Научная статья на тему 'Современное состояние фармацевтической отрасли России: проблемы и перспективы'

Современное состояние фармацевтической отрасли России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3052
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ РЫНОК / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ОТРАСЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / NATIONAL PHARMACEUTICAL MARKET / MEDICAL PRODUCTS / STATE SUPPORT / STATE REGULATION / SOCIALLY SIGNIFICANT MARKET / SOCIALLY SIGNIFICANT BRANCH PRICING IN THE MARKET OF MEDICAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пескова Ольга Сергеевна

В статье обосновывается важность оценки состояния фармацевтической отрасли для такой территориально огромной страны как Россия в контексте общего развития национального фармацевтического рынка. В связи с этим фармацевтическая и медицинская промышленность объективно занимают особое место в экономической системе страны, что также обусловливается социальной значимостью производимой продукции и высокой степенью государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of pharmaceutical branch Russia: problems and prospects

In article importance of an estimation of a condition of pharmaceutical branch for such territorially huge country as Russia in a context of the general development of the national pharmaceutical market is proved. In this connection the pharmaceutical and medical industry objectively take a special place in economic system of the country that also it is caused by the social importance of made production and high degree of state regulation.

Текст научной работы на тему «Современное состояние фармацевтической отрасли России: проблемы и перспективы»

О.С. ПЕСКОВА

к.э.н, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и организация производства» волгоградского Государственного технического университета

современное состояние фармацевтической отрасли россии: проблемы и перспективы

Анализ текущего состояния фармацевтической и медицинской промышленности указывает на её отставание от аналогичных отраслей экономически развитых стран по номенклатуре выпускаемой продукции. В результате в структуре потребления ежегодно растёт доля импортных лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения. При сохранении такой тенденции здоровье граждан Российской Федерации, как важнейшая составляющая национальной безопасности, попадает в зависимость от внешней экономической конъюнктуры. В связи с этим фармацевтическая и медицинская промышленность объективно занимают особое место в экономической системе страны, что также обусловливается социальной значимостью производимой продукции, наукоёмкостью производства и высокой степенью государственного регулирования.

Таким образом, инновационное развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности является одним из приоритетных направлений модернизации экономики Российской Федерации. Принятые в 2009-2010 гг. меры были направлены не только на преодоление негативных тенденций, проявившихся в период кризиса, но и на развитие отрасли в долгосрочной перспективе. Утверждённая Правительством РФ в 2010 г. Программа развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. принимает в качестве базового инновационный сценарий развития. Он позволит инициировать разработку и производство высоко-

технологичной фармацевтической продукции, повысить уровень отечественной фармацевтики до мирового, а также достичь конкурентоспособности российских производителей как на внутреннем, так и на мировом рынках.

В результате реализации Программы доля продукции отечественного производства в общем объёме потребления лекарственных средств (ЛС) на российском рынке в стоимостном выражении должна составить к 2020 г. не менее 50%, а доля инновационных препаратов в портфелях отечественных производителей должна достичь 60% в стоимостном выражении. Экспорт фармацевтической продукции российского производства должен увеличиться в восемь раз. Внутреннее производство фармацевтических субстанций должно обеспечивать не менее 50% потребностей российского производства готовых лекарственных средств и не менее 85% по номенклатуре из списка стратегических ЛС [6].

Россия является одним из наиболее привлекательных рынков фармацевтической продукции в мире. Объём российского фармацевтического рынка в ценах конечного потребления вырос с 4,3$ млрд в 2003 г. до 18,5$ млрд в 2009 г.. т.е. почти в 4 раза за 6 лет [4]. За этот же период доля российского рынка в общемировом выросла с 0,9% до 2,4%, в 2008 г. российский рынок занял 9 место по объёму и обладает высоким потенциалом роста в долгосрочной перспективе. В 2010 г., несмотря на кризис, он оставался одним из самых быстрорастущих в мире (рис. 1) [4].

14

12

1O

а

б

4

2

O

-2

Россия

Брик

EU5

Япония

Мир

США

Рис. 1. Темп роста фармацевтических рынков в 2010 г., %

Novartis - 3,8% Sanofi-Aventis - 4,2%

Прочие - 69,1%

Фармстандарт - 3,5%

F.Hoffman-La Roche - 3,4%

Bayer - 3,1%

Berlin-Chemie - 2,8%

Gedeon Richter - 2,7% Janssen-Cilag - 2,5% Nycomed - 2,5%

Teva - 2,4%

Рис. 2. Структура фармацевтического рынка РФ, 2009

Другим фактом, свидетельствующим о высоком потенциале роста, являются данные по среднему потреблению лекарств на душу населения (в ценах производителей за 2009 г.). Для сравнения: в США подушевой объём лекарственного потребления составляет $704, в Японии - $622, в Великобритании - $223, в России - $82 [1]. Для того чтобы достичь среднеевропейского показателя, россияне должны начать тратить на лекарства в четыре раза больше. Но увеличение потребления лекарств на душу населения не сопровождается увеличением доли отечественных производителей на фармацевтическом рынке РФ. Отечественные производители занимают меньшую часть российского рынка и практически не осуществляют экспорт, их позиции, к тому же, со временем ослабевают. Хотя существуют и исключения. У пензенского «Биосинтеза», экспортирующего лекарственные субстанции по всему миру, в сфере поставок субстанций фузидиевой кислоты и фу-зидина натрия (высокоэффективного антибиотика природного происхождения) в Европе есть всего один конкурент, утверждается на сайте компании. «Биосинтез» - экспортёр молодой: за 2009 г. компания нарастила долю экспортных поставок в выручке с 1% до 11%, в 3 квартале 2010 г. этот показатель вырос до 13,8% [3]. В 2007 г. экспорт

фармацевтической продукции из РФ составил 0,04% от общемирового объёма продаж. Для сравнения, объём экспорта Индии (чей внутренний рынок меньше российского) в 2006 г. составил

0,6% общемирового объёма продаж, т.е. в 15 раз больше российского.

Доля отечественных производителей в структуре фармацевтического рынка России с 2003 по 2009 гг. уменьшилась с 28 до 20%. Структура фармацевтического рынка РФ представлена на рисунке 2 [7].

При этом российские производители занимаются в основном производством продукции с низкой добавленной стоимостью. Развитию российской фармацевтической отрасли препятствует ряд серьёзных проблем, не решая которые, Россия может окончательно утратить национальную фармацевтическую промышленность.

Неэффективность государственной политики развития фармацевтической промышленности обусловлена следующими причинами:

• отсутствие механизмов софинансирования НИОКР;

• правительство приступило к созданию системы государственной политики поддержки фарм-промышленности лишь с 2009 г., в отличие от других стран БРИК;

ИНВЕСТИЦИИ и рынки

50

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

СО

34 31

0.58 0.17 0.17 0.13

»

3$

л>

ЗУ

ж

о»'

,.Ж

^ <0^

$

Рис. 3. Объёмы продаж крупнейших российских и мировых производителей (за 2008 г., $ млрд)

• относительно низкие таможенные сборы с импортёров;

• отсутствие налогового стимулирования фармацевтической отрасли (особенно экспорта), в отличие от других стран БРИК;

• высокий уровень коррупции и бюрократии.

Внутриотраслевые проблемы фармацевтической отрасли РФ:

• кризис химической промышленности РФ;

• технологическая отсталость российских предприятий, невозможность перехода на мировые стандарты производства без масштабных инвестиций;

• дефицит квалифицированных кадров;

• отсутствие современной отраслевой инфраструктуры венчурных инвестиций в новые разработки.

Как итог, слабая конкурентоспособность отечественных предприятий по сравнению с зарубежными на внешнем и внутреннем рынках, высокая сложность создания в нынешних условиях современных инновационных предприятий, низкая инвестиционная привлекательность отечественного фармацевтического производства.

Для создания современных инновационных препаратов необходим значительно больший масштаб деятельности, чем у российских предприятий, который достигается только при условии выхода на глобальный рынок. Но объёмы продаж крупнейших российских производителей несопоставимы с ведущими мировыми производителями (рис. 3). Совокупный бюджет на НИОКР пяти ведущих российских производителей в 2008 г. по различным оценкам не превышает $20 млн, в то время как бюджет НИОКР только компании Pfizer равен $7,4 млрд. Стоимость создания одного современного препарата может доходить до $700 млн, что ставит российские предприятия перед фактом невозможности создания современных препаратов силами отдельной компании.

Анализ текущего состояния российской фармацевтической промышленности позволяет сделать вывод о необходимости перехода на инновационные рельсы развития. С учётом опыта других стран, создание современной инновационной фармацевтической промышленности в России может быть поэтапным. На первом этапе необходимо достичь широкого масштаба бизнеса и получения современных технологий за счёт производства на отечественных предприятиях копий известных западных лекарственных средств и активного переноса технологий путём слияний и поглощений. На первом этапе также необходимо значительно увеличить количество малых исследовательских компаний и финансирующих их венчурных финансовых институтов, как основной составляющей НИОКР. Второй этап подразумевает появление российских компаний, создающих инновационные продукты и конкурирующих на глобальном рынке.

Программа развития фармацевтической промышленности должна учитывать мировые тенденции в области научного прогресса и изменения бизнес-моделей фармацевтических компаний, и опираться на следующие ключевые моменты.

Научный процесс

• Экспоненциальный рост накопленных знаний и опыта. Знания в области медицины удваиваются каждые 8 лет. Ожидается, что с 2010 г. они будут удваиваться каждые 2 года. Это приводит к необходимости глобального сотрудничества и обмена опытом, что обеспечит возможность быстрого реагирования на инновации.

• Персонализация медицины. Изменения в философии медицины и медицинских исследований приводит к переходу от лечения заболеваний к профилактике заболеваний посредством глубоко индивидуального подхода к каждому пациенту, возможному благодаря прорывам в изучении генома человека.

• Прогресс в области биоинформатики. В крупнейших исследовательских центрах работают около 50 тыс. специалистов в области биоинформатики. Они разрабатывают сложные компьютерные базы данных и методики, которые позволят производить миллиарды измерений для каждого отдельного пациента, что означает переход в эпоху персонализированной медицины.

• Объединение медицинских приборов в единую сеть. Увеличение количества интеллектуальных, имеющих выход в Интернет, медицинских приборов обеспечит возможность мониторинга и контроля сложных заболеваний.

Изменение бизнес-моделей

• Перемещение основных центров разработки и исследований в развивающиеся страны. Ограничения на исследования стволовых клеток, визовая политика и другие факторы приводят к ограничению роли США как центра медицинской индустрии и перемещению процессов разработки, исследований и испытаний в Индию, Китай и др.

• Повышение операционной эффективности. Умение эффективно управлять большой командой и быстро трансформировать новые разработки в рыночный продукт является одним из ключевых факторов успеха.

• Специализация компаний. Быстрое приращение знаний и количества открытий ведёт к совершенствованию специализации работников медицинской промышленности. В фармацевтической индустрии малые компании продолжат осуществлять большую часть исследований, фокусируясь на более узких нишах.

• Необходимость коопераций компаний. Из-за кризиса опыта и навыков компании будут стремиться к организации партнёрств для заимствования наработок друг у друга, т.к. инновации становятся ключевым фактором успеха.

Растущий фармацевтический рынок РФ даёт хорошие шансы отечественным производителям увеличить свою долю рынка. Основным фактором роста российского фармацевтического рынка, по мнению аналитиков, в ближайшие годы останется деятельность государства. Сейчас правительство России развивает не один проект, напрямую влияющий на отрасль.

• Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Программа ДЛО реализуется на территории РФ с 1 января 2005 г. (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). По замыслу разработчиков, программа должна была обеспечить централизованный контроль за снабжением льготников лекарствами и эффективное расходование выделенных на это государственных средств.

Кроме того, с помощью данной системы предполагается ликвидировать существенные различия в обеспечении льготников лекарствами в разных регионах России.

• Реформа системы обеспечения лекарствами больниц. Введение аукционных процедур как основы обеспечения медицинских учреждений лекарственными средствами.

В рамках этих проектов существенно вырастают закупки лекарственных средств за бюджетные деньги. Если в 2009 г. по программе льготных лекарственных препаратов и для обеспечения больниц было закуплено медикаментов на 122 млрд руб., то в 2010-м, по прогнозам, эта цифра вырастет до 140 млрд руб. Причем доля российских производителей в этом сегменте увеличилась до 9,24% по сравнению с 5,53% годом ранее [8]. Основной причиной роста стали закупки двух препаратов: фактора свертывания крови «Коагил VII» и препарата «Ронбетал» для лечения рассеянного склероза. Они были разработаны компаниями «Лекко» и «Фармстандарт» в рамках совместного предприятия «Генериум».

Последняя тенденция отечественного фармацевтического рынка - активное строительство мировыми гигантами фарминдустрии своих заводов в нашей стране или покупка российских производств. По расчётам Минпрома, в ближайшие два года иностранные производители инвестируют более $1 млрд в Россию. Так, компания Sanofi-Aventis в мае 2010-го получила разрешение на приобретение контрольного пакета акций российского завода по производству инсулина. О планах по строительству предприятий в России в прошлом году заявили швейцарские фирмы Novartis и Nycomed, датская Novo Nordisk, шведско-британская AstraZeneca и др. [1].

Всё вышеизложенное говорит о том, что российский рынок фармацевтической продукции является одним из наиболее привлекательных и перспективных в мире. В ближайшие годы он продолжит рост благодаря государственным расходам на здравоохранение и увеличению душевого потребления лекарственных средств. Однако в России нет собственных крупных фармацевтических компаний. Отечественные компании постепенно вытесняются с рынка иностранными производителями. Для развития отечественной фармацевтической промышленности необходима целенаправленная системная государственная поддержка. С учётом опыта других стран, процесс создания в России современной инновационной фармацевтической промышленности может быть поэтапным. Развитые страны, обладающие сильной фармацевтической промышленностью, не оказывают прямую государственную поддержку

отрасли, но стимулируют развитие новых направлений исследований: биотехнологий, генной инженерии и др. Развивающиеся страны, с другой стороны, осуществляют полномасштабную поддержку отрасли по всем направлениям: доступ к финансированию, инвестиции в производство, кадро-

вое обеспечение, развитие инфраструктуры, инвестиции в исследования и разработки. Использование зарубежного опыта и внутренних резервов может способствовать повышению конкурентоспособности российских предприятий фармацевтической отрасли и облегчить их выход на мировые рынки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Марчук И.К. Лекарство для роста / И.К. Марчук // Секрет фирмы, 2010. - № 12. - С. 75.

2. ПетроваЮ.А. Варвары у ворот / Ю.А. Петрова // Секрет фирмы, 2010. - № 9. - С. 56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Отчёт за 3 квартал ОАО «Биосинтез» [Электронный ресурс]. - [2010]. http://biosintez.com/fileadmin/ content/akcioneram/emitent/0tchet_za_3_kv._2010_goda.zip.

4. Современное состояние фармацевтической отрасли России и международный опыт [Электронный ресурс] / материалы для сводной рабочей группы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики. - [2009]. http://www.strategy.ru/UserFiles/File/Medicina/ SPC.pdf.

5. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - [2009]. - Режим доступа http://www.minprom.gov.rU/activity/med/return/1/print.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 г. № 1660-р [Электронный ресурс]. - [2010]. http://www.rg.ru/2010/10/19/farm-koncepcia-dok.html.

7. Аналитический отчёт ЗАО «Группа ДСМ» Фармацевтический рынок России. Итоги 2009. [Электронный ресурс]. - [2009]. http://www.melzdrav.ru/images/0bzory/farmacevtiheckiy_rinok_2009.pdf.

8. Центр фармакоэкономических исследований. Обзор фармацевтического рынка РФ. [Электронный ресурс]. - [2010]. http://www.healtheconomics.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=105 06:2010-12-19-23-46-19&catid=1:latest-news& Itemid=107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.