Научная статья на тему 'Современное понимание профессиональной идентичности личности'

Современное понимание профессиональной идентичности личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
250
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭПОХА ГЛОБАЛИЗАЦИИ / SKILLS / PROFESSIONAL IDENTITY / THE ERA OF GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Козлова Елена Геннадьевна

Профессия имеет значительное влияние на формирование личности. Современный специалист, углубившись в свою узкую отрасль своей специальности, перестал отвечать требованиям современной культуры. Его характеризуют отсутствие представления о месте его специализации в системе научного знания, взаимосвязи между различными областями знаний, а так же отсутствие знаний в тех областях, которые считаются общекультурными. В условиях глобализации человеку необходимо, с одной стороны, овладеть межкультурными знаниями и навыками, а с другой стороны, углубиться в свою профессиональную сферу. Глобальное знание потенциально бесконечно: непрерывное развитие всеобъемлющего культурного знания, в том числе вслушивание, наблюдение, интерпретация, анализ, оценка и присвоение культурных элементов. Современный образ жизни осложняется присутствием техники и электроники во всех сферах деятельности. Применение техники, которая действуют по своим особым принципам, опережает возможность ее освоения для максимально продуктивной работы. Потребность идти в ногу со временем требует от специалиста максимально оперативного реагирования на изменяющиеся условия. Такие требования являются универсальными для всех областей деятельности в современной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern understanding of the professional identity

Profession has a significant influence on the formation of personality. Modern specialist, poring over his narrow branch of his profession, has ceased to meet the requirements of mo-dern culture. It is characterized by the lack of representation of the place of its specialization in the system of scientific knowledge and the relationship between different areas of knowledge and ignorance in those areas that are considered general cultural. In the context of globalization person needs on the one hand, to master intercultural knowledge and skills, and on the other hand, delve into their profession. Global Knowledge is potentially infinite: the continuous development of a comprehensive cultural knowledge, including in listening, observation, interpretation, analysis, evaluation and appropriation of cultural elements. Modern lifestyle is complicated by the presence of electronics in all areas. The use of technology, which acts according to its own principles, ahead of the possibility of its development to maximize productivity. The need to keep up with the times requires specialist maximize rapid response to changing conditions. Such requirements are universal to all areas of contemporary culture.

Текст научной работы на тему «Современное понимание профессиональной идентичности личности»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-3-41 УДК 130.2, 304.2, 374.3

современное понимание профессиональной идентичности личности

Козлова Е.Г.

Профессия имеет значительное влияние на формирование личности. Современный специалист, углубившись в свою узкую отрасль своей специальности, перестал отвечать требованиям современной культуры. Его характеризуют отсутствие представления о месте его специализации в системе научного знания, взаимосвязи между различными областями знаний, а так же отсутствие знаний в тех областях, которые считаются общекультурными. В условиях глобализации человеку необходимо, с одной стороны, овладеть межкультурными знаниями и навыками, а с другой стороны, углубиться в свою профессиональную сферу. Глобальное знание потенциально бесконечно: непрерывное развитие всеобъемлющего культурного знания, в том числе вслушивание, наблюдение, интерпретация, анализ, оценка и присвоение культурных элементов. Современный образ жизни осложняется присутствием техники и электроники во всех сферах деятельности. Применение техники, которая действуют по своим особым принципам, опережает возможность ее освоения для максимально продуктивной работы. Потребность идти в ногу со временем требует от специалиста максимально оперативного реагирования на изменяющиеся условия. Такие требования являются универсальными для всех областей деятельности в современной культуре.

Ключевые слова: профессиональные навыки; профессиональная идентичность; эпоха глобализации.

modern understanding of the professional identity

Kozlova E.G.

Profession has a significant influence on the formation of personality. Modern specialist, poring over his narrow branch of his profession, has ceased to meet the requirements of mo-

dern culture. It is characterized by the lack of representation of the place of its specialization in the system of scientific knowledge and the relationship between different areas of knowledge and ignorance in those areas that are considered general cultural. In the context of globalization person needs on the one hand, to master intercultural knowledge and skills, and on the other hand, delve into their profession. Global Knowledge is potentially infinite: the continuous development of a comprehensive cultural knowledge, including in listening, observation, interpretation, analysis, evaluation and appropriation of cultural elements. Modern lifestyle is complicated by the presence of electronics in all areas. The use of technology, which acts according to its own principles, ahead of the possibility of its development to maximize productivity. The need to keep up with the times requires specialist maximize rapid response to changing conditions. Such requirements are universal to all areas of contemporary culture.

Keywords: skills; professional identity; the era of globalization.

Хосе Ортега-и-Гассет в своем произведении «Восстание масс» затрагивает тему, связанную с принципиальным отличием современного специалиста от специалиста, имевшего место до XIX столетия. Отличие это заключалось в следующем: знания специалиста до XIX века можно назвать «энциклопедическими». Специализация наук начинается как раз в ту эпоху, которая назвала цивилизованного человека «энциклопедистом». В дальнейшем начинается процесс дробления информации, и возникновение специализаций в ходе получения образования. Центр тяжести перемещается: специализация в каждом ученом оттесняет общую культуру и энциклопедичность знаний на второй план. В Европе появляется новый тип ученого - человек, который из всего, что необходимо знать, знаком лишь с одной из наук, но и в ней он выбирает лишь малую часть, с которой будет непосредственно работать. «Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он все-таки «человек науки» и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его «ученым невеждой», и это очень серьезно, это означает, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущей знатоку и специалисту» [1, с. 106]. Такова внутренняя природа специалиста - типа, который в современной культуре достиг необыкновенного развития. Специалист очень хорошо знает лишь «свой уголок вселенной» и гораздо в меньшей степени осведомлен о других областях знаний.

По мнению Ортега-и-Гассета, подобный тип специалиста сродни варвару, который допускает примитивизм и поворачивает историю вспять, - эти люди символизируют и в значитель-

ной степени осуществляют современное господство масс, а их варварство - непосредственная причина деморализации Европы. Исследуя этот материал Ортега-и Гассета, можно выделить несколько ключевых проблем в становлении современного специалиста: отсутствие общих (энциклопедических) знаний о мире в целом; Отсутствие представления о месте его специализации в системе научного знания и взаимосвязи между различными областями знаний; невежественность в тех областях, которые считаются общекультурными.

Далее в работе «Дегуманизация искусства» встречается интересный отрывок, также представляющий интерес для данного исследования, и даже обостряющий вопрос, связанный со специализацией для современного человека: «Умирает знаменитый человек. У его постели жена. Врач считает пульс умирающего. В глубине комнаты два других человека: газетчик, которого к этому смертному ложу привел долг службы, и художник, который оказался здесь случайно. Супруга, врач, газетчик и художник присутствуют при одном и том же событии. Однако это одно и то же событие - агония человека - для каждого из этих людей видится со своей точки зрения» [1, с. 225]. Едва ли в их профессиональном взгляде на происходящее можно найти что-то общее, словно эти люди присутствуют при различных событиях.

Таким образом, происходит расслоение общества по профессиональному признаку. Профессиональный взгляд на мир разъединяет людей. И если действительно то, что одно и то же событие вызывает совершенно разные эмоции, восприятие и реакции, то взаимодействие между людьми разных профессий можно сравнить с Вавилонским столпотворением при строительстве башни. Профессиональная идентичность теперь становится препятствием для коммуникации и взаимопонимания. В связке с уже высказанной проблемой, что современный специалист не обладает общекультурными понятиями и знаниями, и все больше углублен в свою специфику - еще больше отдаляет профессионалов разных областей друг от друга.

«Выходит, стало быть, что одна и та же реальность, рассматриваемая с разных точек зрения, расщепляется на множество отличных друг от друга реальностей. И приходится задаваться вопросом: какая же из этих многочисленных реальностей истинная, подлинная? Любое наше суждение будет произвольным. Все эти реальности равноценны, каждая подлинна с соответствующей точки зрения» [1, с. 226]. По мнению Ортега-и-Гассета, восприятие события тем подлиннее и ближе к истине, чем более отстранен и менее причастен к событию человек. Каждая из этих профессий - врач, репортер и художник - требует от профессионала беспристрастного отношения к делу, но при этом внимание акцентируется на различных фактах. Если событие каким-то образом затрагивает наши чувства, что уже нельзя говорить о независимости от реального события. Только эмоциональная независимость может позволить прибли-

зиться к объективной реальности, превращая ее в предмет чистого созерцания. При этом, для человека при восприятии фактов важна именно эмоциональная составляющая события, его «человечность», эмоции и личное отношение, которые, с одной стороны, передают «живую» реальность, а не сухие факты, с другой стороны, порождают многоголосицу мнений и отношений в зависимости от угла зрения, откуда смотрит человек на событие.

Так как же возможно взаимодействие людей разных профессий в современной культуре, тем более, если перед ними стоит одна и та же задача: строительство «башни» специалистами XXI века, которые, как выяснилось, тоже говорят между собой на разных языках? И каждый специалист должен в полной мере использовать свои знания и передать их другим с необходимостью, чтобы его поняли. Для начала можно ответить на вопрос: чем принципиально отличается XXI век, и какие требования предъявляет к специалистам?

Характеризуя современную культуру, можно употребить понятие глобализации, происходящего процесса объединения стран в один экономический, политический, культурный процесс. Теперь людей в мире интересует международное сотрудничество и глобальные проблемы, глобальные стратегии и мировой рынок.

Также отличительной чертой современности стало присутствие техники во всех областях жизнедеятельности человека. В XXI веке техника стала не просто средством, орудием труда человека, она организовалась в отдельную систему, которая вышла из подчинения человека и существует по собственным законам.

Глобализация финансовых и товарных рынков, глобальные структуры средств массовой информации и миграционные потоки привели к росту процессов культурного обмена. В ходе этих контактов исчезают многие виды традиционного образа жизни: локальные культуры изменяются и приходят к необычным сочетаниям, граница между своим и чужим становится все более размытой. Повсеместно встречается смешение культур и традиций, и «чужое» начинает жить по соседству, с его языком, религией и мировоззрением.

В описанных условиях совершенно справедливо пересмотреть профессиональную компетенцию человека и предъявить ему требования соответствующие времени глобализации.

Сейчас практически не найти такой сферы и нет такой операции, которая бы существовала и осуществлялась без участия техники. Она оказывает все более заметное влияние на политику, идеологию, искусство, религию, на мировоззрение человека. Атомная и термоядерная энергия, начало космической эры, автоматизация и кибернетизация производства, компьютеризация повседневной жизни - это такие достижения современной науки, которые говорят об оправданности ее претензий оказывать огромное и все возрастающее влияние на все сферы

общественной жизни. Если раньше область техники ограничивалась сферой производства материальных благ, то ныне она пронизывает всю ткань общественной жизни.

Теперь хочется отметить, какие изменения привнесла с собой техника в рабочую сферу человека. Многие философы высказывались о возрастающем влиянии техники на человека. Так, Карл Маркс говорил о том, что машинное, фабричное капиталистическое производство уродует и калечит рабочего, как в социальном, так и в технологическом отношении (не он применяет машины, а машина его). Хотя в машинном производстве рабочие являются живыми придатками машины, тем не менее, они - непременные участники производства, без которых машины оказываются бесполезными [5, 433-499].

Николай Бердяев писал, что техника дает человеку «чувство страшного могущества, и она есть порождение воли к могуществу и к экспансии» [2, с. 156]. Но в то же время, новая форма массовой организации жизни, эта технизация жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта. Массовая техническая организация жизни уничтожает всякую индивидуализацию, всякое своеобразие и оригинальность, все делается безлично-массовым, лишенным образа. Производство в эту эпоху массовое и анонимное. Н.Бердяев считает, что человечество стоит перед основным парадоксом: «без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели» [2, 157]. В культуре всегда есть два элемента - элемент технический и элемент природно-органический. И окончательная победа элемента технического над элементом природно-органическим означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже не похожее. Труд человека заменяется машиной, что есть положительное завоевание, которое должно было бы уничтожить рабство и нищету человека.

Человек в повседневной жизни пользуется техникой, имея небольшое представление о том, как устроена эта техника, и чем меньше он знает о том, как ей управлять, и какие возможные процессы в ней потенциально заложены, тем более он зависим от техники. В работе технические средства используются ежедневно. Технические новинки в современном обществе опережают возможности их освоения. Таким образом, техническая безграмотность - это повсеместное явление, поскольку обучение работе на новом устройстве происходит уже в процессе работы и выполнения конкретных производственных задач. Насколько правильно, рационально и продуктивно человек использует попавшую в его руки технику, оценить практически невозможно.

Культура, экономика, политика, экология претерпевают серьезные изменения. В современно обществе трудно определить «правила игры». Необходимо выяснить, что может помочь специалисту стать успешным, продуктивным, отвечающим требованиям современности.

По мнению психологов, человек зрелый, получивший высшее образование, в первую очередь идентифицирует себя со своей профессиональной деятельностью, то есть на вопрос «кто ты?» - он, скорее всего, сначала назовет свою профессию, а затем уже будет перечислять другие свои социальные роли. Таким образом, вопрос профессиональной идентичности настолько важен, что если у человека к определенному возрасту не происходит профессионального становления, то это может отразиться на идентичности личности в целом [6, 57-63].

Специалист с развитой профидентичностью проявляет обоснованный оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей профессиональной компетентности, свободен и открыт в профессионально-коммуникативных позициях. Он готов напряженно трудиться, ставит перед собой реалистичные профессиональные цели, с гордостью принимает похвалу и не реагирует болезненно на критику, готов принимать на себя ту или иную ответственность за профессиональные проблемные ситуации, проявляет уважение к личности другого, с готовностью выдвигает новые идеи и планы.

В описанных условиях совершенно справедливо пересмотреть профессиональную компетенцию человека и предъявить ему требования соответствующие времени, которое сопряжено процессом глобализации - за счет ускоренного распространения информации, расширения культурных, экономических и политических связей.

Комплексные понимание и знание культуры, информация о специфике культуры, социологические знания, о чем и писал Ортега-и-Гассет, что недостаточно знать только предмет, с которым работает специалист, но также важна и энциклопедичность знаний. Всесторонняя осведомленность о собственной и чужой культуре положительно влияет на взаимодействие. Знание общего языка общения, как минимальное условие, может помочь в достижении целей, но не может быть решающим. Скорее всего, основой общекультурного знания становится понимание мировоззрения Другого, понимание исторического или религиозного обоснования норм, ценностей и образа жизни, а также социально-лингвистическое понимание содержание языка и значения слов в зависимости от культурного контекста. Глобальное знание потенциально бесконечно: непрерывное развитие всеобъемлющего культурного знания, в том числе вслушивание, наблюдение, интерпретация, анализ, оценка и освоение культурных элементов - дополнительные компоненты межкультурной компетенции.

К необходимым качествам современного специалиста гуманитарной сферы можно отнести еще и наличие «здравого смысла» - понятие, которое подробно рассматривает Х.-Г. Гадамер в своей работе «Истина и Метод» и определяет его как интуитивную способность совершать поступки и принимать решения, которые одобряются обществом в целом. «Это нечто вроде

гения практической жизни, но в меньшей степени дар, нежели задача постоянно обновляемой корректировки вечно новых ситуаций, работа по приспособлению к действительности общих принципов, в ходе которой реализуется справедливость, «такт практической истины», «правильность суждения, происходящая от полноты души» [3, 68], то чувство, которое многие сейчас называют интуицией, однако направлено оно на общественные дела и общественную жизнь. «Здравый смысл» уже основывается не на знаниях, он в полной мере может присутствовать вне энциклопедичности. Сродни другим чувствам он развивается на опыте. Примеры успешного решения любых жизненных задач, проживание позитивного опыта общения и взаимодействия в обществе приводит развитию здравого смысла. «Понятие здравого смысла концентрируется на обществе: Он служит тому, чтобы направлять нас в общественных делах или в общественной жизни, когда наши способности к рассуждению покидают нас в темноте... выступает не только как целительное средство против «лунатизма» метафизики, она еще и содержит основы моральной философии, воистину удовлетворяющей жизненные потребности общества» [3, с. 67].

Специалист также должен проявлять уважение (ценность другой культуры и культурного разнообразия), открытость и беспристрастность, любознательность, исследовательский дух. Глобализацией вызван рост этнического, культурного и религиозного плюрализма. Неизбежно растет неоднородность нашего общества и, следовательно, затруднителен контакт между людьми разных систем и ценностей. Таким образом, можно предположить, что конструктивное управление культурным разнообразием и различными системами ценностей на межличностном уровне в ближайшие годы будут принадлежать не только к ключевым навыкам менеджеров, но и к общей цели образования каждого, развитию личности и фактору успеха для продуктивного взаимодействия и коммуникации в процессе работы.

В профессиональной среде необходимо создание и принятие стандартов для общения. «Должностные порядки в стабильной ситуации требуют соблюдения правил социальной обрядовости с последовательным переходом с уровня на уровень, что задает им определенную устойчивость. Но когда речь заходит о глобальных тенденциях, то меняются основания построения нормативности и ее функционирования, что зачастую приводит к реорганизации системы и нарушению установленных принципов «нормального». То есть упорядочивание происходит как по отношению к общечеловеческим принципам, так и узколокальным интересам, которые подвержены высокой динамике изменений» [4, с. 190]. Новые стандарты появляются, когда социально-политические решения приводят к идентичности понятий, и возникает общее представление о социальном равенстве, которое включает всех членов общества.

Разнообразие культурных традиций требует особого внимания при взаимодействии. Начальной точкой отношений специалистов в культурном взаимодействии является принципиально позитивное отношение и расположение к различным ситуациям. Основной открытости и признания культурного разнообразия может послужить любопытно-беспристрастная работа с иностранными партнерами. Эта открытость и признательность через культурологическое образование и обучение языку имеет важное значение для формирования мировоззрения, опыта моделирования разнообразных ситуаций, реакций и понимания.

Ко всем перечисленным качествам специалист также должен обладать критическим мышлением, гибкостью (при новых стилях взаимодействия и поведения, новых культурных системах), реакцией на изменение обстоятельств (выбор и применение соответствующего стиля коммуникации, интеллектуальная рефлексия), эмпатией. Человек в современном мире с трудом определяет однозначность «приемлемого» и «неприемлемого», «добра» и «зла», поскольку заведомо предполагает относительность данных позиций в связи с ситуацией, культурной принадлежностью, личными пристрастиями. «Образуется так называемая «мягкая» или «адаптивная» идентификация, что позволяет индивиду быстро и адекватно реагировать на принципиально изменяющиеся условия социокультурной организации» [4, с. 134].

Собственное культурное, религиозное или этноцентрическое мировоззрение не является абсолютным, но отражается и преломляется в процессе взаимодействия. Новый опыт может быть эмоционально принят, и отрицание или боязнь чужого могут значительно нивелироваться. Это является предпосылкой для эмпатии - понимания эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир - один из сложнейших процессов психологического развития личности, но при этом эмпатия является обязательным условием для успешного взаимодействия в межкультурном пространстве.

Навыки слушания, участвующего наблюдения, интерпретации, анализа, оценка и классификации. Навыки работы с техникой, компьютерными и мобильными технологиями, интернетом. Использование социальных сетей для успешной самопрезентации себя как личности и специалиста.

Непрерывность образования. Профессионализм в глобализированном пространстве не является прямым результатом освоения одного инструмента: владение языком или научные знания еще не позволяют говорить о компетенции. Культура постоянно меняется, и в этих условиях человек должен следить за этими изменениями, знать их, и использовать для своей работы. Таким образом, компетенция является частью продолжающегося личностного развития, и требует непрерывного обучения.

Обобщив все требования современной культуры к профессиональной идентичности личности, можно сказать, что сейчас необходим универсальный работник, овладевший энциклопедическими знаниями, с развитым чувством такта, восприимчивостью к другим традициям и нормам. Это специалист, обладающий эмпатией, а также развитой интуицией и здравым смыслом для решения спорных вопросов. Это профессионал, имеющий опыт работы с техникой, а также способный обучаться работе с новыми устройствами и программами; человек, сохраняющий беспристрастность при взаимодействии с людьми, чуткий и гибкий в меняющихся условиях современной культуры.

Список литературы

1. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Сб.: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет. - М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.

2. Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 147-162.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. 704 с.

4. Сурова Е.Э. Идентичность. Идентификация. Образ. - С.-Петербург, 2010. 232 с.

5. Маркс. К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 23.

6. Меркулова В.Н. Статусные характеристики профессиональной идентичности старших подростков на ранних стадиях профессионального определения [Текст] / В.Н. Меркулова // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. С. 57-63.

References

1. Ortega y Gasset J. Vosstanie mass / [The revolt of the masses]. Transl. from Spain. - Moskow: «AST», 2001.

2. Berdyaev N.A. Chelovek I mashina [Human and machine] // Voprosi philosophii. 1989. № 2. Рр. 147-162.

3. Gadamer H.-G. Istina I method [Truth and Method]: Transl. from German. - Moskow: Progress 1988. 704 p.

4. Surova E. Identichnost. Identifikaciya. Obraz [Identity. Identification. Image]. - St. Peterburg, 2010. 232 с.

5. Marks. К. and Engels F. Sochineniya [Writings]. Vol. 23.

6. Merkulova V.N. Statusnie harakteristiki professionalnoy identichnosty podrostkov [Status characteristics of professional identity older teens in the early stages of professional definition]. - St. Petersburg: Renome, 2013. Рр. 57-63.

данные об авторе

Козлова Елена Геннадьевна, соискатель ученой степени кандидата культурологических

Санкт-Петербургский Государственный Университет Университетская наб., 7-9, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия е-mail: for_elenko@mail.ru

DATA ABouT THE author

Kozlova elena Gennadevna, competitor degree of candidate of cultural sciences St. Petersburg State University

Universitetskaya nab., 7-9, St. Petersburg, 199034, Russia e-mail: for_elenko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.