СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
А.Б. Алиева, старший преподаватель Л.А. Хыбыртова, студент
Северо-Кавказская государственная академия (Россия, г. Черкесск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10855
Аннотация. В данной статье представлен обзор информации по цифровой экономике и как она влияет на многие области жизнедеятельности и в целом на экономику страны. Рассмотрена цифровизация как фактор развития экономики и повышения качества жизни населения. Также говорится о преимуществах цифровой экономики, как о проявлении роста социально-экономического эффекта при внедрении цифровых технологий. Проведен сравнительный анализ использования населением персональных компьютеров и сети Интернет по полу и возрастным группам.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, цифровые технологии, государственные услуги, качество жизни.
В теоретических работах под цифровой экономикой (ЦЭ) обычно понимается производство товаров с использованием цифровых технологий. Рецензируемые источники подчеркивают важность поддержки технологического развития с помощью «аналоговых дополнений»: соответствующей нормативно-правовой базы, цифровой грамотности и институциональной ответственности.
Распространение цифровых технологий на длительный период определяет траектории экономического и общественного развития, что и не единожды приводило к кардинальным переменам жизни людей. Возникновение цифровой экономики - одно из приоритетных направлений для большинства стран. Как правило, они характеризуются длительным периодом реализации «повестки цифрового развития» и последовательностью приоритетов - от построения базовой информационно-коммуникационной инфраструктуры будет осуществляться согласованная политика в этой области и программ поддержки широкого внедрения цифровых технологий [1].
Основой эффективного развития ЦЭ является цифровизация, под влиянием которой экономика развивается более эффективно и повышается ее конкурентоспособность. Сфера влияния новых технологий безгранична: социальная жизнь, производство, наука, бизнес, администрация и т.д.
ЦЭ влияет на национальную экономику с помощью инновационных информационных и цифровых коммуникационных технологий (ИКТ) - интернета, мобильной связи, сети, сенсорные сети, онлайн-режим, электронный рабочий процесс, учет и хранение информации и т.д.
Цифровизация - это одно из направлений в мировом развитии, определяющее развитие экономики и общества, а также держит курс на повышение эффективности экономики и улучшение качества жизни.
Пользование персональным компьютером и сетью интернет можно отнести к основной предпосылке цифровизации в обычной жизни граждан. Уровень их использования в России ниже, чем в Европе, но все же наблюдается положительная динамика (табл. 1).
Таблица 1. Население, использующее персональные компьютеры, по полу и возрастным группам (в процентах от общей численности населения соответствующих групп) [2]
2015 2016 2017
Пол
Мужчины 78,4 81,0 82,8
Женщины 77,8 80,3 81,9
Возраст, лет
15-24 96,5 97,5 97,0
25-34 93,9 95,0 95,5
35-44 87,8 91,0 92,3
45-54 75,0 78,9 84,0
55-64 53,8 59,0 65,6
65-74 31,5 35,1 65,6
Представленные данные свидетельствуют, что наиболее активно используют персональные компьютеры население в возрасте до 44 лет, особенно возраст 15-24 - 97%. Менее активно население в возрасте 55-74 года. Процент от общей численности населения данной группы составляет 65,6.
К положительным эффектам цифрови-зации в обществе в целом можно отнести: повышение качества жизни граждан, повышение производительности труда, прозрачность экономических операций, бесплатные платформы при продвижении товаров и услуг. Преимущества цифровиза-ции на уровне отдельных компаний и продукции включают в себя возможность отказа от посредников, т.е. цифровизация позволяет компаниям создавать сайты для себя, для того чтобы привлечь потребителей и продвигать свои товары и услуги. С другой стороны, потребители имеют возможность выбрать необходимые товары и услуги в интернете, на сайтах различных компаний, интернет-магазинов [3].
С 2000 года информационные технологии стали одним из приоритетов государственной политики России. Это федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», государственной программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (РФ)».
Инструменты поддержки, которые действовали до 2019 года, можно разделить на две группы. Во-первых, это меры поддержки «традиционных» цифровых технологий и закупки готовых решений в госу-
дарственном секторе (электронное правительство, госуслуги и др.), а также обеспечить развитие информационной инфраструктуры и широкополосного доступа в Интернет (для социально значимых объектов, малых населенных пунктов). Во-вторых, существует множество мер прямой финансовой поддержки разработки и внедрения ТИЦ в рамках научно-технической и инновационной политики.
На начало 2019 года их было около 30, в основном гранты и субсидии для разработчиков технологий, венчурные инвестиции и льготные кредиты. Есть некоторые меры, которые напрямую ориентированы на цифровые технологии, многие из которых были введены в последние два-три года в связи с усилением «цифровой повестки дня», а также с запуском Национальной технологической инициативы, которая определяет сквозные технологии (для разных рынков), практически полностью совпадающая с цифровыми технологиями, национальная программа «Цифровая экономика РФ». Многие другие меры, которые поддерживают цифровые технологии в более широком диапазоне тем.
В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством РФ на базе программы «Цифровая экономика Российской Федерации» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Система управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена постановлением Правительства РФ от 2 марта 2019 г. №234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [4].
Комплекс новых мер поддержки, предусмотренных Национальной программой цифровой экономики РФ, довольно разнообразен и учитывает специфические особенности цифровых технологий. Во-первых, это проявляется в значительном акценте внимания на нормативных изменениях, в том числе на внедрении новых понятий и явлений, связанных с цифровой экономикой («умный контракт», «крипто-валюта», «Интернет вещей», «искусственный интеллект» и другие), снятие ограничений и устранение пробелов в законах, которые регулируют правила, которые предотвращают распространение цифровых технологий, например, авторитетный список телемедицинских услуг, признание результатов испытаний в виртуальном секторе, регулирование использования персональных данных в различных кибер-физических системах).
В рамках политики в области ЦЭ впервые в России планируется активно использовать инструмент «регуляторные песочницы» (в том числе и в финансовом секторе). Значительное внимание уделяется соз-
данию инфраструктуры цифровых платформ (например, исследования и разработки цифровых платформ), промышленным цифровым платформам, сельскому хозяйству, архитектуре, медицине и другим областям (ограниченным большинством промышленных проектов в отрасли).
Планируется дальнейшая цифровизация государственного управления - внедрение цифровых платформ, систем и облачных решений в государственных органах и при предоставлении государственных услуг:
- услуги электронного правительства, оказываемые «проактивно», в том числе на основе биометрической аутентификации, электронной подписи и «электронного профиля» граждан и юридических лиц;
- электронный документооборот и согласование документов в госорганах;
- единая система генерируемых ими данных;
- автоматизация контрольной (надзорной) деятельности на основе анализа рисков по большим данным с объектов проверок;
- единое окно цифровой обратной связи и др.
Запланировано масштабное обучение цифровой экономике на всех уровнях образования (школа, среднее профессиональное, высшее, переподготовка и обучение), а также развитие цифровой грамотности и навыков населения (табл. 2).
Таблица 2. Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, по типам поселения и половозрастным группам, по РФ (в процентах от общей численности населения соответствующей группы), 2016 год [ 1]
Всего В том числе в возрасте, лет
15-19 2G-24 25-29 3G-34 35-39 4G-44 45-49 5G-54 55-59 6G-72
Всего 28.8 21.9 33.2 4G.7 41.1 4G.1 37.2 32.G 23.8 17.7 8.2
мужчины 26.8 2G.8 3G.5 36.6 37.1 34.9 33.G 29.4 21.3 15.7 8.4
женщины 3G.5 23.G 35.9 44.9 45.1 45.2 41.1 34.4 25.9 19.2 8.G
город 32.1 23.6 34.9 44.5 45.1 44.4 41.6 36.4 27.2 2G.4 9.2
мужчины 3G.G 23.G 32.2 4G.G 4G.5 38.9 37.3 34.G 24.5 18.3 9.7
женщины 33.8 24.2 37.6 48.9 49.6 49.5 45.6 38.6 29.3 22.G 8.9
село 18.8 17.6 27.3 27.9 27.2 26.G 23.2 2G.3 15.G 1G.4 5.1
мужчины 17.5 15.6 25.3 25.8 25.9 22.1 2G.1 17.8 13.7 9.6 4.9
женщины 2G.G 19.8 29.5 3G.3 28.6 3G.G 26.3 22.7 16.2 11.1 5.2
Всего доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг составля-
ет 28,8%. Наиболее активно городское население - 32,1%, а сельское население -18,8%.
Заключение. ЦЭ - это новый тип эко- мгновенных услуг. Еще одним преимуще-номических отношений, который активно ством ЦЭ является самая низкая цена на развивается во всем мире. ЦЭ вскоре мо- производство и выполнение транзакций. жет стать ведущим сегментом, двигателем Одно из главных преимуществ ЦЭ над роста и развития экономической системы в традиционной заключается в том, что целом. Это связано с тем, что в цифровой электроника практически неисчерпаема и экономике есть ощутимые преимущества существует в виртуальной форме, настоя-для обмена денег, такие как скорость дос- щие материалы почти всегда ограничены в тавки товаров или предоставление почти количестве и гораздо труднее доступны.
Библиографический список
1. Абдрахманова Г.И. Что такое цифровая экономика? / Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. // Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 82 с.
2. Сабельникова М.А. Информационное общество в Российской Федерации. 2018: статистический сборник [Электронный ресурс] / М.А. Сабельникова, Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О.Ю. Дудорова и др.; Росстат; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Электрон. текст дан. (19 Мб). - М.: НИУ ВШЭ, 2018. ISBN 978-5-7598-1859-5.
3. Цифровая экономика в современном обществе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018019293
4. Цифровая экономика РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directi ons/858/
MODERN SOCIETY IN THE DIGITAL ECONOMY
A.B. Alieva, Senior Lecturer L.B. Habartova, Student North-Caucasian State Academy (Russia, Cherkessk)
Abstract. This article provides an overview of information on the digital economy and how it affects many areas of life and the country's economy in general. Digitalization is considered as a factor in economic development and improving the quality of life of the population. It also talks about the advantages of the digital economy, as a manifestation of the growth of the socioeconomic effect with the introduction of digital technologies. A comparative analysis of the use of personal computers and the Internet by the population by sex and age groups is carried out.
Keywords: digital economy, digitalization, digital technologies, public services, quality of life.