Научная статья на тему 'Современное состояние борьбы с торговлей людьми в России'

Современное состояние борьбы с торговлей людьми в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1546
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние борьбы с торговлей людьми в России»

Федорович Диана Юрьевна

адъюнкт ВНИИ МВД России, г. Москва

Современное состояние борьбы с торговлей людьми в России

В настоящее время торговля людьми входит в число самых опасных транснациональных форм организованной преступности, жертвами которой ежегодно становятся от 1 до 4 млн человек1. Учитывая, что, по некоторым экспертным оценкам, указанное преступление отличается высокой латентностью, приведенные цифры обоснованно можно считать приблизительными. Торговля людьми - это не только один из видов проявления насилия, но и нарушение прав и свобод человека и гражданина. Жертвами этих преступлений становятся, прежде всего, наиболее уязвимые и слабо защищенные категории населения - дети, подростки и женщины, которые путем обмана или насилия вывозятся из страны и принуждаются к занятию проституцией или рабскому труду. Лица мужского пола реже подвергаются эксплуатации по сравнению с женщинами. Так, в странах - членах ОБСЕ число детей, подростков и взрослых лиц мужского пола, ставших жертвами торговли людьми, составляет около 2% от всего числа жертв2. В силу физиологических свойств, которыми обладают мужчины, их эксплуатация в основном

выражается в использовании рабского труда. Взрослые мужчины, как правило, используются на строительстве, тяжелых производственных работах, в вооруженных конфликтах. Дети и подростки мужского пола принуждаются к занятию проституцией, используются в детской порнографии, а также эксплуатируются в сферах, где не требуется тяжелый физический труд, например, в сельскохозяйственных работах.

По оценкам экспертов ООН, доходы от торговли людьми международных организованных преступных групп составляют 7 млрд. долларов США ежегодно3. Высокие доходы, низкий риск разоблачения (обнаружения), незначительные санкции4 сделали этот вид преступлений очень привлекательным для преступников, прежде специализировавшихся в других сферах криминального бизнеса, а также для вновь образованных преступных группировок. Однако преступная деятельность организованных групп, занимающихся торговлей людьми, была бы невозможна без ее транснациональной организации. В этой сфере наиболее активны организованные преступные группы из России, бывших республик СССР, а также европейских и ближневосточных стран.

Правоохранительные органы Российской Федерации столкнулись с завуалированными фак-

1 См.: Хочешь ли ты променять свое достоинство, свободу и здоровье на жизнь в клетке? / Международная организация по миграции. Киев, 1998. С. 5.

2 Проблема контрабанды людей: задачи ОБСЕ. Обзорная конференция ОБСЕ. Сентябрь 1999 г. Справочный документ. БДИПЧ 1999/3. С. 8.

3 См.: Манахов С.А. Вопросы формирования российского законодательства по проблеме противодействия торговле людьми // Сборник материалов международного круглого стола «Взаимодействие правоохранительных органов и неправительственных организаций (НПО) - эффективная стратегия противодействия торговле людьми». 23 января 2004 г. Москва, 2005.

4 Законодательством РФ за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 1271 УК РФ, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Такое же наказание предусмотрено, например, и за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ч. 1 ст. 166 УК РФ).

_204

Омской и Оренбургской областей, Приморского края, Ростовской области, г. Санкт-Петербурга, Ленинградской, Саратовской и Тульской областей, Хабаровского края, Удмуртской и Чувашской республик.

Проведенный анализ уголовных дел, возбужденных по ст. 1271 УК РФ, показал, что наибольшее количество указанных преступлений совершают мужчины - 63,6% от всех обвиняемых. Как правило, обвиняемые в торговле людьми лица ранее не судимы (99%). По возрастному критерию указанные лица распределены следующим образом: до 25 лет - 15% от общей массы обвиняемых, от 25 до 30 лет - 27%, от 30 до 40 -48%, старше 40 - 10%.

Наибольшее количество потерпевших составляют женщины от 16-ти до 25-ти лет (85% от общего числа потерпевших). Женщины старше 25-ти лет становятся жертвами торговли людьми реже, их доля от общего числа потерпевших составляет 9%. Потерпевшими от торговли людьми оказались также дети младше 4-х лет (4%) и несовершеннолетние (2%).

Согласно статистическим данным ГИАЦ за 2006 г., наибольшее количество преступлений, предусмотренных ст. 1271 УК РФ (торговля людьми), зарегистрировано в Архангельской области, г. Москве и Хабаровском крае; по ст. 1272 УК РФ (Использование рабского труда) - в г. Москве и Хабаровском крае; по ст. 240 УК РФ (Вовлечение в занятие проституцией) - в г. Москве, Пермском крае, Приморском крае, Удмуртской республике; по ст. 241 УК РФ (Организация занятия проституцией) - в г. Москве, Московской области, Республике Дагестан, Волгоградской и Омской областях.

Несмотря на то, что принудительный рабский труд, связанный, прежде всего, с нелегальной миграцией из стран-участниц СНГ, а также проституция, в качестве полномасштабного криминального и теневого бизнеса закрепились еще в 90-е гг., правовое поле в части регулирования борьбы с рассматриваемой социальной криминальной «патологией» находится еще в стадии становления. Достаточно отметить, что торговля людьми (ст. 1271 УК РФ) и использование рабского труда (ст. 1272 УК РФ) были криминализированы лишь в конце 2003 г. (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ).

В этой связи правомерно было ожидать, что криминализация рабского труда и торговли людьми станет действенным инструментом борьбы с рассматриваемым криминальным бизнесом. Од-

1 Кто незаконно переправляет женщин?: Доклад комиссии по незаконному вывозу людей с целью сексуальной эксплуатации. М., 1999.

тами торговли российскими гражданами, в том числе детьми, в целях их эксплуатации и вовлечения в занятия проституцией, использования в порнографии, извлечения человеческих органов для трансплантации, использования для рабского труда в 90-х гг. XX в. Всего за последние годы было выявлено несколько десятков организованных преступных групп, занимающихся вербовкой российских граждан для занятия проституцией в странах Восточной и Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Африки, Северной Америки и Азии. По имеющимся данным, только в Западную Европу и Северную Америку из России, других стран СНГ, Центральной и Восточной Европы в год вывозятся до 175 тыс. женщин и детей. По некоторым данным, в результате насильственного вывоза российские женщины попадают не только в рабство, но и занимаются проституцией более чем в 50 странах мира1.

Россия является страной не только происхождения, но и транзита, и назначения жертв торговли людьми, о чем свидетельствуют многочисленные факты использования рабского труда и занятия проституцией в Москве, Санкт-Петербурге и иных российских городах граждан Украины, Молдовы и ряда других республик бывшего СССР.

Распространение в Российской Федерации преступлений, связанных с торговлей людьми, вызвано ухудшением социально-экономического положения населения и проблемами правового характера, которые обусловлены несовершенством законодательной базы в данной сфере и бездействием власти. К числу факторов, значительно усугубляющих проблему борьбы с торговлей людьми, относится рост миграционных процессов. Причем интенсивная миграция отмечается не только среди взрослых, но и среди несовершеннолетних, что подтверждается сведениями центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Около 10% несовершеннолетних, поступающих в такие центры, являются жителями стран-участниц Содружества независимых государств. Девушки, проживающие в странах-участницах Содружества, прибывают в Россию в поисках работы и, не найдя ее, пополняют ряды проституток. Объектом повышенного интереса дельцов секс-бизнеса становятся иногородние девушки, сбежавшие из дома. Эта категория женщин чаще всего подвергается сексуальной эксплуатации. Как правило, это жительницы Волгоградской и Воронежской областей, г. Москвы, Московской,

205

нако если судить по данным уголовной статистики, этого не произошло. Так, если в 2004 г. по фактам торговли людьми в России было зарегистрировано лишь 17 преступлений, за совершение которых привлечено к уголовной ответственности всего 4 человека, то в 2006 г. количество зарегистрированных преступлений по ст. 1271 УК РФ возросло более чем в шесть раз и составило уже 115 фактов, а количество выявленных лиц, совершивших указанное преступление, - в одиннадцать раз (45 человек). Нельзя не отметить положительную динамику выявляемости рассматриваемых преступлений. Однако, на наш взгляд, статистические данные не отражают реальных масштабов торговли людьми. Точными данными о количестве жертв и масштабах торговли людьми на территории России не располагает ни одно министерство или ведомство. Это связано, прежде всего, с тем, что в настоящее время не разработана система сбора и обмена информацией о жертвах торговли людьми, подвергшихся сексуальной эксплуатации и использовавшихся в рабском труде. Об этом также свидетельствуют материалы СМИ, мнения экспертов, ученых, сотрудников неправительственных организаций, занимающихся проблемами социальной адаптации жертв торговли людьми. С учетом этого есть все основания говорить о высокой латентности указанных преступлений.

Кроме того, количество зарегистрированных в 2006 г. преступлений, предусмотренных ст. 1271 УК РФ (торговля людьми), на порядок меньше, чем количество таких преступлений, как вовлечение в занятие проституцией - 628 и организация занятия проституцией - 1517, хотя торговля людьми, как правило, предполагает сексуальную эксплуатацию жертв.

Этот факт - свидетельство того, что органы внутренних дел испытывают принципиальные трудности в выявлении указанных преступлений, их предупреждении и раскрытии.

Тем не менее, можно с уверенностью констатировать, что предпринятые органами внутренних дел меры, направленные на совершенствование борьбы с данным видом преступлений, дали свои результаты. К числу указанных мер можно отнести:

создание в структуре МВД, ГУВД, УВД некоторых субъектов Российской Федерации специализированных подразделений по борьбе с торговлей людьми (в Департаменте уголовного розыска МВД России, ОРЧ УУР МВД Удмуртской Республики, КМ ГУВД по Московской области и УВД по Омской области, УБОП ГУВД по г. Москве);

проведение межведомственных оперативно-профилактических целевых мероприятий и специальных операций по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений,связанных с торговлей людьми (например, комплексная оперативно-профилактическая операция под условным наименованием «Притон» по выявлению и пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией женщин и детей, производством порнопродукции);

проведение международных конференций, посвященных данной проблеме, на базе научных и образовательных учреждений МВД РФ (например, международный круглый стол «Взаимодействие правоохранительных органов и неправительственных организаций (НПО) - эффективная стратегия противодействия торговле людьми»).

В целях борьбы с торговлей людьми оперативные подразделения органов внутренних дел в рамках Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве правоохранительных органов и других норм международного права взаимодействуют с полицейскими аппаратами других стран. Разработаны некоторые направления такого сотрудничества, в первую очередь, по обмену оперативной информацией, накоплен некоторый опыт проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий.

В то же время отсутствует система организации раскрытия рассматриваемых преступлений, которая бы предусматривала порядок взаимодействия правоохранительных органов стран происхождения «живого товара» и правоохранительных органов стран транзита и назначения. Наиболее перспективным является развитие и укрепление двусторонних контактов. На сегодняшний день прямой контакт по вопросам противодействия торговле людьми и организации занятия проституцией в рамках межведомственных рабочих групп установлен с правоохранительными органами государств-участников СНГ, США, Германии.

Однако осуществлению совместных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий с правоохранительными органами указанных государств препятствуют существенные различия законов, регламентирующих их проведение и устанавливающих уголовную ответственность за торговлю людьми и организацию занятия проституцией. Повышение эффективности борьбы с транснациональной организованной преступностью, специализирующейся на указанных преступлениях, предполагает унификацию нормативной правовой базы деятельности право-

206

охранительных органов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Необходимо отметить и низкий уровень взаимодействия правоохранительных органов с неправительственными организациями (НПО) в сфере противодействия торговле людьми. НПО крайне редко предоставляют информацию о физических и юридических лицах, занимающихся торговлей людьми и организацией занятия проституцией.

Непродолжительный опыт работы правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с торговлей людьми позволяет, тем не менее, отметить некоторые положительные результаты этой деятельности.

Так, сотрудниками УБОП УВД Воронежской области и ГУВД Московской области пресечена противоправная деятельность преступной группы, занимавшейся торговлей женщинами, в том числе несовершеннолетними, для эксплуатации в притонах на территории московского региона. Несовершеннолетних девушек в возрасте от 15 до 17 лет участники ОГ вербовали в городе Борисоглебске для работы в качестве официанток в г. Москве и Московской области. Преступники продавали своих жертв для оказания сексуальных услуг в «домах свиданий» или на трассах по 20 тыс. рублей за каждую. В притоне содержалось более 20 рабынь разного возраста, которые занимаясь проституцией приносили хозяевам доход до 80 тыс. рублей в месяц каждая, в случае отказа от занятия проституцией они подвергались физическому и моральному наказанию. Приговором Ногинского районного суда Московской области по уголовному делу, возбужденному по данному факту, осуждены Черкашина О.Н. и Фолимонова С.Н. по пунктам «а», «б» ч. 2 ст. 1271 УК РФ к трем годам и шести месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком три года, а также Алдошкин В.Н. по ч. 1 ст. 240 УК РФ и пунктам «а», «б» ч. 2 ст. 1271 УК РФ к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

В 2005 г. сотрудниками центра «Т» оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу была выявлена организованная преступная группа, которая занималась вовлечением молодых девушек в занятие проституцией и продажей их представителям секс-индустрии. Задержанным членам преступной группы предъявлено обвинение по ст. 1271 УК РФ. Расследованием установлено, что в течение нескольких лет преступная группа через зарегистрированные

фиктивные фирмы подавала объявления о трудоустройстве девушек, в том числе за границей. После приема девушек на работу на них оказывалось психологическое и физическое давление с целью вовлечения их в занятие проституцией, затем их продавали в целях дальнейшей эксплуатации занятия проституцией.

Накопленный правоохранительными органами Российской Федерации опыт борьбы с торговлей людьми показывает, что сложность выявления и раскрытия таких преступлений заключается в следующем:

преступления, связанные с торговлей людьми, являются одной из форм организованной преступной деятельности и имеют в основном международный и транснациональный характер, т.е. специфика этого преступления заключается в том, что начинается оно в одной стране (процесс вербовки, оформление документов), а заканчивается в другой (продажа или иная оплатная передача человека);

преступления, связанные с торговлей людьми, совершаются организованными преступными группами с четким разделением ролей между участниками, что значительно усложняет процесс раскрытия и расследования совершенных ими преступлений;

жертвы преступлений, связанных с торговлей людьми, не желают сотрудничать с правоохранительными органами и свидетельствовать в суде из-за боязни неблагоприятных последствий для себя и своих близких;

в связи с тем, что торговля людьми сравнительно «молодой» вид криминальной деятельности, на данный момент не до конца разработаны методика организации выявления и раскрытия данного вида преступления, а также порядок взаимодействия правоохранительных органов стран-поставщиков «живого товара» и правоохранительных органов стран транзита и назначения этого «товара».

Существенным недостатком организации работы по борьбе с торговлей людьми в настоящее время является разобщенность сил и средств правоохранительных органов в этой сфере: только в структуре МВД противодействием торговле людьми занимаются 4 службы (подразделения уголовного розыска, борьбы с организованной преступностью, охраны общественного порядка и следственного комитета), кроме этого, в рамках своей компетенции, - Генеральная прокуратура, ФМС и ФСБ России. Обмен информацией о фактах преступной деятельности, связанной с торговлей людьми, а также причастных к ней юридических и физических лицах между

207

указанными подразделениями не налажен. Поэтому создание в Российской Федерации межведомственного координационного центра и специализированных подразделений по борьбе с торговлей людьми облегчило бы координацию деятельности по противодействию торговле людьми подразделений различных ведомств и сотрудничество с правоохранительными органами других государств.

В целях разработки эффективных и целенаправленных мер по предупреждению торговли людьми необходимо осуществлять сбор данных о лицах, являющихся жертвами таких преступлений, характере и масштабах данного явления, используемых организованными преступными группами механизмах торговли людьми и их сексуальной эксплуатации.

Целесообразным представляется создание сети социальных учреждений (приютов, убежищ и т.д.), куда могли бы обратиться за правовой, социальной, медицинской и психологической помощью женщины и девушки, в том числе несовершеннолетние, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях, а также подвергшиеся насилию и сексуальной эксплуатации.

Назрела необходимость проведения на государственном уровне в средствах массовой информации соответствующей информационной кампании, преследующей цель предупреждения женщин и девушек о возможных последствиях принятия сомнительных предложений о вступлении в брак и работе в другой стране, а также разъясняющей им их трудовые и иммиграционные права за границей. Это позволило бы отразить истинное положение дел на рынке «работы за рубежом», оградить россиян от совершения необдуманных шагов и одновременно способствовало бы пресечению преступлений, связанных с торговлей людьми.

Отсутствие до недавнего времени в России уголовной ответственности за торговлю людьми и механизмов правовой защиты лиц, потерпевших от таких преступлений, создавали условия для распространения этого опасного антисоциального явления. Возможности борьбы с дан-

ным видом преступлений существенно расширились после подписания Российской Федерацией Конвенции против транснациональной организованной преступности и дополняющего ее Протокола о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, установления в России уголовной ответственности за торговлю людьми, а также вступления в законную силу Федерального закона № 119-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного производства».

На сегодняшний день в РФ проводится работа по совершенствованию уголовного законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми, а именно по доработке проекта федерального закона «О противодействии торговле людьми». Законопроект определяет правовые и организационные основы противодействия торговле людьми в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций всех форм собственности, должностных лиц по противодействию торговле людьми, а также определяет правовое положение лиц, ставших жертвами торговли людьми. Особое внимание в законопроекте уделено социальной реабилитации и защите жертв торговли людьми, которая включает правовую помощь, психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, а также трудоустройство.

Однако для эффективного противодействия торговле людьми необходимо принятие множества мер как правового, так и организационного характера, включающих, в том числе, обеспечение ведомственного нормативного регламентирования оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с торговлей людьми, а также определение компетенции и ответственности каждого из оперативных подразделений органов внутренних дел, участвующих в противодействии торговле людьми.

208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.