Научная статья на тему 'Современное состояние бизнеса и особенности его оценки'

Современное состояние бизнеса и особенности его оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНОЕ И МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / LARGE AND SMALL BUSINESS / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рындин Н.М., Агалакова А.В., Столяров Д.Е., Михеев Г.С.

Рассмотрены сущность и роль крупного и малого предпринимательства в Российской экономике, выявлены проблемы, возникающие при различных формах взаимодействия крупного и мелкого бизнеса, сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рындин Н.М., Агалакова А.В., Столяров Д.Е., Михеев Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN BUSINESS STATUS AND FEATURES OF ITS ASSESSMENT

The essence and role of large and small business in the Russian economy are examined, the problems arising at various forms of interaction of large and small business are revealed, the corresponding conclusions are made.

Текст научной работы на тему «Современное состояние бизнеса и особенности его оценки»

УДК 681.3.08

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БИЗНЕСА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОЦЕНКИ

Н. М. Рындин, А. В. Агалакова, Д. Е. Столяров, Г. С. Михеев Научный руководитель - Е. В. Кашина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

* Е-mail: rundinnnikolay 1994@gmail.com

Рассмотрены сущность и роль крупного и малого предпринимательства в Российской экономике, выявлены проблемы, возникающие при различных формах взаимодействия крупного и мелкого бизнеса, сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: крупное и малое предпринимательство, бизнес.

MODERN BUSINESS STATUS AND FEATURES OF ITS ASSESSMENT

N. M. Ryndin, A. V. Agalakova, D. E. Stolyarov, G. S. Mikheev Scientific Supervisor - E. V. Kashina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

* E-mail: rundinnnikolay1994@gmail.com

The essence and role of large and small business in the Russian economy are examined, the problems arising at various forms of interaction of large and small business are revealed, the corresponding conclusions are made.

Keywords: large and small business, business.

Для рыночной экономики на современном этапе характерна сложная комбинация различных по своим по масштабам производств - крупных, стремящихся к монополизации экономики и предприятий с меньшим объемом производства (малых и средних), которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и большого количества работников.

Крупный бизнес сосредоточен в основном в отраслях, связанных с высокой капиталоемкостью, значительными объемами производств, с основными средствами, занимающими большую долю в издержках предприятия. К таким отраслям относятся металлургическая промышленность, автомобильная, фармацевтическая, химическая и большинство предприятий добывающих отраслей.

Крупный бизнес в экономике большинства стран занимает ведущее место. Россия не является исключением. Предприятия, относящиеся к крупному бизнесу, являются основными налогоплательщиками, основными организаторами рабочих мест и основными участниками создания ВВП страны. По данным Минэкономразвития на долю малых и средних предприятий (МСБ) приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. Доля сектора малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте в России находится на уровне 20-21% [1].

В экономически развитых странах 50-70% валового внутреннего продукта (ВВП) производится именно малыми и средними предприятиями. Развитие малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами, чем в Российской Федерации. Власти этих стран придают большое значение малым и средним предприятиям (МСП) и оказывают им всяческую поддержку в развитии. Разрабатывают специальные программы поддержки и предос-

Секция «Инновационная экономика и управление»

тавляют широкий спектр льгот. Потому что в развитых странах малый и средний бизнес играет важную экономическую и социальную роль и является основой среднего класса, который служит базой для стабильного развития экономики. Именно малый бизнес обеспечивает занятость большинства населения.

Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016г. №1083-р утверждены Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и План мероприятий («дорожная карта») по реализации данной Стратегии [2].

Цель Стратегии - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. Кроме того, планируется увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП в 2018 г. до 24%, а в 2030 г. до 40%.

Малое предпринимательство оказывает большое влияние на социально- экономическую сферу нашей страны. Оно не требует значительных капитальных вложений, больших объемов оборудования и штата работников.

В то же время, существенно влияет на структуру и качество ВВП и ВНП; на развитие народного хозяйства; развитие научно-технического прогресса; а также влияет на состояние занятости населения.

Существенное влияние на деятельность малого предпринимательства оказывают внешние факторы, но оно быстро может реагировать на изменение рыночной ситуации, переориентировать свое производство, изменить его объем, внести корректировки.

Малый бизнес рассматривается как явление социальное, обеспечивающее занятость и самозанятость населения, реализацию предпринимательской инициативы и инноваций, а также другие эффекты, а не только как один из основных наполнителей бюджета.

Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Крупные фирмы за счет мобилизации своих ресурсов в меньшей степени зависят от рыночной конъюнктуры, тем самым создавая предпосылки для предотвращения локальных кризисов. Данный факт объясняется тем, что крупный бизнес обладает запасом (резервом) ресурсов, которые могут быть использованы в случае наступления экономического кризиса или других негативных процессов. За счет объемов выпускаемой продукции и соответственно ее доли на рынке, крупный бизнес может влиять на ценовую политику и ассортимент продукции. Данное проявление монополизма ослабляет рыночную конкуренцию, в отношении крупных компаний, следовательно, необходима антимонопольная политика [3].

Крупные фирмы имеют больше шансов рассчитывать на коммерческий успех, поскольку по сравнению с малыми они имеют ряд преимуществ:

- они могут позволить себе иметь современную дорогостоящую технику с высокой отдачей и, за счет этого снижать себестоимость продукции, повышая при этом ее качество. Такая техника для малых предприятий недоступна из-за цены и низкой рентабельности, вызванной небольшим объемом производства.

- они имеют средства и возможности для проведения крупных маркетинговых исследований и обеспечить высококлассную рекламу своей продукции. В связи с этим у крупного бизнеса больше возможностей завоевать и удерживать рынок сбыта и получать высокие дивиденды. Также, за счет маркетинговых исследований, уменьшаются потери от новых рискованных мероприятий.

- внутренняя специализация и кооперация позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации работников, проводить полную загрузку имеющегося оборудования, снижать удельные затраты на складских и транспортных операциях, рекламе.

В настоящее время крупный бизнес выступает в различных формах. Это может быть и огромное производство, сконцентрированное на одной территории, но чаще всего это десятки, сотни и более, средних и мелких предприятий, разбросанных на большом расстоянии друг от друга, но имеющих общее управление, единое техническое и финансовое обслуживание.

Российские субъекты крупного бизнеса прочно встроены в систему мировых хозяйственных связей (мировую экономику). Существенная (зачастую основная) часть их продукции идет на экспорт. Чаще всего основным источником финансирования является международный финансовый и фондовый рынок. Большинство крупных российских компаний имеют не малые иностранные активы и органически встраивают их в свои производственно-технологические циклы.

В экономических отношениях мелких (средних) и крупных предприятий России имеются некоторые противоречия, которые состоят в твердости единых стандартов и принципов, централизованно устанавливаемых корпорациями, и специфичности договорных условий работы малых и средних предприятий; в длительных сроках действия контрактов и непредсказуемой динамики большинства параметров хозяйствования малой или средней фирмы; в недостаточном стартовом потенциале вновь возникших малых предприятий и непомерно завышенных стартовых затратах по включению в партнерские отношения; в склонности корпораций к подчинению более мелкого бизнеса и тенденцией к самоограничению, обусловленной жесткими рамками финансовых, материальных и кадровых ресурсов, в действиях конкурентов и других факторах внешней среды.

Но, несмотря на это в современных условиях крупный и малый бизнес уже не могут существовать изолированно, так как нуждаются друг в друге, а объективные причины ведут к интеграции этих секторов экономики. Разумно организованное взаимодействие может дать достаточно ощутимый эффект.

Библиографические ссылки

1. Министерство экономического развития РФ. Доклад к заседанию Государственного совета РФ «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ».12 января 2016 г.

2. Распоряжение № 1083-р от 2 июня 2016 г. Об утверждении стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

3. Взаимодействие крупного и малого предпринимательства: теория и практика. Омарова Н. Ю., Костусенко А. И. / Изд. Академия естествознания. 2011 г.

© Рындин Н. М., Агалакова А. В., Столяров Д. Е., Михеев Г. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.