Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ'

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
генеральный конструктор / руководитель проекта / техническая продукция / полная ответственность / управление человеческими ресурсами / аппарат управления / вооружение / положение / научный работник / руководитель / создание / промышленность. / general designer / project manager / technical products / full responsibility / human resource management / management apparatus / armament / position / researcher / manager / creation / industry.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орловская Марина Анатольевна, Новицкая Людмила Юрьевна

В данной статье проведено исследование роли и статуса генерального конструктора в современный период, обозначена проблема отсутствия финансовых инструментов и рычагов управления у генеральных конструкторов и конструкторов предприятий, что объективно приводит к снижению мотивации в рамках реализации проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF GENERAL DESIGNERS

This article examines the role and status of the general designer in the modern period, identifies the problem of the lack of financial instruments and management levers for general designers and designers of enterprises, which objectively leads to a decrease in motivation within the framework of project implementation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ»

ОРЛОВСКАЯ Марина Анатольевна,

главный специалист АО «Российские космические системы», кандидат юридических наук, e-mail:Lunesmarina@mail.ru

НОВИЦКАЯ Людмила Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

e-mail: novilu@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ

КОНСТРУКТОРОВ

Аннотация. В данной статье проведено исследование роли и статуса генерального конструктора в современный период, обозначена проблема отсутствия финансовых инструментов и рычагов управления у генеральных конструкторов и конструкторов предприятий, что объективно приводит к снижению мотивации в рамках реализации проектов.

Ключевые слова: генеральный конструктор, руководитель проекта, техническая продукция, полная ответственность, управление человеческими ресурсами, аппарат управления, вооружение, положение, научный работник, руководитель, создание, промышленность.

ORLOVSKAYA Marina Anatolyevna,

Chief Specialist of JSC "Russian Space Systems",

Candidate of Law

NOVITSKAYA Ludmila Yurevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation

MODERN DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF GENERAL

DESIGNERS

Annotation. This article examines the role and status of the general designer in the modern period, identifies the problem of the lack of financial instruments and management levers for general designers and designers of enterprises, which objectively leads to a decrease in motivation within the framework of project implementation.

Key words: general designer, project manager, technical products, full responsibility, human resource management, management apparatus, armament, position, researcher, manager, creation, industry.

Институт генерального конструктора был введен в СССР еще в 1956 году, порядок рассмотрения, утверждения и назначения на должность генерального конструктора свидетельствовали о роли и статусе лица, занимающего должность генерального конструктора, кандидатуры утверждались на заседаниях Политбюро ЦК КПСС, понятие «генеральный конструктор» воспринималось как высокая руководя-

щая и ответственная должность в системе Военно-промышленного комплекса СССР.

С развалом СССР роль генерального конструктора с одной стороны утратила свою целевую глобальность, с другой стороны получила свое новое развитие, так как генеральный конструктор, как должность, стала применяться в различных отраслях промышленности, не связанной с созданием военной техники и вооружения, переОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

шла в другой статус, должность генеральный конструктор, как правило, вводится на технологических предприятиях и на нее назначают руководителей приоритетных технологических направлений, которые по сути являются системными интеграторами выполняемых предприятием работ.

Однако несмотря на направление развития предприятия, оборонно-промышленных комплекс, или гражданского назначения, в настоящее время на таких предприятиях не сформированы такие условия, которые закрепляли у ключевых фигур, которым является генеральный конструктор, всего необходимого инструментария для реализации поставленных задач перед генеральным конструктором и подчиненными ему структурными подразделениями, в том числе в части эффективной организации кооперации, установления и отладки необходимого взаимодействия и получения заявленного результата.

Предприятия, которые выпускают сложную техническую продукцию и постоянно разрабатывают ее новые виды, нуждаются не только в научно-техническом потенциале ключевых руководителей - генеральных конструкторов, но и наличия у ключевого руководителя - генерального конструктора эффективных организационных способностей, так как эффективность научного потенциала зависит от каждой из его составляющих частей, а также их взаимодействия; сбалансированность составляющих частей является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.

Развитие научного и организационного потенциала генерального конструктора, среди прочих мер, предполагает повышение эффективности и результативности государственных расходов на их поддержку, в том числе реформирования системы оплаты труда, устанавливающей зависимость оплаты труда от достигнутых результатов работы и ее эффективности.

При возникновении разногласий с руководящими должностными лицами предприятия, а это бывает нередко, генеральный конструктор предприятия вынужден свои аргументы и доводы облекать в такую форму, чтобы она не вызывала раздражения у другой стороны, у подчиненных этой стороне структурных подразделений.

Генеральный конструктор лишен возможности привлечения к решению спорного вопроса других ведомств и предприятий, не может прибегать к публичности и особенно не может искать поддержки у представителей даже корпоративной прессы.

Генеральный конструктор лишен возможности и финансовых рычагов управления при реали-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

зации проектов предприятия, находится в постоянной зависимости от воли лиц, принимающих решения о заключении договоров с той или иной кооперацией, о выделении средств на оплату работ, закупки комплектующих и материалов. При этом роль генерального конструктора давно вышла за роль научного работника, согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» под научным работником (исследователем) понимается гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью, то есть генеральный конструктор является руководителем научного направления, но не относится к должности научных работников согласно штатного расписания предприятия.

Если проанализировать роль генеральных конструкторов в период действия Постановления Совета Министров СССР от 31 июля 1984 г. № 818 «Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим видам и системам машин, оборудования и приборов, назначаемом Советом Министров СССР» (не действует на территории РФ с 21.02.2020) можно сделать вывод, что генеральные конструктора обладали финансовыми средствами, которые выделялись им из единого фонда развития науки и техники и были направлены на финансирование работ по созданию образцов новой техники; а также из централизованного премиального фонда за создание, освоение и внедрение новой техники, на премирование за выполнение особо важных заданий - на поощрение работников подчиненных им организаций и организаций-соисполнителей (независимо от их ведомственной подчиненности) за своевременное и качественное выполнение работ по созданию образцов указанной техники.

То есть генеральный конструктор во времена СССР обладал реальными финансовыми инструментами для реализации крупных проектов и нёс ответственность не только за принятие технических решений, но и за использование денежных средств, мог распределять не только людские и научные ресурсы, но и финансовые. С распадом СССР, приватизацией государственного имущества, роль и статус генерального конструктора минимизированы, на современных предприятиях, как правило, генеральный конструктор выполняет только роль научно-технического руководителя, лишенного возможности комплексной реализации того или иного проекта.

Если рассмотреть нормативные документы в части анализа прав и обязанностей генерального конструктора, в том числе указ Президента

Российской Федерации от 19.01.2015 № 18 «О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники» (далее -указ № 18), можно сделать основной вывод о том, что обязывающих положений руководителям предприятий в части наделения правом ресурсного и финансового обеспечения данные акты не содержат.

Согласно пункту 8 указа № 18 генеральный конструктор, который назначен на должность заместителя руководителя организации, может быть наделен правом принятия решений по вопросам ресурсного обеспечения проекта, реализуемого под его руководством, в том числе по финансовым вопросам, актом руководителя организации.

Ранее, постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.2007 № 258 «Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники», утратившее силу, предполагало, что генеральному конструктору должны непосредственно подчиняться структурные подразделения головной организации, которые работают по порученной ему тематике на всех стадиях создания и использования образцов техники (в том числе научно-технические и опытно-конструкторские подразделения, опытное производство, испытательная и экспериментальная базы). Перечень таких подразделений по представлению генерального конструктора должен был определяться головной организацией, кроме того, к компетенции генерального конструктора было отнесено формирование рациональной кооперации организаций-соисполнителей.

То есть, в настоящее время объём прав и обязанностей генерального конструктора отдан на откуп руководства предприятий и зависит от модели управления, внедренного или применяемого в организации, а также мотивации руководителей и работников, имеются противоречия между потребностями конструкторов в получении удовлетворения от работы и содержанием работы и желанием высшего руководства повысить эффективность и результативность операций.

Особой результативностью обладают решения задач с использованием методов проектного управления и технологий комплексного производства, представляющие один из видов совершенствования процессов системы планирования.

Одним из редких, но эффективных результатов комплексной деятельности генерального конструктора является пример создания газотурбинного авиадвигателя ПД-14.

История создания нового газотурбинного авиадвигателя ПД-14, который устанавливается на российском среднемагистральном узкофюзеляжном пассажирском самолёте МС-21 показывает, что без надлежащего административного ресурса организовать работы по созданию современной инфраструктуры и производству новых изделий, и осуществить прорыв в отдельных отраслях промышленности не представляется возможным.

В июне 2008 года Президентом России после посещения ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» было принято решение о разработке и создании на базе АО «ОДК-Авиадвигатель» современной инфраструктуры малотоннажного производства и выпуску первого в России газотурбинного авиадвигателя ПД-14 (на базе отечественного газогенератора). Последней аналогичной разработкой был авиадвигатель четвертого поколения ПС-90А, выпущенный в СССР в конце 1980-х. Двигатели ПД, представляют собой российский головной двигатель 5-го поколения разрабатываемые в рамках единой программы «ПД», созданные на базе унифицированного газогенератора относятся к отечественным турбореактивным двухконтур-ным двухвальным двигателям, которые предназначены для ближне-среднемагистральных самолетов, а также могут использоваться в промышленных целях, в составе электрогенераторных и газоперекачивающих установок.

Для создания газотурбинного авиадвигателя ПД-14 генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» и генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» организовали производство на металлургических заводах и предложили организовать производство полуфабрикатов, которые необходимы для нового двигателя, выдав письменные гарантии на компенсацию затрат на создание инфраструктуры и размещения заказов на заводах не менее ста. ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» и АО «ОДК-Авиадвига-тель» совместно разработали материалы и технологии, организовали их передачу непосредственно на заводы-производители с полным пакетом нормативной документации.

Генеральный конструктор АО «ОДК-Авиад-вигатель» от начала разработки до начала серийного производства ПД-14 нес полную ответственность за разработку финансовую реализацию проекта по созданию газогенератора в размере 12,8 миллиарда рублей.

Таким образом Генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» выступал не только в роли

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

научно-технического руководителя работ по созданию технически сложных, ресурсоемких, стратегически значимых систем, но и в роли финансового менеджера - руководителя проекта, ответственного за получение итогового результата, наделенного возможностью осуществления финансового обеспечения проекта.

Фактически Генеральный конструктор на предприятии является должностным лицом, который поддерживает проект и готов предоставить необходимые ресурсы для его реализации, управляет необходимыми ресурсами, влияет на постановку целей, обеспечивает ресурсами необходимыми для выполнения работы, согласованием навыков подчиненных работников с требованиями работы, осуществляет оценку выполненной работы.

Генеральному конструктору для решения поставленных перед ним задач необходимо иметь аппарат управления и внедрять процесс эффективного планирования с обязательным контролем ключевых показателей проекта и автоматическим формированием недельных планов, установлением горизонта планирования. Аппарат управления генерального конструктора необходимо сформировать из представителей структурных подразделений, кроме того, для решения и реализации определенного проекта в состав проекта можно включить представителей заказчиков, соисполнителей работ, работников, ответственных за планирование, контроль исполнения работ, разработку программного обеспечения и т.д.

На предприятия необходимо создавать аппаратом управления генерального конструктора и внедрять документ, регламентирующий процесс эффективного планирования, включающий следующие этапы:

- формирование планов-графиков аппаратом управления генерального конструктора по проектам, находящимся на контроле и исполнении генерального конструктора;

- проработка аппаратом управления генерального конструктора планов-графиков с заинтересованными исполнителями/соисполнителями;

- формирование аппаратом управления генерального конструктора единого сетевого плана работ всех проектов, который позволяет увязать работы с учетом приоритетов, наличия финансовых ресурсов. При этом функции организации решения вопросов, касающихся разрешения конфликтов ресурсов возложены на аппарат управления генерального конструктора;

- установление горизонта планирования, автоматическое формирование недельных планов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Расширение полномочий и создание аппарата управления генерального конструктора позволит контролировать ключевые показатели проекта, минимизировать внеплановые работы и затраты, снизить трудоёмкость процессов.

Однако в локальных нормативных актах предприятий принципы мотивации персонала и генерального конструктора, конструктора, как правило, не освещаются. Аппарат управления генерального конструктора не создается. Система документооборота на предприятиях касается только управления операциями и не затрагивает сферу управления человеческими ресурсами. В Правилах внутреннего трудового распорядка, в документах, регламентирующих систему оплаты труда, есть положения о мерах поощрения, но нет положений, прозрачно регламентирующих источники и механизмы распределения этих поощрений. Спецификация работ конструкторов, и предложения по их мотивации не используются на многих предприятиях промышленности.

Предприятиям промышленности необходима четкая и понятная политика в области управления человеческими ресурсами, политика должна, в первую очередь, учитывать интересы ключевых заинтересованных сторон, а именно, генеральных конструкторов и конструкторов, а не административно-управленческого персонала.

Кадровая политика предприятий промышленности должна соответствовать стратегическим целям организации в достижении и реализации проектов, что невозможно в условиях закрытости или отсутствия стратегии развития такой деятельности. Информация, касающаяся мотивации конструкторов, обеспечения проекта финансовыми ресурсами, ответственность и персональная ответственность за исполнение проекта должна быть доступна всем работникам, чтобы последние могли ориентироваться в отношении своего личного развития. На предприятиях промышленности должны быть разработаны такие локальные нормативные акты - положение о формировании и распределения фонда оплаты труда конструкторского подразделения, аппарата управления генерального конструктора, которые усилят материальную заинтересованность всех категорий руководителей и работников в улучшении показателей работы проекта, отражающих интегрированный подход к пониманию деятельности. Дирекция по персоналу и руководство предприятия должны направить свои усилия на разработку, реализацию и оценку программ развития руководителей в области управления человеческими ресурсами.

Список литературы:

[1] Постановление Совета Министров СССР от 31 июля 1984 г. № 818 «Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим видам и системам машин, оборудования и приборов, назначаемом Советом Министров СССР» // СПС «Консультант плюс».

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.2007 № 258 «Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники» // СПС «Консультант плюс».

[3] Указ Президента Российской Федерации от 19.01.2015 № 18 «О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники» // СПС «Консультант плюс».

Spisok literatury:

[1] Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 31 iyulya 1984 д. № 818 «ОЬ utverzhdenii Polozheniya о депега1'пот konstruktore ро vazhnejshim vidam i sistemam mashin, oborudovaniya i рпЬогау naznachaemom Sovetom Ministrov SSSR» // SPS «Konsul'tant plyus».

[2] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Fed-eracii ot 03.05.2007 № 258 «ОЬ utverzhdenii Polozheniya о депега1'пот konstruktore ро vazhne-jshim парга^етуат sozdaniya vidov sistem i ^тр!-eksov vooruzheniya i voennoj tekhniki» // SPS «Коп-sul'tant plyus».

[3] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19.01.2015 № 18 «О депега!'пот konstruktore ро sozdaniyu vooruzheniya, voennoj i special'noj tekh-т№» // SPS «Konsul'tant plyus».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.