. На этом же острове возле тростников на отмелях стояли 8 серых цапель Ardea cinerea, 1 большая белая цапля Casmerodius albus и 1 малая белая цапля Egretta garzetta.

В течение первой половины дня со стороны Таганрогского залива шёл пролёт стай чернозобиков Calidris alpina (35, 50, 40, 35, 60 особей) и краснозобиков Calidris ferruginea (45, 40 особей). Отдельные стаи чернозобиков останавливаются на песчаных отмелях, но основная масса летит транзитом над водой в сторону реки Ея на высоте 5-10 м.

Гнездовые колонии птиц на островах

Крупные гнездовые колонии хохотуний Larus cachinnans располагались на всех трёх островах, черноголового хохотуна Larus ichthyae-tus - на первом и втором островах, чегравы Hydroprogne caspia - только на первом острове. Гнездовые колонии других птиц отсутствовали.

г* х

V ч

N«- v

, ~Я 4 Ас

Рис. 1. Гнездовая колония хохотуний еаеЬжшат на первом Зелёном острове.

18 мая 2017. Фото авторов.

На первом острове гнездовая колония хохотуний занимала почти всю его площадь (рис. 1). Подавляющее большинство гнёзд располага-

лось среди травы на возвышенной части острова, где растёт катран, полынь, изредка лён, гулявник и другие растения. Колония хохотуний занимала практически всё заросшее травой пространство. Среди растений располагалось около 500 гнёзд и здесь же на острове держалось около 800 взрослых хохотуний. Ещё около 20 одиночных гнёзд хохотуний располагались открыто на песчаной отмели и вдоль береговых обрывов. Сложены они были, как и на других островах, на кучах наносного материала в т.ч. различного мусора (полиэтилен, бумага и т.п.) с выстланными сухой травой лотками. 14 мая примерно у 10-15% птиц ещё продолжалось насиживание, а у остальных были птенцы. Ещё у 10% — птенцы были 2-3 дневные и сидели в гнёздах, у остальных они уже были в возрасте 10-15 дней и хорошо бегали. У большинства птенцов реакция на приближающегося человека — затаивание. Птицы по 23 особи прятались под ближайший куст катрана или полыни и всегда головой к стеблю, к середине растения, хотя при этом почти все туловище оставалось полностью открытым. Некоторые прятались под неровности обрывистого берега, тоже пряча в первую очередь голову (рис. 2, 3). Птенцы, не выдержавшие приближения человека, выскакивали из кустов и бежали дальше, но таких было не очень много, и они не собирались в стаи, а старались спрятаться в новом месте.

Рис. 2. Спрятавшиеся от человека под наносом тростника на берегу птенцы хохотуньи ^аги$ еаеЬжпаш. 18 мая 2017. Фото авторов.

Рис. 3. Спрятавшиеся от человека в прошлогодние стебли полыни птенцы хохотуньи Ьагш еаеЫшшат. 18 мая 2017. Фото авторов.

На дальней оконечности острова, лишённой растительности, за исключением редких кустов катрана, располагалась плотная колония черноголового хохотуна — около 100 гнёзд и примыкающая к ней колония чегравы (рис. 4). У черноголового хохотуна отмечено 13 гнёзд с кладками и 9 гнёзд с только что вылупившимися птенцами (рис. 5). Большинство же птенцов уже хорошо передвигались и при приближении человека сгруппировались в большую детскую группу (около 220 особей), которая под покровительством 7-10 взрослых птиц начала медленно уходить из колонии к берегу. На самой колонии сидело около 100 хохотунов, которые взлетели и начали кружиться над ней, пока с птенцами отходили всего несколько взрослых. После эта группа разделилась на несколько мелких, и каждая со своим провожатым взрослым хохотуном отходила по берегу, выдерживая расстояние около 20 м от человека. При невозможности уходить по берегу, птицы заходили в воду и отплывали (рис. 6). Позже, сделав круг, все группы вернулись в колонию. Только один птенец хохотуна, отбившись, начал переплывать через протоку около 50 м ко второму острову и над ним тут же начали кружить хохотуньи. Некоторые начали пикировать, пытаясь его схватить, но птенцу удавалось увернуться. Некоторые птенцы хохотуна так же, как и птенцы хохотуньи, залегли под кусты одиночных

катранов (рис. 7), растущих по открытой песчаной косе острова, но их было не более 10 особей, а основная масса сбилась в ювенальную группу. Характерно, что черноголовые хохотуны избегали заросшего растительностью пространства острова, где держалось много птенцов и взрослых хохотуний. Перемещались черноголоые хохотуны только по открытой части косы, либо уходили на воду.

Рис. 4. Гнездовая колония черноголовых хохотунов Larus ichthyaetus и чеграв Hydroprogne caspia на первом Зеленом острове. 14 мая 2017. Фото авторов.

Рис. 5. Птенцы черноголового хохотуна Ъагш кЫЬуаеШ. 14 мая 2017. Фото авторов.

Рис. 6. Отплывающая от острова группа птенцов черноголового хохотуна Larus 1сЫЬуае1ш с сопровождающими их взрослыми. 14 мая 2017. Фото авторов.

¡fe., -ét

Рис. 7. Спрятавшиеся от человека под морской катран птенцы черноголового хохотуна Larus кЫЬуаеШ. 18 мая 2017. Фото авторов.

Рис. 8. Птенцы чегравы Hydroprogne caspia. 14 мая 2017. Фото авторов.

Рядом с колонией черноголовых хохотунов на лишённой растительности песчано-ракушечной поверхности располагалась гнездовая колония чеграв — 82 гнезда и около 130 птиц находились в пределах участка гнездования. Расстояние между гнёздами было в пределах 70120 см, в основном около 1 м. Все птицы насиживали кладки. Только в 8 гнёздах вылупились первые птенцы (рис. 8). При приближении человека все чегравы взлетели и стали кружиться в пределах острова, но после ухода наблюдателя за 20 м от колонии, вернулись к своим гнёздам и снова сели насиживать.

На втором острове все заросшие травой площади заняты хохотуньями, всего около 1400 особей, около 700 гнёзд. На песчаном возвышении с редкой растительностью размещалась плотная гнездовая колония черноголовых хохотунов, состоящая примерно из 600 гнёзд, и здесь же сидело около 1000 взрослых (рис. 9). Молодняк хохотунов при приближении человека также сбился в одну группу около 500 особей и начал уходить, но потом они все вернулись на колонию. Некоторые птенцы прячутся под катран и другой травостой, а иногда под погибших своих сородичей, но число таких одиночек невелико, основная масса птенцов уходит плотной группой. При приближении человека, если нет возможности уйти по суше, птенцы в сопровождении взрослых уплывают от берега, но потом сразу возвращаются.

Рис. 9. Гнездовая колония черноголовых хохотунов ^аги$ ¿еЫЬуаеШз на втором Зелёном острове. 18 мая 2017. Фото авторов.

Дальность разлёта черноголовых хохотунов с гнездовых колоний на островах на места кормёжки может достигать 30-40 км. Об этом свидетельствуют наблюдения в эти же дни одиночных взрослых птиц в районе сёл Порт-Катон и Новомаргаритово (Ростовская область), расположенных на побережье Таганрогского залива севернее Глафиров-ской косы. Также отмечены одиночные черноголовые хохотуны (всего около 10 особей), летящие через сельскохозяйственные поля от упомянутых выше населённых пунктов на юго-запад по прямому направлению к Глафировской косе.

Рис. 10. Гнездо хохотуньи ^ати$ еасЫппаш с включениями полиэтилена из погадок самих птиц. 18 мая 2017. Фото авторов.

На третьем острове так же, как и на первых двух, всё пространство с травяным покровом занимали хохотуньи — всего около 500 гнёзд, и держалось около 800 взрослых особей. Птицы занимали травостой, в том числе и высокие бурьянники, наносы тростника, песчаные уступы берега, а также и открытые песчано-ракушечные отмели и косы. Густые заросли тростника они не занимали и явно их избегали, но среди редкостойного тростника на песках и среди его молодых побегов гнёзд тоже было много. Птенцы хохотуньи почти все также прячутся в траву: под катран, под тростник, в кусты полыни, в ниши берега, в заросли тростника. Иногда в один куст может собраться до 8 птенцов.

Все гнездящиеся на островах птиц заглатывают по тем или иным причинам полиэтилен. Об этом свидетельствуют многочисленные по-

гадки, разбросанные по гнездовым колониям и берегам островов. Почти во всех из них встречаются куски полиэтилена разной величины. Наиболее часто полиэтилен заглатывают хохотуньи, а затем из погадок, сброшенных на островах этими птицами, полиэтилен используется при постройке гнёзд как самими хохотуньями, так и другими гнездящимися птицами (рис. 10). Почти во всех гнёздах хохотуний полиэтилен встречается в качестве строительного материала, а многие гнёзда хохотунов и чеграв обрамлены по краю пучками полиэтилена, взятого явно из погадок.

Гибель птиц на косе и островах

При посещении островов и побережья косы сразу бросалось в глаза большое количество погибших птиц. Птицы лежали в основном одиночно вдоль берегов косы и на островах. Но особенно много погибших птиц лежало на гнездовых колониях и поблизости от них. Максимальная гибель наблюдалась у пестроносых крачек, которые не гнездились на островах, но регулярно их посещали. На двух последних островах насчитано около мёртвых 140 особей. Птицы лежали как поодиночке, так и группами по несколько десятков особей, явно снесённых в одно место прибоем, когда уровень воды был выше (рис. 11, 12).

Рис. 11. Погибшие пестроносые крачки ^halasseus sandvicensis на втором Зелёном острове. 18 мая 2017. Фото авторов.

А всего на всех островах и берегам косы обнаружено не менее 200 погибших пестроносых крачек. Кроме того, на косе отмечены ещё 6 птиц этого вида, которые были ослаблены настолько, что две из них не

смогли взлететь и были пойманы руками. Ещё две могли лишь вспархивать при приближении к ним и тут же садились на песок, две другие подпускали к себе очень близко, затем поднимались в воздух, но отлетали только на несколько метров и снова садились. Было очевидно, что в скором времени эти крачки также погибнут.

Рис. 12. Погибшие пестроносые крачки ^аЬззеиз sandvicensis на третьем Зелёном острове. 18 мая 2017. Фото авторов.

Рис. 13. Погибший на гнездовой колонии черноголовый хохотун Нагиз кЫЬуаеШ и спрятавшийся под ним птенец. 18 мая 2017. Фото авторов.

Помимо пестроносых крачек, на островах обнаружено погибшими 23 чегравы, причём больше половины лежали на гнездовой колонии.

На двух колониях черноголовых хохотунов найдено 19 погибших особей этой чайки (рис. 13). На всех трёх островах обнаружено 32 погибшие хохотуньи. Птицы находились как на территории гнездовых колоний, так и на отмелях и берегах островов. Кроме того, на первых двух островах найдены ещё 4 хохотуньи, которые уже не могли летать и ходить. Они лежали среди травы и только пытались расправлять крылья (рис. 14). Состояние их указывало на скорую гибель. Также на отмелях островов найдены 2 погибших малых крачки и 1 камышница Gallínula chloropus.

Рис. 14. Ещё живая, но уже не способная передвигаться хохотунья ^аги$ сасЫппат на гнездовой колонии. Рядом погибшая пестроносая крачка ^halasseus sandvicensis.

18 мая 2017. Фото авторов.

Причины гибели найденных птиц не установлены. Хохотуний, несмотря на самую высокую численность на островах, погибло меньше всех. Также немного погибло черноголовых хохотунов относительно их общей численности на колониях. Возможно, часть обнаруженных мёртвыми крупных чаек есть результат их естественной смертности. Но гибель пестроносых крачек явно превышает возможное количество павших от естественных причин птиц. Речь может идти либо о возникшей эпизоотии среди крачек, либо о массовом отравлении этих птиц. Давность многих погибших крачек и чаек не превышала нескольких суток, неоднократно встречались ещё не застывшие трупы, т.е. погибшие в последние 1-2 ч. Гибель птиц наблюдалась и непосредственно во время проведения наблюдений (по вышеописанному поведению пестроносых крачек и хохотуний). Это свидетельствовало о продолжающемся

воздействии негативных факторов, приводящих к элиминации большого числа птиц из гнездовых группировок на островах. Пойманные ещё живыми пестроносые крачки были сильно истощены, но механических повреждений у них не было Такую же картину дал и осмотр свежих трупов чеграв, а также черноголовых хохотунов. Ослабевшие птицы, по-видимому, успевали долететь до ближайшей суши (пестроносые крачки) или вернуться на свои места гнездования, где и произошли финальные этапы их гибели.

Литератур а

Лохман Ю.В., Емтыль М.Х. 2009. Ейский лиман // Ключевые орнитологические территории России. Т.3. Ключевые орнитологические территории международного значения в Кавказском экорегионе. М.: 74-76.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1551: 19-23

Наблюдения за буробокими белоглазками Zosterops erythropleura на юге Приморья

П.В.Квартальнов

Второе издание. Первая публикация в 2005*

Буробокую белоглазку Zosterops erythropleura можно считать одним из наиболее обычных видов птиц юга русского Дальнего Востока. В то же время биология этой птицы очень слабо освещена в литературе (Воробьёв 1954; Панов 1973), краткий обзор гнездовой биологии вида приводят только А.Б.Кистяковский и Л.А.Смогоржевский (Kistjakow-ski, Smogorshewskij 1963), наблюдавшие белоглазок в Приамурье, у северной границы ареала. В мае-июле 2004-2005 годов нам удалось наблюдать белоглазок в Партизанском районе Приморского края, в долине реки Литовки (близ села Михайловка, 42°57' с.ш. 132°53' в.д.). Наши наблюдения отрывочны, но мы надеемся, что их публикация привлечёт внимание к изучению биологии этих интересных птиц.

В долине Литовки белоглазки являются одним из наиболее многочисленных видов. Они населяют как пойменный лес, так и лес по склонам сопок. Это стайные птицы, которые только в период гнездования держатся отдельными парами. Стайки белоглазок, насчитывающие от 3-4 до нескольких десятков птиц, наблюдаются в мае после

* Квартальнов П.В. 2005. Наблюдения за буробокими белоглазками на юге Приморья II Орнитология 32: 150-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.