© Коллектив авторов, 2014 УДК 614.238:34
Абрамов А.Ю.1, Косолапова Н.В.2, Михайлова Ю.В.2
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
1ФГБУ Российский университет дружбы народов, 117198, Москва, Россия; 2ФГБУ Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, 127254, Москва, Россия
Наркомания — явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо прежде всего социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер.
В течение пятнадцати лет в Российской Федерации практически с нуля формировались новая политика государственного регулирования и нормативно-правовая база в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Однако действующее в стране законодательство не лишено пробелов и противоречий. Зачастую отсутствует единообразная практика толкования и применения правовых норм, регламентирующих контролируемый оборот, что, с одной стороны, снижает эффективность действия таких норм, а с другой — способствует появлению условий для утечки фармацевтических препаратов из легального обращения в нелегальный оборот.
Становление российского законодательства в сфере оборота наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ относится к периоду конца 90-х годов ХХ столетия, когда был разработан и принят Государственной думой Российской Федерации Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" (от 8 января 1998 г. № 3 ФЗ). Данный закон полностью соответствует принципам правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ, определенных Конституцией Российской Федерации (ст. 76, 90, 104, 105), федеральными конституционными законами ("О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г.; "Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г.). Основная особенность правовых норм, содержащихся в данной группе источников права, то, что они содержат предписания общего характера как базовые для нижестоящих источников права.
Анализ базового Федерального закона от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" позволяет сделать вывод, что в основе современного правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ в России находятся международно-правовые акты. Ключевые слова: наркотические средства; психотропные вещества; государственно-правовое регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ в России; законодательство; источники правового регулирования; нормативно-правовые акты; эффективность действия правовых норм.
THE ACTUAL RUSSIAN LEGISLATION IN SPHERE OF TURN-OVER OF DRUG AGENTS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES
AbramovA.Yu.1, KosolapovaN.V.2, Mikhaiylova Yu.V.2
1The peoples' friendship university of Russia, 117198 Moscow, Russia
2The central research institute for health organization and informatics of Minzdrav of Russia,
127254, Moscow, Russia
The drug abuse is a social occurrence. Hence, the social economic methods are the first of all means of combating this evil. At the same time, measures of especially juridical character possess significant value since they develop corresponding legal base for applying another measures. In the Russian Federation, during fifteen years the new policy of public regulation and normative legal base in the area of legal turn-over of drug agents, psychotropic substances and their precursors were developed factually from zero ground. However, the current national legislation is not deprived of some flaws and contradictions. Frequently, a uniform practice of interpretation and application of legal rules regulating the controlled turn-over is lacking. On the one hand, this circumstance decreases effectiveness of action of such rules and on the other hand favors development of situations for outflow of pharmaceuticals from legal turn-over to illegal traffic.
The becoming of the Russian legislation in the area of turn-over of drug agents, precursors and psychotropic substances relates to the period of late 1990s when the Federal Law № 3 FZ "On drug agents and psychotropic substances" of January 8 1998 was developed and passed by the State Duma of the Russian Federation. The given law completely conforms to principles of legal regulation of turn-over of drug agents and psychotropic substances determined by the Constitution of the Russian Federation (provisions 76, 90, 104, 105) and federal laws ("On the government of the Russian Federation" of December 17 1997, "On the ombudsman in the Russian Federation" of February 26 1997). The main characteristic of legal rules included into given group of sources of law is that they contain regulations of general disposition as basic ones for inferior sources of law.
The analysis of basic Federal law № 3 FZ "On drug agents and psychotropic substances" of January 8 1998 makes it possible to conclude that in in Russia the international legal acts are in the foundation of actual legal regulation of turn-over of drug agents and psychotropic substances.
Keywords: drug agents; psychotropic substances; public-legal regulation; turn-over of drug agents and psychotropic substances; legislation; sources of legal regulation; normative legal act; effectiveness of action of legal rules
Нормативно-правовая база Российской Федерации (РФ) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ опирается на нормы и принципы международного права, рекомендованные для принятия государствами, присоединившимися к международным
конвенциям ООН в сфере оборота этих средств. Признание норм международного права отражено в ст. 15 ч. 4 Конституции РФ: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Для корреспонденции: Михайлова Юлия Васильевна ([email protected]).
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Процедура принятия нормативных актов, регулирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, такова, что требования и условия к их обороту, прописываемые во вновь принимаемом документе, необходимо рассматривать в совокупности и взаимосвязи с ранее принятыми правовыми актами.
В целом же система источников права, регламентирующих регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ, включает в себя Конституцию РФ и федеральные конституционные законы, международно-правовые акты различных уровней, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, решения Конституционного и Верховного судов РФ.
Конституция РФ является базовым источником правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить нормам Конституции РФ. Так, согласно пункту "м" ст. 71 Конституции РФ, производство наркотических средств и порядок их использования находятся в ведении РФ.
Согласно Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Конституции закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ (ст. 76, 90, 104, 105).
Из числа федеральных конституционных законов, принятых в РФ и регулирующих отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, выделим Федеральные конституционные законы от 17 декабря 1997 г. № 2 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Основной особенностью правовых норм, содержащихся в данной группе источников права, является то, что они содержат предписания преимущественно общего характера, которые выступают базовыми для нижестоящих источников права.
К числу международно-правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, следует отнести следующие:
1) международные договоры и соглашения, заключенные либо признанные РФ:
— Международная женевская конвенция (принята 19 февраля 1925 г.), которая устанавливала, что наркотические средства могут изготавливаться лишь для законных потребностей государства, а также закрепила порядок осуществления контроля за деятельностью лиц, занимающихся производством наркотических средств, и требования к оборудованию помещений, в котором производятся наркотические средства;
— Протокол о наркотиках, подписанный в Лейк-Саксессе 11 декабря 1946 г., в котором затрагивались вопросы, возникшие в связи с роспуском Лиги Наций и передачей ее некоторых функций по контролю над наркотическими средствами Организации Объединенных Наций;
— Конвенция о психотропных веществах, которая вступила в силу 16 августа 1976 г. Согласно этой конвенции, существенно расширена сфера охвата системы международного контроля над наркотическими средствами, в которую были включены галлюциногены, такие как ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) и мескалин, стимуляторы, такие как амфетамины, и седа-тивно-гипнотические средства, например барбитураты;
— в 1961 г. была принята Единая конвенция о наркотических средствах, которая вступила в действие 13 декабря 1963 г., конвенция устанавливала контроль не только над растительными, но и над синтетическими наркотическими средствами;
— Венская конвенция ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств", принятая в 1988 г.;
— Европейская Конвенция о защите прав человека и основных его свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г.), запрещающая вмешательство государственных органов в осуществление права граждан на неприкосновенность частной жизни, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в интересах государственной безопасности и предотвращения преступлений (ст. 8).
2) двусторонние договоры и соглашения, в том числе с сопредельными государствами, по пограничным вопросам и об оказании правовой помощи:
— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве по пограничным вопросам от 15 апреля 1994 г.;
— Соглашение между РФ и Украиной о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам от 3 августа 1994 г.;
— Договор между РФ и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 г. и некоторые другие;
— Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 30 ноября 2000 г.
Особое значение для правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ имеют международные соглашения, заключаемые МВД РФ, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков РФ, например:
— Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (подписано на совещании министров внутренних дел независимых государств в Алма-Ате 23—24 апреля 1992 г.; в нем предусмотрены такие формы сотрудничества, как исполнение запросов по делам оперативного учета, содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и т. д.);
— Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (подписано в г. Чолпон-Ата Республики Кыргызстан 3 августа 1992 г.; стороны обязались в интересах предупреждения, раскрытия и расследования преступлений безвозмездно предоставлять друг другу по запросам имеющиеся у них сведения в оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных учетах);
— Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (подписано в Киеве 21 октября 1992 г.; стороны договорились осуществлять сотрудничество в таких формах, как проведение по запросам сторон оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам о
преступлениях, связанных с наркотиками, включая осуществление непрерывного оперативного наблюдения за передвижением сбытчиков наркотиков, располагающих международными связями, осуществление согласованных мероприятий (операций) по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотиков, включая проведение "контролируемых поставок" и др.).
Особенность норм, содержащихся в рассматриваемых международных нормативно-правовых договорах, заключается в том, что они весьма многочисленны, оказывают на сферу оборота наркотических средств и психотропных веществ общее регулирующее воздействие по основным направлениям на различных уровнях государственной власти, сопоставимы по юридической силе с Конституцией РФ — носят базовый характер (принимаемые внутринациональные нормативно-правовые акты не должны противоречить им). Анализ норм данной категории источников права позволяет судить об их достаточности и возможности однозначного восприятия правоприменителем.
Следующую группу источников составляют федеральные законы (ФЗ), нормы которых регулируют отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Они составляют достаточно объемную совокупность нормативно-правовых актов.
Наибольшего внимания заслуживает ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" [1] — базовый правовой акт, устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, а также определяющий структуру законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
Необходимо отметить, что вплоть до 1998 г. отсутствовало комплексное "антинаркотическое законодательство", направленное на урегулирование новых общественных отношений, возникающих в связи с коренной сменой социальной и правовой политики государства и насущными потребностями правоприменительной практики.
В ФЗ от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" впервые дается определение правовых понятий, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; установлен порядок отнесения того или иного средства к наркотическому или психотропному; определена государственная политика в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области их незаконного оборота, указана правовая основа оборота наркотических средств и психотропных веществ; установлена государственная монополия на основные виды деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; выделены органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
В целом положения ФЗ РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" определяют содержание оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Однако, несмотря на прогрессивное значение данного нормативно-правового акта для регулирования отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, нельзя сказать, что он полностью лишен недостатков. К сожалению, анализируемый закон оставил без внимания сильнодействующие вещества, существенное увеличение употребления которых наблюдается в последнее время.
Кроме того, многие авторы обращают внимание на необходимость уточнения понятий "наркотическое средство" и "психотропное вещество" [2, 3].
Далее, согласно части 2 ст. 45 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах": "Руководители юридических лиц, а также должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 41 настоящего Федерального закона, в пределах их компетенции отстраняют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от выполнения любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения". Данное положение закона нашло свое отражение в ст. 76 Трудового кодекса, в которой говорится, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося на работе в состоянии наркотического опьянения. Однако, каким образом работодатель должен доказать состояние наркотического опьянения, чтобы отстранить работника от работы или не допустить к работе, законодатель не указывает. Необходимо единое регулирование порядка медицинского освидетельствования лица на состояние наркотического опьянения, устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
К ФЗ, регулирующим отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, относятся также Кодекс РФ об административных правонарушениях [4], Уголовный кодекс РФ [5], Трудовой кодекс РФ, ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" [6], ФЗ "Об обращении лекарственных средств" [7], ФЗ "О безопасности", ФЗ "О полиции" [4] и многие другие.
ФЗ содержат нормы, призванные урегулировать как отдельные общественные отношения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, так и их группы. Однако совокупность правовых норм, содержащихся в названных нормативно-правовых актах, выступающих в качестве источников права, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, не представляется нам достаточной для урегулирования отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, налицо отсутствие системного подхода к решению задачи урегулирования отношений в рассматриваемой сфере. Наличие большого числа противоречий и других недостатков свидетельствует о необходимости принятия законодателем адекватных мер по устранению имеющихся недоработок, приводящих зачастую к неоднозначному пониманию правоприменителем правовых норм. Вместе с тем отметим, что основная нагрузка в правовом регулировании оборота наркотических средств и психотропных веществ лежит на административно-правовых нормах, поэтому законодатель в первую очередь должен ориентироваться на качество правовых норм именно этой категории.
Следующая группа нормативно-правовых актов включает в себя указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Положения, содержащиеся в них, в основном определяют направления общей политики государства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, кроме того, они устанавливают полномочия Президента РФ и Правительства РФ в названной сфере и регламентируют решение некоторых системных вопросов в области оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Так, к нормативно-правовым актам Президента РФ относятся:
— Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";
— Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 (ред. от 21 декабря 2013 г.) "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков";
— Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 (ред. от 7 июня 2013 г.) "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Многочисленны нормативно-правовые акты, издаваемые Правительством РФ. К их числу относятся:
— Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 (ред. от 8 декабря 2011 г.) "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ";
— Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 (ред. от 4 февраля 2013 г.) "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ";
— Постановление Правительства РФ от 12 июня
2008 г. № 449 "О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов";
— Постановление Правительства РФ от 22 июня
2009 г. № 508 (ред. от 9 октября 2013 г.) "Об установлении государственных квот на наркотические средства и психотропные вещества";
— Постановление Правительства РФ от 31 декабря
2009 г. № 1148 (ред. от 16 февраля 2013 г.) "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";
— Постановление Правительства РФ от 11 мая
2010 г. № 318 (ред. Постановления Правительства РФ от 30 октября 2010 г. № 881) «Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I списка IV в соответствии с федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"»;
— Постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. № 419 (ред. от 13 декабря 2012 г.) "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом";
— Постановление Правительства РФ от 18 августа
2010 г. № 640 (ред. от 8 декабря 2011 г.) "Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ";
— Постановление Правительства РФ от 21 марта
2011 г. № 181 (ред. от 1 марта 2013 г.) "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";
— Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психо-
тропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации";
— Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений".
Оценивать качество норм, содержащихся в правовых актах данной категории источников, достаточно сложно, связано это в первую очередь с тем, что они издаются в целях эффективной реализации федеральных законов, а так как последние не всегда имеют должное качество, то говорить о достаточности норм указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ не приходится. Во-вторых, административно-правовые нормы, содержащиеся в названной группе правовых актов, не всегда в полном объеме реализуются на различных уровнях исполнительной власти.
Наиболее внушительную часть источников права, регламентирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, составляют нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти.
Особого внимания заслуживают акты Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, которые играют ключевую роль в организации и осуществлении контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно части 2 ст. 41 ФЗ РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах", координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Среди нормативно-правовых актов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков России, регулирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ и являющихся примером осуществления административно-правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ, можно назвать:
— Приказ Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 7 августа 2003 г. № 49 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, жалоб, заявления граждан и организации личного приема в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ";
— Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 8 июля 2005 г. № 216 "Об утверждении Регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков";
— Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 19 июля 2005 г. № 232 "Об организации работы по выдаче заключений о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ";
— Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 9 июня 2006 г. № 195 "Об утверждении Инструкции об организации работы по проведению органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проверок юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ".
Кроме ФСКН РФ, участие в административно-правовом регулировании оборота наркотических средств и психотропных веществ принимают следующие ми-
нистерства и ведомства: Министерство юстиции РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная таможенная служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Министерство экономического развития РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство труда и социальной защиты РФ; Министерство финансов РФ и некоторые другие.
Координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Подтверждением такого рода участия является принятие ими нормативно-правовых актов, нормы которых регламентируют различные направления оборота наркотических средств и психотропных веществ, например Приказа МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России и ФПС России от 9 ноября 1999 г. № 40/320/388/472/726/530/585 "Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения".
Велика роль в регламентации легального оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. В качестве примера можно привести следующие документы:
— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 мая 2011 г. № 397н "Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактие-ских учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами";
— Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 8 декабря 2008 г. № 451 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по выдаче заключений о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны";
— Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнад-зор) от 19 марта 2012 г. № 1197 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в процессе лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркотикосодержащих растений".
Нормы, содержащиеся в источниках рассматриваемой категории, вряд ли можно считать достаточными и однозначными для восприятия правоприменителем. Проблема кроется, во-первых, в низком соблюдении законодательной техники при их формировании, во-
вторых, в недостаточно эффективной реализации положений этих нормативно-правовых актов.
В заключение необходимо обратить внимание еще на один источник правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами, которое разъясняет, что административной ответственности может быть подвергнуто лицо при наличии к тому оснований, если оно незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, размеры которых в отдельности не превышают указанный в списках крупный размер таких средств или веществ. Содеянное совершенное в крупном или особо крупном размере квалифицируется как уголовно наказуемое деяние (ст. 228 УК РФ).
Проведенный анализ состояния правовой регламентации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров позволяет сделать вывод о низком качестве основных параметров правовых норм, регламентирующих такой оборот. Недостатки федеральных законов находят дальнейшее продолжение в ведомственных нормативно-правовых актах. Наличие многочисленных пробелов в законодательстве приводит к неоднозначному восприятию норм правоприменителем, что в свою очередь снижает качество работы основного элемента механизма правового регулирования — нормы права и как следствие не позволяет должным образом урегулировать отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Отсутствие системного подхода к целенаправленному урегулированию этих отношений на федеральном уровне, наличие многочисленных противоречий в центральном нормативно-правовом акте — ФЗ РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" способствует дегармонизации источников права и на других уровнях регулирования, что влечет несбалансированность системы источников права, регламентирующих отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О наркотических средствах и психотропных веществах". Собрание законодательства Российской Федерации. 12.01.1998; 2: ст. 219.
2. Авакян P.O. Наркомания и методы борьбы с нею. Ереван; 1990: 14.
3. Газизов Д.А. Административно-правовые основы предупреждения и пресечения милицией правонарушений в сфере оборота наркотических средств: Дис. Омск; 1998: 39.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О полиции". Собрание законодательства Российской Федерации. 14.02.2011; 7: ст. 900.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013). Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996; 25: ст. 2954.
6. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности". Собрание законодательства Российской Федерации. 09.05.2011; 19: ст. 2716.
7. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об обращении лекарственных средств". Собрание законодательства Российской Федерации. 19.04.2010; 16: ст. 1815.
REFERENCES
1. The Federal law "About narcotics and psychotropic substances".
08.01.1998; № 3-FZ. Code of laws of the Russian Federation. 12.01.1998; 2: item 219.
2. Avakian R.O. Narcotism and methods of struggle against it. Yerevan; 1990: 14.
3. Gazizov D.A. Administrative-legal basis of the prevention and suppression by militia of offences in .sphere of narcotic drags traffics. Thesis of Doctor ofjurisprudence. 1998: 39.
4. The Federal law from 07.02.2011 № 3-FZ (revision, 25.11.2013) "About police". Code of laws of the Russian Federation. 14.02.2011; 7: 900.
5. The Criminal code of the Russian Federation, 13.06.1996 № 63-FZ (revision, 25.11.2013). Code of laws of the Russian Federation. 17.06.1996; 25: item 2954.
6. The Federal law "About licensing of different types of activity", 04.05.2011 № 99-FZ (revision, 02.07.2013). Code of laws of the Russian Federation. 09.05.2011; 19: 2716.
7. The Federal law from 12.04.2010 № 61-FZ (revision, 25.11.2013) "About the reference of medical products". Code of laws of the Russian Federation. 19.04.2010; 16: 1815.
Поступила 15.01.14
© Куликова Н.П, Камурзоева С.Ш., 2014 УДК 614.2:616-036.86:312.2]-058
Куликова Н.Г., Камурзоева С.Ш.
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА
С ПЕРВИЧНОЙ ИНВАЛИДНОСТЬЮ
ФПБОУ ВПО Российский университет дружбы народов, 117198, Москва, Россия
Авторы впервые получили следующие данные:
— медико-социальные характеристики больных трудоспособного возраста с первичной и предотвратимой инвалидностью, определенные с учетом возрастно-половых, профессиональных, образовательных и организационных аспектов в одном из сложных регионов Российской Федерации;
— аналитические материалы о влиянии особенностей организации медицинской помощи инвалидам трудоспособного возраста на этапах республиканского здравоохранения на качество их жизни;
— новые результаты о резервах снижения первичной и предотвратимой инвалидности лиц трудоспособного возраста;
— сведения о путях снижения инвалидности лиц трудоспособного возраста с учетом предотвратимых случаев, основанных на совершенствовании организационных мероприятий и системы долечивания на этапах республиканского здравоохранения; активизации и оптимизации профессиональных образовательных программ для специалистов с высшим и средним медицинским образованием; повышении медицинской грамотности населения республики об инвалидизирующих рисках.
Ключевые слова: первичная инвалидность; предотвратимая инвалидность; лица-инвалиды; лица трудоспособного возраста; организация; медицинская помощь; качество жизни.
THE MEDICAL SOCIAL CHARACTERISTICS OF PATIENTS OF ABLE-BODIED AGE WITH PRIMARY DISABILITY
KulikovaN.G. , KamurzoyevaS.Ch.
The peoples' friendship university of Russia, 117198, Moscow, Russia
The article deals with medical social characteristics of patient of able-bodied age with primary and preventable disability. The characteristics are determined subject to age, gender, professional, educational and organizational aspects in one of non-simple regions of the Russian Federation. The analytical materials are presented concerning impact of characteristics of organization of medical care to disabled persons of able-bodied age on their quality of life at stages of the republic public health system. The new results are presented concerning reserves of decreasing of primary and preventable disability in persons of able-bodied age. The data concerning means of decreasing disability of persons of able-bodied age subject to preventable cases based on development of organizational measures and system of aftercare on stages of republican public health system. The activation and optimization of professional educational programs for specialists with medical university and specialized secondary education is discussed. The increase of medical competence ofpopulation of republic concerning disabling risks is proposed. Keywords: primary disability; preventable disability; disable person; able-bodied age; organization; medical care, quality of life
Анализ проблемы охраны здоровья населения в нашей стране свидетельствует о значимости накопления новой информации о медико-социальных факторах риска при различной патологии [1]. Доказано, что раннее выявление и устранение инвалидизирующих факторов риска у лиц трудоспособного возраста необходимы для предупреждения осложнений первичной и формирования предотвратимой инвалидности [2—4].
Чрезвычайно важным является получение новых сведений о медико-социальных особенностях инвалидов с первичной и предотвратимой инвалидностью из отдельных регионов страны, ориентированных, с одной стороны, на улучшение организации медицинской помощи лицам трудоспособного возраста, а с другой — на устранение такого негативного явления, как предотвратимая инвалидность [1, 4, 5].
Изучение организации медицинской помощи инвалидам трудоспособного возраста на этапах республиканского здравоохранения, проведенное в Республике Ингушетия (2008—2013), свидетельствует о том, что новые данные о медико-социальных особенностях лиц с первичной и предотвратимой инвалидностью могут существенно повлиять на структурно-результативные и организационные показатели ее оказания на местах [4, 6].
Объектом исследования были лица трудоспособного возраста с первичной и предотвратимой инвалидностью в Республике Ингушетия. Материалы Статистического управления этой республики за указанный период демонстрируют, что на фоне увеличения на 9,9% численного состава лиц, взятых на Д-контроль, в Ингушетии наблюдалось снижение уровня первичной инвалидности среди лиц трудоспособного возраста на 10,1%о
Для корреспонденции: Куликова Наталья Геннадьевна ([email protected]).