является производной от функции формирования межфункциональных команд, которые строятся на производственно и личностно ориентированных неформальных отношениях.
Рассмотрение неформальных отношений как социального ресурса организации позволяет нам выделить еще несколько весьма важных их функций, которые имеют особое значение в современных условиях трудовой деятельности сотрудников.
Выделим инновационную роль неформальных отношений, которая заключается в апробации вводимых изменений первоначально в формате неформальных отношений с последующим их закреплением в формальной структуре или производственном взаимодействии.
Весьма важна креативная роль неформальных отношений, которая обеспечивает раскрепощение и более полное раскрытие творческого потенциала сотрудников, генерацию новых идей и предложений благодаря отсутствию в рамках таких отношений жестких формализованных нормативов. Так, диверсификация должностных обязанностей и расширение поля деятельности сотрудников, наделение их дополнительной ответственностью позволяет руководству оценить неявные способности персонала и получать мнения большего количества людей в решении определенных вопросов.
Анализ теоретических подходов и практических исследований позволяет сделать вывод, что неформальные отношения между сотрудниками, обеспечивая новые эффек-
тивные способы взаимодействия и выступая альтернативной основой функционирования организации, являются социальными ресурсами организации, вовлеченными в процесс изменений, переформирования идей, переоценки норм, ценностей, целей взаимодействия. Неформальные отношения определяют, изменяют и закрепляют особенности и принципы поведения сотрудников в заданных (определенных) условиях, в чем проявляется их потенциал как социального ресурса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Муджиков Н.Л. Неформальные отношения в контексте управленческого взаимодействия: На материале социологического исследования предприятий строительного комплекса Республики Калмыкия: Дис.... канд. социол. наук. Волгоград, 2006. 184 с.
2. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2000. 278 с. С. 212.
3. Климов А.Г. Неформальные отношения в социализации первичной группы (методологические и методические вопросы социологического изучения): Дис.... канд. социол. наук. М.: МГУ, 1994. 126 с. С. 62.
4. Клепкин В. Межотдельные коммуникации // The Chief. 2006. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.thechief.ra/?part=archive&ioum=444.
5. Robbins S.P. Essentials of Organizational behavior. N.J.: Pearson Prentice Hall, 2005. 330 p. P. 143.
6. Обозов H.H. Совместимость и срабатываемость людей. СПб.: Облик, 2000. 212 с.
28 октября 2013 г.
УДК 8
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ
В.П. Мингинос
Экономика является неотъемлемой частью повседневной жизни людей, которые, сами того не замечая, регулярно вступают в экономические отношения, часто используют экономические термины (расходы, доходы, цены, деньги, заработная плата и др.). Жить в обществе и не участвовать в эко-
Мингинос Виктория Петровна - аспирант кафедры теории журналистики Южного федерального университета, 344010, г Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, e-mail: [email protected], т. 8(863)2641638.
номических процессах невозможно. Поэтому с самых ранних этапов становления и развития журналистики освещение экономических процессов и явлений стало одной из приоритетных задач средств массовой информации.
В литературе широко представлены учебные пособия, рассматривающие взаимо-
Victoria Minginos - postgraduate student of the Theory of Journalism Department at the Southern Federal University, 150, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2641638.
действие экономики и журналистики. Среди них отметим работы Е.Л. Вартановой, В.В. Ворошилова, В.И. Киверина, С.М. Гу-ревича, статьи С.К. Степаняна, И.Н. Деминой [1] и др., в которых средства массовой информации рассматриваются в роли субъектов экономической деятельности, нацеленной на получение прибыли.
Но вопросам освещения экономической информации в общественно-политической прессе посвящено всего несколько современных работ [2-3]. Но оба издания направлены не на то, чтобы показать, как подать информацию об экономических процессах рядовым гражданам, а по сути являются справочниками по экономике для журналистов, из которых они могут узнать, что такое бюджет, другие категории хозяйственной деятельности. Д.А. Шевчук дает также ценные советы по поиску информации, технике юридической защиты информации и др. В учебном пособии под редакцией Н.Н. Добрецовой приводится определение экономической журналистики, ха-растеризуются ее функции и задачи. Проблема научного осмысления экономической журналистики поднимается в статье И.Н. Деминой [4].
Довольно интересным является сборник статей "Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии" [5], в котором на примере многих стран рассматриваются механизмы и возможности влияния СМИ на процесс экономического развития, а также анализируется функционирование средств массовой информации в условиях рыночной экономики. Но авторы делают акцент на социально-политической роли публицистических текстов, а не способах освещения данного рода информации, которые нашли отражение в статье А.А. Тертычного [6].
Тематическую характеристику экономической информации приводит В. Иваниц-кий [7], но он ограничивается лишь перечислением основных вопросов, освещение которых можно встретить в периодических изданиях. Все перечисленные работы не дают целостного представления о том, как следует преподносить экономическую информацию читателю, не имеющему экономического образования.
Чтобы дать характеристику освещения экономических процессов в общественно-политической прессе, необходимо очертить круг проблем, относящихся к экономической сфере жизни общества и дать определения некоторым терминам.
В "Вводном курсе по экономической теории" термин "экономика" на современном
этапе развития общества используется в следующих значениях:
1) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т. д.);
2) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);
3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т. д.) [8].
Термин "журналистика" может быть охарактеризован как "вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации" [9]. Исходя из этого определения, "экономическая журналистика - это поиск, анализ и изложение информации об экономике" [3, с. 15] или экономической информации, под которой понимается, "информация о процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, происходящих на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях" [10].
В экономической теории различают девять видов подобной информации: научную, социальную, финансовую, коммерческую, производственно-технологическую, отчетно-статистическую, плановую, прогнозно-аналитическую, управленческую.
Экономическая журналистика как специализированное направление имеет свой набор функций, а именно: познавательную, социально-преобразующую, регулятивную, воспитательную, прогностическую функции.
Н.Н. Добрецова выделяет несколько иные функции экономической журналистики, которые, по мнению автора статьи, в большей степени характеризуют задачи этого рода средств массовой информации:
- "отбирать, обрабатывать и предоставлять населению экономическую информацию, исходящую от государства;
- отбирать, обрабатывать и предоставлять населению информацию, исходящую от источников вне страны (мировая экономика);
- обеспечивать эффективный информационный обмен между населением и иностранными инвесторами" [3, с. 19].
В пособии под редакцией Н.Н. Добрецо-вой названы следующие задачи экономической журналистики:
- "выполнять миссию общественного контроля за действиями правительства в экономической сфере;
- следить за тенденциями, возникающими на секторах рынка и сигнализировать обществу, предпринимателям и власти, когда эти тенденции начинают приобретать негативный характер;
- контролировать качество регулятивного воздействия государства на экономику. Иными словами, журналисты должны отслеживать результаты воздействия на рынок того или иного решения правительства" [3, с. 20].
Согласно исследованию В. Иваницкого, на страницах современных печатных изданий можно встретить освещение следущих проблем:
- бюджетного процесса в Российской Федерации, его организации, механизмов, формирующих принятие и последующее исполнение бюджета России;
- национальных проектов, их хода и всей проблематики, связанной с ними;
- основных экономических программ правительства Российской Федерации, строящихся на основании принятого бюджета;
- естественных монополий (Газпром, ОАО РЖД, РАО ЕС и т.д.) и портретов их лидеров;
- частно-государственного партнерства, объявленные "столбовой" дорогой развития российской экономики;
- "бедных и богатых";
- "среднего класса";
- взаимосвязи криминалитета и российской экономики, коррупционной составляющей в процессах современного экономического строительства в России;
- взаимоотношений Россия и СНГ в свете восстановления единого экономического пространства бывшего СССР и как следствие - укрепления позиций России в глобальном мироустройстве;
- создания образа экономической России в зарубежных СМИ;
- взаимодействия России и остального мира в свете глобальных мировых экономических процессов [7].
Но при всем многообразии методов и возможностей создания аналитических экономических материалов исследователи отмечают, что по большей части экономическая журналистика остается событийной, а не направленной на систематическое осмысление экономических явлений в стране и мире. В. Иваницкий считает, что современная экономическая журналистика по сути не является журналистикой, поскольку ее тематический пласт формируется "пресс-службами предприятий и ведомств, нередко являющихся рекламодателями издания. В этих условиях основная масса представителей экономической прессы выступает в качестве рерайт-институтов пресс-релизной журналистики, где вместо четко выраженной позиции СМИ в области экономической политики наблюдается коммерциализация экономического контента" [7]. Причем, как указывает автор, именно экономические материалы становятся полем действия для контекстной рекламы в тех случаях, когда редакции берут плату за упоминание определенных лиц и компаний, что пагубно сказывается на объективности подобного рода публикаций.
С ним согласен и председатель Союза журналистов России Богданов В.Л., который в интервью Н. Петрову, обозревателю интернет-издания Торгово-промышленной палаты Российской Федерации "Торгово-промышленные ведомости", выразил мнение, что "у российской экономической журналистики сейчас больше проблем, чем достижений. Налицо глубокий крен в информативность и событийность, если можно так выразиться, и в ущерб аналитике. Газеты и журналы заполнены материалами о купле-продаже бизнесов, описаниями эпизодов, часто малозначительных, из жизни олигархов и поп-звезд и т. д. Публикаций, анализирующих и исследующих структурные и отраслевые перемены в российской промышленности, болевые точки нашего экономического развития (преодоление сырьевой направленности российской экономики, стремительный рост цен, вытеснение национальных товаров и продуктов с рынков и т. д.), крайне мало" [11]. Причиной такого положения дел он видит чрезмерную коммерциализацию средств массовой информации.
Сказанное в значительной степени объясняет причины достаточно низкого уровня доверия граждан России к экономической информации. Так, согласно исследованию "СМИ как источник информации об экономической ситуации в России", проведенного Фондом
общественного мнения в августе 2009 г (позже подобные опросы не проводились), только 41 % респондентов выразили свое доверие средствам массовой информации, 48 сомневаются в достоверности предоставляемых данных и 11 % опрошенных затруднились ответить. Причем только 28 % респондентов внимательно следят за ситуацией в российской экономике, 49 -без особого внимания и 23 % затруднились ответить на данный вопрос.
Интересным является тот факт, что по результатам исследования 39 % респондентов думают, что средства массовой информации необъективно отражают положение дел в экономике страны, представляя его хуже, чем это есть на самом деле. По мнению 35 % опрошенных положение дел в экономике такое, как сообщают в СМИ, и лишь 5 % считают, что хуже [12].
Этот факт может объясняться тем, что люди устали от отрицательной информации. По мнению А. Войченко, в средствах массовой информации "очень много говорят о наших бедах - о терактах, об ужасах и страданиях. И очень мало о том хорошем, что у нас происходит. Да, поднимать острые проблемы, обсуждать наболевшие вопросы -задача прессы, но вместе с тем за обсуждением горячих тем как-то упускается еще одна, не менее важная задача - показать экономику российских регионов с точки зрения инвестиционной привлекательности, используя примеры жизнеутверждения" [13].
По данным более раннего опроса Фонда общественного мнения "СМИ: общее доверие и оценка", проведенного в марте 2009 г., 55 % опрошенных считают, что отечественные средства массовой информации неполно освещают ситуацию в российской экономике, 23 % - полно. Причем данная информация чаще понятна 59 % респондентов, а для 33 % бывает слишком сложной [14].
А ведь одна из главных задач как экономической журналистики, так и журналистики в целом - донести до аудитории информацию, сделав содержание вопроса любого уровня сложности понятным для рядовых граждан. Экономическая журналистика является посредником между источниками информации и широкими массами. Поскольку тексты, написанные профессиональными экономистами, зачастую бывают достаточно сложны для восприятия среднестатистическими гражданами, журналисты должны правильно оценить значимость того или иного экономического процесса и рассказать о нем в привлекатель-
ной для читателей форме. Экономический материал должен быть объективным, точным, ясным, простым, понятным, прямым, ориентированным на целевых читателей. Наличие этих характеристик особенно важно, поскольку подобные материалы могут стать основой для принятия людьми экономических решений. Таким образом, можно обозначить некую замкнутую причинно-следственную связь: журналистский материал воздействует на аудиторию, которая принимает экономическое решение, становящееся экономическим фактом, ложащимся в основу нового журналистского сообщения и т.д.
С точки зрения бизнеса экономическая пресса нужна не только для получения информации, но и для привлечения внимания к своей деятельности или продукции со стороны власти или инвесторов. В данном случае речь не идет о потенциальных покупателях, поскольку в таком случае организации использовали бы средства массовой информации в качестве непосредственных рекламоносителей. В другом случае фирмы используют экономическую журналистику для привлечения внимания и формирования общественного мнения для защиты в конфликтной или кризисной ситуации, в связи с чем на страницах экономических изданий можно встретить такое обилие публикаций о сенсациях и конфликтах.
Информация, получаемая из СМИ, может быть самостоятельно скомбинирована и дополнена аудиторией до уровня полезной информативной базы, позволяющей осознано подходить к принятию экономических решений. Но для этого ей должны быть присущи такие качества, как достоверность, точность, содержательность, своевременность, широта охвата, наличие которых позволяет говорить о ее фундаментальном свойстве - полезности. Но зачастую качество предоставляемой информации не соответствует этим требованиям, поскольку сообщения об экономических процессах изобилуют сложными терминами или перегружены цифровыми данными, что делает их трудными для восприятия и как следствие - бесполезными для аудитории. Достаточно ограниченный набор экономических тем и преобладание в общественно-политической прессе материалов, носящих фактографический характер, позволяют судить о том, что средства массовой информации создают лишь видимость выполнения своей основной функции - информировать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. 336 с.; Ворошилов В.В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. СПб.: Изд-во СПбУ, 1997. 232 с.; Киверин В.И. Экономика редакции газеты. Учеб. изд. М.: Аспект Пресс, 2002. 112 с.; Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. Учеб. пособ. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. 288 с.; Степанян С.К. Управление контентом печатного СМИ в условиях рынка // Вестник МГУ Серия 10: Журналистика. 2009. № 1. С. 76-79; Демина И.Н. Специфика средств массовой информации в общественном и экономическом пространстве // Вестник МГУ Серия 10: Журналистика. 2004. № 2. С. 89-96.
2. Шевчук Д.А. Экономическая журналистика: Учеб.-практ. пособ. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. 568 с.
3. Освещение экономических тем в средствах массовой информации (экономическая журналистика): Учеб. пособие для вузов / Под. ред. Н.Н. Добрецо-вой. Бишкек: Принтхаус, 2009. 132 с.
4. Демина И.Н. Сущность экономической журналистики // Известия ИГЭА. 2011. № 1. С. 217-221.
5. Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии / Сокр. пер. с англ. М.: Изд-во "Весь мир", 2005. 350 с.
6. Тертычный А.А. Экономический анализ в прессе // Журналист. 2007. № 12. С. 70-71.
7. Иваницкий В. Основные направления в проблематике российской прессы: экономика // Evartist
[Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod. ru/text19/062.htm.
8. Вводный курс по экономической теории // Бесплатные книги по экономике, маркетингу, банковскому делу, коммерции, страховому делу, менеджменту. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.economic-lib.ru/biznes-38/1.htm.
9. Большая советская энциклопедия // Яндекс словари [Электронный ресурс] URL: http://slovari. yandex. га/~книги/Б СЭ/Журналистика/.
10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006 // Академик [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_ dict/16594.
11. Петров Н. Российская экономическая журналистика: пока больше проблем, чем достижений // Торгово-промышленные ведомости [Электронный ресурс]. URL: http://www.tpp-inform.ru/ tpv_online/506.html.
12. Фонд общественного мнения: Новостные и информационные программы // Фонд общественного мнения [Электронный ресурс] URL: http://bd.fom. ru/report/cat/smi/smi_print/d110616.
13. Войченко А. Влияние СМИ на экономическое развитие регионов // Журналист. 2003, март. С. 27.
14. Фонд общественного мнения: СМИ: общее доверие и оценка // Фонд общественного мнения [Электронный ресурс] URL: http://bd.fom.ru/report/ cat/smi/smi_rei/d091211.
20 сентября 2013 г.
УДК 37
РОЛЬ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО В ПРОПАГАНДЕ НОВАТОРСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(1954-1958 гг.)
В.А. Родионов
Кинематограф - одно из наиболее важнейших и популярных направлений в современном искусстве. Самый молодой из видов искусств, в течение XX в. он приобрел огромное влияние на аудиторию и стал одним из самых востребованных видов развлечения, важной частью идеологической системы.
Родионов Виктор Александрович - аспирант кафедры Отечественной истории Таганрогского института им. А.П. Чехова, 347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48, e-mail: [email protected], т. 8(8634)651182.
Для советской культуры и кинематографа как ее составляющей характерна направленность на комплексную воспитательную работу и вовлеченность в процесс формирования нового общества. Культура являлась инструментом, с помощью которого правящая партия могла оказывать влияние на массы и решать стоящие перед ней задачи. После смерти Сталина осо-
Victor Rodionov - postgraduate student of the Department of National History at the Taganrog State Institute named by A.P. Chekhov, 48, Initiativnaya Street, Taganrog, 347900, e-mail: [email protected], tel. +7(8634)651182.