Научная статья на тему 'Современное содержание обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки'

Современное содержание обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная вышивка / среднее профессиональное образование / федеральный государственный стандарт образования / традиционное прикладное искусство / программа / мотивация / практические работы с художественной вышивкой / профессиональная деятельность / изделие / профессиональные навыки / материаловедение / технология художественной вышивки / межпредметные связи. / artistic embroidery / secondary vocational education / federal state standard of education / traditional applied art / program / motivation / practical work with artistic embroidery / professional activity / product / professional skills / materials science / technology of artistic embroidery / interdisciplinary connections.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова О.В.

В статье рассматривается современное содержание обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки в среднем профессиональном образовании. Анализируются стандарты и программы, по исполнительскому мастерству (с 2003 года). Рассмотрены основополагающие принципы и методы, на которых строится процесс обучения художественной вышивке, определяются закономерности и специфика ее освоения. Особое внимание уделено овладению студентами художественно-технологическими умениями и навыками в разных техниках художественной вышивки, а также формированию интереса и эмоционально-ценностного отношения к этому виду традиционного прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern content of teaching performing skills in the field of artistic embroidery

The article examines the modern content of teaching performing skills in the field of artistic embroidery in secondary vocational education. The standards and programs on performing skills since 2003 are analyzed. The fundamental principles and methods on which the process of teaching artistic embroidery is based are considered and the patterns and specifics of its development are determined. Special attention is paid to mastering students' artistic and technological skills and skills in various techniques, as well as the formation of students' interest and emotional and value attitude to artistic embroidery as a valuable form of traditional applied art.

Текст научной работы на тему «Современное содержание обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки»

Швецова О.В., преподаватель кафедры профессиональных дисциплин, Институт традиционного прикладного искусства - Московский филиал ФГБОУВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, кор.2,е-тай:1Шауа.оиуа@уа^ех.ги

Shvetsova O.V., teacher of the department of professional disciplines, Institute of traditional applied arts - Moscow branch of the Higher school of folk arts (Academy), 115573, Moscow, 14 Musa Dzhalilya str., cor. 2, e-mail: lutaya. oliya@yandex. ru

Современное содержание обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки The modern content of teaching performing skills in the field of artistic embroidery

Аннотация. В статье рассматривается современное содержание обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки в среднем профессиональном образовании. Анализируются стандарты и программы, по исполнительскому мастерству (с 2003 года). Рассмотрены основополагающие принципы и методы, на которых строится процесс обучения художественной вышивке, определяются закономерности и специфика ее освоения. Особое внимание уделено овладению студентами художественно-технологическими умениями и навыками в разных техниках художественной вышивки, а также формированию интереса и эмоционально-ценностного отношения к этому виду традиционного прикладного искусства.

Ключевые слова: художественная вышивка, среднее профессиональное образование, федеральный государственный стандарт образования, традиционное прикладное искусство, программа, мотивация, практические работы с художественной вышивкой, профессиональная деятельность, изделие, профессиональные навыки, материаловедение, технология художественной вышивки, межпредметные связи.

Abstract. The article examines the modern content of teaching performing skills in the field of artistic embroidery in secondary vocational education. The standards and programs on performing skills since 2003 are analyzed. The fundamental principles and methods on which the process of teaching artistic embroidery is based are considered and the patterns and specifics of its development are determined. Special attention is paid to mastering students' artistic and technological skills and skills in various techniques, as well as the formation of students' interest and emotional and value attitude to artistic embroidery as a valuable form of traditional applied art.

Keywords: artistic embroidery, secondary vocational education, federal state standard of education, traditional applied art, program, motivation, practical work with artistic embroidery, professional activity, product, professional skills, materials science, technology of artistic embroidery, interdisciplinary connections.

Процесс обучения студентов в области художественной вышивки направлен на формирование профессионального интереса и мотивации к художественной деятельности в будущей профессии, стремления к самореализации собственного творческого потенциала. Необходимость обеспечения высокого уровня подготовки выпускников среднего профессионального образования в области художественной вышивки предполагает разработку современной, достаточно мобильной и творчески ориентированной образовательной концепции.

Профессиональное обучение художественной вышивке как виду традиционного прикладного искусства учитывает:

• жизненный опыт студентов и наличие кругозора, способствующих развитию эмоциональной сферы и формированию художественного типа мышления;

• понимания миссии традиционного прикладного искусства и существующих устоявшихся традиционных приемов художественно-творческой деятельности;

• необходимость преемственности в обучении при изготовлении вновь созданных художественных произведений, основанных на традиционных приемах;

• достигнутый результат практической работы, соответствующий высоким художественно-творческим показателям.

Анализ стандартов и программ по исполнительскому мастерству для среднего профессионального образования, подготовленных в Институте традиционного прикладного искусства (2003 г. - настоящее время) показал, что при подготовке стандарта разработчики опирались на знаниевую парадигму, как системы знаний, умений и навыков, соответствующих заказу общества, а также потребности самой личности, ориентированного на обеспечение качества научной и практической деятельности.

Сравнение сроков обучения по Государственному стандарту среднего профессионального образования (подготовка выпускников по специальности 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Базовый уровень среднего профессионального образования 2002 г.) и Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам) 2013 г. показывает, что нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования составлял 3 года 10 месяцев, по Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) стал 2 года 10 месяцев [5].

Основная квалификация выпускника по федеральным государственным образовательным стандартам - подготовка художников народных художественных промыслов по видам, в данном случае, по художественной вышивке [4]. В профессиональной деятельности выпускник среднего

профессионального образования должен быть готов к работе в качестве художника-мастера, обладать умением разрабатывать образцы тиражируемых изделий народных художественных промыслов.

В Федеральных стандартах 2010, 2014, 2016 гг. прослеживается переход от знаниевой парадигмы в области традиционного прикладного искусства к компетентностному подходу, основанному на формировании основных профессиональных и общих компетенций. Обязательная учебная нагрузка за период бучения при длительности 3 года 10 месяцев - 4644 часов. В настоящее время учебная нагрузка 1404 часов за 2 года 10 месяцев. Специальные профессиональные дисциплины, такие как «Исполнительское мастерство», «Проектирование» ранее изучались на протяжении всего обучения (1618 часов. стандарт 2010, 2014 гг.). В настоящее время рабочая программа профессионального модуля 02 «Производственно-технологическая деятельность» предполагает всего 824 часа. Из учебного плана исключены дисциплины «Народный орнамент» и дисциплина по выбору (250 часов). Уменьшилось количества часов на производственную (профессиональную) практику студентов среднего профессионального образования (с 18 недель до 9), изучение памятников изобразительного искусства и архитектуры (с 3-х недель, до 1).

С 2021 г. в стандарт среднего профессионального образования внесены дополнения в части освоения образовательной программы и ее отдельных компонентов, касающихся практической подготовки. Рабочая программа профессионального модуля 02 «Производственно-технологическая деятельность» включает «Технологию художественной вышивки» и «Материаловедение», что способствует углублению межпредметных связей и качественному овладению основными видами профессиональной деятельности. Полученные в процессе изучения модуля знания, например, специфики и особенностей центров зарождения художественной вышивки как промысла (обучение в артелях, школах и мастерских), необходимы для изучения специфики техник вышивки, ее «исторических корней» [3]. «Материаловедение» предполагает изучение курса лекций, содержащих сведения: о волокнах тканей их свойствах и разновидностях; производстве пряжи и нитей; особенностях тканей и материалов, применяемых при выполнении художественной вышивки.

Этапы освоения художественной вышивки имеют специфику, в основе которой - принцип постепенного усложнения учебных заданий. Разработаны задания по исполнительскому мастерству, связанные со свойствами тканей и ниток, из которых выполняется вышивка с усложнением технологических приемов. Знания, полученные студентами по данным предметам, влияют на уровень исполнительского мастерства, скорость и качество выполнения работы. Наиболее простыми для вышивания являются лен, суровое полотно и лен с лавсаном, с хорошо заметной структурой; более сложны - шелк, батист, маркизет.

С целью совершенствования образовательного процесса в аспекте освоения исполнительского мастерства по художественной вышивке разработана авторская учебная программа и авторское учебное пособие «Гладьевая вышивка в соединении тканей». Одним из основных принципов, определяющих содержание исполнительского мастерства в художественной вышивке, является самоценность изучаемого вида традиционного прикладного искусства [7].

Следует отметить, что понятие «мастерство» как педагогическая проблема разработана в общей и профессиональной педагогике и менее разработана в области художественной педагогики. Исполнительское мастерство в среднем профессиональном образовании в основном представляет собой практический опыт копирования и варьирования исторических и современных образцов художественной вышивки, применение технологических и эстетических традиций при выполнении современных изделий с художественной вышивкой. Значительная роль отводится материальному воплощению самостоятельно разработанных проектов изделий традиционного прикладного искусства.

Содержание обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки - совокупность исторического и современного знания о происхождении и бытовании художественной вышивки как уникального вида традиционного прикладного искусства, а также постоянно совершенствующихся навыков и специальных технологических приемов, позволяющих художнику создавать уникальные работы.

В основе программы лежат следующие теоретические позиции.

1. Опора на традиции и закономерности художественной вышивки как вида традиционного художественного промысла.

2. Формирование технологических умений и навыков исполнительского мастерства, лежащих в основе творческого процесса.

3. Раскрытие специфики обучения художественной вышивки в единстве процесса освоения основных ее видов, закономерностей, техник и полученного результата - выпускной квалификационной работы.

На современном этапе развития профессионального образования в области традиционного прикладного искусства формирование нравственно-эстетических идеалов у подрастающего поколения играет важнейшую роль. Воспитание студентов на основе культурных ценностей, лежащих в основе художественных промыслов, способствует формированию чувства уважения к историческим традициям, а также ответственности за их сохранение и развитие [2].

Цель преподавания исполнительского мастерства - изучение исторических предпосылок возникновения и развития художественной вышивки в культуре России, постижение основных закономерностей и технологических приемов ее освоения, а также развитие творческих способностей студентов в процессе формирования профессиональных компетенций [1].

Основные задачи обучению исполнительскому мастерству:

- формирование у студентов интереса и эмоционально-ценностного отношения к художественной вышивке как самобытному виду традиционного прикладного искусства;

- анализ современного и исторического опыта преподавания художественной вышивки и определение специфики освоения исполнительского мастерства в исследуемой области;

- овладение художественно-технологическими умениями и навыками в разных техниках освоения художественной вышивки;

Результат изучения программы - знание основных техник художественной вышивки: белая гладь, владимирские верхошвы, русская гладь, крестецкая строчка, ивановская строчка и др.; освоение технологических способов, лежащих в основе изготовления произведений в области художественной вышивки; создание выпускной квалификационной работы.

Авторская программа предполагает выполнение девяти изделий по художественной вышивке разного вида сложности, что позволяет оценить знания, умения и навыки, полученные обучающимися [6].

На первом курсе обучения осваиваются три задания, связанные с выполнением простых и сложных мережек, изучением техник крестецкая и ивановская строчка с последующим выполнением плоскостного изделия -салфетки. Далее студенты переходят к изучению более сложных в колористическом и технологическом плане заданиям в технике «орловский спис» (салфетка из льна); «белая мстерская гладь» (воротник).

На втором курсе студенты выполняют на льне или шифоне салфетки в технике «нижегородский гипюр»; воротник в технике «кадомский вениз» на шифоне; осваивают технику «золотное шитье» по бархату с выполнением изделия - косметички. Третий курс обучения посвящен изучению техники «ивановская строчка» - изготовление купона блузы на шифоне.

При изучении строчевых вышивок студенты определяют сходство в техниках «крестецкая строчка», «ярославская строчка», «нижегородский гипюр» и «ивановская строчка». Большое значение в обучении исполнительскому мастерству отводится формированию специфических, технологических приемов и навыков, таких как подготовка ткани и нитей к выполняемой работе, выбор инструментов, соответствующих видам ткани, ее толщине и свойствам материала. Важным содержательным аспектом рабочей программы является обучение исторически сложившимся техникам: строчевым - «ивановская строчка», «крестецкая строчка»; гладьевым - «белая мстерская гладь», «русская гладь», «владимирские верхошвы».

Практика подтвердила доступность освоения содержания авторской программы по исполнительскому мастерству. На экзаменационном просмотре, учебные работы студентов, были высоко оценены экспертной комиссией (средний балл составил 4,64).

В заключении следует отметить:

1. Все техники исторически сложились и вобрали в себя многовековой исторический опыт возникновения и развития художественной вышивки как явления культуры;

2. Каждая техника имеет свои специфические особенности, позволяющие создать неповторимый художественный образ изделий, характерный для данного вида вышивки;

3. Процесс обучения исполнительскому мастерству в области художественной вышивки направлен не только на освоение ее технологических приемов и особенностей, но и постижение студентами своей сопричастности к сохранению и развитию художественной вышивки в культуре России.

Литература

1. Камнева С.Ю. Изучение проблем теории и практики профессионального образования в области художественной вышивки / С.Ю. Камнева // Традиционное прикладное искусство и образование. - № 4. - 2019.

- 30-37 с. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-05.pdf (дата обращения: 07.09.2022).

2. Николаева А.А. Современное обучение мастерству художественной вышивки в профессиональном образовании // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1. - С. 129-130. - URL: https://cyberlemnka.ra/article/n/sovremennoe-obuchenie-masterstvuhudozhestvennoy-vyshivki-v-

professionalnomobrazovanii?ysclid=l8k26kcxr7719272445 (дата обращения: 06.09.2022).

3. Николаева А.А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования: дис. канд. пед. наук.13.00.08 - Санкт-Петербург, 2017. - 214 с.

4. Носань Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров: автореферата на соискание ученой степени канд. педаг. наук. 13.00.08 - Санкт

- Петербург, 2012. - 23 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) URL:https://base.garant.ru/70810726/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?yscli d=l8k1x4yhpo603939898 (дата обращения: 07.09.2022).

6. Швецова О.В. Особенности обучения студентов среднего профессионального образования художественной вышивке как педагогическая проблема / О.В. Швецова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 4. - С. 169-177. - URL. https://www.dpio.ru/arxiv/v1/v11_4.htm (дата обращения: 07.09.2022).

7. Юдина И.И. Исполнительское мастерство (Производственное обучение): учебно-методическое пособие по специальности «Декоративно-

прикладное искусство». Специализация «Художественная вышивка» / И.И.Юдина, С.А. Тихомиров. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - 30 с.

References

1. Kamneva S.YU. Izuchenie problem teorii i praktiki professional'nogo obrazovaniya v oblasti hudozhestvennoj vyshivki / S.YU. Kamneva // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - № 4. - 2019. - 30-37 s. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-05.pdf (data obrashcheniya: 07.09.2022).

2. Nikolaeva A.A. Sovremennoe obuchenie masterstvu hudozhestvennoj vyshivki v professional'nom obrazovanii // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. -2018. - № 1. - S. 129-130. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-obuchenie-masterstvuhudozhestvennoy-vyshivki-v-

professionalnomobrazovanii?ysclid=l8k26kcxr7719272445 (data obrashcheniya: 06.09.2022).

3. Nikolaeva A.A. Soderzhanie obucheniya masterstvu hudozhestvennoj vyshivki v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: dis. kand. ped. nauk.13.00.08 - Sankt-Peterburg, 2017. - 214 s.

4. Nosan' T.M. Soderzhanie i metody professional'nogo obucheniya tekhnologii hudozhestvennoj vyshivki budushchih hudozhnikov-masterov: avtoreferata na soiskanie uchenoj stepeni kand. pedag. nauk. 13.00.08 - Sankt -Peterburg, 2012. - 23 s.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (po vidam) URL:https://base.garantru/70810726/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?yscli d=l8k1x4yhpo603939898 (data obrashcheniya: 07.09.2022).

6. SHvecova O.V. Osobennosti obucheniya studentov srednego professional'nogo obrazovaniya hudozhestvennoj vyshivke kak pedagogicheskaya problema / O.V. SHvecova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2021. - № 4. - S. 169-177. - URL. https://www.dpio.ru/arxiv/v1/v11_4.htm (data obrashcheniya: 07.09.2022).

7. YUdina I.I. Ispolnitel'skoe masterstvo (Proizvodstvennoe obuchenie): uchebno-metodicheskoe posobie po special'nosti «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo». Specializaciya «Hudozhestvennaya vyshivka» / I.I. YUdina, S.A. Tihomirov. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2014. - 30 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.