Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ С. ПИНКЕРА "ЛУЧШЕЕ В НАС: ПОЧЕМУ НАСИЛИЯ В МИРЕ СТАЛО МЕНЬШЕ"'

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ С. ПИНКЕРА "ЛУЧШЕЕ В НАС: ПОЧЕМУ НАСИЛИЯ В МИРЕ СТАЛО МЕНЬШЕ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ С. ПИНКЕРА "ЛУЧШЕЕ В НАС: ПОЧЕМУ НАСИЛИЯ В МИРЕ СТАЛО МЕНЬШЕ"»

А.А. Мельникова 145

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рецензия на книгу С. Пинкера «Лучшее в нас: почему насилия

*

в мире стало меньше»

© Мельникова Алла Александровна - доктор культурологии, профессор, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург; е-таУ: 88alla88@mail.ru

Некоторые тенденции в развитии общества представляются настолько очевидными, что их исследование представляется странным и нелогичным. К таким тенденциям относится и тема насилия в обществе - обилие телевизионных новостей о совершении насилия в различных формах создают уверенность в его возрастании. Однако исследование Стивена Пинкера опровергает эту кажущуюся очевидность. Автор приводит огромное количество статистических данных, которые неопровержимо свидетельствуют о прямо противоположной тенденции, доминирующей в самых различных социальных областях, а именно - о неуклонном снижении насилия.

При этом представление об агрессивности как неотъемлемой составляющей человеческого бытия было незыблемым, основанным на особенностях биологической природы человека. В естественной среде, взрастившей наших предков, именно сила дает доступ к ресурсам, и самец для поддержания своего статуса должен эту силу демонстрировать - и членам своей группы, и, тем более, при столкновениях с членами другого племени. Отсюда значимость высокого уровня тестостерона как биохимической поддержки агрессивного поведения самца. Человеку такой химический расклад достался в наследство от предков, и эволюция не внесла тут каких-то значимых коррективов. Однако С. Пинкер оспаривает утверждение о том, что насилие включено в саму природу человека. Он подчеркивает, что, хотя в природе человека есть биологические основания, способствующие насилию, однако то, в какой форме агрессивные тенденции

будут проявляться, зависит от нормативов социума, в котором человек вырос (то есть реакция на оскорбляющего человека может варьироваться в широком диапазоне: убить/ ударить/ обматерить/ обидеться/ ничего не сделать/ простить/ не заметить обиды). В книге Пинкера проанализирован процесс трансформации поведенческих практик в разных сферах социальной жизни, и сделан вывод о снижении насилия во всех сферах общества.

Само по себе изучение приведенной Пинкером статистики уже сдвигает привычные шаблоны - так, поскольку развитие цивилизации сопровождается и все большим усовершенствованием орудий уничтожения противника, то отсюда вытекает убеждение, что наиболее кровопролитной была Вторая мировая война. Однако статистика корректирует картину: наиболее кровопролитной по проценту убыли мужского населения, согласно приведенным в книге данным, была гражданская война в Англии XVII века (хотя, жители Парагвая, скорее всего, не согласились бы с таким выводом - война Аргентины, Уругвая и Бразильской империи против их страны 1864-1870 годов привела к уничтожению более 70% взрослого мужского населения. Впрочем, Пинкер, с одной стороны, всё же берет за основу своей модели не весь мир, а выстраивает ее по доминирующим тенденциям именно западной цивилизации, а, с другой стороны, он и не утверждает, что процесс снижения насилия - строго линейный). В любом случае, изучение статистики не в абсолютных цифрах, а в процентном соотношении рисует совершенно иную картину, чем та, что складывается у обывателя под влиянием

* Пинкер, С. Лучшее в нас : почему насилия в мире стало меньше / Стивен Пинкер ; перевод с английского: Галина Бородина, Светлана Кузнецова. - Москва : Альпина нон-фикшн : издатель П. Подкосов, 2021 [т.е. 2020]. - 948, [3] с. : портр., ил., табл. - (Бестселлер The New York Times). - (Книжные проекты Дмитрия Зимина).

постоянного потока информации по всем новостным каналам о различных формах совершаемого насилия.

Книга ценна не только статистическими выкладками, подтверждающими вывод о снижении насилия - не менее интересно и проведенное автором исследование причин, почему так происходит. С точки зрения С. Пинкера, существует пять исторических сил, обусловивших снижение насилия. Первой силой является государство. Его возникновение и развитие, введение им монополии на законное применение силы и наказание тех, кто не смог побороть свою агрессию по отношению к ближнему, ограничивает насилие, а затем и приводит к его снижению. Пинкер анализирует трансформацию государства от его зарождения до современного состояния (конечно, это некая усредненная картина, при этом касающаяся развитых мировых государств), доказывая, что наблюдается, во-первых, устойчивая тенденция к снижению насилия внутри государства (и граждан по отношению друг к другу, и самого государства к гражданам), а, во-вторых, со Второй мировой войны происходит уменьшение различного вида организованных столкновений.

Второй силой является торговля. Поскольку в процесс обмена товарами включалось всё большее количество различных стран и народов и значимым стало именно расширение рынка, то война с этой точки зрения выступает препятствием, мешающим разворачивающейся торговле. Кроме того, меняется само восприятие других народов - они уже рассматриваются как участники товарооборота, полноценные покупатели, поэтому их дегуманизация перестает быть продуктивной.

Следующей, третьей силой, влияющей на снижение насилия, является феминизация, которая приводит не только к признанию женских прав, но и к расширению сферы женского влияния. При этом, поскольку насилие в большей степени связано с мужским доминированием, то увеличение числа женщин во власти приводит к смягчению нравов, снижению количества социальных практик, в которых присутствует насилие над личностью.

Четвертая сила - космополитизм. Всемирная паутина, грамотность, возраста-

ние числа людей, динамично перемещающихся в разные точки своей и чужих стран - всё это изменяет взгляд на тех, кто еще недавно воспринимался как чужой, и, вместо чувства неприязни, рождает симпатию и сопереживание, сочувствие.

Пятой силой, влияющей на снижение насилия в мире, С. Пинкер видит усиление власти разума, рационального подхода. В свете этого подхода более выгодна кооперация, насилие же порождает лишь насилие, поэтому оно непродуктивно и необходимо его рассматривать как требующую решения проблему.

Кроме внешних причин, Пинкер указывает также внутренние причины, относящиеся к человеческой природе, которые способствуют процессу снижения насилия. Таких причин он выделяет четыре. Первая - это наличие эмпатии, то есть способности чувствовать состояние другого человека, его переживания, боль как свою собственную, что меняет наше поведение, заставляя учитывать не только свои интересы, но и интересы других людей. Вторая причина - наличие самоконтроля. Именно ему мы обязаны обладанием способности «тушить» агрессивные импульсы, не давая им прорваться в виде насильственных действий. В качестве третьей причины С. Пинкер называет моральное чувство, хотя и указывает на его амбивалентность -в культурном поле разных народов, это чувство может не только предотвращать насилие (делая морально недопустимым), но и стимулировать его (например, поощряя кровную месть). К последней, четвертой причине Пинкер относит наше умение рассуждать. Размышление о своей жизни, сравнение себя с другими расширяет узкие рамки индивидуалистических взглядов, направляя человека на поиски способов изменить, улучшить себя.

Исследование Стивена Пинкера, осмысляя разворачивающуюся историю цивилизации, видит в человечестве не раковую опухоль планеты, губительную и для нее, и для самой себя, а идущих путем прогресса людей, обучающихся добру и чувству любви к ближнему. Такой оптимистичный подход, подкрепленный собранными данными, порождает у читателя надежду на торжество гуманизма, которая была нами утрачена с окончанием века Просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.