Научная статья на тему 'Современное представление об институциональной организации национальной экономики'

Современное представление об институциональной организации национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное представление об институциональной организации национальной экономики»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Н. В. Ксенафонтов, Г. Н. Пряхин

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В последние десятилетия растет интерес к институциональной организации национальной экономики. Отчасти это связано с попыткой преодолеть ограниченность других научных школ (рис. 1).

Экономическая теория

Классическая теория, экономикс (нет информационных издержек)

Теория

агентов

f

«Старый институционализм» (институты первичны, индивиды вторичны)

Неоинституциональная экономика (отсутствие когнитивных ограничений)

Институционализм (есть информационные издержки)

__________L

1

Неоклассическая теория (индивиды первичны, институты вторичны)

__________L

1

Институциональная экономика (наличие когнитивных ограничений)

Теория трансакционных издержек

Контрактная

(договорная)

парадигма

Экономика

соглашений

Теория

развития

Рис. 1. «Дерево» институционализма

Как показано на рис. 1, институциональную экономику можно представить в виде ряда теорий:

- теории агентов (их взаимоотношений с принципиалами), концентрирующей внимание на предварительных предпосылках (побудительных мотивах) контрактов в организациях типа государство, фирма или домашнее хозяйство;

- теории трансакционных издержек, уделяющей особое внимание уже реализованным соглашениям, порождающим различные управленческие структуры в рамках легальной и внелегальной экономики;

- контрактной (договорной) парадигмы, находящей реализацию через институциональную среду (выбор правил игры) и определение прав собственности;

- экономики соглашений, в основе которой лежат разнообразные нормы и правила поведения субъектов экономических отношений (homo ieconomicus);

- теории развития, определяющей взаимосвязь во времени и пространстве различных типов инноваций и инвесторов. Особое внимание здесь уделяется управлению предпринимательской деятельности и стратегическому менеджменту.

Современный институционализм возник на основе «старого» (традиционного), который пытался комплексно и всесторонне рассмотреть экономические процессы, происходящие в обществе. Речь шла о связи экономической теории с правом и политологией. Однако между взглядами «старых» институционалистов (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл) и неоинституционалистов есть ряд различий.

Прежде всего, это то, что «старые» институционалисты двигались от права и политики к экономике. Неоинституционалисты же идут противоположным путем (и, прежде всего, с применением теории игр и аппарата современной микроэкономики). Это также то, что «старый» институционализм преимущественно обращал внимание на действия правительства по защите интересов индивидов. Неоинституционализм же ставит во главу угла независимых индивидов, имеющих свои интересы и свою волю.

Говоря иначе, институциональная экономика предстает как учение, ориентированное на человека, его свободу и социальную защиту. Это учение стремится ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу правила игры и контролировать их соблюдение.

Как известно, природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом. Распределение прав при этом фиксируется в конституции, играющей роль социального контракта, ради чего граждане добровольно отказываются от части своих прав. Как и в любом другом варианте властных отношений, ими движет уверенность в том, что государство успешнее их самих справится с реализацией ряда функций: защита прав собственности, создание каналов обмена информацией, организация денежного обращения, создание транспортной сети, правоохранительная деятельность, выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах, производство общественных благ.

Набор этих функций определен «провалами» рынка, то есть задачами, решение которых невозможно на базе классического и неоклассического контрактов.

Функционирование государства при этом связано с трансакционными издержками. И они тем больше, чем в большем числе трансакций государство выступает в качестве гаранта выполнения условий контрактов.

У государства есть свои «провалы». Они связаны с неравномерным распределением ресурсов, отсутствием четких критериев эффективности деятельности, несоответствием доходов и расходов. Поэтому выбирать приходится между двумя несовершенными альтернативами.

Если учесть, что полная монополия государства на выполнение функций гаранта исполнения контрактов приводит к высоким трансакционным издержкам, то разумно предположить, что государство выступает гарантом не во всех, а лишь в некоторых взаимодействиях. В остальных сделках действуют альтернативные механизмы гарантирования их реализации. Речь идет о многих медицинских или образовательных услугах.

Основная функция государства с институциональной точки зрения — защита прав собственности. Оптимальные размеры государства определяются кругом тех сделок, в которых государство действует в качестве гаранта более эффективно, чем другие гаранты (стороны сделки, арбитр, социальная группа).

Государство является одновременно принципиалом и агентом по отношению к индивиду. Последний, с одной стороны, поручает государству выполнение некоторых функций, а с другой, подчиняется его решениям. Эта действенность может иметь разные границы. В частности, государство может стремиться увеличить сферу своего контроля и игнорировать интересы граждан. В этом случае речь идет об эксплуататорской модели государства. Такого рода государство схоже с мафией — оба походят на «оседлого» бандита, осущест-

вляя поборы с проживающих на контролируемой им территории и защищая их от «гастролеров».

Кроме того, известна контрактная модель государства, когда государство использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах, а граждане рассматривают плату налогов не как повинность, а как свою обязанность. Предпосылки существования такого государства:

- наличие четких конституционных рамок деятельности государства;

- существование механизмов участия граждан в деятельности государства;

- существование института рынка как главного альтернативного механизма распределения прав собственности;

- наличие альтернативных механизмов спецификации и защиты прав собственности. Речь идет о других государствах, оппозиции, мафии, третейских судьях.

Идентифицировать то, какой является действующая модель государства, можно на базе анализа статей государственного бюджета. Первый критерий такой идентификации — соотношение различных статей доходов. Чем выше доля неналоговых доходов, тем активнее вмешательство государства в экономику (его роль выходит за рамки простого гаранта исполнения контрактов). Речь идет о преобладании рентных платежей и специальных налогах. Второй критерий — данные о собираемости налогов. Чем она выше, тем ближе государство к контрактной модели. Третий критерий — структура государственных расходов. Особую значимость имеют расходы на «силовые» министерства. Четвертый критерий — способ покрытия бюджетного дефицита. Эксплуататорское государство предпочитает кредиты центрального банка, а не займы. Это так называемый «инфляционный» налог, носящий конфискационный характер. В таблице представлены данные о двух моделях государства. Речь идет о целях, задачах, средствах и т. д.

С точки зрения прав собственности можно назвать две революции в развитии человеческого сообщества. Первая произошла в момент перехода от кочевой к оседлой жизни, когда земледелие стало основным источником увеличения ресурсной базы. Именно в этот момент появились первые формы государственного устройства как гаранта прав собственности на землю. Результатом стал рост продукта, производимого сельским хозяйством.

Вторая революция стала предпосылкой промышленной, произошедшей в начале XIX в. Она заключалась во включении в сферу гарантируемых государством контрактов тех, кто связан с правами собственности на изобретения и прикладные разработки. Возможно, следующим радикальным изменением роли государства станет решение им проблемы защиты интеллектуальной собственности.

С позиций установления прав собственности можно выделить две правовые традиции — общее право и гражданское. Первое характерно для Великобритании, второе — для Германии. Различия между ними следующие.

Во-первых, различаются сами источники права. В общем праве центральную роль играет прецедент, под которым понимаются традиции и предыдущие решения судов по сходному вопросу. В гражданском праве всё определяется существующими законами.

Во-вторых, обе традиции отличаются ролью, отводимой в принятии юридического решения судье. В гражданском праве речь идет о «подчинении закону», то есть его задача сводится к поиску и применению той правовой нормы, которая наилучшим способом описывает спорную ситуацию. Общее же право предоставляет судье большую свободу действий. Он не только интерпретатор существующей правовой нормы, но и в определенной мере ее создатель (через механизм прецедента). Судья при этом должен ориентироваться на вынесение справедливого решения (включая поиски субъективного критерия отмеченного).

В-третьих, отличие заключается в самой трактовке права собственности. В гражданском праве оно рассматривается как неделимое (единое). Это предполагает, что один человек наделяется тремя полномочиями — владением, пользованием и распоряжением. Общее же право исходит из концепции собственности как сложного пучка правомочий.

В рамках данной работы остановимся также на экономике соглашений — составной части институционализма. В соответствии с ней следование норме становится для индивида способом доведения до контрагента сигналов о своих намерениях, равно как и основой для понимания намерений других индивидов. И делается это для снижения неопределенности во взаимодействиях и, следовательно, для достижения своих рационально поставленных целей.

Сопоставление двух моделей государства

Критерий сопоставления Контрактное государство Эксплуататорское государство

1. Цель Максимизация совокупного дохода (ВВП), членов общества, снижение трансакционных издержек Максимизация ренты (налоговых поступлений), группы, контролирующей государственный аппарат

2. Задачи (функции) Гарант в сделках между индивидами, защита прав собственности Активное вмешательство в экономическое и социальное взаимодействие, не ограничивающееся ролью гаранта

3. Средства (использование монополии на насилие) Ограничено социальным договором и конституционными рамками Зависит лишь от политической воли группы, контролирующей государство

4. Механизм решения проблемы прин-ципиала и агента Принципиал-гражданин (механизм демократического контроля, наличие конституционных рамок и альтернатив). Принципиал-государство (добровольное подчинение закону, в том числе налоговому) Принципиал-гражданин (отсутствует). Принципиал-государство (использование принуждения и насилия, попытки осуществления всеобъемлющего контроля). Крайний случай — тоталитарное государство

5. Бюджетное ограничение Жесткое, ограниченное демократической процедурой утверждения бюджета Мягкое

6. Основные статьи доходов Налоговые поступления, в первую очередь от «рыночных» налогов Конфискационные налоги и неналоговые поступления

7. Основные статьи расходов Юстиция, правоохранительная деятельность Оборона, государственное управление, правоохранительная деятельность

8. Основные способы покрытия бюджетного дефицита Займы на внешнем рынке Кредиты центрального банка, займы на внутреннем рынке, возможен и отказ от выполнения обязательств как вид конфискационного налога

Различают ряд типов соглашений. Важнейший из них — рыночный. Основная норма поведения связана с максимизацией индивидом полезности через удовлетворение потребностей других индивидов. Предметный мир — товары и деньги. Источник информации — цены, вектор времени — ориентация на настоящее (под вектором в данном случае понимаются временные ориентиры, используемые во взаимодействиях индивидов).

Пример сферы деятельности — рынок. Кроме рыночного различают другие типы соглашений: традиционное (обеспечение воспроизводства традиций, принцип старшинства, примером является семья); гражданское (предметный мир, общественное благо, политическая деятельность является примером данного типа соглашения); экологическое, индустриальное и т. д.

На «стыке» этих соглашений обычно возникает неопределенность. Индивиды оказываются неспособными согласовать взаимоисключающие требования к своему поведению и построить верные предположения относительно действий своих контрагентов. В этих случаях пользуются следующими вариантами соотношения соглашений: экспансия, компромисс, касание.

Институциональная экономика уделяет особое внимание соответствию совершаемого людьми выбора некоему идеалу. Последний определяется рядом норм.

1. Утилитаризм. Это первая норма, заложенная в рыночной конституции:

- простой — стремление индивида манипулировать своей полезностью вне связи со своей продуктивностью;

- сложный — максимизация индивидом полезности на основе продуктивной деятельности (а не в ущерб другим).

2. Целерациональное действие. Если норма утилитаризма задает целевую функцию индивида, то норма целерациональной деятельности конкретизирует ее, связывая максимизацию полезности с решением конкретных задач. Такого рода поведение предполагает использование индивидом людей и предметов внешнего мира в качестве «условий» и «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. В условиях неполноты информации и ограниченности когнитивных способностей по ее обработке (то есть неполной рациональности) речь может идти о манипулятивном поведении со стороны контрагента. Подобное поведение получило название оппортунизма, преследование личного интереса с использованием коварства, в явной или более точной форме. Гарантии против него могут быть либо структурного характера, либо моральноправового (полнота информации, использование специальных процедур при заключении контракта).

3. Доверие. Именно оно регулирует отношения между индивидами. Доверие заключается в «ожидании определенных действий, которые влияют на выбор индивида, когда он должен начать действовать до того, как станут известными действия окружающих» (Е. Озйот).

4. Эмпатия. Индивид действует на основе этой нормы конституции рынка, когда он ставит себя на место контрагента и пытается понять его ощущения, интересы, намерения (К. Морюе). Доступность для понимания и предсказуемость действий контрагента позволяет индивиду доверять ему. Здесь важен не факт личного знакомства, а факт зависимости индивида в достижении его собственных целей от позиции контрагентов. Например, в основе стратегии маркетинга лежит попытка производителя определить отношение к его продукции потенциального покупателя, попытка увидеть ее глазами покупателя.

5. Наконец, участники сделок на рынке должны обладать способностью к интерпретативной рациональности, являющейся своего рода синтезом вышеназванных четырех элементов. Такого рода рациональность включает, с одной стороны, способность индивида сформировать верные ожидания относительно действий другого (то есть правильно интерпретировать намерения и планы контрагента). В то же время, к нему самому предъявляется симметричное требование: облегчить понимание другими его собственных намерений и действий. Без этого невозможно найти оптимальное решение в ситуациях, когда сделки касаются производства и распределения общественных благ.

Предпосылками интерпретативной рациональности является существование локальных точек, спонтанно выбираемых всеми индивидами вариантов и соглашений, общеизвестных вариантов поведения индивидов. Спонтанный выбор одних и тех же вариантов из определенного набора альтернатив возможен лишь в рамках социально однородных групп или в рамках одной и той же культуры.

Отношения между индивидами в институциональной экономике рассматриваются сквозь призму взаимовыгодного обмена. Иначе такой подход называют «контрактной (договорной) парадигмой». Она реализуется, прежде всего, через институциональную среду (выбор норм и правил поведения индивидов). Некоторые авторы их связывают с «повседневной рациональностью» или рациональной моделью поведения1.

По В. Ванбергу правила поведения индивидов классифицируются следующим образом (рис. 2). Она «не свободна от недостатков» но при всем этом достоинство данной классификации состоит в том, что она показывает взаимосвязь всех «типов правил»2.

Правила поведения

Наследуемые (генетически передаваемые) правила

Социальные правила

I

Неформальные социальные правила (традиции, обычаи)

Приобретаемые (передаваемые через культуру) правила

^ \

Личные правила

Формальные социальные правила (социально навязываемые правила, закрепленные в праве)

Правила для организаций и индивидов

Правила, ограничивающие деятельность правительства и государства

Рис. 2. Классификация правил поведения

Для нарушителей правил предусматривается система наказаний. «Для обеспечения такого общественного блага, как законопослушание, должно быть произведено такое общественное “антиблаго”, как наказание» . Последнее обязательно налагается ex post (после), хотя мера наказания должна быть выбрана ex ante (до).

По мнению Дж. Бьюкенена, никакое наказание не возмещает полностью ущерба, не восстанавливает status guo ante. «Однако наказания всё же должны применяться, поскольку они предотвращают нарушения, которые в противном случае могли бы быть совершены в будущем. Поэтому создание эффективного политического режима требует действенной правоохранительной системы — эффективной благодаря не столько тяжести наказаний, сколько их неотвратимости» . Институты задают общие рамки взаимодействия индивидов, определяемые правилами их поведения на рынке. Конкретные же рамки взаимодействия, описывающие условия совершения сделок, определены положениями контракта (договора) между непосредственными участниками взаимодействия.

Таково современное представление об институциональной организации национальной экономики. Оно в нашей стране всё более набирает «силу», поскольку активизирует

«нацию на успех», определяемый поисками цивилизованных методов накопления и распределения национального богатства.

Примечания

1 См.: Яковлева Т. Экспериментальная экономика: Критический обзор // Вопр. экономики. 1995. № 7.

2 См.: Ванберг В. Теория порядка и конституционная экономика // Вопр. экономики. 1995. № 12; См.: Van-

berg V. Rules and Choice in Economics. L., 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 См.: Бьюкенен Дж. Избранные труды. Т. 1. М., 1997. С. 23. (Сер. «Нобелевские лауреаты по экономике»).

Н. И. Кондратьев

ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ТНК НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

На современном этапе развития транснациональные корпорации являются основной силой, обеспечивающей интеграцию экономики принимающей страны в мировое хозяйство. Возникает вопрос, в какой форме национальная экономика должна интегрироваться в мировое хозяйство: путем привлечения капитала иностранных ТНК или же на основе создания мощных корпораций и превращения их в транснациональные для защиты интересов страны в мировой экономике.

В трудах западных исследователей существует мнение о том, что привлечение иностранных ТНК в экономику страны может повлечь за собой повышение ее открытости и конкурентоспособности на мировом рынке. Рассмотрим на примере отраслей российской экономики особенности воздействия зарубежных ТНК на эффективность и стабильность их развития, попытаемся проверить гипотезу о позитивном влиянии капитала иностранных ТНК на развитие экономики принимающей страны.

На основе изучения теоретических подходов к исследованию вопросов формирования ТНК, форм и особенностей их транснационализации (расширения деятельности за рубеж), оценки эффекта воздействия ТНК на экономику принимающей страны, в качестве основного индикатора, характеризующего уровень транснационализации отрасли (или экономики страны в целом) будем рассматривать объемы ввезенных и вывезенных прямых иностранных инвестиций. На сегодняшний день практически все ПИИ в мировой экономике осуществляют транснациональные корпорации. Обширные статистические данные по прямым иностранным инвестициям существенно облегчают задачу оценки потенциала и перспектив транснационализации национальной экономики (в частности, транзитивной экономики России). Что касается так называемых новых форм расширения деятельности ТНК за рубеж, то в официальной статистике они практически не отражаются, поскольку сами транснациональные корпорации стремятся завуалировать новые технологии, с помощью которых они осуществляют экспансию в глобальной экономике.

Для оценки целесообразности привлечения капитала иностранных ТНК в различные отрасли экономики России, а также перспектив создания российских транснациональных корпораций необходимо проследить взаимосвязь прямых иностранных инвестиций с эффективностью функционирования экономики страны и показатели эффективности корпорации с экспансией за рубеж от фирмы, ориентированной на национальную экономику. Существует несколько аспектов воздействия ПИИ на экономику принимающей страны (социально-экономический, территориальный, отраслевой и др.). Выявим отраслевой аспект влияния ПИИ транснациональных корпораций на российскую экономику. Про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.