О.С. ПЕСКОВА
к.э.н, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и организация производства» волгоградского Государственного технического университета
современное состояние фармацевтической отрасли россии: проблемы и перспективы
Анализ текущего состояния фармацевтической и медицинской промышленности указывает на её отставание от аналогичных отраслей экономически развитых стран по номенклатуре выпускаемой продукции. В результате в структуре потребления ежегодно растёт доля импортных лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения. При сохранении такой тенденции здоровье граждан Российской Федерации, как важнейшая составляющая национальной безопасности, попадает в зависимость от внешней экономической конъюнктуры. В связи с этим фармацевтическая и медицинская промышленность объективно занимают особое место в экономической системе страны, что также обусловливается социальной значимостью производимой продукции, наукоёмкостью производства и высокой степенью государственного регулирования.
Таким образом, инновационное развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности является одним из приоритетных направлений модернизации экономики Российской Федерации. Принятые в 2009-2010 гг. меры были направлены не только на преодоление негативных тенденций, проявившихся в период кризиса, но и на развитие отрасли в долгосрочной перспективе. Утверждённая Правительством РФ в 2010 г. Программа развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. принимает в качестве базового инновационный сценарий развития. Он позволит инициировать разработку и производство высоко-
технологичной фармацевтической продукции, повысить уровень отечественной фармацевтики до мирового, а также достичь конкурентоспособности российских производителей как на внутреннем, так и на мировом рынках.
В результате реализации Программы доля продукции отечественного производства в общем объёме потребления лекарственных средств (ЛС) на российском рынке в стоимостном выражении должна составить к 2020 г. не менее 50%, а доля инновационных препаратов в портфелях отечественных производителей должна достичь 60% в стоимостном выражении. Экспорт фармацевтической продукции российского производства должен увеличиться в восемь раз. Внутреннее производство фармацевтических субстанций должно обеспечивать не менее 50% потребностей российского производства готовых лекарственных средств и не менее 85% по номенклатуре из списка стратегических ЛС [6].
Россия является одним из наиболее привлекательных рынков фармацевтической продукции в мире. Объём российского фармацевтического рынка в ценах конечного потребления вырос с 4,3$ млрд в 2003 г. до 18,5$ млрд в 2009 г.. т.е. почти в 4 раза за 6 лет [4]. За этот же период доля российского рынка в общемировом выросла с 0,9% до 2,4%, в 2008 г. российский рынок занял 9 место по объёму и обладает высоким потенциалом роста в долгосрочной перспективе. В 2010 г., несмотря на кризис, он оставался одним из самых быстрорастущих в мире (рис. 1) [4].
1б
14
12
1O
а
б
4
2
O
-2
Россия
Брик
EU5
Япония
Мир
США
Рис. 1. Темп роста фармацевтических рынков в 2010 г., %
Novartis - 3,8% Sanofi-Aventis - 4,2%
Прочие - 69,1%
Фармстандарт - 3,5%
F.Hoffman-La Roche - 3,4%
Bayer - 3,1%
Berlin-Chemie - 2,8%
Gedeon Richter - 2,7% Janssen-Cilag - 2,5% Nycomed - 2,5%
Teva - 2,4%
Рис. 2. Структура фармацевтического рынка РФ, 2009
Другим фактом, свидетельствующим о высоком потенциале роста, являются данные по среднему потреблению лекарств на душу населения (в ценах производителей за 2009 г.). Для сравнения: в США подушевой объём лекарственного потребления составляет $704, в Японии - $622, в Великобритании - $223, в России - $82 [1]. Для того чтобы достичь среднеевропейского показателя, россияне должны начать тратить на лекарства в четыре раза больше. Но увеличение потребления лекарств на душу населения не сопровождается увеличением доли отечественных производителей на фармацевтическом рынке РФ. Отечественные производители занимают меньшую часть российского рынка и практически не осуществляют экспорт, их позиции, к тому же, со временем ослабевают. Хотя существуют и исключения. У пензенского «Биосинтеза», экспортирующего лекарственные субстанции по всему миру, в сфере поставок субстанций фузидиевой кислоты и фу-зидина натрия (высокоэффективного антибиотика природного происхождения) в Европе есть всего один конкурент, утверждается на сайте компании. «Биосинтез» - экспортёр молодой: за 2009 г. компания нарастила долю экспортных поставок в выручке с 1% до 11%, в 3 квартале 2010 г. этот показатель вырос до 13,8% [3]. В 2007 г. экспорт
фармацевтической продукции из РФ составил 0,04% от общемирового объёма продаж. Для сравнения, объём экспорта Индии (чей внутренний рынок меньше российского) в 2006 г. составил
0,6% общемирового объёма продаж, т.е. в 15 раз больше российского.
Доля отечественных производителей в структуре фармацевтического рынка России с 2003 по 2009 гг. уменьшилась с 28 до 20%. Структура фармацевтического рынка РФ представлена на рисунке 2 [7].
При этом российские производители занимаются в основном производством продукции с низкой добавленной стоимостью. Развитию российской фармацевтической отрасли препятствует ряд серьёзных проблем, не решая которые, Россия может окончательно утратить национальную фармацевтическую промышленность.
Неэффективность государственной политики развития фармацевтической промышленности обусловлена следующими причинами:
• отсутствие механизмов софинансирования НИОКР;
• правительство приступило к созданию системы государственной политики поддержки фарм-промышленности лишь с 2009 г., в отличие от других стран БРИК;
ИНВЕСТИЦИИ и рынки
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
СО
34 31
0.58 0.17 0.17 0.13
»
3$
л>
ЗУ
ж
о»'
,.Ж
^ <0^
$
Рис. 3. Объёмы продаж крупнейших российских и мировых производителей (за 2008 г., $ млрд)
• относительно низкие таможенные сборы с импортёров;
• отсутствие налогового стимулирования фармацевтической отрасли (особенно экспорта), в отличие от других стран БРИК;
• высокий уровень коррупции и бюрократии.
Внутриотраслевые проблемы фармацевтической отрасли РФ:
• кризис химической промышленности РФ;
• технологическая отсталость российских предприятий, невозможность перехода на мировые стандарты производства без масштабных инвестиций;
• дефицит квалифицированных кадров;
• отсутствие современной отраслевой инфраструктуры венчурных инвестиций в новые разработки.
Как итог, слабая конкурентоспособность отечественных предприятий по сравнению с зарубежными на внешнем и внутреннем рынках, высокая сложность создания в нынешних условиях современных инновационных предприятий, низкая инвестиционная привлекательность отечественного фармацевтического производства.
Для создания современных инновационных препаратов необходим значительно больший масштаб деятельности, чем у российских предприятий, который достигается только при условии выхода на глобальный рынок. Но объёмы продаж крупнейших российских производителей несопоставимы с ведущими мировыми производителями (рис. 3). Совокупный бюджет на НИОКР пяти ведущих российских производителей в 2008 г. по различным оценкам не превышает $20 млн, в то время как бюджет НИОКР только компании Pfizer равен $7,4 млрд. Стоимость создания одного современного препарата может доходить до $700 млн, что ставит российские предприятия перед фактом невозможности создания современных препаратов силами отдельной компании.
Анализ текущего состояния российской фармацевтической промышленности позволяет сделать вывод о необходимости перехода на инновационные рельсы развития. С учётом опыта других стран, создание современной инновационной фармацевтической промышленности в России может быть поэтапным. На первом этапе необходимо достичь широкого масштаба бизнеса и получения современных технологий за счёт производства на отечественных предприятиях копий известных западных лекарственных средств и активного переноса технологий путём слияний и поглощений. На первом этапе также необходимо значительно увеличить количество малых исследовательских компаний и финансирующих их венчурных финансовых институтов, как основной составляющей НИОКР. Второй этап подразумевает появление российских компаний, создающих инновационные продукты и конкурирующих на глобальном рынке.
Программа развития фармацевтической промышленности должна учитывать мировые тенденции в области научного прогресса и изменения бизнес-моделей фармацевтических компаний, и опираться на следующие ключевые моменты.
Научный процесс
• Экспоненциальный рост накопленных знаний и опыта. Знания в области медицины удваиваются каждые 8 лет. Ожидается, что с 2010 г. они будут удваиваться каждые 2 года. Это приводит к необходимости глобального сотрудничества и обмена опытом, что обеспечит возможность быстрого реагирования на инновации.
• Персонализация медицины. Изменения в философии медицины и медицинских исследований приводит к переходу от лечения заболеваний к профилактике заболеваний посредством глубоко индивидуального подхода к каждому пациенту, возможному благодаря прорывам в изучении генома человека.
• Прогресс в области биоинформатики. В крупнейших исследовательских центрах работают около 50 тыс. специалистов в области биоинформатики. Они разрабатывают сложные компьютерные базы данных и методики, которые позволят производить миллиарды измерений для каждого отдельного пациента, что означает переход в эпоху персонализированной медицины.
• Объединение медицинских приборов в единую сеть. Увеличение количества интеллектуальных, имеющих выход в Интернет, медицинских приборов обеспечит возможность мониторинга и контроля сложных заболеваний.
Изменение бизнес-моделей
• Перемещение основных центров разработки и исследований в развивающиеся страны. Ограничения на исследования стволовых клеток, визовая политика и другие факторы приводят к ограничению роли США как центра медицинской индустрии и перемещению процессов разработки, исследований и испытаний в Индию, Китай и др.
• Повышение операционной эффективности. Умение эффективно управлять большой командой и быстро трансформировать новые разработки в рыночный продукт является одним из ключевых факторов успеха.
• Специализация компаний. Быстрое приращение знаний и количества открытий ведёт к совершенствованию специализации работников медицинской промышленности. В фармацевтической индустрии малые компании продолжат осуществлять большую часть исследований, фокусируясь на более узких нишах.
• Необходимость коопераций компаний. Из-за кризиса опыта и навыков компании будут стремиться к организации партнёрств для заимствования наработок друг у друга, т.к. инновации становятся ключевым фактором успеха.
Растущий фармацевтический рынок РФ даёт хорошие шансы отечественным производителям увеличить свою долю рынка. Основным фактором роста российского фармацевтического рынка, по мнению аналитиков, в ближайшие годы останется деятельность государства. Сейчас правительство России развивает не один проект, напрямую влияющий на отрасль.
• Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Программа ДЛО реализуется на территории РФ с 1 января 2005 г. (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). По замыслу разработчиков, программа должна была обеспечить централизованный контроль за снабжением льготников лекарствами и эффективное расходование выделенных на это государственных средств.
Кроме того, с помощью данной системы предполагается ликвидировать существенные различия в обеспечении льготников лекарствами в разных регионах России.
• Реформа системы обеспечения лекарствами больниц. Введение аукционных процедур как основы обеспечения медицинских учреждений лекарственными средствами.
В рамках этих проектов существенно вырастают закупки лекарственных средств за бюджетные деньги. Если в 2009 г. по программе льготных лекарственных препаратов и для обеспечения больниц было закуплено медикаментов на 122 млрд руб., то в 2010-м, по прогнозам, эта цифра вырастет до 140 млрд руб. Причем доля российских производителей в этом сегменте увеличилась до 9,24% по сравнению с 5,53% годом ранее [8]. Основной причиной роста стали закупки двух препаратов: фактора свертывания крови «Коагил VII» и препарата «Ронбетал» для лечения рассеянного склероза. Они были разработаны компаниями «Лекко» и «Фармстандарт» в рамках совместного предприятия «Генериум».
Последняя тенденция отечественного фармацевтического рынка - активное строительство мировыми гигантами фарминдустрии своих заводов в нашей стране или покупка российских производств. По расчётам Минпрома, в ближайшие два года иностранные производители инвестируют более $1 млрд в Россию. Так, компания Sanofi-Aventis в мае 2010-го получила разрешение на приобретение контрольного пакета акций российского завода по производству инсулина. О планах по строительству предприятий в России в прошлом году заявили швейцарские фирмы Novartis и Nycomed, датская Novo Nordisk, шведско-британская AstraZeneca и др. [1].
Всё вышеизложенное говорит о том, что российский рынок фармацевтической продукции является одним из наиболее привлекательных и перспективных в мире. В ближайшие годы он продолжит рост благодаря государственным расходам на здравоохранение и увеличению душевого потребления лекарственных средств. Однако в России нет собственных крупных фармацевтических компаний. Отечественные компании постепенно вытесняются с рынка иностранными производителями. Для развития отечественной фармацевтической промышленности необходима целенаправленная системная государственная поддержка. С учётом опыта других стран, процесс создания в России современной инновационной фармацевтической промышленности может быть поэтапным. Развитые страны, обладающие сильной фармацевтической промышленностью, не оказывают прямую государственную поддержку
отрасли, но стимулируют развитие новых направлений исследований: биотехнологий, генной инженерии и др. Развивающиеся страны, с другой стороны, осуществляют полномасштабную поддержку отрасли по всем направлениям: доступ к финансированию, инвестиции в производство, кадро-
вое обеспечение, развитие инфраструктуры, инвестиции в исследования и разработки. Использование зарубежного опыта и внутренних резервов может способствовать повышению конкурентоспособности российских предприятий фармацевтической отрасли и облегчить их выход на мировые рынки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Марчук И.К. Лекарство для роста / И.К. Марчук // Секрет фирмы, 2010. - № 12. - С. 75.
2. ПетроваЮ.А. Варвары у ворот / Ю.А. Петрова // Секрет фирмы, 2010. - № 9. - С. 56.
3. Отчёт за 3 квартал ОАО «Биосинтез» [Электронный ресурс]. - [2010]. http://biosintez.com/fileadmin/ content/akcioneram/emitent/0tchet_za_3_kv._2010_goda.zip.
4. Современное состояние фармацевтической отрасли России и международный опыт [Электронный ресурс] / материалы для сводной рабочей группы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики. - [2009]. http://www.strategy.ru/UserFiles/File/Medicina/ SPC.pdf.
5. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - [2009]. - Режим доступа http://www.minprom.gov.rU/activity/med/return/1/print.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 г. № 1660-р [Электронный ресурс]. - [2010]. http://www.rg.ru/2010/10/19/farm-koncepcia-dok.html.
7. Аналитический отчёт ЗАО «Группа ДСМ» Фармацевтический рынок России. Итоги 2009. [Электронный ресурс]. - [2009]. http://www.melzdrav.ru/images/0bzory/farmacevtiheckiy_rinok_2009.pdf.
8. Центр фармакоэкономических исследований. Обзор фармацевтического рынка РФ. [Электронный ресурс]. - [2010]. http://www.healtheconomics.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=105 06:2010-12-19-23-46-19&catid=1:latest-news& Itemid=107.